Как вызвать чувство страха у читателя

Как вызвать чувство страха у читателя

УЖАСЫ! КАК НАПУГАТЬ ЧИТАТЕЛЯ
(чтобы он не лопнул со смеху)

Как пишутся страшные сцены?

Нельзя пугать сразу. Резкое появление монстра без подготовки читателя вызывает у читателя обратную реакцию: смех, разочарование а может быть, даже сцена покажется недостоверной.

Почему так происходит? Заглянем в психологию.

СТРАХ — это сильная отрицательная эмоция, которая возникает в результате воображаемой или реальной опасности и представляет угрозу жизни для индивида.

Организм оценив опасную для жизни ситуацию молниеносно приходит в боеготовность для того чтобы бежать, драться или наоборот спрятаться и замереть.

ПРИМЕР:
Ночью в деревне вам повстречалась бешенная собака! И вы неожиданно для себя перепрыгиваете за трехметровый забор без единого выступа. Как это произошло? Очень просто! На фоне адреналина и поднятого мышечного тонуса у вас появляется неимоверная сила и молниеносная реакция.

Что происходит с читателем, когда вы сразу с первых строк своей книге пишите о монстре?
Читатель еще не успел проникнутся вашим произведением, он не напуган, он сидит дома читает книгу.
Хитрый читатель понимает, что этот монстр не причинит ему никакого вреда, не выберется из книги, а значит организм читателя не реагирует на страх – и тут для вас как для автора наступает крах. Читатель ржёт, тыкая пальцев в вашу фамилию.

Что делать? Ответ элементарен – ТРЕВОГА – вот что нам поможет!

Трево́га — отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание отрицательных событий, трудноопределимые предчувствия.

Тревога — это тот же страх – но он не определён. Человек предполагает, что что-то может произойти ужасное, но что неизвестно.
При тревоге человек копается в своей памяти и достает из нее самые ужасные варианты поворота событий, которые пугают его – тем самым человек накручивает сам себя и погружается в еще большущую тревогу и страх.

РАЗНИЦА МЕЖДУ СТРАХОМ И ТРЕВОГОЙ.

Страх можно контролировать.
ПРИМЕР: – когда боишься темноты можно включить свет и не боятся.
Тревогу контролировать нельзя – тревога рисует в воображении страшные картинки.
ПРИМЕР: а вдруг лампочка все равно выключится? А друг электричество погаснет во всем городе? Меня тогда похитят призраки, в темноте появится приведение! Кровать превратиться в монстра!

ИТАК, КАК ЖЕ НАПУГАЬ ЧИТАТЕЛЯ?

СНАЧАЛО ВЫ ДОЛЖНЫ ВОГНАТЬ ЧИТАТЕЛЯ В ТРЕВОГУ:
Подкидывайте факты, намекающие на то что в скором времени должно произойти что-то страшное. Важно чтобы была неопределенность. Читатель не должен понимать, что будет в дальнейшем конкретно.

ПРИМЕРЫ:
Девочка, девочка, гроб на колесиках подъезжает к твоему дому!
Чьи-то желтые глаза смотрели из тьмы.
В доме была приоткрыта дверь. Неужели кто-то залез внутрь?
Под кроватью раздался шорох…
Черная кошка перебежала дорогу.
Гадалка нагадала страшное…

ЧТО ПРОИСХОДИТ С ЧИТАТЕЛЕМ?
В тревоге читатель начинает воображать, что же будет дальше, его мозг лихорадочно рисует картины возможного поворота событий на основе собственного опыта. И вот уже читатель, побелев от страха биться тех картинок которое нарисовало его собственное сознание. Его состояние меняется. Растет адреналин, поднимается давление. Учащается пульс…

УСИЛЕНИЕ ТРЕВОГИ
Перед страшной сценой тревогу надо усилить до максимума! Чтобы читатель трясся от ужаса! Опишите действие персонажа который боится и ожидает чего то ужасного. Самые замечательные места в фильмах ужасов, когда персонаж спускается ме-е-е-едленно в подвал без света и напряжённо вглядываясь в темноту ожидая, когда случится что-то ужасное.

А ТЕПЕРЬ МОЖНО ПИСАТЬ УЖАСНУЮ СЦЕНУ!
Итак! Страшную сцену можно писать только в том случае если вы точно уверены, что читатель доведен до ручки уже трясется от страха – только тогда при слове «монстр» читатель заорет и запрыгнет на люстру.
Вот тут-то вы пишите страшную сцену во всех красках.

ОПИСАНИЕ СТРАШНОЙ СЦЕНЫ.
Не важно кто побежит в страшной сцене жертва или преследователь. Важно продолжать издевается над читателем и нервировать его.
Запомните! Если читатель заранее понял, что сцена закончится плохо, и жертву все равно поймают (съедят, побьют, покусают) то читательский страх смениться оцепенением, отвращением, безысходностью, разочарованием и т.д.
Чтобы удержать страх читателя — у жертвы постоянно должна появляться надежда на спасение.
Важно давать шанс жертве – и шанс этот отнимать за этим снова давать шанс и снова отнимать шанс.

ПРИМЕР:
Он бежит от собаки, но собака уже близко, он прыгает на забор – но собака находит лазейку, он забирается на крышу дома и думает, что чудом остался жив, а там его поджидают еще пять собак….

В чем секрет фильма «Оно?»
ЧТО САМОЕ СТРАШНОЕ?
Страшный монстр (зомби, Дракула) или добренький клоун (ребенок, невинная игрушка)?
То, что монстр по нашему мнению страшный это понятно сразу – и при описании монстра не возникает тревоги это стразу должно быть страшно – а сразу страх вызвать сложно если не было тревоги. Нет эмоциональной раскачки.
А вот если вы опишите клоуна и намекнете что в нем не все нормально – это вызовет тревогу, а значит в итоге клоуном легче напугать чем монстром, если намеки делать все больше, а потом клоун переродится в что-то ужасное!

ЕЩЕ ОДИН НЕБОЛЬШОЙ ПРИЕМ:)

ИСПУГ
Это простой способ быстро вызвать чувство страха.
Резко кто-то выпрыгивает из-за угла, громкий звук, взрыв и т.д.
Испуг может быть вызван чем угодно внезапным, поэтому в книге можно нагнетать обстановку словами:
ПРИМЕР: Вдруг, неожиданно, внезапно, в ту же секунду и т.д.

ИСПУГ — это рефлекторная реакция на возможную опасность. (резкий звук, прикосновение к ноге чего-то склизкого и т.д…)
Реакция: вздрагивание, расширение зрачков, застывание тела, реже бывает мочеиспускание, дефекация, ощущение холода.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ О ФОБИЯХ –
Часто фобии возникают после длительного пребывания человека в тревоге. Человек не может вечно боятся непонятно чего. Тревога намного тяжелее страха. Со страхом можно бороться и его контролировать (не залезать на крышу, прятаться от молнии и т.д.) но как бороться с тревогой?
В случае если вы долго живете в тревожной ситуации ваш мозг сам придумывает вам страх, который вы можете контролировать! У вас появляется фобия с конкретным страхом! И эта фобия может совершенно быть не связана с тревогой! Раз! И вы уже боитесь пауков. А значит жить вам стало в чем-то легче теперь вы боритесь с пауками и контролируете свою жизнь.

Читайте также:  Как плитка шоколада настроение подниму

Ну вот наконец-то и все! Вам уже страшно?
Жду ваших отзывов!

Источник

Как можно заставить читателя по-настоящему испугаться? В чем заключена та самая «эссенция ужаса»?

Я вообще не понимаю, о чём люди говорят, рассуждая на тему — пугает их какой-то текст или нет. Лично меня не пугает вообще никакая литература ужасов. В детстве, возможно, пугала ещё чуть-чуть, но сейчас я даже не могу представить, как это происходит. В книгу не засунешь скример, да. И не создашь никак такой эффект погружения, как в реально страшных играх — просто потому, что набор средств иной.

Допускаю, что кого-то может напугать текст. Но как такие люди на улицу-то выходят тогда. Ну ладно, есть ещё специфические фобии, на которые можно давить, но в моём случае этот не то впечатление, которое будет позитивным. Не знаю уж, у кого как. Даже «мясо» уже давно приелось и само по себе не вызывает каких-то эмоций особых.

Мне нравится определение, которое Николай Романов продвигает. Про то, что ужасы в литературе (да и не только в ней) не пугают — они именно что ужасают. А это чувство совсем другое. Напугать описание некой ужасной ситуации не может, а вот именно ужаснуть — очень даже. Нечто психологически гнетущее, это вообще необязательно про какого-то монстра или маньяка. Скажем, одни из самых сильных ощущений такого рода я испытал от фильма «Костяной томагавк», хотя от «чистого хоррора» в нём одна сцена, да и то. В ту же копилку «Мы» недавний, «Коко-ди Коко-да».

Причём на самом-то деле так хоррор издавна работает. У того же же Лавкрафта я всегда видел стремление прежде всего ужаснуть тайная мироустройства, у Кинга — показать ужасных людей, живущих по соседству. И так далее.

Не знаю, не понимаю я этого «не страшно, не хоррор». А где страшно-то? Где страшная книга. Не читал такой, будучи взрослым. Вот ужасающего — его много, но это другой подход совсем. И потом говорят, что #не_хоррор 🙂

Ну а в целом я за постхоррор. Где его элементы — только художественный приём, а сделано всё равно иного. И сам именно так работаю, всегда говорил: хоррор не пишу. Несмотря на то, что публикуюсь как раз в хоррорных изданиях 🙂

Источник

Как писатели заставляют нас дрожать от волнения: 5 приемов коварного автора

Какими приемами авторы создают у читателя чувство гнетущей неопределенности и острое желание перелистнуть очередную страницу? Почему некоторые книги почти невозможно отложить до самого финала?

Зловещие намеки

Это крутой прием для вступления. Автор в 1-3 предложениях сообщает, что скоро в этой истории произойдет что-то ужасное, шокирующее или необыкновенное. Читатель не узнает почти ничего конкретного, но его внимание уже захвачено: он ждет фееричных или пугающих событий, хотя еще понятия не имеет, каких именно.

Красная селедка

Такой рецепт действительно существует, но сейчас мы используем этот термин в значении «ложная улика». Это подсказка, которая пускает читателя по ложному следу. Ему уже кажется, что он играючи разгадал загадку всей истории. Потом бац – все радикально меняется, герои, события и факты открываются в новом свете.

Авторы вводят читателя в заблуждение ложными намеками и предсказаниями или побочными сюжетными линиями. Еще можно показать на вид значимое событие и придать ему неверное значение.

На грани возможного

Целям создания напряжения хорошо служат ограничения. Они могут быть:

  • временными. Простой пример – бомба с таймером, который отсчитывает 3 минуты до взрыва, который разнесет в щепки пол квартал;
  • психологические. Скажем, герою срочно нужно прыгнуть с парашютом, но страх высоты доводит его почти до обморочного состояния;
  • физические. Персонаж травмирован, связан, заперт в бункере, застрял ногой в капкане, а ему надо быстренько куда-то добежать.

Показать, но не объяснять

Автор преподносит читателю что-нибудь странное, но явно очень важное, а объяснение откладывает на потом. Пусть помучается. Это может быть загадочный набор чисел, необычный диалог, непонятные действия персонажей.

Короткие предложения

Такая мелочь, а работает. По мере наращивания напряжения писатель уменьшает размер предложений. Так у читателя появится ощущение увеличения темпа повествования и приближения важных событий. Эту мелкую хитрость обычно используют в наиболее драматичных сценах.

О других писательских фичах читайте в статьях:

Источник

Как вызвать чувство страха у читателя

«Напугай меня!»
или
«Пишем мистику и ужасы».

Подавляющее большинство людей обожают, чтобы их пугали.
Стивен Кинг.

Писать мистику и ужасы сейчас модно. Но, к сожалению, как раз это и снижает уровень качества. Пишут все, кому не лень, и кто во что горазд. Но ведь это не так-то просто. Вот задайтесь вопросом, а как часто вам попадаются произведения в этих жанрах, от которых по спине мурашки, и от собственной тени шарахаться начинаешь? А ведь именно страх – критерий, по которому в первую очередь стоит судить хороший хоррор. С мистикой несколько иначе, но соответствующая атмосфера и здесь не менее важна.

Давайте для начала разберемся, что есть что.

Литература ужасов ( « хоррор » или просто «ужасы» ) – жанр, призванный вызывать у читателя страх. В повествовании речь может идти как о сверхъестественных созданиях, фантастических монстрах, так и об обычных людях.

Мистика – жанр, в основе которого лежит столкновение со сверхъестественным. В отличие от хоррора не обязательно предполагает целью вызывать чувство страха. Как правило, мистика выступает определением при другом жанре: все в тех же ужасах или драмах, романах и прочем.

Триллер – для этого жанра характерен так называемый эффект « саспенс » (от анг. suspense – неопределенность). Здесь превалирует давление и воздействие на психику.

Читайте также:  Как свои чувства объяснить парню что

Особняком стоит «черный юмор» или «комедия ужасов» . Это своеобразный жанр-пародия. Но к сожалению, действительно интересные работы попадаются не часто. Писать юмор сложно само по себе. Писать качественный «черный юмор», на мой взгляд, сложнее на порядок, если, конечно, вы хотите получить в результате не пошлый низкопробный стёб.

Ну а теперь перейдем непосредственно к написанию.

Ориентиры для автора

Сначала хотела включить это как один из пунктов, но пришла к выводу, что из списка он несколько выбивается. А не упомянуть об этом не могла.

Дорогие авторы, если вы собираетесь писать в жанре, потрудитесь и что-то стоящее прочитать. Заостряю на этом внимание, потому что, так или иначе, многие ориентируются больше на фильмы, нежели на литературу, а как раз отсюда и ноги растут у неимоверного количества наиглупейших штампов. Ведь кинематограф и литература совершенно разные вещи. Фильм строится на многих составляющих: сценарий, режиссура, актерский состав, музыкальное сопровождение, качество съемки, спецэффекты. У книги есть только слово, возможно, иллюстрация. Всё! Вы не можете приложить к тексту фотографии и диск с парой треков, полностью забив на описания. Хотя, если брать такой фактор, как актерский состав, то в фанфикшене есть его аналог – имена героев, что у всех на слуху. Но тут та же история, что порой бывает и с фильмами: клюнул на имя актера, а посмотрел фильм – переплевался. А все потому, что, кроме имен, порой ничего и нет.

Кстати, довольно неплохой вариант – взять в основу реальную историю. Таких историй уйма, а обыграть-то можно как угодно. Это своеобразная реклама – на пометку «Основано на реальных событиях» многие клюют. Но для читателя это только приманка, для автора же – каркас, на котором он будет строить свое произведение, и важно его не сломать.

А еще не надо бояться экспериментировать. Я вообще склоняюсь к тому, что фантазия человека неограниченна. Нужно пробовать, ошибаться, переигрывать и переписывать. В противном случае сложно чего-то добиться.

Итак, я постаралась выделить составляющие, на которые автору необходимо обратить внимание. Собственно, все они важны и в других жанрах, но сейчас мы рассмотрим их именно с точки зрения хоррора и мистики.

1. Матчасть.

Матчасть – наше все. Это то, с чего нужно начинать и не сметь забывать. Но почему-то она, наоборот, часто хромает. А ведь, по сути – как можно писать о том, чего не знаешь? И не в том плане, что ты сам никогда не сталкивался с этим в жизни, а просто не потрудился поискать информацию. У всех есть интернет, и при желании все можно найти. Есть, конечно, темы сложные, бывает и мало информации – в таком случае можно попробовать найти людей сведущих, возможно поработать с книгами, журналами, газетами, если есть такая возможность и необходимость.

К сложным темам вполне можно отнести медицину. Информации по ней много, но разобраться самому во всех нюансах нереально. Человек, непосредственно имеющий с этим дело, сразу увидит все ваши ляпы, поэтому самым удачным, на мой взгляд, будет найти консультанта.

2. Герои и монстры

Штампы, штампы, штампы! А всему виной «любимые» наши фильмы. Оттуда продолжают перекочевывать в литературу супермены местного разлива со знаниями хорошего военного и излишне любопытные и завывающие не хуже пожарной сирены дамочки в неглиже, у которых чувство самосохранения отсутствует по определению. Из-за таких героев ни фильмы смотреть не интересно, ни книги читать. Люди все разные, нельзя штамповать одинаковых, да к тому же глупых, шаблонных персонажей – стремитесь придавать им индивидуальность.

Далее: тварюшки и иже с ними. Злодеев человеческого происхождения, которые маньяки, здесь не берем – они у нас вместе с первыми. Поговорим об иных созданиях. Какое же тут многообразие! На первый взгляд. Но присмотришься и понимаешь, как это все приелось: вампиры, оборотни, призраки, всякая живность, которая не прочь полакомиться человечинкой, инопланетные твари различных вариаций и прочие. Конечно, на расцвете жанра оригинальничать было проще, скажете вы. Но ведь многие из тех самых первопроходцев до сих пор актуальны и заставляют трепетать от ужаса, не позволяя более молодым своим последователям себя обскакать. Наверное, это должно о чем-то говорить. Думаю, тут немаловажно, как и в каком свете вы преподнесете привычного персонажа. Ведь и столь любимых многими вампиров можно показать с неожиданной стороны, нужно просто не оглядываться на то, что было, а посмотреть на них самостоятельно. Ведь по сути то, у каждого человека свой взгляд, свое восприятие – даже если мысли наши могут быть схожи, они никогда не идентичны. И это здорово, и на этом нужно играть!

3. Повествование.

Для мистики и триллера оно уместнее постепенно нагнетающее – здесь важно напугать не резко выпустив из-за угла какую-нибудь жуткую тварюшку, а методично доводя читателя до нужной кондиции. А вот в ужасах медленное, напряженное повествование как раз сменяется резкими стремительными поворотами сюжета. Но не стоит усердствовать с «тварюшками из-за угла» – прием слишком банален и ожидаем. Пробуйте вводить в сюжет нечто более оригинальное – то, чего читатель не ожидает. Потому что хоррор все же должен быть более динамичен, в то время как мистика может быть построена на одной лишь атмосфере.

4. Описания.

Текст ни в коем случае не должен быть «сухим», потому что ни о каком страхе тогда и речи быть не может.

Хорошо делать подробные, но не чрезмерные описания. Читатель не должен забыть, что происходит, пока ему рассказывают о каждой зазубринке на орудии убийства.

Безусловно, хорошо, если вы знаете, о чем пишете, но художественный текст – не учебник анатомии, и неправильно, если он пестрит научными терминами (это касается и любой другой сферы). Текст должен быть доступен для понимания читателю, ничего не сведущему в теме. Ведь он хочет «видеть» то, о чем говорит автор, а не довольствоваться непонятным словом, за которым прячется нечто неведомое. А если он не понимает чего-то, то и полной «картинки» не увидит.

Читайте также:  Регулятивная функция эмоций это

Есть в хорроре такое понятие, как «мясо». Думаю, никому не требуется объяснять, что это. Так вот, его количество, по идее, ничем, кроме вашей фантазии, не ограничено. Но! Читатель не так уж жаждет видеть море крови и расчлененку, за которыми стоит привычный нам уже маньяк или очередная тварюшка. Бессмысленная резня – никому не интересна. Так что для дела посмаковать «мясо» вы можете, но увлекаться и превращать произведение в краткий экскурс патологоанатома-самоучки тоже не стоит – как бы сложно это ни было, но всегда важно найти золотую середину. Вывод: расчленять и потрошить тоже нужно осмысленно.

Что касается мистики в чистом виде (если она не в дуэте с хоррором), кровища и «мясо» не приветствуются. Мистика – она более хрупкая и строится на более тонком уровне, грубость сломает ее, превратит в обычную жесть. Здесь страх больше не перед физической болью и страданиями – здесь страх на уровне подсознания. Чувство отчаяния, загнанности, обреченности, неизвестности! – вот то, что должен ощутить читатель. Но не забываем, что мистика не обязана быть мрачной и пугающей – она может быть и тихой, светлой. Только в любом случае никуда не должен исчезнуть морок загадочности, неизвестности и легкого холодка по коже.

5. Атмосферность.

Из предыдущего пункта непосредственно вытекает как раз-таки атмосферность.

Процитирую своего знакомого автора: «нужно умело создать атмосферу ужаса, сделать так, чтобы читатель поверил во все это, и тогда страшной покажется даже корявая палка».

Создать соответствующую атмосферу для литературы ужасов, вероятно, более важно, чем в каком-либо другом жанре. Ведь именно она должна пугать читателя в первую очередь. Есть и тут немало штампов: куклы, клоуны, заживо похороненные и прочее, но недостаточно просто о них сказать – нужно сделать это так, чтобы стало страшно. Ведь есть люди, которые боятся тех же кукол, или, например, страдают клаустрофобией или другими фобиями, а им порой достаточно упоминания о предмете собственных страхов. Так вот, задача автора – написать так, чтобы стало страшно не только тем, кто заведомо боится, но и всем, кто будет читать.

Не забываем, что атмосфера в мелочах. Никому никогда не станет страшно, если Вы распишите происходящее в двух словах, обозначающих действия героев. Пишите так, как видите и что видите. «Сухость» и немногословность не уместны – не рапорт же с места преступления составляете. Атмосфера, она создается порой незначительными на первый взгляд словами и фразами, ненавязчиво и словно случайно оброненными. Создается качественными описаниями – уместными, понятными и не чрезмерными.

6. Реалистичность. «Эффект присутствия».

Да, именно так. И то, что вы пишите о тентаклеобразном монстре или о милом привидении, не отменяет этого требования. В произведении должен быть реализм в той мере, чтобы у читателя не возникло сомнений, что все описанное может действительно где-то происходить. Необходимо заставить читателя поверить. Он должен ощутить себя участником событий, почувствовать то, что чувствует герой – не только испытать какой-то абстрактный страх, а увидеть, услышать, ощутить ВСЁ!

Данный пункт тесно связан с пунктом №1, потому что только знание матчасти позволит сделать события реалистичными, а героев – живыми. Даже когда вы создаете свой мир и своих существ, вы на что-то опираетесь, от чего-то отталкиваетесь – и любое изменение в «исходном материале» должно иметь причины и быть объяснено. Только тогда читатель вам поверит.

7. Неизвестность

«Это человеческая сущность – бояться неизвестного», – опять же цитирую.

Избегайте предсказуемости. Хоррор построен на страхе, а самый большой страх – это неизвестность. Согласитесь, ведь неинтересно читать, когда заранее знаешь, что дальше произойдет и чем все закончится. Зато какие ощущения, когда на протяжении всей книги не спадает напряжение, и не знаешь, чего ожидать в следующий миг!

8. Концовка

Опять же, непринципиально про ужасы, но многие высказали недовольство концовкой, и я к ним присоединяюсь.

Во-первых, стандартная ситуация, когда выживают парень с девушкой, иногда кто-то один. Во-вторых, окончание с непрозрачным намеком на неограниченное число продолжений, то бишь тварюшка глазик открыла или чихнула, показав нам, что она еще живее всех живых. Все умерли «и да земля им будет пухом» — тоже не лучший выход, хотя, конечно, зависит от ситуации. Давать конкретные советы по написанию концовки вряд ли возможно – у каждой истории свой финал, его нужно суметь найти и увидеть самому.

От меня только пожелание многим: дорогие авторы, не сливайте концовку! Не нужно торопиться, ставить себе рамки и сроки — Вас никто не подгоняет. Завязку и кульминацию порой написать сложнее всего остального, хотя это может быть лишь пара строк, но крайне важно сделать это хорошо. Первая должна заинтересовать читателя, вторая – доказать, что он не зря потратил время на чтение вашей работы. И добиться этого – ваша задача.

Совет в окончание. Что бы Вы не писали, всегда старайтесь посмотреть на свою работу как читатель: а понравилось бы Вам это? Потому что очень легко видеть у других ошибки и не замечать их, абсолютно идентичных, у себя.

Надеюсь, эта статья хоть немного поможет тем, кто пробует или хочет попробовать себя в данных жанрах. Хотелось бы все же видеть больше качественного хоррора и мистики, не написанных под копирку.

С любовью, ваша Алистер.

Добавить комментарий

Уважаемый читатель!
При конкурсном голосовании просим оценить текст, поставив оценку от 0 до 10 (только целое число) с обоснованием этой оценки.

Помним : 0 — 2: работа плохая, не соответствует теме, идея не заявлена или не раскрыта, герои картонные, сюжета нет;
3 — 4: работа, требующая серьезной правки, достаточно ошибок, имеет значительные недочеты в раскрытии темы, идеи, героев, в построении рассказа;
5 — 6: работа средняя, есть ошибки, есть, что править, но виден потенциал;
7 — 8: хорошая интересная работа, тема и идея достаточно раскрыты, в сюжете нет значительных перекосов, ошибки и недочеты легко устранимы;
9 — 10: отличная работа по всем критериям, могут быть незначительные ошибки, недочеты

Источник

Оцените статью