Как выразить радость жестами

Занятие 13. Радость. Что такое жесты?

Разминка

«Угадай, где я иду?» Ведущий имитирует ходьбу по различным поверхностям (грязи, льду, снегу и т. д.). Дети повторяют движения, затем отгадывают, по какой «поверхности» осуществлялось движение в каждом случае.

«Превратись в животное». Ведущий, а затем и участники по очереди превращаются в какое-нибудь животное, остальные отгадывают (с использованием карточек с изображениями животных).

Кричалка «Я очень хороший!». Детям предлагают повторить слово вслед за ведущим в соответствии с предлагаемой им громкостью несколько раз: шепотом, громко, очень громко. Таким образом ведущий и дети шепчут, произносят, выкрикивают слово «я», затем «очень» и, наконец, «хороший».

Основное содержание занятия

«Радость можно выразить жестом». Дети показывают радость только глазами, только губами, только одной рукой, двумя руками (при этом лицо закрывается листом бумаги). Побеседуйте о том, что чувство можно выразить по-разному, в том числе при помощи рук. Введите понятие «жест».

«Передай сообщение». Дети по очереди превращаются в учительницу, которая должна без слов, одними жестами передать классу то или иное сообщение: «Сидите тихо», «Не балуйтесь», «Молодец», «Встаньте смирно», «Садитесь», «Иди к доске» и т. п.

«Объясни задание». Ребята делятся на пары. В каждой паре один ребенок должен при помощи жестов объяснить задание второму. Задания раздает ведущий. Они могут быть любыми, но обязательно доступными для детского понимания и связанными с конкретными знакомыми детям действиями, например: «принести тетрадь», «вытереть доску», «снять пальто» и т. п.

Побеждает та пара, которая смогла быстрее других достигнуть взаимопонимания и выполнить задание за самое короткое время. (Предметами при объяснении задания пользоваться нельзя.)

Работа со сказкой. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.

Когда молочные зубы сменились постоянными

В одной тихой речке жил-был маленький крокодиленок. У него был красивый длинный хвост и много острых зубов. И вот когда его зеленая кожа стала твердой и молочные зубы сменились постоянными, он пошел в школу. Крокодиленок очень гордился этим, но вскоре он перестал радоваться, потому что дела его в школе шли плохо. Он никак не мог научиться нырять и притворяться замшелым бревном, хотя все остальные крокодилы в классе уже умели делать это. Учительница – большая темно-зеленая крокодилица – хвалила всех в классе, кроме крокодиленка, а иногда даже ругала его и ставила ему «двойки». Все крокодилы в классе дразнили его и называли глупым, с ним никто не водился.

Мама-крокодилиха очень огорчалась и спрашивала, в кого он такой уродился. Папа-крокодил грозился отлупить крокодиленка ремнем и всегда ставил в пример себя. «Я, – говорил он, – в твои годы нырял лучше всех в классе, а бревном притворялся так, что на меня даже бабочки садились. А ты что же?» Что мог ответить крокодиленок? Он и сам считал себя плохим и ни на что не способным. Он даже не слушал объяснений учительницы, так как думал, что все равно ничего не поймет. И вот однажды в их классе появился новый ученик, его родители переехали из другой речки. Как ни странно, новенький подружился с крокодиленком. «Почему ты дружишь со мной? – спрашивал он своего нового друга. – Ведь я такой плохой, что со мной даже никто не играет…» А друг ему ответил, что не все так плохо, надо просто стараться учиться лучше, и объяснил, как это можно сделать.

С этого дня крокодиленок начал вставать утром пораньше и повторял все, что сделал вчера. Домашнее задание он теперь выполнял очень тщательно, не ленясь, на уроках внимательно слушал учительницу и все запоминал. Он учился все лучше и лучше, а вскоре стал лучшим в классе. Он научился замечательно нырять и притворяться бревном. Учительница его хвалила, а одноклассники принимали в свои игры. «Я же говорил, что ты сможешь!» – радовался его друг.

После того как крокодиленок нашел в себе силы учиться лучше, он перестал думать, что он плохой, и окончил четверть на одни пятерки. Родители устроили в честь этого большой пир, куда пригласили всех его одноклассников. Крокодиленок был счастлив, он говорил: «Я хорошо учусь, я хороший!» И все радовались вместе с ним.

Вопросы для обсуждения

– Что огорчало крокодиленка в начале сказки?

– Каким он себя считал и почему?

– Как ему удалось начать учиться лучше?

– Как понимать слова «он нашел в себе силы учиться лучше»? Какие силы можно найти в себе?

– Были ли у вас похожие ситуации?

Комментарии для ведущего

В сильных классах можно предоставить ребятам более подробную информацию о жестах. Рассказать, что многие жесты пришли из глубокой древности и имеют свою историю. Так, большой палец, поднятый вверх или опущенный вниз, как знак одобрения или неодобрения был известен еще древним римлянам. Интересно, что в течение многих веков считалось: если кто-то чешет голову или теребит одежду в присутствии другого человека, то этим выражает свое пренебрежение к нему. Образованные люди так не поступали. Можно рассказать ребятам о том, что существуют международные жесты, например, поднятая рука означает просьбу человека обратить на него внимание. Однако в то же время для сообщения одной и той же информации у разных народов могут использоваться различные жесты. Например, некоторые африканские народы в знак приветствия передают друг другу тыкву, а эскимосы легонько стучат кулаком по голове и плечам.

На этом занятии начинается работа с терапевтической метафорой. Перед прочтением сказки ведущий раздает детям альбомы и говорит о том, что при желании они могут, слушая сказку, делать рисунки. Рисовать можно все, что угодно, но на тему сказки. Когда ведущий заканчивает чтение, дети, как правило, продолжают рисовать. Лучше всего обсуждать услышанное именно в это время, поскольку дети еще находятся «внутри сказки».

Вопросы для обсуждения желательно подготовить заранее с учетом специфики класса. На наш взгляд, обсуждение сказок наиболее трудная, но очень важная часть занятия. Дети получают опыт анализа своих проблем, возможность рассказать о своих тревогах. И очень важно, чтобы любые чувства ребенка были приняты как имеющие право на существование. Поскольку начинающему ведущему может быть непросто составлять вопросы самостоятельно, после сказок будут приведены варианты вопросов.

Источник

Эмоция радости, ее характеристики и особенности проявления на лице

Радость – положительная эмоция, которая, в отличие от прочих, всегда приносит удовольствие. Радость может вызываться в том числе приятными сенсорными стимулами и сопряжена с ощущением счастья и удовлетворения – ей не могут сопутствовать чувство вины или боль, которые имеют выраженный негативный характер. Человек склонен стремиться к ощущению радости и счастья для получения приятных ощущений.

По каким причинам возникает эмоция радости?

Рассматриваемая эмоция несколько отлична от эмоции возбуждения, которая является противоположностью скуки. При возбуждении человек испытывает интерес, становится увлеченным, а его внимание заостряется. Возбуждение может сопровождаться радостью, но может существовать и вместе с негативными эмоциям.

Отлична она и от чувства удовольствия, так как последнее не является ее обязательным компонентом. Наряду с модальностями возбуждения и удовольствия, существуют связки радости с такими ее ипостасями, как облегчение и личностное удовлетворение.

Читайте также:  Читай когда у тебя плохое настроение

При радости, сопровождающей облегчение, человек переживает приятные чувства от избавления от страдания, боли, печального настроения и т.д. Облегчение переживается и при достижении желаемого результата. Некоторые люди способны испытывать радость исключительно этого типа.

Человек способен получать счастье и от удовлетворения самим собой. Такая эмоция возникает при осознании своего личностного роста, профессионального и нравственного развития. Хорошо выполненная работа, выражение симпатии со стороны окружающих людей, одобрение социума – все эти факторы делают нас счастливыми от осознания своих положительных качеств и меняют наше представление о себе в лучшую сторону.

Порой все четыре типа радости сходятся в одну эмоцию. Например, при участии в забеге спортсмен испытывает радость как мышечное удовольствие, как возбуждение от духа соперничества, как облегчение от того, что он не подвел тренера, и, наконец, как удовлетворенность своим «я», вырвавшим победу и ставшим призером.

Интенсивность эмоции радости колеблется от легкого веселья до упоительного восторга. В зависимости от этого в мимике будет присутствовать или едва заметная усмешка, или широкая «чеширская» улыбка во весь рот. Человек может сдержанно хихикать или разражаться смехом буквально до слез. Тем не менее, хохот больше характерен для модальности «радость-возбуждение», когда, к примеру, человек вовлечен в веселую игру или реагирует на шутку, тогда как в других случаях интенсивная эмоция радости не сопровождается смехом.

Улыбка – одна из составляющих мимических проявлений радости – не всегда говорит о переживаемом счастье и является неспецифичным признаком, потому что часто сопровождает эмоции негативного спектра, пытаясь замаскировать действительное состояние человека. Улыбка может демонстрировать готовность перенести физическую боль, может использоваться как средство умиротворения агрессивно настроенного противника, а также как инструмент, смягчающий остроту ситуации. Улыбкой можно вызвать ответное расположение, так как на адресованную улыбку сложно не ответить такой же реакцией.

Радость часто комбинируется с негативными и нейтральными эмоциями, что привносит в мимику своеобразные «следы».

Как определить радость по выражению лица?

Разумеется, определить счастливое настроение человека по смеху не составляет труда. Когда радость переживается безмолвно, она также достаточно легко определима по мимике, но исключение составляют комбинации этой эмоции с другими.

О радостном настроении человека говорят в первую очередь характерные веки и нижняя зона лица. Область «брови-лоб» далеко не всегда задействована в мимическом ансамбле эмоции радости.

Для губ свойственно положение с оттянутыми и несколько приподнятыми уголками. Улыбаясь, человек может как держать губы сомкнутыми, так и приоткрывать рот, обнажая зубы. Демонстрация зубов в улыбке может ограничиваться верхними резцами, или же включать нижние и верхние зубные ряды вместе с деснами.

Чем интенсивнее улыбка, тем более выраженными становятся носогубные морщины, идущие от крыльев носа к нижней зоне лица. Также характерен подъем щек, который делает улыбку шире, а мимические складки – более отчетливыми. Выраженная улыбка существенно сужает разрез глаз.

Нижние веки тоже активно задействованы в эмоции радости. Кожа под ними подтягивается таким образом, что во внешних уголках глаз образуются т.н. «гусиные лапки» – характерные «веселые» морщинки, похожие на лучи. С возрастом «лапки» становятся более выраженными, тогда как у детей их может не быть вовсе.

Интенсивность эмоции радости и смешанная мимика

Степень радости главным образом определяется положением губ, дополняемым выраженностью складок в области «нос-рот» и морщин в области глаз. При закрытом рте эмоция радости может быть интенсивнее, чем при открытом за счет большей оттяжки назад уголков губ.

Даже слабое выражение счастья сопровождается характерными реакциями глаз (радостным взглядом, напряжением нижних век и морщинками в уголках), тогда как натянутая, маскирующая другие эмоции улыбка будет единственным маркером радости на нейтральном лице, глаза которого эмоционально не задействованы.

Комбинируясь с приятным удивлением, эмоция радости проявляется оттягиванием назад уголков уже открытого от неожиданности рта.

Смешанные эмоции радости и презрения накладывают на лицо печать высокомерия и самодовольства. В этом случае презрительно приподнимается лишь один из уголков рта.

Гневно-радостное выражение лицо принимает в ситуации триумфа над противником, при его прощении или желании смягчить конфликт. Нижняя часть лица будет демонстрировать улыбку, которая производит впечатление неискренней, а верхняя часть будет гневной.

Когда к радости примешивается страх, улыбка сопровождается испуганным тандемом «лоб-брови-глаза». Подобное выражение лица часто можно видеть на приеме у стоматолога или на «адреналиновых» аттракционах.

Резюмируя сказанное, можно отметить, что у радостного человека:

  • оттягиваются кверху и немного назад уголки рта;
  • появляется улыбка, которая либо обнажает зубы при открытом рте, либо «играет» на сомкнутых губах;
  • появляются морщины, идущие от ноздрей к области за уголками рта;
  • щеки могут подниматься к верхней части лица;
  • нижнее веко глаза приподнято, но не напряжено и образует лучеобразные морщинки.

Источник

Как выразить радость жестами

Поздравляем иминиников

alyonasemenovamsk (34) , DaydayIcefody (44) , ginessiv (38) , vladimirm968 (43) , AnaMadonaRet (33) , dyncJinty (41) , StivBruno (46) , StevenBice (40) , steparchersity (42) , RichardDep (43) , Edwardvake (37) , irisskaaa (36) , Steveguem (45) , useaGek (37) , Uaddirty (39) , Martinka (36) , RobertDace (39) , Evavydiabexia (36) , Gregorymek (34) , DonaldRem (40) , TyrellQuep (45) , WillieSt (44) , Michaelcymn (41) , Arthurlalk (41) , Stevenkl (46) , LensirsToto (37) , Gregoryei (46) , VladimirSila (36) , Lock-01hiz (33) , byronpe69 (41) , [Полный список]

»Спонсор
Неплохой заработок в Интернете без обмана.
»Главная » Библиотека » Жесты, Позы, Мимика » Специфика Русских жестов » Жесты состояний

Жесты состояний

Жесты состояний

ЖЕСТЫ, ВЫРАЖАЮЩИЕ РАДОСТЬ ПРИ ВСТРЕЧЕ ИЛИ УДИВЛЕНИЕ

— “Всплеснуть руками” — резкое разъединение и сцепление рук на уровне груди.

— Разведение рук на уровне пояса, ладони вперед-вверх.

— Протягивание рук на уровне груди вперед к собеседнику.

— Глаза широко открыты, брови приподняты, при этом образуются горизонтальные складки на лбу. Голова может быть немного откинута назад.

— Склонение головы к правому или левому плечу (выражение удивления, сомнения, смущения, вопрос).

— Согнутые руки разводят в стороны, приподнимают, а затем резко опускают к бедрам, хлопнув по ним ладонями, выражение лица радостное (жест простонародный).

ЖЕСТЫ ВОСХИЩЕНИЯ И ВОСТОРГА

— Детские жесты — размахивание руками вверх-вниз; легкое, частое постукивание кулачками по бедрам.

— Восторг, предвкушение приятного — интенсивное потирание раскрытых ладоней друг о друга.

— Слегка согнутые в локтях руки прижаты к корпусу, при этом на лице мимика восхищения, а тело в застывшей позе.

— Верхние веки сильно подняты вверх, брови приподняты.

— Многократное быстрое поворачивание головы вправо и влево, подбородок при этом может быть поднят, а нижняя губа выдвинута вперед.

— Ладонью поглаживают себя по груди, одновременно с этим покачивают головой из стороны в сторону.

— Пальцы, сложенные в щепоть, подносят к губам, целуют, и руку с раскрывающимися пальцами отводят в сторону (чаще у мужчин). Жест фамильярный, особенно если он делается по отношению к женщине.

— Аплодисменты — хлопки в ладоши.

— Приложить указательный палец или все пальцы к голове, а затем отвести руку с вытянутым вверх указательным пальцем (жест фамильярный, выражает высокую оценку умственных способностей).

— Руку (руки) приложить к щеке (щекам), на лице выражение восторга.

— Небольшой поворот головы в сторону к говорящему.

— Наклон головы вперед, чуть набок.

— Шуточный жест — приставление руки ладонью вниз ребром ко лбу.

— Развернуться лицом или всем корпусом к кому-либо. Если один собеседник находится вне поля зрения (сбоку или сзади), второй собеседник поворачивает к нему лицо или голову и плечи или меняет свою позицию, становясь напротив лицом к лицу.

ЖЕСТЫ, ВЫРАЖАЮЩИЕ НЕУВЕРЕННОСТЬ ИЛИ НЕЗНАНИЕ

— Пожимание плечами (плечи или одно плечо поднимаются вверх, а затем опускаются вниз).

— Разведение рук в стороны раскрытыми ладонями вверх с одновременным приподниманием плеч.

— Кончиками пальцев или ладонью тереть себе лоб или виски, глаза прищурены (стремление что-либо понять, вспомнить).

ЖЕСТЫ, ВЫРАЖАЮЩИЕ СТРАХ, ИСПУГ, РОБОСТЬ

— Руки обхватывают голову.

— Ладонь прикрывает рот.

— Руки подносятся к глазам и прижимаются к лицу.

— Резкое сведение рук на грудь ладонью одной руки на тыльную сторону ладони другой руки.

— “Втянуть голову в плечи” — плечи подняты вверх, голова наклонена вниз. Мимика испуга.

— Сомкнуть веки, закрыв глаза (выражение страха, ужаса).

— Верхние веки сильно подняты вверх, брови приподняты.

— “Пятиться” — уходить, не поворачиваясь, отступая спиной, а лицом оставаясь к собеседнику.

— Руку (руки) приложить к щеке (щекам), на лице выражение ужаса.

— Сесть на край стула, чуть подавшись вперед, взгляд устремлен в пол (поза, выражающая нерешительность, неуверенность, робость перед кем-либо).

— Обхватить голову руками.

— Поднять голову и руки вверх, как бы обращаясь к небу, пальцы вытянуты вверх, а ладони развернуты немного к себе.

— Хрустеть пальцами — переплести пальцы и выгибать их в обратную сторону. С силой сжимать пальцы одной руки пальцами другой или тянуть по очереди за пальцы, хрустя суставами (чаще у женщин).

— Ладонь или обе руки поднесены ко рту, зажимая его (выражение горя, отчаяния).

— Махнуть рукой на все.

ЖЕСТЫ, ВЫРАЖАЮЩИЕ НЕДОВОЛЬСТВО СОБОЙ

— “Бить себя в грудь”, “каяться” — поколачивание себя в грудь кулаками.

— “Какой я недогадливый” — постукивание кулаком, фалангами пальцев или ладонью по своему лбу.

ЖЕСТЫ ВОЗМУЩЕНИЯ, ГНЕВА

— Укоряющий, стыдящий жест — потряхивание вытянутой рукой к собеседнику ладонью вверх.

— Резко хлопнуть себя обеими руками по бедрам.

— Резкий указательный жест всей рукой в сторону объекта возмущения с укоряющим покачиванием головой.

— Энергично махнуть рукой от локтя сверху вниз перед собой.

— Глаза переводятся вверх, брови поднимаются (выражение возмущения, недовольства, как правило, по поводу излишней назойливости или непонятливости собеседника).

— Топнуть ногой — с силой наступают на всю ногу, издавая шум (жест выражает гнев, недовольство, раздражение, упрямство).

— Согнутые руки разводят в стороны, а затем соединяют их, хлопнув ладонями друг о друга (жест типичен для женщин и детей, но встречается и у мужчин).

— Сбросить руку собеседника — берут руку собеседника, положенную на свою руку или плечо, и отводят ее от себя в сторону.

— Сильно сжать зубы и губы, говорить что-либо не разжимая зубов (выражение гнева, раздражения).

— Губы оттянуты, сильно открывая зубы, злое выражение лица (выражение гнева, ярости).

ЖЕСТЫ СМЯТЕНИЯ, РАСТЕРЯННОСТИ, ДОСАДЫ, БЕССИЛИЯ

— Разведение рук в стороны.

— Потирание кистей рук друг о друга, теребление своих пальцев.

— Почесывание затылка пальцами одной руки, голова опущена.

— Пальцы обеих рук прижимают к вискам или ко лбу или прижимают ладони нижней частью к вискам (пальцы при этом раздвинуты) — жест растерянности, отчаяния, безысходности.

— Зубами прикусить нижнюю губу, многократно придавливать верхнюю или нижнюю губу (жест досады, обиды, выражает озабоченность, нервозность, раздражение).

— Отмахнуться от собеседника.

— Руки отводят в стороны от корпуса, ладони обращены вперед или вверх, мимика выражает беспомощность и бессилие).

— Частое и быстрое моргание глазами (выражение растерянности, нерешительности).

— Прищелкивание средним и большим пальцами.

— Хлопок или постукивание ладонью по лбу.

— Потирание или постукивание висков пальцем.

— Потирание или постукивание лба пальцем.

— Почесывание затылка, голова приподнята вверх.

— Глаза переводятся вверх (к потолку).

ЖЕСТЫ РАЗДУМЬЯ, СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ

— Потирание висков пальцами.

— Постукивание указательным пальцем по губам, по щеке или по вискам.

— Лоб опирается на руку, сжатую в кулак.

— Обе руки подпирают голову.

— Ладонь подпирает скулу, щеку, ухо, подбородок, лоб.

— Подергивание, пощипывание волосков бороды, усов (выражение сосредоточенности, задумчивости у мужчин).

— Всей ладонью зажимают подбородок (бороду) или пальцами зажимают усы. Вариант — проводят рукой по подбородку или пальцами по усам.

ЖЕСТЫ ОДОБРЕНИЯ, СОГЛАСИЯ

— “Ладно” — махнуть рукой сверху вниз перед собой.

— “Отлично” — большой палец поднят вверх, кисть собрана в кулак.

— Кивок головой вперед вниз.

— Покачивание головой вверх-вниз.

— Поглаживание собеседника по руке.

— Щелкнуть пальцами (соединяют большой, указательный и средний) с махом руки к себе.

— Голосование — рука поднята до локтя вперед-вверх, ладонь раскрыта ребром к себе.

— “Ударить по рукам” — два собеседника обмениваются рукопожатиями, при этом один из них ребром левой руки легко ударяет по соединенным рукам, разъединяя их. Вариант — кто-то третий ребром правой руки ударяет по соединенным рукам двух собеседников (жест, сопровождающий ритуал спора, пари, когда заключают договор о выигрыше).

ЖЕСТЫ ПРИ ЗАТРУДНЕНИИ САМОВЫРАЖЕНИЯ

— Голова слегка запрокидывается назад, почесывание затылка.

— Руки прижаты к груди (может быть ладонь на ладонь) или легкие постукивающие движения по груди.

— Поисковые движения, обращенные к себе: круговые движения указательным пальцем, пальцы движутся в щепоти.

— “Топтаться на одном месте” — стоя на одном месте, переносить тяжесть то на одну, то на другую ногу (выражение нерешительности).

— Неотрывно смотреть на кого-либо тяжелым взглядом, не отводя глаз в сторону (осуждение, неприязнь, ненависть).

— Постукивание кулаком по какому-нибудь предмету.

— Показывание кулака. Рука сжата в кулак, обращенный пальцами к себе, согнута в локте и покачивается вверх-вниз, лицо нахмурено.

— “Получишь” — похлопывание по шее ладонью сзади.

— “Повешу” — проведение рукой поперек шеи и вверх.

— Грозить пальцем — указательный палец вытянут, остальные сжаты в кулак, рука согнута в локте, который может быть прижат к туловищу или отодвинут, кисть делает колебательные движения вверх-вниз.

— “Лопух” — постукивающие движения указательным пальцем по кончику уха.

— Похлопывание по плечу малознакомого человека или человека, старшего по возрасту или по статусу.

— Подзывать кого-нибудь сгибанием-разгибанием указательного пальца.

— “Тупой” — постучать кулаком по чему-то твердому, а затем по лбу.

— “Ненормальный”, “глупый” — ввинчивание указательного пальца в висок.

— “Козел”, “рогоносец” — приставление двух пальцев сзади головы.

— Указательный мах большим пальцем назад.

— “Растяпа” — ладони, развернутые вперед, прижаты ребром к ушам.

— Отодвинуть весь корпус или только голову назад, выражение лица снисходительное. Поза превосходства.

— Одним плечом или поочередно то одним, то другим двинуть вперед и назад (несогласие с собеседником, отказ отвечать или совершить какое-либо действие).

— “Спасибо” — наклон головы вперед.

— Согнутая в локте правая рука прикладывается ладонью к груди или к левой ее стороне, голова наклонена вниз. Варианты — прижимают обе руки, кулак или оба кулака.

— Прикосновение к руке партнера, поглаживание руки партнера.

— Легкое покачивание соединенными параллельно ладонями.

ЖЕСТЫ НЕГАТИВНОЙ ОЦЕНКИ

— “Зазнался” — указательным пальцем задирать свой нос вверх.

— “Как кошка с собакой” — скольжение разведенных пальцев обеих рук друг о друга (одна в одну) перед собой.

— “Ты у меня вот где сидишь” — постукивание ребром ладони по шее сзади.

— Постукивание или потирание согнутых пальцев костяшками друг о друга.

— Постукивание кончиками пальцев развернутых ладонью к себе кистей друг о друга.

— “Та же песня” — круговые движения рукой, имитирующие завод мотора.

— Пристально оглядеть человека сверху вниз или снизу вверх. Голова отклонена в сторону от собеседника и откинута назад (высокомерие, презрение, пренебрежение; критическая оценка; нежелание контактировать).

— Голова немного наклонена вниз и в сторону, взгляд искоса направлен на собеседника (недоверие к собеседнику, настороженность, подозрительность, осуждение).

— Веки опущены, взгляд при разговоре отведен в сторону или в пол (выражение отчужденности, плохого отношения к собеседнику).

— Сузить глаза, оставив небольшую щелочку (презрение, недовольство, раздражение).

— Повернуть голову или весь корпус в сторону, противоположную от собеседника, в тот момент, когда он входит или пытается заговорить. Жест демонстрирует нежелание контактировать, игнорирование собеседника вследствие обиды или недружелюбия.

— Руки согнуты в локтях, кулаки сжаты: ударяют кулаком о кулак или кулаком о ладонь другой руки, или кулаком по колену (выражение недовольства и раздражения).

— “Надоел”, “сыт по горло” — ребром ладони движение поперек шеи спереди горизонтально.

ЖЕСТЫ, ПОДЧЕРКИВАЮЩИЕ РЕЧЬ

— Кивки головой вперед.

— Рубящие движения рукой от локтя в сторону.

— Ударное движение от плеча кистью руки сверху вниз.

— Мах рукой от локтя на уровне груди тыльной стороной вперед.

— Рука согнута в локте, два-три раза ударяют себя ладонью или кулаком в грудь — стремление убедить кого-либо в чем-либо (жест бытовой, типичен для дружеского общения).

— Губы сжаты так, что почти не видны — желание придать значительность сказанному; намек собеседнику, что в фразе есть скрытый смысл.

— Сомкнутые кисти рук расходятся в махе в стороны. Иногда расходятся и вновь смыкаются только пальцы.

— Рука согнута в локте, все пальцы, кроме указательного, сжаты в кулак, указательный палец вытянут вверх, ладонь развернута вбок или от себя. Это жест требования особого внимания; подчеркивание в речи главного, основного; часто употребляется при наставлении, поучении.

— Слегка хлопают руками, а затем трут ими друг о друга, выражение лица радостное (жест предвкушения или ощущения удовольствия).

ЖЕСТЫ НЕОДОБРЕНИЯ ИЛИ НЕСОГЛАСИЯ

— Покачивание из стороны в сторону слева направо указательным пальцем.

— Повороты головой слева направо в горизонтальной плоскости.

— “Все равно”, “не надо” — отмахивание от себя в сторону или отталкивание одной рукой или обеими руками.

— Брови сдвинуты к переносице так, что образуют вертикальные складки на лбу.

— Уголки губ опущены вниз или сомкнутые губы вытянуты в сторону так, что слегка оттягивается нос, глаза отведены в сторону (выражение неодобрения, несогласия, нежелания что-нибудь сделать; жест чаще встречается у детей и молодежи).

— Губы сжаты так, что они едва видны — выражение недовольства, неодобрения, нежелания контактировать.

— Нос сморщен, глаза прищурены. Губы могут быть сморщены или скривлены в сторону.

— Подушечками или фалангами пальцев, ладонью или кулаком ударяют по столу.

— Приоткрыв рот, выдвинуть вперед язык (неодобрение или недовольство по отношению к кому-либо; отказ от чего-либо; распространен среди детей по отношению друг к другу, грубый).

ЖЕСТЫ, ВЫРАЖАЮЩИЕ СОЧУВСТВИЕ, ЖЕСТЫ ПОДБАДРИВАНИЯ

— Прикосновение к собеседнику или поглаживание по плечу, руке, иногда по спине.

— Ладонью проводят (один или несколько раз) по голове или щеке другого человека (выражение утешения, сочувствия; употребляется по отношению к детям или между близкими людьми, в других случаях приобретает фамильярный или покровительственный характер).

— Ладонью похлопывают собеседника по плечу (утешение, подбадривание; встречается как профессиональный жест у врачей, педагогов).

— Неторопливое многократное кивание головой сверху вниз.

— Покачивание головой из стороны в сторону, сочувственное выражение лица.

— Взять руку собеседника в свои ладони (жест участия и ободрения).

— Положить руку на руку (локоть, плечо, колено) собеседника и некоторое время не убирать ее (жест участия, ободрения). Степень интимности жеста увеличивается в зависимости от длительности и места прикосновения: кисть, локоть, колено, предплечье, плечо.

— Потрепать по щеке — несколько раз легко ладонью ударить кого-либо по щеке (фамильярный, покровительственный жест подбадривания; чаще по отношению к детям; типичен для мужчин).

— Покачивание головой в горизонтальной плоскости.

— Пожимание плечами или разведение рук в стороны.

— Ладонь (или обе) подносят ко рту, зажимая его (сожаление по поводу сказанного).

ЖЕСТЫ, ВЫРАЖАЩИЕ ИРОНИЮ ИЛИ НЕДОВЕРИЕ

— Поворот лица в сторону с одновременным пожиманием плеч.

— Покачивание головой слева направо, брови приподняты.

— “Болтай, болтай” — сгибание-разгибание указательного пальца сверху вниз ладонью наружу-вниз.

— Помахивание выпрямленным вверх указательным пальцем из стороны в сторону.

— “Мели, Емеля” — помахивание приставленной к приоткрытому рту кистью руки сверху вниз перед собой.

— Голова наклонена вниз, а глаза подняты на собеседника. Выражение лица настороженное (выражение недоверия, опасения, выжидания, недружелюбия).

Как и любая знаковая система повседневного общения, система русских жестов является открытой. Каждая историческая эпоха вносит свои коррективы. Жесты наших дней, например, не совпадают с жестами Киевской или петровской Руси. Жесты, как и слова, быстро устаревают, и без специальных и исторических комментариев значение большинства из них понять невозможно. Забыты такие жесты, как целование руки у дамы, приподнимание шляпы при встрече и прощании, ораторские жесты большевиков и другие, еще не так давно распространенные жесты. Зато появились новые жесты. Это жесты бывших заключенных, новых русских, английские жесты, обозначающие “деньги”, “все хорошо” и т. д.

Однако правила старого русского жестового этикета не стоит сбрасывать со счетов. Многие из них не только отражают историю России, но и до сих пор являются эталоном для поведения. Например, в допетровской Руси в общении обязательно учитывались возраст и происхождение. Старшим не принято было ездить к младшим. Важного человека приглашал сам хозяин или его родня, менее важных — родня или слуги; в комнату входили без шапки; равные протягивали друг другу руки; друзья и родные раскрывали объятия и т. п.

Во времена Петра I “регламентировались” все стороны жизни. Весьма интересно практическое руководство для русских молодых людей — сборник “Юности честное зерцало”, который предписывал перед родителями не стоять в шляпе, не перебивать старших, отбросить вредные привычки — сопеть, чавкать, чесаться, говорить сквозь зубы, плеваться.

Петр I стремился создать целую сеть школ, чтобы обучать дворянскую молодежь. Для новой армии и флота требовалось большое количество грамотных и сведущих в науках офицеров, которые своими манерами и внешним видом должны были склонить сердца россиян к переменам. Кадетам, например, следовало корпус всегда держать прямо, наклонив голову немного вперед, не смотреть ни на кого гордо или презрительно; не держать руки за спиной или в карманах; сморкаться только в платок; не протягивать ноги далеко от стула; разговаривая или слушая кого, не делать неприличных телодвижений; при ходьбе не топать ногами и не волочить их; разговаривая с почетной особой, не опираться ни на что и не очень близко подходить к ней; в общении быть скромным; не смеяться без причины, а когда надобно, то не хохотать громко; разговаривать не громко, но и не так тихо, чтоб другой не мог слышать явственно; не прерывать разговора; не шептаться с другими.

Источник

Читайте также:  Помогаем ребенку справится с его чувствами
Оцените статью