Как выражает свои чувства художник

Чувства человека в произведениях живописи великих художников

Людям свойственно не только воспринимать окружающий мир, но каким-либо образом воздействовать на него, испытывая радость, грусть, огорчение, счастье или воодушевление. Выражать чувства человека в произведениях живописи, например, свойственно многим талантливым художникам различных времен и народов. Кажется, сами слова — «живопись», «живописать» — располагают к этому.

Чувства человека

Все, что мы воспринимаем, в той или иной мере вызывает у нас определенные чувства. Например, наблюдая красивый закат солнца на природе или спокойное ласковое море, каждый из нас, наверное, испытывает чувства радости и умиротворения. Или восхищение поступком героя, или удивление от чего-либо, ранее не виданного! Эти эмоции, проявляемые нами, и называют чувствами. Обычно, говоря о том, что кто-то бесчувственный, подразумевают его полнейшую безэмоциональность, апатию к происходящим вокруг событиям. Чувства – это высшее проявление эмоций. Наиболее сильные – радость, удивление, страх, сострадание, гнев и множество других.

Чувства в живописи

Творческие люди бывают наиболее подвержены эмоциям. Некоторые из художников предпочитают жить «широко шагая» с «открытыми настежь глазами и душой». А некоторые — успешно сублимируют чувства человека в произведениях живописи. Обратимся для примера к одной из таких картин, описывающих подобные эмоции.

Пример 1. В. Васнецов, «Аленушка»

Эта русская сказка знакома многим детям с самого детства. Ослушник Иванушка испил водицы из лужицы и стал козленочком. Его сестрица Аленушка предупреждает о том, что может случиться, но брат не внемлет ей. Когда это случается с Иваном, сестра испытывает чувства горя, безысходности, отчаяния, скорби и печали. На картине она изображена у пруда на «горючем» камне. Укрывшись от людских глаз, девушка переживает сложную гамму эмоций, мастерски показанных художником.

Пример 2. К. Брюллов, «Всадница»

Чувства человека в произведениях живописи могут выражаться по-разному. Картина Брюллова изображает молодую красавицу, подъехавшую на коне к веранде дома. Ее встречают собаки и маленькая девочка. Вся картина проникнута эмоциями: чувством радости встречи, восхищения праздничным разнообразием и обожанием жизни в ее ярчайших проявлениях красоты и грации.

Пример 3. И. Айвазовский, «Девятый вал»

Чувства человека в произведениях живописи могут выражаться посредством изображения явлений природы. Так, в картине Айвазовского мы видим ощущение силы, мощи и могущества природы. В то же время приходит на ум осознание ничтожности всего человеческого перед стихией. Такую сложную бурю чувств художник воплощает в данном произведении.

Источник

Искусство, выражающее чувства: интервью с художницей-экспрессионисткой Ольгой Чекотовской

Экспрессионизм – это искусство, которое выражает чувства.

Экспрессионизм – это направление в искусстве, которое возникло в начале ХХ столетия. Термин происходит от латинского слова «expressio» – выражение. Выражение эмоций автора. Художник-экспрессионист рисует не то что он видит, а то, как он чувствует. Часто картины этого стиля преувеличивают все вокруг. Или же наоборот – упрощают. Все зависит от состояния автора, его эмоций в момент написания картины.

Картины в стиле экспрессионизм

Самая знаменитая картина в стиле экспрессионизм – «Крик» Эдварда Мунка. Картина написана широкими мазками. Мы видим цветовые волны – это звук, который расплывается по картине. Человек нарисован очень просто, потому что главное здесь – эмоция. Красное небо тоже как будто «кричит» – своей яркостью и необычностью.

Также к стилю экспрессионизм относятся полотна Винсента Ван Гога. «Звездная ночь» передает эмоцию восторга. Желтые звезды похожи на яркие вспышки на фоне синего неба. На картине мы видим движение – ведь чувства то вспыхивают, то угасают.

Читайте также:  Эмоциональный триггер как избавиться

Красный и желтый – одни из любимых цветов у экспрессионистов. И в наше время многие художники продолжают традицию экспрессионизма, создавая удивительно эмоциональные картины. Вашему вниманию предлагается интервью с талантливой современной художницей Ольгой Чекотовской .

Художница работает с живописью, фотографией, объектами. Ее картина, написанная в стиле абстрактного экспрессионизма, называется «Собрать все». Она была создана за одну ночь, единым порывом.

Интервью с Ольгой Чекотовской

– Какие смыслы имеет картина? Что вы вкладывали в нее?

– Здесь, пожалуй, стоит рассказать об истории создания. У меня было большое полотно, где-то 1,5 на 2 метра. Обычно я с такими размерами не работаю, но на этот раз решила поэкспериментировать. Но полотно стояло без дела достаточно долго. Параллельно я обдумывала идею о состоянии напряженности, о засилии насилия и крови в современном, казалось бы, благополучном мире айфонов и интернета. Такой цивилизационный абсурд с тысячами человеческих жертв. Это общественный аспект этой работы. На личном уровне это работа о потере дорогого человека и о привыкании к новому положению вещей. Попытка заполнить пустоту. Таким образом, работа имеет несколько измерений.

В тот момент, когда идея была окончательно оформлена, я заполнила полотно краской. Но я чувствовала, что оно было незавершенным. Так и стояло несколько месяцев. В какой-то момент я поняла, что дело в размере: он не отвечал тем эмоциям, которые были главными для этой работы. И я разорвала полотно на 13 кусков, 13 состояний, которые в той или иной степени отражают весь тот водоворот событий и чувств, которые случились со мной и миром за последние два года. Эта картина – лишь один фрагмент. Состояние напряженной тишины.

Вот так выглядели эскизы картины.

– Расскажите о названии. «Собрать все» – что имеется в виду под таким обобщением, как «все»?

– Как уже было сказано, работа состоит из 13-ти отдельных полотен, которые образовались в результате разрыва большого полотна. Это, так сказать, мир человека, который, из-за определенных событий, распадается на кусочки, а потом человек пытается это все собрать в кучу. Вернуться к нормальной жизни. Таким образом, «все» – это внутренний мир человека, который состоит из воспоминаний, ощущений, травм, радостей и трагедий, иногда даже из звуков, запахов, прикосновений. И в течение своей жизни мы находимся в непрерывном процессе сбора и сшивания нового себя. Мне кажется, человек не может быть определен раз и навсегда, он постоянно меняется, приобретает новые черты, как будто пришивает к себе новые куски своего опыта.

– Почему именно полотно, а не просто краска на бумаге? Почему полотно именно такого цвета?

– В тот момент живопись на полотне казалась мне лучшим способом передать идею. Желтый цвет для меня это цвет жизни, солнечного света, который, по сути, и оживляет природу. Без солнца все погибнет. Красный банально ассоциируется с кровью. Но на тот момент смерти стало так много, что я видела только красное. Так они и встретились – жизнь и смерть, два события, которые определяют жизнь любого человека, и на которые, зачастую, не слишком обращают внимание за повседневным бытом.

– Какие ваши любимые художники?

– Когда-то почувствовала настоящий катарсис у картины Винсента Ван Гога «Стул Ван Гога» в Национальной галерее в Лондоне. Я очень люблю Ван Гога за его цвет, грубость и жизненность. В его работах много жизни и много одиночества, а это трогает сильнее всего.

В свое время очень поразил Ансельм Кифер, он для меня абсолютно космический, как будто в его работы можно поместить целую Вселенную.

Читайте также:  После удара током чувствую ток

Очень личностные для меня работы Альберто Бурри, поражает его работа с материалом, он очень четко выражает какое-тоособое внутреннее состояние человека.

Люблю Дэвида Хокни за его пейзажи, Энди Голдзуорти за тонкий и чистый ленд-арт.

Конечно, список можно продолжать, меня многое вдохновляет, многое нравится в истории искусства. В каждом направлении можно найти интересных художников. Сейчас есть возможность посещать европейские музеи и галереи, это бесценный опыт.

Картина «Собрать все» напомнила абстракцию «Красный квадрат» Малевича. Поэтому следующий вопрос к художнице был про него.

– Как относитесь к творчеству Малевича?

– Без сомнения, Малевич – выдающийся художник, который перевернул представление о живописи. К сожалению, люди, не связанные с искусством, несколько пренебрежительно относится к этому художнику, что связано с навязыванием советской властью мысли, что абстракция – это плохо и это не искусство вообще. Такой стереотип преодолеть очень трудно.

Как пример я всегда использую работы Малевича крестьянского цикла. Моя любимая «На жатву. Марфа и Ванька». В ней очень много цвета и внутреннего напряжения. С первого взгляда она статична, но еще мгновение – и мы увидим движение. Людям, далеким от художественных теорий, это более близко, и они начинают немного лучше понимать этот злополучный «Черный квадрат».

Малевич – это не только квадрат, крест и треугольник. Его творчество шире и интереснее. Мне кажется, что следует обратиться и к другим произведениям нашего выдающегося соотечественника.

– Что для вас искусство?

– Для меня искусство – это постоянное открытие себя и мира. Возможность признаваться в своих слабостях, возможность приобретать новую силу, говорить с миром откровенно на любые темы. Каждый художник сам выбирает, так сказать, тему разговора. Главное — говорить искренне, тогда ты обязательно найдешь того, кто тебя услышит.

Например, мое искусство о том, как в этом мире одновременно бесконечно красиво и болезненно. Это то, о чем сейчас хочется говорить, возможно, со временем все изменится.

Мир вокруг вдохновляет художников на новые шедевры. Смотрите вокруг, чувствуйте и восхищайтесь. Ведь каждый из нас – в душе экспрессионист!

Источник

Импрессионизм: эмоции на холсте

Скажите, друзья, удивляла ли вас когда-нибудь популярность импрессионизма? Ведь, казалось бы, как миллионы людей могут восхищаться картинами, которые, вроде бы, написаны словно неряшливо, без старания, мазками и без точного соблюдения силуэтов.

К некоторым из них если присмотреться, то они и на картины-то не похожи. А тем не менее, сегодня импрессионизм считается самым популярным стилем живописи. Что привлекает к нему такое большое количество поклонников?

Что такое импрессионизм и как он возник?

Само название «импрессионизм» произошло от французского impression — впечатление. Слово фигурировало в названии первой картины импрессионизма: Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (Impression, soleil levant), 1872 год.

Она буквально поразила многих критиков и искусствоведов оригинальностью манеры: казалось, будто картина была лишь наброском, сделанным впопыхах.

И по задумке автора полотно изображало не образы и силуэты, а впечатления и эмоции художника, вызванные изображенным объектом.

Думаете, зрители приняли новый стиль в распростертыми объятьями? Как бы не так! Первая выставка картин, запечатлевших мир в его подвижности, была разбита критиками в пух и прах. Тогда, весной 1874 года, Луи Леруа писал, что «Обои, и те смотрелись бы более законченно, чем это «Впечатление»!

Всех художников нового направления назвали импрессионистами. И это была вовсе не похвала.

Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (Impression, soleil levant), 1872 год.

Это интересно

Произведение «Впечатление. Восходящее солнце» в 1985 году было похищено из парижского музея Мармоттан и 5 лет разыскивалось Интерполом. Полотно было найдено только в 1990 году и возвращено на место. Кстати, а знаете ли вы, какой самый воруемый художник в мире? Конечно же Пабло Пикасо!

Читайте также:  При беременности не чувствую себя беременной

И тем не менее, со временем импрессионизм в живописи постепенно завоевал своего зрителя. Всё-таки, как бы ни старались критики оценивать картины в этом стиле по соответствию канонам и правилам, главный судья — простой зритель. И если у него картины импрессионистов вызывают эмоции, то эти произведения будут популярны.

А подружившись с народом, импрессионизм пробил себе дорогу к славе. Уже в XIX веке направление стало доминирующим в живописи.

Мэтры импрессионизма и их стиль

Клод Моне , с легкой руки критика ставший родоначальником импрессионизма, был вовсе не одинок в стремлении запечатлеть изменчивость мира и случайные неповторимые моменты. Первая выставка 1874 года содержала 165 полотен 15 разных авторов.

Хотя преимущественно художники-импрессионисты писали пейзажи, их увлекали и другие сюжеты. Например, Эдгар Дега знаменит своими изображениями балерин, прачек, женщин и детей, скачек.

Эдгар Дега Слева «Звезда» 1877 Музей д’Орсе, Париж
Справа «Причесывающаяся женщина» 1885, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Английский художник Альфред Сислей стал одним из самых популярных пейзажистов в конце XIX века, он работал в основном в окрестностях Парижа. Кстати, большинство живописцев предпочитали пленэр, то есть работу на открытом воздухе. Ведь так появлялось намного больше возможностей ловить впечатления.

Сислей всегда писал в простой цветовой гамме, но его мерцающие краски создавали впечатление дематериализации предметов.

Альфред Сислей Слева «The Bridge at Moret» , 1893 Музей d’Orsay, Париж
Справа «Les Berges de l’Oise» 1877 Национальная галерея искусства, Вашингтон

Это интересно

Вибрирующие, подрагивающие мазки — удивительная находка Эжена Делакруа, придающая картинам эффект подвижности и неистовства. В картинах импрессионистов вы редко встретите черный цвет, темные оттенки создают смешением нескольких красок. А яркие и сочные тени изысканных тонов стали визитной карточкой стиля.

Также у истоков импрессионизма в художественном искусстве стояли Огюст Ренуар, Поль Сезанн, Эдуард Мане, Камиль Писсарро, Фредерик Базиль и Берта Моризо. В один ряд с французскими мэтрами ставят и Константина Коровина, интуитивно создававшего живость в статической картинке.

Константин Коровин. Слева Париж. 1933 Справа Париж. Улица Венеция. 1927

Произведения импрессионистов отличаются жизнерадостностью и стремлением «увидеть мгновение», наполнены чувственной красотой мира. При этом в них же нет попытки копировать образы из окружающего мира. Параллельно возникший импрессионизм в литературе формировался по сходным правилам: видеть, чувствовать, выражать чувства.

Кстати в истории искусства немало примеров, где казалось бы и места такому «искусству» не должно быть… Но ведь именно смельчакам и первооткрывателям арт- индустрии мы благодарны за то, что в мире появляются новые стили и направления в искусстве! Вот пример одного такого открятия, сделанное Энди Уорхолом в поп-арте

Собственно, именно потому импрессионизм в живописи и стал столь популярен: на картинах люди не просто видят объекты и явления, но чувствуют то, что испытывал художник при их написании — волнение, спокойствие, восторг, умиление, испуг…

А испытав такие эмоции, само полотно невозможно не полюбить или по крайней мере не запомнить. И если для вас главное в картине — чувства и впечатления, а точность и проработка деталей второстепенны — поздравлю, вы стали поклонником импрессионизма!

Дорогие друзья! Вы уже знакомы с написанием живописных картин в смешанной технике? Это своего рода тоже импрессионизм, (эмоции на холсте) с использованием разных красок и материалов на полотне. В одной работе есть прекрасная возможность создать интересную картину акрилом или маслом, с дополнением позолоты. Ведь всем известно, что мир изобразительного искусства без границ, вы с этим согласны? заказать видео курсы можно на отдельной странице

Видео урок: как нарисовать пейзаж, находясь под впечатлением

Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы

Источник

Оцените статью