- Анализ стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» (В.В. Маяковский)
- История создания
- Жанр, направление, размер
- Образы и символы
- Темы, настроение и проблемы
- Основная идея
- Средства выразительности
- «Письмо Татьяне Яковлевой» анализ стихотворения Маяковского по плану кратко – история создания, лирический герой, идея
- Краткий анализ
- История создания
- Композиция
- Средства выразительности
- Владимир Маяковский — Письмо Татьяне Яковлевой: Стих
- Анализ стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» Маяковского
Анализ стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» (В.В. Маяковский)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 23.12.2019 · Обновлено 09.04.2021
Владимир Маяковский является одним из самых выдающихся поэтов начала 20 века. Его стихотворения нельзя спутать ни с чьими другими, он выработал свой уникальный и узнаваемый поэтический стиль. В жизни Владимира Маяковского было мало женщин, которых он по-настоящему любил. Практически всю жизнь он посвятил любви к Лиле Брик и воспевал ее в своих произведениях. Но у поэта есть немного стихотворений, которые посвящены другим женщинам, и данное послание — как раз одно из них. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ «Письма Татьяне Яковлевой» по плану.
История создания
Кому посвящено «Письмо Татьяне Яковлевой»? В 1928 году Владимир Маяковский побывал в Париже, где познакомился с художником-дизайнером Татьяной Яковлевой, и у них начался роман. В это время он написал два стихотворения, посвященных Татьяне, что, конечно же, вызвало недовольство Лили Брик, поскольку она была единственной женщиной, которой Маяковский посвящал стихи.
Данное стихотворение было опубликовано в 1956 году в Америке, в недоступном советским читателям журнале. Но Маяковский часто читал его в компаниях друзей после возвращения из Парижа. Тогда он не смог променять любовь к родине на страсть к женщине. Она же не могла последовать за ним, так как опасалась реакции советской власти на ее высокое происхождение. Кроме того, в Европе она жила богато, вращалась в светском кругу и была признанным дизайнером. Нищая жизнь на родине с убогим бытом и пролетарским пафосом была ей чужда.
Поэт звал Татьяну в Россию и хотел на ней жениться, но эмигрантка дворянского происхождения не собиралась возвращаться и ждала, что он переедет к ней во Францию. Маяковский хотел получить визу, но ему отказали, а Татьяна вместо любви выбрала удачный брак и комфортную жизнь в Париже. Поэт сильно переживал из-за разлуки, и, возможно, именно этот удар стал одним из фатальных и повлиял на его решение о самоубийстве.
Жанр, направление, размер
Жанр стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» можно определить, как послание, так как у него есть конкретный адресат, указанный в названии. Оно написано хореем, придающим стихотворению ритмичности и напряженной отрывистости, что свойственно лирике Маяковского. Жанровое своеобразие произведения заключается в том, что в любовной лирике читатель видит не только изящные признания в преклонении перед возлюбленной, но и полемичные политические высказывания. Поэт заявляет о том, что даже в его любви должен пламенеть красный цвет его республик. Он ревнует красавицу Татьяну «за советскую Россию».
Автор использовал перекрестную и парную рифмовку, выстроив произведение своей знаменитой лесенкой. Такой способ записи стиха помогал поэту выделить и закрепить на письме необходимое интонационное и ритмическое членение строк.
Стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой» представляет собой монолог лирического героя, он не раз обращается к адресату: «ты, стань со мною, оставайся и зимуй, дай рассказать».
Образы и символы
В стихотворении «Письмо Татьяне Яковлевой» переплетается личное и гражданское.
- В первых строфах поэт говорит о своих чувствах к Татьяне, несколькими фразами создает довольно четкий образ. Лирический герой сравнивает свою возлюбленную с другими парижскими дамами. Он считает ее равной себе («Ты одна мне ростом вровень»), способной понять его: «Дай про этот важный вечер рассказать по-человечьи». Лирический герой просит возлюбленную переехать в Россию. Он понимает, что женщина прекрасно знает о происходящем в стране, поэтому описывает Советскую Россию, не скрывая ничего. В этих описаниях дополняется и портрет Татьяны. Герой знает, что она пережила во время иммиграции: «Не тебе в снега и тиф шедшей этими ногами…».
- Образ родины в стихотворении предстает двояким: с одной стороны, там у людей чахотка и «на плечах заплаты», но с другой, «мы теперь к таким нежны». Лирический герой описывает негативно лишь прошлое своей многострадальной страны, но настоящее он окрашивает в победоносный красный цвет, который сравнивает со страстью.
- Образ лирического героя перекликается с образом родины. Он ассоциирует себя с новой страной, пришедшей на замену патриархальной и традиционной царской России. В его любви преобладает красный цвет революции, сам он манит Татьяну на перекресток больших и неуклюжих рук — такой же представляется нам могучая и необъятная Россия.
- Образ Парижа воплощает в себе негативные черты капиталистического общества. Лирический герой с пренебрежением говорит об ужинах с нефтяниками, разукрашенных самках, продажной парижской любви.
Темы, настроение и проблемы
Основными темами стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» являются любовь к женщине и к родине.
- В тексте эти темы тесно переплетаются, герой разрывается между любовью к Татьяне и верностью своей стране. Но все-таки горячая и страстная любовь к женщине не сможет затмить патриотических чувств поэта, он говорит что даже в пoцeлyях и «дрожи тела» «дoлжeн плaмeнeть» красный цвeт советских pecпyблик.
- Патриотизм поэта и его уверенность в своей правоте выражаются в жизнеутверждающем финале стихотворения. Он все равно когда-нибудь возьмет ее, даже если придется захватить и сам Париж.
- Основная проблема, поднятая в тексте, может быть выражена в словах «последствия гражданской войны». Героиня прошла через многие испытания и волнения после революции, поэтому вполне понятно ее нежелание возвращаться. Герой вскользь упоминает эпидемии тифа, чахотки, холод и голод тех лет.
- Стихотворение очень эмоциональное, пропитанное сильными чувствами. Поэт заведомо знает, что его просьба к Татьяне обречена, поэтому не скупится на резкие фразы.
Основная идея
Поэт хотел быть с Татьяной, но понимал, что это невозможно, поскольку она не хотела возвращаться в Россию, а он не мог переехать в Париж. Но все-таки в тексте выражено больше гражданского, но, безусловно, раскрытого через личное. Главная мысль стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» заключается в нежелании поэта уступать Татьяну капиталистическому миру, который просто покупает ее красоту. Он хочет вернуть ее не только себе, но и России, ведь для него родина и он сам — одно целое.
Поэта задевало, что женщина, прошедшая ужасы и лишения гражданской войны, променяла свою страну на «ужины с нефтяниками». В последних строках поэт приглашает возлюбленную в «перекресток своих рук», но знает, что она откажет, поэтому разбавляет свое стихотворение иронией: «Не хочешь? Оставайся и зимуй, и это оскорбление на общий счет нанижем». Поэт отождествляет себя со страной, своим нежеланием возвращаться на родину девушка оскорбляет не только его, но и Россию. Несмотря на непростое положение в стране, Маяковский оставался патриотом и питал неприязнь к буржуазным странам. Поэтому поэт в конце заявляет с присущей ему дерзостью («тебя… возьму… вдвоем с Парижем»). Смысл стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» состоит в уверенности героя в развитии и потенциале страны, которая еще вернет утраченные сокровища, даже если придется брать их приступом.
Средства выразительности
Жанровая принадлежность произведения к посланию проявляется в одном риторическом вопросе «Не хочешь?». Стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой» наполнено яркими средствами выразительности: метафорами, сравнениями и эпитетами. Все образы и тропы точные и резкие, что в принципе свойственно лирике Маяковского.
- Особенно выделяются метафоры: «страсти корь сойдет коростой», «собаки озверевшей страсти», «стих людей дремучий бор», «перекресток рук», «неиссыхаемая радость».
- Эпитеты тоже играют немаловажную роль в создании настроения и передаче чувств лирического героя: «важный вечер», «черное небо», «большие, неуклюжие руки», «парижская любовь». Автор эмоционально насыщает предметы окружающей его действительности.
- Поэт гиперболизирует свои чувства, используя одновременно олицетворение: «Ревность двигает горами».
Источник
«Письмо Татьяне Яковлевой» анализ стихотворения Маяковского по плану кратко – история создания, лирический герой, идея
Футуристические творения В. Маяковского сложные для восприятия из-за необычного художественного оформления. Они приносят истинное наслаждение читателям, сумевшим расшифровать их смысл. Стихотворение, о котором рассказывается в статье, изучают в 11 классе. Предлагаем облегчить свою работу, используя краткий анализ «Письмо Татьяне Яковлевой» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Письмо Татьяне Яковлевой.
История создания – произведение было создано в 1928 г., после того как познакомился с россиянкой, эмигрировавшей во Францию. Впервые было опубликовано лишь в 1956 г.
Тема стихотворения – любовь к женщине и к Родине.
Композиция – По смыслу стихотворение можно разделить на несколько частей: обращение к адресату послания и создание ее образа, рассказ о Родине, обещание завоевать женщину. На строфы произведение не делится. Некоторые стихи разорваны на несколько строк. Визуально текст напоминает лестницу из слов.
Жанр – послание.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «любую самочку шелками разукрасьте», «собаки озверевшей страсти», «стих людей дремучий бор», «свисточный спор поездов до Барселоны», «ревность двигает громами», «страсти корь сойдет коростой» .
Эпитеты – «важный вечер», «черное небо», «большие, неуклюжие руки».
История создания
История создания стихотворения связана с поездкой В. Маяковского в Париж. Там он познакомился с Татьяной Яковлевой, эмигрировавшей за границу в 1925 г. Женщина понравилась поэту, из симпатии развилась влюбленность. Маяковский предложил Яковлевой вернуться на Родину, но она отказалась.
Поэт имел серьезные намерения, собирался жениться на эмигрантке. Она же сдержано воспринимала его ухаживания, давая понять, что они будут вместе, только если поэт переедет во Францию. По возвращении в Россию Владимир Владимирович в 1828 г. написал анализируемое произведение.
В стихотворении переплетаются две темы – любовь к женщине и любовь к Родине. Лирический герой разрывается между этими чувствами, понимая, что не будет счастливым, если выберет что-то одно. Уже с первых строк он дает понять, что любовь к женщине не сможет затмить в нем чувства патриотизма, поэтому говорит, что даже в поцелуях и объятиях должен «пламенеть» цвет его республик.
Постепенно лирический герой переходит к рассуждениям о женской красоте. Француженки его не привлекают, так как в них красива только внешность, а под оболочкой пустота. Адресата своего послания он отделяет от француженок, ведь у этой женщины русские корни.
Лирический герой просит возлюбленную переехать в Россию. Он понимает, что женщина прекрасно знает изнанку Родины, поэтому описывает Советскую Россию, не скрывая и не приукрашивая ничего. В этих описаниях дополняется и портрет возлюбленной. Герой знает, что она пережила: «не тебе в снега и тиф шедшей этими ногами…».
В последних строках мужчина приглашает возлюбленную в свои руки, но знает, что она откажет, поэтому просто обещает завоевать ее любовь.
В стихотворении развивается идея о том, что любовь вдохновляет людей на самые смелые поступки. Также автор доказывает, что человек не может выбирать между патриотизмом и любовью к другому человеку.
Композиция
По смыслу стихотворение можно разделить на несколько частей: обращение к адресату послания и создание ее образа, рассказ о Родине, обещание завоевать женщину. На строфы произведение не делится. В формальной организации отобразились особенности футуристической литературы. Визуально текст напоминает лестницу из слов.
Жанр стихотворения – послание, так как у него есть адресат. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Автор использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В произведении есть и мужские, и женские рифмы.
Средства выразительности
Для раскрытия образа любимой женщины, воспроизведения чувств лирического героя и реализации идее используются средства выразительности. Это сложные ассоциативные комплексы, отличающиеся оригинальностью. Ключевую роль играют метафоры: «любую самочку шелками разукрасьте», «собаки озверевшей страсти», «стих людей дремучий бор», «свисточный спор поездов до Барселоны», «ревность двигает громами», «страсти корь сойдет коростой».
Эпитеты визуальным картинам, чувствам и эмоциям выразительности: «важный вечер», «черное небо», «большие, неуклюжие руки».
Источник
Владимир Маяковский — Письмо Татьяне Яковлевой: Стих
В поцелуе рук ли,
губ ли,
в дрожи тела
близких мне
красный
цвет
моих республик
тоже
должен
пламенеть.
Я не люблю
парижскую любовь:
любую самочку
шелками разукрасьте,
потягиваясь, задремлю,
сказав —
тубо —
собакам
озверевшей страсти.
Ты одна мне
ростом вровень,
стань же рядом
с бровью брови,
дай
про этот
важный вечер
рассказать
по-человечьи.
Пять часов,
и с этих пор
стих
людей
дремучий бор,
вымер
город заселенный,
слышу лишь
свисточный спор
поездов до Барселоны.
В черном небе
молний поступь,
гром
ругней
в небесной драме,-
не гроза,
а это
просто
ревность двигает горами.
Глупых слов
не верь сырью,
не пугайся
этой тряски,-
я взнуздаю,
я смирю
чувства
отпрысков дворянских.
Страсти корь
сойдет коростой,
но радость
неиссыхаемая,
буду долго,
буду просто
разговаривать стихами я.
Ревность,
жены,
слезы…
ну их!-
вспухнут вехи,
впору Вию.
Я не сам,
а я
ревную
за Советскую Россию.
Видел
на плечах заплаты,
их
чахотка
лижет вздохом.
Что же,
мы не виноваты —
ста мильонам
было плохо.
Мы
теперь
к таким нежны —
спортом
выпрямишь не многих,-
вы и нам
в Москве нужны,
не хватает
длинноногих.
Не тебе,
в снега
и в тиф
шедшей
этими ногами,
здесь
на ласки
выдать их
в ужины
с нефтяниками.
Ты не думай,
щурясь просто
из-под выпрямленных дуг.
Иди сюда,
иди на перекресток
моих больших
и неуклюжих рук.
Не хочешь?
Оставайся и зимуй,
и это
оскорбление
на общий счет нанижем.
Я все равно
тебя
когда-нибудь возьму —
одну
или вдвоем с Парижем.
Анализ стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» Маяковского
В жизни В. Маяковского было мало женщин, которых он по-настоящему любил. Практически всю жизнь он преклонялся перед Л. Брик и посвятил этой любви несколько стихотворений. Однако в 1928 г. поэт побывал в Париже, где познакомился с русской эмигранткой, известной актрисой Т. Яковлевой. Чувство было взаимным, но влюбленные не сходились по политическим убеждениям. Маяковский не представлял себе жизнь за границей, а Яковлева наотрез отказывалась возвращаться в Советскую Россию. По поводу этого разногласия поэт написал любимой женщине стихотворное послание, которое было опубликовано в СССР лишь в 1956 г.
К концу жизни Маяковский замечал все больше недостатков в коммунистическом строе. Но это не мешало ему надеяться на лучшее и оставаться патриотом своей страны. При этом он продолжал испытывать ненависть к буржуазным странам, которую нисколько не скрывал. Поэтому отказ Яковлевой он воспринимал не столько в личном, сколько в социальном плане. В присущей ему грубоватой манере поэт заявляет, что легко сможет укротить свою мужскую страсть по отношению к утонченным французским «самочкам». К Яковлевой он относился совершенно по иному. Актриса эмигрировала в 1925 г., поэтому, по мнению Маяковского, до сих пор оставалась в душе русской женщиной. Яковлева уважала Маяковского не только как мужчину, но и как поэта, что давало ему право заявлять: «ты одна мне ростом вровень».
Поэта действительно оскорбляло, что женщина, пережившая ужасы гражданской войны, променяла свою страну на «ужины с нефтяниками». Личные мотивы полностью отходят на второй план во фразе «…я ревную за Советскую Россию». Маяковский прекрасно понимал, что после всех потрясений страна навсегда потеряла многих лучших своих представителей, как убитыми, так и эмигрировавшими. Восполнить эти потери будет непросто: «нам в Москве не хватает длинноногих».
Нежность вообще не свойственна любовной лирике Маяковского, поэтому в финале произведения звучит уже откровенная угроза. Решительный отказ Яковлевой поэт считает серьезным оскорблением, которое он приравнивает к общей ненависти западного мира к коммунизму («на общий счет нанижем»). Ответом на это будет не просто месть одного обманутого мужчины, а победа Советской России над всем буржуазным строем («тебя… возьму… вдвоем с Парижем»).
Источник