Капитанская дочка. Глава «Вожатый»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kapitanskaya_dochka.docx | 17.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: А.С. Пушкин. «Капитанская дочка», глава «Вожатый»
Цели урока : 1. Организовать чтение текста произведения в ключе жанра романа.
2. Выделить основные эпизоды II главы и рассмотреть их как факты внешней и внутренней биографии героя.
3. Выделить христианскую основу в отношениях Гринёва и Пугачёва.
Домашнее задание предыдущего урока . Прочитать II главу, выделить основные эпизоды, определить символический смысл начала главы, эпиграфа, образа бурана.
Методика урока. Аналитическая беседа. Формы: коллективная, частично групповая.
Технологии : сотрудничества “педагог – учитель”.
В начале урока ученикам предлагается вспомнить выводы по работе над текстом I главы, особенности жанра романа. Ученики отвечают, что на первый план выдвигается человеческая личность, сюжетные события определяют дальнейшую судьбу героя. Главный герой романа Петр Гринёв предстаёт в I-ой главе как человек чести.
На доске и в тетрадях записываются слова О.Э. Мандельштама “Мера романа – человеческая биография”.
Работу над текстом II главы начинаем с обращения к смыслу названия главы, смыслу эпиграфа. Ученики выясняют прямые значения слов вожатый – проводник, указчик дороги. Эпиграф обращён к судьбе молодого человека, которого на жизненном пути ждут испытания.
Затем начинается беседа по вопросам к тексту II главы, прочитанной учащимися дома.
1. Какой момент в жизни героя (Гринёва) предстаёт во второй главе?
2. Герой находится в пути к месту службы. Что такое путь для героя романа?
3. Путь связан не только с внешним перемещением, но и с внутренними решениями, переживаниями, на нём могут быть и непоследовательность действий, и ошибки.
4. Что значит для Петра Гринёва вступление в жизнь?
5. Это испытание, столкновение со сложностью бытия.
6. Имеет ли образ бурана в романе символический смысл?
Буран – природная стихия, человек над ней не властен; стихия несёт человеку смертельную опасность. Именно посреди этой стихии происходит встреча Гринёва с вожатым, который спасает Петра от гибели. Гринёв столкнется затем с бунтом, исторической стихией, где спасёт его милосердие Пугачева, стихия жизни может быть побеждена добрым отношением людей друг к другу.
Можно ли рассматривать столкновение со слепой стихией как испытание героя?
Да, в этом испытании все герои ведут себя достойно.
* Что привлекло Гринева в вожатом?
* А вам симпатичен этот герой?
Умный, смешливый, осознающий свою грешность, способный ценить справедливость и добро, вожатый у всех вызывает симпатию.
* Какую роль играет сон?
Это пророческий сон. Петруше Гриневу привиделось все его будущее. Сон возвращает читателя в мир души главного героя, в мир ощущений, необъяснимых предчувствий.
* Какие отношения побеждают в ссоре, а какие в примирении Гринёва и Савельича?
Бильярдный дом Гринёва обозначает границу детской игры и взрослой самостоятельности. В их соре на первом плане – внешняя социальная роль: Гринёв – господин, Савельич – слуга. Но это происходит лишь на словах, они связаны дружеской сердечностью, любовью, что и приводит к примирению. Раскаяние Гринёва есть его настоящий взрослый поступок. Это, на первый взгляд, незначительное событие (размолвка и примирение героев) открывает общую художественную ситуацию романа, в котором жестокость войны – это доведённая до предела сословная рознь, но в мире романа обнаруживается более глубокие – человеческие – отношения, они заставляют героев быть милосердными вопреки логики раздора, сословных противоречий, ощущать себя братьями.
* Как выражает чувство благодарности вожатому Петруша Гринёв?
Дарит заячий тулупчик. На первый взгляд Гринёв поступает против правил, закона поведения дворянина в отношениях с мужиком, он проявляет себя излишне щедрым, человечным. Его дворянская милость и есть милосердие. Помня его добро, Пугачёв ответит тоже добром.
* Можно ли считать, что Гринёв не нарушил законов чести?
Да, он поступил как человек чести.
* Как Петр Гринёв воспринимает известие о своём назначении в Белогорскую крепость?
* Что происходит в его душе?
Он огорчён, но чувство долга не даёт воли возмущению или досаде, он повинуется приказу, хотя и с неохотой. То, что Гринёв принимает приказ как должное, говорит о его мужестве и благородстве души. Хотя он и лукавит, объясняя Андрею Карловичу, что “держать в ежовых рукавицах” значит ласковое обращение. Но в этом проявляется прямота и бесхитростность Гринёва-рассказчика: он не выставляет себя лучше, чем он был.
Как вы понимаете смысл названия главы после размышления над текстом на уроке?
Пугачёв станет особенным человеком в жизни Петра Гринёва. Это их первая встреча. Во всех четырёх встречах героев милосердие является нервом их отношений. “Что, брат, прозяб”? – уже в этом обращении брат – от дворянина к мужику – нет сословной субординации, есть сочувствие и уважение к человеку, благодарность к спасителю. Братство людей окажется выше жестокости времени. Так бытовые события в жизни героев приобретает символический смысл.
Прочитать 3-5 главы романа, определить основные эпизоды; проанализировать, каким предстаёт в них Петр Гринёв.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данный материал представляет собой командную игру , которую можно использовать после полного прочтения текста как итоговый урок проверки знаний учащихся.
Урок разработан по технологии Е.Н.Ильина «Преподавание литературы как предмета, формирующего человека».
Вводный урок перед изучением повести «Капитанская дочка».
Это 1и 2 части материала, посвященного произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Данные иллюстрации комментируют основные направления рассматриваемые учителем в данном произведении. Это «Воспитан.
Мероприятие построено по типу игры «Счастливый случай».
Отбор, обобщение, систематизация материала, сопоставление пейзажных сцен из трех произведений, загадка. глубина и обаяние личности Пугачева, символический образ метели в русской литературе.
Эта игра может быть проведена как заключительный урок после изучения произведения.
Источник
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка», глава «Вожатый». 9-й класс
Разделы: Литература
Класс: 9
Цели урока:. Организовать чтение текста произведения в ключе жанра романа. Выделить основные эпизоды II главы и рассмотреть их как факты внешней и внутренней биографии героя. Выделить христианскую основу в отношениях Гринёва и Пугачёва.
Домашнее задание предыдущего урока. Прочитать II главу, выделить основные эпизоды, определить символический смысл начала главы, эпиграфа, образа бурана.
Методика урока. Аналитическая беседа. Формы: коллективная, частично групповая.
Технологии: сотрудничества “педагог – учитель”.
В начале урока ученикам предлагается вспомнить выводы по работе над текстом I главы, особенности жанра романа. Ученики отвечают, что на первый план выдвигается человеческая личность, сюжетные события определяют дальнейшую судьбу героя. Главный герой романа Петр Гринёв предстаёт в I-ой главе как человек чести.
На доске и в тетрадях записываются слова О.Э. Мандельштама “Мера романа – человеческая биография”.
Работу над текстом II главы начинаем с обращения к смыслу названия главы, смыслу эпиграфа. Ученики выясняют прямые значения слов вожатый – проводник, указчик дороги. Эпиграф обращён к судьбе молодого человека, которого на жизненном пути ждут испытания.
Затем начинается беседа по вопросам к тексту II главы, прочитанной учащимися дома.
- Какой момент в жизни героя (Гринёва) предстаёт во второй главе?
- Герой находится в пути к месту службы. Что такое путь для героя романа?
- Путь связан не только с внешним перемещением, но и с внутренними решениями, переживаниями, на нём могут быть и непоследовательность действий, и ошибки.
- Что значит для Петра Гринёва вступление в жизнь?
- Это испытание, столкновение со сложностью бытия.
- Имеет ли образ бурана в романе символический смысл?
Буран – природная стихия, человек над ней не властен; стихия несёт человеку смертельную опасность. Именно посреди этой стихии происходит встреча Гринёва с вожатым, который спасает Петра от гибели. Гринёв столкнется затем с бунтом, исторической стихией, где спасёт его милосердие Пугачева, стихия жизни может быть побеждена добрым отношением людей друг к другу.
Можно ли рассматривать столкновение со слепой стихией как испытание героя?
Да, в этом испытании все герои ведут себя достойно.
- Что привлекло Гринева в вожатом?
- А вам симпатичен этот герой?
Умный, смешливый, осознающий свою грешность, способный ценить справедливость и добро, вожатый у всех вызывает симпатию.
- Какую роль играет сон?
Это пророческий сон. Петруше Гриневу привиделось все его будущее. Сон возвращает читателя в мир души главного героя, в мир ощущений, необъяснимых предчувствий.
- Какие отношения побеждают в ссоре, а какие в примирении Гринёва и Савельича?
Бильярдный дом Гринёва обозначает границу детской игры и взрослой самостоятельности. В их соре на первом плане – внешняя социальная роль: Гринёв – господин, Савельич – слуга. Но это происходит лишь на словах, они связаны дружеской сердечностью, любовью, что и приводит к примирению. Раскаяние Гринёва есть его настоящий взрослый поступок. Это, на первый взгляд, незначительное событие (размолвка и примирение героев) открывает общую художественную ситуацию романа, в котором жестокость войны – это доведённая до предела сословная рознь, но в мире романа обнаруживается более глубокие – человеческие – отношения, они заставляют героев быть милосердными вопреки логики раздора, сословных противоречий, ощущать себя братьями.
- Как выражает чувство благодарности вожатому Петруша Гринёв?
Дарит заячий тулупчик. На первый взгляд Гринёв поступает против правил, закона поведения дворянина в отношениях с мужиком, он проявляет себя излишне щедрым, человечным. Его дворянская милость и есть милосердие. Помня его добро, Пугачёв ответит тоже добром.
- Можно ли считать, что Гринёв не нарушил законов чести?
Да, он поступил как человек чести.
- Как Петр Гринёв воспринимает известие о своём назначении в Белогорскую крепость?
- Что происходит в его душе?
Он огорчён, но чувство долга не даёт воли возмущению или досаде, он повинуется приказу, хотя и с неохотой. То, что Гринёв принимает приказ как должное, говорит о его мужестве и благородстве души. Хотя он и лукавит, объясняя Андрею Карловичу, что “держать в ежовых рукавицах” значит ласковое обращение. Но в этом проявляется прямота и бесхитростность Гринёва-рассказчика: он не выставляет себя лучше, чем он был.
Как вы понимаете смысл названия главы после размышления над текстом на уроке?
Пугачёв станет особенным человеком в жизни Петра Гринёва. Это их первая встреча. Во всех четырёх встречах героев милосердие является нервом их отношений. “Что, брат, прозяб”? – уже в этом обращении брат – от дворянина к мужику – нет сословной субординации, есть сочувствие и уважение к человеку, благодарность к спасителю. Братство людей окажется выше жестокости времени. Так бытовые события в жизни героев приобретает символический смысл.
Прочитать 3-5 главы романа, определить основные эпизоды; проанализировать, каким предстаёт в них Петр Гринёв.
Источник
Как отблагодарил Гринёв Вожатого?
По дороге в Оренбург Петр Гринев попал в сильный буран и ямщик остановил кибитку. По его словам дальше ехать было никак не возможно, вокруг царила беспросветная мгла.
Однако на счастье Гринева, им подвернулся человек, который согласился быть вожатым, показать дорогу. Этот странный человек по запаху дыма определил в какую сторону следует ехать и Гринев благополучно добрался до постоялого двора.
Утром Петр Гринев собирался отблагодарить вожатого полтиной, но этой трате воспротивился верный Савельич, а так как Гринев решил настоять на своем, проявить заслуженную вожатым благодарность, то он отдал вожатому заячий тулуп:
Бильярд- игра затяжная, Зурин изображал из себя невесть кого, наставлял Гринева во всех тонкостях, уговорил Петра на партию и выиграл у него сто рублей,( немалые- по тем временам- деньги!) Потом Зурин » отработал» эту сумму, помог убежать молодой паре Петру и Маше и жилье устроил им.
Образ Савельича введен Пушкиным в роман «Капитанская дочка» неспроста. Возможно, поэт в этот образ вкладывал свои воспоминанья о своем дядьке, который не раз сопровождал поэта в его долгие ссылки и деревни. Савельич — простой честный человек из народа, именно его избрал отец главного героя, чтоб тот в случае каких-либо дерзких проказ новоиспеченного служивого передавл ему время от времени информацию, однако Савельич относится к Гриневу, как родному ребенку, и даже не пасует перед грозным Пугачевым. Как бы Гринев не держался гордо и как бы с показным пренебреженьем не относился к Савельичу, он тоже любит и уважает своего дядьку за чистоту и честность, хотя тот порой и надоедает ему советами и предупрежденими. Самое главное — Савельич — свой родной образ, и он нужен в этом чудесном романе о юных похождениях молодого дворянина со своим верным дядькой Савельичем.
Когда Пугачев взял Белогорскую крепость и оставил в ней комендантом Алексея Швабрина, он тем самым сам того не подозревая отдал Машу Миронову в руки этого злодея.
Швабрин — человек очень низкий и беспринципный, а потому не гнушался никаких средств, чтобы добиться своей главной цели — жениться на Маше Мироновой.
О том, какими путями этот злодей склонял девушку к замужеству мы знаем из ее личного письма, адресованного Петру Гриневу и переданного Гриневу урядником.
Маша писала, что Швабрин первым делом забрал ее от попадьи и поместил в комендантском доме, фактически у себя. Что он стал требовать от нее согласия на этот брак, который Маше казался хуже смерти. Он угрожал девушке, что если та откажется выйти за него, то он, Швабрин, расскажет о ней Пугачеву и лично отвезет ее в лагерь к злодею. При этом он напоминал Маше о судьбе другой комендантской дочери — Елизаветы Харловой, которую мятежники расстреляли, вместе с семилетним братом.
Поэтому Маша слезно просила Гринева, единственного оставшегося у нее дорогого человека, помочь ей как можно скорее.
Капитанская дочка. Повесть Александра Сергеевича Пушкина (хотя есть источники, где произведение определяется как роман Александра Сергеевича Пушкина)переносит читателя во времена 1773-1775 годов, то есть во времена крестьянского восстания в России под предводительством Емельяна Пугачёва.
Касаемо мести Пугачёва, то можно с определённой долей уверенности сказатиь, что проявлялась она в противодействии со своими противниками, в частности Пугачёв мстил тем, кто отказывался служить ему и называл самозванцем.
В этом контексте очень характерна казнь защитников Белогорской крепости. Комендант крепости, капитан Миронов Иван Кузьмич был повешен вместе с поручиком Иваном Игнатьичем, а супруга капитана Миронова была зарублена саблей. Даю эпизод из текста в виде цитаты.
А. С. Пушкин не просто употребил слово «недоросль», он уточнил, в каком смысле его следует понимать:
Автор прямо ссылается на сатирическую комедию Д. И. Фонвизина с таким же названием — «Недоросль». Её главный персонаж — юноша Митрофан — ничему не учится и не желает, демонстрируя невероятное невежество. Это видно из эпизода, в котором герой сдаёт экзамен
После постановки пьесы имя Митрофанушка приобрело черты нарицательного слова, так стали называть подростков ленивых либо сильно обойдённых образованием, см. здесь.
А. С. Пушкин проводит параллель между недорослем Фонвизина и Петром Гринёвым:
- иностранных языков не знал, а ведь в то время французский был обязателен в дворянской среде;
- к 12 годам научился (под руководством крепостного Савельича) русской грамоте;
- разбирался в борзых собаках;
- карту попыался использовать как материал для воздушного змея;
- целый день болтался на улице, ничему не учась, пока его «педагог» пьянствовал.
Величайшая разница между Гринёвым и Митрофаном состоит в личных качествах. Пётр был простодушным малограмотным человеком, не знавшим жизни и не разбиравшимся в людях, но он не был порочным, знал, что такое честь офицера и верность присяге. Однако всё это выяснится лишь в будущих главах «Капитанской дочки».
Источник