- 8 шпаргалок от семейного психолога, которые помогут воспитать эмоционально здорового ребенка
- Читайте на Еве
- Похожие материалы
- Эмоциональное развитие ребенка в семье: почему это важно
- Что вы чувствуете?
- Какие бывают эмоции
- Как развиваются детские эмоции
- Почему важно развивать эмоции
- Без чувств или Почему нельзя не замечать эмоций ребенка
- Последствия неправильного эмоционального воспитания
- Техника контейнирования эмоций: справляемся с сильными детскими эмоциями за пять шагов
- Правила эмоционального воспитания
- Как вырастить эмоционального ребенка
- Вдохновляй примером
- Мальчики не плачут?
- Безусловная поддержка
- Важные уроки
- Самостоятельность
- Эмпатия
8 шпаргалок от семейного психолога, которые помогут воспитать эмоционально здорового ребенка
А вы знали, что есть конституция ребенка? Именно она помогает воспитать эмоционально здоровых детей. Это 8 основных положений, которые составил семейный психолог Александр Шахов для родителей, чтобы они помнили, как нужно правильно относиться к своему ребенку и вырастили психически здоровую личность.
Читайте на Еве
Похожие материалы
В яблочном семечке уже заложена информация, какого цвета, размера и вкуса будет фрукт. Это значит, что таланты и способности ребенка уже заложены в нем, и вам нужно помочь ребенку проявить их. Для этого надо предлагать ему варианты, наблюдать и поощрять. Это похоже на работу садовника: он изучает растение, наблюдает за ним, осторожно экспериментирует, чтобы помочь ему вырасти. Вам пригодится опыт других профессиональных «садовников» — педагогов и детских психологов. Помните, что родитель – это профессия. А профессии нужно учиться. Не будьте любителем.
Есть разные цветы
Если дети — цветы, то цветы бывают разные. Если вы — гордый тюльпан, а ваша дочка — скромная незабудка, не пытайтесь сделать из нее тюльпан, а еще хуже — фикус. Вырастет «недотюльпано-недофикус». Мы разные. Ребенок может очень отличаться от вас по характеру, типу, целям. Ваша задача —помочь ему распуститься тем цветком, которым он создан. Представьте мир из одних тюльпанов.
Ребенок только учится
Он многого не знает, много не умеет, многого еще не способен понять. Очевидные для взрослого вещи ему не понятны, в каком бы возрасте он ни был: 5, 9, 14 лет. Не требуйте, чтобы он с первого раза запомнил, научился делать, выработал привычку. Вам самим нужно много времени и сил, чтобы чему-то научиться и понять. А ребенок еще маленький, ему сложнее. И, пожалуйста, не надо: «Да я в твоем возрасте….»
В мозге у ребенка работает одна мощная генетическая программа: «выживай». Программа эта едина с детенышами всех млекопитающих: «Выживай, подражая выжившим особям». Как котенок учится, наблюдая за мамой-кошкой, ваш ребенок учится только одним способом — слепо копируя поведение окружающих. Часто он не понимает смысла, но мозг делает свою работу автоматически. Если ваш ребенок чему-то научился, будьте уверены, что он это бессознательно скопировал. Поэтому окружите его нужными примерами и спокойно наблюдайте, как он их усваивает.
Да, кстати, в первую очередь он будет копировать ваши слова, реакции и поведение. Чтобы ребенок читал, подавайте пример. Агрессивен? А вы не ссоритесь с мужем на его глазах?
У детства свой язык
Пытаясь объяснить ребенку что-то, мы используем взрослые понятия, которые недоступны для его понимания. Общаясь с китайцем, говорите на китайском. Чтобы вас услышал и понял ребенок, научитесь говорить языком того уровня развития, на котором находится ребенок. Иначе он вас не поймет.
Сегодня вместе, завтра сам
Помните, что ребенок только учится, и учится подражая. Самый лучший способ научить его навыкам — делать вместе с ним. И делать это столько раз, пока он не научится делать самостоятельно. Хотите, чтобы он стал убирать в своей комнате — убирайте вместе с ним. Приучить читать? Читайте вместе. Дети учатся играя. Превратите процесс в увлекательную игру, и ваше чадо само будет хотеть выполнять нудные обязанности.
Растет туда, где внимание
Почему крона деревьев всегда больше с южной стороны? Потому, что там есть тепло и внимание солнца. Это принцип: на что обращается внимание, то и развивается. Есть похвала за хорошее поведение — ребенок будет вести себя хорошо. Нет поощрения хорошему, он будет протестовать, привлекать внимание негативными поступками, и, если вы будете его ругать и наказывать, а значит уделять внимание, это поведение будет «расти». Хотите управлять развитием ребенка — реагируйте безразличием на то, что вам не нравится, и щедро поощряйте то, что нравится.
Но имейте в виду: ребенок нуждается и в границах. Где баланс, не подскажет вам ни один педагог и психолог, потому что вы должны его найти сами.
Любовь — это время, проведенное с ребенком
Что самое ценное для ребенка? Не шоколадки, игрушки или мультики. Время, проведенное с мамой и папой — вот самое ценное для него. Если детей несколько, обязательно выделяйте время для общения с каждым ребенком отдельно, когда все ваше внимание достается только ему. Это должно быть регулярным. Слушайте его, играйте в его игры, пытайтесь понять его детские проблемы и серьезно к ним относитесь.
Источник
Эмоциональное развитие ребенка в семье: почему это важно
Как развивать эмоциональную сферу ребенка?
Некоторые родители даже не догадываются, что существует эмоциональное воспитание, и пускают развитие детских эмоций на самотек. Ребенку не даны от рождения нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, он не умеет самостоятельно их выражать.
Эмоция – это состояние психики, которое выражает отношение человека к себе и окружающему миру. С помощью эмоций человек откликается на все происходящее вокруг, выражает свои чувства. Эмоциональное развитие — это процесс формирования умений откликаться на явления окружающего, контролировать свои чувства и управлять их проявлениями.
Что вы чувствуете?
Кажется, простой вопрос, но он полностью связан с эмоциями. Ответьте на него. Сколько вариантов ответа вы можете дать? Оказывается, что не так много. В обиходе, как правило, несколько эмоций: радость, грусть, обида, скука, злость. Мы не умеем правильно оценивать свое состояние, поэтому делаем ошибки при планировании действий. Все начинается с эмоций.
Какие бывают эмоции
Радость
Грусть
Гнев
Стыд
Беспокойство
Восторг
Воодушевление
Гордость
Благодарность
Надежда
Нежность
Безмятежность Умиротворение
Любовь
Восхищение
Симпатия
Умиление
Ликование
Предвкушение
Печаль
Разочарование
Сочувствие
Тоска
Сожаление
Жалость
Отчаяние
Скорбь
Горе
Недовольство Возмущение Раздражение
Бешенство
Обида
Отвращение
Презрение
Злость
Досада
Злорадство
Ревность
Негодование
Зависть
Неприязнь
Волнение
Страх
Опасение
Тревога
Настороженность Ужас
Боязнь
Паника
Испуг
Трепет
Прислушайтесь к себе и попробуйте описать свои чувства. При этом одна эмоция может дополнять другую. Может быть, сейчас вы испытываете легкую печаль с нежностью, а может, обиду с беспокойством. В любом случае учитесь точно определять свое состояние. А какие эмоции знает ваш ребенок?
Как развиваются детские эмоции
Эмоциональное развитие начинается сразу после рождения. Хотя, если быть честными, то еще в утробе матери. Но тогда мы не видим детскую реакцию. Новорожденный ребенок пытается выражать свое отношение к окружающему миру с помощью плача, а чуть позже — улыбки и смеха.
Плач – это сигнал о потребностях: в еде, питье, недостатке внимания, дискомфорте. Улыбка – выражение радости. По мере развития ребенка появляются удивление, испуг, интерес. Ребенок интересуется чем-то, исследует объект, происходит познавательное развитие, которое провоцирует новый интерес. Так происходит интеллектуальное развитие ребенка.
В раннем возрасте (от года до трех) большинство эмоций также подчинены детским потребностям, однако сами потребности расширяются. У ребенка появляется привязанность к близким людям, поэтому могут возникать ревность, тоска, радость от встречи, восторг. На этом этапе ведущим видом деятельности является предметная, поэтому положительные эмоции может вызвать все новое, интересное, необычное.
Ребенок с восторгом принимает новую игрушку, радуется возможности действовать с предметами (кидать, катать, трогать, гладить и т.д.). Ребенок познает окружающий мир и при этом естественной реакцией будут удивление и восторг. Появляются первые обиды. Свое недовольство ребенок выражает плачем. При этом спектр плача очень широк: боль, обида, потребности, ревность. А еще появляется первый гнев и даже злость. Эмоции очень импульсивны. При этом очень важно давать детям проявлять свои эмоции.
Дошкольный период – очень важен для развития интеллекта и эмоций. Именно сейчас закладывается будущая личность: развивается речь, коммуникативные навыки, творческие способности, познавательные интересы. Ребенок откликается на все: музыку, литературу, произведения изобразительного искусства, природу. Он способен переживать за героев мультфильма или книги, проживает события героев спектакля, радуется встрече с друзьями, учится любить и заботиться о близких людях и домашних животных. В то же время он учится контролировать свое эмоциональное состояние, вызванное потребностями (можно потерпеть, если голоден). Эмоции уже менее импульсивны, а если это не так, то нужно работать над умением их контролировать. В дошкольном возрасте формируются устойчивые высшие чувства.
Почему важно развивать эмоции
Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки. Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении.
Без чувств или Почему нельзя не замечать эмоций ребенка
Информатизация современных детей не всегда под контролем. С экрана телевизора потоком льются жестокость и насилие. Простое объяснение терминами «хорошо» или «плохо» не поможет воспитать нравственного человека. Принятие или неприятие должно быть изнутри: из чувств и эмоций.
Нужно помнить, что дети учатся на примере взрослых. Взрослые не управляют эмоциями детей, а постоянно проявляют свои. Если родители живут в негативе и обиде на мир, постоянно демонстрируют гнев, злость, обиду, то их дети будут жить с таким же отношением к жизни. У тревожной испуганной неуверенной матери вырастет такая же дочь. И только счастливые родители научат своего ребенка радоваться жизни.
Последствия неправильного эмоционального воспитания
Постоянное сдерживание детских эмоций, эмоциональная холодность к детям, отсутствие эмоционального восприятия мира могут привести к серьезным последствиям.
Тревожные дети вырастают в неуверенных в себе взрослых. Они боятся взять на себя ответственность и рисковать, а, значит, неспособны побеждать. У них постоянное чувства вины, они заранее уверены в том, что есть повод, чтобы ими были недовольны окружающие. Такие люди не доверяют миру, ждут от него беды, уверены, что все вокруг желают им зла.
Ребенок, который не прислушивается к своим желаниям и чувствам, учится полностью подчиняться окружающим. Но это не осознанное послушание, а подчинение: отсутствие инициативы, желаний и вкуса к жизни. Жизнь полностью идет по чьей-то указке. Хорошо, если указания даются с добром, а если в качестве командующего возникает негативный сверстник? Страшно подумать, к чему может привести конформное поведение.
Постоянное сдерживание отрицательных эмоций может вызвать накопительный эффект, при котором негатив накапливается, а потом выходит сильным всплеском в виде агрессии к окружающим.
Техника контейнирования эмоций: справляемся с сильными детскими эмоциями за пять шагов
Правила эмоционального воспитания
Эмоциональное воспитание ребенка не требует больших физических и временных затрат. Нужно только соблюдать некоторые правила.
1. Добровольность выражения. Учите ребенка проявлять свои эмоции, называть их, понимать свои чувства. Это особенно важно для маленьких детей, которые должны выплескивать все накопленное внутри. Обсуждайте с ребѐнком его чувства, давая ему возможность самому справиться с возникшими эмоциями.
2. Сила выражения. Дети постарше должны учиться контролировать свои эмоции: смеяться тише, собраться с мыслями, сдерживать гнев, справиться с волнением. Учите детей простым навыкам самоконтроля и следите за собственным поведением.
3. Сопереживание. Дети не должны быть равнодушными. Если ваш ребенок не переживает за героев мультфильма или других людей, то эмпатии его нужно учить. Спросите у него, что он чувствует, жалко ли ему героя, хотел ли ребенок помочь. Обсуждайте с ребѐнком жизненные ситуации. Предлагайте описывать чувства и ощущения участников событий. Подумайте, как можно проявить свое участие по отношению к другому человеку: поздравить, выразить сочувствие, помочь в чем-то. Избавьте детей от зависти и злорадства с самого детства, это сделает их счастливыми.
Дорогие взрослые! Учитесь радоваться жизни. Перестаньте копить негатив. Чаще улыбайтесь. Пусть эмоциональный опыт, который вы передаете своим детям, будет богат, разнообразен и позитивен.
Источник
Как вырастить эмоционального ребенка
«Современные родители — пожалуй, самые осведомленные и сознательные за всю историю человечества», — считает автор книги «Эмоциональная гибкость» Сьюзен Дэвид. Мы заранее планируем будущее ребенка, тщательно обдумываем выбор школы, университета, а затем и такую работу, которая, может быть, позволит ему жить достойно. Но стремясь воспитать в детях уверенность и развить их потенциал, мы чрезмерно пытаемся оградить их от любых негативных переживаний. «Даже те родители, которые не опускаются до гиперопеки и не вмешиваются в каждую мелочь, все равно хотят, чтобы их дети жили здоровой, продуктивной, успешной жизнью», — отмечает Сьюзен.
Лучшее, что мы сейчас можем сделать ради своих детей, — это научить их эмоциональной гибкости. Она не оградит их от разочарований, но поможет развить способность к адаптации и упорство, которые нужны для того, чтобы преуспевать и совершенствоваться, невзирая на трудности.
Вдохновляй примером
Самый эффективный способ научить детей эмоциональной гибкости — подать им пример. Трудно справляться, когда дочь орет: «Я тебя ненавижу!», а сын приходит из школы заплаканный. Но такие ситуации дают возможность продемонстрировать свою эмоциональную гибкость: когда вы не реагируете на собственные эмоции, а ведете себя спокойно и стараетесь понять, почему ребенок испытывает такие чувства.
Когда ребенок плачет в кабинете врача, когда ему ставят прививку, не лучший способ его успокоить — это говорить, что все хорошо. Младенцу, который лежит голый и беспомощный в холодной комнате, где страшная чужая тетка колет его иголками, это «все хорошо»?! Не отрицайте крайне болезненное для ребенка обстоятельство. Он имеет право выражать свои эмоции, а не запирать их в себе.
Мальчики не плачут?
Есть ли у вас правила выражения чувств? Например, «Большие мальчики не плачут». Оно показывает ребенку, что неприятные эмоции — это признак слабости и их надо избегать. Еще одна ошибка — преуменьшать разочарование или печаль ребенка: «Да он просто устал», «Она проголодалась», «Перебесится». Либо когда мы предлагаем детям смотреть на неприятности через розовые очки: «Ну, милая, ты же сама знаешь, что преувеличиваешь», «Все хорошо». Еще одна ловушка на пути родителей — стремление исправить ситуацию. Например, когда ребенок приходит домой из школы и говорит: «Со мной никто не хочет играть», а вы тут же бросаетесь на помощь: «Не плачь, давай я с тобой поиграю».
Такие слова приносят больше вреда, чем пользы. Так мы лишаем ребенка критически важной возможности проработать свои неприятные эмоции — встретиться с ними лицом к лицу и чему-то научиться. К тому же мы невольно внушаем ребенку, что сам он не справится.
Безусловная поддержка
Ребенок должен чувствовать, что он любим, защищен и его всецело принимают таким, какой он есть. Такое ощущение безопасности в психологии называется надежной привязанностью. Благодаря ей эмоциональная жизнь ребенка будет стабильнее до подросткового возраста и положительно скажется на взаимоотношениях во взрослом возрасте.
Зная, что его не перестанут ценить, не отвергнут, не накажут и не пристыдят за его эмоции, какими бы они ни были, ребенок проверяет на практике, что такое печаль, радость или гнев. Он постепенно осознает, как справляться с эмоциями и как на них реагировать.
Это не значит, что вы должны мириться с истериками или нерациональными поступками. Вы просто даете ребенку понять, что его чувства реальны и так же важны, как чьи бы то ни было. Помогите ему научиться распознавать и называть свои эмоции: «Я вижу, тебя очень это раздражает. Да, я понимаю, что сейчас ты хочешь продолжить играть».
Важные уроки
Ребенок, который может свободно испытать весь спектр эмоций, усваивает несколько ключевых уроков:
- Эмоции проходят. Такова их природа.
- Эмоции не страшны. Каким бы большим или угрожающим они ни казались, я — больше и сильнее их.
- Эмоции нас учат. То, что я могу узнать у них, поможет мне понять, что на самом деле важно для меня — и для других.
Самостоятельность
Автономность — критически важный для нравственного развития ребенка элемент. Она означает самоуправление, самостоятельность, а не прогулки по ночам в компании друзей-хулиганов.
Вот как можно способствовать развитию автономности у ребенка:
- Уважайте его за те качества, которыми он обладает (например, любит рисовать), а не за те, какие желали бы в нем видеть (например, спортивные таланты).
- Предоставляйте ему свободу выбора всегда, когда можете. Но это не значит вообще не ставить границ, не задавать ожиданий или потворствовать всем капризам.
- Когда вы не можете предоставить выбор, объясняйте свое решение Если малыш не понимает, почему надо держать маму за руку, когда переходишь дорогу, объяснение «Потому что я так сказала!» не способствует развитию автономности. «Потому что ты маленький и водители тебя могут не заметить, а меня они хорошо видят», — другое дело.
- Как можно реже применяйте внешние поощрения — наклейками, игрушками, деньгами — за такие достижения, как хождение на горшок, выученные уроки или хорошие оценки.
Поощрение автономности также помогает ребенку выработать собственный набор ценностей, отдельный от родительских правил и поощрений, — свой путь на будущее.
Эмпатия
Быть эмоционально гибкими родителями означает не просто проявлять эмпатию к ребенку в данный момент, а регулярно показывать пример эмпатического поведения, чтобы дети приучились вести себя так же. Допустим, вам непонятно, почему первый день в новой школе — это страшно, но вы можете признать, что ребенок это воспринимает именно так. Вы одновременно вселяете в него уверенность и поощряете естественный инстинкт учитывать чувства других людей. Обсудите с ним, кому еще в классе может быть одиноко и неловко? Почему хулиганы хулиганят, какие эмоции управляют ими?
Благодаря эмпатии вырастают дети, которые замечают, что одноклассника не позвали играть, что у кассира в магазине плохое настроение, что старушке надо помочь перейти дорогу. Повзрослев, они, скорее всего, будут еще тоньше ощущать несправедливость и помогать другим людям увереннее чувствовать себя в коллективе и в обществе в целом.
Картинки в статье — кадры из мультфильма «Головоломка».
Источник