- Как развить чувство ритма? — guitar.technique — Форумы для гитаристов
- Чувство ритма
- ЧТО ВЫ ПОЛУЧИТЕ?
- Что внутри?
- 7 базовых этапов для развития чувста ритма
- Теория и практика
- Суммирование и дробление счетной доли
- Дробление полудоли, паузы
- Пунктирный ритм и увеличение длительностей
- Синкопы и синкопирование
- Сложные ритмы, произвольные виды деления долей
- Полиритмия и полиметрия
- Пошаговая понятная система
- Универсальные навыки
- Развитие мышления и музыкальности
Как развить чувство ритма? — guitar.technique — Форумы для гитаристов
Очень хорошая тема. Хорошо бы, наши профи высказались. Те, у кого есть практика и опыт игры ритма. Нуно, например
Но в данном случае мне кажется речь идет даже не столько о чувстве ритма (по большому счету), сколько об элементарных навыках и организации движений.
Про чувство ритма можно много писать (уж не знают есть ли толк в писании и читании об «этом»), но сейчас нет возможности. Поэтому кратко. Для начала можно сделать две вещи:
1. приучить руку к автоматическим, постоянным, моторным движениям вниз-вверх — сильные доли вниз, слабые — вверх (четверти только вниз, тогда сильные/слабые восьмые — вниз/вверх, такое же соотношение восьмых и 16-х). То есть рука постоянно машет строго вниз-вверх, а струны зацепляет в соответствии с ритмическим рисунком соответствующим штрихом. Это правило для тех, кто «сбивается». В дальнейшем его можно нарушать.
2. выучить 16-ть основных ритмических формул для 16-х (ритмическая «азбука» или «таблица умножения»). Типа:
1. пvпv
2. пooo
3. пoпo
4. пvoo
5. пvov
6. пoпv
7. пvпo
8. ovпv
9. ovov
10.ovoo
11.ooov
12.ooпo
13.oooo
Еще три варианта, если интересно додумай сам.
* п — удар вниз, v — удар вверх, o — пауза — пропуск удара (с сохранением соответствующего холостого движения) или легкий удар по приглушенным струнам.
Из этих формул составляются однотактовые ритмические рисунки 16-ми. Например:
пvov ooпv ovoo пvoo
Играй ритмы на одной струне, затем аккордами. Следи, чтобы правая рука была свободна.
Если не понятно, чего я тут понаписал, попробуй по этому материалу позаниматься:
http://www.people.fas.harvard.edu/
Автор оригинала Nuno
Я сталкивался со многими людьми, которые не могли мыслить мельче 8-х. , и что самое прискорбное это действительно невозможно у них развить. . что вы думаете по этому поводу?
Я думаю, что до какого-то уровня развить все можно, раз они восьмыми играть все-таки могут. Ну, хотя бы предложить поиграть восьмыми только ударами вниз. Тогда рука автоматически оказывается в режиме 16-х. А потом поиграть разные ритмические модели. Вот например формулы-циклы
«по 2» [пoпoxvovox],
«по 3» [пoпoпoxvovovox],
«по одной» [пoxvoxпoxvox].
п — удар вниз, v — вверх, o — холостое движение, обратное предыдущему, x — удар по приглушенной струне, направление — противоположное предыдущему. То есть постоянно рука совершает пш-движение, но ноты выбираются по алгоритмам.
Ритм сродни звуковысотности — и то и другое суть вибрация — микро и макро. Если ускорить отдельные ритмичные постукивания, то они сольются в жужжание, а жужжание будет изменяться по высоте. Поэтому я провожу аналогию между оживляющим ноту вибрато и свингом — качанием ритма. И то и другое требует упорной тренировки и слуха. Неумелое вибрато звучит фальшиво — тоже и с отклонением от темпа — оно звучит неритмично. Но совершенно ровный ритм сродни мертвому ровному синусоидальному сигналу. Хорошие вокалисты и скрипачи (да и блюзовые гитаристы) используют нетемперированное интонирование ступеней, делая мелодию более яркой, выразительной. Так же и с ритмом — хороший ритм по сути не совсем «ритмичный». Конечно, начинающим следует заниматься с метрономом, так же как и нач. вокалисту выверять свои интонации по настроенному роялю. Но настоящий ритм будет формироваться в группе при взаимодействии с хорошими живыми музыкантами. Имхо, не следует слишком сильно привыкать к секвенцеру. Хотя и группе иногда для нахождения консенсуса не мешает поиграть под клик. Но это не панацея.
Чувство момента, чувство пульсации, чувство темпа, ритмическая флуктуация, «живость», ритмическое вибрато (свинг), ритмическая организация внутри такта, ритмомодели, ощущение циклов, чувство формы — наверное есть еще много гранией ритма. А с другой стороны еще темперамент, координация, природная реакция, талант к физическому движению, свобода и раскрепощенность, уверенность, радость, энергия, выдержка, психическая устойчивость и даже жесткость и, наконец, опыт. Да, и, как в любом деле — наглость Хорошее самочувствие и выспанность тоже не повредят.
Играть ровно под клик и делать самому ритм — две большие разницы. Если внимательно послушать SRV, то можно обнаружить, что он играет как-то «неритмично». Например Scuttle Buttin’ — повторить это, кажется, невозможно и прежде всего из-за кривого ритма. Но какое возникает ощущение от этой ритмической фразы! То же самое — Couldn’t Stand The Weather. Вещь замешана на фанке, казалось бы должна играться ритмично. Но там идет непопадание в барабаны. Точнее барабаны не попадают в живой и неподражаемый ритм SRV.
Но, вообще, хотелось бы поговорить поконкретнее на пракические темы. Например, как вы держите медиатор, когда играете фанковые мелкие ритмы — так же, как и при игре соло или иначе? Какой предпочитаете медиатор или это без разницы? Какой угол удара, насколько глубоко покружается медиатор, звук яркий или легкий, шелестящий? Жесткость держания медиатора. Какое движение руки — поступательное (для равномерности — как при игре полных аккордов на акустике) или вращательное вокруг запястья или еще как? Насколько размашисты движения или они минимальные и контролируемые? Как добиться стабильного ровного звука аккордов? Легкости, яркости и «звонкости», а не дребезжания, гнусавости, тупого, грузного корыта. Какие частоты ставятся на усилителе, EQ, и какие комбинации датчиков? Какие струны для ритмачей предпочтительнее? Как делаются шлепки, чтобы они звучали максимально слитно и перкуссионно, а не как-будто медиатор дерет струны. Ну и так далее.
Но, вообще, хотелось бы поговорить поконкретнее на пракические темы. Например, как вы держите медиатор, когда играете фанковые мелкие ритмы — так же, как и при игре соло или иначе? Какой предпочитаете медиатор или это без разницы? Какой угол удара, насколько глубоко покружается медиатор. . . . Какие частоты ставятся на усилителе, EQ, и какие комбинации датчиков? Какие струны для ритмачей предпочтительнее? Как делаются шлепки, чтобы они звучали максимально слитно и перкуссионно, а не как-будто медиатор дерет струны. Ну и так далее.
Dlja takoi obschirnoi temy naverno mozhno i novyi topik sdelat`!
Kto pervyi? :tongue: :xyxthumbs
2Guitar Lover — какая прелесть! А если нет возможности общаться с барабанщиком или она ограничена?
А вот хорошее упражнение на синкопы, смещения, слитность игры в ансамбле и отработку риффов. Рифф из Extreme’овской Cupids Dead:
http://ftp://195.128.81.187/Extreme_Cupids_Dead.mid
Старался барабаны забить точно. Гитару лучше заглушить, чтоб не мешалась.
Но, вообще, хотелось бы поговорить поконкретнее на пракические темы. Например, как вы держите медиатор, когда играете фанковые мелкие ритмы — так же, как и при игре соло или иначе? Какой предпочитаете медиатор или это без разницы? Какой угол удара, насколько глубоко покружается медиатор, звук яркий или легкий, шелестящий? Жесткость держания медиатора. Какое движение руки — поступательное (для равномерности — как при игре полных аккордов на акустике) или вращательное вокруг запястья или еще как? Насколько размашисты движения или они минимальные и контролируемые? Как добиться стабильного ровного звука аккордов? Легкости, яркости и «звонкости», а не дребезжания, гнусавости, тупого, грузного корыта. Какие частоты ставятся на усилителе, EQ, и какие комбинации датчиков? Какие струны для ритмачей предпочтительнее? Как делаются шлепки, чтобы они звучали максимально слитно и перкуссионно, а не как-будто медиатор дерет струны. Ну и так далее.
Являясь большим любителем и поклонником риффовой гитары, попробую набросать методику, точнее моменты, требующие внимания и контроля.
1. Дыхание. Забиваем в драм-машину ровный ритм 4/4, принимаем удобное положение тела, расслабляемся и выполняем вдох на сильную долю (бочка) и выдох на слабую (сольник). Начинать надо с медленного темпа, слушать внимательно ритм, гитара отдыхает. Это для ежедневных занятий по 20 минут перед гитарным рукоблудием .
2. Звукоизвлечение. Здесь нужно быть аккуратным. Хочется, конечно, обо всем забыть и хреначить, что есть дури, но при этом постановка правой руки стремительно портится. Если Вы после такого мочилова переключитесь на чистый звук и услышите «корыто» (см. цитату Old TCR), это очень угрожающий симптом. Следует прекратить такую практику и заняться лечением правой руки. Благо, методик предостаточно.
3. Ньюансы звукоизвлечения. Ну, это уже Ваше творчество!
Я, например, играю риффы волнообразными, мягкими движениями правой руки, причем наклоняю медиатор: при ударе вниз его кончик приподнят, при ударе вверх — опущен. При этом медиатор не цепляется за струны, но звук получается не таким звонким, как если держать его прямо. При сильном искажении такой способ неэффективен. Есть еще интересный прием: касаемся левой рукой струн, а сразу после удара медиатором нажимаем. Это позволяет подчеркнуть момент атаки, и с перегрузом звучит просто здорово, правда, на отработку точного исполнения этого приема уйдет не меньше времени и сил, чем на работу над быстрой беготней пальцами.
4. Саунд. Приберите середину и добейтесь того, чтобы при самом сильном ударе по струнам (fortissimo, кажется) не было режущих ухо частот. В остальном — только Ваш вкус.
5. Струны. Я играю на девятке. (Все смеются, Нуно валяется, басисты грозно приподнимаются с мест).
Это не все, конечно, но есть вещи, которые я не могу сформулировать (мы знаем столько, сколько можем сказать словами (с) кто-то великий, не помню).
Автор оригинала Seryoga
Есть еще интересный прием: касаемся левой рукой струн, а сразу после удара медиатором нажимаем.
Получается, что в момент удара есть только перкуссивный шлепок и струны не колеблются. А потом, когда нажимаешь происходит некое подобие слабого хаммера? Чего-то не очень понятно, как это будет звучать (на неподключенной гитаре — никак), но уже приятно, что сегодня узнал что-то новое. А кто-нибудь еще слышал про такой прием?
Seryoga, опиши, пож., как это должно звучать, что должно получиться. Понятно, что шлепок дает перкуссию, атаку, но как же звук. Какова задержка между ударом и нажатием. Конечно, лучше было бы один раз услышать 5 сек, чем читать пространные объяснения. Может ты запишишь маленький кусочек именно с этим приемом — пару тактов? Если это возможно.
Источник
Чувство ритма
Ваша подписка оформлена! Урок отправлен на ваш e-mail
ЧТО ВЫ ПОЛУЧИТЕ?
- ПОШАГОВАЯ СИСТЕМА — пройдите весь путь по развитию чувства ритма и ритмического слуха от базовых навыков до продвинутых техник.
- ЛЕГКО И ПРОСТО — выполняйте все упражнения в предложенном порядке, следуйте указаниям и вы почуствуете улучшения в ваших навыках в самый короткий срок!
- ДЛЯ ВСЕХ МУЗЫКАНТОВ — данный курс был создан для музыкантов любого уровня без привязки к какому-либо инструменту. Фактически в процессе работы над материалами курса, вам не нужно будет играть на инструменте. Вся работа будет проходить у вас в голове и с помощью более эффективных инструментов развития чувства ритма.
Получите результаты в короткий срок!
Чувство ритма — это тот навык, который мы развиваем с рождения и все, что нужно это правильный подход и немного времени на его тренировку. Как показывает практика, большинство музыкантов не выполняют никаких упражнений на развитие чувства ритма, а в лучшем случае просто играют под метроном!
Уделите развитию чувства ритма 15-30 минут в день и вы почувствуете результат уже через несколько недель:
улучшится техника игры на инструменте
вы сможете легче читать и воспроизводить ритмы
сможете не задумываясь играть под метроном РОВНО
сможете отклоняться от темпа и делать это музыкально
- ВИДЕОУРОКИ — данный тренинг включает в себя полный набор уроков с детальным объяснением всех тонкостей, которые нужно знать для практической работы над развитием чувства ритма и ритмического слуха. Уроки содержат практические рекомендации, демонстрацию упражнений, объяснение теоретических деталей, а также психологических аспектов, связанных с развитие чувства ритма.
- УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРАКТИКИ И ЧТЕНИЯ С ЛИСТА — вам не нужно придумывать или искать упражнения. Готовые ритмы в пошаговой системе являются важной частью курса. Вы получаете упражнения выстроенные в логичную цепочку, которая проведет вас от элементарных заданий до полиритмии в самых изощренных вариантах.
- ПРОВЕРКА ЗАДАНИЙ — выполнение заданий и их проверка это единственные настоящий способ получить результаты. Записывайте упражнения и получайте обратную связь с индивидуальными рекомендациями по улучшению вашей практики, а также советы по применению полученных знаний и навыков на вашем инструменте.
- ЧАТ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ — вы сможете получить ответ на любой вопрос максимально быстро, общение с другими участниками расширит кругозор, а кроме того, возможность наблюдать за прогрессом других участников за счет элемента здоровой конкуренции улучшает ваш прогресс и делает его более ощутимым!
Мы сделали все, что нужно для вашего прогресса!
У вас больше нет необходимости искать решения или придумывать практику для развития важнейшего навыка. Простой следуйте системе и получайте, то что нужно вашей музыкальности. Система курса создана на основе достижений и разработок лучших преподавателей планеты.
Что внутри?
7 базовых этапов для развития чувста ритма
Теория и практика
В этом разделе вы познакомитесь с психологическими и теоретически аспектами, которые важны для развития чувства ритма. Мы разберем такие понятия, как темп, метр и размер и научимся работать с любым метром и определяеть его на слух. Результатом прохождения первого этапа станет полное понимание размеров и умение работать с любым размером, не зависимо от его сложности (простые, смешанные размеры, смена размеров и паузы внутри метра).
Также в этом разделе вы познакомитесь с базовыми предпосылками для развития чувства ритма и научитесь использовать практические инструменты, такие как дирижирование и ритмослоги.
Этап 2 Практика
Суммирование и дробление счетной доли
После освоения метра вы перейдете к работе с ритмом. Первый этап это умение дробить и суммировать счетную долю в любом размере и темпе. Вы научитесь исполнять различные ритмы на основе суммирования и дробления счетной доли на 2,3 и 4 (дуоли, триоли, квартоли).
Этап 3 Практика
Дробление полудоли, паузы
Следующий навык, который мы проработаем это умение чувствовать полудолю, дробить ее на равные части, а также исполнять паузы равные полудоле. На этом этапе вы освоите более сложные варианты ритмов и познакомитесь с системой ритмических букв и практикой их использования для развития чувства ритма.
Этап 4 Лиги и точки
Пунктирный ритм и увеличение длительностей
На этом этапе мы сосредоточимся на проработке пунктирного ритма во всем его многообразии, научимся воспроизводить длительности с точками, освоим лиги и научимся исполнять ритмы с лигами и точками во всех основных размерах.
Синкопы и синкопирование
Современная музыка немыслима без синкоп и навык исполнения синкопированных ритмов это то, чт обязательно должен уметь любой музыкант. В этом разделе мы разберем все основные виды синкоп (1к1, 1к2,1к3), цепочки синкоп и конечно же научимся их воспроизводить и читать с листа.
Сложные ритмы, произвольные виды деления долей
На этом этапе вы сможете прочитать практически любой сложный ритм и научитесь исполнять такие длительности, как квинтоли, септоли и т.д Вы получите практические приемы для проработки этих сложных ритмов, которые позволят вам без труда освоить свободную ритмику и научиться ее исполнять и читать с листа.
Этап 7 Полиритмы
Полиритмия и полиметрия
Задача этого этапа дать вам понятную и рабочую схему для освоения всех основных полиритмов. Вы научитесь воспроизводить и без труда считать такие полиритмы как 2:3,3:4,4:5 и их вариации. Итогом освоения этого этапа станет полная свобода в чтении и воспроизведении любых ритмов и полный контроль.
Пошаговая понятная система
Никакой воды — только работающие практические упражнения. Все просто как 2×2:) Прошли один этап, перешли к следующему и так до результата
Универсальные навыки
Чувство ритма и ритмический слух одинаково важны как для исполнителей, вокалистов, импровизаторов, так и для композиторов, аранжировщиков и продюсеров. Вы сможете применять полученные навыки и знания в любой области музыки!
Развитие мышления и музыкальности
Прохождение данного тренинга поможет вам глубже понять природу музыкального времени и ритма в частности, что положительно скажется на вашем слухе, мышлении и понимании музыки в целом.
Источник