Как вылечить эмоциональную незрелость

Содержание
  1. Когда ЗПР переходит в умственную отсталость
  2. Дети с ЗПР
  3. Умственная отсталость
  4. Умственная отсталость и ЗПР: в чем разница
  5. Ответы на часто задаваемые вопросы, которые возникают у тех, кто столкнулся с неврозами
  6. Передаются ли неврозы по наследству?
  7. Можно ли вылечиться от невроза навсегда?
  8. Может ли сексуальная неудовлетворенность быть главной причиной невроза?
  9. Почему физкультура полезна при неврозах?
  10. Влияет ли невроз на продолжительность жизни?
  11. Что будет, если я не буду лечить невроз?
  12. Какой невроз самый страшный?
  13. Можно ли от невроза сойти с ума?
  14. Когда надо начинать лечить невроз? Когда заканчивать? Как долго надо лечить невроз?
  15. Невроз лучше лечить в больнице или амбулаторно?
  16. Можно ли вылечить невроз без таблеток?
  17. Есть ли таблетки от невроза?
  18. Что самое страшное в неврозах?
  19. Если у меня невроз, стоит ли об этом рассказывать, поймут ли меня?
  20. У какого специалиста лучше лечить невроз?
  21. Может ли невроз пройти сам по себе?
  22. Надо ли заниматься профилактикой невроза?
  23. Психическая травма может вызвать невроз?
  24. Обязательно ли заниматься воспоминаниями из детства, чтобы вылечиться от невроза?
  25. Нервная анорексия – это невроз?
  26. Может ли алкоголизм привести к неврозу и наоборот?
  27. Какой вид психотерапии самый эффективный при неврозах?

Когда ЗПР переходит в умственную отсталость

Невооруженный взгляд может не увидеть разницы между детьми с задержкой психического развития и признаками умственной отсталости. На самом деле их отличия принципиальны. И, что главное, это дает возможность первым в дальнейшем наладить психическое развитие и стать полноценной ячейкой общества при соответствующем обучении. Вторые, к сожалению, остаются вне игры, исключая психический прогресс. Однако может быть и третий вариант, когда менее утрированная задержка психического развития (ЗПР) усугубляется, приобретая черты умственной отсталости (УО).

Чтобы понять механизм данной трансформации, следует четко разграничить оба понятия.

Дети с ЗПР

Задержка психического развития – это пограничное состояние между нормой и умственной отсталостью, выражающееся в замедлении темпа нормального психического развития данного возрастного периода. Сопровождается отставанием в развитии функций психики, таких как мышление, память, внимание, эмоции, волевая сфера. Это проявляется в скудной интеллектуальной деятельности, ограниченности знаний и представлений, доминировании игровых интересов, быстрой утомляемости от интеллектуальной работы.

Иными словами, ребенок ведет себя инфантильно. Его поведение не соответствует реальному возрасту. Оно как будто откатывается назад, на несколько ступеней ниже, повторяя поведение детей более младшего возраста.

Однако в условиях корректного обучения такой ребенок способен достаточно хорошо приспосабливаться к жизни в обществе, повышая уровень своего развития.

Среди причин, провоцирующих патологию, можно выделить биологические и социальные факторы. К биологическим относят патологии во время беременности, недоношенность, родовые травмы, генетические заболевания, тяжелые соматические заболевания, травмы, инфекции в раннем возрасте, проблемы слуха и зрения. К социальным факторам относятся:

  • педагогическая запущенность;
  • систематические психотравмы;
  • неприемлемые условия воспитания;
  • ограниченность жизнедеятельности ребенка.

Интересно, что с 1997 года термина «задержка психического развития» официально не существует. С введением МКБ-10 это понятие входит в категорию «расстройства психического развития».

В зависимости от причины, ЗПР может проявляться в нескольких формах.

1-ая форма носит конституциональный характер и встречается у детей с инфантильным типом телосложения. Такие дети проявляют яркие, живые эмоции, превалирующие в поведении. Их развитие отстает от возрастной нормы, соответствуя более ранней стадии развития. Они с головой вовлекаются в игровую деятельность, творчески проявляя себя, очень подвижны.

Это именно те школьники, которым сложно усидеть на уроке и соблюдать дисциплину. Из-за сниженной способности контролировать свое поведение, мышление, эмоционально-волевую сферу вне благоприятных условий такое положение дел может свестись к социальной дезадаптации.

2-ая форма имеет соматогенную природу, то есть возникает в связи с хроническими заболеваниями, вызывающими упадок сил, снижается активность деятельности. Это формирует такие особенности характера, как неуверенность в своих силах, различного рода опасения, сомнения, робость.

Гиперопека в связи с болезнью дополнительно подкрепляет уже имеющийся инфантилизм. Ребенок неспособен сконцентрироваться, направить внимание в нужное русло. Он эмоционально нестабилен, его легко вывести из равновесия, обладает заниженной самооценкой и высокой тревожностью.

3-я форма развивается вследствие педагогической запущенности. Такие дети физически совершенно здоровы и являются обладателями изначально нормальной нервной системы. В условиях дефицита информации, воспитания и эмоциональной близости со значимыми людьми, у них наблюдается недостаточное развитие должных навыков, умений, знаний.

Читайте также:  Новогоднего настроения гифки с пожеланиями

При данной форме ЗПР преобладает мозаичное мышление. Это отрывочное восприятие, знания понемногу обо всем, которые не подкрепляются опытом и переживаниями. Так вот, дети с 3 формой ЗПР очень хорошо ориентированы и сообразительны в знакомых для них ситуациях или в том, что вызывает неподдельный интерес. Если ребенок развивается в условиях дефицита внимания, он приобретает такие черты, как бесконтрольность над собственными эмоциями, импульсивность, безответственность.

Гиперопека приводит к эгоцентризму, безволию, тунеядству. В целом, ребенок имеет хорошо развитые психические функции (память, мышление, внимание), но при этом может не уметь читать, считать, не знает элементарных геометрических, математических понятий. Однако образное мышление высокоразвито.

4-я форма обусловлена органическим поражением ЦНС во время беременности, родов и на протяжении первого года жизни. Незрелость и инфантилизм проявляются во всех сферах. Нарушение моторики выражается в виде повышенной возбудимости, неловкости движений, нарушении сна. Эмоции примитивны, неяркие. Игра – стереотипная и однообразная, но преобладает над учебной деятельностью.

Такие дети условно делятся на две категории: с повышенным настроением (импульсивность, расторможенность) и пониженным (боязливость, страхи, несамостоятельность). 4-я форма ЗПР вызывает парциальное, то есть частичное нарушение познавательной деятельности.

ЗПР не является тотальным недоразвитием, а выражается в замедлении темпа психического развития. Следует понимать, что состояние носит обратимый характер, но при условии должного специфического обучения.

Умственная отсталость

Такое название получило недоразвитие психической деятельности. Как правило, ее провоцируют несколько факторов, среди которых на первом месте генетические заболевания. Другую группу составляют экзогенные факторы: травмы, интоксикации, инфекции, гипоксия плода.

Умственная отсталость имеет необратимый характер и характеризуется следующими особенностями:

  • тотальность поражения – нарушаются все нервно-психические функции. В особенности страдает речь – грамматическая сторона, активный словарный запас очень скудный. Эмоции плоские, однообразные, мало контролируемые;
  • в первую очередь среди психических процессов страдает мышление. Его дефицит приводит к недоразвитию элементарных процессов психики: память, речь, восприятие.

УО, прежде всего, представлена олигофренией. Это недоразвитие мозга, связанное с повреждением коры больших полушарий, необратимого характера. Является врожденным или приобретенным до двухлетнего возраста дефектом.

Различают три степени олигофрении:

Они различаются степенью выраженности интеллектуального дефекта. Если IQ при дебильности составляет от 50 до 70, то при идиотии этот показатель равен 20.

Дети, страдающие дебильностью, способны к простому труду. Им сложно усваивать новые навыки, а их эмоции весьма примитивны. Сенсомоторные реакции замедлены. Сохраняется фразовая речь, механическая память. Они способны овладевать базовыми навыками чтения, письма, счета. Дебильность – самая легкая степень расстройства.

Имбецильность сохраняет наиболее примитивные навыки самообслуживания, способность запоминать небольшой объем информации, позволяет получить элементарные учебные навыки.

Идиотия – грубое, глубокое нарушение мышления (практически отсутствует) и всех психических процессов в целом. Такие дети не способны к самообслуживанию, плохо ориентируется в пространстве. Практически никого не узнают кроме ухаживающих за ними людей. Поведение чаще диктуется инстинктивными программами. Речь непонятная. Такие выражения эмоций как плач, слезы, не свойственны.

Деменция – это приобретенное слабоумие, развивающееся у ребенка после 2-3 лет, и сопровождающееся распадом уже сформированных психических функций. Спровоцировать деменцию могут инфекции или травмы. Состояние характеризуется неравномерностью поражения, когда одни отделы ГМ страдают больше, чем другие.

Умственная отсталость и ЗПР: в чем разница

Оба состояния очень похожи между собой, поскольку и в том, и другом случае наблюдается искажение, нарушение психических функций и несоответствие уровня развития ребенка его возрасту. То есть поведение, эмоции, интеллект находятся на стадии, характерной для младшего возраста. Однако специалист обязан провести дифференциальную диагностику, чтобы определиться с диагнозом. Это очень важно, поскольку умственная отсталость и ЗПР подвергаются различным методам терапии, преследуемым отдельные цели.

Чтобы быстрее уловить разницу между расстройствами, представим их сравнение в виде таблицы:

Источник

Ответы на часто задаваемые вопросы, которые возникают у тех, кто столкнулся с неврозами

Передаются ли неврозы по наследству?

Нет, не передаются. Могут передаваться особенности характера, такие как впечатлительность, тревожность, мнительность и так далее, которые при неблагоприятных обстоятельствах облегчают возникновение невроза.

Можно ли вылечиться от невроза навсегда?

Может ли сексуальная неудовлетворенность быть главной причиной невроза?

Да, может, но сейчас, как основа невроза, практически не встречается. Роль секса чрезвычайно переоценена, когда речь идёт о возникновении невротических переживаний. Это обусловлено вкладом Зигмунда Фрейда в разработку причин и механизмов невроза.

Читайте также:  Осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей детей темперамента спо

Почему физкультура полезна при неврозах?

Вылечить невроз с помощью физкультуры вряд ли получится, но в качестве вспомогательной составляющей физическая активность очень полезна. Происходит расходование гормонов стресса (адреналин, кортизол) и расслабление мышц, это будет способствовать общему успокоению. Вы как бы будете спускать пар.

Влияет ли невроз на продолжительность жизни?

Скорее нет, чем да. Но, если исключить тот факт, что страдающие неврозом больше заботятся о себе и ведут более здоровый образ жизни. Это как раз способствует большей продолжительности жизни.

Что будет, если я не буду лечить невроз?

Вы не умрёте и не сойдёте с ума. Но вот качество вашей жизни может существенно снизиться. Оставаясь физически и психически здоровым, человек, страдающий неврозом, может заполнить свою жизнь огромным количеством ограничений, тревожных и депрессивных состояний.

Какой невроз самый страшный?

Тот, который запущенный. Чем дольше человек страдает неврозом, тем тяжелее и длительнее приходится его лечить. Если человек заболел, например, меньше 2-х месяцев назад, то для лечения может быть достаточно 3-4 встреч. При прочих равных (возраст, интеллект, мотивация, продолжительность заболевания, неблагоприятный фон) легче всего поддаётся лечению паническое расстройство, а тяжелее всего – ОКР. Социофобия может не так отравлять жизнь как панические атаки, но от неё гораздо тяжелее избавиться до конца, особенно, если она с подросткового возраста.

Можно ли от невроза сойти с ума?

Когда надо начинать лечить невроз? Когда заканчивать? Как долго надо лечить невроз?

Начинать лечить – чем раньше, тем лучше. Как минимум, если симптомы становятся регулярными на протяжении двух месяцев, лучше быстрее обратиться к психотерапевту. Когда заканчивать – более сложный вопрос.
Приведу в пример ситуацию: возьмём человека со средней степенью тяжести невроза, которому, например, понадобится 8 встреч. Первые две недели – два раза в неделю, далее – один раз в неделю, то есть общий курс продлится полтора-два месяца. Чаще всего уже к четвёртому занятию симптоматика существенно спадает. Постепенно симптомы волнообразно уходят. Через два месяца их уже или нет, или остаются их отголоски, которые проявляются всё реже и становятся менее интенсивными. То есть, когда симптомы прошли или наметилось их стойкое отсутствие, можно думать об окончании лечения. Однако бывает так, что симптомов нет, но человек какое-то время продолжает посещать психотерапевта, чтобы оптимизировать качество своей жизни, сделать себя более стрессоустойчивым и тем самым предотвратить повторное появление невроза. Резюмируя: прекращать лечение оптимально, когда симптомы ушли совсем или когда их так мало, что они уже не влияют на жизнь, кроме того решены вопросы, которые могут поддерживать невроз или его провоцировать.

Невроз лучше лечить в больнице или амбулаторно?

С моей точки зрения, в подавляющем большинстве случаев невроз лучше лечить амбулаторно. В больницу (например, в клинику неврозов) имеет смысл ложиться, только если человек совсем не может вести нормальный образ жизни из-за постоянной тревоги и выраженного сниженного настроения. В больницах могут назначить препараты в капельницах, которые позволят немного прийти в себя. В стационаре врачу проще определить эффективность препаратов, так как пациент находиться под постоянным наблюдением. В амбулаторных же условиях врач должен быть гораздо более осторожен, чтобы «не перегрузить» пациента. Однако не всегда в стационаре можно получить полноценное психотерапевтическое лечение. Тем не менее, для некоторых это выход, чтобы облегчить состояние. Ещё одной причиной лечь в больницу может быть неблагоприятная обстановка дома.
Если вы оказались в больнице, избегайте бесед на тему, кто как заболел, а то рискуете лечить одни страхи, а выйти с другими.
Амбулаторное лечение предпочтительнее, так как избавление от невроза требует освоения техник, которые необходимо отрабатывать в реальной жизни. Если возникнет необходимость, успокоительные препараты вам назначат и так. Плюс: вы сможете не выключаться из своей обычной жизни на несколько недель.

Можно ли вылечить невроз без таблеток?

Есть ли таблетки от невроза?

Нет. Препараты (транквилизаторы, антидепрессанты, малые нейролептики), которые используются при лечении тревожных расстройств, направлены на уменьшение симптомов, а не на причину или механизмы невроза.

Читайте также:  Ненависть тоже чувство статусы

Что самое страшное в неврозах?

Будучи физически и психически здоровым человеком, вы не будете использовать свой потенциал и реализовывать возможности, и жизнь будет проходить мимо.

Если у меня невроз, стоит ли об этом рассказывать, поймут ли меня?

К сожалению, скорее всего, понимания вы не встретите. Люди, которые никогда не испытывали панических атак, страха и тревоги в ситуациях, которые им кажутся обычными (самолёт, метро, парикмахер, концертный зал, выступления, стояние в пробке), не способны понять, как можно так сильно волноваться в совершенно безопасных ситуациях и не иметь возможности «взять себя в руки». Поэтому имеет смысл сообщить о том, что с вами происходит, только тем, кто активно участвует в вашей жизни или живёт рядом. Чтобы у них была возможность если не понять, то хотя бы принять те ограничения, которые внёс невроз в вашу жизнь. Чтобы они понимали, чем могут вам помочь, и не добавляли своими переживаниями, раздражением или нотациями ещё больше тревог. При этом не следует бояться, что кто-то узнает о ваших проблемах: ваше поведение может быть непонятно окружающим, но, так как вы всё равно будете контролировать себя, никто не решит, что вы какой-то ненормальный. Неврозы достаточно распространены, поэтому нередко люди находят понимание у тех, про кого никогда бы не подумали, что встретят в них поддержку.

У какого специалиста лучше лечить невроз?

У врача-психотерапевта. Я не случайно уточнил, что у врача, потому что, к сожалению, психологи часто именуют себя психотерапевтами. Вам нужен врач, который владеет психотерапевтическим методами лечения неврозов. Если вы хотите по-настоящему вылечить невроз, а не только сгладить симптомы, то невролог или психиатр не подходят.

Может ли невроз пройти сам по себе?

Да, может. Но если симптомы нарастают и не проходят более одного месяца, то вряд ли.

Надо ли заниматься профилактикой невроза?

Не думаю, что надо заниматься профилактикой какого-то заболевания прицельно, если ваша наследственность не отягощена этим заболеванием – нет смысла думать о том, чего нет. А вот вести здоровый образ жизни стоит, и всё! Старайтесь не плевать на качество своей жизни, не загоняйте себя, не накапливайте стресс, постарайтесь сбалансировать жизнь, чтобы в ней был отдых, здоровый сон, интересная деятельность, приятное общение, достаточная физическая активность. Сведите до минимума количество конфликтов, алкоголя и не употребляйте наркотики. Тогда шансы появления невроза в вашей жизни существенно снизятся.

Психическая травма может вызвать невроз?

Да, может. Хотя часто невроз наступает, когда тяжёлый период позади.

Обязательно ли заниматься воспоминаниями из детства, чтобы вылечиться от невроза?

Необязательно. Информация о детстве нужна, чтобы выяснить особенности личности, которые поспособствовали возникновению невроза, определить привычные способы реагирования и мышления. То есть механизм «что-то из детства вспомнил, психотерапевту рассказал и невроз прошёл» – не работает.

Нервная анорексия – это невроз?

Нет, при нервной анорексии совершенно другой механизм возникновения и развития. Этот диагноз относится к расстройствам пищевого поведения и по механике близок к зависимостям.

Может ли алкоголизм привести к неврозу и наоборот?

Да, может. Нередко первый приступ паники у страдающих алкоголизмом происходит на фоне абстиненции (на следующий день после злоупотребления). Иногда после такого приступа человек прекращает пить.
Ситуация наоборот, когда с помощью алкоголя человек, страдающий неврозом и социофобией, снимает свою зажатость и страх, и начинает делать это регулярно.

Какой вид психотерапии самый эффективный при неврозах?

С нашей точки зрения, когнитивно-поведенческий подход – лучший. Он начал разрабатываться в середине 20-го столетия. Проведено огромное количество исследований его эффективности, отработаны техники. Подход базируется на научной основе, и за короткий отрезок времени с его помощью можно помочь изменить человеку многое. Но это не значит, что он единственный действенный, представители других психотерапевтических школ тоже проводят эффективное лечение. Здесь – как в хирургии: скальпели могут быть разной формы, главное – грамотность, ум, опыт, навыки хирурга и желание помочь.

Источник

Оцените статью