Детская депрессия
Депрессия — это психическое расстройство, при котором у человека наблюдаются подавленное, разбитое настроение и снижение или даже полная утрата способности получать удовольствие. Депрессия бывает не только у взрослых, как многие привыкли думать.
Данное заболевание стали диагностировать и у детей. Причем этот недуг может проявляться практически с самого рождения. Заболевание включено в Международную классификацию болезней (МКБ-10) под кодом F32 и имеет три степени: легкую, среднюю и тяжелую.
В некоторых случаях детскую депрессию могут ошибочно принять за РАС, особенно в раннем возрасте. Это происходит из-за схожих симптомов обоих расстройств. При расстройстве аутистического спектра дети также испытывают проблемы с общением, коммуникацией, поведением, как и при детской депрессии.
Депрессивное состояние у ребенка тормозит когнитивное развитие, поэтому нуждается в обязательной коррекции. Можно предотвратить негативные последствия, если вовремя выявить признаки начинающегося заболевания.
Причины детской депрессии
Депрессия у ребенка может появиться лишь тогда, когда у него имеется определенная почва для этого состояния. Это биохимические, неврологические, наследственные и психосоциальные факторы. Уже на это накладываются формальные поводы, провоцирующие депрессию, такие как проблемы в школе, дома, чувство одиночества и т.д.
Возможные причины детской депрессии:
- Поражения центральной нервной системы. Могут быть вызваны внутриутробными инфекциями, внутриматочной гипоксией плода, энцефалопатией новорожденных, асфиксией. Все это приводит к повреждениям головного мозга;
- Наследственная предрасположенность. Дети, родители которых часто страдали от депрессий, и сами подвержены данному недомоганию;
- Проблемы психологического и эмоционального характера. Например, ребенок постоянно наблюдает конфликты между родителями, испытывает чрезмерную заботу и внимание от родителей или их недостаток (гипер- и гипоопека, воспитание по типу «кумир семьи»), растет только с одним родителем, встречает регулярное непонимание при общении со значимыми взрослыми;
- При переживании сильной душевной травмы. Например, развод родителей, болезнь близких или чья-то смерть;
- Непостоянное место проживания. При частых переездах ребенок испытывает стресс и не успевает завести близких друзей, с которыми мог бы поделиться своими переживаниями, рассказать о секретах;
- Ребенок много времени проводит за уроками и занятиями в секциях, не высыпается. В период умственного и физического перенапряжения он наиболее подвержен депрессивным состояниям;
- Проблемы с учебой. Ребенок начинает отставать от своих сверстников, вследствие чего может быть подвержен насмешкам и издевательствам с их стороны, у него начинает снижаться самооценка;
- Подростковый период. Во время переходного возраста происходит перестройка организма (появление менструаций у девочек и ночных поллюций у мальчиков), изменение формы тела, появление прыщей. От выработки определенных гормонов дети могут стать более агрессивными. В их кругу общения начинают выделяться лидеры и аутсайдеры. Подросток, непринятый в группы общения, чувствует себя одиноким и ненужным, что приводит к депрессии.
Поводом к появлению болезни зачастую становятся проблемы со здоровьем. К ним относятся частые головные боли, аллергия, заболевания желудка, щитовидной железы, неправильное питание и чрезмерное потребление сахаров. Но сами по себе эти проблемы могут вызвать депрессию только в том случае, если имеют хронический характер и ухудшают качество жизни, тем самым вызывая переживания ребенка по этому поводу.
Симптомы и признаки детской депрессии
Очень сложно определить развитие заболевания на начальном этапе, особенно в раннем возрасте, когда малыш не предъявляет никаких жалоб. Также сложности доставляет схожесть с другими болезнями.
При депрессивных реакциях часто наблюдают:
- Общую вялость и слабость. Ребенок быстро устает даже при минимальных физических нагрузках, у него замедляется реакция, ухудшается координация движений;
- Нарушения сна. Малыш просыпается и плачет во сне, у него может развиться бессонница;
- Заторможенность;
- Частая смена настроения, неумение радоваться и получать удовольствие от жизни;
- Снижение интереса к жизни. Дети становятся замкнутыми, безынициативными, не хотят учиться, общаться, играть;
- Неконтролируемый аппетит или его отсутствие, а также нарушения пищевого поведения. Родителей должно насторожить то, что ребенок отказывается от еды или, наоборот, ест слишком часто и большими порциями;
- Тревожность;
- Дистимию. Ребенок начинает быть угрюмым, мрачным, капризным, озлобленным, постоянно жалуется, высказывает упреки и обвинения;
- Речевые дефекты. Может развиваться специфика речи, похожая на алалию, ЗРР;
- Снижение самооценки, уверенности в своих силах;
- Психосоматические нарушения (рвота без причины, боли в животе неясного происхождения, нейродермит, бронхиальная астма, учащение сезонных простуд, аллергии и другие).
- Энурез, энкопрез;
- Отказ от выполнения повседневных дел (чистка зубов, расчесывание волос, посещение школы и т.д.);
- При тяжелой степени детской депрессии — мысли о суициде;
Лечение детской депрессии
Лечение обычно производится несколькими специалистами: врач-психиатр проводит медикаментозную терапию, психотерапевт или детский психолог применяет психотерапевтические методы. Применение одних лекарств считается неэффективным, так как они могут снять симптомы или устранить обострение, но не устранят причину заболевания. Тем не менее, прежде чем приступить к психотерапии, важно снять острую форму депрессии, чтобы не усугубить состояние ребенка, избежать попыток суицида, если речь идет о тяжелой форме депрессии.
После этого проводится работа с психотерапевтом или с психологом. Если причины депрессии связаны с обстановкой в семье, в психотерапии обязательно должны принять участие родители ребенка.
Вместе с психологом ребенок учится решать свои проблемы, которые его беспокоят. Восстанавливается здоровый эмоциональный фон и настроение в целом. Специалист применяет такие методики, как арт-терапия, песочная терапия и др.
Отдельно стоит сказать о семейных занятиях, во время которых психолог будет взаимодействовать одновременно с ребенком и его родителями. Очень важно, чтобы родители не противились посещению сессий с психологом и приняли участие в психотерапии. Они должны создать благоприятную обстановку дома для выздоровления своего ребенка. Нужно наладить климат в семье, а для этого нужно разрешить собственные проблемы. Но слишком сильно вмешиваться в личную жизнь ребенка тоже не стоит, а в некоторых случаях это вмешательство наоборот необходимо урезать. Например, когда родители и так постоянно заботятся о нем и мешают ему принимать самостоятельные решения.
Вот некоторые общие рекомендации:
- Нужно принимать нужды и мнения ребенка;
- Следить за тем, чтобы ребенок достаточно спал и правильно питался;
- Обратить внимание на самооценку ребенка. Она должна быть стабильной и адекватной;
- Учить самостоятельно разрешать трудные проблемы;
- Правильно распределять учебную нагрузку;
- Позволять отдыхать. Важно чередование видов деятельности, труда и отдыха;
- Не запрещать ему гулять и проводить время с друзьями;
- Следить за тем, чтобы его не обижали в школе/детском саду.
Только при совместной работе специалистов и родителей можно добиться полного выздоровления ребенка.
Источник
Депрессия у детей младшего школьного возраста
Может ли быть депрессия у детей? К сожалению, да! Только депрессия у детей проявляется совсем не так, как у взрослых. Вряд ли ваш сын или дочь подойдет к вам и скажет: «Мама, ты знаешь, у меня депрессия. «. Или пожалуется на тоску, печаль, апатию.
Наиболее частой жалобой с которой родители обращаются к специалисту является школьная дезадаптация. У ребенка снижается успеваемость или он вовсе отказываться посещать учебное заведение. И мало кто из родителей заподозрит, что за социальной дезадаптацией может скрываться депрессия. Такое поведение скорее спишут на соматическое заболевание, конфликтную ситуацию в школе и так далее, т.е. по факту, на все что угодно, только не на истинную причину состояния — депрессию.
Причины депрессии у детей
Основная роль в возникновении депрессии у ребенка принадлежит острым или хроническим психотравмирующим ситуациям.
К острым стрессам относятся:
- развод родителей;
- смерть одного из родителей;
- ссора с близкими людьми;
- конфликты со сверстниками и т.д.;
К хроническим психотравмирующим событиям относятся:
- длительное хроническое соматическое заболевание с частыми госпитализациями в больницу;
- трудности обучения в школе с невозможностью справляться с темпом и требованиями учебной программы;
- насмешки, издевательства или холодное отношение одноклассников;
- нарушение взаимодействия в детско-родительской системе;
- жестокое обращение с ребенком со стороны взрослых, сексуализированное насилие.
Симптомы депрессии у детей
Важно помнить, что дети могут не жаловаться на тоску, апатию, грустное настроение, плохое самочувствие, тревогу и суицидальные мысли. Стоит обращать внимание на такие внешние сигналы как: реакции протеста, отказ, отчаяние, подавленность, плаксивость, раздражительность, капризы и т.д. Могут доминировать страхи, тревога, нарушения поведения, разнообразные соматовегетативные расстройства, нарушения социально-бытовых навыков.
У одних детей при депрессивном неврозе преобладают вялость, пассивность, заторможенность, задумчивость, склонность к колебаниям настроения, а у других наблюдаются раздражительность, озлобленность, агрессивность, грубость, непослушание, упрямство, повышенная готовность к реакциям протеста. Следует отдельно выделить суицидальные переживания, беспричинные чувства вины и стыда, мысли о смерти, желание, чтобы «все прекратилось».
Одним из самых частых нарушений у детей младшего школьного возраста, которые наблюдаются у пациентов в Отделении №6 Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ, является изменение поведения: пассивность, вялость, замкнутость, безразличие, потеря интереса к играм, затруднения в учебе в связи с нарушением внимания, медленным усвоением учебного материала. У некоторых детей, особенно у более активных мальчиков, преобладают раздражительность, обидчивость, драчливость, а также склонность к побегам.
Несмотря на часто противоположные нарушения поведения, общим признаком служит утрата жизнерадостности, оптимистического мироощущения, которая свойственна детям.
В числе «психосоматических признаков» отмечаются:
- энурез,
- расстройства сна (трудности засыпания, ночные кошмары и страхи),
- снижение аппетита, похудание или, наоборот, ожирение, запоры.
В ряде случаев возобновляются патологические привычки (например, сосание пальцев, мастурбация, кусание ногтей, выдергивание волос). Нередко, особенно у девочек, возникает мутизм (отказ говорить в определенных социальных ситуациях).
Вторым по частоте встречаемости нарушением является школьная дезадаптация. Ведущую роль в снижении успеваемости играет идеаторная заторможенность (замедление темпа мышления и речи), которая, как правило, возникает поэтапно и постепенно нарастает, проявляясь в трудностях осмысления и запоминания учебного материала.
Дети все больше времени начинают тратить на подготовку домашних заданий, не понимают прочитанного, много раз пересказав текст дома, на другой день не могут вспомнить его у доски, не могут решить простейших задач, путают счет, делают ошибки в элементарных вычислениях. Ребята начинают жаловаться, что не понимают объяснений учителя, уроки часто учат в течение всего дня с помощью и при постоянном побуждении родителей или совсем прекращают выполнять домашние задания.
«Мысль исчезает», «о чем думала, не помню», «мысли сами в голову лезут», «постучи по голове — она пустая»
Дети много плачут, говорят, что все их усилия напрасны, что «все равно будет двойка». У доски говорят медленно, с трудом подбирая слова, на вопросы отвечают после длительной паузы или совсем замолкают. Не могут сосредоточиться, становятся крайне рассеянными, забывают приготовить уроки, забывают дома тетради, учебники, что также служит причиной плохих отметок и замечаний. Жалуются на потерю памяти: «память испортилась», «совсем глупая стала», «не умею учиться», «силюсь понять и не понимаю». Особенно серьезные трудности в обучении возникают при присоединении таких расстройств мышления как шперрунги (задержка мышления), наплывы мыслей, ощущение пустоты в голове («мысль исчезает», «о чем думала, не помню», «мысли сами в голову лезут», «постучи по голове — она пустая»).
Дополнительные сложности возникают и в связи с изменениями в сфере моторики. Появляется ранее несвойственная ребенку медлительность, неловкость. Дети подолгу одеваются, часто из-за этого опаздывают в школу, не могут бегать, играть со сверстниками на переменах, на уроках физкультуры выглядят вялыми и неуклюжими. Часто меняется почерк, пишут некрасиво, грязно, много раз переписывая страницы.
Дети становятся молчаливыми, печальными, скучными, держатся в стороне от класса, перестают принимать участие в общественных делах, предпочитая одиночество, то есть нарастает «депрессивный аутизм».
Типичные симптомы депрессии у детей — соматические симптомы, жалобы на нездоровье, на различные боли (головная боль, зубная, боль в животе), которые не лечатся медикаментозно.
Могут наблюдаться панические и невротические расстройства — учащенное сердцебиение, головокружения, тошнота, озноб, часто сопровождающиеся страхом смерти. Подобные недомогания могут быть как разнообразными, резко сменяющими друг друга, так и монотонными с одной жалобой.
Также родители замечают, что появляются «школьные фобии», демонстративные состояния, конфликтность, нарушения поведения. «Школьные фобии» — страх перед школой, учителями, скоплением детей, ответами у доски, контрольными — нередко сопровождались заиканием, элективным мутизмом, уходами с уроков, побегами или полным отказом от посещения школы.
Диагностика депрессии у детей
Скрытая за фасадом детских капризов, нарушений поведения, неуспеваемости и «школьных фобий», детская депрессия не всегда попадает в поле зрения психиатра и нередко диагностируется лишь спустя некоторое время.
Специфика патопсихологической диагностики депрессии в младшем школьном возрасте включает в себя анализ когнитивной (познавательной), эмоциональной, личностной и мотивационной сфер.
В когнитивном компоненте при депрессивных состояниях часто наблюдается идеаторная заторможенность (замедление темпа мышления и речи), трудности сосредоточения внимания, некоторое преходящее снижение показателей памяти на фоне общей истощаемости психических процессов. В связи с этим может наблюдаться падение успеваемости в школе, трудности усвоения нового материала и актуализации старого.
В отличие от взрослого, который может описать свое состояние, ребенок не всегда способен рассказать о своих переживаниях, эмоциях, чувствах
При анализе эмоционально-личностной и мотивационной сфер стоит отметить, что ведущую роль в младшем школьном возрасте занимает интеллектуальная, в частности, учебная деятельность. Ребенок «выходит в социум», развиваются навыки межличностного взаимодействия, расширяется круг значимых взрослых (педагоги, тренеры и т.д.). В этот период возрастает роль психических факторов на состояние ребенка. Поэтому одной из основных тем клинической беседы (а также анализа анамнестических данных) является обсуждение успешности в школе, отношений с учителями, одноклассниками, изменения отношений с родителями наряду с темой недавних утрат в семье, тяжелых соматических или психических заболеваний (как у членов семьи, так и у ребенка).
В отличие от взрослого, который может описать свое состояние, ребенок не всегда способен рассказать о своих переживаниях, эмоциях, чувствах, понять причины их возникновения и мотивы своих поступков. Внешние проявления расстройства у ребенка могут не соответствовать в полной мере общепринятым представлениям. В возрасте от 6-7 до 10-11 лет характерно сочетание психомоторного и аффективного типа реагирования на неблагоприятные события: тики, заикание, страхи, негативизм, агрессия. Анализ поведения и эмоционально-личностной сферы на основе данных собственных ощущений ребенка, а также результатов опросников недостаточно, необходимо включение игровых техник и проективных методик для выявления причин изменения состояния.
Акцент при проведении патопсихологической диагностики депрессивных состояний в младшем школьном возрасте ставится на определенных темах, значимых для данного периода развития и с учетом жизненной ситуации.
Исследование депрессии у детей также затрагивает и выявление суицидальных проявлений даже при отсутствии выраженных признаков. Депрессивный невроз важно отличать от начальной стадии шизофрении, а также органических заболеваний мозга. Наряду с этим грамотная, всесторонняя диагностика важна для выявления причин изменения состояния ребенка и построения адекватного плана психокоррекционных занятий (индивидуальных и семейных).
Что делать, если у ребенка депрессия
Если у вас появились подозрения, что ребенок болен депрессией, стоит внимательно отнестись к этому. Проявите понимание и чуткость к душевному состоянию ребенка. Спокойно и откровенно поговорите о том, что его беспокоит. Не стоит кричать и давить на сына или дочь. Покажите ребенку, что вам важно помочь ему понять, разобраться, что с ним происходит. Если сын или дочь находятся в подобном состоянии длительное время, обратитесь за квалифицированной помощью.
Течение депрессии у детей относительно более кратковременное и благоприятное по сравнению со взрослыми пациентами. Иногда бывает достаточно перемены обстановки или устранения психотравмирующей ситуации для сглаживания и полного исчезновения болезненных проявлений.
Многие родители пытаются справиться с симптомами болезни самостоятельно – лечат таблетками, изолируют ребенка от сверстников, разрешают не ходить в школу. Однако это неверно, несформированная психика ребенка еще хрупкая и лучше доверить лечение специалисту. Чем раньше вы обратитесь за помощью, тем легче будет выйти из болезненного состояния.
При комплексном лечении депрессии (на фоне медикаментозной поддержки) хорошо себя зарекомендовала когнитивная, семейная и арт-терапия.
Профилактика депрессии
Риск возникновения депрессии значительно снижается, если дети воспитываются в семье со комфортной психологической атмосферой. Важно уважать ребенка, его личность, чувства и переживания, как в семье, так и в детском саду, школе. Ребенок будет лучше себя чувствовать среди людей, понимающих и принимающих его таким, какой он есть. Безусловная родительская любовь служит фундаментом здоровой психики.
Желательно, чтобы ребенок занимался спортом, имел какое-нибудь увлечение и смог бы реализовывать себя в нем. Полезны длительные пешие прогулки, правильно питание, здоровый сон, режим в целом. Нужно проводить с ребенком, по возможности, больше времени — разговаривать, играть, совместно решать возникающие проблем. Взрослым необходимо проявлять терпение, сочувствие, понимание, стараться, в зависимости от ситуации, отвлекать малыша от тягостных мыслей, помогать разобраться в причинах переживаний, вместе искать выход из ситуации.
Важно не отрицать и не обесценивать переживания. Возможно, в данный момент проблемы кажутся ему неразрешимыми, катастрофическими, поэтому не стоит говорить, что это «просто глупости», «все само пройдет».
Признайте боль и печаль, которые чувствует ребенок, это докажет, что вы принимаете его самого и его эмоции всерьез. Поддерживайте, вселяйте в него уверенность! Почаще говорите, что он нужен, любим, что он самый-самый лучший для своих родителей. Не сдавайтесь, если ваш ребенок закрывается. Будьте чутки и внимательны, подчеркивайте вашу озабоченность его состоянием и готовность выслушать. Важно, чтобы ребенок мог вам довериться, поделиться своими переживаниями. Старайтесь избегать ультиматумов и разного рода манипуляций («если ты сейчас со мной не поговоришь, то…», » если ты снова пропустишь школу, то…», «если ты сейчас не встанешь с кровати, то…»).
Поддерживайте контакт с педагогами в школе. Поговорите с учителями, предупредите о непростом периоде в жизни ребенка, попросите их быть терпеливыми, помогать, поддерживать, способствовать налаживанию отношений с одноклассниками.
Важно четко следовать назначениям лечащего врача в вопросе медикаментозной терапии. Следите за приемом лекарственных препаратов. Учитывая возможный риск суицида на фоне депрессии, отвечать за «выдачу» лекарственных средств в семье должен один из родителей.
Советы психолога. Меняем установки
Когда ребенок болеет депрессией, то он склонен мыслить негативными обобщениями («у меня ничего не получается», «я ни на что не способен»). Один из способов разрушить данные когнитивные конструкции – заменять негативные обобщения на конкретную мысль. Например, «меня никто не любит» – «меня не любит Лена», «у меня никогда ничего не получится» – » у меня не получилось решить эту контрольную», «я неизлечимо болен» – «мое выздоровление затянулось».
Еще одно упражнение, которое поможет справиться с депрессивным состоянием: каждый раз, когда ребенок озвучивает мысль в отношении какого-то простого и понятного действия (например, «я не могу пропылесосить комнату»), предложите повторить ему эту мысль еще раз, используя оборот «я не хочу» («я не хочу пылесосить комнату»). Важно, чтобы взрослые не требовали у ребенка объяснений и обещаний. В данном случае нужно работать над изменением негативной установки, а не на развитие социально-бытовых навыков.
Также с детьми можно использовать технику «ресурсных образов». Для выполнения данного упражнения важно, чтобы вы и ребенок находились в уединенном, безопасном месте, установили доверительный контакт. Выберите три позитивных эмоциональных воспоминания. Лучше чтобы они были похожи друг на друга (например, встреча с друзьями, успехи в учебе или отдых с семьей). Мысленно пронумеруйте эти воспоминания – один, два, три. Скажите в слух «один» и мысленно перенеситесь в то время, и в то место, где вы испытывали выбранное чувство и проживите его снова (представьте картинку, постарайтесь вновь услышать те звуки, почувствовать запахи, ощущения в теле). Продолжайте вспоминать на протяжении нескольких минут. Затем скажите «два» и погрузитесь во второе воспоминание. Затем «три» … Повторяйте свои воспоминания на протяжении еще нескольких минут, меняя их очередность (2-3-1; 3-1-2; и др.). Данное упражнение позволяет почувствовать, что человек сам управляет своим эмоциональным состоянием.
Специалисты Отделения №6 Центра им.Г.Е. Сухаревой ДЗМ
Источник