Тесты темперамента. Выбираем щенка правильно.
Есть такой анекдот: “некоторые мужчины, влюбившись в ямочки на щеках девушки, по ошибке женятся на всей девушке”. А некоторые люди, влюбившись в глаза щенка, по ошибке покупают всего щенка целиком. Собака – это член семьи, которого, в отличие от родителей и детей, мы выбираем. Покупая щенка, вы выбираете того, с кем вам предстоит прожить бок о бок ближайшие 10-20 лет. И этот выбор должен быть правильным, чтобы и ваша жизнь, и жизнь домочадцев, и жизнь самой собаки не превратилась в ад.
Правильно выбрать щенка вам помогут тесты темперамента. Тест темперамента – это список действий, которые вы можете совершить со щенком, и варианты его возможных реакций. По результатам нескольких заданий щенок попадает в ту или иную категорию (для опытного хозяина, для новичка, ни для кого в здравом уме). И вы просто берете того щенка с красивыми глазами, который попадает в подходящую вам категорию.
Все тесты темперамента проводятся в раннем возрасте, в идеале, двухмесячном (но не раньше 50 дней). Чем старше щенок, тем большая часть его поведения определяется обучением (воспитанием), а не генетикой. Это снижает надежность результатов. Также тест темперамента должен проводить незнакомый человек в незнакомом для щенка месте, потому что поведение в знакомом и незнакомом месте (с множеством новых стимулов) будет отличаться.
Важно помнить, что полученные результаты – это не приговор, а просто слабые места. Если щенок боится громких звуков, это значит только то, что вам придется с ним над этим работать (возможно, всю жизнь), а не то, что он будет всю жизнь бояться шумов, как над этим ни бейся. Если по тесту щенок равнодушен к человеку, его можно обучить вниманию, но на это уйдет на порядок больше времени и сил, чем на обучение уже контактного щенка. Поэтому определите для себя сразу, с какими минусами будущей собаки вы готовы жить и работать, а с какими точно нет. Например, я точно не возьму щенка со страхом громких звуков, а вот слабая ориентация на человека и погоня за движущимися объектами меня не пугают.
Тест темперамента Волхарда
Самый долгий и наиболее показательный тест в плане слабых мест щенка. Состоит из 10 заданий:
1. Социальная привлекательность
Человек отходит на пару шагов от щенка, приседает и активно подзывает его к себе. Щенок:
1 – Охотно подходит, хвост поднят, напрыгивает, кусает руки
2 – Охотно подходит, хвост поднят, трогает лапой, лижет руки
3 – Охотно подходит, хвост поднят
4 – Охотно подходит, хвост опущен
5 – Подходит нерешительно, хвост опущен
6 – Не подходит вообще или уходит
Этот тест показывает интерес щенка к человеку как социальному партнеру (социальность), от которого зависят контакт и послушание.
Человек спокойно уходит от щенка, не привлекая его внимания. Щенок:
1 – Охотно следует, хвост поднят, путается под ногами, кусает
2 – Охотно следует, хвост поднят, путается под ногами
3 – Охотно следует, хвост поднят
4 – Охотно следует, хвост опущен
5 – Следует нерешительно, хвост опущен
6 – Не следует вообще или уходит
Этот тест так же показывает социальность щенка.
Человек укладывает щенка спиной на пол и мягко удерживает его в таком положении рукой за грудь примерно 30 секунд.
1 – Отчаянно сопротивляется, вертится, кусает
2 – Отчаянно сопротивляется, вертится
3 – Попеременно сопротивляется и успокаивается
4 – Сопротивляется, но успокаивается после зрительного контакта
5 – Не сопротивляется, есть зрительный контакт
6 – Не сопротивляется, избегает зрительного контакта
Этот тест показывает склонность собаки к конфликтной агрессии: как она отреагирует, когда вы заставите ее делать то, чего она не хочет, или не делать того, что она хочет (раньше это называлось доминированием).
4. Социальное доминирование
Прекратив удерживать щенка, человек сажает его к себе мордой, опускает к нему лицо и оглаживает пару раз по спине.
1 – Прыгает, ставит лапы, кусает, рычит
2 – Прыгает, ставит лапы
3 – Прижимается к человеку и пытается лизнуть лицо
4 – Извивается, лижет руки
5 – Переворачивается на спину, лижет руки
6 – Уходит и не возвращается
Этот тест показывает склонность к конфликтной агрессии и социальность щенка
5. Поднятие (делается редко)
Человек, удерживая щенка руками под грудь, поднимает его невысоко над полом и держит примерно 30 секунд.
1 – Отчаянно сопротивляется, пытается укусить
2 – Отчаянно сопротивляется
3 – Попеременно сопротивляется и успокаивается
4 – Не сопротивляется, расслаблен
5 – Не сопротивляется, напряжен
6 – Не сопротивляется, замирает
Этот тест показывает склонность к конфликтной агрессии и реакцию на потерю контроля.
Человек комкает бумажку, пару секунд дразнит ей щенка, бросает на метр перед собой и побуждает щенка ее принести. Щенок:
1 – Догоняет предмет, хватает и убегает с ним
2 – Догоняет предмет, стоит над ним и не возвращает
3 – Догоняет предмет, хватает его и приносит человеку
4 – Догоняет предмет, возвращается к человеку без него
5 – Начинает догонять, но теряет интерес
6 – Не преследует предмет
Этот тест показывает желание сотрудничать с человеком. Ничего не говорит о том, как хорошо собака будет апортировать, будучи взрослой.
7. Тактильная чувствительность (делается редко)
Человек берет большим и указательным пальцами перепонку между пальцами передней лапы щенка и постепенно с каждой секундой сжимает ее все сильнее, пока щенок не выразит дискомфорт.
Этот тест показывает болевой порог имеет смысл только тогда, когда нужна “толстокожая” собака (для охоты, защиты или в дом с маленькими детьми). В остальных случаях его делать не стоит.
8. Слуховая чувствительность
За спиной у щенка, когда тот отвлекся, человек ударяет по дну миски или кастрюли ложкой. Щенок:
1 – Прислушивается, определяет источник и бежит к нему с лаем
2 – Прислушивается, определяет источник и медленно идет к нему
3 – Прислушивается, определяет источник и проявляет любопытство
4 – Прислушивается и определяет источник
5 – Съеживается, пятится и прячется за человека
6 – Игнорирует звук и не проявляет любопытства
Этот тест показывает склонность к шумовым фобиям (грозы, салютов итп).
9. Зрительная чувствительность
Человек отходит от щенка, достает полотенце и начинает “убегать” им по земле. Щенок:
1 – Смотрит, нападает и кусает предмет
2 – Смотрит, ставит лапы, прикусывает
3 – Смотрит с любопытством, исследует, хвост поднят
4 – Смотрит с любопытством, хвост опущен
5 – Убегает или прячется за человека
6 – Прячется за человека
Этот тест показывает склонность преследовать движущиеся объекты (игрушки, кошек, бегунов).
Человек берет зонт, раскрывает его перед мордой щенка, после чего ставит на пол. Щенок:
1 – Смотрит, бежит к зонту, покусывает
2 – Смотрит и идет к зонту, любопытно нюхает
3 – Смотрит и идет исследовать
4 – Сел и смотрит, но не идет к зонту
5 – Не проявляет особого интереса
6 – Убегает от зонта
Этот тест показывает реакцию на внезапные изменения среды (как щенок проявляет испуг и как быстро выходит из этого состояния).
А теперь посчитайте, каких цифр оказалось больше:
1 – собака со склонностью к агрессии для опытных дрессировщиков и спорта (защита)
2 – собака для опытных дрессировщиков и спорта
3 – собака для опытных хозяев и любительского спорта
4 – собака для неопытных хозяев или семьи с маленькими детьми
5 – пугливая собака для опытных хозяев и тихой загородной жизни
6 – собака, которой будет лучше жить на бензозаправке, а не в семье
Тест темперамента Волхарда на практике (начинается с 55 секунды):
Тест темперамента Кэмпбелла
Этот тест фактически представляет собой укороченный вариант теста Волхарда: первые 5 заданий, но с пятью вариантами ответов (без варианта №3). Оценка результатов аналогичная, просто без “третьего” типа щенка (“для опытных владельцев”). Этот вариант теста занимает меньше времени, но и не выявляет все особенности щенка, а только его социальность, силу нервной системы и склонность к конфликтной агрессии.
Барьерный тест
Тест темперамента и тест на интеллект в одном флаконе. Хорошо дополняет тест темперамента Волхарда. Показывает реакцию щенка на столкновение с трудной задачей. Как быстро он ее решает, как реагирует на неудачи, сдается после пары попыток или упорствует без результата, ищет помощи у человека или делает все сам? Результаты этого теста помогут вам подобрать эффективную программу дрессировки, учитывающую особенности обучения щенка.
Для теста вам понадобится решетчатая загородка такой высоты, чтобы щенок не смог через нее перелезть. Ставите загородку в виде буквы V к стене так, чтобы один ее конец крепился к стене, а другой отстоял от стены примерно на 50 см. Если невозможно закрепить загородку, ее может держать помощник (который стоит молчаливым столбом). Снаружи острого угла V ставится миска с едой. Щенка сажают внутри угла V напротив миски с едой. Щенок должен сам догадаться, что ему нужно двигаться прочь от миски к проходу между загородкой и стеной.
схема барьерного теста
Вы можете выбрать идеального щенка с помощью теста темперамента, но если у вас к нему не лежит душа, жизнь с ним не подарит вам радости. Выбирайте щенка и умом, и сердцем. Поиск идеальной собаки может занять долгое время, но удовольствие от жизни с ней определенно того стоит. Сделайте правильный выбор.
Источник
Как выбрать щенка
Как полагают специалисты, представленные в данной публикации тесты признаны наиболее удачными при выборе щенка основных служебных пород, поскольку дают возможность с более высокой степенью вероятности определить характер щенка, его будущие рабочие качества, а также пригодность к обучению тому или иному виду службы.
Выявляем тип характера собаки
Тема выбора породы собаки уже рассматривалась в предыдущих публикациях. После того, как будущий владелец остановил свой выбор на той или иной породе собаки, необходимо правильно выбрать щенка.
В специальной и популярной кинологической литературе можно встретить массу советов о том, как выбрать щенка.
В данной публикации хотелось бы поделиться с будущими владельцами собаки рекомендациями, которые представлены в книге О.В. Зыкиной «Немецкая овчарка».
Речь пойдет о проведении специальных тестов, позволяющих выявить тип характера собаки.
Прежде всего, необходимо иметь в виду, что тестирование щенка можно проводить в возрасте от 1,5 до 2 месяцев. При выборе щенка для получения достоверных результатов тестирования с ним необходимо общаться в тихом пустом помещении, где щенок ни разу не был и где ничего, не может отвлечь его внимание. Испытуемого щенка нельзя подбадривать ни ласками, ни разговорами.
Испытание щенка на так называемое «социальное притяжение».
Ваши действия: опустите щенка на пол, отойдите от него на некоторое расстояние, присядьте и похлопайте в ладоши.
Возможные реакции щенка:
- подбежит сразу с поднятым хвостом, начнет прыгать и играть с вами, покусывать за руки;
- подбежит с поднятым хвостом и начнет царапать вас лапами;
- подбежит к вам, но с опущенным хвостом;
- подбежит с растерянным и смущенным видом после некоторых сомнений и колебаний;
- не подбежит.
Испытание щенка на способность следовать за человеком.
Ваши действия: постояв непродолжительное время рядом со щенком, начните удаляться от него спокойным шагом.
Возможные реакции щенка:
- начнет веселиться, побежит за вами с поднятым хвостом, пытаясь хватать вас за ноги;
- сразу побежит рядом с поднятым хвостом;
- побежит за вами, но его хвост будет робко опущен вниз;
- пойдет за вами, но несмело и растеряно, хвост при этом будет опущен;
- вообще пойдет за вами или побежит в другую сторону.
Испытание щенка на физическое или психологическое принуждение.
Ваши действия: перевернув щенка на спину, примерно 25–30 секунд удерживайте его в таком положении.
Возможные реакции щенка:
- сразу начнет выворачиваться, пытаясь освободиться;
- начнет активно протестовать, пытаясь выскользнуть из-под руки;
- сначала начнет протестовать, но быстро успокоится;
- не сопротивляется, пытается играть и лизать руки;
- испугается и будет лежать неподвижно.
Испытание реакции щенка на «социальное превосходство».
Ваши действия: начните гладить по спине находящегося в покое щенка.
- начнет радоваться, играть и лизать руки;
- начнет прыгать и бить лапами, одновременно пытаясь лизать руки;
- повернется к вам и начнет лизать руки;
- перевернется на спину и будет лизать руки;
- убежит и не захочет подходить.
Выявление реакции щенка на полное доминирование.
Ваши действия: необходимо взять щенка обеими руками под живот и держать его на весу около 30–40 секунд.
Возможная реакция щенка:
- начнет активно протестовать, рычать, кусаться, попытается вырваться;
- начнет усиленно вырываться, но не кусаться не будет;
- посопротивлявшись непродолжительное время, успокоится и начнет лизать руки;
- поведет себя спокойно, при этом будет лизать руки;
- испугается, будет вести себя напряженно.
Проделав все указанные выше действия, проведите анализ полученных результатов.
Характер щенка и прогноз его возможного поведения при воспитании принято определять путем подсчета количества проявленных реакций (a,b,c, d,e)., соответствующих определенному типу.
1. Если реакция щенка на ваши действия составила более двух «a» в сочетании с несколькими «b», можно с большой долей вероятности предположить, что в дальнейшем он будет стараться быть главным практически во всех ситуациях Кроме того, он способен проявлять агрессию в ответ на обращение, которое его не устраивает, со стороны как других собак, так и людей.
Собака с таким характером не рекомендована тем, у кого в семье есть маленькие дети. При общении с собакой такого типа необходимо всегда сохранять спокойствие и не применять физических наказаний. Поэтому для правильного воспитания и обучения такой собаки необходим опытный дрессировщик. Самый оптимальный вариант ее использования — защитно-охранная служба.
2. Реакция более двух «b» может свидетельствовать о том, что щенок уверен в себе и склонен к спокойному лидерству. Собаки такого типа хорошо поддаются обучению и любым видам дрессировки, могут успешно выступать в разных соревнованиях. Собака с подобным типом характера склонна к послушанию и подходит для семей, в которых есть маленькие дети и пожилые люди. С такой собакой будет комфортно в любой обстановке.
3. Результат тестирования щенка более трех «c» свидетельствует о высокой степени адаптации. В будущем такая собака сможет приспособиться к любым условиям. Собака с таким характером походит для любых семей. Однако, как недостаток можно отметит, что и воспитании и обучении такой собаки возможны трудности с выработкой у нее защитно-охранных навыков.
4. Результат тестирования щенка более двух «d», особенно при наличии «e», означает, что щенок склонен к подчинению Однако для спокойного и уверенного существования в семье такой собаке потребуется постоянное внимание владельца и частые поощрения. Такая собака воспитывается в основном лаской и чуткостью. Вместе с тем, собака с таким характером способна проявить агрессию в ответ на плохое, жестокое с ней обращение.
Если при тестировании результат «e» был получен за четвертое испытание (социальное превосходство), у собаки могут возникнуть трудности с привыканием к жизни с людьми. Поэтому ей, скорее всего, потребуется специальная дрессировка.
Если в результатах этого испытания также присутствуют «а» и «b», то такая собака может нападать на людей из-за боязни наказания. Поэтому при воспитании за ней требуется постоянный бдительный контроль.
Наличия в результате тестирования показателей «c» и «d» можно предположить, что характер собаки будет неуравновешенным, на стрессовые ситуации она будет реагировать растерянностью и паникой. Такая собака опасна для детей. Кроме того, обучать ее будет достаточно сложно, она будет плохо поддаваться дрессировке.
6. Более двух «e» в результатах испытаний также свидетельствуют о том, что воспитывать собаку будет достаточно сложно, и поэтому такого щенка лучше не брать. Как правило, такая собака плохо поддается любым мерам воздействия, в стрессовых ситуациях может повести себя агрессивно. Поэтому воспитывать собаку с таким характером способен только очень опытный дрессировщик.
7. В случае наличия в результатах тестирования и «а», и «e», скорее всего характер собаки с возрастом станет совершенно непредсказуемым. Ее поведение может быть стабильно только в привычной и знакомой ей обстановке. Брать такого щенка также нежелательно.
Помимо описанных типов характера собаки тестирование щенка может выявить ярко выраженные типы, когда его реакция на все испытания будет соответствовать одной букве:
- a — яркий лидер;
- b — лидер;
- c — подчиненный;
- d — пассивный;
- e — почти не поддающийся воспитанию непредсказуемый тип.
Для полной уверенности в полученных результатах тестирование необходимо повторить несколько раз в другой обстановке. Кроме этого, желательно проводить испытания одновременно в отношении нескольких щенков, чтобы у вас была возможность выбора между ними.
Вот еще один дополнительный совет, как испытать щенка, если вы намерены воспитать собаку для защитно-охранной работы.
В момент, когда щенок видит вас или вашего помощника впервые необходимо, находясь рядом со щенком присесть на корточки, затем резко встать и снова опуститься; сделать несколько громких хлопков в ладоши над его головой; бросить рядом со щенком предмет, производящий шум (например, связку ключей); помахать над головой щенка газетой или другим подобным предметом.
Успешно выдержавшим испытание считается щенок, который:
- не испугался и не залаял с оттенком истерии;
- не занервничал, показывая позы подчинения;
- не сделал попытки отдалиться от вас, как источника потенциальной опасности;
- не проявил апатии и флегматичности или, наоборот, бурной радости при виде незнакомого человека.
Таким образом, для будущей защитно-охранной собаки во время такого тестирования оптимальным является спокойное, изучающее поведение щенка с легким оттенком агрессивности на вышеуказанные действия лица, которого он видит впервые.
Как утверждает О.В. Зыкина, рассмотренные тесты отрабатывались в течение нескольких лет на большом количестве собак. В настоящее время они признаны наиболее удачными при выборе щенка основных служебных пород, поскольку дают возможность с более высокой степенью вероятности определить характер щенка, его будущие рабочие качества, а также пригодность к обучению тому или иному виду службы.
Источник: Зыкина О.В. Немецкая овчарка
Кстати, эту и другие книги о породах собак, их содержании и воспитании вы можете бесплатно скачать в библиотеке нашего сайта.
Если вы затрудняетесь с выбором породы, подберите породу, которая подходит именно вам, на сайте Кутята.рф .
Источник