- Как смириться с началом учебного года
- Читайте также :
- Классический психоанализ
- Неофрейдизм
- Экзистенциальный анализ
- Когнитивно-поведенческая терапия
- Читайте также :
- Как вы себя чувствуете сейчас когда начинается школа
- Инструментарий
- Программы обучения
- Скоро
- 1 Сентября: советы психологов к новому учебному году
- Кому будет сложно в новом учебном году?
- Как помочь первокласснику?
- Как учитель может помочь детям адаптироваться после каникул?
- Как в дальнейшем сохранить интерес к учебе?
- Нужны ли детям дополнительные занятия?
- Как лучше организовать семейное обучение?
- Какие сложности могут возникнуть при дистанционном образовании?
Как смириться с началом учебного года
Пережить неизбежное и не сойти с ума: возврат к учёбе с психотерапевтической точки зрения.
При столкновении с таким нежелательным, но неизбежным событием, как начало учебного года, мы проходим через пять стадий:
Отрицание. Вы не можете поверить, что это скоро произойдёт.
Гнев. Возмущение сложившейся ситуацией, ненависть к людям, которым уже не нужно учиться.
Торг. Попытка заключить сделку с судьбой — взять академический отпуск или заболеть.
Депрессия. Отчаяние и ужас, потеря интереса к жизни.
Принятие. «Что ж, учиться — это не так уж плохо. По крайней мере, мне пока не нужно работать».
Конечно, эти стадии необязательно должны следовать друг за другом именно в этом порядке, а некоторые из них вы можете пропустить. Но в конечном итоге вам придётся смириться со своей судьбой.
На самом деле эти стадии были придуманы психиатром Элизабет Кюблер-Росс и относятся не к учёбе, а к психологической помощи умирающим. Её «теория пяти стадий» стала широко известна благодаря произведениям массовой культуры, где она неоднократно обыгрывалась (например, в «Докторе Хаусе» и мультсериале «Симпсоны»). Конечно, никакой доказательной научной базой она не обладает: скорее, это просто субъективные наблюдения.
Однако теория стала очень популярной — во многом потому, что её легко приложить к другим явлениям (как мы только что и сделали). После этого возникает следующий соблазн: почему бы не применить и другие психотерапевтические концепции к этому травматическому событию — началу учебного года?
Конечно, в нём может и не быть ничего травматического. Но чтобы достичь нужного эффекта, нам пришлось драматизировать ситуацию. Психотерапевт должен иметь дело с сильными переживаниями и глубинными проблемами, а не с банальной скукой и недовольством.
Читайте также :
Вот как можно было бы ответить на эти вопросы с позиции крупнейших психотерапевтических школ.
Классический психоанализ
Если учёба — это скука, дисциплина и контроль, то для фрейдизма нет ничего удивительного в том, что она вызывает тревогу и отторжение. Тревога, по Фрейду, это «первичная реакция на беспомощность, впоследствии воспроизводящаяся как призыв о помощи в предвосхищении травмы». Чем ближе 1 сентября, тем беспомощнее вы себя чувствуете. Если не можете найти психоаналитика, попробуйте разобраться со своим бессознательным сами.
Наступление учебного года означает, что нам приходится сменить принцип удовольствия, который толкает нас ко скорейшему осуществлению спонтанных желаний, на принцип реальности: подчинить себя требованиям внешнего мира с его расписаниями, сессиями, оценками и домашними заданиями.
Бессознательная часть психики («Оно») входит в конфликт с моральными требованиями общества («Сверх-Я») и окружающими обстоятельствами. Примирить этот конфликт должна центральная часть вашей личности — «Эго». К счастью, бессознательные влечения относительно легко поддаются сублимации, т.е. переключению на социально приемлемые цели.
Кто-то сублимирует легко и свободно, кому-то это даётся с трудом. Это зависит от того, насколько вам удалось заменить внешний родительский контроль внутренним.
Подавленные влечения, которые не нашли себе выхода на каком-либо уровне, перерастают в агрессию и тревожность. Попробуйте перевести свои влечения на учебный процесс, и вы обнаружите в нём множество ещё непознанных удовольствий.
Опыт учит, что у большинства людей есть предел, за которым их конституция отказывается следовать за требованиями культуры. Все желающие быть благороднее, чем позволяет их природа, впадают в невроз; они лучше бы себя чувствовали, если бы им оставили возможность быть хуже.
Неофрейдизм
В неофрейдизме проблемы личности нельзя отделить от её культурного окружения. Иначе говоря, недостаточно просто эффективно сублимировать. Режим угнетения порождает общество, значит нужно изменить и его: перестать быть функциональными и гнаться только за высокой эффективностью, и вместо этого устремиться к полной реализации человеческого потенциала.
Прежде чем заходить в аудиторию, требуйте, чтобы общество было преобразовано на гуманистических началах, иначе занятия дадут вам мало хорошего: вы усвоите деструктивные шаблоны поведения, ведущие к отчуждению и эксплуататорским отношениям между людьми.
Неправильно было бы регрессировать к удовлетворению первичных инстинктов — скажем, вместо учебных занятий предаваться прогулкам на свежем воздухе и игре в покемонов. В здоровом обществе люди будут достигать полного самовыражения в труде и сотрудничестве, а не только в развлечениях.
. современный человек имеет чрезвычайно низкую самодисциплину за пределами рабочей сферы. Когда он не работает, ему хочется быть ленивым, ничего не делать, или, выражаясь покрасивее — «отдыхать». Само это желание безделья в значительной степени является реакцией на строгий шаблон жизни.
Экзистенциальный анализ
Чтобы мужественно принять начало учебного года, подумайте о конечных данностях человеческого существования — смерти, одиночестве, свободе и внутренней пустоте. Только через это осмысление вы научитесь воспринимать учебный процесс не как что-то принудительное и бессмысленное, а как необходимое условие вашего бытия в этом мире.
Учёба как переход из класса в класс и с курса на курс не предполагает вашего личного выбора. Он уже сделан за вас, и вы лишь подчиняетесь внешним требованиям. Отсюда и возникает ощущение тоски и бессмысленности. Но человек, по Виктору Франклу, «до самого своего основания пронизан волей к смыслу». И смысл этот можно найти не внутри себя, а в самом окружающем мире.
Вы можете пойти по одному из трёх путей:
Найти смысл в созидании и творчестве;
Отыскать его в получении нового опыта и встречах с новыми людьми;
Сделать осмысленными собственные страдания.
Третий путь, как указывает Франкл, нужно выбирать только в том случае, если закрыты первые два. Но если ваша школа или университет чем-то похожи на концлагерь, он окажется как нельзя кстати.
Вы должны понимать, что весь мир — это шутка. Справедливости не существует, всё происходит случайно. Только когда вы это поймете, то согласитесь, что глупо принимать всерьёз самого себя. Во вселенной нет великой цели. Она просто существует. Совершенно неважно, как именно вы решите поступать в том или ином случае.
Когнитивно-поведенческая терапия
Что такого плохого в начале учебного года? Попробуйте изменить своё отношение к учёбе, а вслед за этим изменится и она сама. В том, что представлялось скучным и бессмысленным хламом, можно отыскать много интересного. Как указывал Аарон Бек вслед за античными стоиками, «дело не в том, что мир плох, а в том, как часто мы видим его таким».
Мы автоматически интерпретируем всё, что случается вокруг. Попробуйте поймать эти мысли за руку, прежде чем окончательно им доверяться: может быть, вы что-то упустили из виду? Соберите доказательства за и против вашей интерпретации.
Читайте также :
Если «увидеть хорошее» совсем не получается, вспомните о том, что любое страдание имеет свои временные рамки. Занятия скоро закончатся, вечер будет свободен от этих глупостей, а через пару-тройку месяцев снова начнутся каникулы… В общем, не будьте так категоричны в своих суждениях — помните, что они легко могут измениться.
Если вы думаете, что учёба — сплошная бессмыслица и пустая трата времени, высока вероятность, что так оно и окажется. Впрочем, «мыслить позитивно» — тоже не всегда хорошее решение. Не нужно приукрашивать скучные занятия; в таком случае лучше отыскать смысл где-то в другом месте.
. мысли вызывают чувства, и поэтому многие эмоции, которые вы испытываете, определяются мыслями, какими бы мимолетными они ни были. Другими словами, сами по себе события не окрашены эмоционально. То, как вы их интерпретируете, заставляет вас испытывать те или иные чувства.
Источник
Как вы себя чувствуете сейчас когда начинается школа
Инструментарий
Программы обучения
Организация и проведение курса развития творческого мышления
ВЕБИНАР: Методика психологического сопровождения женщин на этапе грудного вскармливания
ВЕБИНАР: Метод Sand-Art. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями
Скоро
III Международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии»
VIII Международная научно-практическая конференция «Медицинская (клиническая) психология: исторические традиции и современная практика»
Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»
Международная конференция «Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм»
Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»
VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»
V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»
Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»
Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»
Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»
1 Сентября: советы психологов к новому учебному году
Автор
Психологи рассказали о том, как детям адаптироваться после каникул, кому в новом учебном году нужно уделить больше внимания, на чём строится интерес к учёбе, чем хороша семейная форма обучения и так ли нужны ребёнку кружки.
На вопросы «Психологической газеты» отвечали Людмила Аполлоновна Ясюкова, кандидат психологических наук, заведующая лабораторией социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета; Татьяна Олеговна Ушакова, кандидат педагогических наук, психолог, заведующая отделением помощи семье и детям Сергиево-Посадского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, и Елена Ивановна Николаева, доктор биологических наук, заведующая кафедрой возрастной психологии и педагогики семьи Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Кому будет сложно в новом учебном году?
Труднее всего в новом учебном году будет тем, кто меняет статус, считают психологи. Первоклассники превращаются из дошкольников в школьников, в их жизни происходят значительные изменения. Но повышенное внимание требуется не только им. Непростой период может оказаться у пятиклассников и девятиклассников. Пятиклассники переходят из младшей в среднюю школу, а девятиклассники будут впервые сдавать экзамены.
Еще одной уязвимой группой Татьяна Ушакова назвала «новичков», которые меняют класс или школу. Им потребуется поддержка, поскольку придётся не только учиться, но и заново выстраивать отношения в коллективе.
Сложный этап ожидает в новом учебном году и одиннадцатиклассников, но, по мнению Людмилы Ясюковой, этот этап уже имеет мало общего с настоящей учебой: «Детей просто натаскивают на сдачу ЕГЭ, они готовятся сдавать тесты, запоминают факты, а не развивают мышление, к тому же перестают в большинстве своём учить непрофильные предметы».
При этом, по мнению Татьяны Ушаковой, ребятам стоит помнить, что как бы ни сложилась ситуация с экзаменами и поступлением, жизнь на этом не заканчивается. Елена Николаева и вовсе советует родителям «проползти ЕГЭ как бессмысленную подготовку и накопить денег, чтобы ребенок учился там, где хочет».
Как помочь первокласснику?
Родителям первоклассников стоит быть готовыми к тому, что ребенок может хуже себя чувствовать, уставать, его организм будет перестраиваться под новый график. В адаптации к школьной жизни поможет соблюдение режима дня: психологи рекомендуют рано ложиться спать, правильно питаться, много гулять.
Конечно, на отношение ребенка к школе будет влиять личность педагога. Елена Николаева советует отдать ребенка в класс к «молодой веселой учительнице». Веселье, так же как и небольшая зарядка, по мнению Елены Ивановны, не помешает на уроках во всех классах, даже в 11-х.
«С детьми приходится учиться, и родители должны на это настраиваться!» — считает Людмила Ясюкова. Родители должны помогать первоклассникам, спрашивать, что было в школе, повторять то, что ученик не усвоил: «Если уроков не задают на дом, это плохо. Ребенок может и в классе ничего не понять, и дома ничего не делать. И получится, что ребенок не будет развиваться», — подчеркивает Людмила Аполлоновна.
По словам Людмилы Ясюковой, для того чтобы ученик хорошо себя чувствовал в школе, он должен понимать материал, должен чувствовать, что у него получается. Если ребенку плохо в школе, нужно разобраться почему: может быть, у него проблемы со здоровьем, он отвлекается или быстро устает, поэтому перестает понимать, о чем идет речь на уроке.
Родители должны стараться сохранить и укрепить отношения с детьми, тогда ребенку будет проще поделиться своими сложностями. «Ему надо знать, что дома его поддержат, что родители всегда на его стороне и им можно все рассказать», — подчеркивает Татьяна Ушакова.
«Если есть возможность, то не стоит оставлять ребенка на продленке, на внеурочных занятиях, дети там устают. Ребенку нужно прийти домой, побыть одному, отдохнуть от социума», — рекомендует Людмила Ясюкова. Елена Николаева считает, что ребенку после школы нужна физическая активность: либо спортивные секции, либо танцы всей семьей.
Как учитель может помочь детям адаптироваться после каникул?
О том, что же делать учителю, когда дети вернулись в школу после летних каникул и им нужно помочь адаптироваться к учебному процессу, психологи дают разные рекомендации. Людмила Ясюкова советует провести проверочные работы, чтобы понять, какие пробелы в знаниях есть у учеников: «Двойки в журнал, конечно, не ставить».
По мнению Татьяны Ушаковой, не стоит сразу «брать быка за рога». Возможность отреагировать свои эмоции от встречи после расставания на каникулы упростит адаптацию детей. Учителю нужно дать ребятам возможность рассказать, как они провели лето: «Это можно обсудить в мини-группах или создать совместную арт-работу о каникулах». Младшим школьникам стоит напомнить о правилах, существующих в школе, старшим — дать возможность поставить перед собой цели на новый учебный год.
Как в дальнейшем сохранить интерес к учебе?
Учебная мотивация формируется в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, рассказала Татьяна Ушакова. На желание учиться влияет посильность учебных задач, возможность получения помощи и поддержки, позитивный эмоциональный настрой, в более старшем возрасте — осознание своих профессиональных предпочтений.
Елена Николаева советует учителям не «давать материал», а придумывать, как ученики могут получить его сами.
Людмила Ясюкова подчеркивает, что даже если вы будете рассказывать ребенку о том, как интересно учиться, мотивация у него всё равно появится лишь тогда, когда он будет понимать предмет, знать, как решить задачки, например. Если ребенок не понимает — ему становится неинтересно.
Нужны ли детям дополнительные занятия?
«Мне кажется, плохо, когда в жизни детей нет ничего, кроме школы, уроков и гаджетов», — считает Татьяна Ушакова. Однако психологи сходятся во мнении, что решение о посещении секций должно приниматься индивидуально для каждого ребенка. По мнению Елены Николаевой, чтобы дополнительные занятия приносили пользу, они должны быть подвижными, яркими, веселыми.
Но и в дополнительных занятиях должна быть мера. «Чем больше кружков, тем меньше развития, это становится просто времяпрепровождением», — считает Людмила Ясюкова. Могут быть полезными один-два кружка, выбранные исходя из интересов ребенка. «Но только если он успевает в школе!» — подчеркивает Людмила Аполлоновна. По её мнению, когда ребенок плохо учится, он с удовольствием ходит в кружки. Но затем у него формируется установка на замещающую деятельность, его перестает интересовать учеба в школе, он считает, что она ему не нужна.
Меру стоит соблюдать не только в разнообразии дополнительных занятий, но и в погружении в какой-то определенный вид деятельности. Осторожными стоит быть со спортивными секциями: когда дети сильно физически устают, они хуже соображают, считает Людмила Ясюкова.
Психологи подчеркивают, что ни в коем случае нельзя заставлять ребенка заниматься в какой-то секции, например, в музыкальной школе — есть риск, что выросшие дети возненавидят музыку. «Если родители хотят приобщить ребенка к музыке, пусть водят в филармонию на концерты, дома включают музыку. Слушание и игра на инструменте это разные вещи. Играть отнюдь не все могут, а слушать и любить музыку можно научить кого угодно», — считает Людмила Ясюкова.
Как лучше организовать семейное обучение?
В минувшем учебном году в России насчитывалось около 10 тысяч учеников, выбравших семейную форму обучения. Такие данные привел заместитель министра просвещения РФ Виктор Басюк на «горячей линии» «Российской газеты» в сентябре 2020 года.
«Начальная школа на семейном обучении — это очень хорошо, ученики могут выбрать подходящую программу, заниматься в своём темпе, а раз в год сдавать аттестацию», — считает Людмила Ясюкова. Однако она обращает внимание на то, что заниматься лучше с книгами и в общении с человеком, а не онлайн: «Когда дети долго находятся у компьютера, они хуже воспринимают информацию с экрана». Средним и старшим школьникам лучше возвращаться в школу, а не оставаться на семейном обучении, считает Людмила Аполлоновна.
В любом возрасте для ребенка важен коллектив ровесников, отмечают психологи. Елена Николаева рекомендует адептам семейного обучения помнить о том, что, повзрослев, ребенок окажется в обычной жизни, где другие законы. И надо его к этому готовить.
Какие сложности могут возникнуть при дистанционном образовании?
Новый учебный год начинается в традиционном режиме. Психологи сходятся во мнении, что возвращение к дистанционному обучению школьников было бы нежелательно. В первую очередь потому, что нет хороших разработанных программ, оцифрованы обычные учебники (иногда с ошибками), отмечает Людмила Ясюкова. В таком виде обучение становится сложностью и для учителя, и для ученика.
Если же переход на дистанционный режим все же произойдет, психологи рекомендуют родителям иногда заниматься с ребенком лично, чтобы хотя бы часть обучения происходила не онлайн.
Редакция «Психологической газеты» поздравляет с началом учебного года, желает хорошего настроения и интереса к новым знаниям!
Источник