Как вы понимаете высказывание будды истинная победа та когда никто не чувствует себя побежденными

Как вы понимаете высказывание будды истинная победа та когда никто не чувствует себя побежденными

Конфликт – дело тонкое!

Наверное, никому не нужно долго объяснять, что людей, ни разу не вступивших в конфликт, не существует. По тем или иным причинам конфликты возникают в нашей жизни почти ежедневно, причем 80% из них – помимо желания участников.

Мы называем конфликтом и серьезную ссору между друзьями, и случайную перебранку незнакомых людей в переполненном автобусе, и скандал с родителями из-за очередной двойки, и противостояние представителей различных национальностей, и… словом, каждый из нас может продолжить список до бесконечности.

Так что же такое – конфликт? Конфликт – это столкновение двух или более различных точек зрения. При этом наглядно конфликт можно уподобить сорняку в огороде: как правило, на поверхности земли находится только его небольшая часть (стечение обстоятельств, повод, приведший к столкновению), а корни (накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта) скрыты «глубоко под землей».

Какими бывают конфликты?

Несмотря на все свое разнообразие, конфликты бывают всего пяти видов:

Личностные – между одним человеком и группой людей (например, Вася любит слушать рэп, а весь остальной класс – рейв)

Межличностные – между двумя людьми (например, девятиклассница Таня красит ногти во время урока, а учительнице Марье Ивановне это почему-то не нравится)

Групповые – между разными людьми в какой-то одной группе (например, половина 10б болеет за ЦСКА, половина – за «Спартак», и после уроков они собираются выяснить, какая команда лучше)

Межгруповые – между разными группами людей (например, между фанатами «Спартака» и «Динамо»)

Внутренние – т.е. «внутри» одного человека (например, хочется покурить и одновременно бросить это дело)

Из-за чего возникают конфликты?

Существует очень много причин, которые могут привести к конфликту. Среди них, например, стремление к превосходству, снисходительное отношение, хвастовство, категоричность, навязывание своих советов, разные точки зрения на одну и ту же проблему, утаивание информации и многое, многое другое… (наверняка, подумав, вы вспомните еще какие-то причины, о которых мы не упомянули, но именно они приводили к различным конфликтам в Вашей жизни)

Несмотря на то, что люди, обнаружив существующие между ними разногласия, ведут себя абсолютно по-разному, существует всего три модели поведения в конфликте.

Агрессивное (враждебное и саморазрушающее) модель: «Я выигрываю – Ты проигрываешь»

Вам хочется пойти на ночную дискотеку, и вы сообщаете об этом родителям. В ответ слышите, что «»…тебе завтра в школу, на этих дискотеках творится черт знает что и вообще – ты никуда не пойдешь». Вы кричите: «нет, пойду!» – и уходите, хлопнув дверью. При агрессивной модели поведения в конфликте люди, защищая свои права, забывают о правах других. В результате почти всегда складывается ложное ощущение победы над «соперником». На самом деле такое поведение только усиливает конфликт, потому что «хлопая дверью» Вы решаете лишь ту проблему, которая лежит на поверхности.

Пассивное (подавляющее, отрицающее себя поведение) модель: «Я проигрываю – Ты выигрываешь»

Вы хотели пойти на ночную дискотеку вместе с подругой, но – увы! – ее не отпустили родители. В ответ на их возражения она ничего не ответила, а просто ушла в свою комнату и там тихо плакала от ощущения собственного бессилия и неумения постоять за свои права. Некоторые люди именно так стараются уйти от решения возникших проблем. Постоянно жертвуя своими интересами ради так называемого спокойствия, они загоняют свои несогласие и недовольство вглубь себя, и в итоге все их проблемы остаются нерешенными!

Читайте также:  Появляется при обычной нагрузке временами проявляется неустойчивость настроения

Будда говорил: «Истинная победа та, когда никто не чувствует себя побежденным».

И агрессивное, и пассивное поведение могут лишь усилить возникший конфликт. Во многих ситуациях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать свою долю ответственности за возникновение этого конфликта и подать другому руку в знак примирения.

Другими словами, попробовать найти компромисс.

Такое поведение принято называть конструктивным..

Конструктивное поведение – это, когда у обеих сторон сохраняется ощущение достоинства и самоуважения.

Модель: «Я выигрываю – ты выигрываешь».

Именно такое поведение в конфликте приводит к достижению целей. Именно умение найти компромисс повышает уверенность в себе и позволяет сохранить взаимоотношения открытыми. Это не значит, что, стоит Вам выбрать конструктивную модель поведения, — и все конфликты исчезнут (ваши оппоненты могут оказаться к этому еще не готовы).

Но всегда стоит помнить, что «Дверь в человеческие отношения открывается только на себя».

Другими словами, не бойтесь сделать первый шаг навстречу!

И последнее – самое главное: никогда не ведите себя с другими так, как бы вам не хотелось бы, чтобы они вели себя с вами.

Поэтому, заявляя о своих правах, помните: они есть и у всех окружающих Вас людей. И если Вы научитесь уважать личные права других так же, как Вы хотите, чтобы уважали Ваши, будьте уверены, конфликтов в Вашей жизни станет гораздо меньше

Источник

Понятие конфликта, его сущность

Еще Будда сказал: «Истинная победа та, когда никто не чувствует себя побежденным» [2, с.187].

Таким образом, можно выделить три основных компонента конфликта:

1. В конфликте всегда присутствует противоречие, столкновение позиций, за которым стоит различие интересов, ценностей или нормативных представлений сторон. Участники конфликта ощущают, что выигрыш первой стороны — это проигрыш для другой.

2. В конфликте всегда затрагиваются значимые для человека интересы или представления (независимо от того, о чем идет речь), что является причиной выраженных отрицательных эмоций у участников и становится часто основным препятствием в поиске разумного выхода из создавшегося положения.

3. Конфликт также обязательно предполагает элемент конфликтного поведения-противодействия, возникающего при попытке решить противоречие.

Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены – слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть – приводящие к конфликту непосредственно.

Коварную суть конфликтогенов можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Есть такой афоризм: «Женщины не придают никакого значения своим словам, но придают огромное значение тому, что слышат сами» [2, с.12]. На самом деле этим грешим все мы, а не только представительницы прекрасного пола.

Эта особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так бдительны, когда дело касается достоинства других, и поэтому не так строго следим за своими словами и действиями (то есть, не особенно задумываясь, «запускаем на орбиту» своих взаимоотношений с окружающими нас людьми различные конфликтогены).

Однако сам по себе «одиночный» конфликтоген не способен, как правило, привести к конфликту. Должна возникнуть «цепочка конфликтогенов» – их, так называемая, эскалация.

Читайте также:  Как проживать чувство страха

Эскалация конфликтогенов – на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.

Какова же общая схема этого процесса «обмена любезностями»? Все происходит до невозможного просто. Получив в свой адрес конфликтоген, «пострадавший» хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому испытывает желание избавиться от возникшего раздражения, ответив «обидой на обиду». При этом ответ должен быть не слабее, и для уверенности он делается с «запасом». Ведь трудно удержаться от соблазна проучить обидчика, чтоб впредь не позволял себе подобного. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает.

Безусловно, требованиям высокой морали отвечает умение сдержаться, а еще лучше — простить обиду. Однако число желающих «подставить другую щеку» не множится.

Выделяют три основных типа конфликтогенов:

· стремление к превосходству;

Но как же избежать конфликтогенов в процессе общения и взаимодействия с другими людьми? Необходимо твердо помнить, что всякое наше неосторожное высказывание в силу эскалации конфликтогенов может привести к конфликту.

Необходимо проявлять эмпатию к собеседнику (представьте, как отзовутся в его душе ваши слова, действия).

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.

Источник

Основные принципы и способы разрешения конфликта

Модели поведения людей в конфликте

Несмотря на то, что люди, обнаружив существующие между ними разногласия, ведут себя абсолютно по-разному, существует всего три модели поведения в конфликте.

1. Агрессивное (враждебное и саморазрушающее)

Модель: «я выигрываю — ты проигрываешь». При агрессивной модели поведения в конфликте люди, защищая свои права, забывают о правах других. В результате почти всегда складывается ложное ощущение победы над «соперником». На самом деле такое поведение только усилиливает конфликт, потому что «хлопая дверью» Вы решаете лишь ту проблему, которая лежит на поверхности.

2. Пассивное (подавляющее, отрицающее себя поведение)

Модель: «я проигрываю — ты выигрываешь».Некоторые люди именно так стараются уйти от решения возникших проблем. Постоянно жертвуя своими интересами ради так называемого спокойствия, они загоняют свои несогласие и недовольство в глубь себя, и в итоге все их проблемы остаются нерешенными!

Будда говорил: «Истинная победа та, когда никто не чувствует себя побежденным».

3. Агрессивное и пассивное поведение могут лишь усилить возникший конфликт. Во многих ситуациях гораздо полезнее сделать шаг назад, признавать свою долю ответственности за возникновение этого конфликта и подать другому руку в знак примирения. Другими словами, попробовать найти компромис.

Такое поведение принято называть конструктивным.

3. Конструктивное поведение — это когда у обеих сторон сохраняется ощущение достоинства и самоуважения. Модель:» я выигрываю — ты выигрываешь». Именно такое поведение в конфликте приводит к достижению целей. Именно умение найти компромисс повышает уверенность в себе и позволяет сохранить взаимоотношения открытыми.

Читайте также:  Летний дождь хорошего вам настроения

Существует несколько способов или методов определения причин конфликтного поведения. В качестве примера рассмотрим один из них — метод картографииконфликта. Суть этого метода состоит в графическом отображении составляющих конфликта, в последовательном анализе поведения участников конфликтного взаимодействия, в формулировании основной проблемы, потребностей и опасений участников, способов устранения причин, приведших к конфликту.

Работа состоит из нескольких этапов.

На первом этапе проблема описывается в общих чертах. Если, например, речь идет о несогласованности в работе, о том, что кто-то не “тянет лямку” вместе со всеми, то проблему можно отобразить как “распределение нагрузки”. Если конфликт возник из-за отсутствия доверия между личностью и группой, то проблему можно выразить как “общение”. На данном этапе важно определить саму природу конфликта.

На втором этапе выявляются главные участники конфликта. В список можно ввести отдельные лица или целые команды, отделы, группы, организации. В той мере, в которой вовлеченные в конфликт люди имеют общие потребности по отношению к данному конфликту, их можно объединить вместе.

Третий этап предполагает перечисление основных потребностей и опасений, связанных с этой потребностью, всех основных участников конфликтного взаимодействия. Необходимо выяснить мотивы поведения, стоящие за позициями участников в данном вопросе. Поступки людей и их установки определяются их желаниями, потребностями, мотивами, которые необходимо установить.

В результате составления карты проясняются точки совпадения интересов конфликтующих сторон, более ясно проявляются страхи и опасения каждой и сторон, определяются возможные пути выхода из создавшейся ситуации.

В целом, если говорить о решении конфликта, то это, по словам В.Л.Васильева, — устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта.

Управление конфликтами — это целенаправленное воздействие по устранению (минимизация) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.

Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека. Некоторые авторы предлагают использовать способ “я — высказывание”, т.е. способ передачи другому лицу вашего отношения к определенному предмету, без обвинений и требований, но так, чтобы другой человек изменил свое отношение.

Структурные методы, т.е. методы воздействия преимущественно на организационные конфликты, возникающие из-за неправильного распределения полномочий, организации труда, принятой системы стимулирования и т.д. К таким методам относятся: разъяснение требований к работе, координационные и интеграционные механизмы, общеорганизационные цели, использование систем вознаграждения.

Источник

КАК ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТОГЕНОВ

Первое — это постоянно помнить, что всякое наше неосторожное высказывание в силу эскалации конфликтогенов может привести к конфликту. Хотите ли Вы его? Если нет, то помните, как высока плата за слово, которое, как известно, «не воробей, вылетит — не поймаешь».

Второе — проявлять эмпатию к собеседнику. Представьте, как отзовутся в его душе Ваши слова, действия.

Это общие положения, справедливые для любых конфликтогенов. Ниже мы дадим дополнительные рекомендации по каждому их типу.

Как избавиться от стремления к превосходству

Известный китайский мыслитель Лао-цзы учил: «Реки и ручьи отдают свою воду морям потому, что те ниже их. Так и человек, желая возвыситься, должен держать себя ниже других».

Следовательно, всевозможные проявления превосходства — это тупиковый путь, ведущий в противоположную сторону от цели — возвыситься над другим. Ибо человек — источник конфликтогенов — вызывает отрицательную реакцию окружающих, ценящих спокойную обстановку.

Еще Будда сказал: «Истинная победа та, когда никто не чувствует себя побежденным».

Источник

Оцените статью