Пламенная
♦ Это была та пламенная и чистая супружеская страсть, что походит на бесконечное жениховство.
♦ Эта спокойная самоуверенность впечатляла меня значительно больше, чем любая пламенная речь.
♦ Не предпочтительнее ли верить Реймону, у которого такая пламенная , широкая и открытая душа?
♦ В его удивленных, широко раскрытых глазах заблистала пламенная радость и в то же время мольба о прощении.
♦ В каждом жесте Изабеллы сказывалась пламенная натура, и каждое новое чувство всецело овладевало ее сердцем.
♦ Ах, Жак, значит, слишком пламенная у тебя душа, она не хочет стареть, для нее лучше разбиться, чем угаснуть.
♦ Его горе, его печаль, его целомудренная и пламенная любовь, его затаенные желания — все разжигало лихорадку.
♦ В знакомом нам будуаре, на том же диване, где пламенная Елена сгорала в объятиях князя, лежала она в обмороке.
♦ Как ни велико было ее любопытство, пламенная речь Армана волновала ее сильнее, чем гудение загадочного пламени.
♦ Долго во мне шла борьба, но наконец пламенная жажда свободы одержала верх над всеми доводами рассудка и совести.
♦ Эффи слушала ее в изумлении; пламенная вера сестры заронила и в ее душу искру надежды — но только на краткий миг.
♦ Воины, которых объединяют пламенная любовь к Родине, крепкая дружба и сплоченность, беспощадно истребляют захватчиков.
♦ Он постигал во всей широте образы, которыми изобиловала эта пламенная симфония, он прозревал в аккордах глубокий смысл.
♦ Микеле было восемнадцать лет, у него была пламенная душа, беспокойная и жадная натура, безумная гордость и дерзкий нрав.
♦ Ее любовь была греховной, беззаконной, безнравственной, но это была любовь, а любви, отверженной законом, присуща пламенная отвага.
♦ Кейту казалось, что он видит продолжение вчерашней ночи, но измененной настолько, насколько могла желать того самая пламенная фантазия.
♦ Но упоминание о суде вернуло его к мысли о несчастной дочери; пламенная речь его оборвалась на полуслове; он прижал ладони ко лбу и умолк.
♦ Тупую тоску и угрызения совести, мучившие Стальное Тело, вытеснили из сердца пламенная привязанность к Элизе и радужные мечты о будущем счастье.
♦ Все это воодушевляло Этьена, пламенная радость побеждала мрачную скорбь, сомнения исчезали, и он уже стыдился трусости, которой временно поддался.
♦ В связи со всем этим в мыслях его возникла своеобразная религия, без определенных догматов, и именно вследствие этого головокружительная и пламенная .
Источник
Значение словосочетания «одна, но пламенная страсть»
одна, но пламенная страсть
1. об увлечении (цели, интересе и т. п.), которому кто-либо посвящает всё своё время, все силы ◆ У худенькой девчушки была одна, но пламенная страсть — лошади, и почти все время, несмотря на сопротивление родителей, она пропадала в знаменитой конноспортивной школе «Кадр нуар». Викторов Александр, «ПАДШИЙ АНГЕЛ ПО ИМЕНИ МИЛЕН», 2003.01.04 г. // «Труд-7» (цитата из НКРЯ) ◆ Но, несмотря на разнообразный профессиональный опыт участвующих в разработке новой модели кинодела, на широкий охват обсуждаемых проблем, в усилиях союза превалировала одна, но пламенная страсть ― желание разрушить монополию государства, ликвидировать диктат Госкино (в производстве фильмов прежде всего). Армен Медведев, «Территория кино», 1999—2001 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Профессор, доктор наук и студент ― таков спектр занятий людей, которых объединяет «одна, но пламенная страсть» ― летать подобно птице. «С небом на «ты»», 1976 г. // «Техника — молодежи» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова кружный (прилагательное):
Источник
Сочинения к варианту №1 ОГЭ-2022 по русскому языку
3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2022 «36 типовых вариантов» под редакцией И.П. Цыбулько.
Когда Ассоль исполнилось восемь лет, отец выучил её читать и писать.
Он стал изредка брать её с собой в город, а затем посылать даже одну.
Однажды в середине такого путешествия к городу девочка присела у дороги съесть кусок пирога.
(1)Когда Ассоль исполнилось восемь лет, отец выучил её читать и писать.
(2)Он стал изредка брать её с собой в город, а затем посылать даже одну.
(З)Однажды в середине такого путешествия к городу девочка присела у дороги съесть кусок пирога. (4)Перекусывая, она разбирала игрушки; из них две-три оказались новинкой для неё: Лонгрен сделал их ночью. (5)Одной из них была миниатюрная гоночная яхта. (б)Белое судёнышко подняло алые паруса, сделанные из обрезков шёлка. (7)Ассоль пришла в восхищение. (8)Пламенный весёлый цвет так ярко горел в её руке, как будто она держала огонь. (9)Дорогу пересекал ручей, который уходил в лес.
(10)«Если я спущу её на воду поплавать немного, — размышляла Ассоль, — она ведь не промокнет. (11)Девочка осторожно спустила на воду пленившее её судно и побежала за уплывающей игрушкой, надеясь, что её где-нибудь прибьёт к берегу. (12)Она старалась не терять из виду красивый, плавно убегающий треугольник парусов, спотыкалась, падала и снова бежала.
(13)В такой безуспешной и тревожной погоне прошло около часа, когда с удивлением, но и с облегчением Ассоль увидела, что деревья впереди свободно раздвинулись, пропустив синий разлив моря, облака и край жёлтого песчаного обрыва, на который она выбежала, почти падая от усталости. (14)С невысокого, изрытого корнями обрыва Ассоль увидела, что у ручья, на плоском большом камне, сидит человек, держа в руках сбежавшую яхту, и рассматривает её с любопытством слона, поймавшего бабочку.
(15)Это был Эгль, известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок.
— (16)Теперь отдай мне, — несмело сказала девочка. — (17)Ты как поймал её?
(18)Эгль поднял голову и с минуту разглядывал девочку, улыбаясь. (19)Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки.
— (20)Клянусь Гриммами, Эзопом и Андерсеном, — сказал Эгль, посматривая то на девочку, то на яхту. — (21)Это что-то особенное. (22)Это твоя штука?
— (23)Да, я за ней бежала по ручью. (24)Она была тут?
— (25)У самых моих ног. (26)Как зовут тебя, крошка?
— (27)Ассоль, — сказала девочка, пряча в корзину поданную Эглем игрушку.
— (28)Хорошо, — продолжал старик. — (29)Я занимался, сидя на этом камне, сравнительным изучением финских и японских сюжетов, как вдруг ручей выплеснул эту яхту, а затем появилась ты. (30)Я, милая, поэт в душе — хоть никогда не сочинял сам. (31)Что у тебя в корзинке?
— (32)Лодочки, — сказала Ассоль, встряхивая корзинкой.
— (ЗЗ)Отлично. (34)Тебя послали продать. (35)По дороге ты занялась игрой: пустила яхту поплавать, а она сбежала — ведь так?
— (36)Ты разве видел? — с сомнением спросила Ассоль. — (37)Тебе кто-то сказал или ты угадал?
— (38)Я это знал. (39)Потому что я — самый главный волшебник. (40)Тебе нечего бояться меня, — серьёзно сказал он. — (41)Напротив, мне хочется поговорить с тобой по душам.
(42)Тут только он уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением: невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы.
— (43)Ах, почему я не родился писателем? — продолжал Эгль. (44)Ну-ка, слушай меня внимательно. (45)Я был в той деревне, откуда ты, должно быть, идёшь, в Каперне. (46)Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той целый день, стараясь услышать что-нибудь, никем не слышанное. (47)Но у вас не рассказывают сказок. (48)У вас не поют песен. (49)А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом.
(50)Не знаю, сколько пройдёт лет, только в Каперне расцветёт одна сказка памятная надолго. (51)Ты будешь большой, Ассоль. (52)Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. (53)Сияющая громада парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. (54)Тихо будет плыть этот чудесный корабль; на берегу много соберётся народу, удивляясь и ахая: и ты будешь стоять там. (55)Корабль подойдёт величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. (56)Тогда ты увидишь храброго красивого принца. «(57)3дравствуй, Ассоль! — скажет он. — (58)Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти навсегда в своё царство.
(59) У тебя будет всё, чего только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слёз и печали».
(60) Он посадит тебя в лодку, привезёт на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где восходит солнце и где звёзды спустятся с неба чтобы поздравить тебя с приездом.
— (61)Это всё мне? — тихо спросила девочка. (62)Её серьёзные глаза просияли доверием. — (бЗ)Может быть, он уже пришёл. тот корабль?
— (64)Не так скоро, — возразил Эгль, — сначала, как я сказал ты вырастешь — и это сбудется. (65)Что бы ты тогда сделала?
— (66)Я? (67)Я бы его любила, — поспешно сказала она и не совсем т » прибавила: — Если он не дерётся.
— (68)Нет, не будет драться, — сказал волшебник, таинственно подмигнув — не будет, я ручаюсь за это. (69)Иди, девочка, и не забудь того, что сказал я. (70)Иди. (71)Да будет мир пушистой твоей голове!
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Н.Ф. Бунакова: «Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира».
Грамматика – это раздел науки о языке, включающий в себя морфологию и синтаксис. Известный лингвист Н.Ф. Бунаков утверждает, что знание грамматических норм помогает людям передавать оттенки своих чувств и переживаний. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
Так, например, 42 предложение – это сложная синтаксическая конструкция с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной. На союзное слово «что» падает логическое ударение: автору важно подчеркнуть, что девочка с первого взгляда привлекала внимание сказочника Эгля. Перед третьей частью сложного предложения ставится двоеточие, так как А. Грин поясняет, какое сильное впечатление произвела на героя Ассоль своим «невольным ожиданием прекрасного». Благодаря этому читатель понимает, что главная героиня – очень необычный человек с богатым внутренним миром.
Кроме того, в середине 63 предложения стоит многоточие, что тоже немаловажно для характеристики литературного персонажа. Ассоль делает паузу, не сразу решаясь произнести вслух заветное слово «корабль». Благодаря этому знаку препинания мы видим, что девочка очень доверчива и даже немного наивна, но её искренняя вера в мечту трогает сердце читателя.
Таким образом, именно грамматика позволяет нам передавать свои чувства и эмоции и помогает людям понимать друг друга.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 42: «Тут только он уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением: невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы».
Смысл приведённого фрагмента текста я понимаю так: Ассоль – тонкая, ранимая натура с необычным взглядом на жизнь и богатым внутренним миром. Она произвела сильное впечатление на волшебника Эгля своей верой в светлое будущее и ожиданием настоящего чуда. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
Во-первых, в предложениях 5-8 автор говорит о том, какое сильное восхищение испытывает его героиня, наблюдая за игрушкой. Это было «белое судёнышко» с яркими алыми парусами, и девочке кажется, что она держит в руках огонь. Ассоль – необыкновенный человек, потому что в самой простой вещи она может увидеть нечто прекрасное.
Во-вторых, в предложении 62 говорится о том, что «серьёзные глаза» Ассоль «просияли доверием», когда она услышала предсказание Эгля. Девочка искренне верит каждому слову волшебника, потому что она действительно мечтает о таком будущем. Герой дарит Ассоль надежду, и она по-настоящему благодарна этому человеку.
Итак, Ассоль с детства верила в свою «блаженную судьбу», и это помогло ей стать счастливой. Тот, кто до самого конца следует за своей мечтой, обязательно будет вознаграждён.
9.3 Как Вы понимаете значение слова НАДЕЖДА?
Что даёт человеку надежда? Можно смело утверждать, что она окрыляет нас и в трудную минуту дарует силы для движения вперёд. Даже в самые тяжёлые моменты нельзя утрачивать последнюю надежду: чёрная полоса обязательно уступит место белой. Обратимся к тексту, чтобы подтвердить эти мысли.
Так, в предложениях 61-67 говорится о том, что у девочки Ассоль появилась мечта о корабле с алыми парусами. Она поверила предсказанию волшебника Эгля, и «её серьёзные глаза просияли доверием». Теперь она будет ждать храброго и красивого принца, потому что в её душе зародилась надежда на прекрасное будущее.
Во многих произведениях художественной литературы надежда становится главным источником жизни и вдохновения для героев. Например, героиня романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Маша Миронова отправляется к самой императрице, чтобы защитить любимого человека. Это очень смелый поступок, на который девушка решилась потому, что у неё осталась слабая надежда на благополучный исход.
Таким образом, можно сделать вывод, что без надежды человеку трудно выжить, и именно она иногда спасает нас и помогает изменить жизнь в лучшую сторону, обрести счастье.
Источник
Урок самостоятельного чтения в 9-м классе по рассказу К.Д. Воробьева «Синель»
1) продолжить знакомство с творчеством курского писателя, показать и доказать, что рассказ “Синель” – самое проникновенное его произведение о любви;
2) развивать навык аналитического чтения и креативные способности обучающихся;
3) воспитывать взаимопонимание, уважение, благородство и гуманизм.
Оборудование: тексты произведений К.Воробьёва, портреты: К.Д.Воробьёва, Ф.И.Тютчева и Е.А.Баратынского.
Музыкальное сопровождение: фрагменты музыкальных произведений: саундтрек кинофильма Франко Дзефирелли “Ромео и Джульетта” (1968 год) и саундтрек кинофильма “Крёстный отец” Фрэнсиса Форда Копполы (1974 год).
Композитор Нино Рота.
Оформление урока: на доске эпиграф
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего сильнее губим,
Что сердцу нашему милей.
Ход урока
II. Вступительное слово учителя по теме урока.
Затем подготовленный ученик – биографическая справка о писателе.
Судьба курского писателя Константина Дмитриевича Воробьёва (1919-1975) была непростой. Он родился 29 сентября 1919 года в небольшом селе Нижний Реутец Медвенского района Курской области. Закончив семилетку, Воробьёв уезжает из села и поступает в сельхозтехникум в Мичуринске, а по окончании его в 1935 году отправляется в Москву. Там он с трудом устраивается на работу в редакцию фабричной газеты “Свердловец”. В 1938 году его призывают в Красную Армию, а затем направляют на учёбу в Кремлёвское пехотное училище. Но тут началась Великая Отечественная война. В октябре 1941 года рота кремлёвцев, в составе которой был и Константин Воробьёв, ушла на фронт защищать подступы к столице. А уже в декабре 1941 года под Клином рота почти полностью была уничтожена. Константин же попал в плен. Об этом он напишет потом только в 1963 году в своей пронзительной по драматизму повести “Убиты под Москвой”.Рассказ“Синель”, навеянный автобиографическими воспоминаниями, создан им в 1955 году.
(На фоне тихой музыки : звучит саундтрек из кинофильма “Ромео и Джульетта”, 1968 год).
III. Подготовленное домашнее задание. Фронтальная беседа по тексту.
— Такое необычное название рассказа – “Синель”. Почему? (Синелью в курском краю называют сорную траву — василёк)
— Как начинается рассказ? (“Мы жили с матерью на краю деревни…”)
— От чьего лица ведётся повествование? (От первого лица)
— Зачем, по-вашему, нужна именно такая форма повествования? (Это сделано писателем для того, чтобы придать повествованию камерный, интимный характер)
— Если судить по названию, то о чём рассказ?
— Как писателю удаётся передать атмосферу того времени, когда его герой был ещё ребёнком (подростком, юношей)?
Задание: назовите главных действующих лиц произведения.
Расскажите о них. Какими вы их увидели? (Это мальчик Сергей и девочка Дарья. Они живут в одной деревне, потом будут учиться в одном классе)
— Как вы понимаете выражение “пламенная радость”? Может быть, это начало большого светлого чувства у мальчика Сергея к девочке Даше?
— Как автор показывает зарождение этого чувства, как характеризует состояние героя?
Задание: проанализируйте эпизод из 3 главы “Заноза” .
Вывод: вот и встретились на жизненном пути 2 человечка: мальчик и девочка. Им всего-то по 7 лет, но в жизни пришлось уже много испытать. Мы знаем, что у Сергея нет отца, да и у Даши, как окажется потом, тоже его нет, а отчим — очень страшный человек. Матери наших героев, чтобы прокормить семьи, много работают, а ребята живут в выдуманном мире, где они только вдвоём и нет места больше никому. Мир этот прекрасен и, как окажется потом, необычайно хрупок. Вот и детство кончается. Наступает школьная пора. А с нею и первые испытания.
— Расскажите, как же продолжались отношения наших героев, когда они пошли в школу?
Анализ эпизода “Пропажа карандаша”.
— Как переживал Сергей свой “позор”?
— Как Синель поддерживала его?
— Какими вы увидели героев в этом случае? Как это их характеризует?
— “Так продолжалось не один и не два года”. Какие слова текста говорят о том, что дружба меду детьми потихоньку крепнет?
— Как Сергей защищал Дашу от назойливых одноклассников, которые дразнили её “кулачкой”?
— Кем он был для Синели? Как вы понимаете слова автора-повествователя о том, что “мы быстро взрослели”? В чём проявлялось это взросление?
— Что очень сильно беспокоило девушку? Какое обстоятельство?
Вывод: не один и не два года продолжалась дружба девочки и мальчика. Они были вместе и в радости, и в горе. Синель помогала Сергею пережить тот самый случай с потерей карандаша, когда мальчик потерял чужой карандаш, а его обвинили в воровстве. Одноклассники не поверили Сергею , она одна только поверила ему. Он же, в свою очередь, поддерживал Дашу, когда ей было тяжело (эпизод с раскулачиванием отчима Кочета), когда она не могла нести это страшное обвинение о родстве с кулаком. “Кулачкой” он Синель не считал и даже пошёл вместе с нею к председателю колхоза, чтобы тот прояснил вопрос о кулачестве Даши. “Теоретически” ведь она кулачка, да и только!”- так ответил председатель колхоза. Но, несмотря на это, Синель с матерью всё же уехали из деревни…Отправились они в Донбасс, к дяде Синели.
— Как же Сергей жил в разлуке с Синелью? (“Конец лета прошёл мимо меня в померкших красках…”)
А ещё он писал девушке письма. Вороха писем. Доказывая, что не “пустоцвет”.
Шли годы. Подростки вырастали. Их душевные раны потихоньку затягивались. И вот уже наши герои взрослые. Они окончили школу, поступили учиться в один институт, даже на один факультет.…Казалось бы, ничего не предвещало беды, но…Она грянула, как гром среди ясного неба. Что же случилось?
Анализ эпизода из 17 главы “На реке”.
Основной вопрос: как можно назвать поступок Сергея? (Предательством, потому что он предал все, что было близко и дорого ему: и Синель, и их многолетнюю дружбу, и зарождающуюся между ними светлую любовь).
— Какую композиционную нагрузку несёт на себе этот эпизод? (Его вполне можно назвать кульминацией рассказа, потому что в нём всё: и печаль, и горечь, и расставание, и разлука).
Вот как поэт Е. А. Баратынский (1800-1844) говорит, наверное, об этом в своём стихотворении:
Расстались мы; на миг очарованьем,
На краткий миг была мне жизнь моя;
Словам любви внимать не буду я,
Не буду я дышать любви дыханьем!
Я всё имел, лишился вдруг всего;
Лишь начал сон… исчезло сновиденье!
Одно теперь унылое смущенье
Осталось мне от счастья моего.
(Звучит саундтрек кинофильма “Крёстный отец”)
— В финале 18 главы автор такс горечью и сожалением повествует об этом: “Так оборвалась пёстрая сказка моего детства и юности”. В этих словах, к сожалению, звучит грусть. Грусть оттого, что герой не оценил ту любовь, что подарила ему судьба, что прошёл мимо своего счастья, что был потом так жестоко наказан за это…
— Справедливо ли это?
— Как же сложилась дальнейшая судьба наших героев: Сергея и Даши-Синели?
— О чём нам говорит финал рассказа? Он, на ваш взгляд, оптимистичен? Если да, то почему?
— Какова, по- вашему, главная мысль рассказа?
— Можно ли назвать это произведение “Повестью о первой любви”? (Вопрос записан на доске!) (В это время звучит музыка из кинофильма “Ромео и Джульетта”). Дискуссия.
Трудным был путь в литературу курского писателя Константина Воробьёва. В далёкие послевоенные годы его практически не печатают. Тогда он пробует свои силы в произведениях малой эпической формы: в рассказах. Герои их – это земляки-куряне, бывшие односельчане, фронтовые друзья, товарищи. Но это люди, как и сам писатель, всегда стоящие пред нравственным выбором. Таков и Сергей из рассказа “Синель”, написанного в 1955 году. Он сделал свой выбор: смалодушничал, не помог любимой в трудную минуту, не защитил её. Потому судьба так жестока к нему. Он одинок, так как в нужный момент не понял и не принял это счастье, дарованное ему судьбой: не заметил любви, зародившейся между ним и Дашей-Синелью. А ещё и предал эту любовь, такую чистую и светлую, ставшую для Синели смыслом жизни. И нет ему прощения…
В стихотворении Е.А.Баратынского лирическому герою остаётся “унылое смущенье”, а Сергею? Не зря же он в разговоре с доктором иронизирует по поводу сердца, надеясь, что у него этот орган тронут отнюдь “не холодком”. Жизнь прожита, а любовь всё же прошла мимо. И явное тому подтверждение, без сомнения , можно найти в эпиграфе к нашему уроку. Это заключительные строки из стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева, поэта, человека, прожившего большую жизнь, любившего (и не единожды !) и сумевшего сохранить это чувство первой любви до самой кончины.
В своём рассказе Константин Воробьёв не судит Сергея. Пусть это сделает читатель. Писатель просто и проникновенно повествует нам о первой любви, которая для человека никогда не проходит бесследно…(Работа с эпиграфом).
Берегите свою первую любовь! Никогда не предавайте её!
V. В качестве домашнего задания можно рекомендовать учащимся (на выбор!):
- написать продолжение рассказа “Синель”;
- нарисовать словесный портрет Синели и Сергея;
- оформить иллюстрации к рассказу.
Подумайте о том, что значит для человека выражение “первая любовь”?
— Хотели бы вы испытать подобное чувство?
— Составление синквейна на тему “Любовь”.
1. Баратынский Е. Стихотворения. Проза. Письма. М. “Правда”. 1983. — 352 с., с.30.
2. Воробьёв К.Рассказы. Москва.1999. — 322 с.
3. Воробьёв К., Носов Е. Фанфары и колокола. Повести и рассказы о войне. Курск.1998. — 702 с.
4. Овечкин В. Статьи, дневники, письма. Москва. Сов. писатель.1972 . — 389 с.
5. Носов Е. Усвятские шлемоносцы. Москва. Сов. писатель. 1986. — 320 с
6. Русская литература ХХ века. Учебник-практикум для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Лыссого Ю.И., Москва. Мнемозина. 2002 . — 542 с.
7. “Слово о гордом и трудном человеке” Рыкунова В.А и др. (Метод. разработка). Курский областной ИПК и ПРО. Курск.1999. — 33 с.
8. Толковый словарь русского языка. Под редакцией С.И.Ожегова. Москва. 1986.
Источник