План-конспект урока по литературе Творчество Осипа Мандельштама.
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Возраст: 11 класс.
Тип урока: комбинированный (урок – изучение новой темы)
— портрет О. Мандельштама,
— опубликованные письма О. Мандельштама,
— музыкальное сопровождение (Аппассионата Л. –В. Бетховен).
— познакомить учащихся с судьбой поэта,
— познакомить со стихотворениями О. Мандельштама разных периодов его творчества,
— вывить место творчества О. Мандельштама в контексте развития русской литературы.
Форма проведения: урок – лекция, урок – практикум.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozo_6_kurs.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по литературе
Творчество Осипа Мандельштама.
Возраст: 11 класс.
Тип урока: комбинированный (урок – изучение новой темы)
— портрет О. Мандельштама,
— опубликованные письма О. Мандельштама,
— музыкальное сопровождение (Аппассионата Л. –В. Бетховен).
— познакомить учащихся с судьбой поэта,
— познакомить со стихотворениями О. Мандельштама разных периодов его творчества,
— вывить место творчества О. Мандельштама в контексте развития русской литературы.
Форма проведения: урок – лекция, урок – практикум.
I. Организационный момент (2-5 мин.)
Приветствие учителя. Проверка посещаемости учеников.
II. Основная часть. (20-25 мин.)
Вступительное слово учителя.
Эпиграф к уроку:
Я участвую в сумрачной жизни,
Я не винен, что я одинок! (О. Мандельштам)
1. Изложение нового материала. Биографические сведения.
Осип Эмильевич Мандельштам (при рождении — Иосиф; 3 (15) января 1891 — 27 декабря 1938 ) известен как русский поэт , прозаик , эссеист , переводчик и литературный критик , один из крупнейших русских поэтов XX века .
Осип Мандельштам родился в Варшаве в еврейской семье. Отец, Эмилий Вениаминович Мандельштам (1856—1938), был мастером перчаточного дела, состоял в купцах первой гильдии . Мать, Флора Овсеевна Вербловская была музыкантом.
В 1897 году семья Мандельштамов переехала в Петербург . Осип получил образование в Тенишевском училище (с 1900 по 1907 годы ), российской кузнице «культурных кадров» начала ХХ века.
В 1908 — 1910 годы Мандельштам учится в Сорбонне и в Гейдельбергском университете . В Сорбонне знакомится с Николаем Гумилёвым , увлечён французской поэзией: старофранцузским эпосом, Франсуа Вийоном , Бодлером и Верленом .
В промежутках между зарубежными поездками бывает в Петербурге, где посещает лекции по стихосложению Вячеслава Иванова .
К 1911 году семья начала разоряться и обучение в Европе сделалось невозможным.
10 сентября того же 1911 года он зачислен на романо-германское отделение историко-филологического факультета Петербургского университета, где обучается с перерывами до 1917 года . Учится безалаберно, курса так и не кончает.
В 1911 году знакомится с Анной Ахматовой , бывает в гостях у четы Гумилёвых.
Первая публикация — журнал «Аполлон» , 1910 г., № 9. Печатался также в журналах «Гиперборей», «Новый Сатирикон» и др.
В 1912 году знакомится с А. Блоком . В конце того же года входит в группу акмеистов , регулярно посещает заседания Цеха поэтов .
Дружбу с акмеистами ( Анной Ахматовой и Николаем Гумилёвым ) считал одной из главных удач своей жизни.
Поэтические поиски этого периода отразила дебютная книга стихов « Камень ». Находится в центре поэтической жизни, регулярно публично читает стихи, бывает в «Бродячей собаке» , знакомится с футуризмом , сближается с Бенедиктом Лившицем .
В 1915 году знакомится с Анастасией и Мариной Цветаевыми. В 1916 году в жизнь О. Э. Мандельштама входит Марина Цветаева.
После Октябрьской революции работает в газетах, в Наркомпросе , ездит по стране, публикуется в газетах, выступает со стихами, обретает успех. В 1919 году в Киеве знакомится с будущей женой, Надеждой Яковлевной Хазиной .
Стихи времени Первой мировой войны и революции ( 1916 — 1920 ) составили вторую книгу «Tristia» («Скорбные элегии», заглавие восходит к Овидию ), вышедшую в 1922 году в Берлине. В 1922 же году регистрирует брак с Надеждой Яковлевной Хазиной. В этот же период знакомится с Борисом Пастернаком.
В 1923 выходит «Вторая книга» и с общим посвящением «Н. Х.» — жене.
В гражданскую войну скитается с женой по России, Украине, Грузии.
С мая 1925 по октябрь 1930 годов наступает пауза в поэтическом творчестве. На жизнь зарабатывает стихотворными переводами.
В 1928 году печатается последний прижизненный поэтический сборник «Стихотворения», а также книга его избранных статей «О поэзии».
В 1930 году заканчивает работу над «Четвёртой прозой». Н. Бухарин хлопочет о командировке Мандельштама в Армению. После путешествия на Кавказ (Армения, Сухум, Тифлис) Осип Мандельштам возвращается к написанию стихов.
Поэтический дар Мандельштама достигает расцвета, однако он почти нигде не печатается. Заступничество Б. Пастернака и Н. Бухарина дарит поэту небольшие житейские передышки.
Самостоятельно изучает итальянский язык, читает в подлиннике «Божественную комедию» . Программное поэтологическое эссе «Разговор о Данте » пишется в 1933 году . Мандельштам обсуждает его с А. Белым .
В «Литературной газете» , «Правде» , «Звезде» выходят разгромные статьи в связи с публикацией мандельштамовского «Путешествия в Армению» («Звезда», 1933, № 5).
В ноябре 1933 года Осип Мандельштам пишет антисталинскую эпиграмму «Мы живём, под собою не чуя страны…», которую читает полутора десяткам человек.
Б. Л. Пастернак этот поступок называл самоубийством. Кто-то из слушателей доносит на Мандельштама. Начинается следствие по делу. В ночь с 13 на 14 мая 1934 года Мандельштама арестовывают и отправляют в ссылку в Чердынь (Пермский край). Осипа Мандельштама сопровождает жена, Надежда Яковлевна .
В Чердыни О. Э. Мандельштам совершает попытку самоубийства (выбрасывается из окна). Надежда Яковлевна Мандельштам пишет во все советские инстанции и ко всем знакомым. При содействии Николая Бухарина Мандельштаму разрешают самостоятельно выбрать место для поселения. Мандельштамы выбирают Воронеж .
Живут в нищете, изредка им помогают деньгами немногие неотступившиеся друзья. Время от времени О. Э. Мандельштам подрабатывает в местной газете, в театре. В гостях у них бывают близкие люди, мать Надежды Яковлевны, артист В. Н. Яхонтов , Анна Ахматова .
Воронежский цикл стихотворений Мандельштама (т. н. «Воронежские тетради») считается вершиной его поэтического творчества.
В мае 1937 года заканчивается срок ссылки и поэт неожиданно получает разрешение выехать из Воронежа. Они с женой возвращаются ненадолго в Москву.
В начале марта 1938 года супруги Мандельштам переезжают в профсоюзную здравницу Саматиха. Там же в ночь с 1 на 2 мая 1938 года Осип Эмильевич был арестован вторично и доставлен на железнодорожную станцию Черусти, которая находилась в 25 километрах от Саматихи. После чего был по этапу отправлен в лагерь на Дальний Восток.
Осип Мандельштам скончался 27 декабря 1938 года от тифа в пересыльном лагере Владперпункт ( Владивосток ). Тело Мандельштама «до весны вместе с другими усопшими лежало непогребенным. Затем весь «зимний штабель» был захоронен в братской могиле. Местонахождение могилы поэта до сих пор неизвестно.
2. Анализ стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков. »
За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей,
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей.
Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
Ни кровавых кровей в колесе,
Чтоб сияли всю ночь голубые песцы
Мне в своей первобытной красе,
Уведи меня в ночь, где течет Енисей
И сосна до звезды достает,
Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьет.
Вопросы на выявление общего представления о стихотворении в целом.
- Какие чувства вызвало стихотворение? О чём оно?
- Какая строчка в стихотворении является главной?
Вопросы для анализа стихотворения в группе.
- Как вы понимаете образ век-волкодав ? Что чувствует лирический герой?
- К кому в стихотворении обращается лирический герой? Что противопоставляется в стихотворении жизни людей?
- В чём особенности композиции стихотворения? К какому композиционному приёму прибегает поэт, чтобы усилить звучание последней строчки?
- Что вы можете добавить после анализа стихотворения к пониманию главной его мысли?
1. Какие чувства вызвало стихотворение? О чём оно?
Очень тяжёлые чувства — подавленности, безысходности. Трус, хлипкая грязца, кровавые крови в колесе — это приметы тридцатых годов. Это стихотворение о веке — волкодаве.
2. Какая строчка в стихотворении является главной?
Последняя строчка в стихотворении является главной: И меня только равный убьёт.
3. Как вы понимаете образ век-волкодав ? Что чувствует лирический герой?
Век — волкодав явно враждебен поэту. Стихотворение начинается с прямых признаний лирического героя в своём одиночестве. Он один на фоне покорного и молчащего народа. Поэт выразил правду массового существования. Ведь если век — волкодав , то тот, кому он кидается на плечи , — уже не человек, а волк. Для лирического героя утрата права быть человеком страшнее гибели. Он никогда ни при каких условиях не откажется от этого права: не волк я по крови своей .
4. К кому в стихотворении обращается лирический герой? Что противопоставляется в стихотворении жизни людей?
Вторая строфа превратилась в развёрнутую метафору. Герой обращается к веку, к собственной судьбе. К создателю? Выходом из столкновения с волкодавом становится уход в ночь, где течёт Енисей. В данном контексте ночь выступает как спасительное начало. Сибирские степи превращаются в жаркую шубу, а затеряться в них означает уподобиться шапке, запихнутой в рукав. Здесь уход в ночь — обретение незаметности, защищённости, тепла, хотя гибельный смысл самого ухода всё равно присутствует как фон.
Мотивы ночи и степи создают образ страны, сияющей голубыми песцами, с её первобытной красой , медленным Енисеем и сосной, которая до звезды достаёт . Здесь очевидна отсылка к двум лермонтовским мотивам — ночной, звёздной гармонии («Выхожу один я на дорогу. «) и спящей под снегом севера одинокой сосны («На севере диком стоит одиноко. «).
Но если у Лермонтова возникала коллизия жизни-сна, жизни-забытья, противостоящей холодному сну могилы, то в стихах Мандельштама лермонтовские реминисценции создавали образ некоей глубинной, непроявленной жизни, метафорическим выражением которой становились текущая подо льдом река, хранимое под снегом тепло и неостановимый рост дерева зимой. Эта жизнь выступает как противовес хлипкой грязце и кровавым костям в колесе.
5. В чём особенности композиции стихотворения? К какому композиционному приёму прибегает поэт, чтобы усилить звучание последней строчки?
Повтор во II и IV строфах:
Но не волк я по крови своей…
Потому что не волк я по крови своей…
6. Что вы можете добавить после анализа стихотворения к пониманию главной его мысли?
Лирический герой з а гремучую доблесть грядущих веков,// За высокое племя людей отдаёт благополучие, радость, честь. Но он не станет одним из волков, и веку-волкодаву его не убить. Его миссия как поэта — прорвать своим голосом оцепенение эпохи. Творческому дару поэта равновелика только сама природа: И меня только равный убьёт.
- Заключительное слово учителя.
Творческое наследие Осипа Мандельштама составляет неоценимый вклад в развитие русской поэзии.
«Ведь поэзия есть сознание своей правоты. Горе тому, кто утратил это сознание. Он явно потерял точку опоры» О. Мандельштам. О собеседнике, 1913.
Учащиеся читают стихотворения О. Мандельштама 30-х годов. Учат наизусть одно их стихотворений на выбор.
Источник
Изучение поэзии Осипа Мандельштама. Урок II. Поэт и век. «За гремучую доблесть грядущих веков. «
1922 — 1938 годы.
«За гремучую доблесть грядущих веков. » 1931, 1935.
Биографические сведения.
Вступительное слово учителя.
Мандельштам покидает Ленинград в 1931 году. Его московский период продлится три года — до 1934 и будет одним из самых интенсивных в творчестве поэта. Именно в 30-е годы Мандельштам начинает трагически сознавать себя как человек, живущий в мире, где нет ни Бога, ни вечности, ни смысла существования — ничего. Звонкая пустота.
Вызов властителю с «жирными пальцами» брошен Мандельштамом и в его знаменитом стихотворении «Мы живем, под собою не чуя страны. » (1933). Помимо первой строчки, гениально воплотившей мысль об отчужденности человека от человека и от своей страны, стихотворение, быть может, и уступает вершинам творчества Мандельштама. Но эта карикатура, эта злая эпиграмма — акт гражданского мужества и, естественно, приговор, подписанный поэтом самому себе. 13 мая 1934 года Мандельштам был арестован и сослан в Чердынь, где была попытка самоубийства. Чердынь было разрешено заменить на Воронеж. Невиданный творческий взлет 1935 года воплотился в создании Воронежских тетрадей.
Лишив меня морей, разбега и разлета
И дав ноге упор насильственной земли,
Чего добились вы? Блестящего расчета —
Губ шевелящихся отнять вы не могли.
Превозмогая горечь одиночества и отверженности, Мандельштам достигает удивительной полноты, цельности видения мира, органической сопричастности всему, что происходит вокруг, высочайшей степени свободы. Окончательная редакция стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков. » не сразу далась Мандельштаму. Он работал над ним в марте 1931 и в конце 1935 г. Анна Ахматова свидетельствовала, как в 1933 году он сказал ей: «Стихи сейчас должны быть гражданскими».
Анализ стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков. «
За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей,
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей.
Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
Ни кровавых кровей в колесе,
Чтоб сияли всю ночь голубые песцы
Мне в своей первобытной красе,
Уведи меня в ночь, где течет Енисей
И сосна до звезды достает,
Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьет.
Вопросы на выявление общего представления о стихотворении в целом.
Фронтальная работа.
- Какие чувства вызвало стихотворение? О чём оно?
- Какая строчка в стихотворении является главной?
Вопросы для анализа стихотворения в группе.
- Как вы понимаете образ век-волкодав? Что чувствует лирический герой?
- К кому в стихотворении обращается лирический герой? Что противопоставляется в стихотворении жизни людей?
- В чём особенности композиции стихотворения? К какому композиционному приёму прибегает поэт, чтобы усилить звучание последней строчки?
- Что вы можете добавить после анализа стихотворения к пониманию главной его мысли?
Предполагаемые ответы.
1. Какие чувства вызвало стихотворение? О чём оно?
Очень тяжёлые чувства — подавленности, безысходности. Трус, хлипкая грязца, кровавые крови в колесе — это приметы тридцатых годов. Это стихотворение о веке — волкодаве.
2. Какая строчка в стихотворении является главной?
Последняя строчка в стихотворении является главной: И меня только равный убьёт.
3. Как вы понимаете образ век-волкодав? Что чувствует лирический герой?
Век — волкодав явно враждебен поэту. Стихотворение начинается с прямых признаний лирического героя в своём одиночестве. Он один на фоне покорного и молчащего народа. Поэт выразил правду массового существования. Ведь если век — волкодав, то тот, кому он кидается на плечи, — уже не человек, а волк. Для лирического героя утрата права быть человеком страшнее гибели. Он никогда ни при каких условиях не откажется от этого права: не волк я по крови своей.
4. К кому в стихотворении обращается лирический герой? Что противопоставляется в стихотворении жизни людей?
Вторая строфа превратилась в развёрнутую метафору. Герой обращается к веку, к собственной судьбе. К создателю? Выходом из столкновения с волкодавом становится уход в ночь, где течёт Енисей. В данном контексте ночь выступает как спасительное начало. Сибирские степи превращаютсяв жаркую шубу, а затеряться в них означает уподобиться шапке, запихнутой в рукав. Здесь уход в ночь — обретение незаметности, защищённости, тепла, хотя гибельный смысл самого ухода всё равно присутствует как фон.
Мотивы ночи и степи создают образ страны, сияющей голубыми песцами, с её первобытной красой, медленным Енисеем и сосной, которая до звезды достаёт. Здесь очевидна отсылка к двум лермонтовским мотивам — ночной, звёздной гармонии («Выхожу один я на дорогу. «) и спящей под снегом севера одинокой сосны («На севере диком стоит одиноко. «).
Но если у Лермонтова возникала коллизия жизни-сна, жизни-забытья, противостоящей холодному сну могилы, то в стихах Мандельштама лермонтовские реминисценции создавали образ некоей глубинной, непроявленной жизни, метафорическим выражением которой становились текущая подо льдом река, хранимое под снегом тепло и неостановимый рост дерева зимой. Эта жизнь выступает как противовес хлипкой грязце и кровавым костям в колесе.
5. В чём особенности композиции стихотворения? К какому композиционному приёму прибегает поэт, чтобы усилить звучание последней строчки?
Повтор во II и IV строфах:
Но не волк я по крови своей…
Потому что не волк я по крови своей…
6. Что вы можете добавить после анализа стихотворения к пониманию главной его мысли?
Лирический герой за гремучую доблесть грядущих веков,// За высокое племя людей отдаёт благополучие, радость, честь. Но он не станет одним из волков, и веку-волкодаву его не убить. Его миссия как поэта — прорвать своим голосом оцепенение эпохи. Творческому дару поэта равновелика только сама природа: И меня только равный убьёт.
Биографические сведения.
Заключительное слово учителя.
В мае 1937 — поэт возвращается из ссылки с запрещением жить в Москве; 2 мая 1938 года — арестован в санатории в Саматихе; приговорён к пяти годам лагерей за контрреволюционную деятельность; смерть наступила в пересыльном лагере 27 декабря 1938 года. Из опубликованных сведений о последних днях Мандельштама наиболее достоверным представляется свидетельство сокамерника поэта Ю. И. Моисеенко, опубликованное Э. Поляновским в очерке «Смерть Осипа Мандельштама» («Известия», 30.05.92). Бесхитростный рассказ человека, весьма далекого от поэзии, вряд ли осознающего величие того, о ком он рассказывает, потрясает своей трагической простотой.
Домашнее задание: Учащиеся читают стихи 30-х годов. Выполняют письменно задания С3, С4. Учат наизусть одно стихотворение.
Примеры домашних работ:
В каких образах стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков. » воплощено представление лирического героя о его времени?
Центральный образ стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков. » — это образ века-волкодава. Такая метафора создаётся на сравнении людей, живущих в данную эпоху, с волками. Лирический герой не принадлежит к этой стае и говорит, что лучше он уедет в Сибирь («Уведи меня в ночь, где течёт Енисей. «), чтобы спастись от проявлений своего страшного века («не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы, ни кровавых костей в колесе. «). По мнению героя, три самых главных болезни его века — это трусость, малодушие, жестокость. Сибирь же представляется ему желанным укрытием, он идеализирует её, используя гиперболу: «где сосна до звезды достаёт». Он верит, что век-волкодав его не сломит, его человеческому достоинству равна только могущественная природа, «где течёт Енисей». Но в стихотворении звучит трагическая нота: «уведи меня в ночь». Образ ночи — это неестественный образ жизни для человека.
Мелехина Ольга. 11Я.
В каких стихотворениях русских поэтов звучит тема назначения поэта и поэзии, и чем они близки стихотворению О.Э.Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков. «?
Тема поэта и поэзии волнует любого пишущего стихи, она поднимается во многих стихотворениях русских поэтов. Одно из самых известных — «Пророк» М.Ю.Лермонтова. Между двумя стихотворениями можно провести несколько параллелей. Во-первых, в обоих герой противопоставляет себя толпе: пророк видит в людях проявление злобы и упрёка, герой Мандельштама — трусость и жестокость. Толпа не понимает и не принимает пророка, поэтому он отрекается от общества и уходит в пустыню. Герой Мандельштама отказывается быть в «волчьей стае» века-волкодава, поэтому он хочет укрыться в Сибири. Второй важный момент — божественность творческой силы пророка Лермонтова и лирического героя Мандельштама: «вечный судия дал всеведенье пророка», «не волк я по крови своей, и меня только равный убьёт».
Источник