Как вы думаете какое чувство испытывала выскочка когда осталась без хвоста

Содержание
  1. Выскочка М. М. Пришвин стр. 95
  2. 1. Почему Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»? Объясни.
  3. 2. Как автор описывает Вьюшку, её поведение и повадки? Как у собаки появилась такая кличка?
  4. 3. Что произошло с Вьюшкой? Как она проявила себя в ситуации с сорокой?
  5. 4. Что ты узнал о Выскочке? Какое чувство вызвала у тебя сорока? Случайно ли писатель так назвал её?
  6. 5. На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке? Какой момент в рассказе самый напряжённый? Почему ты так считаешь?
  7. 6. Как рассказчик относится к Вьюшке и Выскочке: с любовью, юмором, насмешкой, нежностью, состраданием? Объясни.
  8. 7. Почему история, которую рассказал Пришвин, закончилась таким образом? Придумай другой конец. Запиши план рассказа в «Рабочую тетрадь».
  9. Главная мысль рассказа М. Пришвина «Выскочка».
  10. Краткое содержание.
  11. Главные герои рассказа «Выскочка».
  12. Главная мысль рассказа «Выскочка».
  13. Пословицы для рассказа.
  14. Литературное чтение. 4 класс

Выскочка М. М. Пришвин стр. 95

1. Почему Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»? Объясни.

Михаил Михайлович озаглавил своё произведение именем одного из главных героев – сороки.

Именно её образ является наиболее важным в рассказе, лежит в основе его идеи.

Поведение сороки закончилось для неё плачевно, а для читателя стало уроком.

Ведь для того, чтоб чего-то добиться в коллективе, важно прислушиваться к нему.

Нужно уметь правильно рассчитывать свои силы и умения, а не действовать «сломя голову».

Неоправданная самоуверенность, самолюбие закончились для птицы позором.

И такое бывает не только в животном мире.

Много людей среди нас, которые пытаются показать себя выше, чем есть на самом деле.

Но, как правило, этого сделать не удаётся.

2. Как автор описывает Вьюшку, её поведение и повадки? Как у собаки появилась такая кличка?

Собачка – позитивный герой произведения. Её порода – лайка.

Эта охотничья собака была умной, шустрой, верной.

Ей с лёгкостью доверяли роль сторожа.

Автор описывает её с весёлым нравом и с забавной внешностью.

Он любит своего питомца и гордится им.

Происхождение клички у этой чудесной собачки следующее: нашли её на берегу Бии (река) и назвали в честь этого места, затем ласково начали обращаться Бьюшка, что вскоре переросло во Вьюшка.

3. Что произошло с Вьюшкой? Как она проявила себя в ситуации с сорокой?

Внимание собаки отвлекли птицы — воришки, и одна из них украла косточку Вьюшки.

Среди стаи одна птица была самой высокомерной и решила, не слушая других, схватить ещё одну наживу.

Но умная собачка разгадала её план и не успела птица взлететь, как осталась без хвоста.

С этого следует, что Вьюшка себя проявила, как мудрая, предусмотрительная, шустрая собака.

Она не терпела нахальства, несправедливости и быстро «разбиралась» со своими обидчиками.

4. Что ты узнал о Выскочке? Какое чувство вызвала у тебя сорока? Случайно ли писатель так назвал её?

Главная отрицательная героиня данного произведения отличалась от своей стаи.

Она была норовистой, высокомерной, амбициозной, думала, что хитрее других, не умела действовать в команде.

У неё отсутствовала самокритика и чувство меры.

Птица вызывает насмешку, иронию, неуважение к излишней самонадеянности и глупости.

Такие черты обернулись для героини позором.

Именно поэтому Михаил Михайлович дал ей такую кличку.

Надеюсь, это стало для сороки хорошим уроком и она в дальнейшем научится действовать сообща, прислушиваться к другим и правильно оценивать свои силы.

Эта ситуация — наглядный пример того, как бывает и в мире людей.

Поэтому каждый читатель должен извлечь с этого произведения мораль и не быть выскочкой.

Ведь такие люди не смогут добиться жизненных высот и постоянно будут объектом неуважения.

5. На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке? Какой момент в рассказе самый напряжённый? Почему ты так считаешь?

Сорока хотела украсть вторую кость, оказавшись самой хитрой и шустрой.

Но ей это не удалось.

Неумение действовать в команде обернулось птице болью и разочарованием.

Ведь собака оказалась умнее и притворилась, что не замечает норовистую воришку – это и есть, на мой взгляд, самый напряжённый момент.

Именно в эти минуты появляется непреодолимое желание узнать, что будет дальше, какой исход ждёт эту историю.

А закончилось всё так, как должно быть – сорока получила по заслугам: схватила добычу (опять же это было напряжённое действие) и… не успела взлететь.

В итоге птица обрела не кость, а позор и лишилась хвоста.

6. Как рассказчик относится к Вьюшке и Выскочке: с любовью, юмором, насмешкой, нежностью, состраданием? Объясни.

К своей верной собаке автор относится с нежностью, теплом, любовью, состраданием из-за того, что у неё унесли заслуженную кость.

Читайте также:  Привет друг мой как настроение

Он восхищается Вьюшкой, как верной, умной, надёжной.

Ведь ей всегда можно было довериться и спокойно оставить охранять дом.

А с сороки рассказчик насмехается, относится к ней с юмором.

Ведь она из-за своего скверного характера сама же сделала себе беду.

Возможно, у него есть и сострадание к птице, ведь та осталась неполноценным созданием, но это произошло заслуженно.

7. Почему история, которую рассказал Пришвин, закончилась таким образом? Придумай другой конец. Запиши план рассказа в «Рабочую тетрадь».

С готовой историей с другим концом о выскочке — сороке можно ознакомится в готовых ответах к рабочей тетради по ссылке.

Источник

Главная мысль рассказа М. Пришвина «Выскочка».

Русский писатель Михаил Пришвин написал много замечательных рассказов о животных. Одним из таких рассказов является «Выскочка».

Краткое содержание.

Жила у нас собака по имени Бия. Имя такое ей дали в честь сибирской реки Бии. Но называть её стали Бьюшка, а потом эта Бьюшка превратилась во Вьюшку.

Собака всем нравилась. Она была очень симпатичной.

На обед ей дали две косточки. Но тут как тут рядом поспели сороки, штук семь. Они воровали косточки у собаки. Одна сорока подскочила к Вьюшке с одной стороны, а другая — с другой стороны схватила косточку и унесла её.

Не долго думая, сороки решили украсть и вторую кость.

Сороки действовали всегда сообща. Но в их сорочьей семье была одна сорока, Выскочка, «с заскоком и с пыльцой в голове». Выскочка решила, что одна сможет украсть косточку и направилась прямо к Вьюшке, не слушая предупреждения других сорок. Но Вьюшка схватила наглую сороку за хвост. Сорочий хвост остался у собаки в зубах. А Выскочка улетела без хвоста и без косточки.

Теперь Выскочка была посмешищем в своем сорочьем семействе.

Главные герои рассказа «Выскочка».

Вьюшка — охотничья собака. Веселая и всем нравилась. Хороший сторож. «Ушка как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие».

Выскочка — глупая сорока » с заскоком и с пыльцой в голове». Осталась без хвоста.

Главная мысль рассказа «Выскочка».

Главная мысль рассказа заключается в том, чтобы достичь какой-либо цели нужно действовать сообща и вместе. Если в коллективной работе, ты начинаешь делать все сам и не слушать других, то у тебя ничего не получится и к тому же потеряешь уважение других.

Выскочка посчитала, что она справится сама, а в итоге не только потерпела неудачу, но и осталась без косточки и без хвоста, а самое главное, без уважения сорок.

Пословицы для рассказа.

В семье не без урода.

Голова без ума, что фонарь без свечи.

Источник

Литературное чтение. 4 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс

Урок 45. М.М. Пришвин «Выскочка»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали, героев.

Глоссарий по теме:

Выскочка – человек, вмешивающийся первым раньше других во что-нибудь, чтобы заслужить одобрение, выслужиться перед кем-то. Человек, не по праву занявший какую-то должность, общественное положение.

Выводок — птенцы или детеныши млекопитающих, ещё живущие с матерью.

Улучила – нашла подходящее время (С.И. Ожегов)

Поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая (В Даль)

С заскоком и пыльцой в голове – глупая

срам –стыд, позор;

бдительность — внимательность, настороженность, наблюдательность, зоркость, чуткость.

Обязательная и дополнительная литература:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 66-71
  2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

Основное содержание урока

О природе писали многие писатели – натуралисты: Д.С. Мамин – Сибиряк, Е. Чарушин, В. Астафьев, А. Куприн. Среди них М. М. Пришвин- известный русский писатель – натуралист.

Давайте вспомним, какие произведения Пришвина вы читали ил знаете?

Михаил Михайлович Пришвин написал:

Читайте также:  Кольцо для снятия стресса

«Недосмотренные грибы», «Деревья в лесу», «Ребята и утята», «Золотой луг», «Лесная капель».

Пришвин был влюблен в свою Родину, в ее красоту, в леса и поля, реки и озера, в ее птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

Михаил Пришвин писал:

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

-Как вы понимаете эти значение этих слов?

Это значит, что человек любит и заботится о себе и своей Родине.

— Прочитайте название произведения, которое мы будем сегодня читать

Писатель дал своему рассказу название «Выскочка».

— А как вы думаете, кого называют «выскочкой»?

Выскочка — это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание.

— Обратимся к толковому словарю Ожегова.

Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам.

Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ с таким названием?

Свои предположения мы проверим, прочитав рассказ.

Сейчас мы прочитаем и выясним, кто же герои рассказа.

Но перед чтением проведём словарно — лексическую работу.

Вам встретятся такие слова:

полено – кусок распиленного бревна для растопки;

выводок – птенцы или детеныши млекопитающих, еще живущие с матерью;

срам –стыд, позор;

бдительность –внимательность, настороженность, наблюдательность, зоркость, чуткость.

Улучила – нашла подходящее время (С.И. Ожегов)

Поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая (В.Даль)

Чтение текста «Выскочка»

Наша охотничья собака, лайка, приехала к нам с берегов Бии, и в честь этой сибирской реки так и назвали мы ее Бией. Но скоро эта Бия почему-то у нас превратилась в Биюшку, Биюшку все стали называть Вьюшкой.

Мы с ней мало охотились, но она прекрасно служила у нас сторожем. Уйдешь на охоту, и будь уверен: Вьюшка не пустит чужого.

Веселая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. Достались ей от обеда две косточки. Получая подарок, Вьюшка развернула колечко своего хвоста и опустила его вниз поленом. Это у нее означало тревогу и начало бдительности, необходимой для защиты, — известно, что в природе на кости есть много охотников. С опущенным хвостом Вьюшка вышла на траву-мураву и занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой.

Кто является героем рассказа?

( Героем рассказа является собака Вьюшка)

— Какой породы была Вьюшка?

(Вьюшка была охотничьей собакой)

— Почему собаку назвали Вьюшкой? Проследите, как менялась кличка собаки.

Бия — Бьюшка – Вьюшка.

— Как вы думаете, почему?

( Вьюшку все любят)

-Какое отношение автора к собаке?

(с любовью, нежностью, обращается ласково).

— Как можно озаглавить эту часть?

Вьюшка получила подарок.

— Как можно было узнать, что она проявляет встревоженность, бдительность?

«..Вьюшка развернула колечко своего хвоста и опустила его вниз поленом – это означало тревогу и начало бдительности…»

— Как могут дальше развиваться события?

Продолжаем чтение текста.

Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! — и к самому носу собаки. Когда же Вьюшка повернула голову к одной — хвать! Другая сорока с другой стороны хвать! — и унесла косточку.

Дело было поздней осенью, и сороки вывода этого лета были совсем взрослые. Держались они тут всем выводком, в семь штук, и от своих родителей постигли все тайны воровства. Очень быстро они оклевали украденную косточку и, недолго думая, собирались отнять у собаки вторую.

Говорят, что в семье не без урода, то же оказалось и в сорочьей семье. Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове. Вот сейчас тоже было: все шесть сорок повели правильное наступление, большим полукругом, поглядывая друг на друга, и только одна Выскочка поскакала дуром.

— Тра-та-та-та-та! — застрекотали все сороки.

Это у них значило:

— Скачи назад, скачи как надо, как всему сорочьему обществу надо!

— Тра-ля-ля-ля-ля! — ответила Выскочка.

Это у нее значило:

— Скачите как надо, а я — как мне самой хочется.

Так за свой страх и риск Выскочка подскакала к самой Вьюшке в том расчете, что Вьюшка, глупая, бросится на нее, выбросит кость, она же изловчится и кость унесет.

Вьюшка, однако, замысел Выскочки хорошо поняла и не только не бросилась на нее, но, заметив Выскочку косым глазом, освободила кость и поглядела в противоположную сторону, где правильным полукругом, как бы нехотя — скок и подумают — наступали шесть умных сорок.

Читайте также:  Эмоциональная гигиена ее принципы

— Как сорокам удалось украсть косточку?

(хитростью: одна отвлекала, другая украла).

— Почему автор назвал сороку Выскочкой?

(Сорока была не такая как все, она лезла вперед других сорок).

— Как вы думаете, почему она так поступила?

(хотела показать себя храброй).

«…Говорят, что в семье не без урода ..» — так Пришвин назвал сороку.

— Как вы понимаете это выражение.

— Почему автор выбрал именно эти слова?

(Они помогают показать характер героев).

Отношение автора к Выскочке, по-вашему мнению, каково?

(Добродушно-насмешливое. Автор улыбается, посмеивается над Выскочкой с мягкой иронией).

Такие произведения называются юмористическими.

Как можно озаглавить вторую часть?

Чтение текста до конца.

Вот это мгновение, когда Вьюшка отвернула голову, Выскочка улучила для своего нападения. Она схватила кость и даже успела повернуться в другую сторону, успела ударить по земле крыльями, поднять пыль из-под травы-муравы. И только бы еще одно мгновение, чтобы подняться на воздух, только бы одно мгновеньишко! Вот только, только бы подняться сороке, как Вьюшка схватила её за хвост и кость выпала…

Выскочка вырвалась, но весь радужный длинный сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах и торчал из пасти ее длинным острым кинжалом

Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц, если ей оборвать хвост.

Бывает, деревенские озорные мальчишки поймают слепня, воткнут ему в зад длинную соломинку и пустят эту крупную сильную муху лететь с таким длинным хвостом, — гадость ужасная! Ну, так вот, это муха с хвостом, а тут — сорока без хвоста; кто удивился мухе с хвостом, еще больше удивится сороке без хвоста. Ничего сорочьего не остается тогда в этой птице, и ни за что в ней не узнаешь не только сороку, а и какую-нибудь птицу: это просто шарик пестрый с головкой.

Бесхвостая Выскочка села на ближайшее дерево, все другие шесть сорок прилетели к ней. И было видно по всему сорочьему стрекотанию, по всей суете, что нет в сорочьем быту большего сраму, как лишиться сороке хвоста.

— Какой момент в рассказе самый напряженный? (кульминация сюжета)

(Когда Выскочка схватила кость и попыталась улететь)

— К какому жанру литературы отнесём это произведение?

(По жанру это произведение относится к рассказу.)

Давайте вспомним , что рассказ – это небольшое произведение художественной литературы об одном или нескольких событиях из жизни героя. У рассказа всегда есть автор.

— Какие особенности жанра вы выделите?

(описываются реальные события из жизни героев)

— А к какому стилю рассказа отнесем рассказ: к художественному или научно – познавательному?

(когда автор передает свои мысли, чувства, переживания – это художественный тип текста.

А когда сообщают точные сведения, информацию – это научный тип текста.

В этом рассказе автор показывает свои чувства, отношение к главным героям. Он пишет про Вьюшку с любовью, юмором, так как она прекрасно служила сторожем, была весёлой и всем нравилась. К Выскочке он относится насмешкой и состраданием.

«Говорят, что в семье не без урода». Потерявшей хвост сороке рассказчик сострадает: «Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц. Ничего сорочьего не остается тогда в ней, и не за что в ней не узнаешь какую-нибудь птицу: это просто шарик пестрый с головкой».

— Почему произведение называется «Выскочка»?

(так зовут главную героиню).

Заглавием является имя героя.

— Как вы думаете, почему она так поступила?

(хотела показать себя храброй).

Как можем озаглавить третью часть?

3.Выскочка осталась без хвоста.

Типовое тренировочное задание

Распределите слова и словосочетания по колонкам.

Веселая; ушки как рожки; хвостик колечком; зубки беленькие; не такая как все; «не то

чтобы совсем глупенькая, но с заскоком. »; пёстрая; проворная.

Правильный вариант ответа:

ушки как рожки; хвостик колечком; зубки беленькие

не такая как все;

«не то чтобы совсем глупенькая, но с заскоком. »;

Подсказка: вспомните, как описывает автор героев рассказа.

Типовое контрольное задание

Напечатайте пословицу, которая показывает главную мысль рассказа.

  • «Поспешишь – людей насмешишь».
  • «Богатством ума не купишь».
  • «Один якал, якал, да и заплакал»

Источник

Оцените статью