Работа «Проект урока ОРКСЭ по теме «Нравственный выбор»». Автор: Беспалова Светлана Владимировна
Тема: «Нравственный выбор»
Цель: Формирование мотивации к осознанному нравственному выбору.
Личностные – развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
– развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы; формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
Предметные – уточнить смысл понятий «выбор» и «нравственный выбор», формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
Оборудование : Компьютер, проектор. Тексты произведений: «Трудно быть человеком» В. А. Сухомлинский, притча о добре и зле. Карточки с заданиями, плакат «Дерево человеческих качеств».
Виды деятельности : беседа, приёмы: «Кластер», «Чтение с остановками», « Синквейн », обсуждение прочитанного, работа в группах, самостоятельная работа.
Основные понятия : Нравственный выбор.
1 . Организационный момент .
Пусть этот день несет нам
Радость общения,
Наполнит сердце
Благородными чувствами.
2. Актуализация знаний и умений.
Проверка домашнего задания.
-Объясните смысл следующего изречения: «Каков человек внутри себя, так он и судит обо всём внешнем».
— Как вы понимаете, что такое убеждения человека и зачем они ему нужны.
-Вспомните историю Сократа: он поступил в соответствии со своими убеждениями. Как вы считаете, сколько раз у него была возможность изменить свою судьбу?
3.Работа с притчей. ( Слайд 4)
Притча о добре и зле.
Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.
– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
— Как вы понимаете слова старого индейца? Как поняли смысл притчи?
II. Стадия осмысления.
1. Приём «Корзина идей» (Слайд 5)
-Древние философы считали, что на добродетелях основываются лучшие нравственные качества человека. Какие нравственные качества вы считаете лучшими?
— Сформулируйте тему урока, основываясь на выполнении предыдущего задания. (Дети формулируют тему) (Слайды 6,7)
-Сегодня мы поговорим о нравственных качествах и нравственном выборе, который совершает человек. Когда человек взрослеет, он совершает одно из величайших открытий: открывает самого себя. Открытие самого себя – самое прекрасное, что может испытать человек. Но что значит открыть себя? В этих поисках каждый человек может раскрыть свои возможности. Определить свой жизненный путь, научиться управлять своей жизнью.
-Какие вопросы по теме урока возникли у вас после прослушивания информации?
-Для чего нужно управлять своей жизнью?
-Как научиться управлять своей жизнью?
-Чем измеряется жизнь? (Слайд 8)
-На эти вопросы мы постараемся ответить в ходе урока.
3. Приём «Кластер»
— Прочитайте текст в учебнике. Работая в группе, составьте кластер по полученной информации.
-В своей жизни человек не раз сталкивается с трудностями, которые ему приходится преодолевать. Эти трудности часто связаны с отношениями между людьми, с поступками. Совершая тот или иной поступок в различных жизненных ситуациях, человек делает нравственный выбор . Этот выбор зависит от его убеждений и иногда может противоречить предписанным правилам. (Слайд 9)
-В каких ситуациях выбор может противоречить предписанным правилам? (Ответы детей.)
4.Чтение рассказа В.А.Сухомлинского «Трудно быть человеком ».
Приём « Чтение с остановками». (Приложение 1)
— Как вы думаете, какие чувства испытала женщина, когда ребята вернулись поблагодарить её?
— Можно ли сказать, что поступок Марины — результат нравственного выбора? Почему? А поступок Романа?
— Объясните, почему для Романа «быть человеком» оказалось трудно. Как вы думаете, почему он всё-таки пошёл с ребятами назад?
-О чём говорит его поступок?
5 . Работа с учебником.
— Согласны ли вы с Игорем, который после этого урока подумал: «Ох, как же всё непросто с этой этикой! Ведь и Роман в рассказе руководствовался своими убеждениями. Может быть, всё дело в том, что они могут меняться? А иногда за убеждения могут выдаваться капризы, или равнодушие, или желание кому-то угодить, или отсутствие убеждений»?
-А как бы вы ответили на вопросы Игоря?
-Этика рассказывает о том, что у человека всегда есть возможность выбора. Но нравственный выбор сделать непросто, и он зависит от усилий души и разума, от убеждений человека. При этом очередная жизненная ситуация может оказаться непохожей на предыдущую, и снова придётся решать новую задачу.
-Что вы можете добавить в кластер? (Слайд 10)
6. Работа в группах.
— В русском языке много пословиц об отношениях между людьми. Соберите эти пословицы. (Слайды 11, 12)
( Карточки с заданиями. Приложение 2 )
-Какие пословицы и изречения мудрецов вы подготовили к уроку?
— Вернёмся к содержанию притчи о добре и зле. Какую сторону души вы хотели бы воспитать в себе?
— Какие качества личности вы хотели бы сформировать в себе?
— Чем измеряется жизнь? (Слайд 13)
-Представьте, что человек прожил долгую, но бесполезную жизнь – никому не помог, ничего хорошего не оставил после себя. Вот и выходит, что жизнь измеряется не прожитыми годами, а тем, какой ты след оставишь на земле.
Человек всегда может сделать выбор.
Выбор, направленный во благо другому – это и есть «нравственный выбор ».
2. Приём « Синквейн »
-Постарайтесь написать синквейн по теме нашего урока. (Слайд 14)
— Каждый человек постоянно стоит перед выбором. И этот выбор зависит от того, к чему он стремится.
3. Приём «Дерево человеческих качеств »
— Самостоятельно закончите предложения. После этого выберите главное и запишите на листочке соответствующего цвета. Синие листья – отрицательные качества, зелёные листья – положительные качества
— Как вы определили, что вам можно, а что нельзя? Кто или что помогает сделать выбор как поступить?
— Перед вами 2 дерева «Можно» «Нельзя» (на доске плакат с деревом без листьев). (Слайд 15)
— Давайте прикрепим к нему листья. (Листья двух цветов.. Синие листья – отрицательные качества, зелёные листья – положительные качества.)
— Желаю, чтобы дерево ваших человеческих качеств было только зелёным!
4. Домашнее задание на выбор: (Слайд 16)
— Перечитайте « Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». А. С. Пушкина.
— В каких ситуациях морального выбора оказалась Чернавка?
— Как могли развиваться события дальше? Подготовить инсценировку о том, что произошло, когда ребята вернулись в хутор.
Трудно быть человеком
Ребята возвращались из леса, где они провели целый день. Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился в долине, за несколько километров от села. Уставшие ребята едва дошли до хуторка. Они заглянули в крайний дом попросить воды. Из дома вышла женщина.
-Как вы думаете, дала ли женщина воды ?
Она достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в дом. Ребята напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись!
Когда они отошли на километр от хуторка, Марина вспомнила:
-Как вы думаете, о чём вспомнила Марина?
— А ведь мы не поблагодарили женщину за воду. — Её глаза стали тревожными.
Ребята остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить.
-Как поступят ребята, ведь они ушли далеко от хутора?
— Ну что же. — сказал Роман, — это небольшая беда. Женщина уже и забыла, наверное. Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?
— Стоит, — сказала Марина. — Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?
Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно.
— Вы как хотите, — сказала Марина, — а я вернусь и поблагодарю женщину.
— Почему? Ну скажи, почему это нужно обязательно сделать? — спросил Роман. — Ведь мы так устали.
-Что бы вы ответили Роману?
— Потому что мы люди.
Она повернулась и пошла к хуторку.
-Как поступят ребята?
За ней пошли все.
Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошёл вместе со всеми.
— Трудно быть человеком. — подумал он.
В. А. Сухомлинский
Час в добре пробудешь – то и пожнёшь
Кто живет в добре – век не забудется
Лихо помнится, а добро – себе добра не желать
Бедного обижать – кто добра не делает никому
Худо тому, все горе забудешь
Что посеешь, тот ходит в серебре
«Час в добре пробудешь – все горе забудешь»
«Кто живет в добре – тот ходит в серебре»
«Лихо помнится, а добро – век не забудется»
«Бедного обижать – себе добра не желать»
«Худо тому, кто добра не делает никому»
«Что посеешь, то и пожнёшь»
Преимущества нашего сервиса
1. По ФГОС
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
2. Быстро
Результаты участия в творческом конкурсе будут оглашены в течение 2 часов с подачи заявки.
3. Честно
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат..
Источник
Разработка урока ОРКСЭ
Разработка урока ОРКСЭ модуль Светская этика по учебнику Шемшурина А.А. и др. Вначале урока ребята (история Сократа) вспоминают пройденный ранее материал. Самостоятельно делают вывод о том, что человек в жизни часто совершает выбор6 каск поступисть, что сказать и т.д. На примере рассказа В.А.Сухомлинскгог дети знакомятся с понятием «нравственный выбор», раскрывают сущность этого понятия, анализируют свое поведение в жизни.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока ОРКСЭ»
МОУ «Липицкая средняя общеобразовательная школа»
ОРКСЭ Модуль Светская этика.
Урок в 4 классе
— Сегодня мы продолжим разговор о том, что человек в своей жизни совершает выбор. Наш разговор мне хотелось бы начать с таких строк:
II. Введение в тему урока.
Я знаю, что людей бессмертных нет,
И это всем известно и не ново,
Но мы живем, чтобы оставить след –
Дом иль тропинку, дерево иль слово.
— О каких следах здесь говорится?
— Каждый человек оставляет после себя след, совершает самый разные поступки, хорошие или плохие, приятные для окружающих или только для самого себя. За каждым поступком стоит выбор, поступить так или иначе. Как понять хорошие поступки ты совершаешь или нет, приносят ли твои поступки радость и удовлетворение окружающим или нет?
— Я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма «Цветик-семицветик» по одноименной сказке Катаева Валентина Петровича.
— Могла ли девочка поступить по-другому?
— Чем-то пожертвовала девочка для мальчика?
— Легко ли ей сделать этот выбор?
— На ваш взгляд это правильный выбор? Почему?
— Страницы истории очень богаты примерами, когда человек совершает поступок не для своего блага, а для блага других людей.
Слайд Вспомните историю Сократа: он поступил в соответствии со своими убеждениями. — Как вы считаете, сколько раз у него была возможность изменить свою судьбу? Была ли у него свобода выбора?
2 раза: – отказаться от своих убеждений, признать свою вину, разжалобить судей; — воспользоваться побегом, который приготовили ему друзья, но отказался, сказав, что бегство – бесчестный поступок
ВЫВОД — В своей жизни человек не раз сталкивается с трудностями, которые ему приходится преодолевать. Эти трудности часто связаны с отношениями между людьми, поступками. Совершая тот или иной поступок, человек делает нравственный выбор. Этот выбор зависит от его убеждений и иногда может противоречить предписанным правилам.
III. Работа по теме урока
— Работу по теме урока «Нравственный выбор» мы начнем с рассказа Василия Александровича Сухомлинского «Трудно быть человеком». (1, стр.53)
-Давайте прочитаем 1 абзац этого рассказа. (чит. ученик)
Работа с 1 отрывком текста.
— О чем эта история? (ребята возвращались из леса, очень устали, зашли на хуторок, который был недалеко от села, чтобы попросить воды)
— Как вы думаете, как ребята могли поступить дальше?
— Как бы поступили вы?
Работа со 2 отрывком.
— Давайте прочитаем текст дальше и узнаем, как же поступили дети. (чит. ученик до конца 54 с.)
— Назовите имена героев рассказа, чьи имена называет автор. (Марина, Роман — вывешиваю карточки с именами)
— Что забыли сделать ребята? (поблагодарить женщину)
— Что предложила (решила сделать) Марина? (вернуться и поблагодарить; «. а я вернусь и поблагодарю женщину…»)
— Что на это ответил ей Роман? («.. почему это нужно обязательно сделать?»)
— Как поступила Марина? (вернулась вместе со всеми ребятами)
Работа с 3 отрывком.
— Давайте прочитаем рассказ до конца и узнаем, чем же закончилась эта история. (чит. ученик 55 с.)
— Как поступил Роман? (подумав, тоже вернулся вместе со всеми)
— Подойдите к имени того героя, с чьим решением вы согласны. Почему, объясните свой выбор.
— Какой вывод для себя сделал Роман? ( трудно быть человеком)
— Объясните, как вы понимаете эти слова Романа?
— Ребята, посмотрите ведь предложение «Трудно быть человеком…» заканчивается «…». Как вы думаете, почему? (Роман еще думает о произошедшем, он еще не все для себя понял)
— Этика рассказывает о том, что у человека всегда есть возможность выбора. Но нравственный выбор сделать не просто, и он зависит от усилий души и разума, от убеждений человека. При этом очередная жизненная ситуация может оказаться непохожей на предыдущую, и снова придется решать новую задачу.
— Ребята сделали свой выбор и решили вернуться.
Работа в группах.
— Сейчас я предлагаю вам поработать в группах и ответить на вопросы (класс делится на группы с помощью приема «Лепесток»)
1 гр. Вопрос в конверте (синий)
Как вы думаете, какие чувства испытала женщина, когда ребята вернулись поблагодарить её?
2 гр. (зеленый) Можно ли сказать, что поступок Марины – результат нравственного выбора? Почему? А поступок Романа? (несмотря на усталость девочка не сомневаясь решила вернуться)
3 гр. (желтый) Объясните, почему для Романа «быть человеком» оказалось трудно. Почему Роман все-таки пошел с ребятами назад? О чем говорит его поступок?
(выслушиваются мнения групп, дополнения)
Представьте, что вы оказались в подобной ситуации. У вас нет возможности вернуться и поблагодарить человека. Как поступить?
Случалась ли в вашей жизни подобная ситуация?
Как сейчас можно это исправить?.
Герой нашего учебника, Игорь, подумал вот о чем:
«Как же все не просто с этой этикой! Ведь и Роман в рассказе руководствовался своими убеждениями. Может все дело в том, что убеждения могут меняться? А иногда за убеждения могут выдаваться капризы, или равнодушие, или желание кому-то угодить , или отсутствие убеждений»?
Согласны ли вы с Игорем, как бы вы ответили на эти вопросы Игоря? Я попрошу вас подумать над этими дома. Это будет вашим домашним заданием.
Наше занятие подходит концу.
— Сегодня на занятии я узнал и понял……………………………
(человек часто стоит перед выбором, как ему поступить)
— Легко ли сделать этот выбор?
Если человек всё время стоит перед выбором и выбор этот сделать сложно, то легко ли быть человеком?
Урок мне хотелось бы закончит такими строчками:
Источник