Как воспитывать эмоционально лабильного ребенка

Пример работы с ребенком с эмоциональной лабильностью

Коррекция эмоциональной лабильности с применением песочной терапии

М.В. Войтик
педагог-психолог ГБОУ школа № 2111 «Новая волна», Москва
А.В. Поликша
педагог-психолог ГБОУ ЦРиК «Радуга жизни», Москва

Детей с эмоциональными нарушениями очень много, но не так часто можно встретить ребенка с эмоциональной лабильностью. Специалисты часто не знают, как помочь в такой ситуации, поскольку проблема мало изучена. В научно-практической и методической литературе по данной теме не так много публикаций, поэтому авторы решили поделиться своим опытом.

Понятие эмоциональной лабильности

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА Эмоциональная лабильность представляет собой неустойчивость настроения, его постоянные перемены (по несколько раз в день) под влиянием самых мелких, незначительных событий. При слишком выраженной лабильности эмоций ребенок становится импульсивным, плохо управляет собой, легко возникают состояния умиления, сентиментальности, слезливости. В дальнейшем он неспособен выработать твердые взгляды и убеждения, выразить симпатию или антипатию к кому-либо, приобрести постоянные привязанности.

Эмоциональное самочувствие детей – одно из важнейших условий гармоничного развития личности. Однако в настоящее время наблюдается увеличение численности дошкольников, которые по тем или иным причинам (вследствие перенесенных болезней, стиля воспитания, экономического и социального положения семьи и проч.) страдают эмоциональными расстройствами. Такие дети сложно проходят процесс социализации и адаптации в обществе, что отражается на их самочувствии – как следствие, они начинают избегать сложных ситуаций взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Среди эмоциональных расстройств, таких как повышенная тревожность, агрессивность, страхи, наблюдается эмоциональная лабильность.

Одна из причин появления эмоциональной лабильности – систематическое пребывание ребенка в стрессовой ситуации. К этому приводят постоянные родительские запреты или, наоборот, вседозволенность; недостаток или, наоборот, излишнее внимание окружающих; постоянные неудачи; психологические травмы.

Пример работы с ребенком с эмоциональной лабильностью

Как работать с ребенком, у которого наблюдается эмоциональная лабильность? Рассмотрим на примере истории Вячеслава В. (3 года 6 месяцев). Запрос поступил от мамы мальчика. В ходе предварительной беседы выявлено следующее.

Ребенок наблюдается у невролога, который поставил диагноз «неврозоподобный синдром».

В семье преобладает гиперопекающий тип воспитания: мальчик ограждается от любых трудностей, забот, негативных эмоций и неприятностей. К нему не обращаются с просьбами, не предъявляются никакие требования, у него нет обязанностей. Родители мальчика в разводе. Часто в воспитание ребенка вмешивается бабушка, в общении и взаимодействии с которой у мамы не выстроены четкие границы. Для мамы характерны бурное реагирование на жизненные события и слишком яркое выражение собственных эмоций, из-за чего мальчик пугается.

По ее словам, ребенок все время копирует отрицательное поведение детей в детском саду и на детской площадке, подвержен негативному влиянию, легко возбуждается и переутомляется, постоянно и много обращает на себя внимание, нарушает правила поведения. Его настроение постоянно меняется, сменяясь то одним, то другим состоянием. Мальчик крайне доверчив – спокойно может уйти с незнакомым человеком.

Отец приходит редко. Каждый раз после его ухода Вячеслав полностью копирует отрицательное поведение мужчины.

Так как дома нет единых правил и требований, ребенок соблюдает правила того члена семьи, с кем взаимодействует в конкретный момент времени. При этом он переживает внутренний конфликт, поскольку не может понять, кто в семье главный. Вследствие этого у ребенка наблюдаются нарушения как в эмоциональном плане, так и в половой идентификации (стал говорить о том, что он девочка, стараясь вести себя соответственно этому). Ситуация усугубляется отсутствием отца – то есть объекта для идентификации.

В ходе беседы с мамой ребенок постоянно вмешивается в разговор: приносит и показывает игрушки, зовет «пить чай», рисовать на песке, просит показать, как крутится мини-юла. Все это говорит о нехватке внимания со стороны мамы.

У ребенка выявлены проблемы в поведении: истерики, речевая и двигательная активность, суетливость, эмоциональная лабильность (которая может усиливаться при неблагоприятных условиях в ситуациях, требующих проявления силы воли, преодоления сомнения и страха), нарушения материнской привязанности. Наблюдаются проявления кризиса 3 лет: непослушание, своеволие и капризность, обесценивание взрослого (не прислушивается к словам, не замечает).

Одна из причин возникновения кризиса – потребность делать так, как взрослые. Ее легко удовлетворить в ролевых играх, но для этого следует играть вместе с ребенком. Когда новые потребности будут удовлетворены, то негативные симптомы кризиса будут наблюдаться меньше. Таким образом, в период кризиса важно взаимодействовать с ребенком (вместе играть, рисовать, лепить и т. д.), поскольку он ощущает потребность в поддержке и активном, а не пассивно-наблюдательном содействии взрослого. К сожалению, в семье этого не происходит.

В ходе первичной диагностики выявлены следующие проявления эмоциональной лабильности:

· склонность к кратковременным и бурным аффектам по незначительному поводу, которые так же быстро исчезают, как и появляются;

· частая смена настроения (от жизнерадостного, бодрого, веселого, беззаботного до плаксивого);

· из-за непостоянства эмоций ребенок становится неусидчивым и несобранным, возникает состояние беспокойства.

Содержание индивидуальной программы по коррекции эмоциональной сферы

С учетом полученных результатов диагностики была составлена индивидуальная программа, направленная на коррекцию эмоциональной сферы, что предусматривало создание эмоционального положительного фона, отработку семейных ролей, выстраивание внутрисемейного взаимодействия, развитие навыков адекватной привязанности к матери.

Цели программы: гармонизация эмоциональной сферы, развитие умения адаптироваться в социуме в соответствии с предъявляемыми нормами и правилами, а также адекватно выстраивать взаимодействие с окружающими людьми.

Задачи:

1) снижение уровня тревожности ребенка;
2) помощь в преодолении кризиса трех лет, развитие самостоятельности;
3) развитие умения принимать правила и нормы поведения как в семье, так и в социуме;
4) развитие умения выражать свои чувства и эмоции приемлемыми способами;
5) содействие матери в смене подхода к воспитанию ребенка.

Основной метод работы – песочная терапия, которая позволяет ребенку снять накопившееся внутреннее напряжение, воплотив его на бессознательно-символическом уровне, повысить уверенность в себе, открыть новые пути развития и взаимодействия с окружающим миром. Также используются: рассказывание сказок, направленное на формирование адекватной привязанности к матери и выстраивание внутрисемейного взаимодействия («Сказка о подсолнечном семечке», «Сказка о Зайчике, который обиделся на свою маму», «Рассказ про семью карандашиков» и др.); проигрывание ситуаций; построение картин.

Этапы работы 1 :

1. Ориентировочный. Цели – создание положительного эмоционального фона, исследование внутреннего мира ребенка, содействие ему в осознании своего места в семейной системе.

2. Этап прикосновений и игр на поверхности песка. Цели – развитие умений выражать свои чувства и эмоции адекватно приемлемыми способами, принимать нормы и правила поведения; формирование адекватной привязанности к матери.

3. Завершающий.Цели – гармонизация эмоционального состояния ребенка, формирование и развитие коммуникативных навыков.

Структура занятия:

· создание мира – ребенок предоставлен сам себе, в это время он выбирает объекты (игрушки) для песочной картины;

· переживание – на этой стадии ребенок углубляется в свой мир, таким образом, можно наблюдать различные невербальные реакции (мимику, жесты);

· реконструкция – в соответствии с предложениями педагога-психолога в созданный мир вносятся изменения (например, добавляются какие-либо персонажи);

· терапия – рассказ ребенка о построенном мире (при необходимости ему задаются вопросы), на основе анализа которого строятся гипотезы относительно его проблем (для дальнейшего выстраивания работы). Здесь же созданное в песочнице фиксируется (фотографируется или зарисовывается);

· переход – совместное установление связи между тем, что построено в песочнице, и ежедневными событиями;

· демонтаж – перед уходом ребенок разбирает построенный им мир. Это позволяет ему научиться видеть возможности для строительства нового мира и найти в себе силы измениться.

Количество и длительность занятий каждого этапа зависят от динамики работы и ее результатов, которые определяются путем проведения промежуточной диагностики. Для более продуктивной работы необходимо активно подключать маму.

Источник

Развитие навыков взаимодействия у детей детей с эмоциональной лабильностью

Привалова Наталья Николаевна
Развитие навыков взаимодействия у детей детей с эмоциональной лабильностью

Эмоциональное самочувствие детей – одно из важнейших условий гармоничного развития личности. Однако в настоящее время увеличивается число дошкольников, у которых по тем или иным причинам (вследствие перенесённых болезней, стилей воспитания, экономического и социального положения семьи и т. д.) наблюдаются эмоциональные расстройства. Одно из них — эмоциональная лабильность.

Эмоциональная лабильность – это неустойчивость настроения, его постоянные перемены (по нескольку раз в день) под влиянием самых незначительных событий. При слишком выраженной лабильности эмоций ребёнок становится импульсивным, плохо контролирует своё поведение. У него легко возникают состояние умиления, синтеминтальности, слезливости. Такие дети сложно проходят процесс адаптации в обществе, что отражается на их самочувствии. Они начинают избегать сложных ситуаций взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Как следствие не способны в дальнейшем сформировать твёрдые взгляды и убеждения, выразить симпатию и антипатию к кому-либо, приобрести постоянные привязанности, что, в конечном итоге значительно понижает возможности социализации.

Моя задача как педагога психолога — скорректировать лабильность эмоций, развивая у ребёнка коммуникативные навыки, умения общаться со сверстниками.

Первоначальную работу с детьми с эмоциональной лабильностью начинаю с использования фитбол мячей (авторы методики А. А. Потапчук и Т. С. Овчинникова).

На первом этапе детям предлагается, образовать круг, символизирующий море. Затем с помощью улыбок и смеха наполнить его хорошим настроением. Каждый желающий прыгает в круг- «море» и окружающие купают его в хорошем настроении с помощью ласковых прикосновений и добрых пожеланий.

После «купания» провожу беседу, в ходе которой выясняем с детьми,когда им было комфортнее: в роли моря или в роли купальщика, какие ощущения они испытывали, когда к ним ласково прикасались «морские волны», улучшилось ли настроение и т. д.

Фитбол мячи можно применять в любой части образовательной деятельности. Например, в вводной это даёт возможность активизировать познавательную деятельность, почувствовать настроение ребёнка, его отношение к сверстникам, снять эмоциональное напряжение.

В основной можно проиграть проблемную ситуацию, провести танцевальную минутку, рассказать или придумать сказку (кстати во время рассказывания сказки активизируется внимание, стабилизируется настроение, т. к. ребёнок бессознательно включается в работу).

В заключительной части фитбол мячи хорошо использовать в качестве релаксации.

Кроме того, во время занятий с мячами происходит совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного, речевого аппаратов, что необходимо для коррекции детей с эмоциональной лабильностью.

Совместное решение проблемы, поставленной в основной части образовательной деятельности, способствует не только социализации и развитию коммуникативных навыков, но и позволяет детям с эмоциональной лабильностью развивать положительную «Я-концепцию». Для этого наряду с другими технологиями и методами применяю методику «Трансакционный анализ» (автор Эрик Берн, один из аспектов которой – приобретение социального опыта через взаимодействия.

Игра «Друг из шарика»

Беседа с детьми.

Как вы думаете, хорошо иметь друга? Почему? Без друзей скучно, грустно, не с кем играть. Здорово, что нас много, и все мы друзья. А хотите, чтобы друзей стало ещё больше? Вот щарики. Они не простые, а волшебные, каждый из них может превратиться в друга. Попробуем? Для этого надо надуть шарик и нарисовать ему глаза, нос, рот. Причем, это можно сделать так, что друг будет,каким вы захотите: веселым, грустным, сердитым и т. д. дайте другу имя, можно придумать его историю.

Под музыкальное сопровождение дети рисуют друга.

Нас стало в два раза больше. Давайте представим своих новых друзей. Все становятся в круг. Рассказывают, как зовут друга, мимикой и жестами показывают его характер, остальные определяют характер.

Как вы думаете, новые друзья умеют танцевать? Давайте потанцуем вместе так, чтобы друзьям стало весело. Под музыкальный фрагмент «Если с другом…». Дети произвольно танцуют.

Такая игра позволяет детям с лабильностью эмоций повышать уровень социального доверия, развивать умения разграничивать свои чувства, на уровне подсознания фиксировать положительные эмоции, приобретать социальный опыт.

Причём детям гораздо проще взаимодействовать таким образом, т. к. друг-шарик является с одной стороны защитой, а с другой помощником. И дети в любом случае бессознательно объединяются в команду (просто кто-то работает сам, а у кого-то как они считают работают шарики).

В заключительной части занятия провожу релаксацию. Для детей с эмоциональной лабильностью эффективнее проводить её в динамике.

Одна из таких релаксаций — «Танцующие руки». Перед каждым участником кладется лист ватмана или обоев, цветные мелки по обе стороны листа.

Инструкция для детей.

Лягте на середину листа так, чтобы мелки были под руками. Закройте глаза. Расслабьтесь. Возьмите в руки по мелку. Пока вы отдыхаете, пусть потанцуют ваши руки мелками по листу. Танец рук выразит ваше настроение.

Звучит музыкальный фрагмент. Выполняется упражнение.

Откройте глаза. Встаньте. Посмотрите на рисунок, который станцевали ваши руки. Верно ли отразил он ваше настроение? Если нет, в чем несовпадение? Хочется ли что-либо изменить в рисунке (добавить, убрать? Почему? Что чувствуете, глядя на рисунок? Улучшил ли он ваше настроение? И т. д. Возьмите его домой и дорисуйте вместе с родителями то, чего, на ваш взгляд, не хватает.

Данный приём релаксация-рефлексия. Она позволяет детям с лабильностью эмоций почувствовать и осмыслить, насколько это возможно, свое эмоциональное состояние, оценить его и выразить на уровне подсознания (т. е. если раньше я спрашивала у детей какое настроение, впечатление после совместной деятельности, то теперь на это ответят рисунки – степень закрашенности листа, нажатия на карандаш, острые или плавные линии и т. д.). А яркая цветовая гамма мелков, которые специально подбираю (хотя дети и рисуют с закрытыми глазами) способствует положительной динамике настроения дошкольников в то время, когда работаем с рисунком. Кроме того имею возможность анализировать состояние эмоциональной сферы каждого ребенка, что необходимо для дальнейшей коррекционной работы.

Конспект ООД «Развитие графических навыков у детей» Тема «Первые признаки зимы»Винни-Пух заботится о своих пернатых друзьяхЗадачи: Учить рисованию простого сюжета, правильно располагая предметы.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на развитие эмоциональной сферы «Страх» Цели: расширять представления детей об эмоции «страх»; учить понимать свои чувства и чувства других; продолжить учить передавать эмоциональное.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами народной игрушки Игрушка, как средство формирования эмоционального состояния у детейИгрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально.

Развитие исследовательских навыков детей в домашних условиях Развитие исследовательских навыков детей в домашних условиях. С первых месяцев жизни ребёнок стремится познать окружающий мир. Лёжа в колыбели,.

Развитие песенного творчества и снятие эмоциональной напряженности у детей с помощью пособия «Тантомареска» Все дети очень любят сказки и превращения в сказочных героев. В нашем детском саду есть пособие-игра тантомареска, помогающая осуществить.

Развитие эмоциональной и познавательной сферы у детей младшего дошкольного возраста Занятие «Веселое путешествие» Цель: совершенствовать умение различать предметы по цвету; развивать память, мышление, восприятие цвета; развивать.

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь.

Развитие эмоциональной сферы соматически ослабленных детей Все чаще в наши дни встречаются соматически ослабленные дети. У таких детей могут развиваться различные психологические проблемы, «комплексы»,.

Сборник упражнений, направленных на развитие эмоциональной устойчивости детей «Здоровый малыш» На современном этапе развития общества актуальность проблемы физического и психического здоровья детей не вызывает сомнения. В последние.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет посредством художественной литературы Аннотация к компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности воспитателя Елецких М. В. СЛАЙД 1 Вашему вниманию.

Источник

Читайте также:  Хорошее настроение по украински
Оцените статью