Как воспитывать дружеские чувства у детей

Консультация для воспитателей «Воспитание дружеских отношений между детьми в условиях детского сада»

Анна Ковалькова
Консультация для воспитателей «Воспитание дружеских отношений между детьми в условиях детского сада»

Общение играет очень важную роль в жизни человека, а для ребенка дошкольного возраста, умение общаться со сверстниками, одно из условий развития личности, оно необходимо для дальнейшей его социализации.

Отдавая ребенка в детский сад, родители часто уверены, что там-то он самостоятельно научится общаться, приобретет друзей. Но нередко именно с этим возникают проблемы. Как правило, это не происходит само собой, далеко не у каждого ребенка получается быстро и легко завести себе друзей и найти свое место в детском коллективе. Неудачно сложившиеся взаимоотношения в группе детского сада могут привести в дальнейшем к стойким нарушениям в сфере общения. Дети достаточно часто конфликтуют, им тяжело согласовывать свои действия, уступать другим, сопереживать. В конфликтных ситуациях ребенок видит только, что сверстник ему мешает в достижении его целей (ломает постройку, игру, хочет забрать игрушку). Это связано с тем, что ребенок дошкольного возраста эгоцентричен, он еще не понимает, что другой ребенок – это тоже личность, со своими чувствами, интересами.

Особенности общения детей со сверстниками меняются с возрастом. Обычно в раннем возрасте малыши с удовольствием начинают играть со сверстниками, но хватает их ненадолго, и игра часто заканчивается слезами и делением игрушки. К концу дошкольного детства возникают конфликты по поводу распределения ролей в игре, соблюдение правил игры.

Избежать конфликтов в детском саду невозможно, да и необходимости в этом нет, так как решение конфликтных ситуаций сейчас помогает социализации ребенка в будущем. Поэтому перед, нами педагогами стоит важная задача, научить детей дружить, а следовательно, нужно учить детей справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других, сопереживать и помогать другим людям.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Простые слова, «Не ссорьтесь, помиритесь» часто не воспринимаются ребенком. А созданная игровая проблемная ситуация помогает задуматься над происшедшим, учит сознательно употреблять слова «извините», «пожалуйста». «Уроки вежливости» учат детей анализировать свои поступки и поступки товарищей, постепенно переносить правила поведения из игровых ситуаций в жизнь.

В детском саду для воспитания дружеских отношений между детьми немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.

Развитие ребенка с первых дней жизни протекает в семье, где уже установленный психологический климат. Формы поведения маленький ребенок начинает усваивать, подражая близким людям. У ребенка, поступившего в детский сад из семьи, круг общения расширяется, добавляется общение со сверстниками, с воспитателями и другими сотрудниками дошкольного учреждения. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения: они предпочитают играть, трудится, разговаривать, делиться радостями и огорчениями с определенными товарищами. Но далеко не все дети, придя в детский сад умеют общаться со сверстниками, проявляют дружеские отношения, делятся игрушками, некоторые ведут себя агрессивно. Поэтому воспитатели, начинают учить детей дружить. Воспитатель на конкретных примерах объясняет детям необходимость каждого правила поведения. Дети, осознав ценность правил, начинают активно ими пользоваться и постепенно следовать этим правилам, которые становятся для них нормой поведения.

У детей необходимо сформировать внимательное, доброжелательное отношение к сверстникам, воспитать желание отзываться на их просьбы, уметь договариваться с ними. Необходимо создать благоприятные условия для формирования социально-коммуникативных умений и навыков, дружеских чувств, воспитания отзывчивости, заботы, доброты, справедливости, а также воспитания заботливого отношения к малышам, уважительного отношения к пожилым людям.

Воспитание дружеских отношенийпроявляются во всех видах деятельности:

— в коллективной строительной игре формируются представление о том, что значит работать дружно, вместе;

-одним из средств формирования положительных взаимоотношений дошкольников является трудовая деятельность, так как здесь дети активно общаются, взаимодействуют в процессе распределения обязанностей, выполнения самих трудовых действий, обсуждения результатов труда.

— физическая культура – это участие в эстафетах (где один за всех и все за одного, это соревнования (дети болеют за своих друзей)

— коллективные работы по аппликации, лепки, рисованию. Дети, как правило, знают не только, что сделали они, но и что сделали их друзья.

— большое значение имеют детские утренники, праздники, развлечения, на которых дети учатся радоваться вместе. На занятиях по музыке дети поют песни о дружбе, любви, танцуют хороводы, коллективные танцы, где от одного зависит многое.

— большую роль играют беседы о нравственных качествах людей, о дружбе, честности, справедливости, необходимо обсуждать с детьми различные случаи из их жизни, ситуации, поступки и действия литературных героев.

— обязательным компонентом в развитии доброжелательности у дошкольников является художественная литература, заучивание стихов и песен про дружбу, рассматривание картин, иллюстраций к книгам. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка.

— одним из эффективных средств развития доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста является сказка. В сказке никто не учит ребёнка «жить правильно». События сказочного сюжета естественно и последовательно вытекают одно из другого. Дети стремятся воспользоваться примером положительного героя в решении своих проблем. Сказка помогает ребёнку выработать то или иное отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, вызывает стремление подражать хорошему и противиться плохому, тем самым заложить в душе и сознании ребёнка определённые моральные установки.

Но основная роль в воспитании дружеских отношений отводится игре. Игровая деятельность имеет исключительно важное значение. Игра является важным условием социального развития детей, в ней они учатся понимать чувства и состояние других детей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками. Это подвижные игры, игры с правилами, дидактические, театрализованные и сюжетно-ролевые игры.

Наиболее благоприятны такие игры,в которых гуманные проявления входят в ролевые предписания: «Семья», «Больница», «Скорая помощь», а также игры, сюжет которых требует от детей умения действовать сообща, вместе принимать решения, находить выход их ситуаций.

Необходимо также развивать у детей желание и умение самостоятельно объединяться для совместной игры, проявляя дружелюбие, справедливость; воспитывать коллективизм, основанный на гуманных дружеских чувствах и отношениях.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные, учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками, уже без контроля со стороны взрослых. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Читайте также:  Как вставать утром без проблем с хорошим настроением

Игра для ребенка не пустое занятие, она не только доставляет ему максимум удовольствия, но и является мощным средством его развития, средством развития полноценной личности.

Поэтому, чтобы воспитать у детей дружеские взаимоотношения, в первую очередь мы учим их играть со сверстниками, общаться. И это первая ступень в формировании дружбы у детей.

«Воспитание дружеских отношений между детьми во время игр». Консультация для педагогов ДОУ «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Воспитание дружеских отношений в игре Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники.

Консультация для родителей «Воспитание дружеских отношений в игре» Консультации для родителей Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство.

«Воспитание дружеских отношений в игре». Консультация для родителей Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники.

Консультации для родителей «Воспитание дружеских отношений в игре» «Воспитание дружеских отношений в игре» Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи,.

Консультация для воспитателей и педагогов «Советы по воспитанию дружеских отношений в группе» Предлагаю вашему вниманию 10 пунктов, советов психолога воспитателю ДОУ, реализуя которые можно достичь значимых результатов в формировании.

Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевая игра, способствующая развитию позитивных отношений между детьми» Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей.

Консультация для родителей «Воспитание дружеских отношений в игре» Консультации для родителей «Воспитание дружеских отношений в игре» Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна.

Консультация для родителей «Воспитание дружеских отношений в игре» Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники.

Консультация для родителей «Воспитание дружеских отношений в игре» Творческие игры создаются самими детьми. Дети изображают быт семьи,строительство новых домов,наши праздники. В этих играх чаще всего их внимание.

Источник

Воспитание дружественных отношений между детьми
консультация

Консультация для педагогов

Скачать:

Вложение Размер
vospitanie_druzhestvennyh_otnosheniy_mezhdu_detmi.docx 27.9 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание дружеских отношений между детьми

Все взрослые согласятся с утверждением, что иметь настоящих верных друзей – это прекрасно, поскольку друг и в беде выручит, и окажет поддержку в трудную минуту, и просто скрасит скучные серые будни одним лишь своим присутствием. А как же быть с детской дружбой? Нужно ли учить ребенка дружить и как объяснить ему, зачем человеку друзья?Когда мама отдает малыша в детский сад, она надеется, что именно там у него появятся первые постоянные товарищи по играм, он научится дружить и общаться. Как правило, это не происходит само собой, далеко не у каждого ребенка получается быстро и легко завести себе друзей и найти свое место в новом социуме.

У детей необходимо сформировать внимательное, доброжелательное отношение к сверстникам, воспитать желание отзываться на их просьбы, уметь договариваться с ними. Необходимо создать благоприятные условия для формирования социально-коммуникативных умений и навыков, дружеских чувств, воспитания отзывчивости, заботы, доброты, справедливости, а также воспитания заботливого отношения к малышам, уважительного отношения к пожилым людям.

В детском саду для воспитания дружеских отношений между детьми не мало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками, во время игр, совместной трудовой деятельности и на занятиях дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения.

Развитие ребенка с 1-х дней жизни протекает в семье и детском саду. Родители очень часто не серьезно относятся к процессу воспитания дружеских отношений у своих детей, поэтому воспитателю надо уделять особое внимание работе с родителями. Воспитатели и родители должны работать сообща. Участие в проводимых мероприятиях в детском саду очень значимы. Исходя, из этого одной из основных задач детского сада является установление положительных взаимоотношений между воспитателями, родителями и детьми. Я не буду перечислять, все мероприятия, которые рекомендованы проводить с родителями. Я расскажу, что проводили мы. Нетрадиционные родительские собрания с чаепитием. Родителям очень понравилось, так как многие были после работы, и им просто хотелось перекусить. И обстановка была более добрая и располагающая к сотрудничеству. В ноябре мы провели развлечение посвященное Дню матери, споследующем чаепитием. Родителям, детям и нам очень понравилось. Родители с удовольствием участвовали в конкурсах, играли, танцевали и даже ставили сценку.

У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется, добавляется общения со сверстниками, с воспитателями и другими работниками дошкольного учреждения.

Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения: они предпочитают играть, трудиться, разговаривать, делится радостями и огорчениями с определенными товарищами. В нашей группе тоже сложилось несколько таких пар. Воспитатель может поощрять избирательную детскую дружбу и вместе с тем воспитывает такие взаимоотношения, которые не замыкаются интересами только двух-трех дружащих между собой ребят, а имеют большое значение для развития отношений всех воспитанников группы.

Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность пойти на помощь друг другу. «Если товарищу трудно – помоги ему», «Если тебе трудно – обратись за помощью». Это правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни. Воспитатель на конкретных примерах объясняет детям необходимость и целесообразность каждого правила поведения. Дети, осознав ценность правил, начинают активно ими пользоваться и постепенно следовать этим правилам, которые становятся для них нормой поведения. В нашей группе эти правила имеют место быть и дети с удовольствием помогают друг другу.

В группе часто возникают «неожиданные случайности» из-за невнимания, неловкости.Например: «Один ребенок нечаянно толкнет другого, наступит на ногу» и как правило, происходит ссора или начинаются жалобы. Простые слова, вроде: «Не ссорьтесь, помиритесь» часто не воспринимаются ребенком. А созданная игровая ситуация помогает задуматься над происшедшим, учит сознательно употреблять слова «извините», «пожалуйста». Уроки вежливости учат детей анализировать свои поступки и поступки товарищей, переносить правила поведения из игровых ситуаций в жизнь.

Воспитание дружеских отношений мы видим во всех видах деятельности: в коллективной строительной игре формируются представление о том, что значит работать дружно, вместе.

Одним из средств формирования положительных взаимоотношений дошкольников является трудовая деятельность, так как здесь дети активно общаются, взаимодействуют в процессе распределения обязанностей, выполнения самих трудовых действий, обсуждения результатов труда.

Физическая культура – это участие в эстафетах (где, один за всех и все за одного, это соревнования (дети болеют за своих друзей, подвижные игры.

Коллективные работы по аппликации, лепки, рисованию. Дети, как правило, знают не только, что сделали они, но и что сделали их друзья.

Большое значение надо уделять проведению детских утренников, праздников, развлечений, на которых дети учатся радоваться вместе. На занятиях по музыке дети поют песни о дружбе, любви, танцуют хороводы, коллективные танцы, где от одного зависит многое.

Большую роль в образовательном процессе играют беседы о нравственных качествах людей, о дружбе, честности, справедливости, необходимо обсуждать с детьми различные случаи из их жизни, ситуации, поступки и действия литературных героев.

Обязательным компонентом в развитии доброжелательности у дошкольников является художественная литература, заучивание стихов и песен про дружбу, рассматривание картин, иллюстраций к книгам. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

Это произведения В. В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»; цикл стихов А. Барто «Вовка добрая душа», ненецкие сказки «Айога», «Три сына», А. В. Осеевой «Добрые слова», «Волшебное слово», «Печенье»; стихи А. Кузнецовой «Подружки»; Е. Серовой «Нехорошая история», Е. Благининой «Подарок».

Для приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям, воспитателями широко используются все виды фольклора.

Одним из эффективных средств развития доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста является сказка. В сказке никто не учит ребёнка «жить правильно». События сказочного сюжета естественно и последовательно вытекают одно из другого. Дети стремятся воспользоваться примером положительного героя в решении своих проблем. Сказка помогает ребёнку выработать то или иное отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, вызывает стремление подражать хорошему и противиться плохому, тем самым заложить в душе и сознании ребёнка определённые моральные установки.

— Показ театрализованных представлений.

Но основную роль в воспитании дружеских отношений отводится игре. Игровая деятельность имеет исключительно важное значение. Игра является важным условием социального развития детей, в ней они учатся понимать чувства и состояние других детей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками.

Подвижные игры, дидактические и сюжетно-ролевые игры.

Наиболее благоприятны такие игры,в которых гуманные проявления входят в ролевые предписания: «Семья», «Больница», «Скорая помощь», а также игры, сюжет которых требует от детей умения действовать сообща, вместе принимать решения,находить выход их ситуаций: «Капитаны», «Строители» и др.

Например: В сюжетно-ролевой игре «Больница» воспитывается отзывчивость, доброжелательность к сверстникам, чувство взаимопомощи и взаимовыручки, формируются способы содействия, умение предложить свою помощь другим людям.

Необходимо также развивать у детей желание и умение самостоятельно объединяться для совместной игры, проявляя дружелюбие, справедливость; воспитывать коллективизм, основанный на гуманных дружеских чувствах и отношениях.

Выявить уровень формирования у детей гуманных, дружеских помогают специально создаваемые игровые ситуации,когда в обычную игру включается нравственная задача: играющим нужно заметить трудное положение, в котором находится товарищ, подумать, как его выручить. Примером такой ситуации может быть игра «Не намочи ног». На полу определяется чертой «Болото». Двум детям дают две доски, с помощью которых надо перейти «на другой берег» вместе. Дети справляются, затем создается ситуация «Доска уплывает». Дети ведут себя по разному. Ребенок может, перебравшись на «Берег», подтолкнуть обе доски другу или отдать свою вторую доску. Бывают случаи, когда ребенок продолжает свой путь в одиночку. Детям не дается готовое решение задачи, они должны сами сделать свой выбор.

Первую школу человеческого общения ребенок проходит в семье. Там он приобретает первоначальный опыт отношений с близкими людьми, основанных на гуманных чувствах, усваивает азы нравственности, обогащает интеллект.

Однако для полноценной социализации личности растущему человеку необходимы сверстники, с которыми бы он мог взаимодействовать как внутри семьи, так и за ее пределами.

Детское общество – одно из необходимых условий всестороннего развития ребенка. Черты нового человека – коллективизм, основы правильного отношения к трудовым обязанностям, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения – легче формируются в результате взаимодействия с другими детьми.

Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, в том числе и в тех, которые возникают в результате сотрудничества самих детей. Любая деятельность – игра, занятия, труд, развлечения – наполняются для него особым содержанием при условии, что у него есть партнер, разделяющий его начинания и замыслы. И здесь ценно то, что дети самостоятельно решают, во что и как играть, чем заниматься, планируют ход действий, прикидывают, как поступить в спорных случаях – отнять или попросить, поделиться или единолично владеть «сокровищем», пожаловаться на товарища или попытаться договориться… Все эти манеры поведения прививаются детям как в пределах семьи, семейных прогулок и игр, так и в условиях посещения детского сада. На плечи воспитателя возлагается действительно значимая миссия – развивать у детей умение уважительно общаться друг с другом и выстраивать дружеские взаимоотношения.

Предлагаю вам 10 пунктов, советов психолога воспитателю ДОУ, реализую которые можно достичь значимых результатов в формировании уважительного отношения и дружбы между детьми в условиях детского сада.

1. Помогите каждому ребенку сформировать собственный положительный имидж, особенно когда речь идет о новичке, замкнутом или неуспешном ребенке. Для этого принимайте активное участие в выработке общественного мнения о нем,например:положительным высказыванием о нем типа: «У нас Саша никогда не забывает собрать игрушки на площадке», «Обратись к Саше, он тебе охотно поможет» и т. п., помогайте ему во всем.

2. Практикуйте разные способы демонстрации симпатии и привязанности друг к другу, такие как аплодисменты в ситуации успеха и как средство поддержки; поднятый вверх большой пальчик за успех ребенка.

3. Используйте соответствующую лексику,поддерживающие действия и жесты: «Я тебе сочувствую!», «Чем я тебе могу помочь?», «В следующий раз у тебя обязательно получится!», «Это с каждым может случится», «Я с тобой!», «Мне кажется, что ты все понял и больше так делать не будешь!»;жесты: взять за руку, погладить по голове, похлопать по плечу, подмигнуть;поступком: пригласить к игре, поделиться игрушкой и тому подобное.

4. Учите детей проявлять благодарность к сверстникам и взрослым. Для этого рядом с соответствующим словесной лексикой («спасибо», «ты мне очень помог», «без тебя я не справилась бы», «ты приятный человек», «тебе все радуются», «ты излучаешь.», «тебе доверяют») можно использовать специальные приемы, например, написание писем благодарности друг другу. Этот прием производит сильное впечатление как на адресующего, так и на адресата. Письма готовят вместе с воспитателем и вкладывают в специальный ящик, который можно назвать «ящиком благодарности». Конечно, воспитатель подскажет, за что можно поблагодарить своего сверстника и как об этом можно сказать. После окончания или месяца, или недели, или дня письма зачитывают в присутствии всех детей. Стоит позаботиться о том, чтобы каждый ребенок получил письмо благодарности.

5. Стоит обогатить практику педагогической деятельности проведением организованной утренней встречи. Сущность ее заключается в том, что сразу после прихода детей в садик, или перед самым завтраком, или сразу после него, малыши собираются вместе для общего приветствия, обсуждения планов на день. Продолжительность этого мероприятия не более 8-10 мин. Именно в это время стоит позаботиться о создании позитивного настроения у детей всей группы, предложить игры, упражнения, направленные на формирование дружеских отношений, чувств симпатии и привязанности (о конкретном их содержание мы поведем речь далее). Если эта форма работы станет традиционной, дети легко и быстро по словесному или иному сигналу будут собираться вместе.

6. Особое внимание должно быть обращено на изменение отношения к детям, которые по каким-то причинам были неуспешными в деятельности или поведении. Стоит приложить все усилия, чтобы каждый ребенок переживал радостные чувства успешности. Если ребенок продемонстрировал неприемлемые формы поведения, был или агрессивным, или неискренним и вызвал справедливый протест у других детей, стоит подтвердить ценность его как личности («Ты у нас такой молодец!», «Мы привыкли тобой гордиться!»«Ты же у нас умница!», вместе с тем решительно признать недопустимость такого поведения. Детей группы нужно успокоить и объяснить, что намерения их товарища были хорошими, но тот пока не умеет правильно себя вести.

7. Обратите внимание на детей, которые чувствуют себя одинокими, при этом имеют неуверенный, тревожный вид, а иногда являются демонстративными или придирчивыми. Чаще приглашайте их к совместным делам, одновременно с уважением относитесь к их желанию побыть в одиночестве. Выделите время в течение дня для индивидуального общения, помогите им найти друзей, предложите интересное дело. Сделайте так, чтобы они периодически попадали в центр внимания всей группы, например, поручите именно им выдавать билеты на спектакль, заводить колонну детей в зал.

8. Организуйте «День ребенка». Это может совпадать с днем рождения или именинами, и в таком случае каждый ребенок в течение года побудет в этой роли. Устройте в этот день настоящий праздник! Тайно обсудите подарки, подготовьте сюрпризы, игры. Обустройте специальное место — трон — где будет сидеть именинник, проведите с ним интервью о его предпочтениях, интересах, желаниях и тому подобное. Изготовьте вместе с детьми поздравительную газету, где проиллюстрируйте в фотографиях и рисунках «героический путь» и «достижения» именинника. Собравшись за праздничным столом или в праздничный круг, дайте возможность детям в свободной форме высказать пожелания, похвалить именинника за положительные качества характера и добродетели — умелость, самостоятельность, исполнительность. Пусть в этот день он сам решит, в какие игры играть, кто первый будет стоять в колонне и тому подобное.

9. Обустройте в группе уголок мира или коврик доверия. Для этого выделите отдельное уютное место, поставьте туда кресло, положите коврик, на котором могут разместиться двое-трое детей. Вместе с детьми украсьте это место, обозначьте выразительным символом. Цель такого мероприятия в том, чтобы стимулировать детей к самостоятельному мирному решению проблем, возникающих в отношениях (не могут поделить игрушку, определиться с местом в колонне, договориться об очереди и т. д.) и сформировать внутреннее спокойствие и уверенность в том, что любые спорные ситуации будут решаться справедливо. Воспитатель постоянно проводит мысль о том, что любую проблему следует обсуждать и находить приемлемое для всех решение.

Для начала проиллюстрируйте на конкретном случае, как можно пользоваться уголком мира. Например, в группе появилась новая заводная машина. Сергей и Саша оба хотят поиграть с ней. Предлагается сесть на коврик и обсудить, как можно поделиться. Возможно, кто-то сам захочет уступить. Если-нет, можно воспользоваться считалкой или бросить жребий. Обсуждается также продолжительность игры каждым ребенком.

Постепенно этот уголок станет символом дружбы, партнерства, доверия. Впоследствии предложение воспитателя сесть на коврике мира будет означать для детей обсудить и справедливо решить проблему.

10. Организуйте совместные партнерские проекты. Для этого актуализируйте для детей проблемы, требующие совместного обсуждения и решения. Например, уход за комнатными растениями, подготовка к празднику, сбор информации об определенном явлении и его презентация; организация выставки детских рисунков к празднику, организация музыкального конкурса, организация туристического похода и тому подобное. Не стоит ожидать от детей, особенно на первых порах, оригинальных предложений и активных действий.

Рассмотрим для примера, какой может быть реализация проекта «Поможем нашим меньшим братьям перезимовать». Воспитатель рассказывает детям о том,что зимой животные и птицы переживают тяжелые времена: им не хватает пищи, они мерзнут, часто становятся жертвами автомобилистов. Предлагает детям выразить свои предложения, как можно облегчить их жизнь. Принимаются любые предложения, в том числе и те, которые не могут быть реализованы. Из всего предложенного выбирают несколько, над которыми будет работать группа, например, чтобы привлечь внимание взрослых к проблеме, подготовить выставку рисунков о жизни животных зимой; изготовить кормушки для птиц и взять под контроль их постоянное наполнение семенами и крошками; взять за правило носить еду бездомным животным.

Далее предлагается детям самостоятельно решить, кто из них и чем хочет заниматься. Воспитатель предлагает определиться, кто из детей хочет рисовать, кто будет делать кормушки и, наконец, кто берет под свой контроль своевременное наполнение их семенами, крошками. Желательно зафиксировать детский выбор (с помощью специальных листовок или предложить детям вписать свои имена в список). Это нужно для того, чтобы лишний раз сосредоточить внимание детей на характере их выбора (без этого дети могут быстро забыть, что они собирались делать). Вся дальнейшая работа может быть завершена только при условии поддержки и непосредственной помощи воспитателя.

При наличии дружеских взаимоотношений у детей возникает чувство «единой семьи», устанавливаются доброжелательные, дружелюбные отношения, появляется стремление к участию в общих играх и разнообразной деятельности.

Таким образом, воспитатель является проводником в жизни ребенка в общество, именно он закладывает фундамент положительных и позитивных взаимоотношений со сверстниками. Ведь группа детского сада для большинства детей является первой организованной малой группой, в которой начинают складываться у ребенка его первые отношения со сверстниками и одновременно определяются первые контуры детского коллектива.

Источник

Читайте также:  Чувство свойственное человеку глубокая привязанность
Оцените статью