Имею высшее высшее образование, уже давно интересуюсь практической психолог.
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Эстетика – это способность видеть красоту в окружающих вещах, оценивать предметы искусства, понимать настроение создателя мировых шедевров. Но подобный дар не приходит к человеку с рождением. Ведь маленький ребенок вряд ли сумеет познать эмоциональную глубину творчества Веласкеса и Малевича. Чувство прекрасного развивается постепенно вместе с человеком.
Если ты считаешь, что на сегодняшний день так и не сумела воспитать в себе истинного эстета, это вполне можно исправить. На самом деле есть несколько эффективных лайфхаков, при помощи которых взгляд на мир существенно меняется. Но сперва давай определимся, зачем это вообще все нужно.
Оно не стоит на первом месте списка жизненно важных особенностей личности. Но без него существование становится пресным и довольно скучным. Люди, имеющие тонкое чувство прекрасного, всегда более восторженные и эмоционально открытые.
С точки зрения психологии, такие личности сбалансированы со своим внутренним миром и реже поддаются депрессивному настроению. Если ты хочешь пополнить их ряды, для начала ознакомься со списком причин, почему стоит развить чувство прекрасного:
Человек, находящийся в гармонии с самим собой и способный обнаружить нечто позитивное в каждом моменте своей жизни, не так остро и болезненно реагирует на всяческие потрясения и сложности. А их, как ты знаешь, в повседневности хватает с головой.
Развитое чувство прекрасного выполняет защитную роль для психики, не позволяя регулярным стрессам пошатнуть эмоциональное здоровье. Люди вокруг могут поддаваться панике и фатальному настрою, но ты продолжишь видеть окружение в позитивных красках. Главное – не уходить с головой в индивидуальный мир, забывая о более суровой реальности.
Формирование эстетического вкуса
Давно хотела заняться искусством? Неважно, о чем ты мечтала еще в детстве, чувство прекрасного поможет найти себя среди тонких материй. Все творческие личности когда-то начинали с малого.
Теперь и ты сможешь попробовать свои силы в живописи, скульптуре, прозе или стихах. Неважно, к чему именно лежит душа. Если человек наблюдает мир с радужной и чувственной стороны, муза никогда его не покинет.
Это реальный пропуск в жизнь, где вполне можно обойтись без оценочного суждения и постоянного страха одиночества. Люди, чувствующие прекрасное, принимают себя такими, какие они есть, потому что точно знают, каждый человек сугубо индивидуален. И в любом недостатке можно найти какую-то «изюминку».
Giphy
Если ты рождена истинной фаталисткой, чуточку радужных красок точно не помешает. Развитое чувство прекрасного обеспечивает новый более позитивный взгляд на мир. Какие бы трудности тебя ни преследовали, ты всегда найдешь на что опереться, чтобы не скатиться в непроглядную депрессию.
Это довольно сложное и размытое понятие, которое сугубо индивидуально для каждого человека. Однако именно это порой не позволяет совершить неправильные поступки и свернуть на скользкую дорожку.
Люди с более развитым чувством прекрасного всегда выглядят ярко и не боятся выделяться из толпы. При этом даже самое безумное, на первый взгляд, сочетание предметов одежды аксессуаров каким-то совершенно непостижимым образом идеально подчеркивает безупречный вкус таких дам.
Фото автора MART PRODUCTION: Pexels
Обычно женщины не испытывают с этим особых проблем. Однако порой давление общества, жесткие рамки воспитания, абьюзивные отношения и куча психологических застарелых травм не дают девушке полностью раскрыться в плане эмоций.
Развивая чувство прекрасного, ты, так или иначе, освобождаешь себя от гнета постороннего влияния и обретаешь долгожданную свободу. Именно это и является главным ключом к удовольствию от жизни в целом.
Если раньше ты считала, что походы в музеи, на концерты и выставки являются пустой тратой времени, то теперь сможешь составить компанию самому настоящему критику.
Искусство необходимо чувствовать фибрами души, понимать ментальный посыл его автора, переживания и волнения. Именно в тот самый момент ты научишься смотреть намного глубже и получать истинное эстетическое наслаждение.
Фото автора Brett Sayles: Pexels
Общаться с оригинальными людьми, умеющими чувствовать и воспринимать мир не так, как большинство современных личностей, не только приятно, но и полезно. Расширяется кругозор и появляются новые жизненные ориентиры, до которых еще придется дорасти.
Как видишь, для саморазвития не требуется много усилий. Достаточно просто оглядеться вокруг себя и присмотреться к друзьям. Не бойся менять мировоззрение и жизненные ориентиры. Иногда это просто необходимо.
Итак, а вот и наступил момент узнать все секреты настоящего эстета. Здесь не будет каких-то сложных рекомендаций и проблематичных для понимания психологических приемов. Все довольно просто:
Но только делай упор на классике, а не современных композициях, которые звучат по ночам из авто во всех дворах. От привычных предпочтений отказываться не стоит, но развивать чувство прекрасного нужно именно с творений Шопена, Чайковского, Моцарта и Бетховена.
Выбирай интересные направления, чтобы не засыпать через каждую главу. Но не забывай разбавлять фантастику классической прозой и поэзией прошлого века.
Фото автора Matheus Bertelli: Pexels
Начни с привычных стилей, постепенно отыскивая глубокий смысл в произведениях импрессионистов и сюрреалистов.
Во-первых, это вообще девушку не красит. Во-вторых, так ты разовьешь свой словарный запас и освободишь речь для более оригинальных выражений.
Это настоящий кладезь чувственности и услада для каждого эстета. Жанр можно выбрать любой.
Вообще расхламление – весьма полезная практика. Она позволяет открыться для чего-то нового в жизни.
Казалось бы, при чем тут еда. Но она тоже должна быть эстетически красивой и доставлять удовольствие даже внешним видом. Больше уделяй внимание подаче и сервировке, откажись от быстрых перекусов фастфудом на бегу.
Фото автора Pavel Danilyuk: Pexels
Не скупись на эмоциональность и детализацию.
Вся гармония и идеальные пропорции взяты именно оттуда. Это отличный способ воспитать в себе чувство прекрасного и пробудить спящее вдохновение.
Не упусти возможность взглянуть на жизнь под новым свежим углом. Ты научишься ощущать совершенно иные эмоции, которые недоступны большинству более приземленных людей. Чувство прекрасного – ключ к яркой и полноценной жизни.
Источник
Работая психологом в детском саду, заметила такую вещь — детей искусственно и очень мощно ограждают от переживаний. Не рассказывают грустных историй, пропускают в «Золушке» абзац о том, что мама умерла.
На полном серьезе на просторах инета обсуждается жестокость и немилосердность народных и авторских сказок. Нет, не тех, что Афанасьев для подросших детей и взрослых собирал. Классические сказки, «Пряничный домик», к примеру, сказки Чуковского, «Красная шапочка» и даже «Колобок» (жестокая лиса съела говорящее хлебобулочное изделие, так и видится её хищный оскал, морда, усыпанная крошками, подергивающимися в предсмертных конвульсиях и горящие светом а ля Кинг глаза). Смешно, право. Смешно. было бы. если бы не было так грустно.
В повести Алексина «Третий в пятом ряду» воспитатель от Бога говорит такие слова:
— Они должны уметь плакать. Не только тогда, когда расшибают коленку. Но и когда коленка болит у кого-то другого.
А мы обучаем, обучаем и обучаем, буквы с пеленок, считать до ста в два года, наплевав на законы развития детской психики. Презрев тот факт, что лет до 6-7 эмоция тащит разум, а не наоборот. Младенец чувствует интонации, не понимая сказанных слов, по тембру голоса, жестикуляции и мимике он постигает смысл сказанного. И умнеет, да, умнеет. Через аффективную сферу. Раннее обучение — враг раннего развития, вот так категорично, если хотите.
А вы слышали об эмоциональном интеллекте (ЭИ)? Расхожее мнение, что успешны в этой жизни троечники, верно лишь отчасти. Успешны не троечники. Успешны те, у кого не только «котелок варит», но кто умеет справляться со своими чувствами и понимать чувства других людей. При этом вовсе не обязательно, чтобы айкью зашкаливал. Важнейшая составляющая интеллекта вообще — ЭИ, помогает человеку жить в ладу с собой и с миром, на языке психологов это называется внутриличностной и социальной компетентностью. Хотите, чтобы ваш ребенок, когда вырастет, смог справляться со стрессом, не ранить других, искусно разрешать конфликты, как межличностные, так и конфликты с самим собой? Тогда развивайте этот самый ЭИ. До поры, до времени ставьте во главу угла воспитание чувств, а не разума. Подчеркиваю, я говорю о приоритетах, а не об игнорировании развития мышления.
Совсем недавно проводила в группе очередное занятие, оно задумывалось мною скорее познавательным, чем терапевтическим или коррекционным. Накануне отгремел по стране праздник, поэтому на мой вопрос: «Как вы отдохнули в эти выходные?», — я получила прогнозируемые ответы.
— Ходили в кино, на тридэ.
— Была в театре.
— А мы дома танцевали, врубили музыку!
— А вы знаете, что раньше, давным-давно, когда не было электричества, кино, магнитофонов и компьютеров, театр был дорогим удовольствием, но ваши сверстники тоже любили слушать музыку, как же они могли это сделать? Особенно бедные дети. Давайте на минуточку представим, что мы там, где нет магнитофонов, телевизора, кинотеатров, но вы остаетесь такими же детьми, которые любят петь и танцевать.
Посмотрели слайд-шоу — под пьесу «Шарманщик поет» на стене группового помещения менялись картины и фотографии с шарманщиками. Ребята прониклись и осознали, что появление бродячих артистов, шарманщика — становилось событием, праздником, поэтому бедняки отдавали монетки и делились с ними хлебом, ведь музыканты дарили людям РАДОСТЬ.
Я не удивилась, что дети не знают о тяготах житья-бытья людей в позапрошлом веке. Все понятно, это подготовительная группа, на носу школа, надо научиться решать примеры и читать сто пятьдесят слов в минуту. Да, я слегка утрирую, но, поверьте, слегка.
Посмотрели кусочек из мультфильма «Детский альбом», с этой же пьесой и некоторыми другими, вплетенными в канву представления шарманщика.
Понравилось. Обсудили, как дети (заметьте, не бедные дети, но телека и компьютера-то у них все равно нет) радовались появлению музыканта и рисовали потом сценки, представленные артистом.
А потом. Потом я рассказала, что по дворам ходили не только старые шарманщики, но и дети. Бездомные сироты, чтобы добыть кусок хлеба, ходили с шарманкой и каким-нибудь верным другом, зверьком. Дети, даже очень «продвинутые», не знали, кто такие сироты. Я уже удивилась. Детям по 6 лет, очень много детей, с которыми занимаются родители, читают им умные и полезные книги. Но такое изощренное обхождение острых углов, к чему оно?
«Они должны уметь плакать. — Не только тогда, когда расшибают коленку. Но и когда коленка болит у кого-то другого».
Потом мы слушали Бетховена, песню «Сурок», именно песню, со словами, не Лемешевым исполняемую, а детским трогательным голоском.
Закончила я, конечно, на позитиве, это святое. Оставила задание воспитательнице: на следующий день прослушать ещё раз » сурка» и нарисовать красками мальчика с сурком.
Когда я взяла в руки их рисунки, я поняла, что выгорание на моей работе мне не светит, потому что мы взаимно лечим друг друга. Я благодарна своим маленьким воспитанникам за то, что они мне дают.
На одном рисунке была девочка, а не мальчик (это понятно, девочка рисовала, они часто себя идентифицируют с главными героями, видимо, песня зацепила). Маленькая девочка с сурком на веревочке и огромное, больше самой девочки сердце. Кстати, именно эта девочка, раскрыв глаза широко-широко, спросила меня: «И даже бабушек и дедушек нет у сироток?!»
Трое (и что особенно отрадно, что эти трое — мои, ЗПРовцы) нарисовали мальчика в огромном доме, потому что «у бездомных должен быть дом».
Я теперь не буду сильно переживать, что кто-то из этих троих криво рисует палочки и пишет буквы больше себя ростом на доске (нет, не подумайте, я занимаюсь коррекцией всего это «безобразия»). Мы пишем, штрихуем, рисуем спиральки двумя руками на доске, и это очень важно. Но мегаважно то, что они заплакали, когда у мальчика из позапрошлого века «заболела коленка».
Источник