Как воспитать чувство природы

Воспитание добрых чувств в процессе общения детей с природой

Олеся Мызгина
Воспитание добрых чувств в процессе общения детей с природой

Воспитание добрых чувств в процессе общения детей с природой.

Родные места. С них начинается для каждого человека Родина. С кудрявой березки, с проселочной дороги, переливчатой трели соловья, со всего прекрасного и интересного, что запомниться на всю жизнь, с родного отчего края.

Светлые дни детских впечатлений, полученные от общения с природой, продолжают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине – писал А. И. Герцен.

Научить детей видеть красоту родной природы, воспитать любовь к ней, расширить представление детей о жизни природы, желание беречь и выращивать растения, воспитывать уважение к труду людей – одна из педагогических задач воспитателя.

Чтобы воспитывать у детей любовь к природе, прививать правильные отношения к ней, воспитатели, прежде всего сами проявляют большой интерес к природе, стремятся вызывать интерес к наблюдению у детей, проводят систематические наблюдения за окружающим.

На нашем участке растут туи, клен. Весной здесь селятся скворцы, зимой устраиваем «птичью столовую».Прилетает много птиц: синиц, воробьев, голубей. Все это является предметом наших наблюдений. Воспитатель рассказывает детям, где живут эти птицы, чем питаются. Дети учатся подмечать интересные повадки птиц и проявлять заботу о них.

Чтобы повысить у детей любовь к природе и желание чувствовать в общих наблюдениях, мы воспитываем добрые чувства к ней.

Большую работу проводили, наблюдая за изменениями природы в разные времена года.

Ранней весной рассказывали детям о том, как пробуждается лес от зимнего сна. Весной деревья в лесу нарядные, стоят группами березы, окруженные словно дымкой, нежной листвой.

Для закрепления знаний о цветах провели игру «Разведчики в природу». В этой игре дети должны были по открытке с изображением цвета найти такой же, но на клумбе. Дети легко узнавали цветы. Игра очень понравилась. Во время игры прививали у детей любовь к цветам. Эту игру повторили с полевыми цветами, листьями.

Летом продолжали наблюдать за деревьями, отмечали, что в лесу много цветов, ягод, грибов, насекомых, порхают бабочки, пищат птицы.

Организуя экскурсии с детьми в лес осенью, старалась сказать о самом интересном. Давали возможность полюбоваться красивым пейзажем. Рассматривали деревья с разноцветными листьями.Дети отмечали изменения: листья на березе пожелтели, на ясене покраснели. Собрали букеты опавших листьев, прислушивались к шуму леса. Наблюдала, как с дуба падали желуди, собирали их. Прочитали стихотворение Лермонтова «Песня о желуде»:

В этот гладкий коробок

Спрятан маленький дубок

Все это воспитало у детей любовь к природе, бережливость, трудолюбие, а так же умение оценивать труд людей.

Перед зимней прогулкой прочитала детям сказке М. Павловой «Зимняя игрушка». Войдя в лес,всматриваются: кругом сугробы самых удивительных очертаний.Полина говорит: «В лесу тихо, тихо». Даша замечает,что кусты у деревьев стали тяжелые от снега: «Дед Мороз покрыл их теплым одеялом, чтобы они крепко спали, а весной проснуться и оживут».

Дети находят знакомые деревья и различают их по веткам, стволам. Экскурсию в поле начали проводить во время осенней вспашки, земля для посева ржи. Зная, что для детей дошкольного возраста необходима повторность во время прогулок, провела ряд наблюдений с целью закрепления полученных на экскурсии представлений.

После экскурсии дети стали больше интересоваться растениями, бе-режнее к ним относиться.

Чтобы представления детей были более устойчивыми, мы проводили беседы с родителями.Предлагали им вместе с детьми вечером выйти на прогулку: это укрепляет нервную систему, и, кроме того, у него воспитываются добрые чувства в процессе общения с ней.

Читайте также:  Умеренность его чувства ко мне

В нравственном воспитании развития ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения к живому. Детям близко то, что они вырастали сами. Животные и растения в детском саду, за которыми ребенок наблюдает и ухаживает, помогают ему приобрести конкретные знания о природе. У него развивается сердечность, отзывчивость. Не может быть добрым человек, который никогда не заботился о природе. Важно приучать детей с раннего детства видеть и слышать природу такой, какой она есть в действительности.

«Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования и построен на основных принципах.

Систематизация знаний детей о связи человека с природой, воспитание бережного отношения к природе «В гости в сказочный природный дом Берендея». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное.

Консультация «Воспитание добрых чувств у дошкольников» Консультация на тему: Воспитание добрых чувств «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь». В. А. Сухомлинский.

Нравственное воспитание и психологические особенности старших дошкольников в процессе формирования межличностного общения Базовая концепция дошкольного образования в Российской Федерации определяет главные задачи дошкольного образования – помочь ребенку в овладении.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой Презентация опыта работы «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой.

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе игрового общения В дошкольном возрасте дети активно вступают в различные взаимоотношения с окружающими людьми. В то же время ребенок еще не владеет достаточными.

Семинар-практикум «Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края» Семинар – практикум «Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края» воспитатели: Карпова С. И.

Социально-нравственное воспитание детей раннего возраста как предпосылка формирования патриотических чувств Очень актуально сегодня звучат слова Н. А. Добролюбова: «Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем.

Воспитание патриотических чувств у детей посредством приобщения их к национальной культуре хакасского народа Так сбережем свою культуру и родной язык, Как самое на свете дорогое. Николай Доризо [1, с. 63]. В современном обществе, начиная с дошкольного.

Источник

Любовь к природе воспитываем с детства

Анна Спешилова
Любовь к природе воспитываем с детства

Сейчас вся планета говорит о том, какая плохая у нас экология, что ее нужно спасать, что в природе исчезло много видов животных и растений, меняется климат и все это неизменно ведет к всевозможным катаклизмам. Все так же признают, что в этом виноваты мы сами, люди довели природу до такого состояния. Никто и не задумывается, что такое отношение к природе закладывается в раннем детстве. Если мы не воспитываем любовь к природе у ребенка с детства, то откуда ж ей взяться, когда малыш вырастет.

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов.Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно попробовать на вкус.

Способность к познанию не является врожденной, а формируется в процессе обучения и воспитания. Для того, чтобы у ребенка развивалась эта способность, необходимо создать такие условия, при которых ребенок часто соприкасается с тем, что его интересует. Тогда ребенок начинает искать ответы, что подталкивает его к дальнейшим наблюдениям.

Читайте также:  Тест по эмоциональной регуляции

Большую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Это формирование следует начинать с дошкольного детства. Это ответственный период в жизни человека, в нем закладываются основы отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нем. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности, которые взрослый человек не заметит.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.

Сухомлинский В. А.писал:

«Мир, окружающий ребёнка, — это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться».

Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Повышению системности нам в работе способствует организация проектной деятельности «Прикоснись к природе сердцем! «. Она даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность и задания творческого характера.

Экологическое воспитание детей в нашем детском саду проходит через все виды деятельности.

Экологические знания дети получают не только на занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, работы на огороде, проведения опытов в экологической лаборатории, на занятии по изо, в играх и при решении логических задач.

Экскурсии по экологической тропе дают возможность показать детям объек-ты и явления природы во взаимосвязях, способствуют формированию конкретных представлений о животном и растительном мире, о сезонных явлениях.

Территорию возле детсадамы стараемся использовать для прогулок с детьми более продуктивно:

-Вместе с воспитателем дети наблюдают за живой и неживой природой, участвуют в экологических викторинах, играх.

— у нас созданы две лужайки с ландшафтным дизайном «Деревенский Дворик» и «Царство Царевны Лягушки».

— По всей территории нашего детского сада расположены экологические объекты для наблюдений – разнообразные деревья и кустарники, цветники, огород, сад, зеленая аптека.

В течении всего лета мы наблюдали за этими объектами. Целью таких наблюдений было формировать представления детей о лекарственных растениях, познакомить с деревьями и кустарниками. Развивать эстетические чувства – умения видеть и чувствовать красоту природы, желая сохранить ее.

деревенский дворик фото

царство царевны лягушки фото

огород и лекарственные растения

Любое общение с природой и элементарные трудовые навыки приносят только пользу.

Дети раскрываются, проявляя заботу о растениях

Выполняя не сложные поручения, ребенок смотрит и делает свои выводы.

Знакомя детей с растениями, можно одновременно решать задачи их умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Наблюдая, ребенок начинает видеть в растении особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, полили его или нет.

У ребенка развиваются внимание и память, улучшается мелкая моторика, снимается спастика рук.

В детском саду есть кабинет экологии, а в каждой группе экологический уголок. В кабинете экологии планируется проводить опытно-экспериментальную деятельность детей. Создается мини-лаборатория, где будет все необходимое для проведения различных опытов. В ходе этой работы ребенок будет проводить настоящие исследования, заниматься самостоятельной экспериментальной работой, получая первые навыки ее проведения, учится ставить себе исследовательские задачи и решать их.

Читайте также:  Чувство тяжести при вдохе

Большая работа по воспитанию, любви и бережному отношению к природе проводится воспитателями на кружке «Эколята-дошколята». На этих занятиях ребята знакомятся с экологическими проблемами и учатся решать их.

Если проанализировать проводимую в плане экологии работу, можно сделать вывод, что многое зависит от того, как относятся к природе взрослые, какой пример подают своему ребенку родители. Не всегда родители обладают должным уровнем педагогических, экологических, природоохранных знаний. Учитывая, что семье принадлежит ведущая роль в развитии, становлении социализации дошкольников, мы ставим перед собой задачу – сделать родителей своими союзниками. Опыт работы показывает, что более эффективные и особой популярностью у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Поэтому, разрабатывая перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию детей, педагоги учитывают это. Это викторины, совместные вечера досуга, традиционные конкурсы на лучшую поделку из природного материала, природоохранные акции, консультации посвященные экологической культуре и др. Коллектив детского сада постоянно находится в творческом поиске.

Достичь поставленной цели нам помогают природоохранные акции. 17 сентября наш детский сад участвовал в природоохранной акции «Наш лес. Посади свое дерево» фото

Операция «Листопад»!Цель: Помощь дворнику в уборке листьев, сбор листьев для гербариев и поделок.

Природоохранные акции:

Планируется проведение природоохранной акции «День земли» с привлечением к деятельности не только детей, но и их родителей. (благоустройство территории д/с)

Совместная экологическая акция «Покормите птиц зимой».Взрослые и дети объединены одной общей задачей: помочь тем, кто живет рядом и ждет нашей помощи.

Большая экологическая акция «Сохраним живую ель». Совместно с родителями и воспитателями будут сделаны листовки и размещены в подъездах домов; конкурс поделок искусственных елей (любых стилей и направлений, плакаты в защиту елей.

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогает обогатить его содержание. Обеспечивает развитие у детей любознательности, стремление проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое.

Способствует накапливанию у детей конкрето — образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.

Наше отношение к окружающему миру, моральные устои и ценности закладываются с раннего детства. В зависимости от того, какое воспитание получил тот или иной человек в детстве, один обожает домашних животных и растения, заводит и заботиться о них, а другой безжалостно избивает беззащитных животных и без укоров совести ломает деревья. Многие современные дети в силу уже сложившегося общественного способа жизни большую часть времени проводят перед компьютером или у телевизора, либо страстно увлечены последними марками мобильных телефонов или машин, и те и другие абсолютно не интересуются окружающим живым миром. К тому же даже ритм жизни выстроен так, что львиную часть времени подрастающее поколение находится в закрытом помещении, дома, в школе, даже перемещаются личным или общественным транспортом, редко кто даже одну – две остановки проходит пешком. В результате многие дети растут как бы в изоляции, некоторые, даже, казалось бы, обычных для нас животных, к примеру, корову, курицу и т. д., живыми видели только по телевизору. Отсюда и такое равнодушное, порой граничащее с жестокостью отношение к живой природе. А ведь, в конечном счете, именно от наших детей будет зависеть какой будет наша Земля, а, следовательно и наша жизнь, в ближайшие десятилетия. Именно поэтому очень важно с самого раннего детства прививать в детях интерес, любовь и мысли о бережном отношении к окружающей нас живой природе.

Источник

Оцените статью