Настроение и эмоции у детей
венера тимаева
Настроение и эмоции у детей
В жизни ребенка непременно должны царить положительные эмоции как первооснова для его нормального психического развития. На этом подчеркивает гуманная личностно ориентированная педагогика. Воспитание у ребенка положительных чувств и всемерное осуждение и подавление негативных всегда были и являются значимыми аспектами развития дошкольника, их считали стержневой составляющей гуманных межличностных отношений, которые в свою очередь составляют основу взаимопонимания и сосуществования в социуме. Самые сильные и стойкие эмоции ребенка проявляются в его настроении. Кого же интересует настроение малыша? Кто о нем заботится? Конечно, первоочередное место в становлении и культивировании настроения ребенка занимает семья, и заменить ее в этом аспекте не сможет ничто и никто. Семья — это первая школа детской жизни, где идет формирование ребенка и развиваются положительные или отрицательные детские эмоции. Мы спросили мам (поскольку именно они ежедневно собирают детей к детскому саду, какое настроение преобладает у ребенка утром? Большинство искренне признались, что им некогда утром обращать внимание на настроение ребенка. Исключением является лишь жалобы ребенка на самочувствие. Несколько больше внимания родители обращают на настроение ребенка в вечернее время. И прежде всего потому, что дети вечером больше капризничают, не слышат обращений взрослого, чаще плачут. Ошибочным является убеждение взрослых о том, что чуткий, сострадательный человек — это мягкотелое, избалованное существо. Ведь кротость, сострадание и другие благородные чувства человека вовсе не свидетельствуют о его плаксивости и слабости. Ребенок может быть отзывчивым, никого не обижаться и в то же время способным не позволить ровеснику обидеть себя. Каждому взрослому, кто взял на себя ответственность за сопровождение полноценного развития ребенка,следует прежде всего ответить на вопрос: достаточно ли я внимателен к переживаниям ребенка? Формировать настроение ребенка в дошкольном учреждении следует начинать с простого, правда, несколько забытого ныне утреннего приема ребенка в группу. Каждое утро ребенка должно встречать не просто фигура воспитателя «на воротах в красных сапогах», чтобы ответить на приветствие и зафиксировать присутствие. Общеизвестно, что рекомендация программных документов имеет целью передачу ребенка от мамы к воспитателю, и главное при этом — настроение дошкольника. Заметим, если бы воспитатели каждый раз акцентировали внимание на настроении малыша, здороваясь с ним утром, спрашивали, что случилось, если ребенок не в настроении, то каждая мама старалась бы не осрамиться перед воспитателем и позаботиться, чтобы настроение ребенка был максимально положительным. И если настроение дошкольника уже испорчено, изменить его на лучше имеет доверительный разговор с учетом знания педагогом индивидуальных особенностей конкретного ребенка, его предпочтений, особенностей семейных обстоятельств. Результатом такой утренней встречи в дошкольном учреждении должны быть озаренные радостью детские глаза, ведь общее эмоциональное настроение ребенка (радостный, грустный, бодрый, вялый, пассивный и тому подобное) влияет на протекание всех его психических процессов. С радостным настроением дошкольник все воспринимает в позитивном ключе, в тревожном — отовсюду ожидает неприятностей. Плохое настроение ребенка, вызванное определенным незначительным событием, длится обычно недолго и проходит незаметно. А вызванное стойкое болезненное отношение к определенным жизненным ситуациям, вроде недовольства близких взрослых, частых поражений, болезней, переутомления, плохое настроение может переживаться глубоко и продолжаться долго. У ребенка из-за плохого настроения происходит всплеск эмоций. Нам незаметны значительные внутренние изменения в его организме в это время, а только яркое их проявление снаружи, которое мы не всегда понимаем. Именно внешнее проявление плохого настроения часто дезорганизовывает утром поведение и ребенка, и взрослого. Главное, что ребенок не всегда осознает причины своего настроения. А именно от него зависит его глубина и продолжительность. Поэтому внимательное отношение к настроению каждого ребенка утром, выявление причин ее плохого настроения и создания условий для бодрого имеет огромное значение для счастливого проживания ребенком каждого дня. Не стоит забывать, что радостное, приподнятое настроение предотвращает проявления негативных черт характера, а это — важное условие воспитания.И здесь пригодится способность взрослого чувствовать ребенка сердцем: услышать ее во время индивидуального и осторожного разговора, понять, что стоит за его объяснением или молчанием, найти те волшебные слова, которые вернут ему радость, чувство защищенности. Должны помнить, что эмоциональное состояние имеет значительную обратную силу влияния на всю деятельность ребенка, а в дошкольный период — это особая связь.
эмоциональный комфорт, формирование и переживания положительных эмоций является необходимым условием и основой для формирования многогранной личности ребенка, его полноценного развития и жизнедеятельности.
1. Дошкольная педагогика №5(46)
2. Формирование Здорового Образа Жизни у дошкольников Т. Г. Карепова
3. Интернет источник ПОДРАСТУ. РУ
Коллективная работа детей разновозрастной группы «Весеннее настроение» Этот материал может быть полезен воспитателям дошкольного образования и учителям начальной школы. Коллективная работа детей разновозрастной.
Конспект логопедического занятия «Эмоции» Конспект логопедического занятия для детей группы со сложным дефектом по теме «Такие разные эмоции» Цель: формирование эмоциональной лексики.
Конспект занятия для детей 5–6 лет «Потерянное настроение» Конспект занятия для детей 5-6 лет «Потерянное настроение» Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников. Оборудование: «волшебный шкатулочка»,.
Конспект занятия «Я и мои эмоции» социально — психологический проект «Я и моё настроение» для детей с ОВЗ Цель: развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями. Задачи: — дать.
Лэпбук «Эмоции и чувства» для детей старшего дошкольного возраста Лэпбук «Эмоции и чувства» для детей старшего дошкольного возраста Лэпбук «Эмоции и чувства» для детей 5-6 лет, предназначен для развития.
НОД с элементами театрализованной деятельности во второй младшей группе «Наши эмоции и настроение» Непосредственно образовательная деятельность с элементами театрализованной деятельности во второй младшей группе Тема: «Наши эмоции и.
Фотоотчет «Новогоднее настроение через творчество. Работы детей» Предновогодняя суета, наряженные магазины, улицы. Все готовятся к встрече самого волшебного праздника — Нового Года! На занятиях с детьми.
Презентация на тему «Эмоции детей» В нашем дошкольном учреждении проводится работа по внедрению международно бакалавриата. Воспитатель предлагает тему, подводя детей к размышлению.
Стихи для детей из серии «Чувства. Эмоции» Все мы в своей жизни испытываем те или иные эмоции и чувства, часто ловлю моменты их яркого выражения среди своих воспитанников в детском.
Театральное занятия для детей старшего возраст «Эмоции настроений» Цель: 1. Через театрализованные игры реализовать индивидуальные возможности и потребности детей в самовыражении и развитии, раскрыть творческий.
Источник
Конспект занятия по формированию представления об эмоциональном состоянии человека «Моё настроение»
Ольга Низамутдинова
Конспект занятия по формированию представления об эмоциональном состоянии человека «Моё настроение»
«Мое настроение «
1. формировать представление об эмоциональном состоянии человека – настроении;
2. способствовать развитию умения детей управлять своим настроением;
3. повысить эмоциональный фон настроения детей с использованием терапии поэзии и нетрадиционной техники рисования.
Оборудование и материалы: мольберт с изображениями детей в разном эмоциональном состоянии (спокойным, радостным, грустным, три прозрачных стакана, глина, блестки, серия картинок, пальчиковые краски, одноразовые тарелки, лист ватмана с изображенным на нем стволом дерева; воздушные шары со смайликом «Улыбка» по числу детей, листочки со стихотворением «Секрет хорошего настроения» по числу детей, указка, палочка.
Ход занятия
I. Вступительная часть
1. Ритуал начала занятия «Дружба начинается с улыбки».
Задача: способствовать эмоциональному сближению детей.
– Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг.
Возьмемся за руки, друзья! (все берутся за руки)
Друг другу улыбнемся.
Мы пожелаем всем добра и скажем:
II. Основная часть
2. Чтение стихотворения о настроении Светланы Зернес «Настроение».
– Ребята, я хочу прочитать вам стихотворение. Послушайте, пожалуйста.
Настроение пропало.
Я везде его искала:
Под диваном, под столом,
Во дворе и за углом,
Я звала его, сердилась,
А оно не находилось!
И тоскую, и грущу.
Может, я не там ищу?
Без следа исчезло прямо.
А потом вернулась мама.
Как ей это удалось? –
Настроение нашлось!
3. Беседа с детьми «Что такое настроение?»
Задача: познакомить детей с понятием настроение.
– Догадались, о чем мы сейчас будем говорить? Правильно, о настроении. Что же такое настроение? Да, вы правы, настроение – это душевное состояние человека.Оно может быть разным: спокойным, радостным и грустным.
Иногда мы чувствуем себя очень плохо, даже отвратительно. То, что происходит с нами, напоминает что-то неприятное и мрачное. И тогда настроение похоже на мутную лужу в плохую погоду (беру стакан с водой и высыпаю в него глину).
Иногда настроение похоже на праздничный салют – яркое, как разноцветные искорки, а мир вокруг кажется таким разноцветным, как вода в этом стакане (бросаю в стакан блёстки и палочкой их размешиваю). В такие моменты у нас замечательное настроение!
Но настроение не всегда похоже на салют, иногда оно как озеро в хорошую, летнюю погоду – спокойное, тихое и очень-очень светлое. Тогда мы чувствуем себя хорошо и уверенно (беру стакан с чистой водой). В это время настроение похоже на чистую воду.
4. Работа с картинками-иллюстрациями на стенде «Настроение»
Задача: учить детей различать и называть эмоциональные состояния человека (спокойное, радостное, грустное).
– Ребята, посмотрите на картинки Кто изображен на картинках? Да, дети с разным настроением. Как вы узнали, что у них разное настроение? Правильно, по выражению лица. Объясните, пожалуйста, какое настроение у ребят на картинках.
– Какое настроение у этого ребенка? – Как вы определили настроение детей на картинках? Правильно, по выражению лица, т. е по мимике. С помощью мимики мы можем показать какое у нас настроение: веселое, грустное или сердитое.
5. Мимическая игра «Передавалки»
1. способствовать открытому проявлению эмоций.
2. тренинг выразительной мимики.
– Ребята, давайте поиграем в игру «Передавалки». Будем передавать друг другу разное настроение. Я передаю своему соседу справа – улыбку, ты передаешь улыбку следующему, передай улыбку соседу (по кругу, передай «сердилку» (сердитое выражение лица, передай «испуг» ,передай «страшилку», передай «смешилку».
6. Упражнение “Я – дерево”.
1. снятие психофизических зажимов;
2. научить детей в отрицательном, находить положительное (положительная оценка происходящих событий в предлагаемых обстоятельствах (солнце, ветер, дождь).
– А теперь давайте немного отдохнем. Прошу вас всех подняться. Представьте, что вы все – деревья. Каждый из вас какое-то дерево. Кто-то дуб, клён или тополь, береза, елочка (помогаю выбрать позу, дети встают вокруг меня, изображая поляну).
– Итак, наступает утро, встаёт солнышко, “деревья” просыпаются, тянутся к солнышку, расправляют “ветки”, “умываются росой” (под слова дети выполняют задание). Хорошо, тепло, распускаются листики, поют птички.
– Вдруг подул ветерок (раскачиваемся, ветер усилился (сильнее раскачиваемся).
– Пошёл дождь, деревья прячутся от дождя. Идёт сильный дождь.
“Деревьям” холодно! Наконец дождь закончился, погода начинает улучшаться, выглянуло солнышко, деревья стряхнули капли дождя, выпрямились.
– Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. Когда шёл дождь, было холодно, неприятно. Зато сейчас “деревья ” чистенькие, “листочки” блестят, ещё ярче светит солнышко!
7. Упражнение «Причины плохого настроения».
Задача: помочь детям осознать причины ухудшения настроения.
– Ребята, также как погода в природе, наше настроение может меняться. От чего же портится наше настроение? Посмотрите перед вами картинки. Каждый возьмет одну из картинок и попробует рассказать от чего может испортиться настроение.
(Предлагаютсякартинки с изображением: обиды, плохая погода, ссора, расставание, плохое самочувствие)
8. Упражнение «Секреты хорошего настроения?»
Задача: учить положительно воздействовать на собственное настроение.
– Знаете, люди с разным настроением совершенно по-разному смотрят на мир. Вот послушайте интересное стихотворение (звучит стихотворение М. Щеловановой):
Какое сегодня утро?
Сегодня плохое утро!
Сегодня скучное утро!
И, кажется, будет дождь…
Почему же плохое утро?
Сегодня хорошее утро!
Сегодня весёлое утро!
И тучи уходят прочь!
– Ребята, нужно ли ждать, когда пройдёт плохое настроение? А вы знаете, что улучшает наше настроение? Посмотрите перед вами снова картинки. Каждый возьмет одну из картинок и расскажет, что помогает улучшить настроение.
(Предлагаютсякартинки с изображением: подарка, друзья, улыбка, танец, игрушка, мультфильм, домашнее животное, прогулка, вкусная еда)
9. Рисование «Украсим дерево» в нетрадиционной технике (рисование ладошками).
1. познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (ладонью).
2. способствовать улучшению эмоционального фона настроения и развитию эмпатии.
– Ребята, посмотрите, у нас в комнате стоит грустное дерево. Как вы думаете, почему оно грустное? Конечно, наступила осень и все листья облетели. Давайте попробуем развеселить дерево. Мы подарим ему новые листочки. Посмотрите на ваши ладошки, они похожи на листья. Сейчас мы опустим ладошки в краску и приложим ее к веткам. Попробуем это сделать сначала сухой ладошкой. Подойдите к дереву (помогаю детям прижать ладошки к листу).
– Какими бывают листья осенью? Правильно, разноцветными. На деревьях желтые, красные листья, также есть еще и зеленые. Окунайте ладошку в мисочку с любой краской (желтой, оранжевой, красной) и приложите к веточке.
– Получился замечательный осенний лист. Теперь пальчиком проведите коротенькую линию внизу отпечатка – это будет черешок. Протрите руку салфеткой. Можете поменять цвет краски и нарисовать еще листья.
– Посмотрите, какое замечательное осеннее дерево у нас получилось. Дерево стало ярким и веселым благодаря вашей помощи.
III. Заключительная часть.
9. Чтение стихотворения Лики Разумовой «Секрет хорошего настроения».
Источник