- Биологическая теория эмоции П.К. Анохина
- Теория эмоций П.К. Анохина
- Теории эмоций человека – чем отличаются авторитетные концепции авторов
- Что такое эмоции и на что они похожи
- Теория эмоций П.В. Симонова
- Основополагающая формула теории Симонова
- Роль эмоций в теории Симонова
- Разбор эмоций по формуле Симонова
- Теория эмоций П. К. Анохина
- Суть биологической теории Анохина
- Теория эмоций Джеймса-Ланге
- Сильные и слабые стороны теории
- Теория эмоций К. Изарда
Биологическая теория эмоции П.К. Анохина
Рассматривая проблему эмоций с биологической точки зрения, П.К. Анохин подчеркивает, что эмоции охватывают весь организм и придают состоянию человека определенное биологическое качество. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто предшествуя определению локализации воздействия и конкретному механизму ответной реакции организма. Именно благодаря эмоциям организм быстро оценивает характер воздействия, и руководствуется самым древним и универсальным критерием всего живого — стремлением выжить; это и придало эмоциям универсальное значение в жизни организма.
Он рассматривает эмоциональные состояния «как закономерный факт природы, как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира». При этом он опирается на теорию эволюции Ч. Дарвина. Согласно ей сохраняются только полезные приспособления. Исходя из этого эмоциональные состояния, не только удерживающиеся в процессе эволюции, но и развившиеся до определенной планки, не могли бы сохраниться и закрепиться наследственностью, если бы они были хоть немножко вредны или бесполезны для жизни. При этом Анохин утверждает, что вопрос сводится лишь к тому, в чем, собственно, состоит биологическая и физиологическая полезность эмоций в осуществлении функций организма. Анохин, отвечая на этот вопрос, утверждает, что в процессе эволюции эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, который удерживает процесс в его оптимальных границах. Тем самым эмоции предупреждают разрушающий характер недостатка и избыточную информацию о каких-либо факторах жизни организма.
Суть биологической теории состоит в том, что она утверждает, что положительное эмоциональное состояние какой-либо потребности возникает лишь в случае, если информация о совершенном действии, отражает все компоненты положительного результата. Этой эмоцией закрепляется правильность и полноценность, как самого действия, так и приспособительных действий, которые использовались для достижения результата.
Результатом глубокой теоретической мысли является биологическая теория эмоций П. К. Анохина. Эта теория рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира.
Активационная теория Д. Линдсли
В своей теории Линдсли заменил широкое понятие организмического возбуждения, которое было предложено Даффи, на понятие активации.
Активация — «нейронное возбуждение ретикулярной формации ствола мозга с сопутствующими изменениями электроэнцефалографических показателей коры».
Толкование эмоций Линдсли предполагает существование предшествующего эмоционального стимула, который может быть внешним условным, либо внутренним безусловным. Эти стимулы порождают импульсы, которые в свою очередь активизируют ствол мозга, дальше импульсы посылаются к таламусу и к коре больших полушарий. «Гипотетический активизирующий механизм» преобразует все эти импульсы в поведение, которое характеризуется «эмоциональным возбуждением».
Согласно представлениям П. Мак-Лина, в формировании мотивационно-эмоциональных состояний играют роль два круга: амигдалярный и септальный. Первый связан с пищевыми и защитными реакциями, второй — преимущественно с половыми.
Подкорковые эмоциогенные структуры оказывают активирующее влияние на кору головного мозга. Она же, в свою очередь, на основании оценки сигналов из внешней и внутренней среды определяет формирование эмоционально окрашенных целостных поведенческих актов.
У человека и животных существует функциональная, межполушарная асимметрия. Специализация больших полушарий головного мозга проявляется и в эмоциональной сфере. Более эмоциогенным является правое полушарие, играющее преимущественную роль на ранних этапах овладения навыками. У человека положительные эмоции связаны в основном с левым полушарием, отрицательные — с правым. Соответственно различается и оценка афферентации от периферических рецепторов: различные психосоматические проявления чаще связаны с левой половиной тела. Левая половина лица в большей степени отражает отрицательные, правая — положительные эмоции. Эти различия проявляются уже у новорожденных, в частности в асимметрии мимики при вкусовом восприятии сладкого и горького.
Трудности в определении локализации эмоциогенных структур мозга у животных были в значительной степени преодолены после открытия в 1954 г. Дж. Олдсом и П. Милнером феномена внутримозгового самораздражения. Крыса получала возможность, нажимая на педаль, замыкать цепь тока и таким образом стимулировать через вживленные в мозг электроды различные его отделы. Высокий уровень положительного подкрепления в тех случаях, когда электрод находился в положительной эмоциогенной структуре («зоны награды», «центры удовольствия», «система поощрения»), приводил к выработке инструментального условного рефлекса в течение нескольких минут.
«Зоны награды» созревают очень рано и уже в первые дни после рождения включаются в регуляцию поведения. Системы отрицательного подкрепления («зоны наказания») также готовы к функционированию на самых ранних этапах постнатальной жизни. Если электрод вживлен в «зону наказания», животное, замкнув один раз цепь тока, в дальнейшем избегает нажимов на педаль.
Таким образом, по стремлению животного к максимизации или минимизации электростимулирования данной «точки» можно отнести ее к системам положительного или отрицательного подкрепления.
Гипоталамическая теория Э. Гельгорна
Активационная функция эмоций отмечается многими авторами. Э. Гельгорн (1948) считает, например, что ускорение и усиление реакций, поддерживающих индивидуальное и видовое существование живых систем, представляет одну из самых ярких черт эмоционального реагирования. Она состоит в том, что при возникновении эмоций происходит активация нервных центров, осуществляемая неспецифическими структурами ствола мозга и передаваемая неспецифическими путями возбуждения (Линдсли, 1960; Арнольд, 1967). Согласно «активационным» теориям, эмоции обеспечивают оптимальный уровень возбуждения центральной нервной системы и ее отдельных подструктур. Активация нервной системы и, прежде всего, ее вегетативного отдела приводит к изменениям во внутренних органах и организма в целом, приводя либо к мобилизации энергоресурсов, либо к их демобилизации. Отсюда можно говорить о мобилизационной функции эмоций.
Ученые пришли к заключению (Э. Гельгорн), что эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма,так, например, радость сопровождается усилением иннервации в мышцах, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, кожа делается теплее, ускоренное кровообращение облегчает питание тканей испособствует улучшению физиологических процессов. Радость молодит, т. к. создаются оптимальные условия питания всех тканей тела. Напротив, физиологические проявления печали характеризуются парализующим действием на мышцы, движения в результате медленные ислабые, сосуды сжимаются, ткани обескровливаются, появляется озноб, недостаток воздуха и тяжесть в груди. Огорчения очень старят, поскольку они сопровождаются изменениями кожи, волос, ногтей, зубов ипр.
Концепция Арнольда
Концепция Арнольда, согласно которой интуитивная оценка ситуации (например, угрозы) вызывает тенденцию действовать, что, будучи выраженным в различных телесных изменениях, переживается как эмоция и может привести к действию. Если Джеймс говорил «мы боимся, потому что мы дрожим», то из концепции Арнольда следует, что мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают. В классификации эмоций М. Арнолд делит эмоции на положительные и отрицательные, критерием этого деления является тенденция (возможность) к действию по сближению/ удалению с объектом.
Источник
Теория эмоций П.К. Анохина
П.К. Анохин рассматривает эмоции в виде продукта биологической эволюции как приспособительный аспект в жизни животных.
При возникновении потребностей появляются отрицательные эмоции, играющие мобилизующую роль, способствуя тем самым более быстрому и оптимальному способу удовлетворения этих потребностей. Когда нужный результат достигнут и потребность удовлетворена, то появляются положительные эмоции. Такие положительные эмоции выступают конечным подкрепляющим фактором. Они закрепляются в памяти и в будущем участвуют в мотивационных процессах, влияяна выбор способа, которым потребность будет удовлетворена. В случае несовпадения результата и намеченной цели, появляется эмоциональное беспокойство, которое ведет к поиску более удачных способов достижения желаемой цели.
Частое удовлетворение потребностей, имеющее положительно-эмоциональную окраску, ведет к успешному обучению определенной деятельности. Если же имеют место повторные неудачи, то это способствует торможению неэффективной деятельности и толкают на поиски новых, приносящих успех целей.
Когнитивные теории эмоций.
Когнитивные теории эмоций – это теории, объясняющие эмоции через познавательные процессы.
Когнитивно-физиологическая теория С. Шехтера.
В этой теории эмоциогенными факторами считаются сознательные оценки, которые дает человек ситуации. Косвенным подтверждением этой теории является влияние словесных инструкций на переживания человека, а также дополнительной информации, меняющей у человека оценку возникшей ситуации.
В эксперименте в качестве лекарства давали физиологически нейтральный раствор в сопровождении 2-х различных инструкций. В одном случае сообщилось, что лекарство должно вызвать состояние эйфории (радости), в другом – состояние гнева. После принятия лекарства через некоторое время выяснялось эмоциональное состояние испытуемых. Оказалось, что их эмоциональные переживания соответствовали заявленным в инструкции.
Было показано также, что эмоциональные переживания зависят от того, как их переживают люди, находящиеся рядом. Это значит, что эмоциональные переживания передаются от человека к человеку. У человека, в отличие от животных, качество передаваемых переживаний зависит от личностного отношения к тому, кому он сопереживает.
Источник
Теории эмоций человека – чем отличаются авторитетные концепции авторов
Практикующий психолог. Работаю с запросами: — тревожные состояния; — ст.
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Эмоции! Как много интересного и непознанного заложено в этом слове. Эмоции представляют собой субъективное отношение индивида к миру, проявляющее себя в виде ощущений, настроений, чувств.
Что такое эмоции и на что они похожи
В переводе с латинского — эмоция «потрясаю, волную». Эмоции можно сравнить с палитрой цветов. Без эмоций, жизнь будет тусклой. Это все равно, что жить в сумерках. Некоторые люди говорят: «Я не хочу больше испытывать эмоции! Хочу быть безэмоциональным». Таким образом, ошибочно пологая, — если они перестанут испытывать эмоции, их жизнь станет лучше, легче.
На самом деле, есть люди, которые не испытывают эмоции. Эмоциональные нарушения могут быть связаны с аутизмом, психопатией или алекситимией — термин, означающий трудности, связанные со словесным описанием своего состояния.
Эмоции! Их ещё можно сравнить с приправой. Без них жизнь станет пресной. И в качестве доказательства, можно привести следующий пример: в эмоционально-чувственную сферу заложены телесные ощущения. Когда мы видим любимого человека, ощущаем бабочки в животе, или когда испытываем гнев, можем ощущать желудочный спазм.
Наш мозг приписывает каждому ощущению определенную ценность. Таким образом мы с тобой понимаем положительное оно или отрицательное, слабое или ярко выраженное.
Теории эмоций Анохина, Симонова и Фестингера.
От эмоций не нужно бежать или закрываться. Их важно понимать. В части эмоций, нет аксиомы. Но существуют авторитетные теории. В этой статье как раз о них и пойдет речь. Они приоткроют тебе завесу в мир эмоций.
Теория эмоций П.В. Симонова
Достаточно интересная, но в то же время очень простая теория от отечественного психофизиолога, биофизика и психолога П. В. Симонова. Называется «Информационная теория эмоций». По мнению Симонова информационная теория предполагает уточнения в части биологической теории П.К. Анохина.
Различие между информационной и биологической теориями заключается в том, что важно не только располагать информацией о результате в контексте достижимость/ не достижимость, но и знать степень вероятности.
Основополагающая формула теории Симонова
Её идея заключается в следующем:
- Э — эмоция.
- П — актуальная потребность (её сила и качество).
- Ис — информация о тех средствах, которыми обладает индивид в данный момент.
- Ин — информация о тех средствах, которые необходимы для удовлетворения потребности.
- Ис-Ин — вероятность удовлетворения потребности, учитывающая приобретенный или генетический опыт.
Выводы по формуле:
- Эмоции не будет, если есть потребность, но при этом человек обладает всей необходимой информацией для её удовлетворения.
Допустим, потребность скушать что-то сладенькое, побудила тебя пойти на кухню. Ты знаешь, что там тебя ждет вкусный тортик. Понятное дело, в данном случае никаких эмоций не будет. Ты просто удовлетворишь свою потребность.
- Эмоция возникнет при наличии потребности
Giphy
Но, если, прейдя на кухню, ты увидишь, что кто-то из домашних съел твой тортик, или наоборот, купил еще один — появится эмоция.
Роль эмоций в теории Симонова
Симонов говорил о том, что, как бы не звучало парадоксально, но благодаря эмоциям обеспечивается оценка меры незнания. Данная формула позволяет понять, что отрицательные эмоции возникают вследствие недостаточного количества информации. Положительные же, когда информация в избытке.
Как пример: негативный осадок от отпуска вследствие того, что ожидание не совпало с реальностью. То есть были завышены ожидания, а в реальности всплыло много «подводных камней», которые изначально не учитывались.
- отрицательные эмоции являются следствием недостаточного количества информации, или неприятной информации (например человек боится летать. Для него неприятной информацией будут случаи авиакатастроф);
- положительные эмоции возникнут в том случае, когда информации было достаточно, или когда она оказалась выше ожидаемой (например, поездка в отпуск. В данном случае неожиданные бонусы в виде улучшенного номера в отеле или дополнительных услуг, бесплатно предоставленые отелем).
Суть теории Симонова заключается в том, что в нормальных ситуациях, когда поведение человека ориентировано на те события, которые уже происходили, с учетом четко обозначенной цели и плана действий, он может достигнуть желаемого без помощи эмоций.
Но тогда, когда в ситуации много пробелов или человек столкнулся с чем-то впервые, возникает другая тактика относительно удовлетворения потребности. Эмоции будут как подсказки. Например, эмоция страха возникает в случае отсутствия сведений, необходимых для защиты. Эмоции помогают в поиске новой информации.
Разбор эмоций по формуле Симонова
Ин — как Я могу этого достичь?
Ис — что Я могу для этого сделать?
Фото Vanessa Bucceri on Unsplash
Главное учитывать, что нужно не просто знать, но и стараться увеличивать свои возможности (Ис). Обрезать всю ту лишнюю информацию о допустимых препятствиях, которые могут возникнуть на пути удовлетворения потребности (Ин).
Теория эмоций П. К. Анохина
Советский физиолог П.К. Анохин в разработке своей теории делал упор на теорию эволюции Чарльза Дарвина. Данная теория получила название «Биологическая теория эмоций». Согласно утверждению Анохина, получается, что эмоциональные ощущения, в процессе эволюции, фундировались как некий инструмент, который удерживает процесс в приемлемых границах.
Таким образом эмоции предупреждают характер разрушения, связанный с недостатком и избыточной информацией о некоторых факторах жизни организма.
В рассматриваемой теории, эмоциям отводятся роли, направленные на достижение целей:
Выделяются две стадии:
- Формирование потребностей
- Удовлетворение потребностей
Фото автора Kindel Media: Pexels
Согласно биологической теории Анохина, потребности порождают отрицательные эмоции, как инструмент мобилизации, таким образом способствуя удовлетворению потребности наиболее оптимальным способом. Положительные эмоции возникают в тех случаях, когда достигается нужный результат.
Неудовлетворенная потребность будет фонить чувством дискомфорта.
Суть биологической теории Анохина
Отрицательные эмоции указывают на отклонения во внутренней среде, и запускают определенную программу действий. После того, когда достигнут желаемый результат, возникает положительная эмоция. Она выступает в качестве конечного закрепляющего фактора. Но следует отметить, что положительная эмоция возникнет лишь в том случае, когда информация от результатов совершенного действия совпадет с ожидаемым результатом.
Положительная эмоция, закрепляясь в памяти, в дальнейшем будет принимать участие в процессе мотивации и иметь влияние на принятие решений о способе удовлетворения потребности.
Запрограммированные отрицательные эмоции, возникшие вследствие того, когда результат не совпал с ожидаемым, ведут к торможению неэффективных действий, и поиску новых оптимально успешных направленных на достижение цели.
Фото автора Pavel Danilyuk: Pexels
Теория эмоций Джеймса-Ланге
Данную теорию, независимо друг от друга, разработали У. Джеймс и К. Ланге в 1880-1890гг. Основополагающая суть теории — эмоции представляют собой следствие осознания индивидом рефлекторных физиологических перемен в организме. Она называется «Периферическая теория эмоций».
Ключевая суть заключается в том, что эмоции проявляют себя, как ответ, когда мозг реагирует на информацию, принимаемую нервной системой организма. Проще говоря, суть теории заключается в том, что эмоциональные переживания являются «продуктом» физиологических изменений.
Опираясь на данную теорию, получается, что, человек испытывает страх от того, что дрожит, а не дрожит от того, что ему стало страшно; грустит по причине того, что глаза наполнены слезами, а не плачет потому, что ему стало грустно.
Периферическая теория наследует взгляды Чарльза Дарвина, согласно которой, животные не обладают сознанием, но выражают свое состояние телесной экспрессией.
Сильные и слабые стороны теории
Был проведен следующий эксперимент: испытуемым нужно было дать оценку показанных им карикатур и озвученных анекдотов. В то же время им нужно было держать карандаш во рту. При этом от одной группы требовалось, чтобы они держали его зубами при этом невольно демонстрируя некое подобие улыбки, а другие должны были держать губами, в результате чего выражение лица было хмурым и напряженным.
Несложно догадаться, что первая группа сочла карикатуры и анекдоты более смешными.
Спектр телесных реакций человека ниже набора эмоциональных переживаний.
Например, слезы олицетворяют горе и печаль. Но мы также можем плакать и от радости.
Проявление эмоций определяется культурными нормами. Например, в Китае заведено сообщать вышестоящим и старшим о своем горе, с улыбкой. Таким образом преуменьшая степень своего горя и не беспокоя вышестоящее лицо.
Теория эмоций К. Изарда
Она называется «Теория дифференциальных эмоций». Разработана американским психологом и специалистом в области психологии эмоций Кэрроллом Изардом. Данная теория получила свое название путем центрации на тех эмоциях, которые рассматриваются как разнящиеся переживательно-мотивационные процессы.
Фото Kelvin Yan on Unsplash
Данная теория наделяет эмоции функциями детерминант поведения с обширным диапазоном: от насилия и непреднамеренного убийства до самопожертвования.
По мнению Изарда, возникновение эмоций произошло в результате биологической эволюции, различающихся по трем центральным основаниям:
- биологические факторы в выполнении психической деятельности;
- пантомимика и мимика;
- специфика тех переживаний, которые испытываются человеком.
На основании перечисленного, Изард выделил десять базовых эмоций, которые есть фундаментом мотивационной системы человека. Они включают в себя:
Связь и всевозможные процессы сочетаний данных базовых эмоций генерируют все остальные эмоции.
Источник