Как успокоить эмоционального человека

Не говорите «Успокойся». Как справиться с чужим гневом и истерикой

Как реагировать на вспышку гнева или истерику у взрослого

Майк Эннесли психолог, поэт, автор множества книг по релаксации, медитации

Большинство из нас стараются не выражать сильные чувства прилюдно — например, на работе. Исключения составляют случаи, когда человек неожиданно узнает о свалившемся на него горе. И, конечно же, есть просто неуравновешенные люди, для которых ярость или слезы — едва ли не первая реакция на события. Как общаться с такими трудными людьми?

Как погасить чужой гнев

Гнев разгорается быстро и способен мгновенно завладеть человеком. Казалось бы, лучшая реакция на чужой гнев — оставить человека в покое и дать ему «перегореть». Однако исследования показали, что это скорее увеличивает эмоциональный накал, а не снижает.

Иногда гнев оправдан — если вы виноваты, то можно и позволить пострадавшему разразиться возмущением. И все же взрыв эмоций делает нормальное общение невозможным и зачастую приводит к решениям, невыгодным для обеих сторон. Не говоря уже о том, что можно окончательно испортить отношения. Так что лучше научиться гасить гневные вспышки.

Предугадывайте, где может загореться. Готовясь поднять взрывоопасную проблему, заранее продумайте, что будете говорить, и постарайтесь предугадать, какие ваши слова могут вызвать негодование.

Может быть, лучше выдавать неприятную информацию частями? Так вы сможете при необходимости отложить потенциальный конфликт до более удачного момента или временно сменить тему, чтобы погасить первые искры ярости.

Будьте «пожарным». Очень важно в ответ на вспышку гнева самому не расстраиваться, не нервничать и не приходить в ярость. Попробуйте отстраниться от ситуации и представить, что вы пожарный и в первую очередь должны заботиться о том, чтобы не сгореть самому. Вообразите, что на вас защитная каска. Дышите глубоко.

Избегайте опасности. Если вы столкнулись с сильной вспышкой гнева, не стесняйтесь уйти, чтобы не пострадать, — и пусть вас не беспокоит, что какие-то вопросы остались нерешенными. Расскажите о случившемся человеку, которому доверяете: пусть он поможет вам найти решение или даже выступит в роли посредника.

Подберите правильные слова. Когда настанет ваша очередь говорить, убедитесь, что у вас нейтральный тон и неагрессивные жесты. Медленная речь может возыметь успокаивающее действие.

В разговоре с разгневанным человеком используйте четкие и конкретные формулировки, а не расплывчатые — вроде «Я вас услышал» или «Вижу, что вас это раздражает». Продемонстрируйте стремление разрешить ситуацию. Избегайте оценочных суждений. Не приводите оправданий и не защищайтесь.

Вы ни при чем. Люди часто злятся по глубоко личным причинам. Ваши слова или поступки могли просто спровоцировать взрыв эмоций, которые давно копились и искали выхода. Зная, что главная причина этого взрыва не в вас, вы расстроитесь меньше и даже, возможно, сумеете успокоить буяна.

Как справиться со слезами или паникой

Когда нужно помочь другому справиться с волнением, многое зависит от ваших взаимоотношений с человеком, от того, сколько времени вы проводите вместе, и от развития ситуации.

Иногда достаточно уделить человеку побольше внимания — но для этого порой приходится отодвигать на второй план собственные дела. А можете поделиться с собеседником своим видением ситуации: вдруг вы знаете то, чего не знает он? Но имейте в виду: неосторожное замечание порой способно лишь обострить тревогу, поэтому подбирайте слова тщательно. Поставьте себя на место другого человека.

Никогда не говорите «Успокойся». Это слово совершенно бесполезно: оно подразумевает, что человек по-детски капризничает, а вы покровительственно похлопываете его по плечу. Вспомним совсем уж чудовищный случай — снисходительное замечание премьер-министра Великобритании женщине-депутату палаты общин: «Успокойтесь, дорогуша!».

Столь же бессмысленны призывы вроде «Не плачь!» или «Тебе надо выплакаться». Просто дайте человеку спокойно поплакать и не акцентируйте на этом внимание, чтобы не усугублять и без того неловкое положение.

Скажите: «Давай это обсудим». А эта фраза, напротив, подразумевает сочувствие и поддержку. Если человека разговорить, это может оказать в каком-то смысле целительное действие.

Отведите его туда, где он сможет говорить свободно. Делясь своими проблемами, он сможет увидеть всю ситуацию как бы со стороны, вашими глазами, даже если вы всем своим видом выражаете полнейшее сочувствие.

Ваш собеседник услышит свой голос — и поймет, что, возможно, немного преувеличивает размеры бедствия. Пока он говорит о своих эмоциях более сдержанно и отстраненно — так, чтобы вы могли его понять, — они сами собой сходят на нет.

Читайте также:  Психологическая уравновешенность что такое эмоции

Фраза «Мы с этим справимся» полезнее, чем «Все будет хорошо». Легко сказать, что все утрясется само собой. А работа с негативными эмоциями может потребовать внутренних усилий. Вы должны уметь признаваться самому себе, что не все идет гладко: без этого нет эмпатии.

Расширьте поле зрения. Прекрасно, если ваши слова или поступки подтолкнут человека взглянуть на ситуацию шире, но призыв «Давай посмотрим на вещи объективно» может прозвучать покровительственно (или выглядеть невыполнимым) — кроме, разумеется, определенных рабочих ситуаций, где он уместен.

Дышите синхронно. Иногда можно предложить собеседнику три раза вместе глубоко вдохнуть — и проделать это. Человек не только отвлечется и переключит внимание, но и улыбнется, а это даст ему желанное снятие нервного напряжения.

Подбодрите человека прикосновением. Дружеские объятия могут творить чудеса, но даже если ваши отношения не столь близки, достаточно похлопать человека по спине или по плечу, чтобы продемонстрировать поддержку. Но никогда не прикасайтесь к другому, если в вашем действии можно будет заподозрить сексуальные мотивы.

Источник

Как успокоить эмоционального человека

Истерика — это почти что пожар, потому «тушить» ее лучше всего водой. Предложите человеку выпить стакан воды, если он не реагирует, то можно даже попробовать слегка побрызгать на него из стакана, можно намочить полотенце и протереть ему лицо, важно, чтобы оно было холодным. Все зависит от того, из-за чего произошла истерика. От личности и психологии человека зависят дальнейшие точечные действия.

Дайте человеку возможность поплакать. В моменты, когда человек переживает горе, важно дать ему понять, что он не один, выслушать его.

Если же человек категорически не принимает вашу поддержку, а его поведение становится очень странным и по внешним признакам напоминает острый психоз с галлюцинациями и бредом или суицидальное поведение, то нужно срочно вызывать скорую помощь.

Не будьте излишне настойчивы, предлагая человеку свою помощь. Если человек ведет себя агрессивно и не хочет рассказывать, что у него случилось, не стоит приставать к нему с расспросами. Учитывайте также уровень вашей близости с человеком, который пребывает в подобном состоянии: его реакция во многом зависит от того, насколько вы близки.

Нельзя ругать ругать или пытаться пристыдить человека в истерике, говорить фразы вроде: «Ну ты же уже большой, как тебе не стыдно?» или «Соберись, тряпка!» Важно понимать, что человеку, пребывающему в таком состоянии, и так очень тяжело, он чувствует себя слабым и беззащитным.

Если человек говорит, что у него паническая атака, первым делом попросите его сесть и начать дышать медленнее, чтобы нормализовать ритм дыхания.

Возьмите человека за руку, чтобы он почувствовал себя в безопасности.

Часто панические атаки случаются в публичных местах, особенно когда там большое скопление народа. В этом случае постарайтесь как можно скорее вывести человека из «агрессивного» места.

Попробуйте переключить внимание человека. Задавайте очень глубокие или, наоборот, очень глупые или даже откровенно неприличные вопросы. Такое проникновение в личное пространство человека может помочь ему вернуться в реальность.

Ни в коем случае не оставляйте человека одного. Не пытайтесь его пристыдить или обвинить в притворстве.

Физиологические симптомы панической атаки похожи на симптомы сердечного приступа: пульс повышается, увеличивается потоотделение, кружится голова, затрудняется дыхание. Если паническая атака случается с человеком в первый раз, он может испугаться еще сильнее от того, что просто не будет понимать, что с ним происходит. Ваша задача — убедиться в том, что недомогание вызвано не проблемами с сердцем, а именно приступом паники. Если у вас есть сомнения, лучше вызвать скорую.

В момент приступа постарайтесь донести до человека мысль о том, что, когда пройдет страх, он снова почувствует себя хорошо. После того как он успокоится, объясните ему, что панические атаки могут быть симптомом тревожного расстройства. Единичные приступы в целом вписываются в норму, но вот если они повторяются регулярно, то лучше обратиться за помощью к специалисту.

Важно сделать это бережно и осторожно. Попробуйте зайти издалека, подготовить человека, чтобы он сам начинал догадываться о том, что случилось неладное, и задал вам нужный вопрос.

Подбирайте слова и формулировки также с максимальной осторожностью. Лучше продумать заранее, что вы будете говорить.

После того как вы сообщили трагическое известие, покажите человеку, что он может положиться на вас. Если он начнет плакать, выслушайте его и попытайтесь успокоить.

Не пытайтесь переложить ответственность за то, чтобы новость достигла адресата, на кого-то другого. Если обстоятельства складываются так, что именно вы должны сообщить неприятную весть, не пытайтесь сделать это через третьих лиц (если, конечно, дело касается близких людей).

Читайте также:  Что рисовать чтобы снять стресс

Главное — не рубить с плеча. Самый худший способ донести дурное известие — сделать это внезапно. Так вы подвергнете человека двойному стрессу: с одной стороны, он будет пребывать в шоке от самой новости, с другой — от того, насколько стремительно она его настигла.

Не стоит доказывать человеку, что его проблемы не имеют значения во вселенском масштабе или ничтожны по сравнению с проблемами других людей. Этим вы обесцените его горе.

Не бросайте человека один на один со свалившимся на него горем, если только он сам не попросит оставить его в покое.

Это та ситуация, в которой не нужно предпринимать никаких действий специально: неестественное внимание может задеть человека, подчеркнув его «неполноценность» в глазах окружающих.

Вместе с тем, узнав о смертельной болезни, человек может просто перестать чувствовать и попытаться уйти из внешнего мира заранее, порвав все социальные связи. Если возможно, попытайтесь его поддержать и не дайте замкнуться в себе.

Если человек приходит в какой-то коллектив, например, на работу, и говорит: «Врач сказал, что у меня рак. Мне осталось жить два года», но при этом ведет себя предельно оптимистично, как будто смертельный диагноз поставили не ему, не напоминайте ему о болезни и ни в коем случае не пытайтесь его прилюдно жалеть.

Не пытайтесь избегать человека, которому поставили смертельный диагноз. Этим вы только будете способствовать его социальной изоляции.

Не пытайтесь своими силами отговорить человека от совершения задуманного. Во-первых, без специальной психологической подготовки вы рискуете только спровоцировать человека, собирающегося покончить с собой. Кроме того, если трагедия случится в результате того, что вы подберете неверные слова, ваши действия могут попасть под уголовную статью — доведение до самоубийства.

Любое слово может стать триггером для человека, который собирается покончить с собой. Именно поэтому лучше постараться не взаимодействовать с ним до приезда специалистов. Однако, если коммуникации не избежать, ни в коем случае не произносите фразы вроде: «Брось, да ты же ни за что не прыгнешь!» Этим вы только продемонстрируете, что недооцениваете серьезность намерений человека.

Также ни в коем случае не пытайтесь взывать к его чувству ответственности, произнося что-то вроде: «Одумайся, у тебя же дети!» Возможно, именно неспособность справиться с ответственностью и стала причиной того, что человек пытается покончить с собой.

В отличие от панических атак и шоковых ситуаций, при которых человека может отвлечь внезапный или провокационный вопрос, в случае, когда человек находится на грани, ни в коем случае нельзя прибегать к этой стратегии.

Источник

Как укротить гнев и не срываться на близких

Гнев — врожденный механизм самозащиты. Именно поэтому его так сложно контролировать. А если учесть, что стрессовые ситуации происходят с нами почти каждый день, даже самые уравновешенные люди периодически выходят из себя, давая волю накопившейся агрессии. При этом чаще всего под горячую руку попадают члены семьи. Вот несколько проверенных способов, которые помогут сохранить здоровье, нервы и отношения с любимыми людьми.

Сосчитайте до десяти

Если вы чувствуете раздражение или злость, сделайте несколько глубоких вдохов. По убеждению профессора Гарвардского университета Эндрю Вейля, правильное дыхание — это ключ к самовосстановлению. Когда человек злится, он дышит часто и поверхностно или вовсе задерживает дыхание. Если же мы начинаем дышать размеренно и глубоко, напряжение отступает. Самый распространенный способ — медленно сосчитать до десяти, концентрируясь на дыхании. Старайтесь делать выдохи длиннее, чем вдохи. Так вы не только снизите уровень адреналина, но и отвлечетесь от того, что вас тревожит. Кроме того, этот прием очень эффективен в борьбе с бессонницей.

Найдите способ отвлечься

Переключить внимание с объекта агрессии — первостепенная задача, считает психолог Сьюзен Нолен-Хоэксема из Мичиганского университета. Прокручивая в голове неприятные ситуации, мы становимся нервными и провоцируем новый приступ гнева. Это подтверждают исследования профессора Брэда Бушмена из университета Огайо: если человек вспоминает о чем-то обидном, он реагирует более остро даже на самое незначительное раздражение. Так, сочинения студентов Бушмена критиковал «подставной» ученик. Затем одним предлагалось побить грушу и подумать об обидчике, а другим — сконцентрироваться на собственных движениях. Испытуемые из первой группы оказались более агрессивными и мстительными.

Возьмите небольшой тайм-аут

При сильном эмоциональном возбуждении люди склонны оценивать ситуацию неадекватно. Если вы чувствуете, что повышаете голос, возьмите тайм-аут. Это поможет не произнести то, о чем потом будете жалеть. Подумайте, что именно вы хотите донести до собеседника, а главное — как сделать это без истерики. Самым правильным решением будет 20-минутная прогулка в одиночестве. Она позволит отвлечься и дать гневу выход, не причиняя вреда себе и другим. Старайтесь идти быстрым шагом и обращать внимание на все, что происходит вокруг. Вместо прогулки можно потанцевать, отправиться на тренировку или сделать растяжку. Вернувшись, вы сможете спокойно продолжить разговор.

Читайте также:  Как называются люди не понимающие эмоций

Если вы уже начали произносить обидные слова, найдите в себе силы, чтобы остановиться и не продолжать. Это сбережет не только нервы, но и отношения с близкими. Вернуть самообладание можно разными способами. Прежде чем выплеснуть негативные эмоции, сделайте паузу и внимательно посмотрите на человека, которого хотите обидеть. Скорее всего, перед вами находится тот, кто нуждается в вашей поддержке и любви. Подумайте об этом и попробуйте взглянуть на свою реакцию со стороны. Также полезно подойти к зеркалу и посмотреть на себя во время очередной вспышки гнева. Запомните, как вы выглядите, и вспоминайте каждый раз, когда хотите сорваться на крик.

Поймите причину гнева

Искусственно поддерживать хорошее настроение и подавлять свои переживания вредно для здоровья, считают психологи. И, наоборот, проявление эмоций снижает уровень стресса и повышает иммунитет. Такой вывод сделал профессор Тель-Авивского университета Гиора Кейнан. Очень важно научиться принимать свои чувства и правильно их выражать. Эксперты по эмоционально-фокусированной терапии говорят, что гнев часто является вторичной эмоцией, которая скрывает за собой страх, тревогу, стыд или чувство вины. Прислушайтесь к себе. Если вы чего-то боитесь, можно намеренно потрясти всем телом, расслабив мышцы. Если испытываете обиду — поплакать. Если раздражены — покричать в подушку или включить хеви-метал.

Изучите «пусковые механизмы» и стадии своего гнева: какие ситуации чаще всего провоцируют злость? Также полезно обратить внимание на физические реакции, предшествующие приступу ярости. Это может быть сжатие челюсти, учащенное сердцебиение, изменение цвета кожи, повышенное потоотделение, пульсирование в висках, легкое покалывание в шее или плечах. Внимательно понаблюдайте за такими ощущениями: когда они появляются и как проходят? Эти знания помогут оставаться собранным и спокойным в любой ситуации. Если вы чувствуете, что начинаете «закипать», используйте описанные выше приемы. Со временем правильные реакции на гнев станут автоматическими.

Поделитесь с близкими

Еще один способ взять эмоции под контроль — обратиться за поддержкой к близким. Преодолевать препятствия в одиночку намного сложнее. Расскажите им о приступах раздражительности и о том, что стараетесь работать над собой. Объясните, что сожалеете о срывах и понимаете, как важно научиться решать проблемы более цивилизованным способом. Таким образом вы дадите понять, что чувства ваших близких и отношения с ними очень значимы для вас. Скорее всего, они не только внимательно выслушают и попытаются понять, но и дадут несколько полезных рекомендаций. Также можно попросить членов семьи о том, чтобы они хвалили вас каждый раз, когда вам удалось сдержать негативные эмоции.

Придумайте стоп-слово

Найдите способ напомнить себе о том, что пришло время остановиться. Например, придумайте со своими близкими стоп-слово. Если кто-то из вас произносит его — оба пытаются закончить ссору. Это не решит разногласий, но позволит избежать бессмысленных оскорблений и перейти к конструктивному обсуждению, когда вы будете спокойны. Кроме того, полезно сделать для себя памятку с парой отрезвляющих фраз. Можно написать: «Мне важнее высказать недовольство или сохранить отношения?» Всегда держите запись под рукой и перечитывайте, чтобы снизить эмоциональный накал в нужный момент. Умение остановить ссору некоторым людям кажется слабостью, хотя именно это признак силы.

Заведите дневник эмоций

То, что не получается выразить вслух, можно написать на бумаге. Это не только помогает избавиться от разрушительных чувств и посмотреть на проблему под иным углом, но и отлично развивает эмоциональный интеллект. Попробуйте в течение месяца вести «дневник гнева». Записывайте туда все случаи вспышек злости, их причины и эмоции, которые вы при этом испытали. Не стесняйтесь в выражениях. Скоро вы заметите, что стали лучше различать свои состояния и чувства. А главное — вы сможете намеренно избегать тех ситуаций, которые чаще всего вызывают приступы гнева. Кстати, такой дневник необязательно вести на бумаге. Можно воспользоваться одним из мобильных приложений.

Пересмотрите режим дня

Распространенная причина срывов — хронический стресс. Возможно, вы не высыпаетесь, недостаточно двигаетесь, неправильно питаетесь или не умеете переключаться с работы на отдых. Воспринимайте свой гнев как сигнал о том, что необходимо что-то менять. Постарайтесь ежедневно находить время для поддержания физического и эмоционального здоровья. Можно придумать себе приятное успокаивающее хобби, чаще проводить время с любимыми людьми, освоить медитацию или йогу. Скорее всего, после хорошего отдыха проблема уже не покажется столь существенной. Если справиться с приступами агрессии в одиночку не получается, советуем обратиться за помощью к психотерапевту.

Источник

Оцените статью