Как уменьшить стресс от школы

Содержание
  1. 10 способов помочь подростку справиться со стрессом
  2. 1. Признать проблему
  3. 2. Отнестись серьезно
  4. 3. Выявить причину стресса
  5. 4. Учить планировать дела
  6. 5. Расставить приоритеты
  7. 6. Поддерживать правильный образ жизни
  8. 7. Следить за перерывами
  9. 8. Формировать реалистичные ожидания
  10. 9. Быть рядом
  11. 10. Следить за собой
  12. 7 советов: как помочь ребенку справиться со стрессом в школе
  13. Не делать ребенка жертвой
  14. Сменить контроль на партнерство
  15. Перестать давить на ребенка
  16. Нужен опыт достижений
  17. Переключать виды деятельности
  18. Учитывать биологические ритмы
  19. Рассказать «правду» об оценках
  20. ТОП-5 советов психолога как избавить ребенка от “школьного” стресса
  21. Формируйте положительные ожидания от учебного процесса
  22. Возвращаемся к школьному режиму постепенно
  23. Рабочее место ребенка — это важно
  24. Не начинайте все занятия сразу
  25. Вводите тайм-менеджмент и альтернативные способы обучения

10 способов помочь подростку справиться со стрессом

1. Признать проблему

Первое, что важно сделать, — это не замалчивать проблему. Если вы замечаете у подростка признаки стресса, он жалуется на усталость, стал раздражительным, тревожным, плохо ест и спит или наоборот ест и спит слишком много, либо часто плачет, то не стоит делать вид, что все в порядке, и надеяться, что само пройдет. Наоборот, нужно обратить внимание на проблему и указать на нее ребенку: рассказать о том, что такое стресс, что многие его испытывают при тяжелых нагрузках и в подобном состоянии нет ничего ужасного. А дальше — начать вместе разбираться со сложившейся ситуацией.

2. Отнестись серьезно

Проблемы подростков часто кажутся родителям неважными. В первый момент многим хочется отмахнуться: какие у школьника могут быть сложности, все учились и сдавали экзамены, и никто от них не умер. Однако ребята воспринимают свои проблемы совершенно серьезно и страдают от них не меньше, чем их родители — от «взрослых» трудностей. Все эти неурядицы и конфликты переживаются впервые, и двойка на экзамене ощущается так же болезненно, как потом будет ощущаться увольнение или отказ на собеседовании. А потому и последствия стресса могут быть такими же серьезными. Так что родителям стоит с пониманием и сочувствием относиться к состоянию своих детей.

3. Выявить причину стресса

Стрессовой может оказаться уже одна нагрузка во время учебы, особенно при подготовке к экзаменам. Но если есть дополнительная причина, делающая учебу еще более трудной и даже мучительной, родителям нужно вовремя ее выявить. Конфликт с одноклассниками или преподавателями, травля, сложности с некоторыми предметами — все это может сильно ухудшить как состояние, так и успеваемость школьника. Стоит поговорить с ним, попытаться выяснить, не стоит ли за стрессом какой-то определенный фактор, и обсудить, как можно улучшить ситуацию.

4. Учить планировать дела

Грамотное планирование позволяет значительно уменьшить уровень стресса. Стоит научить подростка заранее просматривать свои дела и разбивать их на более мелкие, локальные задачи в зависимости от времени и возможностей, составлять сбалансированный график работы на ближайшее время. Это дает возможность окинуть взглядом все, что необходимо сделать, вовремя завершать дела и укладываться в срок, избегая ситуации, когда необходимо за один вечер сделать дел на неделю. Так у подростка исчезает ощущение, что над ним «висит» бесконечный список заданий, пропадает неприятное чувство неизвестности и за счет этого уменьшается тревожность.

5. Расставить приоритеты

Если в обычной ситуации лучше мотивировать школьников стремиться к большему, то в стрессовый период надо, наоборот, выделять необходимое и отсекать все лишнее. Стоит вместе оценить, какие вещи в данный момент важны, а какие задачи на время можно оставить или выполнить с минимальными усилиями. Например, занятия вокалом можно прервать на время подготовки к ЕГЭ, а доклад по непрофильному предмету — написать и на тройку. Ведь иначе есть опасность, что попытки хвататься за все дела сразу не только увеличат уровень стресса и напряжение, но и не дадут возможности уделить достаточно внимания действительно значимым делам.

6. Поддерживать правильный образ жизни

В стрессовый период подростки в первую очередь начинают пропускать приемы пищи, урывают время на учебу у сна, а зарядка и тем более полноценные тренировки становятся чем-то недостижимым. При этом вести правильный образ жизни особенно важно как раз в трудное время: только здоровый и отдохнувший организм может выдерживать возросшие нагрузки, работать продуктивно и справляться со стрессом. Поэтому родителям стоит отдельно следить за тем, чтобы еда у школьника была полноценной, мотивировать его выходить на улицу и заниматься спортом хотя бы понемногу каждый день и не засиживаться за книгой и смартфоном допоздна.

Читайте также:  Актерский тренинг гимнастика чувств сергей гиппиус

7. Следить за перерывами

Отдых для продуктивной работы и высоких результатов важен не меньше, чем сама учеба. Наш мозг не способен работать над одним делом без переключений, а после нескольких часов любые дальнейшие действия будут бессмысленными или даже вредными, начнут появляться ошибки и неточности. Поэтому стоит следить не только за тем, чтобы подросток вовремя садился за работу, но и за тем, чтобы он вовремя уходил отдыхать. Конечно, самое лучшее — отправиться куда-нибудь на улицу или позаниматься спортом, но даже переключение на игру или сериал лучше, чем непрерывная подготовка к ЕГЭ или многочасовое выполнение домашних заданий.

8. Формировать реалистичные ожидания

Школьная система образования устроена так, что в процессе учебы подросткам часто прививается болезненный перфекционизм: нужно успевать везде и во всем, получать пятерки, участвовать в проектах и олимпиадах. Наша система жестко наказывает за ошибки и желание попробовать нестандартный подход. При этом в реальной жизни все это — необходимые для работы и дальнейшей учебы навыки. Поэтому родителям стоит учить ребят, что ошибаться — это нормально, не все получается с первого раза, и иногда имеет смысл не ставить слишком высокую планку, если сразу понимаешь, что не получится достать до нее. Умение не требовать от себя невозможного и прощать себе неудачи позволяет сильно снизить напряжение и делает работу только более эффективной.

9. Быть рядом

Подростку всегда важно чувствовать, что родители его поддерживают, понимают и готовы что-то подсказать, а в стрессовый период ощущение защищенности и «прикрытых тылов» становится еще более значимым. Нужно выстраивать отношения так, чтобы школьник знал, что может поделиться своими переживаниями, обратиться за помощью в сложной ситуации, что родители не будут осуждать его за провалы, а поддержат и попробуют вместе разобраться. Одно ощущение того, что ты не один, способно дать силы справиться с самыми сложными периодами в жизни.

10. Следить за собой

Часто родители видят проблемы подростка, но не замечают, что сами во многом являются дополнительной или даже основной причиной стресса. Когда они начинают приносить домой свои рабочие конфликты, срываться на близких, придираться и заваливать их критикой, это травмирует гораздо сильнее, чем строгость учителей. Поэтому начинать нужно с себя. Семье стоит помнить, что комфортная обстановка дома — один из главных способов поддержать школьника.

Источник

7 советов: как помочь ребенку справиться со стрессом в школе

Замечали, что дети часто приходят из школы выжатые, как лимон? Дело не только в сложности обучения, но и в стрессе, с которыми они сталкиваются ежедневно.

По результатам глобального исследования «Уверенность в процессе обучения», проведенного известной аналитической компанией, именно российские школьники больше всех в мире испытывают стресс из-за успеваемости. Об этом заявили 79% респондентов. О том, как помочь ребенку преодолеть эту проблему, рассказал основатель Центра образовательных технологий Advance Николай Ягодкин .

Стресс стрессу рознь. Бывают повседневный и травматический стрессы. Отличаются они тем, что травматический стресс провоцируется непосредственным негативным воздействием (трагическое событие, переживание эмоционально напряженной ситуации), а повседневный возникает чаще из-за ожидания возможных негативных событий и характеризуется меньшей интенсивностью, но большейпродолжительностью. Повседневный стресс — то, с чем дети ежедневно сталкиваются впроцессе обучения в школе.

Повседневный эмоциональный стресс — нагнетающий и всегда ожидаемый, но, к сожалению, не всегда очевидный. Он вызывается ситуацией неопределенности, когда мы знаем, что событие может произойти (проверка домашнего задания, контрольная) и предвидим возможный неприятный для себя исход событий. Повседневные стрессоры — это не стрессовые события сами по себе, степень «стрессовости» зависит от оценки человеком возможных событий или их последствий. Психологический стресс возникает,когда человек оценил, что внешние и внутренние требования вызывают чрезмерное напряжение сил или превосходят внутренние ресурсы.

Например, ребенок систематически не делает «домашку» по литературе, ничего не читает, ждет, что его вызовут к доске, переживает. И иногда его вызывают. Ожидания оправдываются — одноклассники смеются, учитель ругает. Повседневный стресс, стресс ожидания негативного события, в данном случае, переходит в травматический. Ситуация становится показательной, и в дальнейшем подобное ожидание будет переживаться с большим напряжением. До тех пор, конечно, пока не сработает защитный механизм, и не изменится система ценностей ребенка. «Кому нужна эта литература?». Одним из ключевых понятий в контексте повседневного стресса становятся как внутренние, так и внешние ресурсы личности. Некоторые дети не делают домашнее задание, не берутся за сложные задачи, потому что не верят в то, что с ними справятся — это недостаток внутреннего ресурса. А кому-то просто не хватает времени и сил из-за большой загруженности — это отсутствие внешнего ресурса. Как же помочь своему ребенку?

Читайте также:  Что чувствует заказчик приворота когда жертва сопротивляется

Не делать ребенка жертвой

К огромному сожалению, большинство детей за время школьного обучения приобретает синдром выученной беспомощности. Они привыкают к тому, что не могут повлиять на ситуацию (предметы, учебники и задания выбрали за них, оценка — тоже не всегда объективное мерило), и уже даже не пытаются. Ваша задача — помочь ребенку почувствовать, что он способен нести ответственность за ситуацию, в которой он находится. Важно не гнаться за отличными оценками по всем предметам, а понять, какие перед ним стоят цели (и как они связаны с его интересами), показать пути их достижения и, самое главное, роль ребенка в этом процессе. Это переводит ребенка из статуса жертвы в активного «решателя» проблемы. Ощущение себя как активного творца собственной жизни — один из важнейших компонентов самооценки, которая, в свою очередь, является важным внутренним ресурсом личности.

Сменить контроль на партнерство

Беречь ребенка от сложных ситуаций бесполезно. Даже если часть ответственности родители берут на себя, их контроль лишь усиливает стресс. Стресс усиливает даже совместное выполнение заданий и особенно промежуточный контроль. Поэтому контакт с ребенком должен перейти в сферу партнерских отношений. Ребенок должен знать, что вы опора, и к вам можно всегда обратиться с любой проблемой (ведь вы не будете ругать). Но тут тонкая грань — вторгаться в сферу ответственности ребенка и сломя голову бросаться решать его проблемы тоже нельзя.

Перестать давить на ребенка

Родительские послания 1 могут усиливать стрессовую ситуацию. Часто ребенку транслируется мысль, что он гордость всей семьи, от него зависит чуть ли не судьба мира и именно на него (13-летнего, например) возлагаются все надежды мамы, папы,дедушек и бабушек, дяди потомственного академика и троюродной тети из Иркутска.Возникает задача, с которой он в этом возрасте справиться не может и не должен (но все родные люди ежедневно повторяют, что должен). Еще не надо искать работу, а ему уже говорят, что он сейчас должен заниматься математикой (и вообще хорошо учиться), чтобы найти хорошую работу через какое-то время.

Нужен опыт достижений

У ребенка должен быть свой опыт достижений, он будет влиять на другие сферы его жизни. Когда за душой есть успехи в учебе, в спорте, различные награды, психика крепче. Естественно, растет уровень самооценки, что непосредственно влияет на то, как ребенок справляется со стрессом.

Переключать виды деятельности

Ребенок проводит в школе и за домашним заданием примерно столько же, сколько вы на работе. Многие дети учатся больше, чем их родители работают (по 6-7 часов в день +«домашка»). Если стресс связан с учебой, то от него нужно отдыхать. Как известно, отдых— это смена деятельности, в данном случае может помочь творчество, общение, физическая активность. Важно не переусердствовать и не превратить переключение деятельности в новую гонку за достижениями. Если ребенку нравится играть в футбол во дворе, рисовать граффити в тетрадях или отбивать ритмы на кастрюлях, дайте ему такую возможность.

Учитывать биологические ритмы

Всплески активности могут приходиться на разное время — на утреннее, на школьное время. После плотного обеда или после школы ребенок, наоборот, хочет отдохнуть. Вечером, например, он снова готов трудиться. Поэтому не нужно заставлять делать домашнее задание сразу, как он пришел из школы. Лучше подгадать периоды, когда ему легче, либо вместе с ним определить это время.

Рассказать «правду» об оценках

Оценки во многом субъективны, но зачастую дети не понимают, за что получают даже объективные оценки. Двойка может быть за оформление, за содержание, за опоздание,за забытый дневник. И это совершенно разные двойки. Нужно объяснить ребенку, что оценивается не он, а его действия по заданным критериям. Как только он это понимает, оценка автоматически снимается с личности (т.е. просто двойка — значит я двоечник, а тут за оформление — я плохо оформил). Как видите, стрессов у детей ничуть не меньше, чем у взрослых. Мы разобрали основные причины, которые относятся именно к успеваемости. Для вас мы составили универсальный алгоритм: ищите причину стресса и решите проблему, которая к нему приводит; найдите все ситуации неопределенности и переведите их в ситуации определенности; уделяйте внимание внутренним и внешним ресурсам ребенка, именно они помогут ему справляться с трудностями. Это будет важной инвестицией в будущее ребенка.

Читайте также:  Лада или радость тимура кибирова

Источник

ТОП-5 советов психолога как избавить ребенка от “школьного” стресса

Прощай лето! В школах стартовал новый учебный год. Отвыкшие за локдаун и лето от школы девушки отправились на учебу оффлайн.

Некоторые шли на эту встречу с одноклассниками и учителями с энтузиазмом, а некоторые же шли в школу мрачнее тучи.

Психологи объясняют, что нерадостным событием выход в школу является для тех детей, которые испытывают тревогу, сомнения в своих силах, полны переживаний и различных страхов. Что делать в этом случае? Психологи онлайн-школы “На Урок” по просьбе Vesti.ua дали важные советы, как настроить ребенка на позитивное начало длительного учебного марафона.

Формируйте положительные ожидания от учебного процесса

Иногда родители буквально программируют своих детей на негативные ожидания и тревогу, поскольку волнуются сами и передают свое состояние окружающим. Прозвучит банально, но позитивный настрой работает гораздо лучше. Не стоит пугать школьника будущими трудностями учебного года. Лучше сядьте и разберите с ребенком, какие новые и интересные предметы ждут его в новом году.

Возвращаемся к школьному режиму постепенно

Одним из основных источников стресса в начале учебного года является необходимость ранних подъемов, от которых за лето отвыкла вся семья. Если вы не начали привыкать к школьному режиму заранее, то начинайте уже по ходу постепенно входить в новый ритм. Кому-то легко просто взять и проснуться в 7 утра, а кому-то необходимо делать это постепенно, просыпаясь каждый день чуточку раньше, чтобы в итоге научиться вставать так, чтобы все с утра успевать и не опаздывать на первый урок.

Рабочее место ребенка — это важно

Очень мотивирует на учебу подготовка рабочего места юного школьника. Пусть ребенок вместе с родителями разберет свой рабочий стол, разложить на полках учебники, которые выдали в школе. Кроме наведения чистоты и систематизации пространства, такое уборка является отличной психологической упражнением, которое поможет подготовиться к изменению ритма жизни.

Не начинайте все занятия сразу

Вы планируете записать ребенка в новые секции в новом учебном году? Прекрасно! Но лучше, чтобы начало занятий не совпадал с началом школьных занятий. Есть риск, что ребенок будет нервничать и быстро уставать, поэтому просто не сможет показать хороших результатов ни в учебе, ни в дополнительных занятиях. Возможно, посещение некоторых кружков стоит отложить до октября. Это обеспечит более гибкое вхождение в учебный ритм. Не будет лишним посетить вместе с ребенком пробные занятия: познакомиться с преподавателями и новыми детьми, узнать методику обучения. Это снизит стресс и увеличит интерес детей в кружки.

Вводите тайм-менеджмент и альтернативные способы обучения

Распланируйте со школьником чем бы они хотели заняться на протяжении всего учебного года, кроме обучения. Кружки, секции, концерты, кинотеатры, спектакли — очень полезно выписать все, что интересует школьника в целом. И на основании этого составить личный комплексный план, хотя бы примерный. Например, суббота — посещение выставки или кинотеатра, воскресенье — бассейн и тому подобное. Известно, что план, изложенный на бумаге, очень организует и мотивирует. Ведь именно он наглядно показывает, как много интересного можно успеть при правильном планировании своего времени.

Если вы понимаете, что ребенку будет сложно самостоятельно овладевать школьной программой или готовиться к ЕГЭ, стоит рассмотреть альтернативные способы обучения. Например, воспользоваться помощью репетитора или записаться на курсы.

Источник

Оцените статью