Городецкая роспись
Искусство городецкой росписи зародилось в заволжском крае близ г. Городца, недалеко от Нижнего Новгорода.
В окрестных селах этого края (Курцево, Косково и др.) крестьяне издавна украшали удивительной росписью свои дома — ставни, прялки, шкафчики, сани, детские игрушки. Каждый предмет городецкого художественного промысла — настоящее произведение искусства. Рассмотри донца старинных прялок.
На расписных городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, охоты, изображения барышень и кавалеров за беседой. Эти сценки украшены диковинными цветами: яркими розанами, купавками, зелеными веточками.
В самую короткую летнюю ночь на праздник Ивана Купалы расцветают, по поверью, особые цветы и травы, которые обладают целебной силой. Вот этими цветами и украшены все предметы. Композиции из розанов и купавок могут составлять отдельную композицию или дополнять сюжетное изображение.
А Л. Беспалова. Сундучок-скамеечка.
Ф. Касатова. Доска разделочная. Городец. 1980 г.
Посмотри, как изящно решены городецкие травы, веточки и листья, как органично сочетаются крупные формы с мелкими.
Мастер пишет красками сразу по чистой доске или по фону, легко и уверенно нанося мазки без прорисовки контура.
Донце прялки расписное. Фрагмент. 19 в.
Л. Мельников. Донце прялки резное с росписью и инкрустацией. Городец. 1866 г.
Сначала мастер крупной кистью делает замалевок — цветные пятна круглой формы. Из них и составляется композиция росписи. Затем, работая мелкими кистями, он усложняет форму цветка, делает серединку и дужки лепестков. Завершается работа белой оживкой в виде штрихов, дуг, лепестков, точек, которые придают цветам неповторимый вид.
Роспись купавок и розанов
Л. Беслалова. Панно «Цветы». 1980-е гг.
В чем же волшебство Городецких узоров? Красок-то всего: красная, синяя, зеленая, немного желтой, а черная и белая для оживки. Все дело в том, какие краски рядом положить, чтобы получилась гармония цвета.
Детские работы. Гуашь
Задание
Сделай эскиз одного из предметов быта: доски для резки хлеба, коробочки, подставки под чайник, игрушки-каталки. Укрась его по мотивам городецкой росписи, используя гуашь и кисти разных размеров. Вначале загрунтуй бумагу или картон под цвет дерева охрой с белилами. Продумай композицию росписи. Крупной кистью нанеси основные пятна замалевка в форме цветов (красные, розовые, голубые) и птиц (черные). Листочки пиши сразу в один мазок. Теперь пропиши более темной по тону краской лепестки и серединки цветов и сделай белую оживку.
Такой росписью можно украсить фанерную заготовку-доску для резки хлеба. Когда краски на ней просохнут, надо нанести лак. Это хороший подарок маме. И на кухне будет красиво, и польза есть. А может быть, всем вместе украсить школу?
Источник
Городецкая роспись
Искусство городецкой росписи зародилось в заволжском крае близ г. Городца, недалеко от Нижнего Новгорода.
В окрестных селах этого края (Курцево, Косково и др.) крестьяне издавна украшали удивительной росписью свои дома — ставни, прялки, шкафчики, сани, детские игрушки. Каждый предмет городецкого художественного промысла — настоящее произведение искусства. Рассмотри донца старинных прялок.
На расписных городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, охоты, изображения барышень и кавалеров за беседой. Эти сценки украшены диковинными цветами: яркими розанами, купавками, зелеными веточками.
В самую короткую летнюю ночь на праздник Ивана Купалы расцветают, по поверью, особые цветы и травы, которые обладают целебной силой. Вот этими цветами и украшены все предметы. Композиции из розанов и купавок могут составлять отдельную композицию или дополнять сюжетное изображение.
А Л. Беспалова. Сундучок-скамеечка.
Ф. Касатова. Доска разделочная. Городец. 1980 г.
Посмотри, как изящно решены городецкие травы, веточки и листья, как органично сочетаются крупные формы с мелкими.
Мастер пишет красками сразу по чистой доске или по фону, легко и уверенно нанося мазки без прорисовки контура.
Донце прялки расписное. Фрагмент. 19 в.
Л. Мельников. Донце прялки резное с росписью и инкрустацией. Городец. 1866 г.
Сначала мастер крупной кистью делает замалевок — цветные пятна круглой формы. Из них и составляется композиция росписи. Затем, работая мелкими кистями, он усложняет форму цветка, делает серединку и дужки лепестков. Завершается работа белой оживкой в виде штрихов, дуг, лепестков, точек, которые придают цветам неповторимый вид.
Роспись купавок и розанов
Л. Беслалова. Панно «Цветы». 1980-е гг.
В чем же волшебство Городецких узоров? Красок-то всего: красная, синяя, зеленая, немного желтой, а черная и белая для оживки. Все дело в том, какие краски рядом положить, чтобы получилась гармония цвета.
Детские работы. Гуашь
Задание
Сделай эскиз одного из предметов быта: доски для резки хлеба, коробочки, подставки под чайник, игрушки-каталки. Укрась его по мотивам городецкой росписи, используя гуашь и кисти разных размеров. Вначале загрунтуй бумагу или картон под цвет дерева охрой с белилами. Продумай композицию росписи. Крупной кистью нанеси основные пятна замалевка в форме цветов (красные, розовые, голубые) и птиц (черные). Листочки пиши сразу в один мазок. Теперь пропиши более темной по тону краской лепестки и серединки цветов и сделай белую оживку.
Такой росписью можно украсить фанерную заготовку-доску для резки хлеба. Когда краски на ней просохнут, надо нанести лак. Это хороший подарок маме. И на кухне будет красиво, и польза есть. А может быть, всем вместе украсить школу?
Источник
Урок «Эмоциональная выразительность цвета на примере Городецкой росписи».
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Данная разработка урока для 5 класса будет интересна учителям изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по ИЗО для 5класса | 28 КБ |
emotsionalnye_vozmozhnosti_tsveta_5kl.pptx | 1.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 5 «А» классе.
Урок разработала учитель ИЗО и черчения МБОУ СОШ№9 Г.Лобня
Памшева Оксана Владимировна
Тема: Эмоциональная выразительность цвета на примере Городецкой росписи.
1. Знакомство с народными промыслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Познакомить с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи. Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
2. Посмотреть, как различные цвета влияют на эмоциональный фон человека.
3.Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи.
4. Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
— познакомить с народными промыслами;
-отрабатывать умение рисовать кистью декоративные элементы Городецкой росписи.
-воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию;
— Воспитывать любовь к прекрасному;
— развивать навыки рисования кистью;
— развитие эстетического восприятия произведений народного искусства.
— соблюдать правила работы с красками;
— создать благоприятную атмосферу на уроке;
Вид урока: Урок открытия нового знания
Урок комбинированный, с использованием ИКТ.
» модель для выполнения творческой работы «Кухонная доска»
» баночка для воды
предметы быта, представляющие народные промыслы.
» образцы городецкой росписи – предметы быта, открытки, репродукции
» плакат «Городецкая роспись»
» презентация к уроку
Предметные: ученик научится осознанно различать народные промыслы по их характерным особенностям; самостоятельно определять характерные качества знаков и символов в искусстве; изображать элементы Городецкой росписи, используя различные цвета; выполнять вариации орнаментальных композиций на основе традиционных росписей. Метапредметные(УУД
Познавательные: 1. научится выделять познавательные цели о характерных особенностях Городецкой росписи, поиску информации в учебнике и средствах ИКТ. 2. выбирать способы решения: поиск композиции; выбор графических материалов; анализировать орнаменты с целью выделения существенных признаков, составлять цельный образ из характерных элементов . Регулятивные:
1. ученик научится определять проблему и правильную постановку учебной задачи; адекватно оценивать свои возможности самостоятельной деятельности, добывать новые знания. Целеполагание: 1.будет уметь планировать свою учебную, познавательную и практическую деятельность; 2.будет иметь возможность прогнозировать и предвидеть конечный результат.
Коммуникативные: Научится развивать навыки сотрудничества, разрешения конфликта, принимать участие в работе парами и группами, получит возможность воспринимать различные точки зрения, с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, управлять поведением партнера.
1. у обучающегося будет сформировано проявление эмоциональной отзывчивости на роль искусства в эстетическом и интеллектуальном развитии; 2. осмысленное эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов –символов народного искусства для дальнейшего использования в учебно-познавательной деятельности знаково-символической формы.
3. у обучающегося будет сформирована мотивация к изучению данной темы для понимания орнаментальной символики славянского народа, в процессе рефлексии умение проводить самооценку
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку 3мин.
2. Теоретическая часть. Повторение и изучение нового материала. Вводная беседа с демонстрацией городецкой росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.
3. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для выполнения творческой работы. 15-20 мин.
4. Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.
Ребята, на уроках изобразительного искусства мы уже знакомились с различными народными промыслами. Давайте вспомним их. Я буду загадывать загадки, а вы попытаетесь отгадать, о каком народном промысле идёт речь.
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки.
А ну назовите меня. (Дымка)
Чашки, чайники и вазы
Отличите эти сразу.
Белый фон снегов белей,
Синий – небушка синей.
Кружевное это чудо
Привезли купцы откуда? (Из Гжели)
Есть ещё для вас игрушка,
Не лошадка, не Петрушка-
Для маленькой темница. (Матрешка)
Л Листочки, ягодки, цветочки,
С Стебелечек, завиток,
З Здесь хозяева три цвета:
Ч Черный, красный, золотой.
К Кто привез товар такой? (Хохлома)
Что за чудо этот конь,
Чёрный бок блестит,
Яркий глаз косит
Гордой головой качнёт,
Пышной гривою тряхнёт,
Тонкой ножкой землю бьёт —
Прокатиться нас зовёт!
Мы поскачем по лугам
С яркими цветами.
Сказочные те цветы
Здесь ромашки и купавки,
Словно в капельках росы,
Расцветают тут розаны,
Оживляет те цветы
О волшебных тех цветах
Всем ты расскажи-ка.(слайд2)
Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой — так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки. И хотя городецкие мастера не знали законов перспективы, и их рисунки были плоскими, роспись всегда получалась какой-то удивительно легкой и прозрачной.
Ребята, какие цвета используют при выполнении Городецкой росписи? (слайд 2)
Все эти цвета располагаются в цветовом круге(слайд3).
Давайте вспомним, в какой последовательности располагаются цвета в цветовом круге?
Какое настроение вызывают узоры Городецкой росписи?
Как вы думаете, почему так происходит?
Посмотрите на экран, там изображены элементы городецкой росписи в черно-белом варианте(слайд4).
Какое настроение передаёт такое исполнение?
Мы уже говорили, что цвет способен передавать эмоции, влиять на настроение.
Ребята, если связать всё о чём мы говорим, какая тема нашего сегодняшнего урока?
Ответ детей: «Как цвета, использованные в Городецкой росписи, влияют на наше настроение?»
Итак, наша тема звучит так «Эмоциональная выразительность цвета на примере Городецкой росписи».
Сегодня на уроке вы будете выполнять творческое задание, но сначала мы должны вспомнить какие виды орнаментов есть в Городце.
Основой Городецкой росписи является Цветочный орнамент. Давайте перечислим, какие бывают цветочные орнаменты. Посмотрите на экран.(слайд6-7)
Дети отвечают (букет, гирлянда, ромб, полоса)
Основой любой из этих композиций являются цветы розан и купавка.
Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила.
— Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка — голубым. Этот этап называют «подмалевка».
— Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка
— Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской. (слайды 8-9)
3. Практическая работа.
Ребята, а сейчас я предлагаю вам выполнить роспись разделочной доски, используя цветочный орнамент Городецкой росписи. По своему желанию и фантазии выполните набросок будущей росписи сначала на листе бумаге, используя яркие краски. Я предлагаю работу выполнять по вариантам. Первый вариант постарайтесь использовать только тёплые цвета, а второй вариант только холодные. В конце работы мы посмотрим какое настроение будут передавать полученные работы.
И мое пожелание каждому из вас:
Ничего не бойся –
Ты делаешь для всех.
Мы на тебя надеемся
И верим в твой успех.
Получится, как надо,
И даже сверх того.
Доска лежит здесь рядом,
Давай начнем с нее!
В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои творческие работы на специальную подставку и анализируют, какие работы получились более яркие, эмоциональные, радостные, праздничные. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить то, что лучше всего удалось.
Во время практической работы учащихся, учитель делает целевые обходы: 1 контроль организации рабочего места; 2 контроль правильности выполнения приемов работы; 3 оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4 контроль объема и качества выполненной работы.
Проведение профилактической гимнастики для глаз.
В конце урока дети выявили, что выполнять орнамент тёплыми цветами более комфортно, настроение улучшается, есть ощущение тепла и радости. Работы, выполненные только холодными цветами более сдержанные, тёмные, суровые. Дети наблюдали, что если оценивать успешность выполнения, то работы, выполненные тёплыми цветами более удачные.
Так же дети сделали вывод, что для полного колорита и большей полноты лучше использовать различные цвета, тогда роспись получается более выразительной.
Обобщение материала, изученного на уроке.
- С каким замечательным народным промыслом вы познакомились?
- Какие элементы цветочного узора Городца являются основными?
- Какие цвета используют для выполнения Городецкой росписи?
- Какие цвета делают Городецкий орнамент более весёлыми, радостными, праздничными?
— Вам понравился урок?
— Какая часть урока вам понравилась больше?
— Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что с заданием справился полностью?
— Кто считает, что работу не успел завершить?
Молодцы! Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.
1. Р.Бардин «Изделия народных художественных промыслов и
2.Ю.Г.Дорожкин Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Издательство «Мозаика-Синтез» Москва 2001
3. Е. Попова Городецкие узоры Издательство «Малыш», Москва
4.А.Е.Клиентов Народные промыслы. Издательство «Белый город» Москва 2008
5. А. Рогов Конь копытом бьет. Издательство «Малыш», Москва
Источник