Как учитывать при воспитании темперамент ребенка

Воспитание ребёнка по типу темперамента

Марина Куварзина
Воспитание ребёнка по типу темперамента

Тип темперамента определяется генами, т. е. является врожденным. Еще в 5 веке до н. э. Гиппократ выделил 4 типа темперамента — холерик, меланхолик, флегматик или сангвиник. Поскольку темперамент изменить нельзя, взрослым нужно знать его особенности, чтобы лучше понимать своего ребенка, эффективнее воспитывать и развивать его. Если у мамы и ребенка темперамент схожий, они быстрее найдут общий язык, если же темпераменты резко отличаются (мама – холерик, малыш – флегматик, это ведет к проблемам в общении с ребенком, в его воспитании, т. к мама часто требует от него то, на что он не способен (быть лидером в общении со сверстниками, быть раскованным, быстро одеваться и т. д.). В таком случае взрослому стоит подстроиться под ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, контролировать свои эмоции, чтобы не зародить у малыша комплекс неполноценности. В чистом виде темпераменты встречаются редко, в основном они «смешанные»: у человека проявляются черты сангвиника и флегматика, холерика и сангвиника; но все же преобладает один тип.

Чтобы правильно определить темперамент ребенка, надо за ним внимательно понаблюдать в течение нескольких недель, подмечая основные особенности поведения. После этого, определив тип темперамента, можно строить с ним продуманные отношения.

Ребенок холерик — активен, беспокоен, настроение быстро меняется, иногда агрессивен. Такие дети любят шумные коллективные игры, быстро запоминают информацию — но, к сожалению быстро ее забывают. Легко переносят новую обстановку, поэтому походы в садик и школу для них не проблема. Быстро заводятся, участвуя в игре, или если в руки попала новая игрушка. Возможно, поэтому они с трудом засыпают по вечерам и их практически невозможно уложить спать днем. Все процессы в организме ребенка холерика идут быстро — это касается и запоминания новой информации и выздоровления после болезней.

Особенности воспитания. Организм ребенка холерика до краев наполнен энергией — задача родителей направить эту энергию в нужное русло, параллельно вырабатывая внимание и усидчивость. Родителям ребенка холерика надо обязательно с ним заниматься спортом или еще лучше отдать его в спортивную секцию. Вид спорта принципиальной роли не играет — главное, чтобы произошел выброс энергии. Уже после этого с ребенком можно заниматься делами, требующими усидчивости — подготовка к школе, чтение книг, настольные игры и так далее. Также с ребенком холериком надо обязательно гулять на природе, такие дети не любят закрытых пространств. После прогулки самое время заняться играми, в которых требуется наблюдательность и внимание.

Ребенок меланхолик — тревожен, сдержан, замкнут, отличается рассудительностью, неторопливостью. Из таких детей вырастают консервативные взрослые, которые считают, что все новое — это хорошо забытое старое, но сделанное чуть-чуть хуже. Отличительная черта детей меланхоликов — хорошо развитая интуиция, а так они растут робкими и неуверенными, очень тяжело усваивают новую информацию, при этом быстро устают и отвлекаются. Дети меланхолики не любят перемены мест, поэтому их тяжело научить ходить в садик или школу — из-за этого они могут даже заболеть или симулировать, изображая симптомы, подмеченные у взрослых. Любят подолгу находиться с взрослыми даже в ущерб играм с детьми. Ребенка меланхолика тяжело уложить спать, зато утром он готов сразу же к активным действиям.

Особенности воспитания. Ребенка меланхолика очень легко обидеть и, что важно, он помнит обиды. Поэтому, общаясь с ним, надо стимулировать его рассказы о своих чувствах и проблемах. Надо постоянно поощрять любые начинания и инициативу у ребенка меланхолика. Если и критиковать, то очень мягко — без криков, одергивания и приказов — иначе это может привести к закрытости ребенка от окружающих, даже родителей, что в дальнейшем обычно создает серьезные проблемы в школе и на работе.

Читайте также:  Как бороться с рассеянным вниманием при депрессии

Ребенок флегматик — такие дети неторопливы, осмотрительны, спокойны. Из них вырастают взрослые, которые любят все делать основательно. Наверняка задумывали и проектировали египетские пирамиды зодчие-флегматики. Ребенок флегматик не любит проявлять эмоции, поэтому кажется, что ему все равно — выиграл он или проиграл в какой-либо игре или соревновании. При этом они предпочитают спокойные игры, и могут долгое время собирать конструктор, не мешая взрослым. Ребенок флегматик не любит новшеств в жизни, он долго привыкает к новой обстановке и новым друзьям. Такие дети отличаются хорошим сном, но зато просыпаются они тяжело и еще долго отходят от сновидений. Из таких детей вырастают взрослые, про которых говорят что они «совы».

Особенности воспитания. Дети флегматики лишены эмоций, а если они и есть, то очень скудные — поэтому задача взрослых прежде всего самим излучать положительные эмоции и стараться заразить ими ребенка. В ребенке флегматике надо развивать любознательность, проще всего это сделать, максимально разнообразив его досуг — игры во дворе, просмотр мультфильмов, походы на природу в цирк или зоопарк — все это будет положительно влиять на развитие ребенка. С помощью физических упражнений надо развивать ловкость и подвижность — поэтому, чем раньше в детской комнате появится турник, шведская стенка и канат, тем лучше.

Ребенок сангвиник —душа любой компании: общительный, открытый, легко сходится с незнакомыми детьми, склонен к лидерству. Отрицательная черта характера таких детей — это отсутствие страха и беспечность. На первый взгляд, такие дети находка для родителей и воспитателей, но не все так просто. Дети сангвиники очень часто не доводят начатое дело до конца, так как берутся за любое задание не задумываясь, хватит на это сил или нет. Из ребенка сангвиника вырастают взрослые оптимисты. Такие дети быстро забывают обиды (вернее они их вообще не помнят) и каждый день для них начинается с «чистого листа». В школьном возрасте дети сангвиники отличаются хорошей успеваемостью, но добиться большего результата им мешает отсутствие усидчивости и терпения. Дети сангвиники любят подвижные коллективные игры — футбол, хоккей, баскетбол.

Особенности воспитания. Как уже понятно, сангвиникам не хватает терпения и упорства — на выработку этих качеств и надо обращать внимания родителям. Сделать это проще всего при совместном чтении книг, сборке конструктора или пазла. Надо иметь в виду, что самостоятельно ребенок сангвиник этим заниматься не будет — обязательно присутствие взрослых. Надо следить за тем, чтобы такие положительные качества, как жизнерадостность и оптимизм не переросли в такие особенности характера, как поверхностность и непостоянство.

Принципиально изменить характер человека, получаемый при рождении практически невозможно, но каждому под силу контролировать свои негативные качества, при этом взращивая положительные черты характера. Именно на это надо делать упор родителям при воспитании детей и подростков.

Консультация для родителей «Темперамент ребёнка и воспитание» НАСЛЕДСТВО ПРЕДКОВ Природный темперамент человека виден во всем: в скорости его мышления, темпе речи, в мимике, подвижности, манере общения.

Духовно-нравственное воспитание ребёнка в семье Цели и задачи духовно-нравственного воспитания: Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной.

Консультация для родителей «Как правильно воспитывать ребёнка в зависимости от его темперамента?» Консультация для родителей «Как правильно воспитывать ребёнка в зависимости от его темперамента?» Дорогие родители! Знаете ли Вы, какой.

Читайте также:  Хорошо ли когда человек эмоционален

Консультация для родителей «Нравственное воспитание ребёнка» Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют.

Консультация для родителей «Воспитание аккуратности у ребёнка» Аккуратность — это черта характера, личности человека. Насколько она развита у ребёнка, можно определить по поступкам и результатам его.

Консультация для родителей «Воспитание привычек у ребёнка» Особая трудность воспитания в том, что его ошибки, неправильности становятся заметными не сразу. Привычки возникают в детстве вместе с навыками.

Консультация для воспитателей «Музыкальное воспитание у ребёнка в семье» Как пробудить у ребёнка интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, умение не только слышать, но и слушать? К сожалению многие родители.

Консультация «Секреты детского темперамента. Холерик — буря в пустыне» В предыдущей статье мы рассмотрели 4 вида темперамента и научились определять каким из них обладает ваш ребёнок. Сегодня я открою вам секреты.

Рекомендации для родителей «Воспитание ребёнка в семье» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Донецкая основная общеобразовательная школа» дошкольная гркппа Практические.

Роль темперамента в танцевально-хореографической деятельности ребенка Основу развития характера каждого человека составляет темперамент — совокупность индивидуальных психических и физиологических особенностей.

Источник

Воспитание и темперамент ребенка

Особенности основных типов темперамента, которые важно учитывать в процессе воспитания

Темперамент ребенка мы не выбираем – с ним он рождается и в процессе воспитания практически не претерпевает никаких изменений. Единственное, что мы можем сделать, это «оформить» его – окружить неповторимой индивидуальностью нашего ребенка. В соответствии с темпераментом малыша и для успешного взаимодействия с ним родителям предстоит подобрать (для себя) определенную модель поведения.

Темперамент – это результат высшей нервной деятельности, который характеризуется определенным соотношением двух основных процессов: возбуждения и торможения, является преобладающим способом реагирования организма на внешние раздражители и важнейшим структурным компонентом личности. В процессе воспитания каждый тип темперамента требует индивидуального подхода.

Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик. Каждый из них связан с определенными признаками, характеризующими нервную систему человека, и имеет специфический только для себя способ реагирования.

Сангвиники – это сильный, уравновешенный и подвижный тип темперамента.

Сангвиник имеет хорошую сопротивляемость усталости и стойкость к трудностям, легко учится, продуктивен в своей деятельности и быстро приспосабливается к окружающей среде, говорит быстро, чаще плавно, громко. Ребенок, имеющий в своем арсенале такой «инструментарий», непременно будет веселым, общительным, компанейским – его эмоции всегда проявляются в поведении, он легко забывает пережитые неприятные моменты (не «застревает» на них). Такой тип темперамента в процессе воспитания не представляет сложностей. Однако в случае возникновения трудностей сангвиник может отступить от принятых ранее принципов (правил), может проявлять непостоянство и изменчивость чувств и интересов. Воспитание ребенка с таким типом темперамента в первую очередь заключается в укреплении воли, упорства и выносливости, а также в обучении тому, что принимать решения необходимо с большой рассудительностью и осторожностью.

Меланхолики – слабый, неуравновешенный, инертный тип темперамента.

Меланхолик имеет низкую сопротивляемость усталости и трудным жизненным ситуациям, а также малую подвижность. Такой ребенок легко приобретает комплексы, из-за чего становится пассивным и апатичным. Придает большое значение всему, что его так или иначе касается, и всюду видит трудности и повод для опасения. Принятие решения для него стоит огромных усилий – даже если это самое малое и незначительное решение. А если он все-таки решился, то тратит на этот процесс так много энергии, что на сам поступок часто уже не имеет сил. Меланхолик трудно адаптируется к окружающей среде, недоверчив, полон страхов, сомнений, уклоняется от общения (по типу одиночки, отшельника). Он впечатлительный и ранимый. Воспитание такого ребенка представляет трудности. Требует от родителей и воспитателей огромной снисходительности, деликатности и мягкости в общении, а также создания атмосферы доверия. Ребенка с таким типом темперамента надо поддерживать, стимулировать, поощрять и мотивировать на действие, помогать в принятии решений (но не решать за него!). От природы меланхолик застенчив, избегает общества, ему необходимо помочь в преодоление такого положения – помочь найти подходящий круг общения (такой, где его не будут унижать). При воспитании меланхолика следует обращать особое внимание на его достоинства и преимущества и делать акцент даже на самых маленьких успехах.

Читайте также:  У дев есть чувство юмора

Холерики – сильный, неуравновешенный, подвижный тип темперамента.

Холерику свойственны высокая сопротивляемость усталости и стрессу, но в то же время нехватка эмоциональной уравновешенности. Обладает очень живым, энергичным нравом. Резок, вспыльчив, но отходчив, учится средне, тяжело адаптируется к окружающей среде. Говорит громко, жесты нервные и неточные. Холерик упорно стремится к цели и может добиваться быстрых результатов, если дело потенциально успешное, а конечный результат ему особо интересен. Воспитание сопряжено с трудностями. Когда он встречает протест или сопротивление, становится агрессивным. Воспитание ребенка с таким типом темперамента должно сосредотачиваться на благоразумии и рассудительности, которые ему всегда необходимо задействовать, прежде чем принимать решение, ведь решения у него, как правило, импульсивны и не обдуманы. Воспитание также должно фокусироваться на торможении скорости его реакций. Учитывая склонность холериков к эгоизму и честолюбию, важным является также изменение властного отношения к окружению, необходимо научить такого ребенка учитывать потребности других людей. При этом в отношениях даже с самим маленьким холериком следует избегать использования насилия и применения силы, поскольку это пробуждает в нем агрессию и порождает бунт. А при сильном ударе он даже может дать сдачи. В этом случае лучше обратиться к его доброй воле и амбициям.

Флегматики – сильный, уравновешенный и инертный тип темперамента.

Флегматик имеет хорошую сопротивляемость усталости, эмоционально уравновешен и стабилен, но реакции, скорее, медленные, поэтому у него практически не бывает эмоциональных вспышек и необдуманных поступков. Учится легко, не имеет трудностей с адаптацией к окружающей среде. Его речь медленная, монотонная, бедна на образы и жесты. Ребенок, скорее, веселый, не создающий трудности в процессе воспитания. Из-за своей медлительности может производить впечатление ленивого, но это всего лишь иллюзия, которой не следует поддаваться. Он трудолюбив, добросовестен, как ученик прилежен и ответственен. Порученное дело, как правило, доводит до конца. Такому ребенку необходимо помочь в расширении интересов, так как он склонен сосредотачиваться лишь на одной выбранной теме.

Конечно, стоит учитывать, что чистые типы темперамента практически не встречаются. Как правило, мы имеем дело со смешанными типами с явным преобладанием одного из них.

Знание особенностей характера ребенка, его способов реагирования позволяет родителям более грамотно использовать индивидуальные методы воспитания и избегать многих болезненных воспитательных ошибок.

К сожалению, чаще всего родители не стремятся узнать тип темперамента своего ребенка, из-за чего используют по отношению к нему неправильные методы воспитания или же при наличии братьев и сестер в семье используют одни и те же методы без учета индивидуальных потребностей каждого ребенка, что часто обижает детей. Конечно, не существует золотой середины или точной инструкции по воспитанию, но знание характера ребенка всегда является неоценимой помощью – знание его типа темперамента, особенностей развития, внутренних движущих механизмов и многого другого, что останется важной составляющей его личности в течение всей жизни.

Источник

Оцените статью