Тема любви в лирике Тютчева
Мотив слияния становится и символом истинной любви в лирике Тютчева. Так, вспоминая о Е.А. Денисьевой, первых счастливых, еще ничем не омраченных месяцах их любви, Тютчев пишет:
Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло
С того блаженно-рокового дня,
Как душу всю свою она вдохнула,
Как всю себя перелила в меня.
Это слияние двух душ не приносит человеку счастья, ибо и отношения людей подчиняются все тем же законам, тем же силам – вражде и любви. Любовь – это «слиянье», но и «поединок». Характерно, что эпитет у «слиянья» и «поединка» один и тот же – «роковой», «роковое». В стихотворении «Предопределение», написанном в первые годы любви к Е.А. Денисьевой, поэт признается:
Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И. поединок роковой.
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец.
В осмыслении любви можно увидеть и другой неизменный тютчевский образ: очарование. Любовь – это волшебство, но «чародеем» является сам человек, околдовавший другое сердце, другую душу и – погубивший ее:
О, не тревожь меня укорой справедливой!
Поверь, из нас из двух завидна часть твоя:
Ты любишь искренне и пламенно, а я –
Я на тебя гляжу с досадою ревнивой.
И, жалкий чародей, перед волшебным миром,
Мной созданным самим, без веры я стою –
И самого себя, краснея, узнаю
Живой души твоей безжизненным кумиром.
Чрезвычайно сильно в любовной лирике Тютчева выразилась трагическая сторона человеческих отношений. Любовь – это не только слияние и борьба двух родных душ, но и неизбежная гибель того, кто подчинился роковому чувству. Источник трагедии – не только недобрая судьба, но и общество, «толпа», в конфликт с законами которых вступает любящее сердце. «У Тютчева, – пишет В.Н. Касаткина, характеризуя своеобразие звучания темы любви у поэта, – любовь становится трагедией для людей не в силу виновности одного из них, а в силу несправедливого отношения общества, толпы к любящим». При этом общество выступает как орудие недоброй судьбы:
Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.
Толпа вошла, толпа вломилась
В святилище души твоей,
И ты невольно устыдилась
И тайн, и жертв, доступных ей
Этот мотив рождается из драматических реалий действительных отношений Тютчева и Е.А. Денисьевой. Открывшаяся обществу любовь Е. Денисьевой, воспитанницы Смольного института, к Тютчеву, уже немолодому и семейному, сделала Е. Денисьеву, особенно в первые годы этой любви, парией в обществе. Весь тот сложный комплекс чувств, который был связан у поэта с этой любовью, – счастье разделенной любви, благоговение перед возлюбленной, сознание собственной вины в ее страданиях, понимание невозможности противостоять суровым законам общества, осудившего «незаконную страсть», – все это нашло отражение в «денисьевском цикле». Исследователи не случайно видят в героине «денисьевского цикла» предвосхищение образа Анны Карениной и некоторых психологических коллизий знаменитого толстовского романа.
Но все же доминирует в «денисьевском цикле» не мысль о губительном воздействии «толпы», а мысль о виновности человека в переживаниях и страданиях избранницы сердца. Многие стихотворения «денисьевского» цикла пронизаны чувством боли за страдания любимого человека, сознанием собственной вины в этом страдании:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
И далее, переходя с первого лица на третье, обращаясь к самому себе, поэт пишет:
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Завершая стихотворение теми же строками, которые его открывали, поэт тем самым возводит как бы во всеобщий закон мысль о губительной, а не благодатной силе любви. Этот мотив настойчиво звучит во многих стихотворениях, посвященных Е.А. Денисьевой. Мысль о любви-гибели лирический герой пытается внушить, передать и лирической героине, он стремится сделать ее словами слова об истинной – губительной силе любви, как бы жаждет услышать суровый и справедливый приговор из ее уст:
Не говори: меня он, как и прежде, любит,
Мной, как и прежде, дорожит.
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть, вижу, нож в его руке дрожит.
То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу . им, им одним живу я –
Но эта жизнь. О, как горька она!
Он мерит воздух мне так бережно и скудно.
Не мерят так и лютому врагу.
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу.
Но любовь не только неизбежная трагедия, но и свет, не только «безнадежность», но и «блаженство». Метафора последней любви – вечерняя заря. В стихотворении «Последняя любовь», где дается этот образ, Тютчев рисует картину волшебного вечера, природы, пронизанной уходящим из мира солнцем. И эта картина глубоко и точно символизирует светлую печаль, безнадежное блаженство последней человеческой любви:
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, –
Помедли, помедли, вечерний свет,
Продлись, продлись, очарованье.
Тютчевская лирика любви отчетливо обнаруживает точность закона истинного творчества, некогда сформулированного Л. Толстым: «Чем глубже зачерпнуть, тем общее всем, знакомее, роднее». Исповедь страдающего сердца только тогда становится выражением боли и других людей, когда слова и переживания предельно искренни и глубоки.
Еще одна особенность тютчевских стихотворений из «денисьевского цикла»: написанные в разные годы, они складываются в единую историю, роман в стихах, в котором читатель увидел полные драматизма перипетии любовного чувства, по которому составил историю человеческой любви. Глубокий психологизм этой лирики, поразительная точность в описании противоречивых, сложных человеческих чувств, действительно, позволяют говорить о влиянии поэта на развитие русского романа – ведущего жанра русской литературы конца XIX века.
► Читайте также другие статьи о творчестве Ф.И. Тютчева:
► Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века
Источник
Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева
Талантливый русский поэт Ф. Тютчев был человеком, умевшим глубоко, страстно и преданно любить. В понимании Тютчева, любовь – это «поединок роковой»: и слияние душ, и их противостояние. Стихотворения о любви у поэта полны драматизма:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
У Тютчева в стихах – буря чувств, он описывает любовь во всем разнообразии ее проявлений. Поэт верил, что к истинной любви человека ведет судьба. Стихотворение «Я встретил вас…» посвящено первой любви Тютчева, Амалии Лерхенфельд, к которой поэт посватался, когда ей было 14 лет. Родители девочки не согласились на этот брак. Прошло 34 года, Амалия не забыла своего возлюбленного и приехала проведать его. Тютчев уже умирал, и появление Амалии у своей постели воспринял как чудо. После ее прощального визита поэт написал стихотворение «Я помню время золотое…»:
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, —
И вот – слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, —
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь.
В стихотворении «Близнецы» Тютчев называет близнецами Самоубийство и Любовь. Автор уверен, что любовь может довести человека до самоубийства.
Знаменитый «денисьевский цикл» Тютчева стал отражением глубокой и страстной любви поэта к молодой учительнице его детей Е. А. Денисьевой. Ей посвящено большое количество стихотворений, которые, собранные в цикл, представляют собой своеобразный дневник их отношений, длившихся 14 лет. Денисьева умерла молодой от чахотки.
В стихотворении «О, как убийственно мы любим…» поэт говорит о том, что любовь нужно беречь, охранять от зла мира, иначе ее можно потерять. Поэт казнит себя за эту любовь, которая принесла его возлюбленной столько страданий:
…Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла…
Общество презирало Денисьеву за связь с женатым поэтом. В начале отношений она была веселой и жизнерадостной девушкой, но потом:
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Всё опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей.
Эта любовь поэта закончилась смертью возлюбленной. Последние стихотворения, написанные на смерть любимой, потрясают трагичностью:
Любила ты, и так, как ты, любить —
Нет, никому еще не удавалось!
О Господи. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…
В стихотворениях, написанных после смерти возлюбленной, поэт пытается воскресить ее образ, кается в грехах перед ней, вспоминает моменты их общего счастья, продолжает разговаривать с ней:
Вот тот мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
Любовная лирика Тютчева полна желанием понять душу женщины, обожествлением и сочувствием. На этой лирике впоследствии формировались таланты Блока, Цветаевой и многих других поэтов вплоть до наших современников.
Источник
Как в лирике Тютчева раскрывается тема любви? (ЕГЭ по литературе)
Ф. И. Тютчев — мастер пейзажной и философской лирики. В своих стихотворениях поэт размышляет о смысле жизни, о роли человека во Вселенной, о тайнах мироздания. Однако в его творчестве не менее значима и любовная лирика. Тютчев был любвеобильным человеком: на своем жизненном пути он встречал многих женщин, которые покоряли его сердце. Свои чувства поэт отражал в стихотворных строках, рисуя индивидуальный и прекрасный образ каждой девушки. Наиболее глубокой и страстной была любовь Тютчева к Л. Денисьевой, поэтому ей посвящен цикл стихотворений, названный «Денисьевским». Так какой же представлена любовь в лирике Тютчева? Как раскрывается тема глубокого и искреннего чувства в его стихотворениях?
Во-первых, поэт в стихотворении «К.
Б. » выражает мысль о том, что любовь, однажды возникшая в сердце человека, способна возродиться вновь и придать человеку жизненных сил. Лир. геройТютчев вспоминает о былой любви с теплотой и нежностью: «Я вспомнил время золотое — // И сердцу стало так тепло. . . «. С помощью эпитетов автор описывает дорогие ему воспоминания: «время золотое», «сердцу стало так тепло», «милые черты». Используя сравнение, Тютчев сопоставляет чувства человека и природу: осень символизирует спокойное состояние души, а весна — яркие эмоции («Как поздней осени порою // Бывают дни, бывает час, // Когда повеет вдруг весною // И что-то встрепенется в нас. . . «). Чувства, испытываемые лирическим героем в прошлом, вновь возникают в его душе. Автор подчеркивает значимость любви в жизни человека с помощью анафоры: «Тут не одно воспоминанье, // Тут жизнь заговорила вновь. . . «. Любовь воодушевила лирического героя, пробудила в нем радостные эмоции.
Во-вторых, любовь может быть не только источником вдохновения, счастливым и светлым чувством, но и причиной человеческого несчастья. Идея о разрушительной любви выражена в стихотворении «О, как убийственно мы любим. . . «. Тютчев посвятил это стихотворение своей возлюбленной, Денисьевой. В нем описываются воспоминания поэта о любимой, его сожаления о несчастье девушки (Тютчев, будучи женатым, был влюблен в молодую Денисьеву; вскоре о их связи стали говорить люди, осуждая избранницу поэта). Лирический герой, он же автор, жалеет свою возлюбленную, винит себя в ее страданиях: «Судьбы ужасным приговором // Твоя любовь для ней была. . . «. Терзания, боль поэта звучит в риторических восклицаниях: «О, как убийственно мы любим!», «Жизнь отреченья, жизнь страданья!». Те же мучения испытывает и девушка (Тютчев акцентирует внимание на ее душевные муки с помощью анафоры и повтора: «Боль, злую боль ожесточенья, // Боль без отрады и без слез!». Таким образом, любовь в данном произведении — это тяжелое чувство, сопровождающееся терзаниями и горем.
В-третьих, особенной и глубокой представлена любовь в стихотворении Тютчева «Последняя любовь». В данном произведении автор говорит о том, что человек в любом возрасте способен на романтические чувства. Он видит особуою нежность и красоту любви в зрелых годах. Тютчев противопоставляет быстротечность жизни и вечность любви: «Пускай скудеет в жилах кровь, // Но в сердце не скудеет нежность. . . «. Ему жаль, что время так скоротечно, он хочет как можно дольше жить и любить — эту мысль Тютчев выражает с помощью лексического повтора: «Помедли, помедли, вечерний день // Продлись, продлись, очарованье. . . «. Поэт называет последнюю любовь «и блаженством и безнадежностью», ведь это чувство для него очень важно, но он понимает, что страсть, яркие эмоции уже не повторятся в его жизни: их сменили нежность и спокойствие.
В заключение хочется сказать, что любовь в произведениях Тютчева многогранна: с одной стороны — это счастье, радость, вдохновение, с другой — это страдание, мука и боль. Однако в обоих случаях Тютчев рад, что может испытывать столь сильное и глубокое чувство.
Источник
ГДЗ по литературе 10 класс учебник Зинин, Сахарова часть 1 страница 80-155
«Умом — Россию не понять. »
Вопросы и задания
1. В русле какой поэтической школы развился уникальный лирический дар Тютчева?
Русский и западноевропейский романтизм был своего рода поэтической школой Тютчева. И не только поэтической, но и философской, потому что наряду с Баратынским, Тютчев — крупнейший представитель русской философской лирики.
2*. Как в поэзии Тютчева представлены пушкинские традиции? Что в своё время привлекло Пушкина в тютчевских стихотворениях, присланных из Германии?
*«Тютчев принадлежал, бесспорно, к так называемой пушкинской плеяде поэтов. Не потому только, что он был им всем почти сверстник по летам, но особенно потому, что на его стихах лежит тот же исторический признак, которым отличается и определяется поэзия этой эпохи», – писал И.С. Аксаков.
Выдвижение Тютчева-поэта профессорами Московского университета свидетельствует, что его раннее творчество полностью отвечало требованиям университетских профессоров, и Мерзлякова, прежде всего, в среде которых воспитывались поэтические вкусы начинающего поэта. Поэтому чтение стихов Пушкина в литературной учебе Тютчева играет важную, но не решающую роль, только предвещая будущее освобождение его вкусов от университетских канонов, но, что самое важное, заставляя его обратиться к решению важнейших политических и нравственных вопросов времени, заставляя задуматься о месте и роли поэта в жизни страны.
Разницу между собой и литераторами типа Тютчева косвенно отметил и сам Пушкин, говоря в 1830-е годы о характерной черте литераторов «московской школы», во многом выросшей из Общества друзей Раича: занятия философией и литературой удалили московскую молодежь «от упоительных и вредных мечтаний, которые имели столь ужасное влияние на лучший цвет предшествовавшего поколения». Очевидно, что сам Пушкин по своему отношению к действительности гораздо ближе к «предшествовавшему поколению», т. е. декабристам, чем к «московской школе», к которой в этом отношении близок Тютчев. Таковы точки соприкосновения начала творческого пути Тютчева с поэзией Пушкина. Имя Пушкина возникает в самые важнейшие моменты формирования творческого облика Тютчева-поэта, хотя само это формирование идет в направлении, отличном от направления творческих поисков Пушкина.
*Писатель Гагарин: «Тут же решено было, что пять или шесть стихотворений будут напечатаны в одной из книжек пушкинского журнала, т. е. появятся через три или четыре месяца, и что затем постараются издать ваши стихотворения небольшой книжкою. Пушкин также знаком с ними, – я его видел после этого, он ценит ваши стихи как должно и отзывается мне о них весьма сочувственно. ». Таково первое свидетельство о впечатлении, произведенном на Пушкина и его друзей тютчевскими стихами. В последствии Пушкин отвел «Стихотворениям, присланным из Германии» первое место в своем журнале. В 1836 году Пушкин напечатал в «Современнике» стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа…», представляющее собой хвалу одухотворенной природе, великой душе и матери человечества. Это защитительная речь, страстная и убедительная, произносимая поэтом публично, как бы с трибуны, и обращенная не только к читателям, но и к тем, кто отрицает вечную жизнь и одухотворенность природы, у кого «нет веры к вымыслам чудесным». И это вероисповедание великого лирика, его художественная философия, а точнее религия природы подверглись цензурному вмешательству, из текста стихотворения исключены и, увы, безвозвратно утеряны две важнейшие строфы. Читавший их Пушкин понимал значение тютчевских строф и настоял на их замене строками точек. Пустота в центре стихотворения ощутима. Но само обвинение осталось, оно достигает поистине державинской величавой силы, выдержано в стиле библейских псалмов и обличительных речей пророков. Ведь в этом стихотворение Тютчев защищает не только природу, но и человека. Речь идет о понимании и назначении поэзии. Поэт хотел доказать, что не может быть чистой лирике природы, она пишется человеком и для человека, в ней отражается духовный мир личности.
Стихи Тютчева, которые печатает Пушкин, не всегда гармоничны, но зато всегда проникнуты абсолютной истиной чувства и никак не могут заслужить упрека в «надутости», напыщенности или неточности описания, которых Пушкин так не приемлет в поэзии. И, наконец, сама близость Тютчева к немецкой, а не французской поэтической стихии в это время должна была быть отмечена Пушкиным: его журнал боролся с чопорностью и неестественностью французской поэзии, которая в своем стремлении к изысканному украшательству никогда не назовет слона – слоном, а лошадь – лошадью, надевает шелковые перчатки, срывая землянику, и с увлечением играет в игру «отгадай – не скажу». Следовательно, печатание в журнале тютчевских стихов показывает схожесть взглядов Пушкина и Тютчева на поэзию того времени.
3. В чём своеобразие тютчевского взгляда на человека и природу? Найдите в лирике поэта черты философского пантеизма, то есть обожествления природы («всё есть Бог»). Что, по Тютчеву, составляет трагедию человека как части природного мира, Вселенной?
Своеобразие взгляда Ф.И. Тютчева на природу заключается в том, что он не только олицетворяет, но и обожествляет её. Поэт наделяет природу не только человеческими чувствами и качествами: природа Тютчева всемогуща, она — венец творения. Человек, как часть природы, стремиться к слиянию с ней, так как только в гармонии с природой он может быть счастлив.
Природа у Тютчева — это не просто пейзажная зарисовка, это могучие стихии, космос и хаос, которые противостоят друг другу. Часто это выражается в противостоянии (смене) дня и ночи. Например в стихотворении «День и ночь»:
Но меркнет день — настала ночь;
Пришла — и с мира рокового
Ткань благодатную покрова,
Сорвав, отбрасывает прочь.
Так же природа обожествляется и в других стихотворениях: «Чародейкою-зимою околдован лес стоит», «Не то, что мните вы, природа: не слепок, не бездушный лик».
Трагедия человека как части природы заключается в том, что из-за своей «испорченности», своих низменных страстей, дисгармонии своего внутреннего мира он не может принять прекрасный и благодатный мир природы, хотя природа не отвергает человека.
4. Как в тютчевской лирике представлена тема любви? Почему поэт называет любовное чувство «убийственным», видя в нём «губительное начало»? Что сближает и что отличает интимную лирику Тютчева от любовных стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова? Подберите примеры.
Тема любви в стихотворениях Тютчева представлена в связи с такими ключевыми понятиями как «судьба» , «рок» , «предопределение» , «страсть» .
Две души сочетаются, сливаются и должны познать настоящее счастье, но тут двоих влюбленных подстерегает беда. Тютчев считает, что сердца вступают в противостояние и поражают друг друга «роковыми страстями» :
И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений — Самоубийство и Любовь!
( «Близнецы» ) страстного чувств
В разлуке есть высокое значенье:
Как ни люби, хоть день один, хоть век,
Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье,
И рано ль, поздно ль пробужденье,
А должен наконец проснуться человек.. .
(«В разлуке есть высокое значенье. »
5. Каков взгляд поэта на Россию, её духовные корни и социальные язвы? В чём сущность мессианского взгляда Тютчева на русскую историю и культуру?
Федор Иванович Тютчев великий русский поэт и мыслитель, один из тонких и проникновенных выразителей духовно-нравственных ценностей русской цивилизации. сущность мессианского взгляда Тютчева на русскую историю и культуру в том, что у него была непоколебимая вера в Россию и ее великую историческую миссию. Вдумываясь в судьбы России, Тютчев пришел к убеждению, что ее история, ее быт, весь религиозно-нравственный уклад русского народа создали из России самобытный и в высшей степени своеобразный организм, вовсе не похожий на западный шаблон, выросший на почве средневекового феодализма, римского права, оппозиционного парламентаризма и воинствующего латинского христианства. Эти начала, вскормившие европейскую цивилизацию, чужды русскому самосознанию, которое развивалось и крепло под влиянием идей иного порядка, и в первую очередь — Православия и Царского Самодержавия. И в то время, как на Западе, в течение долгих столетий, шла ожесточенная распря между Церковью и светской властью, в России царь и патриарх, восполняя один другого, при единодушном одобрении народа, медленно, но верно строили и устроили «тот светлый храм, ту мощную державу, ту новую, разумную ту Русь» , которая, к великой зависти ее западных соседей, как бы невзначай, раскинулась на двух материках, .
6. Что нового внёс Тютчев в русскую поэзию? Как вы понимаете слова поэта и публициста И.С. Аксакова, сказанные о Тютчеве: «У него не то что мыслящая поэзия — а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее — а мысль чувствующая, живая».
«Тютчев написал немногое; но все написанное им носит на себе печать истинного и прекрасного таланта, нередко самобытного, всегда грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства». (Некрасов.)
Мне кажется, что здесь подразумевается следующая мысль: поэзия Тютчева заставляющая о многом задуматься, но и красивая по звучанию и «правильно» построенная, логичная.
Лингвистический анализ текста
В своей лирике Ф.И. Тютчев стремится передать особое состояние мира, природы, человека. При этом важную роль играют глаголы. Определите художественную функцию глаголов с семантикой состояния в тютчевских стихотворениях, рассмотренных вами в данной теме.
Александр Николаевич Островский
«Он начал необыкновенно. »
Комедия «Свои люди — сочтёмся!» («Банкрот»)
В царстве обмана
«Мораль на всё купечество. »
«У нас есть свой русский национальный театр»
Самостоятельный анализ текста*
Прочитайте комедию А.Н. Островского «Лес» (1870) и самоcтоятельно проанализируйте её, опираясь на следующие вопросы и задания:
1. Как в расстановке действующих лиц пьесы отразились особенности времени её написания? Чем объясняется столь пёстрое «смешение» сословий в пределах одной дворянской усадьбы?
2. Как в экспозиционной части пьесы переплетаются проблемы материального, имущественного характера и нравственные коллизии? Каким образом диалоги Аксюши и Буланова со слугой Карпом в начале I действия подготавливают знакомство с Раисой Павловной Гурмыжской — одной из основных участниц будущей интриги?
3. Какую роль в развитии действия играет сцена обсуждения Гурмыжской и её гостями письма Несчастливцева (4—5 явления I действия)? Как содержание письма и комментарии присутствующих подготавливают возможное развитие отношений между Гурмыжской и её племянником?
4. В чём перекликаются две основные сцены II действия: разговор Аксюши и Петра и появление Несчастливцева и Счастливцева? Как в упомянутых сценах раскрывается проблема взаимоотношений человека и жестокого мира, нравственного выбора личности перед лицом суровых обстоятельств?
5. Как соотносятся фамилия Несчастливцева и его судьба в прошлом и настоящем? Что стоит за фразой героя: «Подлости не люблю, вот моё несчастье»? С кем из героев русской классики можно сравнить Несчастливцева? Каких легендарных героев мировой литературы напоминает этот герой? Обоснуйте это сходство.
6. В чём смысл основной интриги, «подталкивающей» действие? Как соотносятся в ней трагическое и комическое начала? Какой «спектакль» разыгрывает Гурмыжская и какое действо разворачивают Несчастливцев и Счастливцев? К какому жанру вы бы отнесли каждое из «представлений»?
7. Как в сознании Несчастливцева соотносятся мир искусства и реальная жизнь? Можно ли отнести Несчастливцева к категории романтических героев и «укладывается» ли он в романтическую схему?
8. Как в V действии комедии реализуется упомянутый ранее «принцип качелей» (обсуждение Милоновым и Бодаевым письма Несчастливцева в начале пьесы и финальная отповедь Несчастливцева обитателям «леса» русской жизни)? В чём смысл цитируемого Несчастливцевым монолога Карла Моора из «Разбойников» Шиллера?
9. Каково социальное звучание семейного конфликта в «Лесе»? Обрёл ли кто-нибудь из героев счастье? Какую роль играет в пьесе традиционный для русской классики мотив дороги, странничества?
«. На высоком берегу Волги»
Домострой «из-под неволи»
Куда ведёт Красота?
«. Всё это наше русское. »
Вопросы и задания
1. Какие новые «материки» нанёс на литературную карту России А.Н. Островский? Каковы отличительные черты его творчества?
После опубликования в 1847 году «Записок замоскворецкого жителя» Александра Николаевича Островского стали называть Колумбом Замоскворечья. В данном словосочетании Колумб — синоним слову «первооткрыватель», а Замоскворечье — район Москвы, расположенный на противоположном от Кремля берегу Москвы-реки.
Замоскворечье это купеческий район со своим бытом и нравами, которые изобразил А.Н. Островский в своих пьесах. Домостроевские порядки и косность обывателей этого сословия впоследствии были названы критиком Н.А. Добролюбовым «тёмным царством».
Как Колумб считается открывателем нового материка под названием Америка, так и Островский является первооткрывателем литературного материка Замоскворечье. Никто до него в русской литературе не обращался к теме русского купечества.
2. Какие социальные слои русского общества стали объектом изображения в «Недоросле» Д.И. Фонвизина, «Ревизоре» Н.В. Гоголя? Почему в своей первой комедии Островский обратился к быту и нравам купечества?
Героями комедии являются представители разных социальных слоев XVIII столетия в России: государственные мужи, дворяне, крепостники, слуги, самозваные модные учителя.
Островский первый увидел в своеобразной, отличной от быта дворянства жизни купечества выражение исторически сложившихся особенностей развития русского общества в целом. В этом состояла одна из новаций комедии «Свои люди — сочтемся!» . Вопросы, которые в ней ставились, были очень серьезны и касались всего общества. «На зеркало неча пенять, коли рожа крива! » — с грубой прямотой обратился к русскому обществу Гоголь в эпиграфе к «Ревизору» . «Свои люди — сочтемся! » — лукаво посулил зрителям Островский. Его пьеса была рассчитана на более широкого, более демократического зрителя, чем предшествовавшая ей драматургия, на зрителя, для которого трагикомедия семьи Вольтовых — дело близкое, но который способен в то же время понять ее общее значение. Семейные отношения и отношения по имуществу выступают в комедии Островского в тесной связи с целым комплексом важнейших социальных вопросов. Купечество, сословие консервативное, сохраняющее древние традиции и обычаи, в пьесе Островского рисуется во всей самобытности своего жизненного уклада. Вместе с тем писатель видит значение этого консервативного класса для будущего страны; изображение жизни купечества дает ему основание поставить проблему судьбы патриархальных отношений в современном мире. Первая комедия Островского задолго до падения крепостного права показала неизбежность развития буржуазных отношений, историческую и социальную значительность процессов, происходивших в купеческой среде. Многие пьесы драматурга, последовавшие за его первой комедией, явились новыми художественными открытиями, а их постановки стали этапами в жизни русской сцены. Сохраняя единство художественных устремлений и проблематики, Островский почти в каждом крупном своем произведении открывал непроторенные пути, являлся как бы новым и «спорным» автором. Островский обращался не только к миру купечества, и именно это и придавало общенациональный смысл. В своих произведениях Островский широко охватил русскую жизнь в её прошлом и настоящем. В различных пьесах автор обращался к различным социальным средам, исследовал их быт, мышление, нравы. Островский не останавливался на создании бытовых зарисовок, ярких картин из жизни той или иной среды. Каждый раз в разных ситуациях он находит проявление закономерных процессов, происходящих в жизни, тем самым показывая конфликты. общенационального масштаба.
3. Обратите внимание на неторопливую, «эпическую» экспозицию комедии «Свои люди — сочтёмся!». Какую художественную задачу она выполняет?
4. В 8 явлении I действия пьесы «Свои люди — сочтёмся!» Рисположенский рассказывает притчу о «маститом старце». Какое значение имеет этот рассказ для понимания дальнейших событий? Для чего автору понадобилась эта сюжетная «подсказка»?
1) раскрытие образа «Банкрота» т. е. у Большова происходит нечто похожее. Он надеется не на себя, а не других и из-за этого остается не с чем; 2) она является сюжетной подсказкой т. е. в ней заключена тот же смысл, что и во всей пьесе: «За собственные ошибки приходится расплачиваться самому», ну или что-то подобное И не всякий случай краткий сюжет: Большов (отец Апполинарии или, как ее называют, Липочки; богатый КУПЕЦ) решает сделать себя банкротом (одного из первых названий было таковым) для того чтобы гос-во выплатило ему еще больше денег. Но для этого ему необходимо переписать всё имущество на другого человека. В этот же момент его дочери Липочки понадобился жених. Так, они и решили использовать Подхалюзина (работал на Большова). После свадьбы и переписи имущества Подхалюзин с Липочкой отказываются возвращать деньги, и Большов остается не с чем.
5*. Столкнувшись с цензурными запретами, Островский вынужден был изменить финал «Своих людей…»: в дом Большовых является квартальный, который уполномочен препроводить Подхалюзина к следственному приставу по делу о мошенничестве. Что менял такой финал в общем звучании комедии? Сравните его с финалом комедии Ж.Б. Мольера «Тартюф».
6. Найдите в пьесе «Гроза» черты классицизма. Чем оправдано обращение писателя-реалиста к драматургической «архаике»?
черты классической драмы: не понятая любовь и смертельный исход в конце. переход оправдан тем, что у него душа болела за русское общество, которое он называл «темным царством», а Катерину считал «лучом света», т. к. она взорвала рутинность болота домостроя, мещанства.
7. Ознакомьтесь с основными положениями критических статей Н.А. Добролюбова («Луч света в тёмном царстве», 1859) и Д.И. Писарева («Мотивы русской драмы», 1864), посвящённых пьесе «Гроза». Соотнесите трактовки образа Катерины в этих работах. В чём сильные и слабые стороны двух критических концепций? Каковы, на ваш взгляд, истоки характера главной героини?
8. Авторское определение жанра «Грозы» — драма. Правы ли критики, вслед за Добролюбовым рассматривающие её как «народную трагедию»?
Есть множество аргументов в защиту и первого, и второго мнений. Признаки драмы: наличие внутрисемейного конфликта, который раскрывается с помощью диалогов и монологов персонажей, социально-бытовая тематика. Автор, назвав свою пьесу драмой, просто не мог дать ей другое определение, ведь в те времена трагедия ассоциировалась с именами Софокла или Шекспира. Особенность жанра «Грозы» указывает на то, что она, безусловно, является трагедией. Это практически первая русская трагедия, которая была создана с использованием социально-бытового материала. Следует добавить, что это трагедия не только главной героини, но и всего социума, который в те времена находился в критической стадии своего формирования.
9. Обратите внимание на песни, звучащие в I и III действиях «Грозы». Какую роль они играют в характеристике персонажей и в общем звучании пьесы? В чём символический смысл образа Волги в пьесе?
В самом начале пьесе Кулигин поет песню, в которой затрагиваются проблемы и вопросы смерти человека и придается особое место символическому значению грозы в жизни человека того времени. А также поднимаются мотивы одиночества, которые на протяжении всей пьесы являются неотъемлемой частью души главной героини.
В третьем действии звучит песня Кудряша, в которой говорится о грехе и каре за их свершение, а также о мольбах прощения за них. Именно грех и чувство стыда для Катерины являются ведущим фактором в принятии дальнейших решений.
Символизм Волги в пьесе заключается в том, что эта широкая, прозрачная, глубокая река является образом свободы, чистоты духовной и физической, освобождением от проблем и тяжести душевного груза.
10. Каково значение массовых сцен в «Грозе»? Как предcтавлена калиновская толпа и её «голоса» в ключевых сценах пьесы?
Почему Островский в афише пьесы указывает: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски»? Сопоставьте Бориса и Тихона.
Массовые сцены с пьесе «Гроза» имеют также большое значение, как и остальные сцены. В массовых сценах в основном говорят о надвигающейся грозе, как бы предвидя что-то плохое, страшное, бедственное. Катерина также слышит разговоры людей на площади о надвигающемся бедствии, и она принимает эти слова на себя. Устрашающие слова людей наталкивают её на совершение самоубийства.
Борис был человеком молодым и резко выделялся среди остальных тем, что был «одет не по-русски», что означало, что он одевался модно, экстравагантно.
11*. Как соотносятся в «Грозе» языческие и христианские образы и мотивы? Рассмотрите с этих позиций ключевую символику пьесы.
В мироощущении Катерины гармонически сочетается славянская языческая древность с христианской культурой, одухотворяющей и нравственно просветляющей старые языческие верования. Религиозность Катерины немыслима без солнечных восходов и закатов, росистых трав на цветущих лугах, полетов птиц, порханий бабочек с цветка на цветок. В монологах героини оживают знакомые мотивы русских народных песен. В мироощущении Катерины бьется родник исконно русской песенной культуры и обретают новую жизнь христианские верования. Посмотрите, как молится Катерина, «какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится». Что-то иконописное есть в этом лице, от которого исходит светлое сияние. Но излучающая духовный свет земная героиня А. Н. Островского далека от аскетизма официальной христианской морали. Ее молитва — светлый праздник духа, пиршество воображения: «Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится». Далеко ушла жизнелюбивая религиозность Катерины от норм старой патриархальной морали. Радость жизни переживает она в храме, солнцу кладет земные поклоны в саду, среди деревьев, трав, цветов, утренней свежести, просыпающейся природы: «Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут». В мечтах юной Катерины звучат отзвуки христианских легенд о рае, божественном саде Эдеме. Очевидно, что легенда о рае включает у нее и всю красоту жизни земной: молитвы восходящему солнцу, утренние посещения ключей-студенцов, светлые образы ангелов и птиц. В ключе этих мечтаний и другое нешуточное стремление — полететь: «Отчего люди не летают!. . Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». Откуда приходят к Катерине эти фантастические мечты? Не плод ли они болезненного воображения, не каприз ли утонченной натуры? Нет. В сознании Катерины пробуждаются вошедшие в плоть и кровь русского народного характера древние языческие мифы, вскрываются глубокие пласты славянской культуры.
12. Каким образом гнёту самодуров противостоят Кудряш и Варвара? Почему такой путь невозможен для Катерины?
Варвара и Кудряшов представлены в драме «вольными птицами». Они слишком бойкие и смелые по характеру. Они никого ничего не бояться. Кудряш смелый, резкий, сильный и крепкий молодой парень. Он работает конторщиком у Дикого и не боится его, тогда, как все люди боятся.
Варвара тоже схожа по характеру с Кудряшом, поэтому они полюбили друг друга.
Путь Варвары и Кудряша невозможен для Катерины, потому что Катерина девушка робкая и тихая. Она бы не смогла поступить также вольно, как Варвара и убежать с возлюбленным. К тому же она была замужем, и это также ее останавливало.
13. В чём сходны, а в чём противоположны нравственные представления Кабанихи и Катерины? Можно ли соотнести воззрения Марфы Кабановой с поучениями Домостроя?
Источник