Как ты чувствуешь себя когда тебя дразнят

Николай Иванович КозловПерсональный сайт

Людмила Петрановская. «Если тебя дразнят, что же делать?!»

Очень неприятно, когда дразнят. Пальцами тычут, говорят гадости и ржут как лошади. Или потихоньку, в самый неподходящий момент, иногда прямо на уроке, скажут что-нибудь обидное. На доске карикатуру нарисуют. Еще хуже – дразнилку сочинят и будут громко распевать.

Хочется просто исчезнуть, провалиться сквозь землю.

Или «поубивать» их всех.

Или что угодно сделать, чтобы это ПРЕКРАТИЛОСЬ. Знакомое состояние? Если нет – тебе повезло…

Для начала попробуем понять:

ПОЧЕМУ с некоторыми ребятами такое случается? ПОЧЕМУ их дразнят и над ними смеются?

Некоторые отвечают на этот вопрос так:

  • «ПОТОМУ ЧТО Я ТОЛСТЫЙ (НЕВЫСОКИЙ, СЛАБЫЙ)»;
  • «ПОТОМУ ЧТО Я НОШУ ОЧКИ»;
  • «ПОТОМУ ЧТО У МЕНЯ ДУРАЦКАЯ ФАМИЛИЯ (ИМЯ)»;
  • «ПОТОМУ ЧТО У МЕНЯ НЕТ МОБИЛЬНИКА»;
  • «ПОТОМУ ЧТО Я ПЛОХО БЕГАЮ (УЧУСЬ, ОДЕВАЮСЬ, ГОВОРЮ)».
  • Или даже: «ПОТОМУ ЧТО Я ДРУГОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ»;
  • «ПОТОМУ ЧТО Я ХУЖЕ ВСЕХ».

Подобный ход мыслей совсем неправильный, и очень вредный. Потому что когда человек так думает, он словно соглашается с тем, что происходит. Как будто говорит: «Конечно, того, кто в очках, надо дразнить. И как еще можно разговаривать с тем, кто медленно бегает?».

Ты что, действительно так считаешь? Что очки, или плохие оценки, или старый мобильник дают разрешение кого-то обзывать?

Сам понимаешь, это глупость.

ДЕЛО СОВСЕМ НЕ В ЭТОМ!

В любом классе и в любой компании, хоть взрослой, хоть детской, встречаются люди, которым нравится обижать других. Может быть, их самих раньше много обижали и они боятся, что, если не будут все время тыкать в чужие недостатки, все заметят их собственные. К сожалению, такие люди были, есть и будут. Если они попадают в класс или компанию дружных и добрых ребят, то пару раз попробуют кого-то обидеть, получат отпор и будут сидеть тихо. Но если класс новый, все еще толком между собой незнакомы.

Или это отряд в лагере. Или просто не очень дружная группа, в которой каждый сам по себе.

Тут жди неприятностей. Обидчик смотрит вокруг себя и безошибочно находит взглядом. кого?

А ВОТ И НЕТ!

Обидчик выбирает ГОТОВЫХ ОБИДЕТЬСЯ. Расплакаться, покраснеть, убежать, пожаловаться учительнице. Готовых стать жертвой.

Весь смысл для обидчика в том, чтобы почувствовать себя СИЛЬНЫМ И ПРАВЫМ. И если ты расстраиваешься, плачешь, злишься, начинаешь объяснять, что все не так, он – ВЫИГРАЛ!

Это похоже на одну злую игру, в которую иногда любят играть дети. Отнимут у кого-нибудь шапку или другую вещь – и кидают друг другу по кругу. А бедняга мечется между ними, пытается отобрать, просит, злится, но всегда не успевает. Шапку кидают дальше, и всем очень смешно. Кроме того, чья шапка.

Что можно посоветовать? Пойти в секцию баскетбола и научиться ловить шапки на лету? Так себе совет. Потому что дело не в том, хорошо или плохо он ловит. Дело в том, что он ЛОВИТ. То есть соглашается играть в плохую игру.

Ведь играют на самом деле не в шапку. Играют – в него. Все удовольствие игры – в его слезах, гневе, беспомощных прыжках. И чем больше жертва старается отобрать шапку, тем больше удовольствие обидчиков.

Поэтому самое разумное в такой ситуации – НЕ ИГРАТЬ. Развернуться и уйти. Даже если вещь очень нужная. Кстати, когда жертва уходит, обидчики часто сразу теряют интерес и бросают вещь, а то и отдают прямо в руки – ведь она им не нужна на самом деле. Если вещь была ценная и тебе ее не вернули, скажи об этом родителям – это их деньги были потрачены на покупку, и они имеют право требовать их вернуть.

То же самое, когда дразнят.

Не позволяй чувствам захлестнуть тебя. Помни: все дело не в тебе, не в том, какой ТЫ. Все дело в обидчиках. Это ОНИ такие, что жить не могут, никого не обижая. Так при чем тут ты?

Поэтому НИКОГДА не надо:

  • ОТВЕЧАТЬ ТЕМ ЖЕ («Ты сам еще больше двоечник!»)
  • СПОРИТЬ («Я совсем не толстый, просто крупный»)
  • ЖАЛОВАТЬСЯ ВЗРОСЛЫМ
  • УБЕГАТЬ
  • ПЛАКАТЬ
  • БРОСАТЬСЯ В ДРАКУ
  • УГРОЖАТЬ («Я все расскажу учительнице!»)
  • ДЕЛАТЬ ВИД, ЧТО НЕ СЛЫШИШЬ, НО ПРИ ЭТОМ КРАСНЕТЬ И ПРЯТАТЬ ГЛАЗА
  • И ВООБЩЕ ПЫТАТЬСЯ НЕПРЕМЕННО ЭТО ОСТАНОВИТЬ.

Зачем останавливать то, что ТЕБЯ НЕ КАСАЕТСЯ?

Мало ли кто вокруг что говорит! Это их дело.

Читайте также:  Таро его чувства прямо сейчас

Иногда кажется, что обидчиков остановить обязательно нужно. Может, они оскорбляют твоего друга, или твоих родных, твой народ, твою веру. Просто необходимо вступиться!

Но если хорошо подумать, становится понятно, что это не так. Смотри сам. Вот, например, мальчик Вася. Он говорит при мальчике Пете: «Твоя сестра – противная толстуха!». Давай подумаем. Произошло ли что-то нехорошее с Петиной сестрой из-за этих слов? Стала она толще? Стала она хуже?

Нет! Она осталась такой, как была. А вот кое-кто изменился. И этот кто-то – сам Вася. Он сказал гадость. Он стал хуже, чем был за минуту до этого. Стал противнее – это точно. Так с какой стати Петя должен бросаться в бой, если его сестре решительно ничего не грозит, а Вася плохо обошелся сам с собой?

Есть такая детская присказка: «Кто как обзывается, тот сам так называется». Очень правильная!

Конечно, поначалу сохранить спокойствие бывает нелегко, но этому можно научиться.

  • Повторяй про себя: «Я тут не при чем. Это нужно ИМ, а МНЕ не интересно».
  • Попробуй представить себе, что ты смотришь на ситуацию со стороны, как в кино.
  • Просто такое кино сняли – про то, какие мальчишки бывают вредные.

  • Или что ты наблюдаешь ситуацию с балкона: «Что там эти затеяли? Ой, какие маленькие они внизу, смешные!».

  • Представь себя каким-нибудь героем, которого очень трудно обидеть. Что, например, сказал бы обидчикам ослик из фильма «Шрек»? Наверное: «Я вам не нравлюсь? Какой ужас! Смогу ли я теперь спокойно спать (ха-ха-ха)».

  • А Мэри Поппинс? Она бы вообще ничего не сказала. Просто ПОСМОТРЕЛА и так немного поморщилась – бывают же такие невоспитанные дети.
  • А ученый, исследователь диких племен? Что бы туземцы ему ни говорили, он считает, что они ОЧЕНЬ МИЛЫЕ.

  • ЗЕВНУТЬ («Скучно-то как. »)
  • УЛЫБНУТЬСЯ («Я так рад, что вам весело!»)
  • ПЕРЕВЕСТИ ВНИМАНИЕ НА ОБИДЧИКОВ («Да, я знаю, что тебе нравится говорить так»)
  • ДАТЬ РАЗРЕШЕНИЕ («Обзывайтесь на здоровье»)
  • ВСЕ ПЕРЕВЕРНУТЬ («А вы еще можете?»)

Источник

Что делать, если тебя дразнят

Очень часто в детстве, в юности и даже во взрослом возрасте человек может становится объектом насмешек и нападок.

Имея какое-либо отличие от других, например лишний вес или очень высокий рост – все это не проходит мимо внимания острословов, которые плохо воспитаны и человека начинают обзывать очень обидными прозвищами.

В любом коллективе, с подавляющим большинством нормальных людей, всегда присутствуют личности, у которых не слишком много мозгов, и которым доставляет большое удовольствие смеяться над другими, иногда их доводя до слез. Что делать, когда тебя дразнят?

Как поступить школьнику, которого дразнят и оскорбляют жестокие сверстники? Можно, конечно сделать попытку отстоять свое достоинство при помощи силы. Иногда такой метод действительно оказывается единственным выходом, так как есть люди, которые не понимают иного языка.

Но, обидчик тоже может оказаться физически сильным, к тому же он может быть не один. И, это может быть обидчица — девочек бить нельзя, даже самых подлых. Физическую силу надо применять только в крайнем случае.

Как поттупать, когда тебя дразнят

В первую очередь надо помнить, что болезненная реакция (слезы, гнев, ответные оскорбления) на обидные прозвища является настоящим подарком для тех, кто дразнится. Чем сильней показывать, что тебя обидные прозвища задели, тем с большим усердием их будут продолжать произносить и делать свое «черное дело». Есть такие люди, которые «кормятся» за счет чужих слез — это по их мнению добавляет им сомнительное превосходство.

Значит, как бы трудно ни было, надо стараться держать себя в руках. Самая лучшая реакция на усилия обидчиков – это презрительное равнодушие. В конце концов им надоедает зря тратить свои усилия, и они отстают, Чтобы переключиться на поиск следующей «жертвы».

Бывает, что такие злые и умелые люди все же проявляют настойчивость и не отстают. Можно попробовать действовать при помощи их же оружия. Наверняка, у обидчика есть свои слабые точки, надо только внимательно присмотреться, чтобы их обнаружить.

Тот, кто любит насмехаться над другими, как правило не ожидает, что может сам оказаться объектом насмешек, таких же едких и острых. Вполне возможно, что такой «острослов» сядет на одно место, когда услышит что-то подобное в свой адрес.

Что делать, если тебя дразнят — если ничего помочь не может, тогда надо по возможности просто исключить таких людей из своей жизни, чтобы не встречать их на своем пути.

Еще статьи на эту тему:

Как себя вести, когда на тебя кричат. При общении людей регулярно возникают конфликтные ситуации. Одни из них решить можно мирным путем, а другие перерастают в ссору, сопровождающуюся бурным криком и эмоциями…

Как выработать хладнокровие. Уметь в любой ситуации сохранять спокойствие – очень важно для каждого человека. Такие негативные эмоции, как страх, злость, и паника, могут измотать любого человека, а взамен не дают ничего положительного…

Умение управлять своими эмоциями. Это один из самых важных коммуникативных навыков, который необходим человеку, чтобы общаться в социальной среде. Причем, человек должен уметь как отключать эмоции, чтобы скрыть их, и уметь подключать те…

Читайте также:  Парень скрывает свои чувства психология

Контроль поведения при конфликте. При несовпадении желаний и целей оппонентов, между ними может возникнуть противоборство, другими словами между ними происходит конфликт. Необходимо понимать, что конфликты в жизни – это вполне нормальное явление…

Как преодолеть разногласия при конфликте. На конфликт смотрят по разному. Есть мнение, что конфликт является противоборством, при котором выигрывает одна сторона, вторая же проигрывает и неизбежно что-то теряет…

Источник

Как помочь ребёнку, если его дразнят в школе: инструкция для учеников и учителей

Если физические признаки травли (синяки, порванную одежду, «потерянный» дорогой телефон) внимательный родитель быстро заметит, то с вербальным буллингом дела обстоят не так очевидно. Да и многие родители и учителя уверены, что «это просто такая игра». Координатор программы «Травли NET» Мария Свир рассказывает, почему словесные оскорбления — это опасно и как правильно отвечать на буллинг.

Взрослые, которые считают, что дразнилки — это просто такая форма общения и ничего страшного в ней нет, скорее всего, из тех, кто никогда не сталкивался с этим или благополучно забыл обо всём. Потому что оскорбления, хохот на уроке, когда ребёнок пытается отвечать, высмеивание определённых черт характера — это самая настоящая травля. Она вызывает у ребёнка чувство страха, беспомощности, неуверенности в себе, неврозы, тревожность, депрессивные мысли и состояния.

Почему ребёнка могут дразнить

Дразнить, как и травить в целом, могут за что угодно — за свитер старшей сестры, за фамилию, за хорошие оценки. Если у ребёнка, которого буллят, спросить, почему с ним такое происходит, ответ будет предсказуем: «Потому что я толстый/у меня нет планшета/я медленно бегаю/ я хуже всех». Ребёнок легко объяснит это — с ним же очевидно что-то не так.

Основная опасность вроде бы безобидных дразнилок: они внушают ребёнку, что его в самом деле есть за что обзывать

Даже самый уверенный в себе ребёнок, живущий в любящей семье, может поддаться на эту провокацию. Ребёнок, которого постоянно дразнят и обзывают, может испытывать трудности в учёбе, не верит в свои силы, пытается пропускать занятия всеми правдами и неправдами, чтобы избежать травмирующих ситуаций. Он начинает и сам смотреть на себя как на ущербного.

В будущем этот опыт, пусть и подавленный, может обернуться проблемами с самооценкой и здоровым восприятием себя, а чувство стыда, бессилия, беспомощности, уязвимости запомнятся надолго и могут негативно повлиять на формирование личности.

Если у вашего ребёнка немного друзей, но никто не отнимает у него чувство безопасности, не обижает его, не дразнит и не издевается, то он просто замкнутный и не стоит о нём волноваться.

Когда возникает словесная травля

В младшей школе вероятность появления травли существенно ниже, поскольку ещё очень силён авторитет учителя, к которому дети проявляют гиперлояльность. Но даже дружные и нейтральные коллективы, у которых в начальной школе не было буллинга, с 5-6 класса рискуют «открыть» для себя травлю, когда учитель перестаёт играть такую важную роль.

Дети вдруг понимают, что, оказывается, можно сплотиться против кого-то. Издеваясь над выбранной жертвой и преследуя её, можно почувствовать принадлежность к группе, особое упоение, веселье и даже эйфорию от общности — чувства, которые хочется переживать снова и снова и от которых трудно отказаться.

Кроме того, когда кто-то оказался втянут в буллинг в качестве свидетеля, ему может быть просто страшно останавливаться — страшно, что внимание агрессора переключится на него, что его объявят «неправильным» и сделают следующим изгоем.

Что делать родителям и ребёнку, которого дразнят

1. Объяснить, кто виноват

В первую очередь ребёнку надо объяснить, что если его дразнят, это не с ним что-то не так, а с окружающими. Это они выбрали быть плохими и обзываться. Если бы кто-то систематически специально делал какую-то глупость (разбивал дома чашки/рвал свои тетрадки/как-то ещё вредил себе), то про такого человека мы бы не думали ничего хорошего. Важно сразу сказать ребёнку, что его особенности — это неотъемлемая часть личности и она ни в коем случае не делает его плохим.

2. Постараться не реагировать

Часто родители советуют «просто не обращать внимания — обидчикам вскоре надоест», но это работает, только если ребёнок действительно сохраняет спокойствие и остаётся невозмутимым. А если за равнодушием легко разглядеть смятение, краснеющие щёки и блестящие глаза — агрессорам становится только веселее. Они удваивают усилия. Тем более что этот спектакль предназначен скорее для публики, которая уж точно не делает вид, что ей всё равно, а охотно подхватывает и смеётся. Пока есть зрители, травля не прекратится.

3. Не принимать правила игры

Главное правило — ни в коем случае не подхватывать навязываемые правила игры и не выдавать ту реакцию, которую зачинщики ждут (плакать, сердиться, огрызаться, кричать, опровергать, доказывать, просить прекратить).

Классический пример: агрессоры берут чужую шапку и начинают перекидывать её друг другу, вынуждая жертву бегать туда-сюда, пытаясь поймать. Надо просто развернуться и пойти домой: велика вероятность, что обидчикам, во-первых, тут же станет неинтересна их затея и они просто бросят ненужную шапку, а во-вторых, они испугаются, что жертва сейчас придёт домой и расскажет всё родителям.

Читайте также:  Как жить с эмоциональными качелями

4. Действовать неожиданно

Ещё лучше — задать свои установки: дать разрешение («Обзывайся на здоровье»), переложить ответственность на обидчика («Да, я уже заметил, что тебе нравится говорить так»), задавать вопросы («Оригинально! А ещё что-нибудь есть?»).

Конечно, поначалу агрессоров это может воодушевить и они в самом деле будут обзываться на здоровье и демонстрировать, что у них есть в запасе. Но, как правило, такая эскалация не длится долго, потому что обзываться без отдачи — всё равно что кричать в пропасть.

5. Развивать самоиронию

Уязвленная реакция жертвы позволяет агрессору чувствовать силу, власть и уверенность в себе, свою правоту и победу. Научите ребёнка никому не давать эту силу и власть над собой. При вербальном буллинге крайне важна способность к чувству юмора и самоиронии: детей, которые могут уверенно и со смехом первыми заявить о своих отличиях, какими бы они ни были, обычно не травят.

Как вести себя учителю

1. Не перекладывать ответственность

Это относится уже к учителю. Оскорбления, обзывательства и обидные дразнилки, возможно, и веселят весь класс, но тот, кого травят, явно не получает удовольствия — значит, задача учителя это прекратить. Без всяких отговорок в духе «ну не дерутся же — и ладно». Игра — это когда весело всем, процесс, в котором все участвуют добровольно.

2. Определить, когда начинается травля

Учитель должен различать конфликт, непопулярность и травлю, поскольку с каждой из этих проблем бороться нужно по-разному. В конфликте обычно участвуют двое, а силы соперников примерно равны. В этом случае хорошо работают методы медиации: в конфликт вступает третья, нейтральная сторона, которая высказывает беспристрастное мнение и помогает урегулировать разногласия.

5 серьёзных отличий обычного школьного конфликта от травли

Помочь ребёнку завоевать популярность тоже в силах учителя: можно давать ему задания, с которыми он хорошо справляется, отмечать его успехи, хвалить — словом, показывать важность этого человека для всей группы. Однако эти меры стоит принимать только тогда, когда нет травли — иначе ученик рискует столкнуться с ещё более жестоким буллингом, поскольку травить успешного, «выскочку», «подлизу» даже приятнее и интереснее.

3. Взять ситуацию в свои руки

В случае травли работать надо не с одним учеником, не с двумя конфликтующими, а со всей группой сразу. Поскольку искоренить травлю, удалив главного обидчика, не удастся: группа тут же выдвинет нового агрессора, только в этот раз научится его покрывать или вести травлю более изощрённо и тонко. Первый главный шаг педагога — донести до класса, что он в курсе сложившейся ситуации и она его не устраивает. Второй шаг — дать проблеме имя: у нас в классе происходит травля/насилие. Варианты вроде «У Саши не получается найти с вами общий язык, зачем вы его обижаете, ему же плохо и грустно» не подходят, поскольку это снова перекладывание вины на «Сашу» и апелляция к его чувствам (но если бы агрессорам было дело до его чувств — они бы его не травили).

4. Представить травлю как болезнь

Агрессор обычно пытается отпираться до последнего и защищать себя «да он сам», «а что я?», «он первый начал». Поэтому эффективнее представить травлю как болезнь всей группы, от которой всем грустно и плохо. Что мы можем сделать, чтобы вылечиться, чтобы у нас снова был дружный класс?

Такой метод позволяет зачинщикам сохранить лицо (очень часто это неуверенные в себе и ранимые дети, которые боятся потерять уважение и авторитет), а всему коллективу осознать, что они находятся в одной лодке.

Развить дискуссию помогут примеры из книг и фильмов — для младшеклассников «Гадкий утёнок» Гарри Бардина, для детей старшего возраста — «Чучело» Железникова. Конечно, читать или смотреть фильм надо всем вместе, а не задавать на дом. В процессе важно обращать внимание на какие-то моменты, интересоваться мнением учеников, спрашивать, как бы они поступили в том или ином случае, кто прав и почему.

5. Помочь детям оценить своё поведение

Пусть дети сами выставят себе баллы в зависимости от того, какой вклад они внесли в травлю: вообще не участвовали, молча наблюдали со стороны, поддерживали зачинщика или были главными обидчиками. Полезно также выработать общие правила поведения, проголосовать за них, выписать большими красивыми буквами на ватмане и предложить всем детям расписаться. Понятно, что никакой юридической силы у этого «документа» не будет, зато терапевтический эффект от заключения настоящего контракта со взрослым поможет укрепить позитивную динамику изменений.

Cartoon Network Россия, один из ведущих детских телеканалов, проводит ежегодную антибуллинговую кампанию. В 2018 году у неё появился слоган «Отличаться — это отлично!» и хештег #БудьОтличным. Проект предлагает взрослым и детям по-новому взглянуть на особенности, ведь именно они делают каждого из нас уникальным. Социальную инициативу телеканала поддержали АНО БО «Журавлик», программа «Травли NET» и благотворительный фонд «Галчонок», а также проекты «Family Tree» и «Детям о важном».

Иллюстрации: Shutterstock (Good_Stock)

Источник

Оцените статью