Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция президенту РФ В.В. Путину
об открытии архивной информации о гибели С. Есенина
Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ
О творчестве Сергея Александровича Есенина
Творчество Сергея Александровича Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного российского и зарубежного читателя. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, «неисчерпаемую печаль» которых умел он так эмоционально и так звонко передать.
В нашу литературу Сергей Есенин вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского творчества. В ней полнокровная, искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир, тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека, слишком долго остававшегося в «узком промежутке»старых чувств и воззрений. И если в лучших стихотворениях Сергея Есенина- «половодье» самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств, они до краёв наполнены свежестью картин родной природы, то в других его произведениях — отчаяние, тлен, безысходная грусть. Сергей Есенин прежде всего — певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них «русский дух», в них «Русью пахнет». Они впитали в себя великие традиции национальной поэзии, традиции Пушкина, Некрасова, Блока.
Даже в любовной лирике Есенина тема любви сливается с темой Родины. Автор «Персидских мотивов» убеждается в непрочности безмятежного счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далёкая Россия:»Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий». С радостью и горячим сочувствием встретил Есенин Октябрьскую революцию. Вместе с Блоком, Маяковским он без колебаний встал на её сторону. Произведения, написанные Есениным в то время («Преображение», «Инония», «Небесный барабанщик»), проникнуты бунтарскими настроениями. Поэт захвачен бурей революции, её величием и рвётся к новому, к будущему. В одном из произведений Есенин восклицал: «Мать моя — родина, я — большевик!» Но Есенин, как он сам писал, воспринял революцию по-своему, «с крестьянским уклоном»,»больше стихийно, чем сознательно». Это наложило особый отпечаток на творчество поэта и во многом предопределило его дальнейший путь. Характерны были представления поэта о цели революции, о будущем, о социализме. В поэме «Инония» он рисует будущее как некое идиллическое царство крестьянского благополучия, социализм кажется ему блаженным «мужицким раем». Такие представления сказались и в других произведениях Есенина того времени:
Вижу вас, злачные нивы,
С стадом буланых коней.
С дудкой пастушеской в ивах
Бродит апостол Андрей.
Но фантастическим видениям мужицкой Инонии, естественно, не суждено было сбыться. Революцию возглавлял пролетариат, деревню вёл за собой город.»Ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал»,-заявляет Есенин в одном из писем того времени. Есенин начинает проклинать «железного гостя», несущего гибель патриархальному деревенскому укладу, и оплакивать старую, уходящую «деревянную Русь». Этим и объясняется противоречивость поэзии Есенина, прошедшего сложный путь от певца патриархальной, нищей, обездоленной России до певца России социалистической, России ленинской. После поездки Есенина за границу и на Кавказ в жизни и творчестве поэта происходит перелом и обозначается новый период. Она заставляет его крепче и сильнее полюбить своё социалистическое отечество и по-иному оценить всё, что в нём происходит. «. Я ещё больше влюбился в коммунистическое строительство»,-писал Есенин по возвращении на родину в очерке «Железный Миргород». Уже в цикле «Любовь хулигана», написанном сразу же по приезде из-за границы, настроения потерянности и безысходности сменяются надеждой на счастье, верой в любовь и будущее. Прекрасное стихотворение»Заметался пожар голубой. «, полное самоосуждения, чистой и нежной любви, даёт ясное представление о новых мотивах в лирике Есенина:
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь — как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось петь и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
Творчество Есенина — одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории советской литературы. Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему
близкому и разному. Нас волнует искренность и одухотворённость поэта, для которого самым дорогим на всей планете была Русь.
Источник
Сергей Есенин
Рассказ — эссе: Сергей Есенин.
Синеет в окошке рассвет,
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
И разбитое зеркало…
С.Есенин. Черный человек. 14 ноября 1925г.
В эпиграф к этому рассказу, я специально поместил эту последнюю строфу. Очень важна и дата — 14 ноября, а через полтора месяца после написания этой последней поэмы, — 28 декабря 1925 года, Есенин покончил жизнь самоубийством.
Почему об этом говорю в начале рассказа? Для того, чтобы уж поставить все на свои места: не было умышленного убийства поэта в пятом номере ленинградской гостиницы «Англетер».
И это было, не какое-то спонтанное действие, или как писали – алкогольный психоз и тому подобные случайности. Нет. За день до события, поэту Эрлиху был передан самим Есениным листок бумаги, на котором кровью было написано последнее стихотворение поэта. Оно широко известно, но я все же вставлю в текст хотя бы последние строчки:
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Согласитесь, что написано абсолютно четко, хладнокровно, без надрыва и слез. Написано так, как будто давно все уже решено. Кстати современная экспертиза показала, что письмо написано самим автором. Почему кровью? — а это тоже всем известно из стихотворения Маяковского – « Может,/ окажись/ чернила в «»Англетере,/ вены/ резать не было б причины».
И – последнее, я думаю всем в России понятно, что означает разбитое зеркало, которым заканчивается поэма Есенина «Черный человек»…
А далее я буду писать о том впечатлении, которое производила лирика Есенина на нас, учащихся десятого класса медянской средней школы.
Я вспоминаю эту прекрасную, последнюю школьную весну, когда мы бредили стихами Есенина: об «уходящем хулиганстве» и знаменитым циклом «Персидские мотивы». Это было неповторимо, в голове постоянно крутились эти строчки – «я спросил сегодня у менялы, что дает за полтумана по рублю…», а там уже набегала строка – «люблю, люблю…» или — «Свищет ветер, серебряный ветер,/В шелковом шелесте снежного шума/В первый раз я в себе заметил -/ Так еще никогда не думал».
Это мое увлечение поэзией Есенина, любовь к поэту конечно – объяснимо. Мне семнадцать лет, ну, какой «Черный человек»? — хотя эта поэма тоже упоминалась на уроках литературы. В этом возрасте говорят и читают только «про любовь».
Мы выбегали в апрельский школьный сад, где росли молодые березки, с белой, гладкой и мягкой корой, под которой начиналось сокодвижение, — делали ногтем разрез на коре и припадали губами к этой атласной «березовой щеке»… Даже не обращая внимания, течет березовый сок или — нет.
Мы просто представляли, что целуем любимых девушек, которых еще ни у кого не было… То есть – эта была своеобразная игра, в которой юноши представляли свою будущею любовь… Романтика и мечтательность – полная! И лирика Сергея Есенина, как раз соответствовала нашему настроению.
Да, Есенин – это далеко не Маяковский, хотя кое в чем у них имеется сходство, но об этом ниже.
Потом, после этой лирики ошеломительная поэма «Анна Снегина». И опять, как это совпадало с моим настроением, я воображал себя на месте поэта, который встретил свою давнюю любовь. Все остальное в поэме мне было неважно, ни — « Оглоблин Прон» ни Ленин, который — « Он – вы». Я с упоением читал: « Луна хохотала, как клоун,/И в сердце хоть прежнего нет,/ По – странному был я полон/ Наплывом шестнадцати лет».
А как нравилось описание дороги, которой ехал поэт: « Дорога довольно хорошая,/Равнинная тихая звень,/Луна золотою порошею/Осыпала даль деревень» Так это похоже, да не только похоже, просто копия с картины моей нижегородской родины. Да и не удивительно, — рязанские земли – это те же, наши волго — окские – сурские просторы.
Мне думалось, уже много позже, — а как же получилось, что такой впечатлительный и тонко чувствующий юноша, оказался втянут в ту жизнь, которая, ну никак не соответствует его внутреннему строю, его сущности очень далекой от всякой политики. Да какая политика! Поэт сам признается, что:
Советскую я власть виню,
И потому я на нее в обиде,
Что юность светлую мою
В борьбе других я не увидел.
Это не поза, это обыкновенное признание, как бы оглядываясь назад. У Есенина много хвалебных строк советской власти, даже странных признаний, типа: «Небо — как колокол,/Месяц – язык,/ Мать моя – родина,/ Я – большевик».
Давно известна истина, что самую правильную оценку творчества поэта могут дать только его современники. В этом мне не раз пришлось убедиться. Причина ясная: современники как бы – вписаны в это же время и оно им более понятно.
Как, например, я писал о Высоцком, и мне не нужно было никаких особых свидетельств. Я «дышал одним воздухом» с этим человеком, воздухом той, уже прошедшей эпохи. А с Есениным не так, намного сложнее…
Двухтомник Есенина изданным в 1991 году предваряет статья Юрия Прокушева «Прозрение гения» — это своеобразный, но абсолютно не новый взгляд на творчество поэта. Он ничем не отличается от прежних, его же, да и других советских «восхвалителей» творчества Есенина 70 – 80-х годов, которые всячески, довольно искусственно привязывали поэта к октябрьской революции.
Достаточно почитать следующее утверждение: «Большевики – ленинцы, те, кто в эпоху Октября олицетворял все истинно человеческое и революционное в русском народе, становятся для Есенина идеалом прекрасного, идеалом человека».
Далее цитировать уже не хочется. Конечно, этот господин-товарищ Прокушев, никак не мог подозревать, что появиться интернет, да и рухнет весь «идеал Октября», и весь этот вымысел о поэте останется на его совести…
Но, в этой же статье, чуть ли не впервые, появиться упоминания о двух свидетельств о творчестве Сергея Есенина, — не простые люди писали о поэте после его смерти, достаточно назвать имена: Л.Д. Троцкий и Н.И. Бухарин.
Как в советской истории бывает сплошь и рядом, так и в этом случае статья Троцкого «Памяти Сергея Есенина», напечатанная в газете «Правда», №15 1926 год и брошюра Бухарина «Злые заметки», 1927 год – были засекречены и доступ к ним оказался невозможен для большинства читателей. Нет, доступ к ним был ограничен и прочитать могли только те, кто имел специальное разрешение и только для того чтобы потом писать о Есенине, но не упоминать имена авторов.
Зачем об этом пишу, так подробно? А это для, того что молодое поколение понимало, что такое тоталитарное государство, созданное в результате октябрьского переворота и какова ему цена.
Обе эти работы в интернете, конечно, есть и любой может с ними ознакомиться. Это действительно свидетельства современников. Кроме того Троцкий очень хорошо знал Есенина лично. Жаль, конечно, мое поколение вообще не знает о Троцком ничего. Могу только свидетельствовать, — это фигура равноценная Ленину. Я уже упоминал об этом и не случайно его называли «Демон революции». Его оценка творчества Есенина очень близка к истине, — можете убедиться, прочитав его небольшую статью.
А вот брошюра Бухарина нанесла большой урон русской культуре, закрыв на тридцать лет возможность читать стихи и поэмы Есенина. Именно после этой брошюры Есенин был запрещен полностью и за чтение его стихов могли лишить свободы.
Наше поколение (в конце 60- х годов ) первыми имели возможность изучать Есенина на уроках, — его стихи включили в школьную программу по литературе.
Каким же сейчас видится Есенин? Конечно, — и Есенин, и Маяковский – порождены революцией. Они были подхвачены этим темным вихрем. Хотя Троцкий пишет, что «поэт не был чужд революции, — он был несроден ей. Есенин интимен, нежен, лиричен, — революция публична, эпична, катастрофична. Оттого-то короткая жизнь поэта оборвалась катастрофой».
С этим высказыванием согласен, кроме одного момента, там, где говорится о несродности поэта с революцией. Революция и поэт – неразделимы. Только «демон революции» имел ввиду большевистскую революцию, а Есенин на революцию смотрел шире, как на природный естественный процесс, — на очищающий поток, который несет с собой всех, и всех втягивает в свой круговорот.
Когда мы будем рассматривать поэзию Есенина, именно с этой точки зрения, — все встает на свои места, все становится понятно и объяснимо в его стихах и поэмах. Объясняются все его чаяния, надежды, сомнения, разочарования.
Получается, что Сергей Есенин вполне самостоятелен в своих взглядах и выводах и никому он не «попутчик». Он делает свое дело, которое выпало на долю талантливого поэта – пытается объяснить и описать эпоху так, как он её видит, а не так как ему подсказывают…
И вообще не совсем понятно, кто в этом вихре революционном, темном — важнее: массы, вожди, поэты, – Есенин слит с этим неудержимым потоком, который имеет конец…
Люди, типа Есенина имеют свойство далеко, даже как-то мистически – прозревать будущее. Таков и Бунин, который советует Есенину «идти и проспаться от мессианской самогонки», то есть очнуться от этой мнимой всемирности и реально взглянуть на вещи.
Творчество Есенина все пропитано предчувствием конца, гибели, только ему непонятно, что гибнет? То ли старый мир полностью, но Есенину не совсем приятен этот процесс, — он близок к традиции.
Есенину плохо видится и будущее, он хочет, чтобы было как в Америке, но… сохранилась русская душа…
Маяковский, которого тоже несли эти же темные вихри революции, верил в мечты о новом коммунистическом обществе, именно за это я называю его поэзию «донкихотством».
А Есенин, якобы, весь в традиции, но суть этой традиции искажена, она темна и сумбурна: у него переплетается дурно понятое «вульгарное христианство» с элементами какого-то дикого язычества, — вроде – « господи – отелись!» или вот это – знаменитое:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая»,
Дайте родину мою».
Эти строки поэта очень любили цитировать, при разговоре о патриотизме, конечно – советском патриотизме, иного вроде бы не существовало. Эти лжепатриоты (больше не могу подобрать слов) не понимали, что здесь обыкновенная риторика Есенина, — сказано для «красивости». И уж никак не отрицание православия.
Я ведь и называю революцию темным вихрем, так как она была направлена, пришедшими к власти большевиками, против русской культуры, которая в основе своей являлась христианской.
Вот именно эти мотивы, национальные, христианские мотивы услышал Бухарин (любимец партии так его назвал Ленин) в стихах Есенина. И его по — большевистски понесло по всем ухабам: во- первых. Бухарин сразу определил вредность поэзии Есенина и назвал её – есенинщиной, то есть целое направление, которое «самое вредное, заслуживающее настоящего бичевания, явление нашего литературного дня».
И уже не мог остановиться. Мне не очень приятно цитировать это словоизвержение «любимца партии», но для того, что бы молодежь поняла, какие монстры управляли советским государством, приведу цитату полностью: «… есенинщина – это отвратительная напудренная и нагло раскрашенная российская матерщина, обильно смоченная пьяными слезами и оттого еще более гнусная. Припудренная смесь из «кобелей», икон, «сисястых баб», «жарких свечей», березок, луны, сук, господа бога, некрофилии, обильных пьяных слез и «трагической» пьяной икоты: религии и хулиганства, «любви» к животным и варварское отношения к человеку, в особенности к женщине, бессильных потуг на «широкий размах» ( в очень узких четырех стенах ординарного кабака) распущенности, поднятой до «принципиальной» высоты, и т.д…»
В брошюре еще много чего неприятного и абсолютно неверного сказано о самом Есенине и его стихах. Кто заинтересуется, легко может найти в интернете.
Известно, что большинство т.н. – «крестьянских» поэтов было расстреляно в 30-х годах или сгинули в Гулаге. Несомненно, что эта бы участь ожидала и Есенина, остаться он в живых…
Есенин уже не мог прочесть это суждение о себе. Но есть хоть доля правды в тексте Бухарина? Нет ни одного слова истины, все переврал исказил и не понял, да и вряд ли был в состоянии понять главный редактор газеты «Правда», но там есть один интересный момент. Какой?
В самом конце статьи, стремясь как нибудь её завершить Бухарин, почему-то начинает писать, что многие великие люди были — величайшие труженики, — и называет Маркса, Энгельса, Ленина и продолжает, — а вот всякие «блаженненькие «нищие духом», Христа ради юродивые, кафешантанные «гении» на полчаса – подальше от них!»
Меня эта строчка – гении на полчаса – поразила и я подумал: « Если бы меня услышал Бухарин, что бы он об этом сказал? Ведь если спросить, — кто такой Бухарин? – вряд ли кто ответит. А про Есенина знают все…»
Да, действительно – как слово наше отзовется… Я совсем не случайно вспомнил, Тютчева, в брошюре и ему достается, Федор Иванович однажды написал:
Нам не дано предугадать
Как слово наше отзовется –
И нам сочувствие дается
Как нам дается благодать.
Я не знаю, но так все «устроилось» с этой брошюрой, что она стала, в какой-то степени обвинительным актом самому «любимцу партии». Хотя «партия» для него тоже пулю не пожалела, но это уже по другому поводу…Тем не менее, запрет на поэзию Есенина не сняли и после расстрела Бухарина.
Сейчас, уже в серьезном возрасте, читаю стихи Есенина и еще глубже понимаю трагедию этого удивительного поэта. Ведь даже его цикл стихов «Москва кабацкая» — это не бравада, это боль поэта, — его беда…
А какие удивительные стихи по своей чистоте, по какому-то уже неземному настроению Есенин писал в свою последнюю осень, — их стоит читать…
Мне так и хочется написать, что, мол, переживи эту трагедию Сергей Есенин, этот упадок духа моментный, и он еще много мог написать прекрасных стихотворных строчек. Ведь ему только исполнилось тридцать лет, — вся жизнь впереди…
Но – не могу так сказать: понимаю, что революция вызвала к жизни поэта такого уровня и его погубила… Вернее, он погиб вместе с революцией. Да, революционный период заканчивался в России и поэт это почувствовал… он понял, что в той, новой России, ему нет места…
Источник