Эмоции и потребности
Когда встает вопрос о значении эмоций в деловом поведении, то самое
распространенное мнение связано с их негативным влиянием на эффективность
поведения и деятельности, а, значит, с необходимостью их подавления. В
действительности такой подход свидетельствует о непонимании роль эмоций в
жизни и деятельности человека и требует, чтобы этому вопросу было уделено
Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного переживания
жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных
свойств к потребностям субъекта.
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в
форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного,
отношение человека к миру и людям, процессу и результатам его практической
деятельности. Само слово «эмоция» происходит от латинского «emovere”, что
означает возбуждать, потрясать, волновать.
Эмоции тесно связаны с потребностями, поскольку, как правило, при
удовлетворении потребностей человек испытывает положительные эмоции и ,
наоборот, при невозможности получить желаемое – отрицательные.
Долгие годы противопоставлялись эмоции и процессы, связанные с познанием
окружающего мира, считалось, что эмоции достались нам от наших далеких
предков. На сегодняшний день общепринято, что в структуру эмоций входит не
только субъективный компонент, т.е. отражение состояния человека, но и
познавательный компонент – отражение объектов и явлений, имеющих определенное
значение для потребностей, целей и мотивов человека, переживающего эмоции.
Отсюда следует двойная обусловленность эмоций: с одной стороны, потребностями
человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций, а с другой – его
способностью отразить и понять определенные свойства этого объекта.
Каждая эмоция своеобразна по своим источникам, по переживаниям, внешним
проявлениям и способам регуляции. Репертуар человеческих эмоций очень богат,
он включает в себя целую палитру различных эмоциональных явлений. Существует
множество классификаций эмоций
Эмоции можно различать
1. по чувственному тону – положительного порядка и отрицательного порядка;
2. в отношении мобилизации ресурсов организма – стенические и
астенические (греч. -«стенос» — сила). Стенические эмоции повышают активность,
вызывая прилив энергии и подъем, в то время как астенические эмоции действуют
3. по потребностям – различают низшие эмоции, связанные с
удовлетворением органических потребностей, так называемые «общие ощущения»
(голод, жажда и т.д.) и и высшие эмоции (чувства), социально обусловленные,
связанные с общественными отношениями;
4. по силе и длительности (форме протекания) выделяют несколько
видов эмоций: аффекты, страсти, собственно эмоции, настроения, чувства и
Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция, полностью захватывающая
психику человека. Она возникает в экстремальных условиях, когда человек не
справляется с ситуацией. Отличительными чертами аффекта являются ситуативность,
обобщенность, малая продолжительность и большая интенсивность. Происходит
мобилизация всего организма, движения носят импульсивный характер. Аффект
практически неуправляем и не подчиняется волевому контролю.
Страсть – это сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает
человека и владеет им. По силе приближается к аффекту, а по длительности – к
Эмоции в узком смысле носят ситуативный характер, выражают оценочное
отношение к складывающимся или возможным ситуациям, могут слабо проявляться во
внешнем поведении, особенно у человека, который умело их скрывает.
Чувства – наиболее устойчивые эмоциональные состояния. Носят предметный
характер: это всегда чувство к чему-то, к кому-то.
Настроение – это состояние, которое окрашивает наши чувства, длительное
эмоциональное состояние сравнительно слабой выраженности. В отличии от эмоций и
чувств, настроение не предметно, а личностно, не ситуативно, а растянуто во
Тема человеческих эмоций остается одной из самых загадочных областей
психологии. Среди ученых нет даже единого мнения о их роли в осуществлении
процессов жизнедеятельности. Еще во времена античности высказывались мнения
как о их дезорганизующем влиянии на поведение, так и о том, что они
представляют важнейшее мобилизующее и стимулирующее действие.
На сегодняшний день принято различать несколько основных функций эмоций:
1. Коммуникативная ф-ция считается важнейшей, так как без
эмоциональных проявлений трудно представить себе общение между людьми. Выражая
свое отношение, человек проявляет свое отношение к действительности и прежде
всего к другим людям, причем большую часть информации в процессе общения
человек получает с помощью средств невербальной коммуникации
4. Сигнальная – эмоции выступают как внутренний язык, как
система сигналов, посредством которых человек узнает о потребностной значимости
7. Мобилизующая – В ходе деятельности человека эмоции
выполняют ф-цию оценки ее хода и результатов , организуют деятельность
человека, мотивируя, стимулируя и направляя ее.
Применительно к деловому поведению каждая из перечисленных функций имеет
большое значение. Умение эффективно использовать эмоции в своей
профессиональной деятельности совершенно необходимо для ее успешности. Одной
из самых актуальных задач является преодоление стрессов и саморегуляция
Деятельность менеджера по сути своей связана со стрессами, так как протекает
в условиях дефицита времени, при высокой степени неопределенности, требует
принятия ответственности за выработку решений на основании недостаточной
информации, причем цена ошибки бывает очень высока. Кроме того, экономическая
деятельность всегда связана со столкновением интересов сторон, часто
перерастающих в конфликты. При работе в таких условиях у людей, не умеющих
грамотно регулировать свое эмоциональное состояние, часто развиваются
различные заболевания, связанные с нервными перегрузками.
Для того, чтобы научиться наилучшим образом использовать свои эмоции в
работе, регулировать свое состояние и справляться со стрессами, необходимо
более подробно рассмотреть природу эмоций и их связь с другими составляющими
Является величайшим заблуждением думать, что мы можем по своей воле создавать
или упразднять свои эмоции. Эмоции являются неотъемлемой частью жизни личности
в ее взаимодействии с внешней средой. Эмоции – психическое отражение в форме
непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций,
обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям
субъекта. То есть эмоции служат показателем того, на сколько те или иные внешние
события, ситуации или предметы удовлетворяют (или не удовлетворяют) наши
Какие же потребности существуют у человека? Они многообразны и имеют сложную
структуру. Чаще всего для анализа потребностей пользуются концепцией,
разработанной американским психологом А.Маслоу (Маслоу А.. Психология бытия.
– М., 1998; Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999), хота она
в последнее время дополнялась и развивалась многими авторами. Тем не менее,
так называемая «пирамида потребностей» Маслоу широко используется в
прикладных целях, в частности, в менеджменте.
Согласно классификации А. Маслоу выделяют несколько уровней базовых
1. Физиологические потребности – связаны с обеспечением существования
2. Потребность в безопасности – безопасности, стабильности,
зависимости, в защите, в свободе от страха, тревоги и хаоса, потребность в
структуре, порядке, законе, и др.
3. Потребность в принадлежности, привязанности и любви – человеку нужны
теплые, дружеские отношения, ему нужна социальная группа, которая обеспечила
бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего.
4. Потребность в признании – в высокой оценке собственных достоинств, в
уважении со стороны других людей и в собственном уважении. Потребности этого
уровня разбиваются на два класса. В первый входят желания и стремления,
связанные с понятием «достижение» – человеку необходимо сознание собственного
могущества, адекватности, компетентности, независимости и свободы. Во второй
класс – потребность в репутации и престиже, в завоевании статуса, внимания,
признания, славы. Удовлетворение этих потребностей порождает у индивида
чувство уверенности в себе, собственной значимости, силы, полезности.
Неудовлетворенность этой потребности связана с чувством униженности,
слабости, беспомощности, приводит к чувству уныния, запускает компенсаторные
и невротические механизмы.
5. Потребность в самоактуализации – стремление к самовоплощению,
желание стать тем, кем он может быть
6. Потребность в познании – любознательность, стремление к пониманию
мира и себя, ко всему новому, неизвестному.
7. Эстетические потребности – потребности в красоте, гармонии, порядке.
Существует представление об определенной иерархии разных уровней
потребностей. Считается, что в первую очередь человек стремится удовлетворить
потребности ниже расположенного уровня. По мере их насыщения (не обязательно
полного, на 100%), постепенно становятся актуальными потребности более
высоких уровней. Низшие потребности всегда удовлетворены в большей степени,
чес более высокие. Пример: пусть у среднего гражданина физиологические
потребности удовлетворены, например, на 85%, потребность в безопасности — на
70%, потребность в любви – на 50%, в самоуважении – на 40%, в
самоактуализации – на 10%.
Как правило, у среднестатистического человека все потребности имеют
бессознательную природу. Тезис об иерархической структуре потребностей не
носит характера абсолютного закона, во многих случаях встречаются так
называемые реверсии, когда потребность более высокого уровня становится
ведущей вопреки тому, что потребности ниже расположенных уровней не
удовлетворены Примеры: потребность в самоутверждении может выступать, как
более важная, чем потребность в любви; творческий потенциал люди зачастую
стремятся реализовать и при неудовлетворенных базовых потребностях; ради
высших идеалов и ценностей люди могут пойти на лишения и даже на смерть; и в
то же время стремление удовлетворить высшие потребности может быть
блокировано по ряду причин, такой человек может всю жизнь ограничиваться
достаточно низким мотивационным уровнем.
В любом случае те или иные потребности сигнализируют о себе посредством
эмоций, которые являются субъективной формой их выражения. При построении
делового поведения особенно важно ориентироваться на потребности собеседника,
для чего необходимо отслеживать изменения его эмоционального состояния и
вносить соответствующие коррективы в свои действия.
При рассмотрении правил делового поведения имеет смысл остановиться на
отрицательных эмоциях, так как именно они могут играть негативную роль,
дезорганизуя поведение, снижая эффективность работы, нарушая коммуникацию.
Чаще всего отрицательные эмоции возникают в связи с тем, что не удовлетворены
потребности личности, относящиеся к социальному уровню: потребность в
принадлежности к группе, в признании, в уважении и самоуважении, в
положительной самооценке. Мы основное внимание уделим именно таким случаям,
так как они непосредственно связаны с соблюдением правил делового поведения,
уважением и вниманием к собеседнику. (Конечно, другие уровни потребностей
также могут быть связаны с неприятными переживаниями в процессе работы, это
могут быть и потребность в безопасности и комфорте, и потребность в
самореализации и другие высшие потребности. Но мы намеренно ограничимся
социальными потребностями, чтобы изложение было более компактным)
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Эмоции и потребности (С.Л. Рубинштейн)
Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия, наподобие хорошо слаженной машины Он переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств или эмоций. Чувство человека — это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.
Эмоции можно предварительно в чисто описательном феноменологическом плане охарактеризовать несколькими особенно показательными признаками. Во-первых, в отличие, например, от восприятий, которые отражают содержание объекта, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции, во-вторых, обычно отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие — неудовольствие, веселье — грусть, радость — печаль и т.п. Оба полюса не являются обязательно внеположными. В сложных человеческих чувствах они часто образуют сложное противоречивое единство: в ревности страстная любовь уживается со жгучей ненавистью.
Существенными качествами аффективно-эмоциональной сферы, характеризующими положительный и отрицательный полюса в эмоции, является приятное и неприятное. Помимо полярности приятного и неприятного, в эмоциональных состояниях сказываются также (как отметил Вундт) противоположности напряжения и разрядки, возбуждения и подавленности. Наряду с возбужденной радостью (радостью-восторгом, ликованием), существует радость покойная (растроганная радость, радость-умиление) и напряженная радость, исполненная устремленности (радость страстной надежды и трепетного ожидания); точно так же существует напряженная грусть, исполненная тревоги, возбужденная грусть, близкая к отчаянию, и тихая грусть — меланхолия, в которой чувствуется разрядка и успокоенность.
Для подлинного понимания эмоций в их отличительных особенностях необходимо выйти за пределы намеченной выше чисто описательной их характеристики.
Основной исходный момент, определяющий природу и функцию эмоций, заключается в том, что в эмоциональных процессах устанавливается связь, взаимоотношение между ходом событий, совершающимся в соответствии или вразрез с потребностями индивида, ходом его деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, с одной стороны, и течением внутренних органических процессов, захватывающих основные витальные функции, от которых зависит жизнь организма в целом, — с другой; в результате индивид настраивается для соответствующего действия или противодействия.
Соотношение между этими двумя рядами явлений в эмоциях опосредовано психическими процессами — простой рецепцией, восприятием, осмысливанием, сознательным предвосхищением результатов хода событий или действий.
Эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам; отношение индивида к ним и к ходу деятельности, протекающей в силу совокупности объективных обстоятельств в соответствии или вразрез с ними, определяет судьбу его эмоций.
Взаимоотношение эмоций с потребностями может проявляться двояко — в соответствии с двойственностью самой потребности, которая, будучи испытываемой индивидом нуждой его в чем-то ему противостоящем, означает одновременно и зависимость его от чего-то и стремление к нему. С одной стороны, удовлетворение или неудовлетворение потребности, которая сама не проявилась в форме чувства, а испытывается, например, в элементарной форме органических ощущений, может породить эмоциональное состояние удовольствия — неудовольствия, радости — печали и т.п.; с другой — сама потребность как активная тенденция может испытываться как чувство, так что и чувство выступает в качестве проявления потребности. То или иное чувство наше к определенному предмету или лицу — любовь или ненависть и т.п. — формируется на основе потребности по мере того, как мы осознаем зависимость их удовлетворения от этого предмета или лица, испытывая те эмоциональные состояния удовольствия, удовлетворения, радости или неудовольствия, неудовлетворения, печали, которые они нам доставляют. Выступая в качестве проявления потребности — в качестве конкретной психической формы ее существования, эмоция выражает активную сторону потребности.
Поскольку это так, эмоция неизбежно включает в себя и стремление, влечение к тому, что для чувства привлекательно, так же как влечение, желание всегда более или менее эмоционально. Истоки у воли и эмоции (аффекта, страсти) общие — в потребностях: поскольку мы осознаем предмет, от которого зависит удовлетворение нашей потребности, у нас появляется направленное на него желание; поскольку мы испытываем саму эту зависимость в удовольствии или неудовольствии, которое предмет нам причиняет, у нас формируется по отношению к нему то или иное чувство. Одно явно неотрывно от другого. Вполне раздельное существование самостоятельных функций или способностей эти две формы проявления единого ведут разве только в некоторых учебниках психологии и нигде больше.
В соответствии с этой двойственностью эмоции, отражающей заключенное в потребности двойственное активно-пассивное отношение человека к миру, двойственной, или, точнее, двусторонней, как увидим, оказывается и роль эмоций в деятельности человека: эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей; возникая, таким образом, в деятельности индивида, эмоции или потребности, переживаемые в виде эмоций, являются вместе с тем побуждениями к деятельности.
Однако отношение эмоций и потребностей далеко не однозначно. Уже у животного, у которого существуют лишь органические потребности, одно и то же явление может иметь различное и даже противоположное — положительное и отрицательное — значение в силу многообразия органических потребностей: удовлетворение одной может идти в ущерб другой. Поэтому одно и то же течение жизнедеятельности может вызвать и положительные и отрицательные эмоциональные реакции. Еще менее однозначно это отношение у человека.
Потребности человека не сводятся уже к одним лишь органическим потребностям; у него возникает целая иерархия различных потребностей, интересов, установок. В силу многообразия потребностей, интересов, установок личности одно и то же действие или явление в соотношении с различными потребностями может приобрести различное и даже противоположное — как положительное, так и отрицательное — эмоциональное значение. Одно и то же событие может, таким образом, оказаться снабженным противоположным — положительным и отрицательным — эмоциональным знаком. Отсюда часто противоречивость, раздвоенность человеческих чувств, их амбивалентность. Отсюда также иногда сдвиги в эмоциональной сфере, когда в связи со сдвигами в направленности личности чувство, которое вызывает то или иное явление, более или менее внезапно переходит в свою противоположность. Поэтому чувства человека не определимы соотношением с изолированно взятыми потребностями, а обусловлены отношением к личности в целом. Определяясь соотношением хода действий, в которые вовлечен индивид, и его потребностей, чувства человека отражают строение его личности, выявляя ее направленность, ее установки; что оставляет человека равнодушным и что затрагивает его чувства, что его радует и что печалит, обычно ярче всего выявляет — а иногда выдает — истинное его существо.
Эмоции и деятельность
Если все происходящее, поскольку оно имеет то или иное отношение к человеку и поэтому вызывает то или иное отношение с его стороны, может вызвать у него те или иные эмоции, то особенно тесной является действенная связь между эмоциями человека и его собственной деятельностью. Эмоция с внутренней необходимостью зарождается из соотношения — положительного или отрицательного — результатов действия к потребности, являющейся его мотивом, исходным побуждением.
Эта связь взаимная: с одной стороны, ход и исход человеческой деятельности вызывают обычно у человека те или иные чувства, с другой — чувства человека, его эмоциональные состояния влияют на его деятельность. Эмоции не только обусловливают деятельность, но и сами обусловливаются ею. Характер эмоций, их основные свойства и строение эмоциональных процессов зависят от нее.
Результат действия может оказаться либо в соответствии, либо в несоответствии с наиболее актуальной для личности в данной ситуации на данный момент потребностью. В зависимости от этого ход собственной деятельности породит у субъекта положительную или отрицательную эмоцию, чувство, связанное с удовольствием или неудовольствием. Появление одного из этих двух полярных качеств всякого эмоционального процесса будет, таким образом, зависеть от складывающегося в ходе деятельности и в ходе деятельности изменяющегося соотношения между ходом действия и его исходными побуждениями. Возможны и объективно нейтральные участки в действии, когда выполняются те или иные операции, не имеющие самостоятельного значения; они оставляют личность эмоционально нейтральной. Поскольку человек как сознательное существо в соответствии со своими потребностями, своей направленностью ставит себе определенные цели, можно сказать также, что положительное или отрицательное качество эмоции определяется соотношением между целью и результатом действия.
В зависимости от отношений, складывающихся по ходу деятельности, определяются и другие свойства эмоциональных процессов. В ходе деятельности есть обычно критические точки, в которых определяется благоприятный для субъекта или неблагоприятный для него результат, оборот или исход его деятельности. Человек как сознательное существо более или менее адекватно предвидит приближение этих критических точек. При приближении к ним в чувстве человека — положительном или отрицательном — нарастает напряжение. После того как критическая точка пройдена, в чувстве человека — положительном или отрицательном — наступает разрядка.
Наконец, любое событие, любой результат собственной деятельности человека в соотношении с различными его мотивами или целями может приобрести «амбивалентное» — одновременно и положительное, и отрицательное — значение. Чем более внутренне противоречивый, конфликтный характер принимает протекание действия и вызванный им ход событий, тем более сумбурный характер принимает эмоциональное состояние субъекта. Такой же эффект, как и неразрешимый конфликт, может произвести и резкий переход от положительного — особенно напряженного — эмоционального состояния к отрицательному и наоборот. С другой стороны, чем более гармонично, бесконфликтно протекает процесс, тем более покойный характер носит чувство, тем меньше в нем остроты и возбуждения.
Многообразие чувств зависит от многообразия реальных жизненных отношений человека, которые в них выражаются, и видов деятельности, посредством которых они осуществляются.
В свою очередь эмоции существенно влияют на ход деятельности. Как форма проявления потребностей личности эмоции выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности. Эти внутренние побуждения, выражающиеся в чувствах, обусловлены реальными отношениями индивида к окружающему его миру.
Для того чтобы уточнить роль эмоций в деятельности, необходимо различать эмоции, или чувства, и эмоциональность, или эффективность как таковую.
Ни одна реальная, действительная эмоция не сводима к изолированно взятой, чистой, т.е. абстрактной, эмоциональности или аффективности. Всякая реальная эмоция обычно представляет собой единство аффективного и интеллектуального, переживания и познания, поскольку она включает в себя в той или иной мере и волевые моменты, влечения, стремления, поскольку вообще в ней в той или иной мере выражается весь человек. Взятые в конкретной целостности, эмоции служат побуждениями, мотивами деятельности. Они обусловливают ход деятельности индивида, будучи сами обусловлены им. В психологии часто говорят о единстве эмоций, аффекта и интеллекта, полагая, что этим преодолевают абстрактную точку зрения, расчленяющую психологию на отдельные элементы, или функции. Между тем подобными формулировками исследователь лишь подчеркивает свою зависимость от идей, которые он стремится преодолеть. В действительности нужно говорить не просто о единстве эмоций и интеллекта в жизни личности, но о единстве эмоционального, или аффективного, и интеллектуального внутри самих эмоций, так же как и внутри самого интеллекта.
Если теперь в эмоции выделить эмоциональность, или эффективность как таковую, то можно будет сказать, что она вообще не детерминирует, а лишь регулирует детерминируемую иными моментами деятельность человека; она делает индивида более или менее чувствительным к тем или иным побуждениям, создает как бы систему шлюзов, которые в эмоциональных состояниях устанавливаются на ту или иную высоту; приспособляя, адаптируя и рецепторные, вообще познавательные, и моторные, вообще действенные, волевые функции, она обусловливает тонус, темпы деятельности, ее настроенность на тот или иной уровень. Иными словами, эмоциональность как таковая, т.е. эмоциональность как момент или сторона эмоций, обусловливает по преимуществу динамическую сторону или аспект деятельности.
Неправильно было бы (как это делает, например, К. Левин) переносить это положение на эмоции, на чувства в целом. Роль чувства и эмоций не сводима к динамике, потому что и сами они не сводимы к одному лишь изолированно взятому эмоциональному моменту. Динамический момент и момент направленности теснейшим образом взаимосвязаны. Повышение восприимчивости и интенсивности действия носит обычно более или менее избирательный характер: в определенном эмоциональном состоянии, охваченный определенным чувством, человек становится более восприимчивым к одним побуждениям и менее — к другим. Таким образом, динамические изменения в эмоциональных процессах обычно носят направленный характер.
Динамическое значение эмоционального процесса может быть вообще двояким: эмоциональный процесс может повышать тонус, энергию психической деятельности и может снижать, тормозить ее. Одни, — особенно Кеннон, который специально исследовал эмоциональное возбуждение при ярости и страхе, — подчеркивают по преимуществу их мобилизующую функцию (emergency function по Кеннону), для других (Э. Клапаред, Кантор и пр.), наоборот, эмоции неразрывно связаны с дезорганизацией поведения; они возникают при дезорганизации и порождают срыв.
Каждая из двух противоположных точек зрения опирается на реальные факты, но обе они исходят из ложной метафизической альтернативы «либо — либо» и потому, отправляясь от одной категории фактов, вынуждены закрывать глаза на другую. На самом деле не подлежит сомнению, что и здесь действительность противоречива: эмоциональные процессы могут и повысить эффективность деятельности, и дезорганизовать ее. Иногда это может зависеть от интенсивности процесса: положительный эффект, который дает эмоциональный процесс при некоторой оптимальной интенсивности, может перейти в свою противоположность и дать отрицательный, дезорганизующий эффект при чрезмерном усилении эмоционального возбуждения. Иногда один из двух противоположных эффектов прямо обусловлен другим: повышая активность в одном направлении, эмоция тем самым нарушает или дезорганизует ее в другом; остро подымающееся в человеке чувство гнева, способное мобилизовать его силы на борьбу с врагом и в этом направлении оказать благоприятный эффект, может в то же время дезорганизовать умственную деятельность, направленную на разрешение каких-либо теоретических задач.
Источник