Как связан уровень стресса с результатами трудовой деятельности человека

Стресс в профессиональной деятельности: причины возникновения

Профессиональный стресс – представляет собой напряжённое состояние человека на работе, которое развивается под действием разных негативных факторов, непосредственно связанных с трудовым процессом.

Какие причины провоцируют развитие профессионального стресса, какую опасность для психологического и физического здоровья он несёт, а также методы борьбы и предотвращения – обо всём этом поговорим дальше.

Стресс в профессиональной деятельности: виды и стадии

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

С трудовым стрессом ежедневно сталкивается огромное количество работников. Сильнее всего ему подвержены обладатели чувствительной нервной системы, эмпатичные и психологически неустойчивые личности. Стрессоустойчивым сотрудникам живётся гораздо проще, только их процент не такой уж и высокий.

Профессиональный стресс – это стресс, возникающий вследствие сложных ситуаций, касающихся выполняемой трудовой деятельности. Если дословно переводить термин с английского языка, получим «нажим, напряжение». Указанные явления выступают следствием длительного воздействия серьёзных эмоционально-отрицательных факторов.

В психологии выделяют 3 вида трудового стресса:

  1. Эмоциональный. Причины его появления – разного рода конфликтные ситуации. Такой стресс задействует внутренние переживания человека, чувства обиды, вины, несправедливости и гнева, возникшие из-за проблем в коллективе.
  2. Информационный. К нему приводят слишком большие интеллектуальные нагрузки, перегруженность либо недостаток информации, необходимость соблюдать строгие временные рамки. Информационному стрессу наиболее подвержены чересчур ответственные люди.
  3. Коммуникативный. Его причины: недопонимания с коллегами, начальством, неумение справляться с манипуляциями, занимать правильную позицию в коллективе, коммуникативная агрессия.

Кроме видов профессионального стресса есть также 3 его стадии:

  • Тревога – является крайне негативным фактором, она провоцирует чувство страха, усиливает тревожность, приводит к резкому увеличению психического напряжения.
  • Сопротивление – на этой стадии организм включается в борьбу, стремясь преодолеть проблему. Человек адаптируется к нездоровой обстановке, привыкает к ней и в результате полностью погружается в стрессовое состояние.
  • Истощение – развивается, если отсутствуют попытки изменить ситуацию на предыдущих стадиях. Стресс становится хроническим, он постепенно приводит к истощению ресурсов организма, вызывает нарушения здоровья, часто – даже опасные патологии.

Важно! Распространённое последствие стресса на работе – профессиональное выгорание.

Основные провокаторы трудового стресса

Спровоцировать стресс на рабочем месте могут разные факторы. Обычно они касаются:

  • непосредственно трудового процесса (речь идёт о плохих условиях работы, высокой вредности труда/наличия риска для здоровья или даже жизни сотрудника, не комфортный режим работы, острая нехватка времени на выполнение важных задач, перегруженность или недостаток информации, слишком активная или, наоборот, монотонная деятельность т.д.);
  • нездорового микроклимата в коллективе (натянутые отношения с сослуживцами, начальством, наличие частых конфликтов, «трудные» подчинённые и т.д.);
  • с профессией (необходимость быть ответственным за других людей, неопределённые должностные обязанности, завышенные требования к сотруднику и т.д.);
  • с продвижением по карьерной лестнице (стремительный карьерный рост либо его отсутствие, непонятная перспектива, невозможность повышать квалификацию и тому подобные);
  • с заработной платой – если она очень низкая, работодатель постоянно задерживает выплаты, отсутствует социальное обеспечение;
  • с личными особенностями человека (низкой степенью стрессоустойчивости, нехваткой профессиональных навыков и т.д.).
Читайте также:  Надпись папина дочка мамина радость

Если регулярно имеют место как минимум один из обозначенных факторов (и тем более, когда их несколько) – постепенно у работника возрастает неудовлетворённость трудовым процессом, что приводит к снижению рабочей продуктивности, ухудшению психологического и физического здоровья.

Важно! Трудовые стрессы провоцируют болезни сердца и сосудов, эмоциональное выгорание и ухудшение хронических болезней. Люди буквально «сгорают» на работе.

Воздействие стресса на тело и психику: негатив и позитив

Может прозвучать странно, но есть мнение, что стресс на рабочем месте действует положительно – якобы, он повышает продуктивность выполняемой деятельности.

Однако здесь сразу следует оговориться – речь идёт о первой стадии состояния, на которой организм ещё полон сил, тогда стресс действительно может взбодрить, стимулировать работать лучше. Но всё, как говорится, хорошо в пределах разумного: когда профессиональный стресс затягивается, переходит на вторую и третью стадии – без негативных последствий уже не обойтись. Напряжение имеет как физиологические, так и психо-эмоциональные последствия. Давайте рассмотрим обе категории более подробно.

Из психологических изменений выделяют такие симптомы:

  • трудовой процесс начинает тяготить, исчезает удовлетворение от работы;
  • человек сталкивается с сильной усталостью в течение рабочих часов;
  • ухудшается концентрация внимания, память из-за чего в работе постоянно совершаются ошибки;
  • исчезает позитивный настрой, чувство юмора;
  • нередко мучают мигрени;
  • становятся хуже отношения с коллегами, членами семьи;
  • возникает раздражительность, агрессия;
  • цели больше не видятся чёткими, утрачиваются жизненные ориентиры;
  • возникает состояние апатии, депрессивные расстройства.

Что касается физических последствий, то они ещё более пугающие:

  • в разы возрастает вероятность сердечно-сосудистого заболевания;
  • происходит снижение иммунной защиты, человек начинает чаще болеть простудными и вирусными недугами;
  • возникают нарушения сна: бессонница, повышенная сонливость, ночные кошмары;
  • заметно ухудшается состояние волос и кожи;
  • появляются боли в спине;
  • возможны значимые изменения веса: резкое похудение или набор лишних килограммов;
  • страдает пищеварительный тракт: возникают боли в желудке, гастриты, тошнота, рвота, язвенная болезнь;
  • попадает под влияние и нервная система: повышается тревожность, развиваются психические расстройства, панические атаки и т.д.

Данный перечень может быть продолжен и другими неприятными последствиями. Не зря же психологи приходят к выводу, что причины всех физических недугов кроются в нашей голове. А связь негативных эмоций и болезней изучает наука психосоматика.

Как справиться с профессиональным стрессом

В психологии считается, что для избавления от трудового стресса важен комплексный подход, когда задействуются и ликвидируются психологические и физические аспекты стресса. Какие же шаги по борьбе со стрессом возможны?

  1. Важно взять на себя полную ответственность за своё здоровье и самочувствие. Осознать негативное влияние стресса на организм и начать противостоять ему: правильно питаться здоровыми продуктами, достаточно отдыхать, спать не менее 8 часов за ночь в нужные часы (ложиться не позже 23), практиковать регулярную физическую активность, которая вам по душе (йога, спортзал, бассейн и т.д.).
  2. Работать над собой: развивать свои умения, навыки, учиться правильно распределять время и планировать работу так, чтобы не возникало перегрузок и спешки (сначала выполнять более важные задачи и цели, малозначительные оставляя на потом). Не перегружать себя обязанностями, учиться делегировать работу коллегам и подопечным, прекратить делать много дел сразу.
  3. Налаживать микроклимат в коллективе, предупреждать конфликтные ситуации. Если же это не представляется возможным – стоит задуматься о смене места работы.
  4. Развивать профессиональную компетентность.
  5. Предупреждать трудовое утомление: чередовать умственную деятельность с физическими упражнениями, регулярно делать рабочие перерывы, не трудиться без выходных.
  6. Фокусировать внимание на положительных моментах. Негатива и так хватает в жизни, чтобы постоянно о нём думать – тогда весь мир будет видеться в тёмных цветах. Жизненно важно учиться вырабатывать позитивное мышление, ведь своими мыслями мы создаём свою реальность. Концентрируйтесь не на том негативном, что случилось с вами в течение рабочего дня, а поставьте в приоритет позитивные происшествия, даже если это были незначительные мелочи.

Важно! Позитивное мышление – надёжный метод борьбы со стрессом.

Профилактические меры

Можно устранять последствия рабочего стресса, а можно постараться не допустить его появления. Для этого запомните следующие советы:

  • всегда ищите дело «по душе», а не только ради денег, если оно не вызывает у вас внутреннего отклика;
  • не делайте работу единственным смыслом своей жизни, даже если она любимая. Пусть кроме неё у вас будет любимое хобби, так же не забывайте уделять время близким и друзьям;
  • берегите себя: заботьтесь о своём физическом и психическом здоровье;
  • развивайте гибкость в общении с коллегами и начальством, учитесь снижать степень внутреннего напряжения;
  • повышайте самооценку, улучшайте свои профессиональные способности, растите как специалист;
  • не пытайтесь найти в работе счастье или спасение – она представляет собой только часть полноценной жизни;
  • проявляйте открытость миру, развивайте оптимистичное мышление – и тогда вы, скорее всего, никогда не узнаете, что такое выгорание на работе!
Читайте также:  Как работать с колесом эмоций плутчика

Источник

Стресс в трудовой деятельности человека

Вы будете перенаправлены на Автор24

Факторы, вызывающие стресс и его виды

Стресс – это состояние человека, представляющее собой ответ на экстремальные виды воздействия внутренней и внешней среды, которые способны вывести его из состояния психологического или физического равновесия.

Незначительные стрессы неизбежны, но при этом они безвредны. В свою очередь сильный или чрезмерный стресс создает ряд проблем, как для предприятия в выполнении установленных задач, так и для самого человека (сотрудника). Чаще всего причиной стресса среднестатистического человека становятся чувство собственной незащищенности, нанесенная ему обида третьими лицами, а также неуверенность в своем будущем (завтрашнем дне).

Факторы, вызывающие стресс – это влияние (воздействие) на человека (сотрудника) со стороны внутренней или внешней части среды его обитания.

Основные факторы, которые могу стать причиной возникновения стресса, можно разделить на организационные, внутриорганизационные и личные.

Организационные факторы определяются местом человека в компании или организации. К таким факторам можно отнести:

  • непонимание сотрудником отведенной ему роли в компании в компании и ее производственных процессах. Обычно такая ситуация возникает при нечетко установленных правах и обязанностях сотрудника;
  • минимальное (или полное отсутствие) участия работника в управлении компанией и ее процессам. Такая ситуация характерна для предприятий и компаний, где процесс управления персоналом хорошо налажен, и простые сотрудники почти не принимают участия в каких-либо важных решениях;
  • чрезмерная загруженность работника, которая выражается в выполнении огромного числа поручений, которые не взаимосвязаны между собой, но при этом являются срочными. Такое явление характерно внутри крупных компаний среди руководителей среднего звена, где отсутствует четкое разделение функций между подразделениями или отделами;
  • изменение задач сотрудника при переходе на работу в частные структуры. В данном случае сотрудник осознает, что основная его задача – увеличение прибыли владельца фирмы;
  • малые нагрузки сотрудника, из-за которых он не может проявить всех своих навыков и качеств. Характерна для компаний, которые переходят на сокращенный режим работы.
Читайте также:  Настроение само себя не сделает

Готовые работы на аналогичную тему

Внутриорганизационные факторы способны вызвать стресс по причинам конкуренции на рынке труда, семейных разногласий и трудностей, отсутствия работы, длительных поисков подходящей вакансии, экономического кризиса.

Личные факторы проявляются при эмоциональной неустойчивости человека, завышенной или заниженной самооценке из-за влияния нереализованных потребностей и т.п.

Стрессы бывают двух видов:

  1. эустрессы (полезные), которые представляют собой небольшую дозу стресса, без которого деятельность человека была бы затруднительна (например, реакция пробуждения способствует продуктивной работе);
  2. дистресы (вредные), при таких стрессах напряжение достигает критического максимума, когда противостоять ему практически невозможно, например, когда недосып становится постоянным или хроническим явлением.

В настоящее время выделяют восемь групп стрессов:

  1. Личностные стрессы. К таком стрессу могут привести особенности поведения, образ мышления, эмоциональное состояние и реакция на раздражители сотрудника. Обычно основой возникновения такого стресса являются нереалистичные ожидания, неоправданные амбиции и завышенные требования сотрудника к себе. Также причиной такого стресса могут быть нехватка свободного времени или финансовые трудности.
  2. Межличностные стрессы. Причиной такого стресса может являться завышенные требования руководителя к своим сотрудникам, неуважение со стороны коллег, зависимость от третьих лиц, а также при отсутствии возможности принятия важных решений.
  3. Организационные стрессы. К ним можно отнести неопределенность в своем будущем сотрудника компании, в которой высока конкуренция, неприемлемые методы управления со стороны руководства, отсутствие «корпоративного духа» и другие.
  4. Социальный стресс. Эта группа стрессов включает в себя факторы, которые связаны с физической работой (освещение, вибрации, шум, температура, влажность воздуха и т.п.), а также уровень преступности и транспортной усталости.
  5. Культурный стресс. Данный вид стресса связан с расовыми, религиозными и сексуальными конфликтами, а также с ожиданиями поведения сотрудника, в зависимости от его статуса.
  6. Стрессы, связанные с национальными конфликтами. Причинами возникновения таких стрессов могут быть военные конфликты, экономический кризис, безработица, крупномасштабные катастрофы.
  7. Международные стрессы.
  8. Глобальные стрессы, такие стрессы свойственны для человека, как вида. К ним относятся: осознание необратимости смерти, незначимость отдельного индивида в мире, неадекватное восприятие процесса старения.

Способы профилактики профессионального стресса

Существует два основных способа профилактики профессионального стресса.

Антистрессовое руководство предусматривает разработку рекомендаций для руководителей, чтобы вероятность возникновения стресса как у сотрудников, так и у него самого. Согласно этому способу, руководитель рекомендуется: точно оценивать квалификацию и способности сотрудника при поручении ему какого-либо задания; четко определять функции работников и доносить эту информацию до них; не раздражаться в процессе работы, хотя бы при сотрудниках; чаще демонстрировать доверие по отношению к своим работникам; идти на компромиссы с подчиненными, когда это возможно; прочие.

Метод антистрессового подчинения содержит в себе рекомендации для сотрудников по поведению как по отношению к коллегам, так и пот отношению к руководству. К таким рекомендациям могут относиться следующие: если сотрудника не устраивают какие-либо организационные условия его должности (зарплата, перспектива карьеры и т.п.) для начала стоит оценить возможность компании дать большее, прежде чем идти на конфликт; все возникающие производственные проблемы стоит обсуждать с коллегами и руководством; при необходимости надо уметь говорить «нет»; необходимо требовать от руководства разъяснения сути поставленных задач сразу; обязательно устраивайте себе маленькие перерыв в процессе работы; нельзя смешивать личные и деловые конфликты или отношения; прочие.

Успешная профилактика стресса на рабочих местах способствует повышению продуктивности, работоспособности и самоотдачи сотрудников.

Источник

Оцените статью