- Трудно быть боссом. Как бороться со стрессом руководителю компании
- 1. Принять ситуацию и увидеть в ней преимущества
- Снизить планку, но действовать оперативно
- Расставить приоритеты
- Обойти «ловушки» удаленной работы
- Как физические нагрузки помогают решать бизнес-задачи
- Развивать эмоциональный интеллект
- Когда позитив может быть назван токсичным
- 7 практических советов, как справиться со стрессом на работе
- Перезагрузитесь с помощью дыхательных упражнений
- Любую ситуацию поворачивайте в свою пользу
- Не ленитесь отдыхать
- Спорт, спорт, спорт
- «Я молодец»
- Тренируйте осознанность
- Учитесь понимать мотивы людей
- Перезагрузитесь с помощью дыхательных упражнений
- Любую ситуацию поворачивайте в свою пользу
- Не ленитесь отдыхать
- Спорт, спорт, спорт
- «Я молодец»
- Тренируйте осознанность
- Учитесь понимать мотивы людей
Трудно быть боссом. Как бороться со стрессом руководителю компании
Многолетние научные исследования показывают: важнейшие факторы проблем на работе — стресс и тревожность. При этом если в капкан стресса попадает босс, ситуация приобретает угрожающий характер для всей компании. Риск непродуманных трансформаций дополняет опасность, сравнимая с «эффектом домино». Поведение лидера напрямую влияет на уровень беспокойства сотрудников.
Коронавирусный кризис — идеальный пример системного стресса. Как быть сильным лидером, вдохновлять и мотивировать людей, развернуться лицом к будущему и без проблем войти в 2021 год? Советы от успешной бизнесвумен, исполнительного директора Ассоциации медицинских центров и врачей «Лига подиатрии» Ольги Борисовны Чижевской.
1. Принять ситуацию и увидеть в ней преимущества
Не раз слышала, что зацикленность на успехе в «жирные годы» ведет к стагнации и ложному чувству безопасности. И напротив, как говорил Уинстон Черчилль, любой кризис — это новые возможности. Пандемия COVID-19 дает нам уникальный шанс переосмыслить свои бизнес-модели, чтобы повысить стойкость бизнеса.
По большому счету, стресс — важная, развитая в процессе эволюции реакция на опасность. В чрезвычайных обстоятельствах срабатывает стрессовый механизм, который помогает быстрее бежать, выше прыгать, лучше видеть и быстрее думать. Вот и в нашем случае корона-кризис дал толчок развитию новому направлению – профильным семинарам в онлайн формате.
Снизить планку, но действовать оперативно
Убеждены, что «хороший» босс сразу имеет решение в любой неопределенности? Нет, мое мнение, что это так не работает. Поэтому для себя я вывела правило: не загонять себя в рамки прежних KPI, а адаптировать ранее составленные долгосрочные планы к сложившейся на рынке ситуации и пересмотреть свои ожидания. Важно принять, что антикризисные меры не могут быть гарантированно правильными. При этом именно сейчас важно ускоряться и своевременно действовать. Пожалуй, это единственный способ адаптироваться к постоянно меняющимся реалиям и подрывным трансформациям.
Расставить приоритеты
Мозг, которому приходится обрабатывать слишком много информации, устанет — точно так же, как устанут мышцы рук, если вы попробуете отжаться рекордное число раз.
Я соблюдаю подход правильной расстановки приоритетов к задачам и запросам. То, что я лидер, еще не означает, что я должна решать абсолютно все сама. Умение грамотно делегировать – тоже вклад в борьбу со стрессом.Нештатных ситуаций прогнозируемо становится больше. Однако, я сумела побороть желание единолично управлять всеми процессами, понимая, что с точки зрения стратегического управления — это как откачивать воду в тонущем корабле вместо того, чтобы эффективно затыкать пробоины.
Обойти «ловушки» удаленной работы
В удаленном режиме, на который нам пришлось перейти в условиях пандемии, работа сама собой перестраивается в формат гибкого графика. Границы рабочего времени размываются. Письма и сообщения могут сыпаться в любое время дня и ночи — и вот вы уже постоянно на связи и работаете без перерыва. Прежде всего, важно задать себе вопрос: нужен ли я на работе 24/7? Потому что долго в таком режиме оставаться не получится. Отсутствие возможности расслабиться и «снять офисный костюм» — само по себе стресс. Поэтому в нашей компании мы решили придерживаться привычных временных рамок. Рабочий режим в хоум-офисе длится с 9 до 19. Я не исключаю форс-мажоры в моменты подготовки к нашим медицинским семинарам, но они не должны становиться нормой.
Как физические нагрузки помогают решать бизнес-задачи
Гиподинамия – побочный эффект локдауна – сильно влияет на нашу способность противостоять стрессу. Не секрет, что спорт вызывает приливы эйфории на гормональном уровне и способствует позитивному мышлению. А значит, лишившись привычного «допинга», мы можем основательно «скиснуть». Есть даже такое понятие как синдром астенизации ЦНС. Раньше о нем заявляли врачи, работающие с космонавтами, вынужденными проводить много времени «взаперти» на космической станции. А сейчас о нем все чаще слышно и в контексте перманентного пребывания на карантине. Основное проявление – в перепадах настроения, немотивированном раздражении. Вот почему я делаю акцент на том, что всем нам очень нужна двигательная стимуляция. В моем случае это длительные прогулки (мы живем за городом) и занятия на мобильных домашних тренажерах. В арсенале имеются: балансировочная подушка, степ-платформа, подвесные петли, фитнесс-ролл. Регулярные занятия спортом помогают мне сохранять концентрацию, видеть ситуацию предельно ясно (не через призму раздражения).
Впрочем, у каждого человека своя любимая нагрузка. Вы наверняка слышали, что марафонцы, триатлеты говорят о том, что им прекрасно думается во время бега, случаются озарения. Равномерная физическая нагрузка приводит мысли в порядок. Главное в этом вопросе не перестараться, быть в контакте со своим телом и эмоциями, не истязать себя, а заниматься спортом в удовольствие.
Развивать эмоциональный интеллект
В условиях неопределенности ко мне, как к руководителю бизнеса, предъявляются особые требования. На меня смотрят как на капитана, способного провести компанию сквозь шторм. И тут особенно важно «найти себя» посреди хаоса и не преумножать его с помощью неосторожно брошенных слов, чрезмерно эмоциональных реакций. Держать себя в руках и действовать правильно мне помогает постоянное развитие эмоционального интеллекта (EI). Я посещаю тренинги и читаю специализированную литературу. EI упрощает работу с негативом, и в том числе со стрессом. Кроме того, развитие эмоционального интеллекта позволяет мне определить, какие личные убеждения ограничивают меня в движении вперед, и их отработать.
Когда позитив может быть назван токсичным
Хочу упомянуть о ситуациях, когда «сглаженные» реакции босса могут иметь негативный эффект для бизнеса. Важно заметить и адекватно отреагировать, если участники команды принимают уравновешенность лидера за отчужденность и холодность. Все чаще можно услышать и о таком понятии в управлении как «токсичный оптимизм» (его впервые употребили специалисты Иллинойского университета). Речь о том, когда оптимизм затуманивает сознание, человек перестает видеть реальные проблемы, а иногда даже отрицает их. Для себя я это вижу так: «Все будет хорошо!» — правильная установка, но только если она подкреплена действием. Разговаривая со своими сотрудниками, я предельно честно говорю им: «Мы все устали, но это марафон, который мы бежим вместе». Считаю, что на каждом этапе жизни компании руководитель должен максимально честно давать свою оценку ситуации. Я уделяю большое внимание аналитике. Системы оценки работоспособности компании позволяют ясно видеть ситуацию в реальном времени. Определенность всегда снижает градус тревожности, и тем самым прерывает бесконечный поток мыслей о будущем, сбавляет обороты прокрастинации и повышает эффективность каждого сотрудника.
Хочу отдельно отметить, что стресс в начале пандемии и сейчас отличается по сложности работы с ним. В начале форс-мажорной ситуации мы действовали быстро и спасали свой бизнес. Сейчас, во время фазы восстановления, возникают более фундаментальные вопросы. Что будет дальше? Как теперь устроен мир?
Хрупкость бизнес-мира и всех наших стратегий стала особо очевидной. Однако и в этом тоже я стараюсь находить плюсы и возможности. Управлять стрессом, открывая новые горизонты для себя и компании, – это, как минимум, очень интересно!
Источник
7 практических советов, как справиться со стрессом на работе
Эксперты рассказали, как с ним справляться, чтобы сохранить здоровье и продуктивность.
Перезагрузитесь с помощью дыхательных упражнений

Любовь Богданова, психолог, дыхательный терапевт:
— Самое простое и признанное специалистами средство для борьбы со стрессом на работе — дыхание. Оно всегда при вас, его невозможно забыть, как таблетки, и ему не нужно электричество, как гаджетам с приложениями.
Обратите внимание — не все, что вы встретите о дыхании от стресса, действительно работает. Например, медленное и спокойное дыхание успокаивает, и может показаться, что это и есть избавление от стресса. Но успокоение — это только «заглаживание», все напряжения остаются.
Избавиться от стресса — значит вывести напряжение наружу. Вы же чувствуете, что подсказывает природа? Крикнуть, стукнуть, бросить, разбить что-то. Так что не идите против инстинктов, а используйте природный принцип, чтобы освободиться от напряжения. К тому же успокоительное дыхание занимает несколько минут, а антистрессовое — 10–20 секунд!
Справиться со стрессом на работе помогут следующие упражнения:
«Стрельба из лука»
Сделайте глубокий вдох — вы натянули тетиву лука. Со звуком «пх» выпустите стрелу, к которой прикреплены ваши переживания, мышечное напряжение в теле. «Пх» — улетели. Эмоциональное напряжение — несколько стрел: «пх», «пх», «пх», — неспешно, по очереди. Напряжение в мыслях «я плохой, люди плохие, мир плохой, жизнь плохая» — «пх», «пх», «пх». Следите за полетом каждой стрелы, не спешите.
«Дыхание змеи»
Сделайте глубокий вдох, а выдох выполните с усилием, чтобы звучал звук «сссссс». Повторите несколько раз.
«Энергетический душ»
Самое сильное дыхательное упражнени, чтобы побороть стресс на работе. Найдите уединенное место — пустую переговорку, запасную лестницу, даже офисный туалет подойдет. Нужно будет сделать 20–30 вдохов и выдохов подряд, соединяя дыхание с движением рук. Это «удалит» внутреннее напряжение.
Вдохи и выдохи делайте через нос. Глаза закройте. Исходное положение: стоя, руки в мягких кулаках возле плеч, будто вы держите штангу на груди. На вдохе руки выстреливают вверх, пальцы резко раскрываются. На выдохе — расслабленно падают в исходное положение к плечам. Выдох свободный, происходит сам собой. Снова активный вдох с выбрасыванием рук вверх — и расслабленный свободный выдох с падением рук. Повторите 20–30 раз.
Будьте готовы к мощному результату: гудению, жару, вибрации в руках и корпусе, опустошению в сознании и эмоциях! Это упражнение «обнуляет» психоэмоциональную нагрузку. Осторожно: повышает давление!
После антистрессового дыхания полезно сделать и успокаивающие упражнения, которые позволят противостоять стрессу на работе в долгосрочной перспективе. Это своего рода «дефрагментация диска».
«Квадрат дыхания»
Вдох на 4 счета, задержка на 4 счета, выдох на 4 счета, задержка на 4 счета. Повторите 10 раз.
«Когерентное дыхание»
Медленный вдох — плавно в течение 6 секунд, свободный выдох — 6 секунд, далее снова вдох — 6 секунд, выдох — 6 секунд и так далее. Дышите так 5 минут. В идеале упражнение надо делать три раза в день по 5 минут, или одним подходом в 15–20 минут.
Любую ситуацию поворачивайте в свою пользу
Даже в увольнении можно найти позитив. Это возможность начать все с чистого листа, найти работу поинтереснее, а еще лучше — обрести себя. Ну или просто отдохнуть.
Не ленитесь отдыхать 
Для профилактики стресса на рабочем месте бизнес-тренер Владимир Якуба рекомендует:
— Отдыхайте в любой момент, когда это возможно. Если вы идете на встречу мимо картинной галереи, а до переговоров еще 40 минут, зайдите посмотреть на рисунки. Переключаться важно.
Спорт, спорт, спорт 
Мустаева Светлана, кандидат медицинских наук, руководитель Центра спортивной медицины, ЛФК и физиотерапии:
— Как практикующий врач я регулярно работаю с пациентами, которые пренебрегали разумной физической активностью, то есть не занимались профилактикой. Мой совет всем, кто хочет избавиться от стресса на работе: тренировки не менее трех раз в неделю.
Чем помогает спорт? Он способствует выработке эндорфинов — гормонов, мобилизующих кровоснабжение. Улучшение кровоснабжения, в свою очередь, повышает работоспособность, исключает застойные явления, повышает микроциркуляцию в сосудах. Особенно в головном мозге, которым так активно пользуются программисты. У IT-специалистов сидячая работа, и это может вызвать застойные явления в области малого таза. Результат — снижение либидо, простатит у мужчин, нарушение репродуктивного здоровья у женщин. Спорт и фитнес помогут избежать этих неприятностей, которые сами по себе вызывают стресс.
«Я молодец» 
Наталья Жолудева, клинический психолог, окончила факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова и Московский гештальт-институт:
— Для профилактики стресса на рабочем месте, каждый раз, сделав что-либо полезное (даже просто закрыв вкладку с фейсбуком и открыв редактор кода), говорите себе: «Я молодец!». Если никто не дает вам обратную связь, организуйте ее себе сами! В нашей культуре, увы, это не принято, но не стоит повторять эту порочную практику до бесконечности. И если у вас есть подчиненные — не скупитесь на благодарность и похвалу. Это позволит вам больше делегировать, а им — чувствовать себя успешными. Запомните: в любой момент вы можете остановиться — и всегда найти, за что похвалить себя. Поругать вас всегда успеют. Если вы вдруг не обнаружили повода для похвалы — сделайте что-то продуктивное и скажите себе: «Я молодец»!
Негативная обратная связь тоже ценна и может снизить уровень стресса. Просто важно давать оценку делам и действиям, а не людям. Сравните ситуацию, когда вам говорят: «Вы идиот, как вы могли сделать такую глупость!», — с репликой в духе: «Вы хороший работник, но ошибка нам дорого стоила, и я вынужден сделать замечание». Разницу почувствовали?
Тренируйте осознанность 
Елена Кружилина, руководитель службы внутреннего контроля компании ICL Services:
— Ученые подтвердили положительное влияние практик осознанности на нервную систему. Сделайте их привычкой и они помогут преодолеть стресс на работе:
1. Осознанность приятных переживаний. Погрузитесь полностью в приятный момент: какие у вас мысли и эмоции, телесные ощущения? Можете записать это в дневник. Эта практика может быть чем-то совсем простым: нежиться утром в постели, смотреть на облака, слушать смех ребенка.
2. Осознанное дыхание. Чем бы вы ни занимались, осознайте тело: позу, опору под ногами и бедрами. Сделайте глубокий вдох и выдох и наблюдайте, как движется тело при дыхании. Чтобы успокоиться, выдох должен быть в 2−3 раза длиннее вдоха. Это можно делать абсолютно везде, не привлекая внимания.
3. Повседневная осознанность. Во время простых ежедневных действий наблюдайте за каждым движением тела и ощущением, ловите взглядом предметы, чувствуйте запахи и оттенки вкуса. Например, когда принимаете душ и чистите зубы, завариваете чай, моете посуду или гуляете.
Учитесь понимать мотивы людей 
Переживать стресс на работе помогут несколько советов от психолога Татьяны Порицкой:
— Человек может вредить вам по двум причинам: либо он видит в этом пользу для себя, либо защищается. Ваша задача — определить мотив и устранить его.
Например, начальник ругает вас. Почему? Потому что он считает, что только так можно влиять на сотрудников и повышать свой авторитет. Нужно объяснить ему, что когда на вас орут, вы теряетесь и ничего не можете делать.
Или клиент начинает предъявлять претензии. Тут очевидно, что он защищает себя и хочет справедливости. В данной ситуации помогают успокаивающие фразы, которые показывают, что вы понимаете человека, серьезно к нему относитесь и делаете все возможное. Благодаря этому клиент перестанет использовать нападение в качестве защиты.
А как вы справляетесь со стрессом?
Эксперты рассказали, как с ним справляться, чтобы сохранить здоровье и продуктивность.
Перезагрузитесь с помощью дыхательных упражнений

Любовь Богданова, психолог, дыхательный терапевт:
— Самое простое и признанное специалистами средство для борьбы со стрессом на работе — дыхание. Оно всегда при вас, его невозможно забыть, как таблетки, и ему не нужно электричество, как гаджетам с приложениями.
Обратите внимание — не все, что вы встретите о дыхании от стресса, действительно работает. Например, медленное и спокойное дыхание успокаивает, и может показаться, что это и есть избавление от стресса. Но успокоение — это только «заглаживание», все напряжения остаются.
Избавиться от стресса — значит вывести напряжение наружу. Вы же чувствуете, что подсказывает природа? Крикнуть, стукнуть, бросить, разбить что-то. Так что не идите против инстинктов, а используйте природный принцип, чтобы освободиться от напряжения. К тому же успокоительное дыхание занимает несколько минут, а антистрессовое — 10–20 секунд!
Справиться со стрессом на работе помогут следующие упражнения:
«Стрельба из лука»
Сделайте глубокий вдох — вы натянули тетиву лука. Со звуком «пх» выпустите стрелу, к которой прикреплены ваши переживания, мышечное напряжение в теле. «Пх» — улетели. Эмоциональное напряжение — несколько стрел: «пх», «пх», «пх», — неспешно, по очереди. Напряжение в мыслях «я плохой, люди плохие, мир плохой, жизнь плохая» — «пх», «пх», «пх». Следите за полетом каждой стрелы, не спешите.
«Дыхание змеи»
Сделайте глубокий вдох, а выдох выполните с усилием, чтобы звучал звук «сссссс». Повторите несколько раз.
«Энергетический душ»
Самое сильное дыхательное упражнени, чтобы побороть стресс на работе. Найдите уединенное место — пустую переговорку, запасную лестницу, даже офисный туалет подойдет. Нужно будет сделать 20–30 вдохов и выдохов подряд, соединяя дыхание с движением рук. Это «удалит» внутреннее напряжение.
Вдохи и выдохи делайте через нос. Глаза закройте. Исходное положение: стоя, руки в мягких кулаках возле плеч, будто вы держите штангу на груди. На вдохе руки выстреливают вверх, пальцы резко раскрываются. На выдохе — расслабленно падают в исходное положение к плечам. Выдох свободный, происходит сам собой. Снова активный вдох с выбрасыванием рук вверх — и расслабленный свободный выдох с падением рук. Повторите 20–30 раз.
Будьте готовы к мощному результату: гудению, жару, вибрации в руках и корпусе, опустошению в сознании и эмоциях! Это упражнение «обнуляет» психоэмоциональную нагрузку. Осторожно: повышает давление!
После антистрессового дыхания полезно сделать и успокаивающие упражнения, которые позволят противостоять стрессу на работе в долгосрочной перспективе. Это своего рода «дефрагментация диска».
«Квадрат дыхания»
Вдох на 4 счета, задержка на 4 счета, выдох на 4 счета, задержка на 4 счета. Повторите 10 раз.
«Когерентное дыхание»
Медленный вдох — плавно в течение 6 секунд, свободный выдох — 6 секунд, далее снова вдох — 6 секунд, выдох — 6 секунд и так далее. Дышите так 5 минут. В идеале упражнение надо делать три раза в день по 5 минут, или одним подходом в 15–20 минут.
Любую ситуацию поворачивайте в свою пользу
Даже в увольнении можно найти позитив. Это возможность начать все с чистого листа, найти работу поинтереснее, а еще лучше — обрести себя. Ну или просто отдохнуть.
Не ленитесь отдыхать 
Для профилактики стресса на рабочем месте бизнес-тренер Владимир Якуба рекомендует:
— Отдыхайте в любой момент, когда это возможно. Если вы идете на встречу мимо картинной галереи, а до переговоров еще 40 минут, зайдите посмотреть на рисунки. Переключаться важно.
Спорт, спорт, спорт 
Мустаева Светлана, кандидат медицинских наук, руководитель Центра спортивной медицины, ЛФК и физиотерапии:
— Как практикующий врач я регулярно работаю с пациентами, которые пренебрегали разумной физической активностью, то есть не занимались профилактикой. Мой совет всем, кто хочет избавиться от стресса на работе: тренировки не менее трех раз в неделю.
Чем помогает спорт? Он способствует выработке эндорфинов — гормонов, мобилизующих кровоснабжение. Улучшение кровоснабжения, в свою очередь, повышает работоспособность, исключает застойные явления, повышает микроциркуляцию в сосудах. Особенно в головном мозге, которым так активно пользуются программисты. У IT-специалистов сидячая работа, и это может вызвать застойные явления в области малого таза. Результат — снижение либидо, простатит у мужчин, нарушение репродуктивного здоровья у женщин. Спорт и фитнес помогут избежать этих неприятностей, которые сами по себе вызывают стресс.
«Я молодец» 
Наталья Жолудева, клинический психолог, окончила факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова и Московский гештальт-институт:
— Для профилактики стресса на рабочем месте, каждый раз, сделав что-либо полезное (даже просто закрыв вкладку с фейсбуком и открыв редактор кода), говорите себе: «Я молодец!». Если никто не дает вам обратную связь, организуйте ее себе сами! В нашей культуре, увы, это не принято, но не стоит повторять эту порочную практику до бесконечности. И если у вас есть подчиненные — не скупитесь на благодарность и похвалу. Это позволит вам больше делегировать, а им — чувствовать себя успешными. Запомните: в любой момент вы можете остановиться — и всегда найти, за что похвалить себя. Поругать вас всегда успеют. Если вы вдруг не обнаружили повода для похвалы — сделайте что-то продуктивное и скажите себе: «Я молодец»!
Негативная обратная связь тоже ценна и может снизить уровень стресса. Просто важно давать оценку делам и действиям, а не людям. Сравните ситуацию, когда вам говорят: «Вы идиот, как вы могли сделать такую глупость!», — с репликой в духе: «Вы хороший работник, но ошибка нам дорого стоила, и я вынужден сделать замечание». Разницу почувствовали?
Тренируйте осознанность 
Елена Кружилина, руководитель службы внутреннего контроля компании ICL Services:
— Ученые подтвердили положительное влияние практик осознанности на нервную систему. Сделайте их привычкой и они помогут преодолеть стресс на работе:
1. Осознанность приятных переживаний. Погрузитесь полностью в приятный момент: какие у вас мысли и эмоции, телесные ощущения? Можете записать это в дневник. Эта практика может быть чем-то совсем простым: нежиться утром в постели, смотреть на облака, слушать смех ребенка.
2. Осознанное дыхание. Чем бы вы ни занимались, осознайте тело: позу, опору под ногами и бедрами. Сделайте глубокий вдох и выдох и наблюдайте, как движется тело при дыхании. Чтобы успокоиться, выдох должен быть в 2−3 раза длиннее вдоха. Это можно делать абсолютно везде, не привлекая внимания.
3. Повседневная осознанность. Во время простых ежедневных действий наблюдайте за каждым движением тела и ощущением, ловите взглядом предметы, чувствуйте запахи и оттенки вкуса. Например, когда принимаете душ и чистите зубы, завариваете чай, моете посуду или гуляете.
Учитесь понимать мотивы людей 
Переживать стресс на работе помогут несколько советов от психолога Татьяны Порицкой:
— Человек может вредить вам по двум причинам: либо он видит в этом пользу для себя, либо защищается. Ваша задача — определить мотив и устранить его.
Например, начальник ругает вас. Почему? Потому что он считает, что только так можно влиять на сотрудников и повышать свой авторитет. Нужно объяснить ему, что когда на вас орут, вы теряетесь и ничего не можете делать.
Или клиент начинает предъявлять претензии. Тут очевидно, что он защищает себя и хочет справедливости. В данной ситуации помогают успокаивающие фразы, которые показывают, что вы понимаете человека, серьезно к нему относитесь и делаете все возможное. Благодаря этому клиент перестанет использовать нападение в качестве защиты.
А как вы справляетесь со стрессом?
Источник