Как справиться со стрессом во время экзамена проект

Стресс перед экзаменами: как распознать и победить

Рекомендации по мотивам вебинара с психологом Домашней школы «Фоксфорда». Девяти- и одиннадцатиклассникам читать обязательно!

Елена Петрусенко — психолог, специалист по работе с подростками.

Как понять, что у меня стресс?

Стресс — это состояние нервной системы в периоды, когда с человеком происходит что-то необычное. Он бывает положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс).

С эустрессом ничего делать не надо, потому что обычно он оказывает позитивное воздействие на психофизиологическое состояние человека. Дистресс связан с негативными эмоциями и оказывает вредное влияние на здоровье.

Распознать дистресс можно по реакции организма.

  • Учащённому сердцебиению.
  • Частым головным болям.
  • Неконтролируемому голоду или беспричинному отсутствию аппетита.
  • Проблемам со сном.

Особо опасным проявлением дистресса являются панические атаки. Это приступы сильного беспричинного страха, внешне выражающийся в треморе рук, затруднённом дыхании и других симптомах.

Первый шаг в борьбе с дистрессом — распознать врага. Проанализируйте своё физическое состояние. Есть вы здоровы, а организм ведёт себя странно, скорее всего, так проявляется тревога о предстоящих экзаменах.

Почему я стрессую?

Дистресс возникает, когда школьник понимает, что приближается затруднительная ситуация. Например:

  • Первый экзамен в жизни. Подросток не знает, что его ждёт, как себя вести, достаточно ли у него знаний.
  • Второй и последующие экзамены. В первый раз школьник чувствовал себя дискомфортно и не хочет, чтобы это повторилось.
Шаг номер два — осознать природу стресса.

Если вы никогда раньше не сдавали экзамен, то знайте — делать что-либо в первый раз страшно всегда и всем. Даже тем, кто внешне — скала. Неандертальцу было страшно впервые сражаться с мамонтом, Колумбу ступать на неизвестный материк, а Гагарину лететь в космос. Но они справились, и вы тоже справитесь. Если же вы не хотите повторения неприятного опыта, то вспомните о том, что любой опыт уникален. Вряд ли в этот раз вы будете чувствовать то же самое, что в предыдущий.

Я разобрался с природой стресса. Делать-то что?

Отыщите свою мотивирующую силу. Это как идти по ледяному лабиринту: чем ниже температура, тем меньше ориентируешься в пространстве и проще заблудиться. Ваша задача — постоянно разжигать костёр в том месте, куда вы движетесь, чтобы иметь ориентир и не «замёрзнуть» в пути.

Затем сформулируйте конкретные задачи, которые вам предстоит решить. Посмотреть такой-то курс, поучаствовать в такой-то олимпиаде, прорешать столько-то заданий на ФИПИ. Это не только элемент планирования, но и усмирение панических атак, которые поглощают концентрацию внимания и рациональность мышления.

Разбив глобальную задачу — сдать экзамен — на более мелкие подзадачи, усмирите своего внутреннего критика. В предэкзаменационный период внутри нас просыпается супер, мега, гиперкритик. Он говорит голосами родителей, учителей, друзей, своим собственным: «Если не справишься, это будет провал! Ты превратишься в ничтожество!».

Самокритика, как лекарство, требует точной дозировки. Подкрепите мотивацию реальной оценкой своих достижений. Что у вас получается? Внимание! Ответ «Ничего» программирует вас на тот самый провал. Необходимо усмирить своего испуганного критика и объективно взвесить достижения.

Шаг третий — ищем мотивацию и боремся с самокритиком.

В каждой тетради по экзаменационным дисциплинам напишите для чего вы изучаете этот предмет. Не для кого, не потому что, а для чего это лично вам. Выпишите достижения, имеющиеся у вас на данный момент. Периодически перечитывайте это.

Как вести себя перед экзаменом?

Примерно за два с половиной месяца до ОГЭ, ЕГЭ или любого другого испытания вам предстоит изменить свою жизнь, чтобы в день Х продемонстрировать максимум своих возможностей.

Планирование

У вас есть цель и вы уже умеете формулировать конкретные небольшие задачи. Теперь возьмите в привычку каждый вечер буквально по минутам расписывать свой день: в 11:00 — урок по алгебре, в 12:25 — чай с печенюшками, в 12:45 — урок по русскому, в 14:00 — созвон с другом, и так далее.

Да, да, отдых тоже нужно планировать, пренебрегать им нельзя. Можно даже заводить себе будильник, чтобы напоминать, когда нужно оторваться от учебников, а когда пора вернуться к работе.

Чем меньше времени остаётся до дня Х, тем больше тревоги. Кажется, что ничего не успеваешь. Сосредотачиваться помогают физические упражнения. Приседайте, отжимайтесь, подтягивайтесь, держите планку, прыгайте через скакалку или танцуйте. Перезагружая таким образом мозг, вам будет проще возвращаться к учёбе и методично решать стоящие перед вами задачи.

Читайте также:  Как перестать чувствовать сердцебиение

Режим сна

Как уже говорилось, бессонница или, напротив, постоянное желание спать — ничто иное, как физические проявления дистресса.

Плохая новость: придётся отказаться от полуночных марафонов и последующих «отсыпных». Во время сна в организме вырабатывается гормон мелатонин, который способствует переносу информации из кратковременной в долговременную память. При нарушении выработки мелатонина, нарушается и процесс запоминания. Человек недополучает этот важный гормон, если спит недостаточно или некачественно.

Хорошая новость: стоит только пересмотреть график, как продуктивность тут же пойдёт в гору.

Вот несколько простых рекомендаций, которые помогут вам отрегулировать режим сна и бодрствования.

  • Ложитесь и вставайте в одно и то же время. Большинство исследований подтверждает, что оптимальная продолжительность сна молодого человека — 8 часов. За этот промежуток успевают пройти все необходимые циклы сна.
  • Если в какой-то день режим сорвался, и пришлось отправиться в постель позже обычного, то чтобы восстановить силы, на следующий день устройте себе короткий дневной сон. 15–20 минут подзарядят вас и помогут закончить все запланированные дела.
  • Не читайте и не смотрите занятия в постели. Кровать для сна, встали, заправили и пошли за стол заниматься. Иначе мозг перестанет понимать, что ему делать в горизонтальном положении — работать или отдыхать.
  • Откажитесь от гаджетов минимум за полчаса до отбоя. Синий свет от экранов затормаживает выработку мелатонина, а информационный поток с сайтов и соцсетей запускает карусель «внутреннего диалога», который обычно мешает расслабиться и заснуть.

Режим питания

В период дистресса крайне важно правильно сбалансировано питаться.

В рационе подростка, готовящегося к экзаменам, обязательно должны быть фрукты, овощи и белок, желательно животного происхождения, то есть мясо. Необходимо следить за потреблением сахара. Долька тёмного шоколада в день или несколько грамм сухофруктов дадут заряд энергии.

Для нормального функционирования мозга нужно пить воду утром, днём и вечером — 4-5 стаканов в день. Клетки мозга нуждаются в кислороде, а в воде его довольно много.

И главное правило: есть нужно регулярно, даже в отсутствии аппетита. Нет еды — нет сил для концентрации внимания и запоминания информации. Без подпитки извне организм начинает «пожирать» внутренние запасы, а это лишь усиливает стресс.

Физическая активность

Дополнительная физическая нагрузка, необходима если:

  • вы не занимаетесь спортом на постоянной основе, не ходите в бассейн или какую-нибудь секцию;
  • вы мало передвигаетесь по городу, большую часть дня проводите дома.

В этих случаях хорошо бы выходить минимум на пятнадцатиминутную прогулку. Каждый день. Даже если на улице мороз, снег, дождь, ветер. Стоять на балконе — не считается. Сходите в магазин за продуктами, встретьте кого-то из родителей с работы, просто пройдитесь вокруг дома. Что угодно, лишь бы была дополнительная физическая нагрузка и свежий воздух.

Репетиция экзаменов

Хотите знать, что вас ждёт на ОГЭ и ЕГЭ? Изучите процедуру экзаменов. Это поможет побороть волнение и страх. Ведь предупреждён — значит, вооружён.

Но можно пойти ещё дальше и приучить себя к экзаменационной обстановке. Итоговая аттестация будет проходить в специальных пунктах проведения экзаменов. Вам придётся решать задачки несколько часов подряд в присутствии десятка других людей. Вероятно, вы наденете брюки и рубашку и уложить волосы.

Потренируйтесь уже сейчас — выйдите из зоны комфорта! Оденьтесь так, как оделись бы на ОГЭ или ЕГЭ, и отправляйтесь в библиотеку или коворкинг-центр решать тренировочные варианты.

Это позволит вам лучше понять себя. Быть может, в незнакомом месте вы не знаете, куда деть ноги, и постоянно отвлекаетесь на это? Возможно, вы боитесь видеонаблюдения и всё время смотрите на камеры?

Обратите внимание, фуд-корт в торговом центре для имитации экзамена не подойдёт — там слишком шумно. По этой же причине не рекомендуется заниматься под музыку. Мозг может привыкнуть работать с определённым фоном и впасть в ступор в тишине реального экзамена. Наушники и гаджеты на это мероприятие брать нельзя.

Выражение эмоций

Не зажимайтесь — выговаривайте свои эмоции! Договоритесь с родными или друзьями, что время от времени будете приходить к ним (когда «всё достало» или «что-то бесит») и просто выплёскивать свои чувства. Предупредите близких, что им необязательно вас утешать, достаточно просто выслушать и обнять.

Источник

Индивидуальный проект «Как избежать стресса перед экзаменами с помощью физических упражнений»

Индивидуальный проект на тему «Как избежать стресса перед экзаменами с помощью физических упражнений» выполнен по предмету «Физическая культура». В данной работе представлену упражнения, с помощью которых можно избежать каких-либо стрессовых ситуаций либо их сгладить перед предстоящими экзаменами. Все ученики 9 классов сдают свои первые в жизни серьезные экзамены – ОГЭ и для них это самый настоящий стресс.

Читайте также:  Как снизить аппетит при стрессе

Цель: Профилактика экзаменационного стресса у учащихся старших классов.

Задачи: 1. Выяснить, что такое стресс и откуда взялось это понятие;

2. Выяснить какие факторы вызывают экзаменационный стресс у учащихся 9-х классов;

3. Разработать и систематизировать практические рекомендации для учащихся по психологической подготовке к экзаменам.

Список источников и литературы

1. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. – СПб.: Питер, 1999. – 86 с.

2. Берн. Э. «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных», Симферопль: «Реноме», 1998.

3. Кижаев-Смык Л.А. «Психология стресса», М.: «Наука», 1983.

4. Селье Г. «Стресс без дистресса», М.: «Прогресс», 1982.

5. Пауэлл Т., Пауэлл Дж. «Психотренинг по методу Хосе Сильва», С-П.: «Питер», 1996.

6. Рутман Э.М. «Как преодолеть стресс», М.: ТОО «ТП», 1998.

7. Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ. Профилактика экзаменационной тревожности: Сборник. / Составители: М.А. Павлова, О.С. Гришанова — Волгоград: Учитель, 2012.-201с.

8. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения.- СПб.:КАРО, 2003.-208с.- (Материалы для специалиста общеобразовательного учреждения)

9. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер.с нем.-М.: Генезис, 2002.-240с.

10.Ситкина У. Негативное влияние стресса на иммунитет ребёнка [Электронный ресурс] // Электронный журнал о детях [сайт]. URL: http://www.kidzblog.ru/negativnoe-vliyanie-stressa-na-immunitet-rebenka/#ixzz1aJX2XMGp (дата обращения: 12.01.2018).

Скачать:

Вложение Размер
Индивидуальный проект по физической культуре 135.89 КБ
презентация к проекту «Как избежать стресса перед экзаменами» 2.21 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

«Как избежать стресса перед экзаменами

с помощью физических упражнений»

ученика 9 А класса

Ситкова Михаила Олеговича

Таланова Галина Васильевна

Глава I. Стресс и его влияние на школьников в период экзаменов …. 4

1.2. Причины и признаки стресса……………………………………. 4

1.3. Симптомы экзаменационного стресса……………………………6

1.4. Реакция человеческого организма на стресс……………………7

Глава II. Изучение экзаменационного стресса среди учащихся 9-х классов. ………………………………………………………………………. 8

2.1.Организация исследования.……………….……………….…. ….8

2.2. Анализ и интерпретация результатов ……………………………8

Глава III. Как справиться с экзаменационным стрессом. …………. ……………………………………………………………………11

Список использованных источников ……………………………..15

Актуальность проектной работы. Все ученики 9 классов сдают свои первые в жизни серьезные экзамены – ОГЭ и для них это самый настоящий стресс. Тема актуальна для меня в первую очередь потому что, я сам учусь в 9 классе, и в этом году мне предстоит сдавать экзамены. Мысль о том, что экзамены совсем скоро, порой приводит в замешательство и самые простые задания становятся не посильными. Я хочу узнать, как можно преодолевать экзаменационный стресс при подготовке и на самом экзамене.

Цель: Профилактика экзаменационного стресса у учащихся старших классов.

Задачи: 1. Выяснить, что такое стресс и откуда взялось это понятие;

2. Выяснить какие факторы вызывают экзаменационный стресс у учащихся 9-х классов ;

3. Разработать и систематизировать практические рекомендации для учащихся по психологической подготовке к экзаменам ;

Объект исследования – учащиеся 9-х классов.

Предмет исследования – психоэмоциональное состояние выпускников.

Гипотеза — если экзамен является фактором стресса, то это неблагоприятно сказывается на эмоциональном состоянии школьников.

Практическая значимость — мой проект можно использовать на уроках физкультуры и классных часах посвящённые здоровью.

Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложения.

Организация поисковой деятельности:

1. Сбор материала для проекта, отбор информации.

2. Корректировка, обобщение и систематизация материала.

Глава I. Стресс и его влияние на школьников в период экзаменов

1.1. Понятие стресса

Слово «стресс» пришло к нам из английского языка и в переводе означает «нажим, давление, напряжение». Стресс – это состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды.

Первым дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году. «Стресс – состояние напряжения, возникающее при несоответствии приспособительных возможностей величине действующей на человека нагрузки, вызывающее активацию и перестройку адаптивных ресурсов психики и организма». Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.

Ганс Селье разделил стресс на эвстресс (эустресс) – «хороший», конструктивный и дистресс – вредный, деструктивный. Эустресс оказывает положительное влияние на деятельность. Дистресс производит разрушительное действие в организме личности. Дистресс вызывает адаптационную активность, но даже если и расширяет адаптивные возможности, то часто одновременно тормозит развитие человека, мешает достижению далеких и близких целей; может вести к истощению сил, например, в том случае, если резерва сил для данной стрессовой ситуации недостаточно.

1.2. Причины и признаки стресса.

Наиболее частыми средовыми и ситуационными причинами стресса являются следующие:

1. Влияние окружающей среды (шум, загрязнения, жара, холод. ).

2. Нагрузки (повышенной интенсивности):

— физиологические (болезнь, расстройство, травма, беременность);

— информационные (чрезмерный объем информации, которую нужно воспринять, запомнить);

— эмоциональные (нагрузки, превышающие комфортный для индивида уровень эмоционального насыщения);

— рабочие (значительные изменения на работе, трудности и конфликты в трудовой среде);

3. Монотония в трудовой деятельности, в эмоциональных контактах.

4. Повседневные раздражители : отсутствие необходимых удобств, мелкие ссоры с окружающими, дискомфортная психологическая атмосфера в общественном транспорте, затянувшиеся ожидания.

5. Отсутствие привычных, желаемых социальных связей, социальная изоляция или депривация, нарушение эмоционально значимых межличностных отношений.

6. Тяжелые жизненные ситуации : болезни, смерть близких людей, трудности, переживаемые близкими, потеря (или угроза потери) работы, стремительные изменения условий жизни.

7. Переломные этапы жизни : свадьба, развод, рождение детей, уход детей из дома, начало или окончание обучения, ситуации конкурса или испытания, новая работа, выход на пенсию, новое место проживания.

8. Материальная необеспеченность.

9. Ситуации неопределенности, ситуации конкретной угрозы.

Среди причин, вызывающих стресс являются эмоциональные нагрузки, превышающие комфортный для индивида уровень эмоционального насыщения, ситуации конкурса или испытания, т. е. ситуация экзамена.

Признаки проявления стресса:

  • Учащенное сердцебиение;
  • Сухость во рту;
  • Неприятные ощущения в животе;
  • Холод внутри;
  • Напряженность;
  • Плохая сосредоточенность;
  • Невозможность принять решение;
  • Сомнение в правильности своих действий;
  • Недовольство собой;
  • Чувство беспомощности и безнадежности;

Стресс многолик в своих проявлениях. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание.

Отрицательное влияние стресса на организм проявляется в следующем:

-С трудом осуществляется целенаправленная деятельность;

-Затруднено переключение и распределение внимания;

-Может наступить общее торможение или полная дезорганизация деятельности;

— Возможны ошибки восприятия, памяти;

-Неадекватные реакции на неожиданные раздражители;

По данным Всемирной организации здравоохранения 45% всех заболеваний связанно со стрессом, причем некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше. По данным исследования, 30-50% посетителей поликлиник – это практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в улучшение эмоционального состояния.

1.3. Симптомы экзаменационного стресса.

Рассмотрим типичные симптомы экзаменационного стресса, которые могут быть отнесены к одной из четырех групп:

  1. Физиологические симптомы
  • Усиление кожной сыпи;
  • Головные боли;
  • Тошнота;
  • Диарея;
  • Мышечное напряжение;
  • Углубление и учащение дыхания;
  • Учащенный пульс;
  • Перепады артериального давления.
  1. Эмоциональные симптомы
  • Чувство общего недомогания;
  • Растерянность;
  • Паника;
  • Страх;
  • Неуверенность;
  • Тревога;
  • Депрессия;
  • Подавленность;
  • Раздражительность.
  1. Когнитивные симптомы
  • Чрезмерная самокритика, сравнение своей подготовленности с другими в невыгодном для себя свете;
  • Неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом (своих или чужих);
  • Воображение отрицательных последствий неудачи на экзамене;
  • Кошмарные сновидения;
  • Ухудшение памяти;
  • Снижение способности к концентрации внимания, рассеянность.
  1. Поведенческие симптомы
  • Стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не готовиться к экзамену;
  • Избегание любых напоминаний об экзаменах;
  • Уменьшение эффективности в учебе в экзаменационный период;
  • Вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах;
  • Увеличение употребления кофеина и алкоголя;
  • Ухудшение сна и ухудшение аппетита

1.4. Реакция человеческого организма на стресс.

В нормальных условиях, в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активному действию: атакующему или защитному. Такая подготовка осуществляется в организме всегда, независимо от того, какой будет реакция на стресс – даже тогда, когда не происходит никакого физического действия. Сердце начинает биться учащенно, повышается кровяное давление, мышцы напрягаются – вы готовы обороняться. Вне зависимости от того, серьезна опасность (угроза жизни, физическое насилие) или не очень (словесное оскорбление), в организме возникает тревога и в ответ на нее – готовность противостоять.

Остановимся более подробно на такой причине стресса, как эмоциональные нагрузки, ситуации конкурса или испытания, т. е. ситуации экзамена.

Стресс перед экзаменом обычно проявляется в двух видах реагирования. К ним относится:

  1. Активное реагирование. Перед нервным событием у части школьников происходит учащение пульса, повышается артериальное давление.
  2. Пассивное реагирование. У некоторых школьников, наоборот, от страха снижается общая активность организма. У них падает артериальное давление, замедляется ритм сердца, ослабляется мышечный тонус.

Рассмотрим, откуда берется экзаменационный стресс.

Причин экзаменационного стресса несколько: интенсивная умственная деятельность, нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками или компьютером, также нарушения режима сна и отдыха.

Но главный фактор, провоцирующий возникновение экзаменационного стресса, – это отрицательные переживания. Экзамены – это серьезное испытание на прочность всей нервной системы и проверка не только знаний школьника, но и его психологической устойчивости.

Источник

Читайте также:  Что важнее эмоции или разум
Оцените статью