Стресс при смене работы: как привыкнуть к новой компании и забыть о старой?
Тоскуете по старой работе? Не только вы.
Смена работы – не просто ответственный момент в жизни человека. В большинстве случаев данный период сопутствуется стрессом, который проходит только по прошествии продолжительного времени в новом коллективе.
По мнению психологов, в большинстве случаев человек решает сменить работу по следующим причинам:
- неудовлетворенность оплатой труда;
- задержки зарплаты;
- отсутствие служебного роста и карьерных перспектив;
- желание сменить сферу;
- предложение получше;
- трудности в общении с коллегами;
- отсутствие мотивации и методов стимулирования;
- нехватка заботы со стороны руководства;
- ощутимые ухудшения условий труда.
Независимо от того, что побудило человека сменить работу, без стресса не обойдется. Чтобы его преодолеть, важно правильно оценить будущие трудности и постараться следовать рекомендациям по поведению в напряженных ситуациях.
Психологи считают, что при смене работы человек подвержен трем стадиям стресса:
- Стресс перед увольнением.
- Стресс при трудоустройстве.
- Стресс при адаптации на новом месте работы.
И если с первыми двумя стадиями вы уже благополучно справились, то впереди вас ждет адаптация в новой компании и трудности, которые с ней связаны. Но что же может пойти не так?
- Неудобное месторасположение
Месторасположение офиса может напрямую влиять на жизнь человека. Так, если предыдущая работа была в шаговой доступности от дома, а до новой необходимо добираться час, то первое время вам будет трудно. Да, дорога в самом деле утомляет, и к ней необходимо привыкнуть. Если для вас это стало по-настоящему неприятным моментом, пробуйте использовать время в пути для того, что любите, например, послушайте музыку или почитайте книгу.
- Примет ли коллектив?
Не все люди одинаково хорошо умеют налаживать контакт, да и спешить с этим на работе не стоит. Помните, что на каждом предприятии существуют свои традиции и неформальные лидеры, так что, если не хотите со старта нажить себе врагов, не стоит начинать с кем-то плотно общаться с первых дней. Для начала нужно присмотреться и разобраться, кто есть кто. Приверженцев подхода «на работу я прихожу не чтобы общаться, а чтобы работать», может ожидать жестокое разочарование, так как коллектив – важная часть существования организации.
- Другие компетенции
Работы в разных компаниях, но на одинаковых должностях, могут заметно отличаться. Возможно, на новом месте от вас требуется знание других программ или в плане заложен больший объем работы. Разузнайте эти моменты заранее, а если уже столкнулись – помните, что в современном мире необходимо быть гибким и постоянно учиться новому. Да, на первых порах придется попотеть, но совсем скоро ныне непривычные действия покажутся элементарными. К тому же, первое время на новом месте многие работники ощущают эмоциональный подъем, который позволяет справиться со стрессом.
Интересно, что даже если вы ушли с предыдущего места по объективным причинам, у вас может начаться тоска по старой работе. Будьте готовы к тому, что первый месяц вы можете думать о том, что это было крупной ошибкой, новая должность не для вас, а коллеги настроены враждебно. Скоро ситуация изменится, а пока не накручивайте себя.
Привыкание к новому месту работу в среднем занимаем порядка 3 месяцев, так что если вы проработали год, и все еще чувствуете себя не в своей тарелке – возможно, стоит бежать, или нужно сходить к психологу.
Источник
Психолог о том, поможет ли смена места работы избежать эмоционального выгорания
Сколько записей должно быть в трудовой книжке у хорошего работника? Нужно ли менять работу через определённый промежуток времени, чтобы избежать депрессии или застоя? Правильно ли всю жизнь трудиться и зарабатывать авторитет на одном месте? На эти вопросы «Белка» попыталась найти ответы вместе с кандидатом психологических наук, заведующим кафедрой психологии факультета психологии и педагогики Гомельского государственного университета имени Ф.Скорины Ириной Сильченко.
Ирина Сильченко.
— Психологи советуют время от времени менять работу. Разделяете такое мнение?
— Такое мнение популярно на Западе и в первую очередь касается работников сфер рекламы, менеджмента, медийного и интернет-бизнеса, где приветствуется большая мобильность. Американские социологи на основе проведённых исследований советуют менять работу каждые 5-7 лет.
Основной посыл — это поможет избегать творческого застоя и поддерживать свою профессиональную форму. Считается, что в первый год работник узнаёт все тонкости и нюансы, связанные с должностью, а следующие два года наиболее продуктивны с точки зрения отдачи. Потом продуктивность труда резко снижается и стремится к нулю. А часто наступает и эмоциональное выгорание.
Отсюда и призыв не бояться менять работу, чтобы не утратить интерес к жизни. Ведь находясь всегда в одних обстоятельствах, человек как бы становится асоциальным, каждый новый день для него ожидаемый и привычный. Когда работа начинает идти по накатанной колее, генерируется меньше идей. Вторая причина, по убеждению психологов, это потеря стремления к новым знаниям. А это прямой путь к депрессии и деградации.
Однако не могу безоговорочно поддержать такую точку зрения. Работая на одном и том же месте, тоже можно профессионально расти и реализовывать себя. Более того, сегодня во многих сферах деятельности приветствуется, если человек сохраняет рабочее место в течение 5-10 и более лет и делает карьеру в рамках одной организации. Или по вертикали, когда он занимает более высокие должности. Или по горизонтали, когда остаётся на одной и той же должности, но растёт профессионально, становится специалистом высокой квалификации.
Руководство нашего университета и большинство преподавателей закончили аспирантуру, защитили диссертации, продолжая активно заниматься научной и профессиональной деятельностью, получили звания и должности в своём вузе, их называют «генетически университетскими». Таким образом, профессиональный рост происходит непрерывно, всю жизнь. К слову, я работаю в ГГУ почти 40 лет.
На отношение человека к своей работе влияет много факторов. По большому счёту, нами ведь управляют наши потребности. Для кого- то на первом месте стоит зарплата, особенно если есть семья, нужно поднимать детей. Тогда низкий её уровень подвигнет искать более высокооплачиваемое место. Для кого-то важнее профессиональный рост. А в него нужно инвестировать, порой соглашаясь изначально и на маленькую зарплату.
— Сейчас многие молодые специалисты жалуются на маленькие зарплаты, потому что считают: раз получили высшее образование, их диплом должен сразу достойно оплачиваться.
— Любой профессиональный и карьерный рост связан с повышением зарплаты. Проявите себя! Хорошего работника всегда будут ценить и постараются удержать, в том числе и зарплатой, социальными гарантиями. Нужно не жаловаться, а прежде чем подавать документы в вуз, задуматься, что получишь на выходе, какая работа тебя ждёт. К нам идут учиться на психологов с романтическим представлением о профессии. Ребята думают, что получат диплом, начнут собственную практику и к ним сразу выстроятся очереди из клиентов. На самом деле это тяжёлый труд, связанный с накоплением опыта. Нужно заработать авторитет.
— Кажется, авторитет важен на любой работе. А если её часто менять, то каждый раз приходится всё начинать сначала?
— Знаете, «летунов» нигде не любят. Постоянная смена работы воспринимается работодателями настороженно. Почему он нигде не приживается? Наверное, конфликтный, нестабильный, незрелый, не определился, что ему нужно в жизни или как этого достичь. А после 45 лет вообще сложно устроиться на работу, поэтому человек будет держаться за любую.
— Вы упоминали синдром эмоционального выгорания. С творческими профессиями всё понятно, а может ли он настичь, скажем, токаря-фрезеровщика?
— Может, только причины будут другие. Сейчас перечень профессий, которые подвержены синдрому эмоционального выгорания, значительно расширился. Вообще синдром эмоционального выгорания называют болезнью общения. Он касается больше представителей профессий «человек — человек»: учителей, врачей, милиционеров, госслужащих и так далее. Эмоциональное выгорание возникает вследствие душевного переутомления. Когда работник должен постоянно эмоционально откликаться на нужды других людей. Не зря в некоторых странах те, кто много лет проработал на преподавательской должности, имеют право уйти на год в оплачиваемый отпуск.
Взять тех же госслужащих. В исполкомы и администрации часто обращаются «трудные» граждане, недовольные посетители. Общаться с ними — тяжёлый труд. Перенасыщенность вынужденным общением приводит нередко к хроническому стрессу. Работа перестает приносить удовлетворение, а напротив — раздражает, вызывает враждебность.
У человека появляется ощущение собственной некомпетентности, беспомощности и действительно снижаются конкретные профессиональные достижения. Нарастает безразличие, «профессиональный цинизм», негативизм по отношению к клиентам и своей работе. Порой возникает отвращение ко всему на свете, немотивированные обиды на окружающих, судьбу, правительство. Особую неприязнь вызывают люди, с которыми приходится работать — клиенты, ученики, посетители, коллеги. Такой вид выгорания даже называют «отравление людьми».
Факторов, способствующих эмоциональному выгоранию, на самом деле много. Монотонная работа тоже к ним относится. Это к вашему вопросу о токаре-фрезеровщике. На предприятиях при такой особенности труда нужно создавать дополнительные перерывы, условия для общения. А вообще, чтобы избежать всего вышеперечисленного, и врачу, и чиновнику, и рабочему за станком нужны условия для профессиональной самореализации. Тогда, как правило, выгорание не наступает.
— Как реализоваться на высоком уровне прорабу на стройке?
— Вот многие негативно относятся к соцсоревнованиям и конкурсам профмастерства как к своеобразному пережитку советского прошлого, но они реально помогают работникам почувствовать себя коллективом и свою значимость прочувствовать. Раньше, кстати, считалось большим плюсом, когда человек долго работал на одном месте, профессионально рос. Таким работникам присваивали звания «Передовик производства», «Ветеран труда», «Заслуженный работник». Они были героями художественных фильмов. Вспомните, «Девчата», «Весна на Заречной улице», «Высота». Существовали трудовые династии. Всё это было престижно, люди гордились своими заслугами.
— А можно, долго трудясь на одном месте, всё же избежать эмоционального выгорания?
— Выгорание часто возникает как следствие неправильно организованного труда, нерационального управления, неподготовленности персонала. Здесь многое зависит от руководства. У нас знаете, часто ценят, когда люди остаются по вечерам на работе, трудятся в обеденное время. А иногда и требуют этого. Считают такое поведение признаком хорошего работника. Но ничего хорошего в трудоголизме нет, он-то как раз и является причиной выгорания. Человек не должен жить одной работой, нужно выходить за её рамки. Стресс легче переживается, если есть какая-то отдушина, хобби, интересное занятие для души.
— Это понятно. А как самому работнику минимизировать стресс? Начальство-то бывает разное, его не выбирают.
— Что нужно сделать в первую очередь, так это ставить перед собой реальные цели и рационально расставлять приоритеты в профессиональной деятельности. Нужно трезво оценивать свои возможности. Важно находить время для полноценного отдыха. Приятное эмоциональное общение с друзьями и близкими людьми, занятия спортом или хобби значительно снижают вероятность выгорания.
Не стоит бояться делиться своими переживаниями с близкими людьми. Даже сам факт разговора может принести облегчение, а поддержка родных и коллег обязательно поможет справиться со стрессом. Большую пользу принесёт и овладение навыками саморегуляции — релаксация и расслабление, дыхательные упражнения помогут снизить уровень стресса, ведущего к выгоранию.
Простые дыхательные упражнения помогут обрести контроль и не сорваться, не нагрубить посетителю. Ведь в таком случае человек, не только госслужащий, но и медперсонал, учитель рискует работой. Сейчас преимущество на стороне того, кто обращается. Посетитель, родитель, пациент всегда правы.
Конечно, здесь нужна квалифицированная помощь. Обучать правильному поведению в стрессовых ситуациях должны психологи. Они могут проводить мероприятия по успешной адаптации персонала, повышению трудовой мотивации и привлекательности работы. Организовывать тренинги по развитию стрессоустойчивости, коммуникативных навыков, выработке адаптивных способов совладания со стрессом на работе, обучающие занятий по оптимизации социально-психологического климата в коллективе. Потому что от климата в коллективе зависит многое, как и от «погоды» в доме. Я считаю, такие специалисты должны обязательно быть в организациях, где работники по долгу службы общаются с большим количеством людей и подвержены стрессу.
— Тогда, пожалуй, сначала нужно убедить начальников, что их сотрудники нуждаются в профессиональном психологе. Кому захочется вводить в штат «бесполезную единицу» с точки зрения производительности труда.
— Эмоциональное и психическое состояние работников, социально-психологический климат в коллективе не могут не влиять на производительность труда, поэтому единица не такая уже и бесполезная. А если организация или предприятие не могут позволить себе иметь в штате постоянного психолога, они могут привлекать для этих целей специалистов из других учреждений.
Источник
Как пережить адаптацию в новом офисе: мнение корпоративного психолога
Психолог СберМаркета и магистр психолого-педагогических наук международной кафедры ЮНЕСКО Геннадий Тарасов рассказывает, как помочь себе на новой работе и поскорее адаптироваться к новым условиям.
Это конспект первой части выпуска «Фабрики подкастов» от СберМаркета — внутреннего шоу для сотрудников. Послушать ее можно здесь. Во второй серии Геннадий расскажет, как адаптация новичка выглядит со стороны руководителя и как помочь команде принять нового коллегу.
Адаптация – это способность организма как-то приспосабливаться к условиям окружающей среды. Что это значит? Даже если новый сотрудник чего-то боится, чего-то не хочет или не может делать, он в любом случае адаптируется. Вопрос в том, насколько быстро, комфортно и эффективно это произойдет.
Адаптация происходит за счет «открытого усвоения». Усвоение — не просто некое пассивное действие, когда я ничего не делаю, а меня «онбордят». Нужно, чтобы человек был готов принимать условия, на которых устраивается на работу.
Пример: подросток приходит в новую школу. Там есть группы по интересам: панки, блогеры, тиктокеры, кто угодно. Он хочет, чтобы его приняли в одной из групп. Если он хочет стать тиктокером, то изучает, что и как они делают, какие у них есть правила и культурные особенности. И пробует проактивно совпасть с их культурой. При условии, что ее ценности ему подходят.
Пример: однажды мы схантили себе очень опытного сотрудника. Так как это мы его нашли, а не он нас, он пытался менять среду в компании под свои особенности. Скажем, нужно сдавать квартальный отчет. Он приходил и говорил: «Мне ваш отчет не подходит. У меня десять лет опыта и свой отличный, ясный и понятный отчет, давайте использовать его».
Подобная идея изменения рабочей среды — явление внутренней дезадаптации. Такому человеку сложно адаптироваться, потому что он хочет многое привнести от себя, но сотрудничать не готов.
Баланс сотрудничества и сохранения своего «я» — то, что позволяет нам регулировать уровень сложности включения сотрудника. Если человек может не терять себя и при этом сотрудничать со средой вокруг (начальником, коллегами, компанией), то ему будет чуть проще выстроить отношения на новом месте.
На мой взгляд, сложнее всего адаптироваться к коллегам. Отношения с руководителем сразу ясны: он дает задачи, оценивает, поощряет и так далее. Его ты видишь еще на этапе собеседования. Коллеги — всегда сюрприз и неопределенность. Человеку нужно думать, как с ними взаимодействовать, чтобы все было хорошо.
На этот процесс влияют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Они пытаются находиться между собой в каком-то балансе. Всего я выделяю пять этапов адаптации:
- Первичная реакция на изменения. Адаптация начинается не в первый день работы и даже не на собеседовании, а за несколько недель. Тогда, когда сотрудник подумал: я нашел компанию, которой хочу скинуть резюме. С этого момента он начинает выстраивать с работодателем заочные отношения и нагружать свой эмоциональный компонент. Тут происходит то, что в гештальт-терминологии называется «пре-контактом».
- Ориентировка. Это про собеседование. Там человек будет выяснять все о задачах, оплате, рабочих часах, офисе и так далее. Тут самым важным и нагруженным компонентом оказывается поведенческий – сотрудник ищет ответы и узнает, что происходит.
- Внутренняя переработка и осмысление. Когда сотрудник и работодатель пытаются выстроить отношения с учетом ожиданий друг друга, включается когнитивный компонент. Любому человеку на новом месте нужно когнитивно и понятийно перестроиться — например, начать работать в других табличках или программах. На это нужно время.
- Действия, направленные на изменения. Предположим, работник более-менее привык и разобрался, что к чему. Если он мотивирован, то попытается показать, что приносит пользу: попробует что-нибудь оптимизировать, настроить, автоматизировать. Тут снова нагружается поведенческий компонент. Все зависит от того, насколько руководитель готов позволить подчиненному такую самостоятельность.
- Продуктивное взаимодействие. Когда человек принят коллегами, отождествляет себя с компанией и наконец переходит на этап сотрудничества.
У разных людей эти этапы могут проходить по-разному. Принцип один и тот же, но интенсивность отличается. Внешне отличия выражаются в поведении и зависят от того, как человек привык справляться со стрессом. Потому что адаптация — всегда стрессовая история.
Например, есть стратегия конформизма, чаще характерная для вчерашних выпускников вуза. Они сидят тихо и выполняют все, что от них требуется, потому что главное для них — опыт.
Таких стратегий много. Очень классная — ритуализм, то есть навязчивая благопристойность. Это когда сотрудник пришел в компанию и замечает, что некоторые процессы — не про него, и корпоративная культура ему не откликается. Тогда он может немного отстранять свою личность и включать некую внешнюю благопристойность: делать вид, что все окей. Хотя на самом деле внутри себя будет сильно переживать и выражать недовольство.
Специальных действий не так много.
Для чего нужна адаптация? Чтобы справиться со стрессом и прийти к ровному эмоциональному состоянию, когда рабочие задачи выполняются эффективно и без тревожности.
Тут мы сталкиваемся с двумя противоречивыми идеями. С одной стороны, эта адаптация как будто бы приводит к состоянию гомеостаза: человек адаптируется к новым условиям, чтобы потом тратить меньше энергии. С другой стороны, адаптация нужна для того, чтобы быстрее развиваться и реализовывать себя в жизни.
Идея гомеостаза хороша при «низкожизненной» системе. Если мы говорим про СберМаркет, такая система там — колл-центр либо полевые сотрудники. Представьте, что рядом с вами в колл-центре стоит пустое кресло, туда приходит человек, отвечает на те же вопросы от клиентов и ничего не меняет в общей структуре. Просто выполняет свою работу и иногда проходит курсы повышения квалификации, чтобы грамотнее делать то же самое.
Когда мы говорим о высокоуровневой системе, где жизнь бьет ключом (вроде отдела маркетинга, где нужно постоянно что-то генерить), то здесь сотруднику стоит помнить: ему нужна активная позиция. «Я включен в работу, привношу в нее себя и свои идеи», — такая самоактивность поможет работнику быстрее адаптироваться к новой среде.
Для этого есть HR. Конкретно в СберМаркете также есть система адаптации, система менторства и, как минимум, я: можно прийти на терапию. Но главное – приходить к руководителю и HR-специалисту, который занимается вами как новым сотрудником.
Пример: на днях с одним из руководителей мы как раз обсуждали кейс, где сотрудник ушел с работы. По какой-то причине он не вывозил проект, но и помощи не просил. Не говорил: «У меня не получается, ты мой руководитель, помоги мне, пожалуйста».
Для меня тут работает простая схема. Мы все взрослые люди: если меня взяли на эту работу, значит, у меня есть нужные компетенции. Я осознаю некую ответственность за собой. Значит, я могу брать на себя активную позицию и говорить, что у меня что-то не получается.
Процесс дезадаптации можно рассматривать по трем направлениям: клиническое, социопсихологическое и онтологическое. С клинической точки зрения дезадаптация наступает из-за нарушения каких-то механизмов. Тогда мы включаем «защиту», становимся негибкими. Выходят на поверхность устойчивые и неподвижные паттерны поведения, которые мешают эффективно работать в новой среде.
В таком случае стоит понаблюдать за собой: что вообще происходит? Если я замечаю, что мне сложно эмоционально, тогда я выстраиваю какую-то систему, чтобы облегчать себе жизнь. Например, можно следить за своим графиком, чтобы не перерабатывать и уходить домой тогда, когда кончается рабочий день. Или ложиться спать вовремя, чтобы восстанавливать свои силы. Начать адекватно и вовремя питаться, чтобы поддерживать себя изнутри и снаружи.
Источник