Как справиться со стрессом при смене работы

Стресс при смене работы: как привыкнуть к новой компании и забыть о старой?

Тоскуете по старой работе? Не только вы.

Смена работы – не просто ответственный момент в жизни человека. В большинстве случаев данный период сопутствуется стрессом, который проходит только по прошествии продолжительного времени в новом коллективе.

По мнению психологов, в большинстве случаев человек решает сменить работу по следующим причинам:

  • неудовлетворенность оплатой труда;
  • задержки зарплаты;
  • отсутствие служебного роста и карьерных перспектив;
  • желание сменить сферу;
  • предложение получше;
  • трудности в общении с коллегами;
  • отсутствие мотивации и методов стимулирования;
  • нехватка заботы со стороны руководства;
  • ощутимые ухудшения условий труда.

Независимо от того, что побудило человека сменить работу, без стресса не обойдется. Чтобы его преодолеть, важно правильно оценить будущие трудности и постараться следовать рекомендациям по поведению в напряженных ситуациях.

Психологи считают, что при смене работы человек подвержен трем стадиям стресса:

  1. Стресс перед увольнением.
  2. Стресс при трудоустройстве.
  3. Стресс при адаптации на новом месте работы.

И если с первыми двумя стадиями вы уже благополучно справились, то впереди вас ждет адаптация в новой компании и трудности, которые с ней связаны. Но что же может пойти не так?

  1. Неудобное месторасположение

Месторасположение офиса может напрямую влиять на жизнь человека. Так, если предыдущая работа была в шаговой доступности от дома, а до новой необходимо добираться час, то первое время вам будет трудно. Да, дорога в самом деле утомляет, и к ней необходимо привыкнуть. Если для вас это стало по-настоящему неприятным моментом, пробуйте использовать время в пути для того, что любите, например, послушайте музыку или почитайте книгу.

  1. Примет ли коллектив?

Не все люди одинаково хорошо умеют налаживать контакт, да и спешить с этим на работе не стоит. Помните, что на каждом предприятии существуют свои традиции и неформальные лидеры, так что, если не хотите со старта нажить себе врагов, не стоит начинать с кем-то плотно общаться с первых дней. Для начала нужно присмотреться и разобраться, кто есть кто. Приверженцев подхода «на работу я прихожу не чтобы общаться, а чтобы работать», может ожидать жестокое разочарование, так как коллектив – важная часть существования организации.

  1. Другие компетенции

Работы в разных компаниях, но на одинаковых должностях, могут заметно отличаться. Возможно, на новом месте от вас требуется знание других программ или в плане заложен больший объем работы. Разузнайте эти моменты заранее, а если уже столкнулись – помните, что в современном мире необходимо быть гибким и постоянно учиться новому. Да, на первых порах придется попотеть, но совсем скоро ныне непривычные действия покажутся элементарными. К тому же, первое время на новом месте многие работники ощущают эмоциональный подъем, который позволяет справиться со стрессом.

Интересно, что даже если вы ушли с предыдущего места по объективным причинам, у вас может начаться тоска по старой работе. Будьте готовы к тому, что первый месяц вы можете думать о том, что это было крупной ошибкой, новая должность не для вас, а коллеги настроены враждебно. Скоро ситуация изменится, а пока не накручивайте себя.

Привыкание к новому месту работу в среднем занимаем порядка 3 месяцев, так что если вы проработали год, и все еще чувствуете себя не в своей тарелке – возможно, стоит бежать, или нужно сходить к психологу.

Источник

Психолог о том, поможет ли смена места работы избежать эмоционального выгорания

Сколько записей должно быть в трудовой книжке у хорошего ра­ботника? Нужно ли менять работу через определённый промежуток времени, чтобы избежать депрес­сии или застоя? Правильно ли всю жизнь трудиться и зарабаты­вать авторитет на одном месте? На эти вопросы «Белка» попыталась найти ответы вме­сте с кандидатом психологических наук, заведующим кафедрой пси­хологии факультета психологии и педагогики Гомельского государственного университета имени Ф.Скорины Ириной Сильченко.

Ирина Сильченко.

— Психологи советуют время от времени менять работу. Разделяете та­кое мнение?

— Такое мнение популярно на Западе и в первую очередь касает­ся работников сфер рекламы, ме­неджмента, медийного и интернет-бизнеса, где приветствуется боль­шая мобильность. Американские социологи на основе проведённых исследований советуют менять ра­боту каждые 5-7 лет.

Основной посыл — это поможет избегать творческого застоя и под­держивать свою профессиональ­ную форму. Считается, что в пер­вый год работник узнаёт все тонко­сти и нюансы, связанные с долж­ностью, а следующие два года наи­более продуктивны с точки зрения отдачи. Потом продуктивность тру­да резко снижается и стремится к нулю. А часто наступает и эмо­циональное выгорание.

Отсюда и призыв не бояться менять работу, чтобы не утратить интерес к жиз­ни. Ведь находясь всегда в одних обстоятельствах, человек как бы становится асоциальным, каждый новый день для него ожидаемый и привычный. Когда работа начинает идти по накатанной колее, генери­руется меньше идей. Вторая причи­на, по убеждению психологов, это потеря стремления к новым знани­ям. А это прямой путь к депрессии и деградации.

Читайте также:  Любви нет есть просто чувство

Однако не могу безоговорочно поддержать такую точку зрения. Работая на одном и том же месте, тоже можно профессионально ра­сти и реализовывать себя. Более того, сегодня во многих сферах деятельности приветствуется, ес­ли человек сохраняет рабочее ме­сто в течение 5-10 и более лет и де­лает карьеру в рамках одной орга­низации. Или по вертикали, когда он занимает более высокие долж­ности. Или по горизонтали, когда остаётся на одной и той же долж­ности, но растёт профессиональ­но, становится специалистом вы­сокой квалификации.

Руководство нашего уни­верситета и большинство препо­давателей закончили аспиранту­ру, защитили диссертации, про­должая активно заниматься науч­ной и профессиональной деятель­ностью, получили звания и долж­ности в своём вузе, их называют «генетически университетскими». Таким образом, профессиональ­ный рост происходит непрерыв­но, всю жизнь. К слову, я работаю в ГГУ почти 40 лет.

На отношение человека к своей работе влияет много факторов. По большому счёту, нами ведь управ­ляют наши потребности. Для кого- то на первом месте стоит зарпла­та, особенно если есть семья, нуж­но поднимать детей. Тогда низкий её уровень подвигнет искать более высокооплачиваемое место. Для кого-то важнее профессиональный рост. А в него нужно инвестиро­вать, порой соглашаясь изначально и на маленькую зарплату.

— Сейчас многие молодые специалисты жалуются на ма­ленькие зарплаты, потому что считают: раз получили высшее образование, их диплом должен сразу достойно оплачиваться.

— Любой профессиональный и карьерный рост связан с повы­шением зарплаты. Проявите себя! Хорошего работника всегда будут ценить и постараются удержать, в том числе и зарплатой, социаль­ными гарантиями. Нужно не жа­ловаться, а прежде чем подавать документы в вуз, задуматься, что получишь на выходе, какая рабо­та тебя ждёт. К нам идут учиться на психологов с романтическим представлением о профессии. Ре­бята думают, что получат диплом, начнут собственную практику и к ним сразу выстроятся очереди из клиентов. На самом деле это тя­жёлый труд, связанный с накопле­нием опыта. Нужно заработать ав­торитет.

— Кажется, авторитет важен на любой работе. А если её часто менять, то каждый раз приходит­ся всё начинать сначала?

— Знаете, «летунов» нигде не любят. Постоянная смена работы воспринимается работодателями настороженно. Почему он нигде не приживается? Наверное, кон­фликтный, нестабильный, незре­лый, не определился, что ему нуж­но в жизни или как этого достичь. А после 45 лет вообще сложно устроиться на работу, поэтому че­ловек будет держаться за любую.

— Вы упоминали синдром эмоционального выгорания. С творческими профессия­ми всё понятно, а может ли он настичь, скажем, токаря-фрезеровщика?

— Может, только при­чины будут другие. Сейчас перечень профессий, кото­рые подвержены синдро­му эмоционального выгора­ния, значительно расширил­ся. Вообще синдром эмоционального выгорания называют болезнью общения. Он касает­ся больше представителей про­фессий «человек — человек»: учителей, врачей, милиционе­ров, госслужащих и так далее. Эмоциональное выгорание возникает вследствие душев­ного переутомления. Когда работник должен постоянно эмоционально откликаться на нужды других людей. Не зря в некоторых странах те, кто мно­го лет проработал на препода­вательской должности, имеют право уйти на год в оплачива­емый отпуск.

Взять тех же госслужащих. В исполкомы и администрации часто обращаются «трудные» граждане, недовольные посе­тители. Общаться с ними — тяжёлый труд. Перенасыщен­ность вынужденным общени­ем приводит нередко к хрони­ческому стрессу. Работа пере­стает приносить удовлетворе­ние, а напротив — раздража­ет, вызывает враждебность.

У человека появляется ощущение собственной некомпетентно­сти, беспомощности и действи­тельно снижаются конкретные профессиональные достиже­ния. Нарастает безразличие, «профессиональный цинизм», негативизм по отношению к клиентам и своей работе. Порой возникает отвращение ко всему на свете, немотиви­рованные обиды на окружа­ющих, судьбу, правительство. Особую неприязнь вызывают люди, с которыми приходится работать — клиенты, учени­ки, посетители, коллеги. Такой вид выгорания даже называют «отравление людьми».

Факторов, способствующих эмоциональному выгоранию, на самом деле много. Моно­тонная работа тоже к ним отно­сится. Это к вашему вопро­су о токаре-фрезеровщике. На предприятиях при такой осо­бенности труда нужно созда­вать дополнительные переры­вы, условия для общения. А вообще, чтобы избежать все­го вышеперечисленного, и вра­чу, и чиновнику, и рабочему за станком нужны условия для профессиональной самореа­лизации. Тогда, как правило, выгорание не наступает.

— Как реализоваться на высоком уровне прорабу на стройке?

— Вот многие негативно относятся к соцсоревнованиям и конкурсам профмастерства как к своеобразному пережит­ку советского прошлого, но они реально помогают работникам почувствовать себя коллекти­вом и свою значимость прочув­ствовать. Раньше, кстати, счи­талось большим плюсом, ког­да человек долго работал на одном месте, профессионально рос. Таким работникам присва­ивали звания «Передовик про­изводства», «Ветеран труда», «Заслуженный работник». Они были героями художественных фильмов. Вспомните, «Девча­та», «Весна на Заречной ули­це», «Высота». Существова­ли трудовые династии. Всё это было престижно, люди горди­лись своими заслугами.

— А можно, долго трудясь на одном месте, всё же избе­жать эмоционального выго­рания?

— Выгорание часто возника­ет как следствие неправильно организованного труда, нераци­онального управления, непод­готовленности персонала. Здесь многое зависит от руко­водства. У нас знаете, часто ценят, когда люди остаются по вечерам на работе, трудятся в обеденное время. А иногда и требуют этого. Считают такое поведение признаком хороше­го работника. Но ничего хоро­шего в трудоголизме нет, он-то как раз и является причиной выгорания. Человек не должен жить одной работой, нужно выходить за её рамки. Стресс легче переживается, если есть какая-то отдушина, хобби, интересное занятие для души.

Читайте также:  Стресс как избавиться народные средства

— Это понятно. А как само­му работнику минимизиро­вать стресс? Начальство-то бывает разное, его не выби­рают.

— Что нужно сделать в пер­вую очередь, так это ставить перед собой реальные цели и рационально расставлять при­оритеты в профессиональной деятельности. Нужно трез­во оценивать свои возможно­сти. Важно находить время для полноценного отдыха. Прият­ное эмоциональное общение с друзьями и близкими людь­ми, занятия спортом или хобби значительно снижают веро­ятность выгорания.

Не сто­ит бояться делиться своими переживаниями с близкими людьми. Даже сам факт раз­говора может принести облег­чение, а поддержка родных и коллег обязательно поможет справиться со стрессом. Боль­шую пользу принесёт и овла­дение навыками саморегуля­ции — релаксация и рассла­бление, дыхательные упраж­нения помогут снизить уро­вень стресса, ведущего к выго­ранию.

Простые дыхательные упражнения помогут обрести контроль и не сорваться, не нагрубить посетителю. Ведь в таком случае человек, не толь­ко госслужащий, но и медпер­сонал, учитель рискует рабо­той. Сейчас преимущество на стороне того, кто обращается. Посетитель, родитель, паци­ент всегда правы.

Конечно, здесь нужна ква­лифицированная помощь. Обучать правильному пове­дению в стрессовых ситуа­циях должны психологи. Они могут проводить мероприя­тия по успешной адаптации персонала, повышению тру­довой мотивации и привлека­тельности работы. Организо­вывать тренинги по развитию стрессоустойчивости, комму­никативных навыков, выра­ботке адаптивных способов совладания со стрессом на работе, обучающие занятий по оптимизации социально-психологического климата в коллективе. Потому что от климата в коллективе зави­сит многое, как и от «погоды» в доме. Я считаю, такие спе­циалисты должны обязатель­но быть в организациях, где работники по долгу службы общаются с большим коли­чеством людей и подверже­ны стрессу.

— Тогда, пожалуй, снача­ла нужно убедить начальни­ков, что их сотрудники нуж­даются в профессиональном психологе. Кому захочется вводить в штат «бесполез­ную единицу» с точки зрения производительности труда.

— Эмоциональное и психи­ческое состояние работников, социально-психологический климат в коллективе не могут не влиять на производитель­ность труда, поэтому еди­ница не такая уже и беспо­лезная. А если организация или предприятие не могут позволить себе иметь в штате постоянного психолога, они могут привлекать для этих целей специалистов из других учреждений.

Источник

Как пережить адаптацию в новом офисе: мнение корпоративного психолога

Психолог СберМаркета и магистр психолого-педагогических наук международной кафедры ЮНЕСКО Геннадий Тарасов рассказывает, как помочь себе на новой работе и поскорее адаптироваться к новым условиям.

Это конспект первой части выпуска «Фабрики подкастов» от СберМаркета — внутреннего шоу для сотрудников. Послушать ее можно здесь. Во второй серии Геннадий расскажет, как адаптация новичка выглядит со стороны руководителя и как помочь команде принять нового коллегу.

Адаптация – это способность организма как-то приспосабливаться к условиям окружающей среды. Что это значит? Даже если новый сотрудник чего-то боится, чего-то не хочет или не может делать, он в любом случае адаптируется. Вопрос в том, насколько быстро, комфортно и эффективно это произойдет.

Адаптация происходит за счет «открытого усвоения». Усвоение — не просто некое пассивное действие, когда я ничего не делаю, а меня «онбордят». Нужно, чтобы человек был готов принимать условия, на которых устраивается на работу.

Пример: подросток приходит в новую школу. Там есть группы по интересам: панки, блогеры, тиктокеры, кто угодно. Он хочет, чтобы его приняли в одной из групп. Если он хочет стать тиктокером, то изучает, что и как они делают, какие у них есть правила и культурные особенности. И пробует проактивно совпасть с их культурой. При условии, что ее ценности ему подходят.

Пример: однажды мы схантили себе очень опытного сотрудника. Так как это мы его нашли, а не он нас, он пытался менять среду в компании под свои особенности. Скажем, нужно сдавать квартальный отчет. Он приходил и говорил: «Мне ваш отчет не подходит. У меня десять лет опыта и свой отличный, ясный и понятный отчет, давайте использовать его».

Подобная идея изменения рабочей среды — явление внутренней дезадаптации. Такому человеку сложно адаптироваться, потому что он хочет многое привнести от себя, но сотрудничать не готов.

Баланс сотрудничества и сохранения своего «я» — то, что позволяет нам регулировать уровень сложности включения сотрудника. Если человек может не терять себя и при этом сотрудничать со средой вокруг (начальником, коллегами, компанией), то ему будет чуть проще выстроить отношения на новом месте.

На мой взгляд, сложнее всего адаптироваться к коллегам. Отношения с руководителем сразу ясны: он дает задачи, оценивает, поощряет и так далее. Его ты видишь еще на этапе собеседования. Коллеги — всегда сюрприз и неопределенность. Человеку нужно думать, как с ними взаимодействовать, чтобы все было хорошо.

Читайте также:  Эмоционально волевая готовность значение

На этот процесс влияют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Они пытаются находиться между собой в каком-то балансе. Всего я выделяю пять этапов адаптации:

  1. Первичная реакция на изменения. Адаптация начинается не в первый день работы и даже не на собеседовании, а за несколько недель. Тогда, когда сотрудник подумал: я нашел компанию, которой хочу скинуть резюме. С этого момента он начинает выстраивать с работодателем заочные отношения и нагружать свой эмоциональный компонент. Тут происходит то, что в гештальт-терминологии называется «пре-контактом».
  2. Ориентировка. Это про собеседование. Там человек будет выяснять все о задачах, оплате, рабочих часах, офисе и так далее. Тут самым важным и нагруженным компонентом оказывается поведенческий – сотрудник ищет ответы и узнает, что происходит.
  3. Внутренняя переработка и осмысление. Когда сотрудник и работодатель пытаются выстроить отношения с учетом ожиданий друг друга, включается когнитивный компонент. Любому человеку на новом месте нужно когнитивно и понятийно перестроиться — например, начать работать в других табличках или программах. На это нужно время.
  4. Действия, направленные на изменения. Предположим, работник более-менее привык и разобрался, что к чему. Если он мотивирован, то попытается показать, что приносит пользу: попробует что-нибудь оптимизировать, настроить, автоматизировать. Тут снова нагружается поведенческий компонент. Все зависит от того, насколько руководитель готов позволить подчиненному такую самостоятельность.
  5. Продуктивное взаимодействие. Когда человек принят коллегами, отождествляет себя с компанией и наконец переходит на этап сотрудничества.

У разных людей эти этапы могут проходить по-разному. Принцип один и тот же, но интенсивность отличается. Внешне отличия выражаются в поведении и зависят от того, как человек привык справляться со стрессом. Потому что адаптация — всегда стрессовая история.

Например, есть стратегия конформизма, чаще характерная для вчерашних выпускников вуза. Они сидят тихо и выполняют все, что от них требуется, потому что главное для них — опыт.

Таких стратегий много. Очень классная — ритуализм, то есть навязчивая благопристойность. Это когда сотрудник пришел в компанию и замечает, что некоторые процессы — не про него, и корпоративная культура ему не откликается. Тогда он может немного отстранять свою личность и включать некую внешнюю благопристойность: делать вид, что все окей. Хотя на самом деле внутри себя будет сильно переживать и выражать недовольство.

Специальных действий не так много.

Для чего нужна адаптация? Чтобы справиться со стрессом и прийти к ровному эмоциональному состоянию, когда рабочие задачи выполняются эффективно и без тревожности.

Тут мы сталкиваемся с двумя противоречивыми идеями. С одной стороны, эта адаптация как будто бы приводит к состоянию гомеостаза: человек адаптируется к новым условиям, чтобы потом тратить меньше энергии. С другой стороны, адаптация нужна для того, чтобы быстрее развиваться и реализовывать себя в жизни.

Идея гомеостаза хороша при «низкожизненной» системе. Если мы говорим про СберМаркет, такая система там — колл-центр либо полевые сотрудники. Представьте, что рядом с вами в колл-центре стоит пустое кресло, туда приходит человек, отвечает на те же вопросы от клиентов и ничего не меняет в общей структуре. Просто выполняет свою работу и иногда проходит курсы повышения квалификации, чтобы грамотнее делать то же самое.

Когда мы говорим о высокоуровневой системе, где жизнь бьет ключом (вроде отдела маркетинга, где нужно постоянно что-то генерить), то здесь сотруднику стоит помнить: ему нужна активная позиция. «Я включен в работу, привношу в нее себя и свои идеи», — такая самоактивность поможет работнику быстрее адаптироваться к новой среде.

Для этого есть HR. Конкретно в СберМаркете также есть система адаптации, система менторства и, как минимум, я: можно прийти на терапию. Но главное – приходить к руководителю и HR-специалисту, который занимается вами как новым сотрудником.

Пример: на днях с одним из руководителей мы как раз обсуждали кейс, где сотрудник ушел с работы. По какой-то причине он не вывозил проект, но и помощи не просил. Не говорил: «У меня не получается, ты мой руководитель, помоги мне, пожалуйста».

Для меня тут работает простая схема. Мы все взрослые люди: если меня взяли на эту работу, значит, у меня есть нужные компетенции. Я осознаю некую ответственность за собой. Значит, я могу брать на себя активную позицию и говорить, что у меня что-то не получается.

Процесс дезадаптации можно рассматривать по трем направлениям: клиническое, социопсихологическое и онтологическое. С клинической точки зрения дезадаптация наступает из-за нарушения каких-то механизмов. Тогда мы включаем «защиту», становимся негибкими. Выходят на поверхность устойчивые и неподвижные паттерны поведения, которые мешают эффективно работать в новой среде.

В таком случае стоит понаблюдать за собой: что вообще происходит? Если я замечаю, что мне сложно эмоционально, тогда я выстраиваю какую-то систему, чтобы облегчать себе жизнь. Например, можно следить за своим графиком, чтобы не перерабатывать и уходить домой тогда, когда кончается рабочий день. Или ложиться спать вовремя, чтобы восстанавливать свои силы. Начать адекватно и вовремя питаться, чтобы поддерживать себя изнутри и снаружи.

Источник

Оцените статью