- Эмоциональные настрои к детской деятельности материал на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Как научить ребёнка выражать свои эмоции
- Полина Жданова
- Виды и способы выражения эмоций
- Как ребёнок выражает свои эмоции
- Как научить ребёнка выражать эмоции
Эмоциональные настрои к детской деятельности
материал на тему
Данный материал будет полезен педагогам дошкольных учреждений при организации непосредственной детской деятельности. Эмоциональные настрои создают у детей чувство уверенности, спокойствия, доверия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnye_nastroi_nod.docx | 957.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эмоциональные настрои НОД»
«Если Вы удачно выберете труд и
вложите в него всю свою душу,
то счастье само отыщет Вас»
Чтобы занятие было интересным и качественным, заранее подготовьте все необходимое: карандаши, бумагу, красивую тетрадь, альбом и т.д. для дошкольника очень важен антураж: красивые и новые (а еще лучше неожиданные!) предметы, удобное и рабочее место.
Начинайте занятие с интриги: например, с загадочного предмета (у меня для тебя что-то есть интересненькое!) или загадки (угадай, что я вам приготовила?). Фантазия и изобретательность – ваши волшебные помощники, способные привлечь внимание детей! В конце занятия обязательно подведите итог, спросив у детей, чем они занимались, что им понравилось, что узнали нового. Именно эти вопросы позволяют детям отметить свои достижения, осознать приобретение нового опыта, новых знаний.
- Начало занятий должно быть необычным, можно включать ритуал.
- В самом начале необходимо успокоить детей, настроить на вслушивание (послушаем музыку, звуки в группе, звуки на улице, свое дыхание и т.д.).
- На занятии должен главенствовать дух «открытия».
- Очередной вид деятельности начинать с постановки задачи в общем виде.
- Держать паузу, не мешать включению мыслительных процессов.
- При подготовке и проведении занятий предусматривать вариативность ответов детей.
- Не принимать ответ детей без обоснования.
- Ни оставлять без внимания ни один ответ. (учить детей исправлять свои ошибки и устанавливать их причину).
- Помнить о развитии речи в любых формах деятельности.
- Поддерживать у детей ощущение успешности.
- Возвращаться к уже выполненным заданиям.
- Вместо вопроса «Вам понравилось?» задавайте вопросы о чувствах и ощущениях ребенка «За кого ты порадовался? Что тебя огорчило? Что доставило удовольствие, радость?»
Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, формирование чувства близости с другими детьми.
Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность.
Ритуал можно изменять, но не слишком часто .
Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Воспитатель передает клубок ниток ребенку и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т.д.
Затем передает клубок следующему ребенку.
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу.
Во время ритуала воспитатель находится вместе с детьми в кругу, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.
Воспитатель, стоя в круги, вместе с детьми произносит следующие слова перед новой НОД:
Все скорее встаньте в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся .
Все мы дружные ребята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно светло.
Подойди ко мне, дружок.
Соберемся все в кружок.
Мы за руки все возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Здравствуй, друг. Здравствуй, друг.
Здравствуй, весь наш дружный круг!
Вы взяли за руки тех, кто стоит рядом с вами, и ощутили тепло рук ваших друзей, которые будут, вам добрыми помощниками, а сейчас скажем, все вместе : «Добрый день».
Утром рано поутру
В детский садик я иду,
И в кармашке я с собой
Сейчас кораблик дружбы я передам вам, а вы по очереди, будете передавать его своему товарищу. Пусть он унесёт с собой плохое настроение, а подарит доброту много улыбок и хорошее настроение. Всем вместе нам будет сегодня интересно. А кораблик нам привез. (переход к сюрпризному моменту или проблемной ситуации…)
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга зажжется,
Поделись улыбкою своей
И она к тебе еще не раз вернется…
Улыбаться чаще стоит-
Интересней станет жить
Ведь улыбка не позволит
Ни тебе, ни мне тужить…
Улыбнитесь всем вокруг
И скорей вставайте в круг
Кубик ты передавай
С добрым утром, солнышко родное,
С добрым утром, чистая вода,
С добрым утром, небо голубое,
Утро добрым будет пусть всегда.
Дети передают пожатием руки друг другу улыбку и хорошее настроение. А теперь мы… (переход к НОД)
-С добрым утром глазки! Вы проснулись? (Дети совместно с воспитателем, в кругу — поглаживают веки глаз)
-С добрым утром ушки! Вы проснулись? ( поглаживают ушки )
-С добрым утром ручки! Вы проснулись? ( хлопаем в ладоши )
-С добрым утором ножки! Вы проснулись? ( притопываем )
-С добрым утром солнце! Мы проснулась! ( руки раскрываются навстречу солнышку).
-А еще рано утром проснулся (ась)…. ( педагог называет героя, переходит к детской цели)
Вот игра у нас, какая –
Хлоп ладошка, хлоп другая.
Правой – левую ладошку
Мы похлопаем немножко,
А теперь ладошкой левой
Ты хлопки погромче делай!
Вверх ладони хлоп, хлоп, по коленям шлеп, шлеп,
По плечам теперь похлопай,
По бокам себя пошлепай,
Можешь хлопать за спиной,
Хлопаем перед собой,
Справа – можем, слева – можем
И крест – накрест руки сложим.
«Доброе утро, глазки»
Доброе утро, глазки, вы проснулись?
Дети поглаживают веки .
Доброе утро, ушки, вы проснулись?
Доброе утро, щечки, вы проснулись?
Доброе утро, ручки, вы проснулись?
Доброе утро, ножки, вы проснулись?
Доброе утро, солнышко! Мы проснулись и улыбнулись!
Протягивают руки вверх и широко улыбаются .
«Вместе с солнышком встаем»
Вместе с солнышком встаем
Дети вытягивают руки вверх.
Вместе с птицами поем.
С добрым утром, с ясным днем,
Вот как дружно мы живем.
Выставляют правую руку вперед, затем левую,
берутся за руки и покачивают вперед-назад
Дети становятся парами друг к другу лицом.
Я подрос и ты подрос,
Поднимают правую руку вверх, затем левую.
У меня нос и у тебя нос.
Касаются пальчиками своего носа, затем носа соседа.
У меня щечки гладкие.
Поглаживают свои щечки.
И у тебя щечки гладкие.
Поглаживают щечки соседа.
У меня губки сладкие.
Касаются пальчиками своих губ.
И у тебя губки сладкие.
Касаются пальчиками губ соседа.
Мы – два друга, любим друг друга.
Обнимают друг друга.
Солнышко, солнышко, в небе свети!
Дети тянутся руками вверх, встают на ноги.
Яркие лучики нам протяни.
Вытягивают руки вперед ладошками вверх.
Ручки мы вложим
Разбиваются на пары, протягивают друг другу руки
Нас покружи, оторвав от земли.
Вместе с тобой мы пойдем на лужок.
Ходьба на месте.
Там все мы станем дружно в кружок
С песнями водим мы хоровод.
Солнышко с нами по кругу идет.
Хлопают радостно наши ладошки.
Хлопают в ладоши.
Быстро шагают резвые ножки.
Идут быстрым шагом.
Солнышко скрылось, ушло на покой,
Приседают, голову закрывают руками, потом ручки под щечки.
Мы же на место сядем с тобой.
Тихо садятся на свои места.
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
Дети поднимают руки вверх.
А также порадуемся улыбчивым лицам.
Улыбаются друг другу.
И всем, кто живет на этой планете,
«Доброе утро!» скажем мы вместе.
Берутся за руки.
«Доброе утро» — маме и папе.
Выполняют махи сцепленными руками вперед-назад.
«Доброе утро!» — останется с нами.
(см. //Воспитатель № 3 – 2008 г., стр. 80-81)
Игры для создания рабочего настроя
Какой-то предмет-ручка, карандаш и т.д., превратившись в волшебную палочку , в произвольном порядке передается друг другу детьми, которые сидят полукругом (на стульчиках или ковре). Передача палочки сопровождается речью по какому-то заранее установленному правилу.
Например, передающий называет предмет , а принимающий – действие-глагол (ковер лежит). Или передающий называет «живое», а принимающий его характеристику (птичка маленькая, крокодил зеленый)
«Встать «по пальцам»
Исходное положение: все дети сидят. Воспитатель поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках, и вслух читает до трех, после чего произносит «Замри!» Детей должно встать ровно столько, сколько было показано пальцев.
Каждый из детей внутренне решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания.
Воспитатель называет по четыре слова, а дети на слух должны определить одно лишнее в четверке. Например: тюльпан, астра, бант, гвоздика. Или: самолет, вертолет, аэроплан, сорока.
(см. Библиотека воспитателя.
«Карманная энциклопедия социо – игровых
приемов обучения дошкольников», 2014 г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтере.
Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.Испокон веков в и.
из опыта работы.
С помощью этих игр можно познакомить людей между собой как малознакомом, так и сплоченном коллективе. Данные игры предназначены для праздников, дней рождений, родительских собраний, .
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающих великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испоко.
Цель: -создавать ощущение эмоционального благополучия у каждого ребёнка- вызвать интерес к восприятию звуков пения птиц, жужжания пчёл.
Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций «Утренний сбор как форма создания положительно эмоционального настроя детей».
Источник
Как научить ребёнка выражать свои эмоции
Вместе с психологом разбираемся, какие есть виды и способы выражения эмоций у детей и почему так важно обозначать эти состояния.
Полина Жданова
Координатор тьюторов и психологов в «Домашней школе Фоксфорда», магистр консультативной психологии и аспирант НИУ ВШЭ. Знает, как помочь выражать чувства и эмоции.
Для начала разберёмся с понятиями:
- эмоции — это психические реакции человека на ситуацию;
- чувства — это эмоциональные процессы, в которых отражается отношение.
Например: «Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этой собаки» — чувство, связанное с отношением к определенному объекту.
Зачастую дети не знают, как им реагировать на ситуацию или как справиться с тем потоком ощущений, что зарождается в них. Поэтому задача родителя — не подавлять чувства и эмоции чада, а научить контролю и управлению. Внимание к эмоциям ребёнка — это важнейший компонент развития эмоционального интеллекта (ЭИ).
Виды и способы выражения эмоций
Современная психология выделяет три способа выражения эмоций:
- ненастойчивый — по человеку часто невозможно догадаться об истинном состоянии;
- агрессивный — так называемое «ты-послание», когда ответственность за вызванную эмоцию перекладывается на партнёра (например, «ты просто вывел меня из себя»);
- открытый (уверенный) — наоборот, «я-послание» (например, «я огорчена, потому что есть ощущение, что ты что-то не договариваешь»).
Американский профессор психологии Роберт Плутчик в 1980 году придумал концепцию, в которой обозначил восемь основных видов эмоций (на картинке они находятся в центре) и связанные с ними производные. Он также подчеркнул, что эмоция состоит из трёх компонентов:
- возбуждение в организме человека;
- особое переживание в теле, например, дрожь;
- экспрессия, например, повышающаяся интонация.
Как ребёнок выражает свои эмоции
Эмоции бывают положительными и отрицательными. Формы выражения эмоций могут быть разными: слова, действия или внутренние переживания.
Ребёнок может плакать, когда ему дискомфортно, больно или нужна мама рядом, и улыбаться, когда он сыт и доволен. Уже начиная с этого этапа, родители могут совершить типичную ошибку — говорить ребёнку: «Не плачь», «Прекрати себя так вести», «Тише, сейчас все разбегутся». В таком случае родители как бы запрещают ребёнку чувствовать, проявлять свои эмоции. Спрятанные ощущения малыша могут найти выход в других ситуациях, например, психосоматике или агрессивном поведении с другими детьми.
Когда ребёнок взрослеет, он уже может выражать эмоции словами. Например, говорить, что ему грустно или радостно. Здесь частая проблема — это чёрно-белый мир. Ребёнок не различает оттенки эмоций, а родители не стремятся расширить его представления об этом.
В раннем возрасте дети совершенно не контролируют свои эмоции, которые ярко вспыхивают и быстро гаснут. Ко второму году жизни у детей формируется интерес друг к другу, к третьему — чувствительность к отношениям со сверстниками, к четвёртому — появляется готовность оценивать поступки. Уже к 5–6 годам эмоция регулирует действия ребёнка, а к 7 — зарождается сопереживание. А дальше ребёнок учится контролировать эмоции.
Как научить ребёнка выражать эмоции
Выслушайте
Для того, чтобы ребёнок учился выражать эмоции, очень важно дать ему возможность выразить любые, даже самые сложные чувства в безопасной обстановке без осуждения.
Признайте важность эмоций
Подчеркните, что чувствовать и эмоционировать — это нормально. «Я понимаю, что ты расстроился», «Да, это неприятная ситуация». Не обесценивайте его чувства: то, что пустяк для вас, для него — целый мир.
Создавайте словарик эмоций
Например, «Я счастлив», «Я рад», «Я расстроен», «Я злюсь». Задавайте ребёнку вопросы: «Какое у тебя сейчас настроение? Какую эмоцию испытываешь из-за этого события?».
Обозначайте свои чувства
Ребёнок учится делать то же самое, что видит в поведении родителя. Если вы выражаете свои эмоции, ребёнку будет легче этому научиться, «Я рада, что ты съел целую тарелку каши», «Я расстраиваюсь, когда ты уходишь из дома, но забываешь мне сообщить».
Ищите альтернативные варианты выражения сложных чувств
Например, ребёнок может выместить злость на подушке или нарисовать свою грусть.
Планируйте пути решения
Например, если у ребёнка случился конфликт с одноклассником, подумайте вместе, как он может поступить и как отреагировать. Ситуацию можно проиграть по ролям.
Обсудите героев
Посмотрите вместе мультики или кино, обсудите поступки героев, их мотивы, эмоции и предложите ребёнку поразмыслить, как бы он поступил в сложившейся ситуации.
Формируйте «я-позицию»
Для того, чтобы ребёнок мог выражать свои чувства и эмоции, ему нужно научиться обозначать их через «Я»: «Я огорчён», «Мне было неприятно». Так ребёнок не будет винить другого человека (например, «Ты поступил отвратительно»), а будет выражать своё отношение к произошедшему.
Запишите ребёнка на курсы
Например, в «Домашней школе Фоксфорда» наставники помогают детям развивать такой важный навык, как эмоциональный интеллект, благодаря чему ребёнок сможет лучше понимать свои и чужие эмоции и чувства.
А при таких эмоциональных трудностях в поведении, как агрессивность и плаксивость, проблемах с контролем эмоций можно пройти консультации психологов, которые помогут выявить причины эмоциональных проблем и дадут рекомендации.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Источник