Как социальный интеллект соотносится с эмоциональным

Все про социальный и эмоциональный интеллект: взаимосвязь и развитие

Все чаще можно услышать о необходимости развития у человека эмоционального и социального интеллекта.

Способность воспринимать эмоции и разрешать конфликты в социуме гармонизирует нашу жизнь, помогает достичь успеха в профессии и личной жизни.

В данной статье рассматриваются социальный и эмоциональный интеллекты, как они взаимодействуют в нашей жизни, и как могут изменяться в зависимости от гендерной принадлежности или возраста.

Что это за понятия, как влияют на компетентность суждений?

Социальный интеллект – способность понимать поведение других людей и свое собственное, умение действовать сообразно ситуации и поступать адекватно в отношении окружающих.

Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации в обществе.

Эмоциональный интеллект – способность распознавать чувственные отражения значимости внешних воздействий на человека, понимать намерения и желания окружающих, а также умение управлять собственными субъективными отношениями к различным аспектам бытия и эмоциями окружающих в целях решения поставленных задач.

Взаимодействие дошкольников и подростков с обществом

Эмоциональный интеллект тесно связан с просоциальным состоянием человека в обществе. Психологи и педагоги отмечают, что дети и подростки с высоким уровнем EQ легко адаптируются социально и эмоционально.

Способность управлять собственными внутренними ощущениями и действиями связана с окружающим обществом, поскольку:

  • повышает качество взаимодействия с окружающими;
  • мотивирует на сотрудничество с другими людьми;
  • концентрирует внимание на наиболее важных совместных действиях;
  • регулирует использование навыков социального поведения, в том числе и таких, как сдерживание импульсивности.

Люди, обладающие высоким EQ способны быстро устанавливать позитивные, дружеские отношения с окружающими.

Их популярность среди сверстников высока по сравнению с людьми с низкими показателями эмоционального интеллекта и с теми, кто показывает высокий балл по нарцисизму.

Гендерные различия у детей и взрослых

Существуют некоторые гендерные различия в этих двух видах интеллекта.

  1. Традиционное воспитание ребенка способствует развитию у девочек большей эмпатии и способности понимать чувства других людей. Мальчики лучше скрывают и подавляют свои чувства. Девочки по своему внутреннему ощущению более связаны с матерью, они учатся сопереживать, играя в куклы и «девичьи» игры.
  2. При воспитании мальчиков поощряется сдерживание чувств, их вытеснение: «Мужчины не плачут!». Мальчиков с детства подталкивают соревноваться, а не идти на компромисс. В результате, у них усваиваются такие стратегии, как соперничество, манипуляции, авторитарность.
  3. Процесс социализации у мальчиков и девочек проходит по-разному: девочки стремятся к общению, к развитию взаимоотношений и привязанности, а мальчики склонны к предвидению и контролю окружения. В процессе взросления для женщин сотрудничество в социуме становится более важным, чем для мужчин.
  4. Женский стиль сотрудничества отмечается как партнерский, а общение мужчин связано с предметной конкретикой, духом соревнования и конфликтами. Для мужчин на первом месте стоит компонента деятельности, а потом уже симпатия к сослуживцам. Мужское общение всегда эмоционально сдержано.
  5. Для представителей различных гендерных сообществ предъявляются дифференцированные нормы относительно проявления собственных чувств и эмоций. Мужчинам не свойственны такие эмоции, как отзывчивость и экспрессия, они скрывают страх, тревогу, грусть, не склонны к чрезмерному проявлению сочувствия.
  6. Согласно традиционным стереотипам мужчины должны занимать активную социальную позицию, оказывать личное влияние на других и стремиться к высоким достижениям. В результате предъявляемых к ним высоких требований, они чувствуют себя ответственными за свой социальный статус. В случае неудачи этот фактор провоцирует состояние тревожности, потерю самоуважения и интереса к жизни.
  7. Женщины могут самореализоваться в кругу семьи и близких. Даже не обладая высоким уровнем общественного влияния, они могут обладать высоким уровнем самоуважения.
  8. Некоторые дамы, при невозможности удовлетворить свои желания или в результате неудач на пути к поставленной цели, могут впадать в состояние фрустрации, проявлять агрессию и невротичность.

Возрастные изменения процессов развития личности

В современной психологии акцент в исследованиях все больше смещается в сторону социального интеллекта.

С возрастом в этом типе интеллекта происходят следующие изменения:

  1. Происходит увеличение метакогнитивных способностей, когда человек знает все о своей познавательной деятельности и умеет управлять ею.
  2. Увеличивается способность к проницательности и умению предвидеть развитие ситуации.
  3. Появляется правильная адаптивная реакция на неудачу.

Социальный интеллект может ухудшаться у некоторых людей только в позднем возрасте (после 70 лет), до этого, он только увеличивается, базируясь на предыдущем опыте.

Рассмотрим возрастные особенности развития эмоционального интеллекта на примере российских женщин.

В современном обществе им удается совмещать профессиональную деятельность и семейные обязанности, что требует от них активности, целеустремлённости, инициативности, а в быту домом приходится решать различные бытовые вопросы, и проблемы, связанные с детьми. И в этом случае никак не обойтись без таких необходимых качеств, как самоорганизация, стрессоустойчивость и эмоциональная уравновешенность.

В ходе проведенных психологических исследований EQ у женщин возрастных групп 25-35 лет и 40 -45 лет, выяснилось, что представительницы старшей группы в общем имели более высокий уровень. В этой группе были отмечены более высокие показатели эмоциональной осведомленности, эмпатии, самомотивации, они более способны управлять своими эмоциями и понимать других.

Необходимость развития

Социальный интеллект является необходимым аспектом развития личности. Взаимодействие с другими людьми не может быть успешным, если партнеры не научатся понимать свое собственное поведение и деятельность других.

Читайте также:  Диагностика эмоционально волевой сферы студентов

Высший уровень развития социального интеллекта характеризуется:

  • гуманистической направленностью;
  • носителем этой способности является социо-зрелая личность, которая обладает адекватной самооценкой;
  • у человека с высшим уровнем социального интеллекта чрезвычайно развито чувство собственного достоинства;
  • такая личность обладает высоким социальным потенциалом, который проявляется в способности позитивно влиять на окружающих.

Эмоциональный интеллект характеризуется двумя важными аспектами:

  • внутриличностный, когда человек умеет управлять собой;
  • межличностный – умение контролировать отношения с окружающими.

Характерным признаком высоко развитого EQ является доброжелательность человека. Такой человек приятен в общении, умеет избегать конфликтов, никогда сам их не провоцирует. Данная личность самодостаточна и независима, способна реалистично оценивать свои возможности.

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта являются лидерами в коллективе, способны достигать успехов в бизнесе и в карьере, они счастливы и уверены в себе.

Способность контролировать и управлять эмоциями, понимать действия окружающих вас людей и действовать адекватно обстановке чрезвычайно важна в профессиональной деятельности специалистов, которые постоянно взаимодействуют с большим количеством людей. Только обладая высокоразвитым социальным и эмоциональным интеллектом возможно стать эффективным руководителем, способным повести за собой людей, мотивировать их на достижение целей.

Если вы хотите проконсультироваться со специалистами сайта или задать свой вопрос, то вы можете сделать это совершенно бесплатно в комментариях.

А если у вас вопрос, выходящий за рамки данной темы, воспользуйтесь кнопкой Задать вопрос выше.

Источник

«Социальный интеллект и интеллект эмоциональный: общность, различие, взаимосвязь»

РЕФЕРАТ по предмету «Психология» «Социальный интеллект и интеллект эмоциональный: общность, различие, взаимосвязь»

Скачать:

Вложение Размер
referat_moy.docx 39.3 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Факультет профессиональной переподготовки

«Социальный интеллект и интеллект эмоциональный: общность, различие, взаимосвязь»

учитель МОУ СОШ № 11

Список литературы……………………………………. 15

Нередко в педагогической практике сталкиваешься с ситуацией, когда интеллектуально одаренные и развитые дети (как правило, первоклассники, но встречаются и учащиеся в других классах) не могут адаптироваться в коллективе. Они становятся предметом издевательств со стороны других детей (когда рядом нет взрослых, учителей), эмоционально «взрываются» на уроке, за что получают «заслуженную» двойку за поведение от учителя, насмешки и продолжение издевательств со стороны одноклассников. Такая ситуация не может не сказаться на учебе, психическом и физическом здоровье ребенка и его будущем. Очень многое зависит в этой ситуации от взрослых: вовремя распознать причину плохого поведения (со стороны учителя-педагога) и помочь ребенку справиться с собой и ситуацией (родители, учителя, школьный психолог).

Корень такой ситуации лежит в неразвитости социального и эмоционального интеллекта у ребенка.

Первый термин (социальный интеллект) появился в 20-х годах прошлого века (2, с. 442), второй (эмоциональный интеллект) — в 90-х годах (2, с.29).

В настоящее время проблема исследования эмоционального интеллекта привлекает к себе внимание широкого круга специалистов-психологов, в частности специалистов в области психологии одаренности и творчества. Вместе с тем, не прекращаются споры о том, является ли эмоциональный интеллект самостоятельным образованием (5, с. 29) или входит в структуру социального интеллекта, и их разделение в самостоятельные сферы не продуктивно (3, с 1).

В чем же основное различие терминов (социальный и эмоциональный интеллект)? Каковы их модели (структуры)? Что между ними общего?

Поиск ответа именно на эти вопросы и явился целью данной реферативной работы.

Ряд литературных источников указывает на некоторую особенность терминологии: «интеллект» — термин, относящийся к познавательной сфере(2, с. 439), а определения «социальный» и «эмоциональный» к сфере чувств, эмоций, восприятия. Однако, учитывая факт появления терминов на стыке наук («социальный интеллект» появился как термин на стыке общей психологии и социологии), авторы статей согласны «с данной терминологией, приняв ее как некоторую условность, вполне допустимую при создании новых терминов.» (3, с.1) Что же означают термины «социальный интеллект» и «эмоциональный интеллект»

Первым ввел термин «социальный интеллект» Е. Торндайк в1920 г. Под этим термином он понимал способность правильно понимать одним человеком других людей. В дальнейшем его идея нашла подтверждение в работе Ведека и Спирмена в 1947 г., как способность критически и правильно оценивать чувства, настроение и мотивацию поступков других людей.

В конце 50-х годов Дж. Гилфорд вывел теоретическую модель человеческого интеллекта, в которой социальный интеллект получил статус самостоятельного компонента общей когнитивной структуры. А под термином социальный интеллект стало пониматься способность к пониманию поведения окружающих людей.

Американский психолог Дэвид Векслер предложил определять социальный интеллект как приспособленность индивида к человеческому бытию. (3, с.4)

В начале нашего века к проблеме социального интеллекта обращались психологи: М.И. Бобнева, В.П. Захаров, А.С. Кондратьева, А.Г. Шмелевидр. Общим для специалистов является понимание социального интеллекта как способности усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере, формирующейся в процессе общения и социального взаимодействия.

В итоге определение «социального интеллекта» в учебнике «Общая психология» за 2006 год дается так:

«Социальный интеллект—это сложная динамическая структура в системе коммуникативного потенциала, представляющая совокупность социальных познавательных процессов регуляции межличностного общения, детерминирующая успешность социального взаимодействия, характеризующая уровень социального развития личности и формирующаяся в процессе общения.» (2, с. 459)

Идея эмоционального интеллекта возникает из понятия социального интеллекта. Предтечей «эмоционального интеллекта» послужил внутриличностный интеллект (теория множественных интеллектов Ч. Гарднера), трактуемый как «доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением» (5, с. 29)

Впервые термин «эмоциональный интеллект» в психологию вводится Д.Мэйер и П.Сэловей в 1990 г. В их понимании эмоциональный интеллект – это «способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать собственные эмоции и эмоции других» (4, с.1). В 1995 году Д. Гоулмен публикует свою книгу «Эмоциональный интеллект», он расширяет термин Д.Мэйера и П.Сэловея такими компонентами, как энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Согласно Гоулмену развитый эмоциональный интеллект «позволяет сдерживать эмоциональный порыв, угадывать сокровенные чувства другого человека и налаживать взаимоотношения — в общем, как говорил Аристотель, приобретать редкостное умение «гневаться на того, кто этого заслуживает, причем до известных пределов, в надлежащее время, с надлежащей целью и надлежащим образом» (2, с. 12). Высокая популярность книги Д. Гоулмена (и не только среди специалистов, благодаря популяризаторскому стилю изложения) привлекает внимание многих психологов к проблеме эмоционального интеллекта. В 1997 году Р. Бар-Он даёт очень широкую трактовку понятия «эмоциональный интеллект», определяя его как «все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями».

В нашей стране проблемой эмоционального интеллекта наиболее активно занимается Д.В. Люсин, предлагающий рассматривать эмоциональный интеллект как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими, при этом психолог разъясняет, что «способность к пониманию эмоций и управлению ими очень тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т. е. с интересом к внутреннему миру людей (в том числе и к своему собственному), склонностью к психологическому анализу поведения, с ценностями, приписываемыми эмоциональным переживаниям». (5, с.30)

Теоретические модели создаются для решения прикладных проблем, в психологии это в первую очередь проблемы диагностики и развития. Поэтому создаваемые авторами методики диагностики социального интеллекта и эмоционального интеллекта фактически являются отражением их теоретических моделей

До Дж. Гилфорда Социальный интеллект существует в качестве терминологического понятия. Дж. Гилфорд создает многофакторную модель человеческого интеллекта, включающую 120 способностей , 30 из которых он объединяет в группу «способность к пониманию поведение окружающих людей» (2, с. 442). Свою модель Гилфорд оставляет открытой, предполагая, что модель будет пополняться другими элементами (сейчас определено 180 элементов).

С. Космитский и О.П. Джон предложили концепцию социального интеллекта, позволяющую проводить исследования, базирующиеся на поведенческих, невербальных способах его оценки В составе модели 7 элементов, разделенных на две группы:

  1. когнитивные — оценка перспективы, понимание людей, знание специальных правил, открытость в отношениях к окружающим
  2. поведенческие — способность иметь дело с людьми, социальная приспособляемость, теплота в межличностных отношениях. (3, с.4)

К. Джонс и Дж. Д. Дэй выделяют два характерных фактора социального интеллекта и их взаимосвязь: «кристаллизованные социальные знания» (декларативные и опытные знания о хорошо знакомых социальных событиях) и «социально-когнитивная гибкость» (способность применять социальные знания при решении неизвестных проблем.

Модель Р.И. Риггио (3, с.5) предполагает пять социальных навыков: эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль, социальная выразительность и социальный контроль.

Социальный интеллект, по утверждению Ушакова Д.В.(3, с. 6), обладает рядом следующих характерных структурных особенностей:

• использованием невербальной репрезентации;

• потерей точного социального оценивания при вербализации;

• формированием в процессе социального научения;

• использованием «внутреннего» опыта»

Модель социального интеллекта по А.И. Савенкову представляется им следующим образом:

• социальные знания — знания о людях, знание специальных правил, понимание других людей;

• социальная память — память на имена, лица;

• социальная интуиция — оценка чувств, определение настроения, понимание мотивов поступков других людей, способность адекватно воспринимать наблюдаемое поведение в рамках социального контекста;

• социальное прогнозирование — формулирование планов собственных действий, отслеживание своего развития, рефлексия собственного развития и оценка неиспользованных альтернативных возможностей.

• социальная выразительность — эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль;

• сопереживание — способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого (преодолевать коммуникативный и моральный эгоцентризм);

• способность к саморегуляции — умение регулировать собственные эмоции и собственное настроение.

• социальное восприятие — умение слушать собеседника, понимание юмора;

• социальное взаимодействие — способность и готовность работать совместно, способность к коллективному взаимодействию и как к высшему типу этого взаимодействия — коллективному творчеству;

• социальная адаптация — умение объяснять и убеждать других, способность уживаться с другими людьми, открытость в отношениях с окружающими. (3, с.7)

В настоящий момент существуют два типа моделей эмоционального интеллекта: смешанные модели (где эмоциональный интеллект интерпретируется как сложное психическое образование, имеющее и когнитивную, и личностную природу) и модели способностей (где эмоциональный интеллект определяется как набор способностей).

Первая модель эмоционального интеллекта, разработанная П. Сэловей и Дж. Мэйером, была моделью способностей. Позднее к исследователям присоединяется Д. Крузо, доработанная ими модель также является моделью способностей, включающей в себя:

  1. Сознательное управление эмоциями
  2. Понимание и анализ эмоций
  3. Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности
  4. Восприятие, оценка и выражение эмоций.

К моделям способностей относится и модель Д. Гоулмана. В настоящее время она включает четыре составляющих эмоционального интеллекта – самосознание; самоконтроль; социальная чуткость; управление взаимоотношениями. Другим примером модели способностей может быть модель Холла:

  1. эмоциональная осведомленность;
  2. управление своими эмоциями;
  3. самомотивация;
  4. эмпатия;
  5. распознавание эмоций других людей. (4, с.4)

К смешанным моделям относится модель Р. Бар-Она, который в своей модели выделяет пять сфер эмоционального интеллекта:

• познание собственной личности (осведомленность о собственных эмоциях, уверенность в себе, самоуважение, самореализация, независимость);

• навыки межличностного общения (межличностные взаимоотношения, социальная ответственность, сопереживание);

• способность к адаптации (решение проблем, оценка реальности, приспособляемость);

• управление стрессовыми ситуациями (устойчивость к стрессу, импульсивность, контроль);

• преобладающее настроение (счастье, оптимизм).

Модель эмоционального интеллекта, предложенная Д.В. Люсиным, раскрывает данное им определение эмоционального интеллекта, как способности к пониманию и управлению эмоциями.

Способность к пониманию эмоций означает, что человек:

  • может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;
  • может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;
  • понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

Способность к управлению эмоциями означает, что человек:

  • может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;
  • может контролировать внешнее выражение эмоций;
  • может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.

При этом обе компоненты могут быть направлены как на собственные эмоции, так и на эмоции других людей. Также Д. Люсин выделяет три фактора, влияющие на эмоциональный интеллект:

• когнитивные способности (скорость и точность переработки эмоциональной информации);

• представления об эмоциях (как о ценностях, как о важном источнике информации о себе самом и о других людях и т.п.);

• особенности эмоциональности (эмоциональная устойчивость, эмоциональная чувствительность и т.п.).

В целом модель не может быть отнесена ни к смешанным моделям, ни к моделям способностей (по утверждению автора (4, с. 5 — 6))

Сравнивая понятийные термины «социальный интеллект» и «эмоциональный интеллект», не трудно заметить, что ряд исследователей вкладывают в понятие «социальный интеллект» элементы понятия «эмоциональный интеллект» (например: Ведек и Спирмен -«…правильно оценивать чувства и настроения..») и наоборот (например: Гоулман, вводящий в понятие «эмоциональный интеллект» компонент «социальные навыки»).

С моделями ситуация еще более противоречивая. Так модель социального интеллекта Р.И. Риггио наполовину состоит из компонент эмоционального интеллекта, А.И. Савенков рассматривает эмоциональный интеллект как составную часть социального интеллекта. А многие модели эмоционального интеллекта имеют в своей структуре компоненты, относящиеся к социальной сфере (модели Р. Бар-Она и модель Гоулмана)

Споры о том, является ли социальный интеллект автономной способностью, включен в целую систему интегративных качеств интеллектуального характера или является структурным компонентом системы интеллекта в целом, плавно перешли в споры аналогичного характера в отношении социального интеллекта и интеллекта эмоционального.

Ряд авторов утверждает, что разделение эмоционального интеллекта и интеллекта социального непродуктивно. Эмоциональный интеллект вполне можно рассматривать как элемент социального интеллекта. Другие утверждают, что эмоциональный интеллект хотя и тесно связан с социальным интеллектом, но имеет свою специфику. Поэтому эти два конструкта могут быть представлены как пересекающиеся области.

На мой взгляд, вторая группа авторов ближе к истине.

Согласно словарным данным, эмо́ции (от лат. emovere — возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Под эмоцией понимают либо внутреннее чувство человека , либо проявление этого чувства (см. невербальное общение ). Часто самые сильные, но кратковременные эмоции называют аффектом , а глубинные и устойчивые — чувствами . Эмоция — это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоциональный интеллект, выделившись из интеллекта социального, все же является самостоятельным конструктом. Достаточно пронаблюдать за новорожденными детьми: эмоциональная реакция присуща детям с рождения (плохо – плачут, комфортно – появляется полуулыбка), только с 4-ой недели жизни появляется реакция на людей – улыбка, восторг (когда ребенок начинает различать взрослых людей) или позднее смех, недовольство и другие реакции – зарождение социального интеллекта. Эмоция может быть направлена на объект, не являющийся другим человеком или человеком вообще. Таким образом, эмоциональное самовыражение (зарождение эмоционального интеллекта) появляется раньше, чем желание общения (зарождение социального интеллекта), то есть эмоциональный интеллект является самостоятельной сферой, но сильно взаимосвязанной со сферой социального интеллекта. С другой стороны социальный интеллект – это то, что присуще именно людям как существам социальным – вне человеческого общества социальный интеллект не разовьется. А любое непосредственное человеческое общение имеет эмоциональную окраску, и, следовательно, без развития эмоционального интеллекта невозможно развитие и социального интеллекта.

Таким образом, понятия социального интеллекта и интеллекта эмоционально различны, хотя и тесно взаимосвязаны между собой – невозможно развитие социального интеллекта, без развития эмоционального и наоборот.

Тем не менее, изучение обоих направлений очень важно в современной психологии и педагогике, так как результаты этих исследований будут широко использоваться в практике педагогов и психологов для воспитания одаренных и успешных в жизни людей.

  1. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. — М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009.-478 с.
  2. Общая психология: Учебник / Под ред. Тугушева Р.X. и Гар-бера Е.И. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 560с. — (Образователь-ный стандарт XXI).
  3. Савенков А.И. Концепция социального интеллекта. http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=388
  4. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера–Сэловея–Карузо (MSCEIT V2.0) [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 6(8). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 11.03.2013).
  1. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29 — 36.

Источник

Читайте также:  Как провести день с хорошим настроением
Оцените статью