Как соотносятся у канта рациональные чувственные познания

Философия И. Канта о познании и его границах. Краткий ответ

Это лишь краткий ответ на экзаменационный вопрос по философии (все вопросы).

Новое понимание соотношения чувственного и рационального

Прежде всего у Канта меняется представление о соотношении рационального и эмпирического моментов в познании. Для Декарта, Спинозы, Лейбница чувственное восприятие представало как смутное и спутанное знание, как низшая форма того, что ясно и отчетливо постигается лишь с помощью разума. Лейбниц рассматривал чувственное познание лишь как смутную стадию (перцепцию) знания рассудочного (апперцепции).

Кант же заявляет, что чувственность и рассудок имеют между собой принципиальное различие; они представляют собой 2 разных ствола процесса познания. Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты, – говорит Кант. Поэтому научное знание можно мыслить лишь как синтез этих разнородных элементов – чувственности и рассудка. Знание возникает на соединении форм чувственности и рассудка.

Как же осуществляется по Канту сам процесс познания? – Он проходит 3 ступени.

Образование восприятий

На первой, чувственной ступени упорядочивается хаос ощущений при помощи субъективных форм пространства и времени, априори (до опыта) находящихся в чувственной области сознания познающего субъекта. В результате образуются предметы чувственного восприятия, мир явлений.

Выработка понятий и суждений

На второй, рассудочной ступени многообразие чувственного материала подводится под единство понятий, или категорий, которые также содержатся в познающем сознании априори, но только в области рассудка.

При помощи категорий количества, качества, отношения, модальности и целого ряда других человек судит, высказывает определенные суждения, являющиеся элементами нашей речи.

В структуре знания Кант различал аналитические и синтетические суждения, понимая под первыми знания, которые носят поясняющий характер, а под вторыми – те знания, которые расширяют наши знания о познаваемом объекте. Согласно Канту, все опытные, эмпирические суждения синтетичны.

Разум и его метафизические претензии

  1. Наконец, третья ступень познания, которую Кант назвал разумной, характеризуется выходом познания за пределы возможного опыта, в границах которого оно находилось на предшествующих этапах. Разум, в отличие от рассудка, самонадеянно стремится к постижению сферы трансцендентного, к постижению уже не явлений, а самих вещей.

Однако разум здесь бессилен: не имея опоры в эмпирическом опыте, он прибегает к домыслам и фантазиям. Поэтому, считал Кант, необходимо признать, что действительность сама по себе – это одно, а наши знания об этой действительности, не основанные на данных наших органов чувств, – это другое. Попытка совместить их приводит к противоречиям, которые философ назвал антиномиями. Антиномии – это равнодоказательные утверждения, исключающие друг друга, но относящиеся к одному и тому же явлению. К подобным умозаключениям приходит разум, который стремится охватить мир как целое, познать сущность души и доказать или опровергнуть существование Бога.
Существует ли среди наших познавательных способностей такая, которая могла бы руководить деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели? Согласно Канту, такая способность существует, и называется она разумом. Рассудок, по Канту, всегда переходит от одного обусловленного к другому обусловленному, не имея возможности закончить этот ряд некоторым последним – безусловным, – ибо в мире опыта нет ничего безусловного. В то же время человеку свойственно стремление обрести абсолютное знание, т. е. , говоря словами Канта, получить абсолютно безусловное, из которого, как из некоей первопричины, вытекал бы весь ряд явлений и объяснялась бы сразу вся их совокупность. Такого рода безусловное предлагает нам разум в виде идей (моделей). Когда мы ищем последний безусловный источник всех явлений внутреннего чувства, мы, говорит Кант, получаем идею души, которую традиционная метафизика рассматривала как субстанцию, наделенную бессмертием и свободной волей. Стремясь подняться к последнему безусловному всех явлений внешнего мира, мы приходим к идее мира, космоса в целом. И наконец, желая постигнуть абсолютное начало всех явлений вообще – как психических, так и физических, наш разум восходит к идее Бога.

Вводя платоновское понятие идеи для обозначения высшей безусловной реальности, Кант понимает идеи разума совсем не так, как Платон. Если у Платона идеи – сверхчувственные умопостигаемые сущности, обладающие реальным бытием, то у Канта – это просто представления о цели, к которой стремится наше познание, о задаче, которую оно перед собой ставит. Идеи разума выполняют регулятивную функцию в познании, побуждая рассудок к деятельности («заводят” его), но не более того. Отказав человеку в возможности познавать предметы, не данные ему в опыте, Кант тем самым подверг критике идеализм Платона и всех тех, кто вслед за Платоном разделял убеждение в возможности внеопытного познания вещей самих по себе.

Итак, достижение последнего безусловного – это задача, к которой стремится разум. Но тут возникает неразрешимое противоречие. Чтобы у рассудка был стимул к деятельности, он, побуждаемый разумом, стремится к абсолютному знанию: но эта цель всегда остается недостижимой для него. А поэтому, стремясь к этой цели, рассудок выходит за пределы опыта; между тем лишь в этих пределах его категории имеют законное применение. В этом случае рассудок впадает в иллюзию, в заблуждение, предполагая, что с помощью категорий он в состоянии познавать внеопытные вещи сами по себе. – Эта самоуверенная иллюзия, согласно Канту, характерна для всей предшествующей философии.
Разум, по канту, есть вместилище кажимости: разум диалектически ведет все дальше от эмпирического применения категорий, являющегося границей познания. Эта естественная и неизбежная иллюзия в целом возникает благодаря деятельности разума, состоящей в том, чтобы искать условия для обусловленного и находить их в безусловном. Путь к этому состоит в выводе. В конечном счете разум всегда оперирует идеями, под которые подводятся все явления и понятия.

Читайте также:  Ценностное эмоциональное значимое знание

Главная задача трансцендентальной диалектики состоит лишь в том, чтобы вскрыть «диалектическую кажимость» «софистических выводов». В качестве трансцендентальных идей – в духе школьной философии своей эпохи – кант рассматривает душу, мир и Бога: «Следовательно, все трансцендентальные идеи можно свести к трем классам, из которых первый содержит абсолютное единство мыслящего субъекта, второй – абсолютное единство ряда условий явления, третий – абсолютное единство условий всех предметов вообще». кант старается доказать, что эти идеи, рассмотренные как объект, ведут к противоречиям. Свое доказательство он раскрывает в главах, посвященных: паралогизмам (душа), антиномиям (мир), идеалу (Бог) чистого разума.

Как возможно всеобщее и необходимое знание?

«Без сомнения, всякое наше познание начинается с опыта… Никакое познание не предшествует во времени опыту, оно всегда начинается с опыта. Но хотя всякое наше познание и начинается с опыта, отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта. Вполне возможно, что даже наше опытное знание складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша собственная познавательная способность (только побуждаемая чувственными впечатлениями) дает от себя самой, причем это добавление мы отличаем от основного чувственного материала лишь тогда, когда продолжительное упражнение обращает на него наше внимание и делает нас способными к обособлению его. Поэтому возникает вопрос: существует ли такое независимое от всех чувственных впечатлений познание? Такие знания называются априорными; их отличают от эмпирических знаний, которые имеют апостериорный источник, а именно в опыте».

Ответ на вопрос о том, какова природа научного (в данном случае это означает: истинного) знания, кроется в ответе на вопрос: как возможны синтетические суждения априори?

Систематический анализ этой проблемы в «Критике чистого разума», восходящей, по мнению И. Канта, к работам Д. Юма, который «разбудил его от догматического сна», привел к мысли, что «вещь в себе” непознаваема. Мы всегда имеем дело только с явлениями, с тем, что нам дается с помощью органов чувств, и только это можем с достоверностью познать. Вместе с тем хотя знание начинается с опыта, но оно не сводится к нему, поскольку часть наших знаний носит априорный, доопытный характер и порождается самой познавательной способностью человека. Именно априорность и трансцендентальность придают знанию всеобщий и необходимый характер.

Фундаментальной для гносеологии Канта является идея о том, что всеобщее и необходимое знание, которым так дорожит философ, не может вытекать из опыта, не может быть a posteriori (последующим по отношению к опыту), ведь опыт всегда не полон, не завершен. Напротив, оно должно быть доопытным, a priori (предшествующим опыту). Кант называет свою философию трансцендентальной (от лат. transcendere – переступать, переходить), поскольку исследует переход данных опыта в образуемую нашим сознанием систему, в результате чего существует всеобщее и необходимое знание.

Под вопросом – математика, естествознание и метафизика

Кант изучает, как возможно всеобщее и необходимое знание в сфере действия 3-х основных познавательных способностей – чувственности, рассудка и разума, т. е. в соответствующих видах научного, теоретического (чистого) знания – в математике, естествознании и метафизике.

Источник

Реферат: Как соотносятся между собой чувственное и рациональное познание Почему они вступают в конфликт

Тема контрольной работы:

Как соотносятся между собой чувственное и рациональное познание? Почему они вступают в конфликт? А какое начало — чувственное или рациональное — преобладает в Вашем способе познания?

Прежде чем ответить на вопросы, я хочу обратиться к понятиям чувственного и рационального познаний, но для начала дам определение понятия «познание».

Познание представляет собой процесс творческой деятельности человека, направленный на формирование его знания о мире, на основе которого возникают образы, идеи и мотивы дальнейшего поведения. В процессе познания действительность воспроизводится в сознании людей. В науке под познанием понимается особая деятельность, в результате которой люди приобретают знания об различных объектах, явлениях и процессах, о закономерностях их протекания.

В науке выделяют две ступени познания – чувственное, осуществляемое при помощи органов чувств, и рациональное, логическое познание, именуемое также абстрактным мышлением. Рассмотрим каждую из ступеней познания.

1. Чувственное познание.

Существуют три формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Восприятие (отражение в сознании человека предметов окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств) соответствует системе свойств предмета (например, с одной стороны, ощущение вкуса дыни, с другой – восприятие вкуса, формы, запаха, цвета дыни в их единстве). Восприятие является результатом совместной деятельности разных органов чувств. Можно выделить некоторые свойства восприятия:

1) Предметность: мы воспринимаем конкретно что-то или кого-то.

2) Целостность: образы восприятия представляют собой целостные и законченные структуры.

3) Осмысленность: предмет осознается как конкретный предмет.

4) Константность: фиксируется постоянство формы, величины, цвета предмета.

Ощущение (отражение свойств отдельных предметов) соответствуют определенным свойствам предметов. Ощущения могут существовать вне восприятия (холод, темнота), но восприятие невозможно без ощущений. Эта форма чувственного познания пред­ставляет собой части целостных восприятий. Глядя на стул, мы воспринимаем его как целостную вещь, но в то же время органы чувств дают нам информацию об отдельных свойствах стула, например, о его цвете.

Между ощущением и самим предметом существует несколько звеньев. В ре­цепторах внешние воздействия превращаются из одного вида сигнала в другой, кодируются и посредством нервных сигналов-импульсов передаются в соответствующие моз­говые центры, где перекодируются на «язык» мозга, под­вергаются дальнейшей обработке во взаимодействии с про­шлыми следами.

Ощущения могут существовать вне восприятия (холод, темнота), но восприятие не возможно без ощущений. Ощущения представляют собой части целостных восприятий. Глядя на стол, мы воспринимаем его как целостную вещь, но в то же самое время органы чувств дают нам информацию об отдельных свойствах стула, например, о его форме.

И третья форма чувственного познания – это представление. Представление – это воспроизведение тех или иных предметов или явлений в условиях отсутствия из непосредственного чувственного восприятия. Все отмеченные стороны ощущений и восприятий рас­пространяются и на представления — третью форму чувственного познания. Главное в представлении — это отсутствие непосредственной связи с отражаемым пред­метом. Имеет место оторванность от текущей ситуации, обобщенность, усредненность образа. По сравнению с вос­приятием, в представлении сглаживается уникальное, специфическое, единичное. Включаются в работу память (воспроизведение образов предметов, в данный момент не действующих на человека) и воображение.

Память и отсутствие непосредственной связи с наличной ситуацией позволяют комбинировать образы, их элемен­ты, подключать воображение. Представления позволяют выходить за пределы данного явления, формировать об­разы будущего и прошлого. Итак, представление — это воспроизведение тех или иных предметов или явлений в условиях отсутствия их непосредственного чувственного восприятия.

Роль чувственного отражения весьма важна:

• органы чувств это единственный канал, ко­торый непосредственно связывает человека с внешним миром;

• без органов чувств человек не способен ни к позна­нию, ни к мышлению;

• потеря части органов чувств осложняет познание, но не перекрывает его возможности;

• органы чувств дают тот минимум информации, кото­рый необходим для познания объектов.

Познавательные способности человека связаны, прежде всего, с органами чувств.

2. Рациональное познание.

Вторая ступень познания получила название рационального познания, или абстрактного мышления. На этой ступени мы переходим от внешних свойств предметов и явлений к внутренним, устанавливаем сущность предметов, даём их определения, делаем выводы (умозаключения) о познанном. Примером подобного вывода – умозаключения может служить высказывание: «Все люди смертны. Я человек, следовательно, и я умру, подобно всем людям». Стадиями рационального познания являются понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – это форма мышления, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в определениях; суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что – либо о познаваемом объекте. На основе понятий и суждений формируются умозаключения, представляющие собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод).

3. Соотношение чувственного и рационального познания.

Чувственное и рациональное познание две ступени познания, они не противопоставляются друг другу. Чувственное и рациональное познание находятся в по­стоянном взаимодействии, образуют неразрывное единство познавательного процесса. Рациональные формы познания невозможны без форм чувственного познания. Отсюда они черпают исходный материал. На уровне человеческого сознания чувственное позна­ние находится под воздействием рационального познания. Ощущения, восприятия, пред­ставления человека несут в себе характеристики духовно-интеллектуальной деятельности сознания.

Чувственные формы играют важную роль в познании. Через чувства человек контактирует с внешним миром, поэтому чувственное знание имеет непосредственный характер. Органы чувств человека – результат длительного исторического развития. Хотя они наследуются биологически, степень их совершенства обусловлена трудовой деятельностью человека. Человек способен значительно развить в себе тонкость и остроту чувственных ощущений. Так, художники могут различать несравненно больше оттенков цвета, чем обычный человек, профессионально не работающий с цветом.

Однако как бы не были развиты органы чувств, они всегда принципиально ограничены в различении внешней информации, что нередко давало повод скептикам усомниться в познавательных возможностях людей. Так, ухо человека способно различать звуковую информацию в ограниченном диапазоне звуковых колебаний. С помощью техники люди преодолевают биологическую ограниченность своих органов чувств.

В силу отсутствия непосредственной связи органов чувств с предметом в представлении возможны произвольные образы (русалка, кентавр). Вместе с тем, благодаря отвлеченности от предмета возможна продуктивная деятельность человека. Ему нужно было вначале представить себе топор и колесо в виде образов, прежде чем он научился изготовлять их на практике.

Все чувственные образы не существуют без человека и вне его. В этом смысле они субъективны. Вместе с тем, по своему источнику и содержанию они объективны, ибо информация, содержащаяся в указанных формах, обусловлена отражением соответствующих сторон объекта.

С помощью органов чувств человек не способен формировать образы сущности познаваемых объектов. Эту ограниченность чувства человек преодолевает с помощью рационального мышления. Рациональное познание в отличие от чувственного носит опосредованный характер. Это значит, что размышляя о предметах, человек непосредственно с ними не контактирует. Исходные сведения о предметах в рациональном мышлении доставляются человеку органами чувств, либо предшествующим рациональным познанием.

Логическое (рациональное) мышление имеет обобщенный и абстрактный характер. В мышлении человек отвлекается от многих чувственно-конкретных признаков, формирует идеи об общих и типичных свойствах предметов, создает логические абстракции (например, стоимость, энергия и т.д.). Именно с помощью логических абстракций познающий субъект способен проникнуть в сущность изучаемого объекта.

Логический образ существует в форме мысли о предмете. Различают предмет мысли (то, о чем мы мыслим), содержание мысли (то, что представляем в мысли) и форму мысли (то, как мы мыслим). Основные формы мысли: понятие, суждение, умозаключение.

Из понятий как из элементарных единиц строятся все логические рассуждения. Понятие всегда является логической абстракцией. Оно лишено чувственности. Понятие можно понять, но не почувствовать.

В научном познании понятие выступает как сущностный образ вещи. Оно не является независимым от предметного мира, но всегда в абстрактной форме выражает сущность вещей. Представление о сущности, разумеется, не тождественно обозначению предмета символом или словом. В понятийном мышлении происходит свое образное препарирование действительности с помощью абстракций: отделение необходимого от случайного, сущности от явления, содержания от формы.

С помощью суждений логическое мышление приобретает особую гибкость в познании самых разнообразных свойств внешнего мира. Если понятие отражает лишь общее в вещах, то в суждениях можно отобразить и единичные, и частные, и общие признаки. Более того, поскольку всякое суждение есть связь понятий, то в суждениях можно связывать единичное, частное и общее. Например, «галоген фтор — химический элемент». Общее (химический элемент) связано с особенным (галоген) и единичным (фтор).

На основе одних суждений, называемых обычно посылками, можно получать новое суждение, называемое выводом. Благодаря умозаключениям мыслящему человеку нет необходимости каждый раз для доказательства своих утверждений прибегать к опытным данным. Используя умозаключение, он получает некоторую независимость от опыта. Отправляясь от подтверждаемых опытом предпосылочных суждений, познающий ум может путем умозаключений делать все новые и новые утверждения о предмете, не соотнося их непосредственно с опытом.

В познании чувственно и рациональное тесно связаны друг с другом. Их единство заключается в том, что чувство у человека всегда носит осмысленный характер, а рациональное рассуждение опирается на данные опыта.

4. Конфликт чувственного и рационального познания.

Как уже неоднократно говорилось выше, в качестве ступеней рационального познания называют понятие, суждение, умозаключение; чувственного – восприятие, представление, ощущение.

Традиция противопоставления чувственного и рационального познания базируется на принципиальной разнице между ощущением и понятием. Ощущения принадлежат только конкретному субъекту и относятся лишь к отдельным свойствам объектов, они изменчивы и преходящи. – В противоположность им понятия являются общими для ряда субъектов, в них зафиксированы общие свойства предметов, в силу чего они более устойчивы и даже кажутся неизменными, поскольку заметить изменения понятий можно, лишь применяя принцип историзма и рассматривая большие промежутки времени. Резкое противопоставление чувственного и рационального привело к вопросу о том, какой из двух видов познания является достоверным. В законченном виде дилемма чувственного и рационального познания выразилась в противостоянии сенсуализма[1] и рационализма[2] Нового времени. Сенсуалисты считали, что все знание производится на основе ощущений, поэтому чувственное познание является достоверным. Рационалисты не отрицали роль ощущений в познании, но вместе :с тем полагали, что именно разум придает знанию характер всеобщности и необходимости. Поскольку разум производит знание, а не мнение, рациональное, а не чувственное познание является достоверным.

Основываясь на сенсуалистическом представлении о том, что все знание происходит из ощущений, скептики делают вывод о непознаваемости мира. Относительность чувственного знания, его принадлежность конкретному субъекту свидетельствует, с точки зрения скептицизма, о недостоверности любого познания, об отсутствии или недоступности истины как таковой.

А какое начало — чувственное или рациональное — преобладает в Вашем способе познания?

Что касается меня, на данном этапе моей жизни во мне преобладает рациональное познание.

И чувственное и рациональное познание важно для каждого человека, в том числе и для меня. Только важны они в разной степени в разный период жизни.

Я считаю, что степень использования той или иной формы познания зависит от возраста человека, его интересов, целей, образования… Когда ребенок только родился, в нем преобладает чувственное познание, он воспринимает мир с помощью органов чувств. Он еще не понимает, зачем нужен тот или иной предмет, действие. Дети в раннем возрасте воспринимают предметы по цвету, на ощупь, вкус. На основании только этих факторов они способны «понять», составить хоть какое – то представление об изучаемом объекте.

Чем старше становится ребенок, тем больше у него начинает проявляться рациональная часть познания. Он уже интересуется не только, скажем, какой изучаемый объект на ощупь, но и пытается узнать, из чего он сделан. У ребенка формируется мышление, он начинает рассуждать над какими-либо действиями. Маленький человек начинает посещать детский сад, школу, что помогает развивать рациональное мышление.

Взрослый человек в большей степени использует рациональный метод познания, так как он стремится узнать не поверхностную информацию о предмете, а гораздо глубже. С помощью чувств мы изучили очень большое количество предметов, окружающих нас, ранее, поэтому эта составляющая, изучаемых нами объектов, нам уже менее интересна.

Также, я думаю, что метод познания может зависть от образования, целей, интересов каждого индивида. Чем больше человек образован, тем больше роль рационального познания. У человека, который не стремится повысить свой уровень знаний, не занимается своим образованием, воспринимает предметы только на обывательском уровне, эму просто не интересно и не надо знать что – то большее.

Я сейчас студентка, прошла значительный этап своей жизни – школу, я повышаю уровень своего образования, продолжаю познавать себя и окружающий мир, у меня есть цели, к которым я иду, и в значительно большей степени мне помогает в этом именно рациональное познание.

1) Попов Е.В. Основы философии: Учебное пособие для вузов / Е.В.Попов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. 320 с.

2) Кишенкова О.В. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О. В. Кишенкова. – М.: Эксмо, 2009. – 592с.

3) URL: http://ru.wikipedia.org (электронный ресурс)

Название документа: Контрольная работа по социологии.doc

Имя исходного файла: Контрольная работа по социологии.doc

Тип документа: Прочее

Тип отчета: О типах отчетов Скрыть список источников

Сохраненная копия Ссылка на источник Хранилище Доля в тексте

[1] Источник 1 http://www.i-u.ru/biblio/%&Ovr0/alekseev_filosofija.zip Антиплагиат 3,99%

[2] Источник 2 http://filreferat.popal.ru/article2215.html Антиплагиат 2,15%

[3] Источник 3 http://www.vspu.ru/booksarch/galamian.zip Антиплагиат 1,79%

[4] Источник 4 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%83%. Антиплагиат 1,52%

[5] Источник 5 http://referatx.ru/open/7881/427000.html Антиплагиат 1,12%

[6] Источник 6 http://study.online.ks.ua/spargalka/files11/n_0404041.zip Антиплагиат 0,68%

[7] Источник 7 http://www.bobych.ru/lection/filosofia2/041.html Антиплагиат 0,56%

[8] Источник 8 http://www.5ballov.ru/referats/archive/18/5ballov-18098.zip Антиплагиат 0,54%

Частично оригинальные блоки: 0%

Оригинальные блоки: 88,82%

Итоговая оценка оригинальности: 88,82%

[1] Сенсуализм (от фр. sensualisme, лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения, восприятия входит представление

[2] Рационали́зм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум.

Источник

Читайте также:  Танец сладости для радости
Оцените статью
Название: Как соотносятся между собой чувственное и рациональное познание Почему они вступают в конфликт
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: реферат Добавлен 05:57:52 26 августа 2011 Похожие работы
Просмотров: 1920 Комментариев: 13 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать