Как сохранить здоровыми органы чувств памятка

Как предотвратить болезни органов дыхания?

16 июля 2012 13:49 | здоровый образ жизни

Человек получает кислород из воздуха с помощью легких непрерывно в течение всей жизни. Кислород необходим каждой клетке и всему организму для жизнедеятельности. От состояния и работы дыхательной системы и легких зависит, будет ли хватать организму кислорода. Сохранить до старости здоровье дыхательной системы вполне возможно. Для этого необходимо бережно относиться к здоровью дыхательной системы.

Дыхательная система в организме тесно связана с сердечно-сосудистой – и в анатомическом смысле и в плане функционирования. Поскольку легкие представляют собой не только систему ветвящихся трубок и их окончаний в виде пузырьков (альвеол), но и огромную сеть кровеносных сосудов, оплетающих альвеолы, то работа легких неотделима от функционирования этих сосудов и сердца. Поэтому хронические болезни легких и бронхов неизбежно отражаются на состоянии сердца, а состояния, затрудняющие работу сердца могут приводить к ухудшению работы дыхательной системы.

Болезни дыхательной системы могут быть связаны с инфекциями (грипп, ОРВИ, пневмонии, туберкулез), воспалением (хронический бронхит, обструктивная болезнь), аллергией (бронхиальная астма), раздражающими веществами и табачным дымом во вдыхаемом воздухе (профессиональные болезни легких – пневмокониозы, обструктивная болезнь).

Однако все длительно текущие (хронические) болезни легких сопровождаются одним и тем же исходом – эмфиземой и дыхательной недостаточностью, когда легочная ткань оказывается перерастянутой, а стенки альвеол (через которые происходит поступление кислорода в кровь) разрушенными, давление в легочной артерии повышается, сердце работает с повышенной нагрузкой, но организму все равно не хватает кислорода. Обычно хронические болезни легких сопровождаются кашлем или одышкой. Потом одышка усиливается, а кашель не приносит облегчения (не происходит откашливания), появляется трудное дыхание не только при нагрузке, но и в покое. Человека беспокоит постоянная слабость и усталость из-за недостатка кислорода в организме. Это состояние может только прогрессировать. Со временем больному становится только хуже. В конце концов, от недостатка кислорода и одышки он становится не в состоянии даже ходить или ухаживать за собой.

Какие причины могут способствовать развитию хронических болезней легких, которые в свою очередь могут сопровождаться таким исходом? Их несколько:

1. Курение. Всего за год в легкие курильщика попадает около килограмма табачных смол, которые разрушают альвеолы и сужают бронхи. Токсичные вещества из табачного дыма вызывают раздражение дыхательных путей, развитие хронического бронхита и повышенную восприимчивость легких к инфекциям.

2. Гиподинамия. Без достаточного количества движения, например, ежедневной ходьбы пешком, легкие постепенно теряют способность пропускать через себя объем воздуха, необходимый для нормальной жизни организма.

3. Избыточный вес. У тучных людей диафрагма смещается вверх и давит на легкие, затрудняя их работу.

4. Невнимание к своему здоровью. Не вылеченные вовремя или вылеченные неправильно острые респираторные заболевания и бронхиты приводят к тому, что инфекция перемещается в легкие и разрушает их.

5. Жизнь в мегаполисе и профессиональные вредности. Городская пыль и выхлопные газы автомобилей загрязняют легкие и не дают им полноценно работать. Тоже самое можно сказать про пыль и раздражающие вещества, с которыми человек вынужден иметь контакт в силу своей профессии.

Как сохранить здоровье дыхательной системы? Есть несколько советов, подходящих всем без исключения:

1. Отказ от курения. После того, как человек бросает курить, легкие постепенно очищаются от веществ, содержащихся в табачном дыме, и восстанавливают свои функции примерно за год. Даже у куривших много лет после отказа от вредной привычки есть шанс вернуть легким чистоту. Чем раньше бросите курить, тем выше шансы.

2. Движение. Регулярные кардионагрузки позволяют увеличить емкость легких и улучшить их функции. Бег трусцой, плавание, ролики или велосипед, или же полчаса-час ходьбы пешком в день сделают более выносливыми не только дыхательную систему, но и весь организм.

3. Снижение веса до адекватных величин. Правильное питание и регулярная физическая активность освободят от лишних килограммов тело, а легкие — от работы с перегрузкой.

4. Бережное отношение к своему здоровью. Даже банальный насморк требует грамотного лечения, иначе он может незаметно стать серьезной болезнью. Не стоит увлекаться «полезными советами» от неспециалистов и самолечением, т.к. потом запущенные болезни легких трудно лечить даже квалифицированным врачам.

Читайте также:  Какие таблетки пропить при депрессии

5. Выходные на природе. Как бы ни был велик соблазн провести выходные дни в городе, жителям мегаполиса лучше почаще бывать на природе. Всего несколько часов в лесу или у реки позволят начать свободнее дышать.

Эти советы касаются всех без исключения. Для отдельных болезней имеются свои особенности. Людям, имеющим склонность к дыхательной аллергии, для предотвращения ухудшения здоровья необходимо избегать контакта с аллергенами и лечиться у специалиста. Профессиональным группам, имеющими контакт с вредными производственными факторами, ни в коем случае не следует пренебрегать мерами индивидуальной защиты. Инфекционные болезни (грипп, туберкулез) могут быть предотвращены с помощью вакцинации (профилактических прививок).

Источник

Органы чувств: как бережно к ним относится

Органы чувств, зрения и слух являются неотъемлемой частью нервной системы. Работают как единая система. Органы чувств также называют сенсорами, они позволяют воспринимать окружающую информацию. Органы чувств через импульсы подают необходимую информацию в мозг, где уже она анализируется.

Ни одно живое существо не сможет полноценно существовать без сенсоров. Как найти еду, если ее не видеть, как отличить запах соленого от сладкого, и как понять, ощущается ли боль, если нет тактильного восприятия? Без органов чувств человек просто не сможет выжить. Именно поэтому им необходимо обеспечить должный уход.

Необходимые памятки должны быть во всех учебных заведениях, в том числе в детских садах. Ребенок с самого раннего детства должен понимать, что к своему организму нужно относиться бережно. Для начал нужно знать, что у каждого человека 5 сенсорных систем.

Органы зрения

Впервые человек получает информацию об органах чувств в начальных классах. Но родители должны самостоятельно уделить этому вопросу внимание намного раньше, чем дети начнут с этим знакомиться на уроках биологии.

С самых первых дней малыш с помощью глаз познает окружающий мир. С помощью глаз человек может читать, писать, распознавать окружающие вещи и предметы, что особенно важно для становления личности.

Вокруг находится огромное количество раздражителей, но большее внимание уделяется зрительным, поскольку около 90% информации человек получает с помощью глаз. Чтобы уберечь органы зрения, нужно следовать некоторым простым правилам:

При чтении книг и журналов позаботиться о хорошем освещении;

Отказаться от курения;

Не тереть глаза грязными руками, вытирать лицо чистым полотенцем;

Употреблять в пищу продукты, которые положительно сказываются на зрении;

У кого проблемы со зрением, нужно хорошо ухаживать за линзами и очками. Менять их также нужно вовремя;

Если специалист назначил очки, то их обязательно нужно носить;

Периодически проверяться у врача;

При продолжительном сидении за компьютером, чтении книг или просмотра телевизора нужно делать специальную гимнастику для глаз, особенно если чувствуется утомляемость;

Нельзя смотреть на яркое солнце без солнцезащитных очков;

Выдерживать необходимое расстояние от компьютера, телефона и книг. Также нельзя смотреть телевизор или в экран монитора сбоку – только прямо.

Следуя этим простым рекомендациям, то органы зрения будут здоровы.

Органы вкуса

За восприятие вкуса отвечает язык. Это подвижная мышца, которая на удивление является одной из самых сильных. Поверхность языка немного шершавая, поскольку на ней находится огромное количество мелких сосочков, с помощью которых и распознается вкус еды. Все сосочки разделяются на несколько групп в зависимости от вида: листовидные, конические и др. В зависимости от формы, каждый отвечает за конкретные функции. Чтобы уберечь орган вкуса, нужно придерживаться следующих рекомендаций:

Нельзя употреблять очень горячую еду, пить слишком горячую воду;

Перед приемом пищи обязательно мыть руки;

Не класть в рот неизвестные предметы, лекарства и растения;

Во время еды активно не разговаривать, иначе можно подавиться.

Особенно следует наблюдать за маленькими детьми, которые любят тянуть все в рот и как можно раньше отучить от этой плохой привычки. Препараты для пищеварительного тракта и обмена веществ, вы сможете купить через наш каталог.

Обоняние

За восприятие запахов отвечает нос. Именно с помощью него можно распознавать приятные ароматы. Также он может предупреждать о различных опасностях, например, утечка газа и пожар. Обонятельные рецепторы также нуждаются в правильном и должном уходе:

Не нужно вдыхать полной грудью запахи неизвестных жидкостей из бутылок и прочих емкостей. Направить запах к носу можно при помощи помахивания руки;

Для органа чувств вредной считается пыль. Поэтому в помещении, в котором вы живете, работаете или часто находитесь, нужно регулярно делать влажную уборку и хорошо проветривать;

Курение и или вдыхание дыма от сигарет негативно отражается на органах обоняния;

Читайте также:  Эмоционально экспрессивная стилистическая окраска это

При чистке ротовой полости зубной пастой, не забывать хорошо очищать язык.

Органы слуха

Органом слуха являются уши, с помощью которых мы распознаем разные звуки и можем приблизительно определять их дальность, силу. Звуки распространяются при помощи волн. Существуют некие пределы. Если звук выходит за эти пределы, то его называют ультразвуком или инфразвуком. Органы слуха нужно беречь. Для этого есть простые правила:

Нельзя слушать громко музыку, особенно в наушниках;

Запрещается, чтобы кто-то громко орал в ухо;

Чистить уши можно только ватными палочками, не стоит использовать острые предметы, иначе можно повредить барабанную перепонку;

Нужно каждый день чистить и мыть уши;

При разных болезнях или дискомфортных ощущениях сразу же обращаться к врачу.

Осязание

И последний орган – кожа, которая отвечает за тактильные восприятия. Она выполняет основную и одну из самых значимых функций – защищает организм от проявления внешних факторов, которые могут навредить. Благодаря коже человек ощущает боль, понимает, когда холодно, а когда жарко. Стоит взять во внимание несколько полезных советов, которые помогут уберечь органы осязания:

Каждый день нужно принимать душ или ванну;

Не наносить на кожу средства с подозрительным или незнакомым составом;

Носить качественную одежду из натуральных материалов;

Не допускать ожогов, перемерзания и сильных порезов;

Не нужно трогать неизвестных насекомых, растений и уличных животных.

Следуя простым правилам, человеку удастся сохранить свои органы чувств здоровыми. При любых ухудшениях, нужно сразу же обратиться к врачу и ни в коем случае не заниматься самолечением.

В нашем каталоге также продаются препараты для лечения геморроя. Вы будете приятно удивлены нашими ценами.

Все представленные на сайте материалы предназначены исключительно для образовательных целей и не предназначены для медицинских консультаций, диагностики или лечения. Администрация сайта, редакторы и авторы статей не несут ответственности за любые последствия и убытки, которые могут возникнуть при использовании материалов сайта.

Источник

Конспект урока: » Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми»
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) по теме

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией.

Скачать:

Вложение Размер
urok_Chto_nado_znat_chtoby_sohranitt_organy_chuvstv_zdorovymi.doc 55.5 КБ
test_organy_chuvstv.doc 26.5 КБ
urok_Chto_nado_znat_chtoby_sohranitt_organy_chuvstv_zdorovymi.doc 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Петрушенко Нина Анатольевна

Тема: Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми.

Цель: Вторичное осмысление учащимися уже известных знаний об органах чувств человека как необходимых звеньях связи организма с внешней средой. Провести исследование взаимосвязной работы органов чувств. Разработать памятки сохранения органов чувств здоровыми.

  • расширить и углубить знания учащихся об органах чувств и их значении для жизни человека; учить применять полученные знания на практике;
  • развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения;
  • воспитывать бережное отношение к органам чувств и уважительное отношение к людям-инвалидам

Тип урока – урок – исследование.

Методы – беседа, самонаблюдение, экспериментирование, логические рассуждения.
Форма работы – в группе и фронтальная.

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Введение в тему урока (3 мин.)

Сегодня у нас необычный урок, а урок – исследование, вы будете работать в группах и исследовать работу органов чувств, выяснять, что необходимо для того, чтобы органы чувств оставались здоровыми.

3. Актуализация знаний (3 мин.)

Учитель: С помощью теста вспомним как человек воспринимает окружающий мир.

Тест по теме: «Как человек воспринимает окружающий мир»

1.Отметьте, как называются органы зрения?

2.Органом какого чувства являются уши?

3.Как называются клетки, которые передают в мозг сигнал о запахе?

4.Органом обоняния является.

5.Что воспринимает человек с помощью языка?

В)Внешний вид предмета.

Г)Признаки предмета на ощупь.

6.Что помогает человеку осязать мир?

7.Что помогают человеку воспринять органы чувств?

Учитель: Молодцы, справились!

4. Изучение нового материала (15 мин.)

1. Учитель: Каждый из вас, сидя за партой, видит обстановку в классе, слышит мой голос, знает как писать ручкой, чувствует, удобно ли сидеть на стуле. Нервная система человека постоянно получает сигналы от внешнего мира с помощью специальных “датчиков”. Каких?

(на доске Мозг – зрение – слух – обоняние – осязание – вкус)

Всеми органами человека руководит головной мозг. Именно он является “главным начальником” в нашем организме. Определённый участок головного мозга регулирует работу того или иного органа чувств.

2. Учитель: Каждая группа сегодня активно проводит своё исследование , выявит предмет в коробке с помощью органов чувств и докажет почему так считает, а не иначе.

1-я группа — слух; 2-я — обоняние; 3-я — осязание; 4-я — вкус.

Каждая группа проводит свое исследование: «обонянию» предлагается исследовать флакончик с ваткой, смоченной в цитрусовом масле.

«Слуху» — послушать, как звучит таинственная коробка, понять, что в ней перекатывается;

«Осязанию» — на ощупь определить, что находится в непрозрачном мешке;

«Вкусу» — попробовать с помощью одноразовых соломинок апельсиновый сок из непрозрачного стакана, закрытого бумажной крышкой.

Когда все группы закончат работу, учитель помогает детям сделать выводы по плану (каждый раз просит по возможности назвать несколько вариантов ):

Что может рассказать о своём исследовании группа «слух», «обоняние», «осязание», «вкус».

1. Как звучит предмет? (Без звука.) На что похоже?
2. Какой у него запах? На что похоже?
3. Какое оно на ощупь? На что похоже?
4. Какого вкуса? На что похоже?
Учитель: «Что же лежит в коробке? Давайте спросим «зрение». А «зрением» будем мы все». Учитель достает из коробки апельсин. Спрашивает, что может «сказать зрение». (Какого цвета, какой формы предмет.) Обсуждает с детьми, какой орган оказался самым «догадливым».
Далее учитель спрашивает: «А если бы в коробке был колокольчик, то какой орган помог бы нам больше остальных?» Затем делает вывод: «И все же определеннее всего дает нам знать о мире зрение. И пословица тоже об этом говорит: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”».

А теперь послушаем представителей каждой группы, что интересного они исследовали

об осязании:
Учитель подводит итог :

«Вот так же, как и мы сейчас дружно работали, сотрудничают наши органы чувств, помогая нам жить в окружающем мире. Среди нас живут, учатся ребята и взрослые с ограниченными возможностями, у которых есть нарушения или заболевания органов чувств. Они являются инвалидами. Как нужно относиться к таким людям.

Учитель: наша обязанность бережно и уважительно относиться к таким людям, помогать им.

5. Разработка памятки «Как сохранить органы чувств здоровыми». Работа детей в группах (10мин)

Учитель: Посмотрите на картинки на доске. Какое можете предложить задание?

— Составить памятки, как сохранить органы чувств здоровыми.

– Что нужно делать, чтобы надолго сберечь своё зрение?

  • Читать и писать при хорошем освещении
  • Свет должен падать слева
  • Читать и писать на расстоянии 30-35 см
  • Нельзя читать лёжа и в транспорте
  • Телевизор смотреть 1-1,5 часа и на расстоянии 2-3 метров
  • Не сидеть долго за компьютером
  • Нельзя тереть глаза руками
  • Делать зарядку для глаз
  • Глазам нужен отдых
  • Не стесняйтесь носить очки, если это необходимо

Физминутка для глаз

– Как нужно беречь свой слух?

  • Содержать уши в чистоте
  • Нельзя ковырять острыми предметами, так как можно повредить барабанную перепонку и потерять слух
  • Сильный шум портит слух
  • Нельзя часто слушать громкую музыку в наушниках
  • Нужно давать отдых слуху, быть в тишине

– Как надо беречь свой орган вкуса?

  • После приёма пищи прополоскать рот
  • Не брать в рот острые предметы, чтобы не поранить язык
  • Нельзя есть горячую пищу, чтобы не повредить вкусовые сосочки
  • Систематически очищать язык от налёта, чтобы избежать попадания инфекции в организм

– Как сохранить обоняние?

  • Нужно беречь себя от простуды
  • Содержать нос в чистоте
  • Если есть насморк, то необходимо его лечить
  • Закаляться
  • Не засовывать в нос мелкие предметы
  • Пользоваться личным носовым платком

Как ухаживать за кожей?

  • Кожу надо содержать в чистоте
  • Мыть тело 1–2 раза в неделю с мылом и мочалкой
  • Обязательно мыть руки, лицо, шею, ноги и подмышечные впадины
  • Умываться то холодной, то горячей водой
  • Носить чистое бельё
  • Содержать в чистоте и подстригать ногти
  • Старайтесь не ранить, не обжигать, не обмораживать кожу

– Какие пословицы о здоровье человека вы помните?

  • Здоров будешь – всё добудешь.
  • Здоровье не купишь – его разум дарит.
  • Дал бы бог здоровья, а счастье найдём.
  • Не рад больной и золотой кровати.
  • Здоровье – дороже богатства…

6. Подведение итогов (2 мин.)

– Таким образом, органы чувств – связывают человека с окружающей средой. Это наши окна в мир. Они позволяют нам полноценно учиться и трудиться. Органы чувств можно развивать и тренировать. А, главное, их необходимо беречь.

7. Рефлексия (1мин)

— О чём было интересно узнать?

— Что понравилось больше всего?

— Ребята, у вас на столе лежат 3 картинки. Поднимите, пожалуйста, такую картинку, какое у вас сейчас настроение после нашего урока. Посмотрите, ребята, все ли органы чувств были задействованы на уроке. Значит, настроение после урока у вас осталось хорошее, и наш урок удался.

Источник

Читайте также:  Стивен кинг страна радости лейн харди
Оцените статью