Советы педагога-психолога воспитателям по преодолению стресса
Нелля Агапова
Советы педагога-психолога воспитателям по преодолению стресса
Причина эмоционального напряжения — неумение выплескивать негативные эмоции, избавляться от них. Постоянный психологический стресс может привести к различным невротическим расстройствам и негативным воздействиям на работу всего организма. И чтобы этого не случилось или свести к минимуму состояние внутреннего напряжения,я хотела бы Вам предложить некоторые рекомендации:
1. Выясните, что именно Вас беспокоит и задевает за живое. Расскажите о том, что Вас беспокоит близкому человеку.Это особый психологический прием: проанализировав свою проблему вслух, Вы доберетесь до корня своих проблем и найдете выход из ситуации.
2. Спланируйте свой день. Психологи заметили, что для человека, состояние которого приближается к стрессовому, время ускоряет свой бег. Поэтому он испытывает непомерную загруженность и нехватку времени.
3. Научитесь управлять своими эмоциями. Умейте быть ленивым!Недостаток многих людей в том, что они развивают бурную деятельность, но забывают отдыхать.
4. Улыбайтесь, даже если Вам не очень хочется. Смех положительно влияет на иммунную систему, активизируя Т- лимфоциты крови. В ответ на вашу улыбку, организм будет производить желаемые гормоны радости.
5. Отдыхайте вместе с семьей.
6. Физические упражнения снимают нервное напряжение.
7. Музыка — это тоже психотерапия. Слушайте спокойную музыку.
8. Чтобы предотвратить разочарование, неудачи, не надо браться за непосильные задачи.
9. Постоянно концентрируйтесь на светлых сторонах жизни и событиях — это сохранит здоровье и будет способствовать успеху.
10. Не злоупотребляйте кофе, алкоголем.
11. Ешьте мороженное — там есть компонент, который улучшает настроение. И банан — в нем есть серотонин, гормон счастья.
12. Употребляйте витамин Е. Он повышает иммунитет и устойчивость к стрессу.
13. Пройдитесь по магазинам, купите себе какую-нибудь мелочь, которая доставит удовольствие.
14. Занимайтесь спортом.
15. Как можно чаще гладьте кошку или собаку.
16. Принимайте контрастный душ.
17. Принимайте теплую ванну с приятным ароматом и пеной.
18. Самовнушение, внутренняя установка на успех.
19. Массаж активных точек.
20. Визуализация (приятное воспоминание).
21. Просто с кем-либо поговорите, отреагируйте свои мысли.
22. Скомкайте газету и выбросите. Тем самым мы избавляемся от негативного внутреннего напряжения.
23. Вдохнуть глубоко до 10 раз.
24. Погуляйте в лесу.
25. Определите негативные факторы, приводящие к возникновению у Вас стресса. Старайтесь избегать их или с помощью позитивного мышления измените свое отношение к ним.
Спасибо за внимание!
Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..
Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога» Мы часто любим в ребёнке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребёнок, а мы, потому что не сумели его научить.
Направления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога — психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.
Педагогическая песочница в работе педагога-психолога Песок — загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть.
Работа педагога-психолога с детьми старших групп Я, как педагог-психолог, провожу с детьми старших групп тренинговые групповые занятия на развитие эмоционального интеллекта. Занятия начинаются.
Советы психолога для родителей «Страх перед медицинскими процедурами» Советы психолога: Страх перед медицинскими процедурами. Знакомая картина: испуганные дети, которые стоят перед процедурным кабинетом. Малыш.
Консультация педагога-психолога «Позитивная психология» Что вы думаете о счастье? Как вы считаете, что делает нас счастливыми? Вероятно, первый ответ, который пришёл вам в голову — “деньги”. Однако.
Тренинг педагога-психолога «Мастерская креатива» Тренинг «Мастерская креатива» Цель: развитие креативности участников. Задачи: • расширить представление о понятии «креативность» как.
Советы педагога-психолога для родителей по подготовке детей к школе Уважаемые родители предлагаем вам советы по подготовке детей к школе от педагога-психолога Левченкова В. В. 1. Образовательную деятельность.
Источник
Тренинг для педагогов «Снятие психоэмоционального напряжения»
консультация на тему
Наша работа — это здорово и весело, но как и любая работа она подразумевает стрессы. Для наших педагогов ежегодно проходит тренинг по снятию психоэмоционального напряжения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_pedagogov.docx | 27.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов «Снятие психоэмоционального напряжения»
Цель: снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы.
1. Создать в группе атмосферу эмоциональной свободы и открытости, дружелюбия и доверия друг к другу.
2. Формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.
В современном мире профессия педагога становится все напряженнее, современные образовательные стандарты требуют полной отдачи на работе, а идти в «ногу со временем» все сложнее и сложнее, мир и требования в нем меняются, требуя того же от современного человека. Темп нашей жизни увеличивается и все сложнее за ним успеть. Большой отдачи требует работа, а еще семья, дети и на собственное «я» совсем не хватает времени.
Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, напряжённость, стрессы, следствием чего становится синдром «эмоционального выгорания», психосоматические заболевания.
«Правила группы»: основные принципы работы в группе.
После приветствия ведущий объясняет участникам основные принципы социально-психологического тренинга и особенности этой формы работы. Затем члены группы приступают к выработке правил работы именно своей группы. В каждой тренинговой группе могут быть свои правила, но приведенные ниже должны лежать в основе ее работы.
1. Мы – одна команда.
2. Можно говорить все, что ты думаешь.
3. Каждый имеет право на свое мнение (никто никого не перебивает, не смеется, не оценивает других).
4. При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия. Нельзя использовать высказывания типа: «Ты мне не нравишься». Следует говорить: «Мне не нравится твоя манера общения» и т.п.
5. На все возникающие вопросы даются исчерпывающие ответы, обсуждаются поступающие предложения об изменении правил или добавлении новых. Окончательно согласованные и принятые правила являются основанием для работы группы.
Упражнение: «Головной убор»
Профессия педагога – стрессогенная. Он вынужден сдерживать собственные эмоции, контролировать действия и поступки, так как должен являть собой пример для детей. Поэтому педагоги часто жалуются на головную боль. Предлагаемое упражнение поможет снять неприятные ощущения. Встаньте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на голову надет тяжелый неудобный головной убор. Снимите его и выразительно, эмоционально бросьте на пол. Потрясите головой, погладьте ее руками, резким движением «бросьте» руки вниз.
Упражнение: «Моё имя»
Попробуйте написать свое имя головой в воздухе. (Это задание повышает работоспособность мозга) .
Упражнения для снятия общего напряжения:
- Упражнение «Очки»: сотрясающими движениями указательного пальца, двигаясь по глазнице (в форме «лежачей 8»), делать точечный массаж.
- Зажмуриться и открыть глаза.
- Нахмурьтесь, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабьтесь. После этого широко зевните несколько раз.
- Расслабьте запястья и поводите ими. Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук.
- Сделайте три глубоких вдоха. Затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперед- назад и из стороны в сторону.
- Сожмите пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх, повторите три раза.
Упражнение: «Гора с плеч»
Цель: сброс мышечного напряжения в области плечевого пояса и спины, контроль за осанкой и уверенностью в себе.
Выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка. Расслабьте шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею в сторону.
Упражнение «Полное дыхание».
· Попробуйте дышать через нос так, чтобы сначала заполнялась нижняя часть легких. Этого можно достичь, надувая брюшную стенку (если вы втягиваете живот во время вдоха, тогда заполняется только верхняя часть легких). Губы приоткрыты.
· Затем заполните среднюю часть легких, расширяя нижнюю часть области ребер и грудную клетку.
· Затем заполните воздухом верхнюю часть легких, слегка приподнимая плечи и оттягивая живот.
· Выполнив плавный глубокий вдох в три этапа, задержите дыхание на несколько секунд. Затем медленно выдохните через рот, постепенно втягивая живот. Повторите упражнение несколько раз. Оно способствует быстрому обогащению кислородом всех клеток организма.
Упражнение: «Танец отдельных частей тела»
Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен
· танец кистей рук
Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.
Цель: трансформация негативных переживаний в положительные, настройка всего организма на благоприятное восприятие предстоящего события.
В течение 5-10 мин. Постарайтесь ни на что не отвлекаться «да-да-да» с различными интервалами, интонацией и громкостью.
Упражнение: «Разговор на незнакомом языке»
Цель: очищение сознания, снятие напряжения с артикуляционного аппарата.
Говорите, не задумываясь, любые пришедшие в голову бессмысленные звукосочетания, имитирующий разговорную речь.
Примечание: во время упражнения «выбалтывается» много беспокоящего вас, скрытого в подсознании.
Упражнение : «Медитативное пение»
Цель: освобождение сознания, выход негативных переживаний.
Сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза, слегка приоткройте рот и пойте «А-У-М» с разной интонацией.
Упражнение: «Звуковая гимнастика» .
Голос – драгоценный дар природы.
Профессия учителя требует умелого владения своим голосом.
Крик – естественный, природный и широко распространенный способ снятия нервного напряжения . Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах
применения : Для звуковой гимнастики характерны следующие особенности дыхания : вдох через нос (1-2 с) пауза, активный выдох через рот (2-4 с, пауза.
Вдох плавный, бесшумный, равномерный, глубокий. Выдох больше вдоха вдвое.
Звуковые упражнения нужно выполнять медленно, спокойно, без напряжения , каждый звук должен произноситься строго определенным образом, только тогда звуковая гимнастика дает лечебный результат.
спокойное, расслабленное состояние, сидя, с выпрямленной спиной.
Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим
Припеваем следующие звуки в течение 30 сек.:
А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
X — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение.
Упражнение: «Прощай, напряжение!»
Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом.
Инструкция: Сейчас мы посоревнуемся. Возьмите газетный лист, скомкайте его и вложите в это все свое напряжение. Закиньте подальше.
Цель: снятие нервно-психического напряжения, усталости.
Инструкция: Я хочу показать Вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Например, кому-нибудь из Вас может прийти в голову мысль: «Опять у меня не получилось. Я не смогу хорошо подготовить работу» Кто-то настраивает себя на то, что не выполнит хорошо работу и наделает кучу ошибок. А кто-то может сказать себе: «Я не такой умный как другие. Что мне зря стараться?».
Встаньте так, чтобы у вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с Вас, как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носка до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если Вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки….
Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется Ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с Вас спадает и Вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились
Универсальное упражнение. Сложите руки «замком» перед собой и хорошенько потянитесь. Бодрость духа обеспечена. Улыбнитесь.
Улыбка передает нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат — чувство радости или расслабления. Попробуйте улыбнуться и удержать улыбку 10—15 секунд. А если вы не уверены в себе, то постоянно делайте вид уверенного человека. Если вы горбитесь — выпрямитесь, контролируйте свой голос, чтобы он не дрожал. Вы можете говорить себе: «Я должен быть уверенным в себе. Я буду выглядеть уверенным в себе человеком».
Упражнение: «Избавление от тревог» (зрительная техника):
Расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день… Небо озарено радугой и частица этого сияния принадлежит вам…Оно ярче тысяч солнц… Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно!
Упражнение: «Поймай хвост дракона»
Цель: способствовать позитивным взаимоотношениям между членами группы, сплочение участников группы.
Педагоги выстраиваются в колонну, каждый держит впередистоящего за пояс. Они изображают дракона. Первый в колонне — это голова дракона, последний — хвост. По команде ведущего дракон начинает двигаться. Задача головы — поймать хвост. А задача хвоста — убежать от головы. Туловище дракона не должно разрываться, т. е. играющие не имеют права отцеплять руки. После поимки хвоста можно выбрать новую голову и новый хвост.
Участники садятся в круг.
«Ведущий раздаёт участникам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой написано “слон”, знайте, что у кого, то есть карточка, на которой также написано “cлон”» .
Ведущий раздаёт карточки (если в группе не четное количество участников, тренер тоже принимает участие в упражнении) .
«Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно воспользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ни чего говорить и издавать характерные звуки. “вашего животного”. Другими словами, всё, что мы будем делать, мы будем делать молча.
Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности, вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы.
Материалы: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.
Инструкция. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы.
Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал.
Рефлексия. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему. Педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.
Способы избавления от эмоционального напряжения:
1 способ – сесть на психологическую диету
- Начните меняться! (Берёте своё состояние и пытаетесь изменить себя или свое отношение к ситуациям/проблемам) .
- Выработайте собственную стратегию (тренинговые упражнения, релаксация) .
- Каждое утро вспоминайте, что-то радостное и позитивное.
- Немедленно выделите пространство для себя (примерно один час в день) . Найдите альтернативное хобби (вязание, шитьё, можно покапаться в огороде) или настольные игры (карты лото) .
- Создайте список доступных Вам удовольствий (должен превышать 10пунктов) .
- Перед сном производите очистку фильтра (всегда помните то, что на работе, это на работе, а дома, это дома. Дома мы жёны, мамы, бабушки!) .
2 способ — делать упражнения.
- Идя на работу или же ещё куда-то нужно набрать в левый карман пуговиц, бусинок или орехов и каждый раз перекладывая из левого кармана в правый повторять в мыслях хорошие слова или что-то позитивное пока не закончатся все бусинки. Это упражнение надо проделывать каждый день. Перекладывая бусинки или пуговицы—это автоматически будите видеть только хорошее. Это упражнение необходимо делать около 3-х месяцев.
- Массируйте точки для снятия напряжения:
- Указательным пальцем помассировать между носом и верхней губой 10 раз.
- Подбородок помассировать указательным пальцем
- Где шея помассировать.
- Руки потереть умывание и сброс.
- Массировать пальцы на левой руке.
- Нажать на большой и указательный палец.
Наш тренинг подошел к концу. Я надеюсь, что эти способы самоконтроля и улучшения настроения вы будете вспоминать и дома, и на работе и не забывать, что в домашних условиях для снятия стресса и всего негативного можно так же использовать: дыхательную гимнастику, ароматерапию, кинотерапию, музыкотерапию, медитацию, а снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.
Не забывайте: работа — всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой. Всем спасибо за участие.
Источник