Как снять эмоциональный зажим у ребенка

Снятие психологических зажимов у детей

а) Игра, направленная на снятие психологических зажимов и на повышение самооценки.

Игра «Кораблекрушение».

Психолог:
«Все участницы делятся по номерам: первые и вторые. Первые номера исполняют роль матерей. Вторые – их детей. Представьте, что все вы вместе плывёте на комфортабельном теплоходе. Мамы с детьми займите исходные позиции (участницы группируются), а теперь прогуливайтесь по палубе теплохода (может звучать приятная музыка)».

Вдруг психолог резко меняет голос: «С нами произошло несчастье! О ужас! Мы тонем! Что нам делать? (обращается к родительницам) – Да делайте же что-нибудь!»

Психолог наблюдает за действиями участниц группы и отмечает внутренне тех, кто не растерялся и предпринял решительные шаги для своего спасения и спасения своего ребёнка.

б) упражнение на развитие телесного контакта.

«Передача чувств прикосновениями».

Психолог предлагает одной из участниц стать в центр группового круга и закрыть глаза. Все остальные участницы должны к ней подойти по очереди и передать с помощью прикосновений одно из четырёх чувств: страх, радость, любопытство, печаль. О том, какое именно чувство ему будет передано, участницы сговариваются в тайне от водящего. Задача водящего – определить по прикосновениям, какое чувство ему передавалось.

2. Основная часть

Цель: оптимизация супружеских и внутрисемейных отношений, коррекция взаимоотношений между матерью и ребёнком.

Психолог читает стихотворение М.Борисовой «Уходят не тогда, когда уходят…»:

Уходят не тогда, когда уходят.
Совсем иначе это происходит.
Каким-то утром, праздничным ли будним,
Он встанет и умыться не забудет.
И зубы жёсткой щёткою почистит,
И выключатель сломанный починит.
За завтраком газету почитает,
Прикинет, как идёт футбольный счёт.
И вдруг увидит: женщина чужая
Тарелку держит: «Положить ещё?»
А дальше всё останется, как было:
Не вспыхнет стол малиновым огнём,
И в ванной не окаменеет мыло,
«Семейное» — написано на нём.
И станут годы скатываться в забыть.
Покой, густея, зацветёт в дому,
А женщина начнёт всё время зябнуть,
Сама не понимая, почему.
И муж непьющий, и достаток нажит,
А всё как бы в предчувствии дождя…
А это он ушёл. Ушёл однажды.
И двери не захлопнул, уходя.

Психолог предлагает участницам для обсуждения вопросы:

  • Что вы понимаете под супружескими отношениями?
  • Влияют ли на воспитание ребёнка отношения между его родителями? Если да, то каким образом?
  • Что на ваш взгляд составляет фундамент семейных отношений?

Участницы обсуждают характеристики, определяющие гармоничность супружеских отношений: любовь, доверительность (открытость), конструктивный и рефлексивный характер их общения, умение реагировать на эмоциональное состояние друг друга (эмпатия), супружеская совместимость (гармоничное сочетание различий личностных качеств супругов и сходства приобретённых в их совместной жизни).

Родительницам предлагается «сконструировать» из названных характеристик «Дом счастливого супружества». Можно сопровождать выбор характеристик наводящими вопросами, суждениями. Например: «Что может составить «фундамент» благополучного супружества? (любовь)»;«Какая из характеристик супружеского общения иллюстрирует, на ваш взгляд, его открытый, искренний характер? (доверительность)»; «Современные исследователи семьи утверждают, что сильная любовь делает брак менее стабильным, так как провоцирует завышенные взаимные требования супругов, чрезмерные ожидания, боязнь потерять любовь. Согласны ли вы с этим?»; «Что может быть гарантом супружеской гармоничности? (супружеская совместимость)»;

«Социолог Я.Н. Соловьёв утверждает, что «супружеская уступчивость не беспринципность, а высший принцип». С какой характеристикой супружеского общения можно соотнести это высказывание? (конструктивность). Аргументируйте свой выбор»; «Бывают ли такие ситуации, когда вы ловите себя на мысли: «Это он специально делает так, чтобы позлить меня». Часто ли вы используете фразы, как: «Это всё из-за тебя», «Посмотри, что ты наделал», «Это ты меня втянул» и т. п. Эти фразы-манипуляции как бы позволяют уйти от ответственности, возложив её на другого, и оправдать своё поведение».

Психолог просит родительниц найти оптимальный способ поведения в следующих ситуациях:

  • Муж уже много раз обещал сделать кое-что по дому, но ничего не сделал. Вы…
  • Муж давно просил зашить ему брюки. Сегодня он хотел надеть их, но они оказались незашитыми. Он высказывает своё недовольство, хотя знает, что вы были заняты Вы…
  • Приятель мужа позвонил и попросил вас передать кое-что мужу, как только тот вернётся домой. У вас было много дел и вы вспомнили об этом только поздно вечером. Муж был очень недоволен и резко сказал, что ваша необязательность уже не в первый раз ставит его в неловкое положение. Вы…

Психолог предлагает родительницам высказать своё согласие (несогласие) с мнением психолога А.Варги о том, что «сценарий будущей семейной жизни наших детей начинает закладываться в родительской семье характером супружеских отношений отца и матери».

Читайте также:  Надоело подстраиваться под настроение мужа

Психолог знакомит участниц с результатами тестирования детей психологом (тест «Грустная мама») с целью изучения особенностей восприятия и интерпретации ими отношений между родителями. По желанию участниц психолог может индивидуально ознакомить с результатами тестирования их ребёнка.

Осуществляется по той же схеме.

Цель: формирование позитивных установок и образов, вызывающие положительное, оптимистичное ощущение и настроение.
Тема: «Зимняя дорога». Музыкальное сопровождение: Г.Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.
Психолог:

«Закрыли глаза…Расслабились…Перед вами дальняя дорога. Морозное утро. На солнце серебрится снег. По широкому белоснежному полю бежит тройка. Под полозьями саней скрипит снег. Лёгкий морозец румянит ваши щёки. Сани подпрыгивают на ухабах. Вам легко и привольно. Вдали темнеет лес. Вам свободно дышится. Родная природа радует глаз и вашу душу. Душа, как и тройка, как бы становится крылатой: летит и летит по блестящему и серебристому ковру. Где-то в выси голубизна неба. Привольно, просторно, спокойно. Только снег скрипит под полозьями саней. Позади остались тревоги и заботы. Не будем думать о том, что осталось позади. Главное – что теперь и что будет. Теперь вам очень хорошо. А тройка мчится вперёд…

Глубоко вздохните…Откройте глаза».

После проведения музыкальной релаксации психолог задаёт следующие вопросы каждой из родительниц:
Смогли ли вы отключиться от реальных проблем. На какое время?
Смогли ли отдохнуть во время релаксации?
Возник ли в вашем сознании предлагаемый психологом образ?
Какие другие образы возникли во время релаксации?
Какой характер этих образов: положительный или отрицательный?

5. Подведение итогов занятия

Домашнее задание: запишите те слова, которыми вы поддерживаете сами себя, проговариваете их в трудные минуты вашей жизни.
Прощание.

Источник

Как снять эмоциональный зажим у ребенка

Каждому современному педагогу, которому часто в практике приходится сталкиваться с учащимися, переживающими “трудные времена” (определенные неблагоприятные жизненные условия) или состояние острого горя, наступающего после значимой потери, и каждому родителю необходимо научиться определять наличие симптомов стрессового состояния у детей и овладеть набором специальных приемов и технологий для работы с такими детьми.

Стресс сопровождает человека всю его жизнь

Знаменитый Ганс Селье, канадский биолог и врач, создатель учения о стрессе, говорил: «Полная свобода от стресса означает смерть». Он не считал стресс вредным, а рассматривал его как реакцию, помогающую организму выжить.

Ганс Селье разделял стресс на эвстресс и дистресс. Эвстресс характеризуется положительным влиянием на деятельность человека. Дистресс («distress», англ.— горе, нужда, страдание, недомогание, истощение), напротив производит разрушительные действия в организме человека. Дистресс тоже может повышать адаптационные возможности человека, но все же тормозит его развитие, приводит к истощению сил.

Психологическим стрессом называют состояние повышенного эмоционального напряжения. Возникает оно у человека в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

Стресс приводит к разнообразным изменениям в организме, личности и ее отношениях с окружающим миром.

Разные стрессоры, активизируя гормональные системы, приводят к разным типам заболеваний. В медицине различают понятия активный стресс и пассивный стресс. При активном стрессе чаще наблюдаются явления сердечной недостаточности, при пассивном — заболевания, связанные со сбоями в иммунной системе.

Адаптационные возможности человека достаточно велики, поэтому многие незначительные отклонения, возникающие в деятельности организма под влиянием стрессовых ситуаций, легко обратимы.

Но в ситуациях длительного нервного напряжения могут развиться такие болезни, как гипертония, сердечная недостаточность, диабет, язва желудка и др. Отрицательные состояния возникают в том случае, когда нагрузка превышает устойчивость человека к неблагоприятным воздействиям. Небольшой стресс не оказывает разрушительного влияния на здоровье человека и часто мобилизует его резервные и творческие возможности, способствуя соматическому, психическому и личностному развитию.

Какие ситуации вызывают у ребенка стресс?

– Любые значительные, но естественные перемены в жизни ребенка. Например, поступление в детский сад или школу, появление младшего братика или сестренки, переезд, смена школы, развод или повторный брак родителей. Разумеется, разными детьми одна и та же ситуация может восприниматься по-разному.

Читайте также:  Как разобраться с чувством вины

– Кризисные ситуации (совершенное над ребенком или на его глазах насилие, попадание в зону военного конфликта, акты терроризма, стихийное бедствие, лишившее семью дома или имущества, несчастный случай, болезнь или утрата близкого человека и т.д.). Важно помнить: для ребенка психотравмирующей ситуацией может оказаться незначительное с точки зрения взрослого событие – например, смерть любимого хомячка.

– Обычные жизненные ситуации, связанные с неизвестностью, или отрывом от семьи, или болью. Например, первая поездка в летний лагерь, посещение стоматолога или назначенные врачебные процедуры (уколы, зондирование желудка и др.), обследование в больнице, предстоящая операция. Радостные события так же могут послужить источником стресса. Например, предстоящее свидание или посещение гостей.

– Интенсивные умственные и эмоциональные нагрузки: школьные перегрузки, контрольные, экзамены, тесты, ситуации постоянного соперничества, конкуренции с другими детьми, информационные перегрузки (телевидение, Интернет).

– Неблагополучная обстановка в семье (ссоры родителей, нарушенные отношения самого ребенка с родителями или другими членами семьи), напряженные отношения с одноклассниками, конфликты с учителями.

У взрослого человека рано или поздно складываются свои способы реагирования на конфликты, свои способы борьбы с психическим напряжением. У ребенка такая защита от стресса еще не выработалась.

Основные признаки стрессового состояния у детей

1. Настроение ребенка часто меняется или у него преобладает устойчивое отрицательное настроение.

2. Сон ребенка становится плохим, он с трудом засыпает и очень беспокойно спит.

3. Ребенок быстро устает после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.

4. Ребенок становится беспричинно обидчив, может легко расплакаться по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.

5. Ребенок проявляет признаки дискомфортного психологического состояния: он рассеян, забывчив, беспокойно непоседлив, у него отсутствует уверенность в себе, своих силах.

6. У ребенка состояние психологического стресса может проявляться в ненаблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Он перестает участвовать в играх сверстников, у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

7. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Или у него отмечается стойкая потеря аппетита.

8. Признаками стрессового состояния у ребенка являются также не наблюдавшиеся ранее покашливания, дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.

9. Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.

10. О неблагополучии психоэмоционального состояния ребенка говорят такие признаки, как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность.

Все вышеперечисленные признаки могут свидетельствовать о наличии у ребенка стрессового состояния лишь в том случае, если они не наблюдались ранее. Необходимо также отметить тот факт, что не все эти признаки могут быть выражены явно. Но беспокоиться взрослым нужно начинать уже тогда, когда были замечены некоторые из них.

Наличие вышеуказанных симптомов говорит о появлении психосоматических расстройств, которые отражаются и на самочувствии, и на поведении ребенка. Игнорирование их может привести не только к стойким нарушениям в здоровье ребенка, но и отразиться на формировании его личностных качеств.

Психоэмоциональное напряжение лишает ребенка естественного для его возраста состояния непосредственной радости и может привести к развитию неврозов. При неврозе ухудшается управление функциями организма. Поэтому дети не просто становятся раздражительными и обидчивыми, они начинают жаловаться на частые головные боли или расстройства работы органов пищеварения, у них может нарушаться ритм сердечной деятельности, отмечаться повышение артериального давления.

В каких случаях ребенку может потребоваться профессиональная помощь?

– если ребенок в течение длительного периода времени не способен полностью управлять своим поведением (он агрессивен, не способен контролировать свои поступки и выражения, вспыльчив, излишне обидчив, плаксив и т.д.);

– если у него наблюдается полное отсутствие проявления чувств (ребенок стал вялым, безразличным ко всему, потерял интерес к занятиям, которые его раньше увлекали и т.д.);

– если ребенок проявляет стойкую потерю аппетита или у него появилась бессонница в течение длительного периода времени;

Читайте также:  Как понять что твои чувства угасают

– если у ребенка появились сильные страхи;

– если у ребенка слишком затянулся процесс переживания острого горя, он не может вернуться к привычному течению жизни, перестроиться к произошедшим с ним изменениям.

Основные средства профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей

1. Взрослым нужно научиться распознавать наличие у ребенка признаков эмоционального неблагополучия, постараться услышать, как ребенок сигналит о своем перенапряжении, не игнорировать неблагоприятные симптомы, ожидая, что все пройдет само собой.

2. Каждый ребенок имеет определенный лимит физических и психических возможностей. Обязательно нужно изучить особенности конкретного ребенка и беречь его от непосильных нагрузок, умело распределяя и грамотно совмещая их с периодами отдыха для восстановления сил.

3. От стрессовых ситуаций ребенка оградить невозможно. Нужно развивать у него навыки стрессоустойчивости и оказывать ему необходимую поддержку.

Для этого, в первую очередь, нужно научить ребенка не терять оптимистического подхода к жизни ни при каких обстоятельствах. «Прорвемся!», «Нет худа без добра!», «Ну разве это такая большая проблема?» – такие фразы должны прочно войти в лексику ребенка, стать его жизненным кредо. Юмор и вера в свои силы – один из лучших способов профилактики и снятия стрессового напряжения в любом возрасте и у любых людей.

Можно научить ребенка смотреть на трудности в жизни с разных позиций: как бы отреагировал на это любимый герой книги или кино, Мудрец или Супермен. Ребенок должен понять и всегда помнить о том, что встречающиеся в его жизни трудности и проблемы преходящи и обязательно разрешатся, каждая проблема имеет несколько вариантов разрешения, а с ним рядом постоянно есть близкие люди, в любой момент готовые помочь и поддержать его.

4. Как правило, для того, чтобы выйти из состояния стресса, ребенок старается израсходовать избыток выделившихся гормонов, которые обусловили раздражение. Одни дети для этого будут колотить игрушки или посуду, другие – кого-нибудь из окружающих, третьи – бегать, суетиться, кричать или слушать громкую музыку. Иногда дети начинают что-нибудь жевать, часто не чувствуя при этом вкуса пищи.

Не одергивайте ребенка, под страхом наказания заставляя его успокоиться. Такой способ взаимодействия с ним вызовет только дополнительное напряжение. Найдите полезный выход для накопившейся энергии ребенка с использованием физической силы по дому, в классе или на открытом воздухе. Пусть ребенок обязательно занимается активным спортом и почаще играет в подвижные игры с другими детьми.

5. Риск возникновения стрессового состояния особенно велик в детстве при нарушении при нарушении условий для нормального физического развития. Наукой давно доказана взаимообусловленность физического и психического состояния человека. Ощущение здоровья, своих физических возможностей и телесного благополучия способствует устойчивому чувству внутреннего комфорта.

Ребенку нужно обеспечить максимально комфортные условия труда и отдыха: длительный сон в хорошо проветриваемом помещении, правильно подобранный рацион питания, грамотно распределенные физические и интеллектуальные нагрузки согласно индивидуальным особенностям ребенка. Обязательным условием для оптимально благоприятного развития ребенка должно быть соблюдение специально разработанного для него режима дня.

6. Научите ребенка навыкам мышечного расслабления, приемам ауторелаксации, дыхательным упражнениям, вызыванию позитивных зрительных образов и др. Их можно найти в популярной литературе. Расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению дыхания.

Надежные способы снятия стрессового напряжения у большинства людей индивидуальны. Для одних это физическая нагрузка, для других – общение с природой, с близкими по духу людьми или искусством, кто-то наслаждается одиночеством или медитирует.

Помогите ребенку найти свои, индивидуальные способы избавления от чрезмерного эмоционального напряжения.

7. В кризисных ситуациях не пренебрегайте квалифицированной помощью специалистов. В Санкт-Петербурге существуют специальные службы помощи детям и подросткам, телефоны доверия, психологические консультации и другие виды помощи детям и взрослым.

В нашем Центре вам и вашим детям может быть оказана высококвалифицированная помощь в виде психологических консультаций, дифференциальной диагностики для определения актуального психического состояния и поиска наиболее эффективных способов разрешения сложившейся ситуации, проводятся занятия по индивидуальной или групповой психокоррекции наблюдаемых трудностей у детей.

Педагог-психолог высшей квалификационной категории
Гюнинен Оксана Владимировна

Источник

Оцените статью