- Переезд и смена школы: как минимизировать стресс и помочь ребенку адаптироваться
- Советы родителям
- 6 советов, когда нужно менять школу и почему это совсем не страшно, а иногда даже полезно
- Когда школу нужно менять
- Чего чаще всего боятся (напрасно) родители, когда думают о смене школы
- Чем помочь своему ребёнку, когда он перешёл (или собирается перейти) в новую школу
- Хотим перевести ребенка в другую школу: как это сделать «без травм»?
- Дело непростое
- Как смягчить переход
- Началась учеба
Переезд и смена школы: как минимизировать стресс и помочь ребенку адаптироваться
Переезд — непростое испытание для любого человека, и когда на него решаются семейные люди, то дети неизбежно следуют за родителями, покидая дом, к которому привыкли, расставаясь с друзьями и одноклассниками. Для них это— стрессовый период. Как же помочь юным переселенцам адаптироваться к новым условиям?
Для ребенка очень важна внешняя стабильность: многие родители замечают, как нужен детям ежедневный ритуал, как успокаивает их привычная обстановка. Новое место, даже более комфортное, невольно нарушает внутреннее равновесие, требует освоения и привыкания.
Детская реакция на изменения зависит от личностных особенностей. Как правило, интеллектуально и эмоционально развитые дети труднее переживают потерю стабильности. Тревоги, капризы и страхи могут стать реакцией на эти изменения.
В связи с этим необходимо максимально приблизить новое жилище к привычной ребенку обстановке, постепенно адаптируя ее к новым потребностям.
Советы родителям
1. Не отзывайтесь при ребенке плохо о новой школе и учителях. Не сравнивайте учебные заведения. Не говорите, что вас что-то настораживает или смущает — это поубавит в нем уверенности. Говорите с детьми о новых возможностях, связанных с переездом и новой школой.
2. Дайте понять, что обсудите любую проблему, возникшую в новой школе. Для того, чтобы ребенок делился своими переживаниями, необходимо создать атмосферу доверия в семье, свести к минимуму конфликты и ссоры. Обнимайте ребенка, устраивайте семейные пикники, радуйте его развлечениями или вкусностями «просто так». Положительные эмоции, поддержка родителей придадут уверенности в себе.
3. Придите в школу до начала занятий, познакомьтесь с учителем, выразите готовность участвовать в жизни класса, оказывать посильную помощь в организации мероприятий, экскурсий. Ненавязчиво расскажите об особенностях вашего ребенка, «подайте» его в выгодном свете. Доброжелательное отношение педагога – мощное подспорье в деле адаптации ребенка.
4. Не акцентируйте внимание на успеваемости первое время после переезда, не требуйте от ребенка прежних результатов в учебе. Расспрашивайте об одноклассниках, учителях, кто ему симпатичен и почему, а кого он недолюбливает. Что интересного, смешного, необычного произошло за день.
5. Помните мультфильм «Головоломка»? Позвольте ребенку погрустить, поплакать о покинутом доме и друзьях. Видеть его расстроенным тяжело, но проявлять отрицательные эмоции необходимо, чтобы справиться со стрессом.
6. Поговорите с родителями, у которых есть опыт перевода ребенка в другую школу, попросите поделиться лайфхаками. Не держите большую дистанцию с другими мамами и папами — это может негативно сказаться на ребенке.
7. Приложите все усилия, чтобы школьник «вписался» по внешнему виду: фирменные кроссовки или модная модель телефона повысят его рейтинг среди одноклассников.
Середина учебного года — самый неблагоприятный период для смены школы, так как ребенок часто вынужден адаптироваться не только к коллективу, но и к программе и требованиям. Этот период сложен независимо от возраста, особенно если ваш ребенок ощущал себя счастливым в прежней школе, был лидером и имел много друзей.
Источник
6 советов, когда нужно менять школу и почему это совсем не страшно, а иногда даже полезно
Смена школы — серьёзное решение. И очень часто стресс для ребёнка. Все боятся изменений. Даже если школа совсем не устраивает — ни ребёнка, ни вас, мы всё равно не решаемся её сменить и боимся, что ребёнку станет только хуже. Но иногда менять школу действительно нужно, а страхи напрасны. О том, когда стоит задуматься о другой школе, — психолог Ирина Беляева.
Родители пытаются найти «свою» школу. Чтобы место, где проводишь большую часть времени 11 лет, было комфортным, делало ребёнка умнее и счастливее. Если ребёнок в школе несчастлив, если там откровенно скучно или школа вообще стала просто опасным для жизни и здоровья местом. Что тогда? Тогда школу можно и нужно менять.
Самое опасное думать, что «ненавидеть школу — нормально», «дети и учителя везде одинаковы» или «всё это нужно пережить». Опасно, потому что нет ничего, что человек «просто переживает». Из опыта детства формируется наша личность, наш характер и наше будущее. И оставляя ребёнка в ненавистном ему месте, вы вряд ли «закалите его характер». Скорее, наоборот: научите покорности и неуверенности в себе. Да, мы с вами как-то выросли, но у наших родителей зачастую просто было не из чего выбирать.
Конечно, не стоит бежать забирать документы, как только ребёнок громко объявил о своей ненависти к школе. Возможно, сегодня просто неудачный день. Или двойка. Или ещё что-то. Но в некоторых случаях о смене школы стоит задуматься. И не только когда вы переехали в отдалённый район и ребёнку приходится полтора часа добираться на электричке до школы.
Когда школу нужно менять
1. Ребёнок вообще ничем не интересуется
Ничем не увлекается, совсем перестал играть (а в младшем школьном возрасте — это очень важно), отказывается от новых впечатлений (поездок, походов, игр), замыкается в себе, жалуется на головную боль. Тут нужно поговорить с учителем, а иногда и с психологом, чтобы понять, насколько школьная программа, обстановка или коллектив подходят вашему ребёнку. На этом пункте многие родители наверняка скажут: «Скучно, ничего не интересно — точно про моего!». Но не спешите с выводами. Возможно, ребёнку не интересно то, что кажется важным именно вам, зато есть море других «неважных» увлечений (по вашему мнению).
2. Ему всё легко даётся, а на уроках он откровенно скучает
Ваш сын или дочь — отличник, у него всё получается, его любят учителя, всё делается одной левой. Можно просто порадоваться, но иногда стоит спросить себя и ребёнка: а есть ли в учёбе хоть какой-то вызов, может ли ваш ребёнок реализовать в этой школе свой потенциал? Всё-таки развитие происходит на грани того, что мы умеем и не умеем. Возможно, стоит найти школу подходящего уровня. Но не раньше средней школы. В начальной школе детям важно чувствовать себя компетентными и не испытывать стресс из-за оценок.
3. Методы преподавания учителя (иногда жёсткие) не подходят ребёнку
Некоторым детям тяжело учиться у педагога с жёстким стилем работы. Чувствительные дети начинают тревожиться, а это только тормозит обучение. Кажется, что ответственным детям только помогает излишняя строгость: они вскакивают по ночам, вспомнив, что не сделали домашнее задание, и переживают из-за школьных обязанностей. При этом теряют всякий интерес (ведь мотивация одна — избежать негатива) и зарабатывают невроз, бессонницу и стойкое неприятие учёбы. В основе интеллектуального развития должны лежать психологическая безопасность и доверие, а не замечания в дневнике и вызовы к директору.
4. В школе слишком сложно учиться. И ребёнок чувствует себя неудачником
Трудная программа, неподходящий профиль обучения (ребёнок силён в языках, а вы его отдали в математическую школу), ему интереснее то, что преподают за пределами школы (спорт, искусство). Если человек постоянно думает, что у него что-то не получается или получается хуже, чем у всех, формируется выученная беспомощность. В какой-то момент мы просто говорим себе: «Мне не дано, я не буду и пробовать».
5. Над ребёнком все смеются и даже издеваются
Издевательства, унижения, высмеивания — прямая угроза для психики детей. Причём не только тех, кто был жертвой, но и тех, кто был свидетелем или инициатором. При малейших признаках буллинга (бойкот, обзывательства) — нужно вмешаться. Вы же не будете смотреть, как ребёнок перебегает автостраду в надежде, что «как-нибудь обойдётся». А если нет?
6 важных фактов о травле в школе, которые лучше знать родителям
Если кажется, что учителя или администрация школы не относятся к проблеме серьёзно, а ребёнок страдает — срочно забирайте его из школы. Главное, не думать, что в других школах будет точно так же — эта мысль ставит вас в один лагерь с теми, кто издевался над ребёнком или игнорировал проблему, считая, что «жертва сама виновата». В других школах будет точно по-другому.
6. В школе все с айфонами последний модели — а вы не можете такого позволить
Ценности школы не соответствуют ценностям вашей семьи. Есть гимназии, в которых дети мамы-одиночки с зарплатой библиотекаря и наследники директоров больших корпораций сидят за одной партой и никаких проблем нет. Даже если одни отдыхают на Барбадосе, а другие — на даче в Комарово. Важно, какие ценности транслирует сама школа. Если «белые люди» лишь математики, а способность ребёнка стоять на одной руке, цитируя Шекспира, вызывает саркастические усмешки, — стоит задуматься, а не ошиблись ли вы дверью.
Чего чаще всего боятся (напрасно) родители, когда думают о смене школы
Ребёнок банально не сможет найти новых друзей. Да, отношения с бывшими одноклассниками чаще всего рвутся. Снова нужно проходить стадию оценивания, искать своё место в классе. Умение построить взаимоотношения с людьми — важный навык в жизни, если вы не планируете просидеть десять лет в одной школе, потом пять лет в одном вузе и дальше до конца жизни — в одном научно-исследовательском институте. И как можно научиться быстро выстраивать новые отношения, если десять лет проводишь в одном и том же коллективе, с одним и тем же главным хулиганом или ботаном. Смена школы — повод наконец избавиться от всех ярлыков, навешенных в пятом классе, и получить навыки коммуникации.
Будут новые учителя, с которыми ребёнок не поладит. К учителям предыдущей школы мы долго притирались, привыкали к их требованиям. Они знали нашего ребёнка несколько лет. А что будет в новой? Вдруг попадётся какой-нибудь плохой учитель? Да, и так бывает, но хороших педагогов всё-таки больше, чем плохих. Поверьте.
Придётся попрощаться со статусом отличника. Это тоже может быть, но иногда нужно и важно попробовать свои силы в новом месте. Все опасения связаны с боязнью изменений и появлением новых людей, правил, знаний. Тут родителям может помочь одна простая мысль: вся жизнь — это изменения и адаптация к новому. А умение узнавать новое — это как раз та самая учёба, которая длится всю жизнь. В новых обстоятельствах родители не должны бросать ребёнка и просто отойти в сторонку — нужно, наоборот, бережно помогать и всегда поддерживать.
Чем помочь своему ребёнку, когда он перешёл (или собирается перейти) в новую школу
1. Обсудите с ребёнком, что хорошего его ждёт в новой школе
Возможно, в новой школе и не будет розовых единорогов, но, скорее всего, там будет пара-тройка ребят, которые разделят интересы вашего ребёнка. А ещё там отличная химическая лаборатория и классная баскетбольная площадка! Обсудите это с ребёнком.
2. Не забудьте погрустить о том, с чем расстаётесь
И даже если школа была не такой, как нам хотелось бы, всегда найдётся то, о чём погрустить и с чем попрощаться. Будь то один любимый учитель, кружок робототехники или каникулы каждую шестую неделю.
3. Организуйте «знакомство» с новой школой
Сходите вместе с ребёнком в школу на какое-нибудь открытое мероприятие или день открытых дверей. Погуляйте вокруг школы, присмотрите кафе рядом, где можно будет перекусить после школы с друзьями. Идти в школу будет уже не так страшно.
4. Попросите учителей или учеников помочь первое время
Спросите, можно ли организовать ребёнку экскурсию. Поговорите с будущим классным руководителем, как лучше представить ребёнка классу. Учитель тоже заинтересован в том, чтобы адаптация новичков проходила быстро. Возможно, стоит сделать презентацию об увлечениях ребёнка или принести пару-тройку важных для него предметов, которые бы рассказали о его интересах. Здорово, если в школе дети помогают новичкам на первых порах.
«Мам, мы опаздываем! Где мои носки?»: 9 советов, как избежать стресса утром перед учёбой
Мои дети меняли школу несколько раз. Когда мы переехали в середине учебного года в США, были приятно удивлены, увидев на двери классов плакаты «добро пожаловать» на русском языке. А в их первый день в школе всё утро посвятили рассказам о России.
5. Спрашивайте ребёнка про новую школу: как там всё устроено, что получается, а что нет, как зовут одноклассников
Не фокусируйтесь на учёбе и академических достижениях, даже если отметки сначала поползут вниз. Обязательно находите время, чтобы обсудить школьный день, открытия и разочарования. Спрашивайте, как зовут одноклассников, что они любят и не любят, с кем бы хотелось подружиться, что сегодня было на переменах. Поговорите о стиле преподавания учителей, какие у них привычки и особенности.
6. Первое время помогайте ребёнку собираться в школу (если он позволяет)
Встречают по одёжке, поэтому в первое время хорошо бы помочь ребёнку последить за внешним видом. Нет, не нужно скупать дорогую брендовую одежду. А просто помочь аккуратно уложить волосы, последить, чтобы брюки были не мятые, а рюкзак не порван.
7. Расспросите знакомых (и знакомых знакомых), не учился/учится ли кто-нибудь в этой школе
Может, тут учился кто-то из друзей. Или работал сосед Иван Петрович. Они могли бы поделиться впечатлениями, дать какие-то советы. Это поможет снизить градус тревоги. И ваш, и ребёнка. Особенно если отзывы хорошие. А если нет — тоже повод ещё раз подумать.
8. Познакомьтесь с родителями и учителями, можно даже устроить поездку классом
Можно отпроситься с работы, чтобы съездить с ребёнком и его новыми одноклассниками в «Эрмитаж». Зачем? Одно дело без конца слушать рассказы про абстрактных Сидорова и Кукушкину, а совсем другое — представлять себе вполне конкретную смешливую кареглазую шестиклассницу или долговязого подростка в больших наушниках и синей чёлкой.
Главное, поймите: если вас и вашего ребёнка что-то серьёзно не устраивает в школе — можно всё изменить. Гимназии и лицеи, хоумскулинг и школы-интернаты, дворовая школа вашего детства и инновационное учебное заведение, которое открылось на другом конце города, — что-то вам точно подойдёт. Ну а если нет — всегда можно создать свою школу. Так тоже можно.
Источник
Хотим перевести ребенка в другую школу: как это сделать «без травм»?
Приблизительное время чтения: 11 мин.
Всегда ли переход в новую школу — стресс для ребенка? Как его смягчить, на что обратить внимание? Какова пошаговая программа действий — и до перехода, и после? Отвечает семейный психолог Екатерина Бурмистрова.
Дело непростое
Бывает так, что ребенок сам хочет поменять школу, и тогда все проще, тогда трудности адоптации пережить легче. Но, как правило, смена школы происходит по инициативе родителей. Иногда это объективные причины — семья переезжает, иногда субъективные — родителям кажется, что новая школа гораздо лучше старой. Если при этом мнение ребенка и спрашивают, то его голос не становится решающим. Решают все равно родители.
Но для ребенка переход в новую школу — трудное дело. Родителям может очень не нравиться школа, из которой они его забирают, но ребенок-то привык к ней. И если для родителей важнее всего уровень образования, квалификация учителей, то для ребенка — отношение с ровесниками, с одноклассниками, с детьми из соседних классов. Очень часто шок и стресс ребенка связаны не с тем, что в новой школе другие учителя, не с новыми учебными требованиями, а с тем, что здесь он поначалу для одноклассников никто, его не ценят, не понимают, не принимают в свою компанию, у него нет здесь друзей. Иначе говоря, он выпадает из социального контекста. А чтобы ребенок в новый контекст врос, пустил, так сказать, корни — требуется время.
Родители с самого начала должны понимать: переход в новую школу — это не одномоментное действие, а длительный процесс. В лучшем случае адаптация занимает от полутора до трех месяцев. А в тяжелом случае — от полугода до года. У ребенка в старой школе может остаться лучший друг или лучшая подруга, с которыми проводили много времени, и нет никакой возможности эти связи сохранить: например, семья переехала в другой город. Общение в соцсетях — не выход, детям необходимо живое общение. Когда оно разрывается, ребенок переживает дополнительный стресс (помимо обычных трудностей адаптации). Ребенок имеет право горевать, это абсолютно нормально. К этому его гореванию родители должны относиться предельно серьезно, фразы «ну ничего, найдешь тут себе новых друзей» могут лишь подлить масла в огонь.
Любимый друг или любимый хороший учитель, классный руководитель или предметник, или даже просто привычная дорога до школы — это все может быть точками привязки, которые придется постепенно «отпускать». Если родители были инициаторами перехода, то радости со стороны ребенка ждать не стоит. Если обошлось без явного протеста, без пассивно-агрессивного поведения — это уже хорошо. И вообще учитывайте, что плюсы перехода в новую школу — плюсы, очевидные для взрослых — ребенок, скорее всего, оценит очень нескоро, если вообще оценит, а вот минусы ему гораздо заметнее, чем вам. Это ведь не вы, а он вынужден находиться там шесть дней в неделю по несколько часов. Учитывайте и то, что не обо всех этих минусах ребенок вам расскажет.
Как смягчить переход
Тем не менее, если менять школу все-таки надо, если деваться некуда — то к этому надо предварительно подготовиться. Вот несколько основных способов такой подготовки.
1 Перед переходом в другую школу хорошо поговорить с кем-то из родителей, кто в силу обстоятельств много переезжает. Часто это семьи военных. У какого-то кадрового военного бывает очень много переездов, а ребенок каждый раз — в положении «новенького». Возможно, их опыт, их советы пригодятся и вам.
Имейте в виду, что дети начальных и средних классов не то чтобы злы и жестоки, но взыскательны и требовательны к новеньким. У детей в этом возрасте формируется идентичность группы, и как среагирует на эту идентичность коллективное сознание — впустить новенького или отторгнуть — очень большой вопрос. Если у вас есть выбор, в какой класс отдавать ребенка, то пусть это будет более слабый, но с лучшим психологическим климатом. Коллективы с очень большой конкуренцией, с выраженным жестким лидером или с травлей в анамнезе — опасны для новичка.
Огромная разница, попадает ребенок в сложившийся коллектив или поступает в школу, где класс только-только сформирован. То, о чем говорилось выше, скорее относится к ситуации, где класс уже сформирован давно, все ученики знают друг друга и учатся вместе не один год. Но есть лицеи и гимназии, которые набирают целиком новый пятый или девятый классы. И здесь ребенок словно снова идет в первый класс: он попадает в коллектив, где всё в состоянии брожения, где коллектив только начинает складываться, распределяются роли. Это совсем другая история, более легкая.
2 Если вы знаете, что у вашего ребенка коммуникативные трудности, то ему нужно поработать с психологом, сходить на тренинги или в отправиться в летний лагерь, чтобы он получил навык вживания в новые для себя социальные роли (но только в такой лагерь, в котором вы уверены, в котором педагоги умеют поддерживать правильный моральный климат. От первого попавшегося лагеря может быть не польза, а вред).
3 Важно предупредить ребенка, что сначала будет непросто, придется привыкать. Если он тревожный, мнительный, делать это надо или очень заранее, или, наоборот, — не слишком, в зависимости от ребенка. Каждый родитель такого ребенка знает, как он реагирует, скажем, на планируемый поход к зубному. Кого-то нужно подготовить заранее, чтобы он подготовился к ситуации, успокоился и принял, а кого-то — почти накануне, чтобы не накрутил себя. Ребенку надо объяснять, что такое адаптация, как происходит привыкание. Полезно рассказать о своем опыте, об опыте знакомых: как проходили через подобное, какие возникали трудности, как эти трудности преодолевали.
Но кроме того, ребенка надо максимально замотивировать, объяснить, чем эта школа лучше — с образовательной точки зрения, с точки зрения престижа. Попытайтесь отыскать что-то хорошее о новой школе, причем не рекламного характера, а правдивое.
4 Обязательно сходить с ребенком посмотреть новую школу. Посмотреть на учителей и, если это возможно, познакомиться с учениками, чтобы у него появилось хоть какое представление о школе. Чтобы это сделать, надо заранее связаться с администрацией новой школы и договориться о таком визите.
5 Если отношения с учениками в старой школе хорошие, надо устроить прощальную вечеринку, а также постараться максимально сохранить те связи, которые ребенку хочется сохранить: записать телефоны, контакты родителей, договориться о встречах, особенно в те три-четыре месяца, пока ребенок будет привыкать. То есть не доверять записывание контактов ребенку (даже подросткового возраста), а продублировать. Ведь от эмоций и от стеснения ребенок может что-нибудь не написать. Первые месяцы надо максимально поддерживать встречи со старыми одноклассниками, предлагать пойти погулять с ними, сходить в кино или театр.
6 Хорошо, когда при смене школы у ребенка сохраняется внешкольный круг общения: его друзья из детства, друзья по даче, дети ваших друзей, друзья из студии, кружка или скаутского отряда. Бывает, что даже одного такого внешкольного друга достаточно, чтобы в новой школе ребенок чувствовал себя уверенно. А уверенно он будет себя чувствовать, потому что знает: у него крепкие тылы, он не одинок, ему есть у кого искать понимания и поддержки. Это своего рода гарантия безопасности.
7 Нужно максимально подробно узнать порядки в новой школе, какие-то режимные моменты, отличие в программе и так далее. Порой родители гонятся за престижем школы, не понимая, насколько там огромная нагрузка и что она ребенку не под силу. Если вы собираетесь перейти в школу, где действительно больше требований, лучше хотя бы три месяца ходить туда на подготовительные курсы, решать все задания, заниматься с репетиторами из этой школы, чтобы и ребенок представлял себе объем нагрузки на практике, учился по тем учебникам, по которым занимаются в этой школе.
Обычно все более сильные школы имеют либо подготовительные курсы, либо факультативы, или можно индивидуально договориться с преподавателем о занятиях. Это полезно еще и как окончательная проверка: стоит ли все-таки сюда переходить? Ведь может выясниться, что разрыв в подготовке капитальный, что его не преодолеть, что ребенок не сможет на этом уровне учиться, либо сможет, но с огромным трудом.
Чтобы ребенок хорошо учился в новой школе, важно, чтобы не было гигантского перепада в уровне обучения. Плохо, если новая школа гораздо сложнее прежней, но плохо и если она гораздо проще. То есть важно, чтобы ребенок не ощущал себя аутсайдером, но и если он вдруг в слабой школе внезапно ощутит себя успешным лидером — это тоже плохо. Если разрыв в уровне между старой и новой школой кардинален, то основные трудности адаптации как раз будут не в социальной сфере, а в учебной. Если вы поняли, что ребенок явно не потянет учебную программу новой школы — наймите репетитора, чтобы подтянул его насколько это возможно за ограниченное время. Важно, что подтягивать должен профессионал, сами вы, скорее всего, в случае огромного разрыва не справитесь.
8 Надо сделать все для того, чтобы ребенок максимально вписывался в рейтинг по социальным клише — улучшить одежду, модель телефона, обувь, рюкзак. К сожалению, все это важно, и принимают по одежке. Особенно в детской среде.
9 Можно воплотить в жизнь какое-нибудь давнее желание ребенка — купить велосипед другой модели, гироскутор, что-то для компьютера. То, что со школой не связано и что доставит ему радость. Эта радость станет для него поддержкой в трудные первые месяцы, когда ему придется потратить силы на привыкание.
Началась учеба
Но вот свершилось — ребенок уже начал учиться в новой школе. Что должны делать родители?
Первые недели в новой школе нужно максимально быть на связи с ребенком. Речь не о том, конечно, чтобы уволиться с работы или взять отпуск, но, по возможности, постарайтесь сделать так, чтобы ваш график позволял активно общаться с ним, присматриваться, каково ему в новой школе. Самые неприятные вещи вылезают в первые полтора месяца, но при этом первые дни могут быть обманчиво хороши. Только потом могут начаться проблемы — кто-то из учеников или учителей его невзлюбил, обнаружились сложности по каким-то предметам. Ошибкой было бы думать, что раз ребенок поступил, то можно уже расслабиться.
Нужно выбирать время, гулять, разговаривать, смотреть какие-то старые фильмы о школе, с тем, чтобы была возможность каким-то образом быть в курсе переживаний ребенка. Если речь о младшей школе – там может быть какая-то рисовальная терапия, игровая, чтобы помочь ему выразить свои переживания.
Родители, переводя ребенка в более сильную школу, зачастую строят у себя в голове идеальную картинку — как там все будет идеально. Но оказывается, что все не идеально, а просто нормально. Другая школа, и что-то в ней лучше, что-то хуже. Например, вроде все нормально, а еда невкусная, или раздевалка неудобная, или физрук сумасшедший. Везде есть минусы и плюсы, и всегда можно помочь выделить минусы и плюсы, спрашивая, что больше нравится, что меньше нравится, что удачней было в старой школе, а что — здесь.
Повторяю, сейчас речь о трудных вариантах. Иногда ребенок бывает по-настоящему счастлив, что поменял школу, он хотел этого сам, был заинтересован в учебе или в программе, в новых ребятах. Тогда адаптация будет легкой. Конечно, надо порадоваться, что нет трудностей, конфликтов, слез, нежелания идти, хвостов в учебе. Но в целом расслабиться можно не раньше чем спустя полгода или даже через год. Тогда будет окончательно ясно, что ребенок вписался в систему, у него появились друзья.
Переход в новую школу часто влечет за собой изменение режима дня. И здесь порой требуется пересмотреть общую нагрузку. Если прежняя школа была рядом с домом, а сейчас надо тратить час с лишним на дорогу — значит, нужно понять, что из внешкольных занятий вы можете оставить, а что лучше отменить. Надо понять, как организовать дополнительное питание ребенка, какие продукты давать с собой, где подвозить, где разрешать взять такси, решить, может быть, вы будете раз в две недели пропускать занятия — по договоренности с учителями.
Если ребенку предстоит самостоятельно ездить по маршруту — нужно несколько раз проехать вместе с ним заранее, чтобы он привык. Хорошо подчеркивать плюсы такой дороги: ты едешь сам, у тебя больше карманных денег. В таких школах часто все ездят издалека, не он один, так что все воспринимается совершенно нормально.
Иногда родители спрашивают: надо ли ходить знакомиться со всеми новыми учителями, рассказывать им об особенностях ребенка. Ответ на этот вопрос зависит от того, в какую именно ступень вы перешли. Если речь идет о средней школе, там обычно при поступлении предполагается обязательное собеседование либо с психологом, либо с учителями-предметниками. Надо играть по правилам заведения, куда вы поступили. Как правило, педагоги в школе исходят из того, что ребенок сам выстраивает отношения. За исключением тех случаев, когда у него есть какие-то особенности характера, здоровья или поведения, о которых обязательно нужно предупредить. Если же таких нюансов нет, то лучше не слишком надоедать учителям — чтобы не заработать репутацию тревожных родителей. Потому что все-таки в сильных школах учителя предполагают, что дети могут учиться сами и что это не родители пришли учиться. Но если не было никакого конкурса, никакого собеседования — нужно прийти и понять: готовы ли вас слышать.
Родителям следует ходить на все собрания, чтобы быть в курсе ситуации. Знакомиться с классом можно, активно участвуя в коллективных поездках, в организации разных внутришкольных мероприятий — утренников, соревнований, походов. Это и вам поможет яснее понять атмосферу в классе, и ребенку дает ощущение защищенности. Но при этом важно не выделять своего сына или дочку из прочих детей, со всеми вести себя одинаково.
Общий вывод: к переходу в новую школу следует относиться серьезно: проблемы вполне возможны, но зная о них заранее, можно их максимально сгладить. Также не стоит думать, будто переход чудесным образом решит все прежние проблемы. Если избегать излишнего оптимизма и излишней паники, все в итоге будет нормально.
Подготовила Оксана Головко
На заставке: фрагмент фото Александра Анисимова, фотопроект «Так сказать»
Источник