Как сильнее чувствовать жизнь

Почувствовать жизнь… как?

В своей работе я часто сталкиваюсь с клиентами, которые совершенно не умеют чувствовать. Парни и девушки, совсем молодые и постарше, они просто никогда не задумывались о том, что у них есть чувства. Они не придавали внимания своим телесным ощущениям. Естественно, они иногда все же замечают их, но скорее не считаются с ними. Такие клиенты просто не понимают, что значит чувствовать. Мой вопрос «Что ты сейчас чувствуешь?» заставляет их улыбаться или даже смеяться, они по несколько раз переспрашивают, что я имею ввиду, и, вроде поняв, начинают отвечать на вопрос, описывая свои мысли или рассказывая историю из жизни.

Таким «бесчувственным» клиентами я часто предлагаю провести эксперимент: закрыть глаза, сосредоточиться на ощущениях в своем теле, и рассказывать мне, все, что они чувствуют. Этот эксперимент, как правило, вызывает трудности: «Я ничего не чувствую», говорят мне клиенты. И вот когда я начинаю задавать вопросы более конкретно (удобно ли тебе сидеть? твои руки теплые или холодные? Замечаешь ли ты, как ты дышишь?), для клиента становится возможно что-то мне ответить.

Куда уходят чувства?

Отсутствие у многих людей чувствительности вызвано особенностями их воспитания. Для того, чтобы ребенок научился обращаться со своими чувствами, ему нужна поддержка родителей. Однако часто родители игнорируют чувства своего ребенка, как будто дают ему сигнал о том, что его чувства не важны, их не надо учитывать и опираться на них.

Кроме того, эмоциональное воспитание мальчиков и девочек также имеет свои особенности. Как известно, многие родители не приветствуют, когда их сыновья слишком чувствительны – «из них не вырастет настоящий мужчина». И, наоборот, в других семья, мальчикам нельзя чувствовать злость и проявлять агрессию, потому что тогда «из ребенка вырастет бандит». Для девочек также под запретом находятся гнев и злость, но зато они должны быть приветливы, милы и доброжелательны даже с теми людьми, которые могут быть им неприятны. Многим детям в принципе не разрешено злиться на своих родителей, потому что «это плохо».

Часто родители проявляют излишнюю опеку, не позволяя своим детям делать выбор, ориентируясь на собственные чувства и желания даже там, где это вполне могло бы иметь место. «Какую куклу ты хочешь: в красном платье или в желтом?» «Какую сказку ты хочешь услышать: про зайчика или про ежика?» «какой мультфильм ты хочешь посмотреть?» Лишая детей возможности выбора и сделав его за ребенка, взрослый лишает его возможности учиться быть к себе чувствительным, прислушиваться к своим желаниям, замечать свой интерес. И вот, повзрослев, такой «нечувствительный к себе человек» не может ответить даже на такой простой вопрос как «Какой фильм ты хочешь посмотреть?» Нет возможности себя услышать и почувствовать свое желание: человек сталкивается с ощущением пустоты. Вот почему важно, чтобы родители обращали внимания на чувства, возникающие у ребенка, помогали ему прояснять его ощущения, спрашивая о них («Тебе холодно?» «Тебе удобно»), а также описывали то, что происходит с ним («Я понимаю, что тебе обидно», «Похоже, ты злишься», «Я вижу, что тебе страшно») и с окружающими («Твой папа огорчился»).

Чем грозит «бесчувственность»?

Человек, потерявший контакт со своими чувствами, не может на себя опираться. Он не слышит сигналы свое тела или, слыша, не доверяет им. Он не знает, что ему доставляет удовольствие или неудовольствие, он не понимает, делает ли он что-то по своему желанию, или потому что так нужно.

Жизнь «бесчувственных» людей наполнена разными делами, которые они выполняют на автомате, иногда совершенно не чувствуя, нужно ли им это. Да, они находят всему рациональное обоснование, логично и последовательно описывая все преимущества, которые они получат в результате. Но эти описания, сделанные из головы, совершенно не наполнены приятными чувствами: азартом, интересом, возбуждением. Добившись поставленных целей, они не чувствуют удовлетворения и удовольствия от полученного результата.

Проскакивая свою чувствительность, мы однажды можем столкнуться с неприятными последствиями: купили вещь, которая была нам абсолютно не нужна, взялись за проект, который нам совершенно не интересен или общаемся с людьми, которые нам неприятны.

Мы можем запрещать себе чувствовать сильные эмоции, просто боясь, они нас захлестнут, что мы не справимся с ними. Разбив однажды телефон о стену в порыве ярости, мы боимся, что не сможем вовремя остановиться в контакте с другим человеком, причинив ему вред. Или же, потерпев один раз в любви неудачу и оставшись с разбитым сердцем, мы просто не можем позволить себе еще раз в любиться, чтобы не испытывать больше боль. То есть человек сознательно выбирает отказаться от чувств, которые для него непереносимы.

Очень часто происходит подмена чувств вредными привычками или какими-то действиями: человек заедает, запивает или закуривает свою тревогу, или, стараясь не замечать одиночества, наполняет свою жизнь различными «важными» делами и т.д.

Каждый день мы испытываем огромное количество чувств, хороших и плохих: радость, грусть, интерес, разочарование, страх, тревога, раздражение… Приятные чувства остаются нами незамеченными, просто теряются в круговороте разных событий. Неприятные чувства застревают в нас, накапливаются внутри, если мы их не замечает или подавляем, не позволяем себе испытывать, контролируя их. Не находя выхода, чувства начинают разъедать изнутри, окрашивая для нас мир определенным неестественным цветом.

Читайте также:  Стресс как развитие невроза

Как вернуть себе чувствительность?

Одной из причин бесчувственности является отсутствие тренировки. Способность понимать свои чувства, обращаться к своим ощущениям – это навык, который можно развивать.

Первое, что я бы вам порекомендовала, это почаще сосредоточиваться на ощущениях собственного тела: просто осознавать, тепло вам или холодно, голодны вы или сыты, удобную или неудобную позу вы занимаете и т.д. Ложась вечером спать, окиньте мысленным взором все свое тело, отметьте ощущения в разных частях тела, попробуйте усилить каждое из них, побыть в нем.

Второе, это разнообразные занятия, позволяющие включать и чувствовать тело: спорт, растяжка, массаж, плаванье – все то, что даст вам возможность усилить телесные сигналы.

Третье, это попробуйте снизить темп вашей жизни, делайте побольше остановок, дайте себе возможность прочувствовать каждый момент, не торопитесь, проживайте каждое состояние, а не просто на автомате чередуйте виды деятельности. Пройдитесь не спеша после работы домой, насладитесь вечером, свежим воздухом, прохладой.

Четвертое, понаблюдайте за детьми. За тем, как они совершают открытия, как радуются и удивляются каким-то простым вещам, с каким интересом и восторгом совершают новые открытия. Попробуйте вспомнить себя в детстве. Что вам нравилось делать, что вызывало много удовольствия и азарта? Например, вам очень нравилось рисовать, или собирать пазлы. Может стоить попробовать вновь заняться этим?

Пятое, познакомьтесь с чувствами в теории. Какие они бывают, как называются, когда чаще всего возникают, как выражаются и отзываются в теле. Постарайтесь

вспомнить ситуации, когда вы могли их чувствовать, насколько сильно эти чувства были выражены у вас в тот момент. Я уверена, что если уделить этому достаточно времени, то вы сделаете для себя открытие, что большее количество чувств вам знакомо.

Проживая те или иные жизненные события, спрашивайте себя: «А что я сейчас чувствую? Нравится ли мне то, что со мной происходит?» Можно начать вести что-то вроде «дневника чувств» — каждый день записывать в него чувства, которые удалось прожить в течение дня и несколько слов о ситуации, в которой они возникли. Это простое действие позволит вам впустить чувства в свою жизнь и начать замечать их.

И в завершении скажу, что часто доступ к чувствам может быть сильно заблокирован, например страхом встретиться с болью, быть отвергнутым, оказаться одиноким. Все это не дает вам услышать сигналы собственного тела и испытывать чувства. Тогда возвращение себе чувствительности возможно в процессе психотерапевтической работы, опираясь на поддержку и опыт психолога.

Источник

В поисках радости. 28 советов психолога, как стать эффективнее, лучше, сильнее

Много лет отвечаю вопросом на вопрос: чтобы что? Из какой внутренней потребности, из какого чувства исходит это желание улучшиться? Как всё перечисленное изменит лично вашу жизнь? Вам это – зачем? Чего вы хотите на самом деле? Точно ли именно этого? Много лет эти вопросы ставят людей в тупик. Но, знаете, уже далеко не каждый раз. Иногда мне отвечают. Становится заметно, что не только у меня в практике, но и на уровне общества мы все с большим трудом и мучениями привыкаем к мысли, что наши желания и потребности имеют значение, да и в принципе существуют.

Вдруг оказывается, что о них можно думать. Что себя можно учитывать в первую очередь. Что «лучше в глазах общества» еще не значит «лучше лично мне». То, что я вижу в людском потоке в 2021 году – запросов «я живу не свою жизнь», «я хочу найти себя настоящую/настоящего» и «я не знаю, чего хочу, но очень хочу узнать» становится всё больше и больше. С этими запросами всё чаще приходят люди 30+ и 40+, кого как раз воспитывали под флагом полной самоотдачи и игнорирования своей психической жизни.

Поэтому я решила написать небольшую памятку для нас всех, которая будет не про физический ЗОЖ, а про психический. Здоровье – это, как мы помним, не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического и психического благополучия. Психическому благополучию в нашей с вами культуре годами не уделялось достаточно внимания. Восполним этот недостаток? Итак, что важно делать, чтобы психика получала столько же заботы и внимания, как и тело.

Источник

Не чувствую эмоций. Как обрести радость жизни

«Не чувствую эмоций» — это переживание смерти подобно. Конечно, эта ситуация не нормальна. Когда есть желание испытывать чувства, оно должно реализоваться. И если не получается, нужно выяснять, почему я не чувствую эмоций. Как заполнить эмоциональную пустоту и вернуть прежнюю яркость жизни?

«Не чувствую эмоций» — это переживание смерти подобно. Возможно, раньше жизнь была полна красками, но они почему-то поблекли. Нет прежнего энтузиазма, нет желаний, нет чувств. Или окружающие говорят, что вы эмоционально закрыты, не отзывчивы. Вы, может, и хотели бы наладить связи с людьми, поддержать близких, но не получается — внутри пусто. Иногда остается только притворяться, что вам хорошо, чтобы не потерять тех, кто рядом.

Конечно, эта ситуация не нормальна. Когда есть желание испытывать чувства, оно должно реализоваться. И если не получается, нужно выяснять, почему я не чувствую эмоций.

Читайте также:  Диагностические методики развития эмоциональной сферы

Как заполнить эмоциональную пустоту и вернуть прежнюю яркость жизни? Разобраться с этими вопросами поможет психоанализ, который дает тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Для кого чувства — смысл жизни

Не для всех отсутствие чувств так критично. Всего 5 % людей ощущают себя живыми, только когда испытывают сильные эмоции. Это люди со зрительным вектором в психике. Они очень эмоциональны от природы, ведь их предназначение в том, чтобы любить, сочувствовать, впечатляться, общаться. Другие тоже делают это, но гораздо менее эмоционально и не столь зависят от проявления чувств.

Когда эта способность пропадает (а желание-то любить остается), у людей со зрительным вектором теряется смысл, возникает дискомфортное состояние тревоги и страха одиночества, отделенности от людей и жизни.

Почему вы ничего не чувствуете:

не хватает навыка создавать эмоциональные связи;

наложен запрет на чувства в процессе воспитания;

произошла потеря чувствительности после сильного стресса;

чувства подавлены из-за депрессии, отсутствия смысла жизни.

Разобраться с этими причинами нам помогут реальные истории из жизни, выписанные на психологических форумах.

Не хватает навыка проявления эмоций

«Не чувствую чувств и эмоций. С одной стороны, уже как-то привык к этому. С другой стороны, огорчаю своих близких, а главное — свою девушку. Я не могу сопереживать людям. У меня не возникает желания встретиться и пообщаться. Больше провожу времени в одиночестве, хотя и это не доставляет мне удовольствия. Родители развелись, когда мне было 10 лет. Отца я больше не видел, мама была все время на работе. Я вырос с бабушкой. У нас не было принято показывать свои чувства, и я до сих пор удивляюсь, когда родственники обнимаются, говорят о своей любви друг к другу. Хочу научиться сопереживать, чтобы не бояться близких отношений».

Если так было всегда, то отсутствие чувств связано с тем, что в детстве не сформировался навык их реализации. Каждый зрительный ребенок рождается с большим эмоциональным потенциалом, но, если в детстве были травмы или родители не уделяли внимания развитию чувственной сферы ребенка, он не умеет пользоваться своими способностями.

Мы видим, что наш герой болезненно перенес развод родителей: маленького зрительника разрыв эмоциональных связей сильно травмирует. В семье было не принято проявлять любовь, разговаривать по душам. Чувства не получили развития. Хотя желание есть, оно не обеспечено навыком.

«Испытываю эмоции, только когда фантазирую или в одиночестве смотрю фильмы, читаю книги. С людьми не умею контактировать, они мне не интересны. Приходится притворяться, чтобы наладить контакт с девушками или детьми, но они ощущают фальшь и не хотят со мной общаться».

Чувства должны быть направлены в первую очередь на других людей. Навык радоваться жизни — это умение жить среди других людей. Заменители живого общения — книги, фильмы, — не помогут испытать настоящую радость от жизни. Почему это так, объясняет Юрий Бурлан. Посмотрите фрагмент тренинга:

Запрет на чувства от родителей

Есть социальный стереотип, что мужчины не плачут. Поэтому часто воспитание мальчиков подразумевает запрет на слезы: «Ты чего нюни распустил? Будь мужиком!» Но такой подход неприменим, когда речь идет о чувствительном мальчике со зрительным вектором. Ему-то как раз нужно плакать слезами сочувствия над какой-то грустной историей, иначе его чувства окажутся заперты, и он не сможет проявить свое предназначение в этой жизни — любить, сопереживать.

В русском менталитете вообще плакать стыдно, поэтому такой запрет в нашей стране может касаться и девочек: «Перестань плакать! Держи себя в руках! Как тебе не стыдно, ты же сильная! Что люди скажут?» И девочка со зрительным вектором оказывается не способна любить, когда вырастает.

Послушайте, как Юрий Бурлан рассказывает о том, почему нельзя сдерживать слезы:

Бесчувственность после стресса

«Два года назад перенес сильную стрессовую ситуацию. С тех пор хожу как каменный — не могу ни радоваться, ни грустить, ни даже бояться чего-либо. Пропало чувство юмора. Раньше был творческим человеком, и моя эмоциональная чувствительность для меня много значила. Как вылечиться?»

«Раньше я был очень веселым и жизнерадостным, но в 18 лет у меня полностью выключились эмоции после стрессового периода в жизни. Без них я просто овощ. Как будто онемело все внутри. Не испытываю любви к людям, даже к своим родителям. Говорю слова, а за ними пустота. Хочется, как раньше, любить, ненавидеть, говорить от чистого сердца».

Стресс может быть разный — насилие, разрыв отношений с эмоционально значимым человеком, осмеяние первой любви. Таких историй очень много, когда эмоционально непереносимые ситуации заставляют людей — осознанно или бессознательно — отказаться от чувств. Сознательно — когда человек просто себя сдерживает.

Например, была ситуация трагической неразделенной любви и вынесенный из нее «урок»: «Я больше никогда не буду влюбляться. Это слишком больно». Или нереализованные чувства вызывают постоянные истерики, слезы. Кажется, что жизнь — сплошной стресс. А потом принимается решение: «Я запрещаю себе плакать. Я больше никогда не буду смотреть тяжелые фильмы и читать книги, которые вызывают слезы».

К сожалению, отказ от чувств проблемы не решает. Со временем развивается бесчувственность — человек действительно как будто бы обретает эмоциональное спокойствие, к которому он стремился. Но желание применить свои богатые эмоциональные способности никуда не делось. Оно будет проявляться в страхах, панических атаках. На телесном уровне может появиться психосоматика. Например, человек не ощущает гнев, но телесно у него может возникать сердцебиение, удушье, ком в горле.

Читайте также:  Что прочитать при депрессии

Отсутствие чувств во время депрессии

«Никогда не было эмоционального контакта с близкими и друзьями. Вообще ни с кем не складывались отношения. Уходила в загул — бесконечные пьянки, тусовки, но в итоге только еще большая пустота внутри. Пытаюсь насильно себя чем-то заинтересовать, но надолго меня не хватает. Снова скатываюсь в это бесчувственное состояние, когда ничего не радует. Последнее время развилась непереносимость никотина, кофеина и алкоголя, хроническая усталость. Только не советуйте мне психологов. Ходила, пила таблетки — не помогает».

«Я не чувствую эмоций… Только страх, что жизнь пройдет, а я так и буду наблюдать за ней как из окошка, как будто фильм смотрю. Не получаю удовольствия ни от любимых дел, ни от еды. Настроение всегда плохое. Хочется плакать. Живу как в вакууме, как в кошмарном сне».

Если наряду со зрительным вектором у человека есть и звуковой, он может испытывать депрессию — болезненное состояние, вызванное отсутствием смысла жизни. Что бы он ни делал, куда бы ни направлял свой интерес, в итоге все сводится к бессмысленности происходящего. Только когда человек реализует себя, он способен ощущать настоящую радость от жизни. А когда он не знает, для чего он появился в этом мире и что ему делать, он испытывает пустоту от отсутствия смысла жизни.

Именно это и ощущает человек со звуковым вектором, когда не может понять свои желания, которые отличаются от устремлений большинства людей, ведь они нематериальны. Вектор его желаний направлен на познание — себя и других людей. В этом мире слишком многое отвлекает его, не дает понять себя и реализовать цель своей жизни. Он чувствует себя странным, иным, отличным от других. Не вписывается в жизнь. Сравнивает себя с другими и не в свою пользу. Задается вопросом: «Почему они счастливы и радуются жизни? Почему я не чувствую тех же эмоций?»

Депрессия и апатия идут рука об руку, когда не хочется вставать и что-то делать, когда ничего не радует, когда нет сил жить и накрывает беспросветная усталость. Звуковой вектор в состоянии нереализации оказывает влияние на эмоции — они как будто замораживаются, потому что и в них нет никакого смысла.

Что же делать, чтобы вернуть чувства?

Возрождение чувств

«Были у меня такие состояния. Приходилось заставлять себя жить. Через усилие шла и делала что-то. Через пелену, через замороженность. Выгнала себя в мир. Начала жить. Просто очень хотелось быть нормальной».

«Когда училась в школе, были проблемы дома, с родителями. Тоже радость от жизни ушла. Но поделилась с другом, рассказала ему все, сказала, что хочу снова почувствовать радость. Он вечером принес котенка. Я начала заботиться о нем и постепенно вытянула себя из этого состояния. Не нужно сдаваться. Всегда есть люди и ситуации, в которых вы нужны».

Направление наружу от зацикленности на себе и своих состояниях — верное. Но без осознания причин и способов заполнения эмоциональной пустоты такие действия редко дают результат. Стойкое избавление происходит через системный психоанализ. Вы можете сделать это самостоятельно на тренинге «Системно-векторная психология».

Что дает тренинг:

Осознание детских травм, особенностей воспитания в семье, последствий стрессов. За счет этого происходит избавление от их влияния на жизнь. Когда негативные программы выводятся из тайников бессознательного на свет, это лишает их влияния на вас. Слезы очищения на тренинге открывают чувства, дают к ним доступ.

Понимание себя, своих желаний, степени их реализации. Вы начинаете видеть, чего на самом деле хотите и как правильно реализовать свои желания, чтобы они не создавали психологических проблем. Вы обретете смысл жизни, потому что без него невозможно почувствовать себя счастливым.

Выход из сосредоточенности на себе в сосредоточенность на людях, на мире. Во время тренинга это случается само собой: в процессе изучения психологии другие люди естественным образом становятся вам интересны. Они начинают вызывать симпатию, эмоциональную привязанность, любовь, отсутствие которых и вызывало уныние и апатию.

Все это поможет обладателям как зрительного, так и звукового вектора. Первые наконец-то поймут, что мешало им реализовывать их природное предназначение — сопереживать, любить. Вторые обретут смысл жизни, найдут ответы даже на неразрешимые вопросы и, если захотят, найдут единомышленников, а вместе с этим вернутся и все краски жизни.

До тренинга Дина была настолько сосредоточена на себе, что не чувствовала эмоций. Даже шутки казались ей несмешными. Она притворялась, что радуется жизни. Впервые после тренинга она почувствовала себя живой:

Антон видел, что окружающие его люди счастливы. Умом он понимал, что счастье есть, но сам его не испытывал. После тренинга он почувствовал интерес к жизни, к людям и наконец-то ощутил счастье, удовлетворение от реализации:

Юлия ходила на работу как робот, делала ее хорошо, но ничего не чувствовала. Жизнь продолжалась, она так же ела, пила, ходила в спортзал, но внутри понимала, что умирает. Когда она проходила тренинг, ей стало казаться, что деревья становятся зеленее, а птицы поют звонче. Стала появляться радость…

Тренинг «Системно-векторная психология» помогает обрести способность глубоко чувствовать, навык радоваться жизни, каждому ее мгновению, легкому дуновению ветерка и каплям дождя на лице. Жизнь не так длинна, чтобы проводить ее в унынии.

Источник

Оцените статью