- Уходи красиво. Какие ошибки не стоит совершать при увольнении
- Как увольнять сотрудников вежливо и без сожалений
- Начните с плана на переходный период
- Представьте, что вы выступаете перед судом присяжных
- Действуйте постепенно
- Четыре вида реакций на увольнение
- «Закрой дела, отдай пароли — тогда расплатимся»: как вести себя, если вас уволили
- 7 советов, основанных на опыте читателей Т—Ж
- Вести переговоры и искать условия, выгодные всем
- Не подписывать «по соглашению сторон», если планируете судиться
- Оценить свои силы, прежде чем идти в суд
- Выбить компенсацию до последней копейки
- Не стесняться привлекать союзников
Уходи красиво. Какие ошибки не стоит совершать при увольнении
Времена, когда считалось нормой иметь одну запись в трудовой книжке, а то и одно место работы, давно прошли. Согласно опросам ВЦИОМ, если бы у граждан отпала необходимость работать ради денег, то 19% сменили бы место работы и столько же россиян вовсе отказались бы от найма. В среднем за свою профессиональную жизнь человек меняет от 10 до 15 мест, проводя в одном коллективе от нескольких месяцев до 5 лет. В большинстве случаев люди меняют работу на более оплачиваемую, из-за переезда в другой город и желания строить карьеру. Замыкает топ-5 причин выбор в пользу менее напряженной работы и бегство от некомпетентного или оказывающего давление руководства. Все чаще уход связан с желанием начать собственное дело.
В идеале решение об увольнении принимается взвешенно. Картинка, нарисованная в одном из клипов Шнура, когда с ненавистной работой расстаются на раз, со скандалом, вряд ли будет так же хороша в реальной жизни. Особенно если вам не посчастливилось недавно заработать несколько сотен миллионов долларов, и вы не планируете покончить с трудовой деятельностью навсегда.
Советы о том, как максимально безопасно расстаться с работодателем, очень похожи на рекомендации при разводе: между рабочими и романтическими отношениями намного больше общего, чем может показаться на первый взгляд. Процесс увольнения будет характеризовать и вас, и работодателя не меньше, чем опыт сотрудничества, и оба фактора будут обязательно влиять на вашу карьеру.
Информация — лично адресату
Первым, кто узнает о вашем решении покинуть компанию, должен быть ваш начальник. Иначе информация, неверно переданная коллегами, может исказить ваши истинные намерения и сделает процесс не таким простым, как вам хотелось бы. Современные способы коммуникации позволяют уволиться без личного контакта — по электронной почте, смс или в Facebook, но сообщить о своем решении лучше с глазу на глаз. Психологи и рекрутеры советуют сделать встречу ровно такой, чтобы сообщить о вашем решении и не оставлять время для дискуссий. Будьте готовы к резкой реакции, возражениям и соблазнам — приготовьте веские аргументы в пользу вашего решения.
Уходя уходи
Придерживайтесь своего плана — просто поблагодарите своего начальника за внимание и сообщите ему, что вы все равно будете двигаться дальше. Большинство людей, принимающих встречное предложение нынешнего работодателя, в конечном итоге уходят в течение шести месяцев. Говоря о причинах своего увольнения, сделайте акцент на том, что новое предложение выгоднее — по зарплате, по локации. Будьте готовы к «увольнительному» интервью: сейчас HR-службы многих компаний выстраивают стратегию удержания сотрудников, основываясь на опросах тех, кто решил уйти, но и в этом случае не стоит рубить с плеча и высказывать все, что наболело, поэтому подумайте над формулировками. Основатель Virgin Ричард Брэнсон, которому за время руководства компанией пришлось пережить немало увольнений, в том числе ведущих сотрудников, советует не сжигать мосты: многие из тех, кто поблагодарил его за опыт и смог после ухода выстроить собственный бизнес, — сейчас партнеры проектов Брэнсона.
Провожают — по уму
Поддержание хороших отношений с экс-работодателем может быть выгодным для вас обоих. Имейте в виду, бывший работодатель может дать вам хорошую рекомендацию, а может — отрицательный отзыв. Недавний случай из практики — перед соискателем закрывались двери компаний, потому что, звонив на последнее место работы, HR-специалисты слышали, что «мы с бездарностями не работаем». Даже если вы испытываете негативные эмоции, сделайте все, чтобы увольнение не повредило вашей будущей карьере. Не пытайтесь извлечь коммерческую выгоду из своего увольнения и забирать в качестве выходного пособия, например, важные сведения. На слуху история топ-менеджера Uber Энтони Левандовски, который обвинялся бывшим работодателем Google в краже секретных разработок при увольнении. Скандальные судебные разбирательства закончились увольнением Левандовски с нового места работы без материальной компенсации и возможности выкупа акций технологической корпорации. В России все еще продолжается громкое разбирательство между «Яндекс» и Zvook: последний обвиняет конкурирующую корпорацию в переманивании ключевых сотрудников, которые унесли с собой маркетинговые идеи.
Произведите последнее впечатление
Ваша потеря может быть чувствительной для всей организации. По данным Society for Human Resource Management, увольнение сотрудника дорого обходится компании — от 6 до 9 месячных зарплат сотрудника, которые пойдут на рекрутинг и обучение кандидата. Чтобы смягчить это время, вам придется отработать положенное трудовым законодательством или оговоренное контрактом время, оформить все документы, передать дела. Так вот сделайте это на самом высоком уровне. Последнее впечатление, как и первое, повторить будет невозможно. Вряд ли кто-то из коллег или работодатель вспомнят в этот период ваши прежние трудовые подвиги, а вот то, что в последнюю неделю вы постоянно опаздывали, уходили раньше и так и не смогли довести до конца начатое дело, останется в памяти у всех бывших коллег. Вряд ли вы захотите, чтобы этими сведениями они поделились с будущими работодателями. В идеале предложите профессионала себе на замену. Если работодатель уважал результат вашего труда, он со вниманием отнесется к вашим рекомендациям. Если на момент вашего ухода в компании останутся незавершенные проекты, в которых вы играете ключевую роль, предусмотрите возможность принимать участие в том, чтобы довести их до конца и после увольнения — сообщите контакты для связи.
Источник
Как увольнять сотрудников вежливо и без сожалений
Долгое время в корпоративном мире было распространено мнение, что увольнение подобно смертной казни. Ничего глупее быть не может. Если увольнение – это смертная казнь, неудивительно, что менеджеры до последнего тянут, лишь бы не увольнять работника, который не справляется.
Здесь более уместна другая метафора: увольнение – это полюбовный развод. Как бы ни было больно сейчас, развод даст толчок, который поможет исправить ошибки и позволит двигаться дальше к более приемлемому для обеих сторон будущему. Если все сделать правильно, таким толчком может стать и увольнение. Вот пошаговое руководство к действию.
Начните с плана на переходный период
Назначьте время увольнения. У экспертов нет единого мнения о том, когда именно стоит увольнять сотрудника, но все они сходятся на том, что выбор времени для такого решения должен быть обоснован. Если вы сообщите сотруднику о принятом решении в начале дня и в начале недели, он быстрее сможет приступить к поиску новой работы и, возможно, не проведет все выходные в подавленном настроении или, что еще хуже, в мыслях о мести. С другой стороны, если уволить кого-то днем в пятницу, остальных сотрудников это практически не затронет.
При любом решении руководствуйтесь интересами компании. Вероятно, вам приходится мириться с отсутствием результата вот уже несколько месяцев в надежде, что ситуация исправится сама собой. Теперь, когда конец близок, распланируйте переходный период так, чтобы минимально затронуть работу компании и остальных сотрудников.
Поищите резервы внутри компании: возможно, на освободившееся место можно кого-то назначить. Пока вы подбираете кандидата и готовите его к вступлению в должность, с увольнением можно и повременить. Возможно, стоит ненавязчиво оповестить клиентов и партнеров о том, что в ваших рядах предстоят изменения.
Представьте, что вы выступаете перед судом присяжных
Чтобы у вашего решения было прочное основание, представьте, что вы выступаете с речью перед судом и даете показания, а адвокат сотрудника всячески пытается доказать, что вы уволили его без всяких причин или, что еще хуже, в отместку за что-нибудь. Попробуйте найти в обосновании вашего решения все, что можно счесть пустой отговоркой или свидетельством личной неприязни.
Действуйте постепенно
Все проблемы при увольнении возникают из-за необдуманных действий. Если хочется что-то сказать, не торопитесь. Запишите ключевые мысли на листе бумаги и сверяйтесь с ним. Нужно четко понимать, что происходит. Это не сеанс у психотерапевта. Вы сообщаете человеку о том, что принято решение его уволить, и это решение – окончательное. Поэтому действовать нужно так:
1. Начните с самой сути. Вместо светских разговоров перейдите к делу. Вот пример того, как можно начать встречу с увольняемым: «Садитесь, у меня для вас плохие новости». Если вы с самого начала сообщите человеку о том, что ему предстоит услышать что-то неприятное, он сможет морально подготовиться и будет слушать вас внимательнее.
2. А теперь переходите к неприятному. В одном-двух предложениях расскажите сотруднику о том, что его увольняют и почему это происходит. Говорите в прошедшем времени, то есть «принято решение вас уволить», а не «вас увольняют». Вот пример: «Знаете, Мэри, мы уже говорили о проблемах с качеством в вашем отделе. По данным отчета за прошлый месяц, ваш отдел все еще на последнем месте по показателям качества. Мы решили, что нужно что-то менять, поэтому с сегодняшнего дня вы уволены».
О чем следует помнить, когда вы сообщаете сотруднику об увольнении:
Неправильные слова: «Знаю, что вы сейчас чувствуете». На самом деле вы не знаете, как себя чувствует человек, которого увольняют.
Не говорите: «Я знаю, что сейчас вам плохо, но потом вы поймете, что это было только к лучшему». Это не так. Увольнение – это очень травматичное событие.
Не оправдывайтесь («Вы должны были понимать, чем это грозит»).
На всякий случай приготовьтесь к слезам и эмоциям.
Инстинкт выживания очень силен, поэтому дайте сотруднику время осмыслить сказанное. И не забывайте о золотом моральном правиле: относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
3. Выслушайте сотрудника. Все люди реагируют на сообщение об увольнении примерно одинаково. Наиболее часто встречающиеся реакции – шок, отрицание, гнев и печаль. Послушайте, что скажет сотрудник. Так вы поймете, как он воспринял это известие, и сможете продумать, как действовать дальше.
Четыре вида реакций на увольнение
Шок
Как реагировать: признайте за человеком право на эмоцию; не спорьте и не оправдывайтесь; повторите и закрепите сказанное.
Отрицание
Как реагировать: убедитесь, что собеседник понял, что вы сказали; повторите сказанное; повторяйте до тех пор, пока сотрудник не поймет, что вы сказали.
Гнев
Как реагировать: признайте за человеком право на эмоцию; не пускайтесь в подробные разъяснения о причинах решения; не оправдывайтесь; говорите твердо и настойчиво.
Печаль
Как реагировать: признайте за человеком право на эмоцию; продолжайте разговор; сделайте акцент на будущем.
4. Обговорите все важные моменты. Опишите увольняемому во всех подробностях о том, что будет дальше. Сообщите обо всем, что касается выплат, пособий, неиспользованного отпуска, рекомендательных писем, содействия в трудоустройстве, объяснений коллегам, текущих проектов и т. д. В этот момент вы не можете позволить себе фразу: «Мы с вами обсудим это позже».
5. Не стоит сопереживать тем, кто этого не заслужил. Почти все мои знакомые руководители – чуткие и внимательные люди. Однако, когда приходит время кого-то уволить, они начинают жалеть совсем не тех. Они так волнуются за судьбу сотрудника, которого им предстоит уволить, что напрочь забывают о людях, которые в отличие от увольняемого все-таки справлялись с работой, несмотря на аналогичные сложности, например, в личной жизни.
На самом деле, когда из компании уходят лентяи и те, кто не справляется, оставшимся становится легче, ведь это им приходилось пахать за двоих или доделывать чужую работу. Если увольнения обоснованны, а сотрудников оповещают об этом в уважительной и доброжелательной форме, всем становится ясно, что в компании царит хорошая профессиональная атмосфера.
А вот в организациях, где слабые сотрудники и откровенные лентяи продолжают ходить на работу как ни в чем не бывало, у талантливых и энергичных людей появляется ощущение, что их не ждет ничего хорошего. Те, кто сможет найти другую работу, уйдут. Если же они останутся, это будет означать, что их устраивает компания с низким уровнем требований к персоналу.
И напоследок – самое плохое в увольнениях заключается в том, что зачастую сотрудников увольняют слишком поздно. Приняв решение расстаться с кем-то и двигаться дальше, не нужно тешить себя пустыми надеждами, будто с этим сотрудником что-то еще может получиться. Так не бывает. Помните: самый большой вред бывает не от тех, кого вы уже уволили, а от тех, кого вы еще не уволили.-
Об авторе: Дик Грот – консультант, автор книги How to Be Good at Performance Appraisals («Как оценивать работу сотрудников»), выпущенной издательством Harvard Business Review Press
Источник
«Закрой дела, отдай пароли — тогда расплатимся»: как вести себя, если вас уволили
7 советов, основанных на опыте читателей Т—Ж
Но на практике это получается не у всех. Собрали истории читателей Т—Ж , которые в процессе увольнения выбрали разную тактику поведения.
Вести переговоры и искать условия, выгодные всем
Два года работала PR-менеджером. После кризиса 2014 года дела у компании ухудшились и работы резко поубавилось. Задумывалась об уходе, но очень любила свою работу и коллектив.
Внезапный разговор с генеральным директором стал для меня шоком. Мило улыбаясь, начальник выставлял все так, будто заботится обо мне, и витиеватыми фразами сообщил, что компании нужно оптимизировать штат. Ответила, что уволиться не могу: муж тоже временно остался без работы. Но в других компаниях нашего холдинга занятия для меня не нашлось, и директор огласил, что придется расстаться.
Предложил компенсацию за две недели.
Было обидно: за два года я ни разу не была на больничном и использовала не все отпуска, а теперь меня хотели уволить по собственному со смешной компенсацией. Но зарплата у меня была серая, и требовать сделать все по закону — с уведомлением за два месяца и полной компенсацией — было бы нерационально.
Договорились, что еще месяц я буду приходить в офис на полдня, выполнять самые важные обязанности и заниматься поиском новой работы. В итоге получила полторы зарплаты при увольнении. В будущем старалась работать только в местах с белой зарплатой, научилась отстаивать свои права и не быть терпилой.
Не подписывать «по соглашению сторон», если планируете судиться
За 14 лет работы в крупной сети из обычного продавца дорос до директора магазина, который, благодаря моей активности, стал единственным проходом из одной части торгового центра в другую. Моим важным KPI был коэффициент привлечения — отношение числа купивших к числу вошедших. Естественно, после открытия второго входа этот коэффициент упал в несколько раз, но план никто снижать и не думал. Пытался достучаться до руководства, сказать, что счетчики считают не посетителей, а случайных прохожих, что это кривая статистика. Просил, чтобы мне поставили любой другой управляемый KPI.
Начальство сказало заклеить счетчики скотчем. А через пару лет использовало это как повод, чтобы уволить меня в канун Нового года. Еще бы — декабрьские премии всегда самые высокие. Мне просто сказали: «Или увольняешься и получаешь все, что заработал, или будем резать тебе премию, а потом все равно уволим».
Согласился уйти, сумма была внушительная. А после новогодних праздников пошел в суд, но проиграл. Фатальной ошибкой стало увольнение по соглашению сторон.
Оценить свои силы, прежде чем идти в суд
Проработала более пяти лет специалистом по озвучиванию автоответчика (диктором). Но однажды руководство прислало уведомление: «Проект больше не рентабелен. Служба по озвучиванию прекращает свою работу».
Не было ни слова о времени и процедуре увольнения. Поэтому мы с напарницей затаились и продолжали работать. Через две недели руководитель сказал, чтобы мы писали заявления по собственному желанию. Когда мы отказались, нас вызвали в отдел кадров, давили, но мы требовали нас сократить.
Тогда начался цирк с конями. На входе на работу заблокировали мой пропуск, а в это время сотрудники отдела кадров зафиксировали опоздание на работу. Отдел пропусков отказался подтверждать произошедшее, и я вызвала полицию. Написала на работодателя заявление с формулировкой «недопуск на рабочее место». Но мое заявление постоянно «теряли». Обращение в трудовую инспекцию тоже не принесло результатов.
Нам сняли премии, оставили голый мизерный оклад. Нас донимали отчетами, придирались, заставляли писать заявления, если мы отпрашивались с работы. Мы подали в суд, но несколько раз проиграли. Эпопея длилась почти год. В итоге мы не видели другого выхода и все-таки написали по собственному желанию.
Выбить компенсацию до последней копейки
Работала руководителем среднего звена в большой торговой компании. Пока у меня не было семьи и ребенка, босс издевалась как могла: звонила в любое время дня и ночи, заставляла брать телефон в туалет, ночью возить ей документы на дачу. Она привыкла, что я постоянно на связи. С младенцем это стало проблематично.
После рождения ребенка я хотела выйти на неполный рабочий день. Босс попросила передать мне, что если выйду, то сидеть буду неизвестно где, заниматься неизвестно чем и руководить никем не буду. Ну, я как дура и написала заявление.
Предложили хорошую компенсацию в четыре с половиной оклада, а это почти миллион. Выторговала сверху еще 50 000 рублей — просто из принципа. Но все равно было обидно из-за самодурства и безнаказанности начальницы. Успокаивает, что через полгода ее и саму попросили уйти.
Не стесняться привлекать союзников
Пять лет работала редактором — с момента основания компании. Пришел новый руководитель и вычистил всю редакцию без объяснения причин.
Поначалу улыбался, сыпал комплиментами — и отобрал почти все мои задачи. Просто: «Ты больше это не делаешь». Написала ему, что не могу так работать и решила уйти. Стал уговаривать остаться: «Пришлю список новых задач». Вместо этого выслал завуалированное уведомление о снижении зарплаты: «Переходим на сдельную работу, будешь делать то, что нравится». Читай: вместо крупного четкого оклада будет непонятно сколько денег. Я объявила, что ухожу. Но фактически меня вынудили.
Получала черную зарплату и не рассчитывала на выплаты. Обычно уходящим деньги выдавали в последний день работы. Меня попросили подождать до определенного числа, хотя часть зарплаты я все-таки выбила сразу. И правильно: ближе к оговоренному дню со мной никто не связался. На мой вопрос руководитель редакции прислал смс: «Закрой дела, отдай пароли, тогда расплатимся». А я уже давно все закрыла и отдала.
Поняла, что все плохо, и привлекла тяжелую артиллерию — папу.
Он позвонил владельцу, дело тронулось. Со мной связались, пытались надавить. В итоге все-таки назначили время, когда отдадут деньги. В компанию отправила мужа и злого брата — чтобы точно отдали.
Источник