- О духовных переживаниях после Святого Причастия
- Отчего после Причастия нет радости?
- Как правильно себя вести после причастия, что можно и нельзя делать в этот день
- Справка про таинство Евхаристии
- Подготовка и проведение
- Как нужно вести себя после обряда
- Что нельзя делать после причастия
- Связанные суеверия
- О благодати Святых Даров, или: Что должен чувствовать причастник?
О духовных переживаниях после Святого Причастия
«Иногда священник предупреждает, что причастие может быть во осуждение. Что это значит? Как определить, во осуждение я причастилась или нет? Если я не успела прочитать все молитвы ко святому причащению, то это — во осуждение?
Что должен чувствовать христианин во время и после причастия? Ирина А., Благовещенск». На вопрос читательницы отвечает секретарь Благовещенской епархии иерей Олег Волочай: — Каждый раз, непосредственно перед причащением, священник произносит слова молитвы, в которых предупреждает причастников, что Святое причастие может быть «в суд или во осуждение». Определенную часть верующих эти слова заставляют искать в себе некоторые чувствования, по которым причастник мог бы определить, «во исцеление» или «во осуждение» он причащается. По учению святых отцов, причащаться нужно не в ожидании каких-то переживаний, а с чувством своего глубокого недостоинства, как больной приходит к врачу для исцеления, так причастник — для прощения грехов. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что тот, кто часто согрешает, не ощущает благодатной радости, поскольку такая радость ему непривычна, он не в состоянии ее воспринять, оценить, прочувствовать. Например, грубый человек не понимает и не чувствует красоту и гармонию классической музыки или поэзии, поэтому никакой радости от слушания музыкального произведения или стихотворения не получает. А в том, что касается духовных понятий, имеется еще более тонкое устроение. Потому, в зависимости от Промысла Божия, мы можем ощутить в себе радость от Святого причастия, а иногда — нет. А святитель Феофан Затворник объясняет, что далеко не всегда человек должен что-то переживать, причащаясь. Это бывает порой очень неполезно, потому что многие начинают через такие переживания самопревозноситься. Объективно благодать Божия все равно действует на нашу индивидуальную духовность, даже если мы сразу это и не ощущаем. Святые отцы говорили, что большей частью благодать действует невидимо. Если у человека нет на совести отягчающих смертных грехов, если он поговел, должным образом помолился, исповедался и причастился — таинство совершилось: Господь вошел в наши сердца и наши души. Поэтому когда кто-то говорит, что чувствует радость после причащения, то должен знать, что далеко не всегда эта радость благодатная. Это может быть неким самовнушением или даже действием прелести. Строго следуя канонам православного богословия и опыту святых отцов, нужно идти ко Святому причастию для того, чтобы Господь простил нам многочисленные наши грехи — и ничего другого. Чтобы через принятие Святых Христовых Таин Господь дал нам благодать, которая исцеляет нас от страстей, а не для того, чтобы пережить какие-то моменты восторга или экстаза, свойственные западному, католическому восприятию духовной жизни.
Возрастная категория материалов: 18+
Источник
Отчего после Причастия нет радости?
Если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. ( 2Петр. 2:20–22 ).
По Причастии нужно показать исправление, засвидетельствовать любовь к Богу и ближнему, благодарение, тщание усердное о новом, святом и непорочном житии.
После приобщения надо просить Господа, чтобы дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться назад, то есть прежние грехи.
Когда приобщаешься, то один только день не полоскать рот и не плевать.
Помни всегда, что после обедни и причащения ты должен всегда обедать медленно и умеренно. Так же точно и на ночь.
Каждый раз, когда тебя Господь сподобит причаститься святых и животворящих Таин Христовых, так размышляй: какое мне сегодня счастье, Господь вошел в дом сердца моего, не возгнушался меня грешного и нечистого! Какая ко мне милость Божия, какая мне радость, ведь сегодня я не один, а в гостях у меня Сам Христос, мой Господь и Спаситель!
Свщмч. Арсений (Жадановский), еп. Серпуховской (1874–1937).
Часто после усердной молитвы бесы нападают на нас с большой силой, как бы желая отомстить нам. Мало того, они даже после Приобщения с величайшим ожесточением стараются вселить в нас нечистые мысли и пожелания, с тем, чтобы отомстить нам за сопротивление и победу над ними, и с тем, чтобы уменьшить в нас веру, стараясь как бы доказать, что нет нам никакой пользы от Святого Причащения, и наоборот, еще хуже бывает борение. Но не должно унывать от этого, понимая коварство врага – побеждать его верой и упорством в борьбе с ним.
Свщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский (1883– ок. 1937).
Теперь всякий грех, соделанный нами, будет оскорблением, нанесенным Господу; всякое порочное действие – явной обидой Сладчайшему Искупителю. Всякое злоупотребление нашего тела будет оплеванием, заушением и биением, которые Он претерпел от врагов. Теперь уже мы не одни, но с нами и в нас Господь. Мы не должны отказываться от добрых дел, от подвигов благочестия.
А главное, причастники должны быть благодушными и великодушными во всех обстоятельствах жизни.
Причастившись Христовых Таин, мы должны сознавать, Что и Кого мы в себе несем. И с момента Причастия без паузы, без перерыва должна начаться наша подготовка к следующему Причастию. И не надо думать, что, если мы причастились сегодня, то к следующей Евхаристии можно готовиться за день или за три дня до нее, а в остальное время можно жить так, как будто Христос не присутствует в нас.
Подмечено, что если причастник вскоре после причащения ложится спать (особенно после сытного обеда), то, проснувшись, не чувствует уже благодати. Праздник для него как бы кончился уже. И это понятно: преданность сну свидетельствует о невнимательности к Небесному Гостю, Господу и Владыке мира; и благодать отходит от нерадивого участника Царской вечери. Лучше это время проводить в чтении, размышлении, даже внимательной прогулке. Так мне пришлось наблюдать это среди монахов. А в миру можно посетить больного, сделать кому-либо доброе или насладиться благочестивым общением с братьями или сходить на кладбище к усопшим.
Чтобы нам вернее сохранить себя после исповеди от повторения грехов, потщимся, особенно на первых порах, пока мы еще не окрепли нравственно, избегать встречи со грехом: удаляться тех лиц и тех мест, какие могут подать нам повод к падению.
Архимандрит Кирилл (Павлов) (р. в 1919).
У того холодность бывает, кто ищет утешения от приобщения, а кто считает себя недостойным, у того остается благодать.
Когда нет у тебя мира и радости после принятия пречистых Таин, принимай это обстоятельство за искушение твоей веры, или лучше: усматривай в этом повод к самому глубокому смирению и сокрушению о грехах твоих. У тебя очень мало смирения, и потому ты готов сейчас же роптать на Бога, а не слагать вину на самого себя.
Если мы не получили плодов после Святого Причащения, надо раскаиваться, смирять себя, считать себя недостойным этих плодов. Быть может, ты недостойно причастился? Рассеялся во время службы: можно ведь рассеяться не только блудными, а и другими посторонними мыслями. Отчаиваться же и скорбеть, что не получил плодов Святого Причащения, не нужно. Иначе оно будет для нас как некий талисман. Такое отношение к Таинству – своекорыстно.
Источник
Как правильно себя вести после причастия, что можно и нельзя делать в этот день
Каждый христианин должен знать, как вести себя после святейшего таинства Евхаристии (Причастия). Этот церковный обряд сопровождается молитвами и раскаянием за прегрешения. К причащению допускаются лишь те верующие, которые искренне раскаялись в своих грехах во время исповеди. Принять причастие для христианина означает получить возможность соединиться с Господом и право надеяться на его благодать и защиту.
Справка про таинство Евхаристии
Христиане, которые хотят жить по заветам и заповедям Христа, обязаны регулярно ходить в церковь, исповедоваться в прегрешениях и причащаться. Святейшее таинство Евхаристии — это и есть Причастие. Во время этого религиозного обряда христианин из рук священнослужителя получает напоенное Кровью Христа его Тело, то есть просфору (специальный освященный хлеб с оттиском печати).
Причастие установил сам Спаситель еще на Тайной Вечере накануне своего Распятия. Господь сказал, что он символизирует себя с хлебом, а свою кровь — с вином. Бог отдал свою жизнь ради спасения грешников, а в момент совершения причастия верующие получают прощение и входят в Царство Небесное. Во время литургии священнослужители погружают просфоры в чашу с вином. Символически этот обряд означает напоенное Тело Христа его Кровью.
Верующие, которые причащаются, соединяются телом и душой с Богом, они будут жить вечно и вправе рассчитывать на воскрешение в день Второго Пришествия Христа. Христиане, принявшие причастие, защищены от дьявольских промыслов. Причастившиеся верующие получают благодать на исцеление от душевных и телесных болезней.
Перед причастием христианин должен исповедоваться и помолиться. Исповедь обязательна для всех людей, начиная с 7-летнего возраста. Причащаться рекомендуется еженедельно во время церковной литургии или хотя бы раз в месяц. Подойдя к священнослужителю, нужно скрестить руки на груди, громко сказать свое имя, принять с ложки Святой Дар и тут же его проглотить. После причастия рекомендуется дождаться окончания церковной службы и прочитать благодарственные молитвы Спасителю.
Подготовка и проведение
К святейшему причастию допускаются только раскаявшиеся в прегрешениях верующие. Некоторых христиан, имеющих тяжкие грехи, священнослужитель может не допустить к причащению. Перед этим обрядом рекомендуется соблюдать определенные правила.
Перед причастием в церкви нужно совершить такие действия:
- перед литургией искренне исповедаться и получить у священника допуск к причащению;
- соблюдать пост, воздержаться от пищи и еды в день обряда;
- присутствовать на церковной службе, во время которой будет совершаться святейшее таинство Евхаристии.
Правда, подготовка к причастию должна совершаться задолго до посещения христианином храма. Женатым людям накануне обряда рекомендуется воздержаться от интимной близости. Женщины в момент критических дней к причащению не допускаются.
После полуночи в канун обряда нельзя принимать пищу. От этой обязанности освобождаются малыши и дети до 7 лет. Накануне причастия не рекомендуется курить и употреблять алкоголь.
Рано утром каждый верующий обязан помолиться. Дома можно прочитать молитвы Господу Богу, святейшей Богородице и своему ангелу-хранителю. Накануне причащения желательно посетить вечернюю церковную службу. Кроме молитв, ранним утром нужно прочитать канон и последование ко Святому Причащению.
Прийти в храм рекомендуется до того, как начнется литургия. В церкви нужно исповедоваться. К исповеди допускаются все христиане, начиная с 7 лет. Святейшее причастие могут принять только покаявшиеся верующие, получившие разрешение у священнослужителя.
Как нужно вести себя после обряда
Обряд причащения совершается во время проведения священнослужителем Божественной литургии. Получив просфору, нужно остаться в храме до окончания церковной службы. Причащение — это момент единения со Спасителем, это вхождение Христа в душу и тело верующего.
Христианин, получивший причастие, допускается к общению с Богом. Верующий может попросить прощения у Господа за свои грехи и выразить Богу свою благодарность. После обряда нужно мысленно общаться со Спасителем, просить его о вразумлении и наставлении на путь истинный. По окончании литургии рекомендуется прочитать из молитвослова благодарственные молитвы после причастия.
Что нельзя делать после причастия
Получивший прощение и святое причастие христианин не должен совершать злые дела. Запрещается даже сквернословить и думать о плохом по отношению к ближним. После причащения нельзя употреблять жирную пищу, пить алкоголь, курить. День единения с Христом должен стать новым этапом в жизни христианина, избавлением от пагубных привычек и греховных помыслов.
Запрещено сразу после обряда вступать в интимную близость, а спать днем — можно (если человек сильно устал). После причастия нужно мысленно разговаривать с Богом, молиться и совершать ради Спасителя добрые дела.
Запрещено проводить день в праздности, сидеть около телевизора или компьютера, веселиться в ресторане или ночном клубе.
Связанные суеверия
Христианство существует вот уже двадцать столетий. Обряды не менялись с момента свершения подвига Божьего Сына во имя спасения человечества. Правда, люди придумывают различные правила, которых якобы рекомендуется придерживаться в день причащения. Суеверия ничего не имеют общего с канонами Церкви.
Ошибочные обряды, связанные с причастием:
- в ночь после причащения лучше не спать, чтобы не потерять божественную силу;
- перед обрядом запрещено глотать слюну и чистить зубы, иначе не свершится вхождение Господа в тело верующего;
- благодать, полученная во время причащения, действует 6 недель, а потом нужно опять сходить в церковь;
- после обряда нельзя мясо протыкать вилкой, иначе проткнешь благодать;
- запрещено после причащения зевать, иначе в рот влетят бесы;
- нельзя целовать даже ребенка;
- запрещается плеваться, петь;
- нельзя кушать все, что содержит косточки (фрукт, рыбу, птицу, семечки);
- запрещено мыться, чтобы не смыть благодать.
Источник
О благодати Святых Даров, или: Что должен чувствовать причастник?
Однажды ученик преподобного Сергия Радонежского увидел, как во время Литургии Преподобный был объят огнем, который затем сошел в Чашу, от которой и причастился игумен и братия обители Святой Троицы. Не случайно Господь явил Свою благодать в виде огня. Из молитв ко Причащению образ огня привычен в восприятии Святых Христовых Таин. Трепещу, приемля огнь, да не опалюся яко воск и яко трава (Канон ко Святому Причащению, песнь 8). Огневи причащаюся трава сый, и странно чудо, орошаем неопально, якоже убо купина древле неопальне горящи (Молитва 6 ко Причащению). Это дивное видение напоминает всем нам, какому удивительному чуду мы можем соединяться. И, как в ветхозаветные времена Господь открыл Себя в непопаляющем огне, так и ныне огонь благодати Христовой обновляет причастника, очищая, но не опаляя его.
Но часто случается, что причастник не только не видит своими глазами чудо, но и, более того, вообще не ощущает ничего. А иногда бывает иначе: проходят годы, когда человек причащается, испытывая некие ощущения, а затем наступает момент, когда это чувство присутствие благодати проходит, ввергая христианина в панику. Что случилось с ним, какую ошибку совершил он, что от него отошла благодать?
Как легко делать ребенку первые шаги! Взрослые позаботились об этом, купив ему ходунки и прыгунки, мама заботливо поддерживает свое чадо сначала под руки, потом, когда ребенок научился держаться на ногах, протягивает ему руки, чтобы малыш решился сделать свой первый шаг. Точно так же и Господь помогает нам в начале нашего духовного пути. Новоначальному открываются те тайны духовного мира, которые он порой даже неспособен полностью оценить. Один мой знакомый, человек уже взрослый и очень серьезный по натуре, обстоятельно задумался о том, есть ли Бог, оправдана ли его только зарождающаяся вера. С такими мыслями шел он домой с работы через пустырь, и вдруг его глазам предстало видение. Господь явился ему в дивном сиянии, и сказал: «Вот, ты увидел Меня, теперь у тебя нет причин для неверия, ибо ты не веруешь, но знаешь, что Я есть». Уже долгие годы этот человек служит священником, и столь благоговейных и духовно внимательных пастырей мне приходилось видеть немного.
Но это событие экстраординарное. Обычно Господь являет Себя человеку прикровенно, чтобы дать возможность христианину возрастать в подвиге веры постепенно, переходя «от славы в славу» (2Кор.3:18). Ведь большие дары требуют и большой ответственности. И не каждый готов, оставив все, подобно апостолам, следовать за Христом. Не каждый сможет поступить и подобно этому священнику, который в зрелые годы оставил работу, привычные увлечения, вместе с семьей уехал на место своего служения вдали от дома. Поэтому каждому из нас даются дары Духа в той степени, которую нам по силам принять. Но все же первые годы у новоначального проходят под особым благодатным покровом. Как ребенок, взрослея, становится все более самостоятельным от родительского попечения, так и в духовной жизни верующего действие благодати видимо умаляется, чтобы человек, в той или иной степени окрепший в духовном подвиге, смог совершенствоваться в вере и добродетели.
Искренно стремящийся к Богу христианин, всецело доверившийся Господу, на первых порах в Причащении Святых Христовых Таин обретает необъяснимую радость, покой, мир в душе. Но проходит время, и эти ощущения угасают. Причина здесь не только в духовном взрослении, хотя и это часть Божия Промысла. Просто эти благодатные ощущения могут стать самоцелью, уже не приближать человека ко Христу, но заслонять собою Христа. Наступает период, когда христианин должен пройти некую духовную пустыню, и на этом отрезке пути в Царствие Небесное Бог помогает совсем незримо, лишь изредка являя Себя.
Подобное хорошо описано в житии преподобного Силуана Афонского, когда тот дошел до отчаяния, подозревая богооставленность. И тогда Господь явил Себя Преподобному, развеяв его подозрения[ 1] . Потому и нам не стоит отчаиваться, когда привычно уютный духовный мир становится вдруг неуютным и даже порой невыносимым. Это просто новая веха в нашем духовном развитии, трудности, которые необходимо преодолеть. Посмотрите на радостные по-детски глаза пожилых прихожанок, и вы поймете, какой сладостью утешены те, кто перенес все трудности пути духовного совершенствования. А ведь это далеко не предел совершенства. Гораздо большего достигли святые, но и о них Господь говорит, что самый больший из них – лишь духовный младенец для Небесного Царствия.
Но бывает и иначе. Приходит человек в храм, причащается, а потом уходит разочарованный. Ничего не приобрел он, ничего не ощутил. Конечно же, путь христианина всегда индивидуален, но чаще всего так происходит из-за того, что не Христа пришел найти человек в храме и Таинствах Церкви, но что-то иное. Многие матери начинают ходить в храм, когда их сыновья уходят служить в армию, а дочери ищут жениха. Когда постигает человека болезнь. Господь, конечно, и таким образом стремится приобрести человеческую душу для спасения, но здесь важно помнить, что только тогда от такого посещения храма будет польза, когда цель человека – обрести Бога. Все остальное не принесет доброго плода. И, конечно, нельзя прибегать к Таинствам Церковным без осознания этой высшей цели. Особенно необходимо быть осторожным с Причащением.
Думается мне, что причащаться новоначальному можно лишь тогда, когда он глубоко уверует в то, что в хлебе и вине он принимает Самого Господа, проходящего «во вся уды и вся составы», всецело обновляющего душу и тело. Пока нет таковой веры, а она ведь тоже плод духовного подвига и молитвы, причащаться нельзя. Ведь не случайно апостол предупреждает нас об опасности безрассудного Причащения. Приобретя дар таковой веры, необходимо ее не угашать, но возгревать частым Причащением. Неслучайно пресвитеры как духовные руководители христианской общины причащаются за каждой Литургией. Такая частота Причащения возможна и для каждого христианина, который ведет глубоко духовный образ жизни. Другое дело, что до такого состояния необходимо дорасти. Незрелые плоды несъедобны, и спешащий войти на высоты духовности непременно падет. Конечно же, бывают и благодатные исключения, когда в сердце искренно стремящегося ко Христу сразу же происходит обновление и этот человек всей своей душой становится готов к Причастию, но из исключения не стоит делать правило. А правило таково, что для духовной зрелости требуется время и труд. Без этого благодать Святых Даров может стать не очищающей, но опаляющей и Таинство может не принести пользы, но навредить неокрепшей душе.
Говоря о том, должно ли христианину переживать, если он чувствует богооставленность или же совсем теряет веру, нужно помнить еще одно обстоятельство. Благодать не всегда отходит от человека в результате духовного роста. Это может произойти и от духовной лености. И важно постоянно испытывать себя, что происходит в душе – духовное ли развитие достигло того уровня, когда мы должны научиться самостоятельности, или же мы просто уподобились малышу, который залез под кровать, куда мамины руки просто не дотягиваются. Или же мы уснули душой, и Господь до времени не тревожит наш беспечный сон?
В тот же день, во время вечерни, в церкви Святого Пророка Илии, что на мельнице, направо от царских врат, где находится местная икона Спасителя, он увидел живого Христа.
«Господь непостижимо явился» молодому послушнику, и все существо, и самое тело его исполнилось огнем благодати Святого Духа, тем огнем, который Господь низвел на землю Своим пришествием (Лк. 12:49). От видения Симеон пришел в изнеможение, и Господь скрылся. Источник.
Источник