- 10 способов уменьшить стресс на работе
- Самые распространенные причины появления стресса на работе
- Способы борьбы со стрессом на работе
- 7 практических советов, как справиться со стрессом на работе
- Перезагрузитесь с помощью дыхательных упражнений
- Любую ситуацию поворачивайте в свою пользу
- Не ленитесь отдыхать
- Спорт, спорт, спорт
- «Я молодец»
- Тренируйте осознанность
- Учитесь понимать мотивы людей
- Перезагрузитесь с помощью дыхательных упражнений
- Любую ситуацию поворачивайте в свою пользу
- Не ленитесь отдыхать
- Спорт, спорт, спорт
- «Я молодец»
- Тренируйте осознанность
- Учитесь понимать мотивы людей
10 способов уменьшить стресс на работе
Стресс стал неотъемлемой частью современного общества. Причин для его появления в повседневной жизни множество: язвительные высказывания коллег, проблемы в личной жизни, маленькая зарплата, грубость попутчиков в общественном транспорте. Конечно, найдутся люди, которые на замечание руководителя ответят улыбкой и не станут думать об этом в дальнейшем.
А для кого-то даже это станет поводом для бесконечных переживаний, которые приведут к бессонной ночи и проблемам со здоровьем.
В этом нет ничего удивительного. Стресс – это неспецифическая реакция организма на любые требования, предъявленные ему. Так считает основоположник учения о стрессе Ганс Селье.
Гораздо больше повезло стрессоустойчивым людям, способным адекватно реагировать на нестандартную ситуацию. А что же делать остальным? Остановимся более подробно на рабочем стрессе, которому подвержен, как минимум, каждый третий.
Характерные признаки стресса на работе:
- чувство тревоги;
- раздражительность;
- напряжение;
- головные боли;
- хроническая усталость;
- нежелание идти на работу;
- апатия;
- бессонница.
У человека, постоянно находящегося в состоянии стресса, не только снижается работоспособность. Перманентное пребывание в нервозном состоянии может привести к серьёзным физическим и психологическим проблемам со здоровьем.
Самые распространенные причины появления стресса на работе
1. Переход на другую работу. Вы сталкиваетесь с необходимостью освоения новых навыков, знакомства с другим коллективом, сменой рода деятельности. Практически всегда смена работы приводит к стрессу.
2. Напряжённая обстановка в трудовом коллективе, отсутствие взаимопонимания и поддержки. Очевидно, что это негативно сказывается на работниках и может стать причиной стресса.
3. Авторитарный метод руководства. Излишнее давление со стороны начальства зачастую становится причиной не только стресса, но и увольнения.
4. Чрезмерно перегруженный разноплановыми активности или, наоборот, монотонный характер работы. Причиной серьёзного дискомфорта на работе может стать не только большой объём работы, необходимость решать целый комплекс задач, но и монотонность труда, ежедневная однообразная и скучная работа.
Если причины стресса никуда не денутся, значит мы все – заложники обстоятельств и вынуждены просто запастись терпением и мириться с тем, что происходит? Нет. В данном случае необходимо вспомнить известную истину о том, что если мы не в состоянии изменить обстоятельства, надо научиться правильно относиться к ним. Итак, как справиться со стрессом на работе?
Способы борьбы со стрессом на работе
Найдите разумный баланс между работой, отдыхом, семейной жизнью, общением с друзьями. Постарайтесь проанализировать своё расписание и загруженность на работе и выстроить сбалансированный график. Возможно, решаемые вами ежедневно профессиональные задачи не требуют таких временных и эмоциональных затрат. Любому человеку необходим отдых, а работа не должна трансформироваться в игру на выживание.
Составьте список того, что необходимо сделать. Возможно, вам покажется, что это – малоэффективная и ненужная работа, которая только отнимет время. А его ведь и так не хватает! Вы ошибаетесь: именно такой простой способ позволяет снять ненужное напряжение и чётко выстроить стратегию поведения.
Структурируйте задачи, которые необходимо решить. Советуем начать с решения наименее приятных задач. То, что вам более приятно, сделаете в конце дня.
Расставьте задачам приоритеты. Не делайте всё сразу. Зачастую напряжение и паника возникают именно потому, что задача кажется невыполнимой в установленные сроки. Если предстоит разработать сложный проект, разбейте его на отдельные этапы. А самое главное – научитесь решать задачи постепенно, шаг за шагом. Лучше сосредоточиться на реализации маленьких задач, не думая изначально обо всём.
Не создавайте сами искусственный стресс. Задумайтесь – возможно, подъём на 10-15 минут раньше избавит от ненужной спешки по утрам. А если боитесь не выспаться, можно лечь спать пораньше.
Делайте всё вовремя. Не оставляйте решение обязательных задач на последний момент. Потому что всё равно придётся этим заняться, но уже в состоянии цейтнота.
Научитесь отдыхать. Делайте регулярные перерывы на работе. Это поможет расслабиться и работать продуктивно. Не забывайте про обеденный перерыв.
Делегируйте полномочия. Может быть, перегруженность на работе связан с тем, что вы стараетесь сделать всё самостоятельно. В крайнем случае – проконтролировать то, как это сделали другие работники. Вам необходимо научиться делегировать полномочия другим и снизить уровень напряжения.
Научитесь говорить «нет». Очень часто на работе возникают ситуации, когда к кому-то из работников постоянно обращаются с различными просьбам коллеги. Возможно, это даже объяснимо тем, что его профессиональные компетенции не вызывают никаких сомнений. Конечно, иногда в целях сотрудничества и поддержания дружеских отношений на работе можно помочь. Но если превратить это в систему, вы столкнётесь с проблемой дополнительной усталости и нехватки времени для выполнения своей основной деятельности.
Создайте себе комфортное рабочее место. Это не предполагает обязательное наличие дорогой офисной мебели, мягкого кресла и дивана. Комфорт можно создать простыми и доступными способами: не разбрасывать вещи и бумаги, определить каждой вещи удобное и нужное место, украсить стол комнатным растением и фотографией близких и дорогих вашему сердцу людей.
Со стрессом можно и нужно бороться. Главное – не упустить момент, когда признаки надвигающейся опасности малозаметны, и вовремя начать принимать меры. Приятной работы вам!
Источник
7 практических советов, как справиться со стрессом на работе
Эксперты рассказали, как с ним справляться, чтобы сохранить здоровье и продуктивность.
Перезагрузитесь с помощью дыхательных упражнений

Любовь Богданова, психолог, дыхательный терапевт:
— Самое простое и признанное специалистами средство для борьбы со стрессом на работе — дыхание. Оно всегда при вас, его невозможно забыть, как таблетки, и ему не нужно электричество, как гаджетам с приложениями.
Обратите внимание — не все, что вы встретите о дыхании от стресса, действительно работает. Например, медленное и спокойное дыхание успокаивает, и может показаться, что это и есть избавление от стресса. Но успокоение — это только «заглаживание», все напряжения остаются.
Избавиться от стресса — значит вывести напряжение наружу. Вы же чувствуете, что подсказывает природа? Крикнуть, стукнуть, бросить, разбить что-то. Так что не идите против инстинктов, а используйте природный принцип, чтобы освободиться от напряжения. К тому же успокоительное дыхание занимает несколько минут, а антистрессовое — 10–20 секунд!
Справиться со стрессом на работе помогут следующие упражнения:
«Стрельба из лука»
Сделайте глубокий вдох — вы натянули тетиву лука. Со звуком «пх» выпустите стрелу, к которой прикреплены ваши переживания, мышечное напряжение в теле. «Пх» — улетели. Эмоциональное напряжение — несколько стрел: «пх», «пх», «пх», — неспешно, по очереди. Напряжение в мыслях «я плохой, люди плохие, мир плохой, жизнь плохая» — «пх», «пх», «пх». Следите за полетом каждой стрелы, не спешите.
«Дыхание змеи»
Сделайте глубокий вдох, а выдох выполните с усилием, чтобы звучал звук «сссссс». Повторите несколько раз.
«Энергетический душ»
Самое сильное дыхательное упражнени, чтобы побороть стресс на работе. Найдите уединенное место — пустую переговорку, запасную лестницу, даже офисный туалет подойдет. Нужно будет сделать 20–30 вдохов и выдохов подряд, соединяя дыхание с движением рук. Это «удалит» внутреннее напряжение.
Вдохи и выдохи делайте через нос. Глаза закройте. Исходное положение: стоя, руки в мягких кулаках возле плеч, будто вы держите штангу на груди. На вдохе руки выстреливают вверх, пальцы резко раскрываются. На выдохе — расслабленно падают в исходное положение к плечам. Выдох свободный, происходит сам собой. Снова активный вдох с выбрасыванием рук вверх — и расслабленный свободный выдох с падением рук. Повторите 20–30 раз.
Будьте готовы к мощному результату: гудению, жару, вибрации в руках и корпусе, опустошению в сознании и эмоциях! Это упражнение «обнуляет» психоэмоциональную нагрузку. Осторожно: повышает давление!
После антистрессового дыхания полезно сделать и успокаивающие упражнения, которые позволят противостоять стрессу на работе в долгосрочной перспективе. Это своего рода «дефрагментация диска».
«Квадрат дыхания»
Вдох на 4 счета, задержка на 4 счета, выдох на 4 счета, задержка на 4 счета. Повторите 10 раз.
«Когерентное дыхание»
Медленный вдох — плавно в течение 6 секунд, свободный выдох — 6 секунд, далее снова вдох — 6 секунд, выдох — 6 секунд и так далее. Дышите так 5 минут. В идеале упражнение надо делать три раза в день по 5 минут, или одним подходом в 15–20 минут.
Любую ситуацию поворачивайте в свою пользу
Даже в увольнении можно найти позитив. Это возможность начать все с чистого листа, найти работу поинтереснее, а еще лучше — обрести себя. Ну или просто отдохнуть.
Не ленитесь отдыхать 
Для профилактики стресса на рабочем месте бизнес-тренер Владимир Якуба рекомендует:
— Отдыхайте в любой момент, когда это возможно. Если вы идете на встречу мимо картинной галереи, а до переговоров еще 40 минут, зайдите посмотреть на рисунки. Переключаться важно.
Спорт, спорт, спорт 
Мустаева Светлана, кандидат медицинских наук, руководитель Центра спортивной медицины, ЛФК и физиотерапии:
— Как практикующий врач я регулярно работаю с пациентами, которые пренебрегали разумной физической активностью, то есть не занимались профилактикой. Мой совет всем, кто хочет избавиться от стресса на работе: тренировки не менее трех раз в неделю.
Чем помогает спорт? Он способствует выработке эндорфинов — гормонов, мобилизующих кровоснабжение. Улучшение кровоснабжения, в свою очередь, повышает работоспособность, исключает застойные явления, повышает микроциркуляцию в сосудах. Особенно в головном мозге, которым так активно пользуются программисты. У IT-специалистов сидячая работа, и это может вызвать застойные явления в области малого таза. Результат — снижение либидо, простатит у мужчин, нарушение репродуктивного здоровья у женщин. Спорт и фитнес помогут избежать этих неприятностей, которые сами по себе вызывают стресс.
«Я молодец» 
Наталья Жолудева, клинический психолог, окончила факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова и Московский гештальт-институт:
— Для профилактики стресса на рабочем месте, каждый раз, сделав что-либо полезное (даже просто закрыв вкладку с фейсбуком и открыв редактор кода), говорите себе: «Я молодец!». Если никто не дает вам обратную связь, организуйте ее себе сами! В нашей культуре, увы, это не принято, но не стоит повторять эту порочную практику до бесконечности. И если у вас есть подчиненные — не скупитесь на благодарность и похвалу. Это позволит вам больше делегировать, а им — чувствовать себя успешными. Запомните: в любой момент вы можете остановиться — и всегда найти, за что похвалить себя. Поругать вас всегда успеют. Если вы вдруг не обнаружили повода для похвалы — сделайте что-то продуктивное и скажите себе: «Я молодец»!
Негативная обратная связь тоже ценна и может снизить уровень стресса. Просто важно давать оценку делам и действиям, а не людям. Сравните ситуацию, когда вам говорят: «Вы идиот, как вы могли сделать такую глупость!», — с репликой в духе: «Вы хороший работник, но ошибка нам дорого стоила, и я вынужден сделать замечание». Разницу почувствовали?
Тренируйте осознанность 
Елена Кружилина, руководитель службы внутреннего контроля компании ICL Services:
— Ученые подтвердили положительное влияние практик осознанности на нервную систему. Сделайте их привычкой и они помогут преодолеть стресс на работе:
1. Осознанность приятных переживаний. Погрузитесь полностью в приятный момент: какие у вас мысли и эмоции, телесные ощущения? Можете записать это в дневник. Эта практика может быть чем-то совсем простым: нежиться утром в постели, смотреть на облака, слушать смех ребенка.
2. Осознанное дыхание. Чем бы вы ни занимались, осознайте тело: позу, опору под ногами и бедрами. Сделайте глубокий вдох и выдох и наблюдайте, как движется тело при дыхании. Чтобы успокоиться, выдох должен быть в 2−3 раза длиннее вдоха. Это можно делать абсолютно везде, не привлекая внимания.
3. Повседневная осознанность. Во время простых ежедневных действий наблюдайте за каждым движением тела и ощущением, ловите взглядом предметы, чувствуйте запахи и оттенки вкуса. Например, когда принимаете душ и чистите зубы, завариваете чай, моете посуду или гуляете.
Учитесь понимать мотивы людей 
Переживать стресс на работе помогут несколько советов от психолога Татьяны Порицкой:
— Человек может вредить вам по двум причинам: либо он видит в этом пользу для себя, либо защищается. Ваша задача — определить мотив и устранить его.
Например, начальник ругает вас. Почему? Потому что он считает, что только так можно влиять на сотрудников и повышать свой авторитет. Нужно объяснить ему, что когда на вас орут, вы теряетесь и ничего не можете делать.
Или клиент начинает предъявлять претензии. Тут очевидно, что он защищает себя и хочет справедливости. В данной ситуации помогают успокаивающие фразы, которые показывают, что вы понимаете человека, серьезно к нему относитесь и делаете все возможное. Благодаря этому клиент перестанет использовать нападение в качестве защиты.
А как вы справляетесь со стрессом?
Эксперты рассказали, как с ним справляться, чтобы сохранить здоровье и продуктивность.
Перезагрузитесь с помощью дыхательных упражнений

Любовь Богданова, психолог, дыхательный терапевт:
— Самое простое и признанное специалистами средство для борьбы со стрессом на работе — дыхание. Оно всегда при вас, его невозможно забыть, как таблетки, и ему не нужно электричество, как гаджетам с приложениями.
Обратите внимание — не все, что вы встретите о дыхании от стресса, действительно работает. Например, медленное и спокойное дыхание успокаивает, и может показаться, что это и есть избавление от стресса. Но успокоение — это только «заглаживание», все напряжения остаются.
Избавиться от стресса — значит вывести напряжение наружу. Вы же чувствуете, что подсказывает природа? Крикнуть, стукнуть, бросить, разбить что-то. Так что не идите против инстинктов, а используйте природный принцип, чтобы освободиться от напряжения. К тому же успокоительное дыхание занимает несколько минут, а антистрессовое — 10–20 секунд!
Справиться со стрессом на работе помогут следующие упражнения:
«Стрельба из лука»
Сделайте глубокий вдох — вы натянули тетиву лука. Со звуком «пх» выпустите стрелу, к которой прикреплены ваши переживания, мышечное напряжение в теле. «Пх» — улетели. Эмоциональное напряжение — несколько стрел: «пх», «пх», «пх», — неспешно, по очереди. Напряжение в мыслях «я плохой, люди плохие, мир плохой, жизнь плохая» — «пх», «пх», «пх». Следите за полетом каждой стрелы, не спешите.
«Дыхание змеи»
Сделайте глубокий вдох, а выдох выполните с усилием, чтобы звучал звук «сссссс». Повторите несколько раз.
«Энергетический душ»
Самое сильное дыхательное упражнени, чтобы побороть стресс на работе. Найдите уединенное место — пустую переговорку, запасную лестницу, даже офисный туалет подойдет. Нужно будет сделать 20–30 вдохов и выдохов подряд, соединяя дыхание с движением рук. Это «удалит» внутреннее напряжение.
Вдохи и выдохи делайте через нос. Глаза закройте. Исходное положение: стоя, руки в мягких кулаках возле плеч, будто вы держите штангу на груди. На вдохе руки выстреливают вверх, пальцы резко раскрываются. На выдохе — расслабленно падают в исходное положение к плечам. Выдох свободный, происходит сам собой. Снова активный вдох с выбрасыванием рук вверх — и расслабленный свободный выдох с падением рук. Повторите 20–30 раз.
Будьте готовы к мощному результату: гудению, жару, вибрации в руках и корпусе, опустошению в сознании и эмоциях! Это упражнение «обнуляет» психоэмоциональную нагрузку. Осторожно: повышает давление!
После антистрессового дыхания полезно сделать и успокаивающие упражнения, которые позволят противостоять стрессу на работе в долгосрочной перспективе. Это своего рода «дефрагментация диска».
«Квадрат дыхания»
Вдох на 4 счета, задержка на 4 счета, выдох на 4 счета, задержка на 4 счета. Повторите 10 раз.
«Когерентное дыхание»
Медленный вдох — плавно в течение 6 секунд, свободный выдох — 6 секунд, далее снова вдох — 6 секунд, выдох — 6 секунд и так далее. Дышите так 5 минут. В идеале упражнение надо делать три раза в день по 5 минут, или одним подходом в 15–20 минут.
Любую ситуацию поворачивайте в свою пользу
Даже в увольнении можно найти позитив. Это возможность начать все с чистого листа, найти работу поинтереснее, а еще лучше — обрести себя. Ну или просто отдохнуть.
Не ленитесь отдыхать 
Для профилактики стресса на рабочем месте бизнес-тренер Владимир Якуба рекомендует:
— Отдыхайте в любой момент, когда это возможно. Если вы идете на встречу мимо картинной галереи, а до переговоров еще 40 минут, зайдите посмотреть на рисунки. Переключаться важно.
Спорт, спорт, спорт 
Мустаева Светлана, кандидат медицинских наук, руководитель Центра спортивной медицины, ЛФК и физиотерапии:
— Как практикующий врач я регулярно работаю с пациентами, которые пренебрегали разумной физической активностью, то есть не занимались профилактикой. Мой совет всем, кто хочет избавиться от стресса на работе: тренировки не менее трех раз в неделю.
Чем помогает спорт? Он способствует выработке эндорфинов — гормонов, мобилизующих кровоснабжение. Улучшение кровоснабжения, в свою очередь, повышает работоспособность, исключает застойные явления, повышает микроциркуляцию в сосудах. Особенно в головном мозге, которым так активно пользуются программисты. У IT-специалистов сидячая работа, и это может вызвать застойные явления в области малого таза. Результат — снижение либидо, простатит у мужчин, нарушение репродуктивного здоровья у женщин. Спорт и фитнес помогут избежать этих неприятностей, которые сами по себе вызывают стресс.
«Я молодец» 
Наталья Жолудева, клинический психолог, окончила факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова и Московский гештальт-институт:
— Для профилактики стресса на рабочем месте, каждый раз, сделав что-либо полезное (даже просто закрыв вкладку с фейсбуком и открыв редактор кода), говорите себе: «Я молодец!». Если никто не дает вам обратную связь, организуйте ее себе сами! В нашей культуре, увы, это не принято, но не стоит повторять эту порочную практику до бесконечности. И если у вас есть подчиненные — не скупитесь на благодарность и похвалу. Это позволит вам больше делегировать, а им — чувствовать себя успешными. Запомните: в любой момент вы можете остановиться — и всегда найти, за что похвалить себя. Поругать вас всегда успеют. Если вы вдруг не обнаружили повода для похвалы — сделайте что-то продуктивное и скажите себе: «Я молодец»!
Негативная обратная связь тоже ценна и может снизить уровень стресса. Просто важно давать оценку делам и действиям, а не людям. Сравните ситуацию, когда вам говорят: «Вы идиот, как вы могли сделать такую глупость!», — с репликой в духе: «Вы хороший работник, но ошибка нам дорого стоила, и я вынужден сделать замечание». Разницу почувствовали?
Тренируйте осознанность 
Елена Кружилина, руководитель службы внутреннего контроля компании ICL Services:
— Ученые подтвердили положительное влияние практик осознанности на нервную систему. Сделайте их привычкой и они помогут преодолеть стресс на работе:
1. Осознанность приятных переживаний. Погрузитесь полностью в приятный момент: какие у вас мысли и эмоции, телесные ощущения? Можете записать это в дневник. Эта практика может быть чем-то совсем простым: нежиться утром в постели, смотреть на облака, слушать смех ребенка.
2. Осознанное дыхание. Чем бы вы ни занимались, осознайте тело: позу, опору под ногами и бедрами. Сделайте глубокий вдох и выдох и наблюдайте, как движется тело при дыхании. Чтобы успокоиться, выдох должен быть в 2−3 раза длиннее вдоха. Это можно делать абсолютно везде, не привлекая внимания.
3. Повседневная осознанность. Во время простых ежедневных действий наблюдайте за каждым движением тела и ощущением, ловите взглядом предметы, чувствуйте запахи и оттенки вкуса. Например, когда принимаете душ и чистите зубы, завариваете чай, моете посуду или гуляете.
Учитесь понимать мотивы людей 
Переживать стресс на работе помогут несколько советов от психолога Татьяны Порицкой:
— Человек может вредить вам по двум причинам: либо он видит в этом пользу для себя, либо защищается. Ваша задача — определить мотив и устранить его.
Например, начальник ругает вас. Почему? Потому что он считает, что только так можно влиять на сотрудников и повышать свой авторитет. Нужно объяснить ему, что когда на вас орут, вы теряетесь и ничего не можете делать.
Или клиент начинает предъявлять претензии. Тут очевидно, что он защищает себя и хочет справедливости. В данной ситуации помогают успокаивающие фразы, которые показывают, что вы понимаете человека, серьезно к нему относитесь и делаете все возможное. Благодаря этому клиент перестанет использовать нападение в качестве защиты.
А как вы справляетесь со стрессом?
Источник