Как рисовать чувствами душой
Художник-теоретик Макс Билл считал искусство тем посредником, который делает мысль видимой:
« М ысль сама по себе представляется непостижимой напрямую для органов чувств, кроме как через посредство искусства. Поэтому я считаю, что искусство способно передавать мысли, делая их непосредственно воспринимаемыми».
Математический подход в искусстве*, 1955
В своем эссе «Новые слова» Джордж Оруэлл предположил, что у каждого из нас есть своя внешняя и внутренняя ментальная жизнь: первая выражается через обычный язык, которым мы пользуемся в повседневной жизни, а вторая через иную форму мышления (или, может быть, это лучше описать как «мышление через чувства»), которая редко выходит на поверхность ввиду того, что обычные слова не способны выразить ее сложность. Наша цель — извлечь эту внутреннюю жизнь разума на поверхность, используя альтернативный, визуальный язык (в данном случае, рисование), чтобы придать ему осязаемую форму — короче говоря, чтобы сделать мысль видимой.
Рисование аналогий из глубины души
Овладев азбукой быстрых и медленных линий, выполним следующее упражнение, которое перенесет нас к рисункам, в большей мере раскрывающим сложность и тонкость визуального языка.
Прежде чем начать, прочтите, пожалуйста, все указания.
1. Разделите лист писчей бумаги на восемь равных ячеек, сложив лист пополам, потом опять пополам, затем в третий раз пополам, как показано слева.
2. Пронумеруйте каждую ячейку цифрами от 1 до 8, как показано на рис. 7.1, помещая номер в нижнем углу каждой ячейки.
3. Пометьте каждую ячейку, как показано на рис. 7.1, следующими словами, которые «обозначают» (в смысле Л-режима) человеческие черты или эмоциональные состояния: 1) Гнев; 2) Радость; 3) Спокойствие (или Безмятежность); 4) Депрессия; 5) Энергичность (или Сила);
6) Женственность; 7) Болезнь; 8)________(Последнее
на ваш выбор — любая человеческая черта, качество, состояние или эмоция. Вот некоторые примеры, которые сразу приходят на ум: мужественность, одиночество, ревность, тревога, истерия, безнадежность, чувство вины, экстаз, любовь, ненависть, обожание, страх).
4. Я включила в книгу примеры рисунков, выполненных в ходе такого же упражнения студентами, но пока на них не смотрите. Самое главное, постарайтесь выполнить это упражнение, не думая о том, что ваши рисунки «долж-
ны» выглядеть так или эдак. Здесь не может быть «правильных» или «неправильных», «хороших» или «плохих» рисунков. Каждый рисунок будет правильным, потому что он правилен для вас.
5. Рисуйте карандашом, а не ручкой. Каждый рисунок будет состоять из линий в каждой ячейке. Вы можете использовать для рисунка одну линию, много линий, можете всю ячейку покрыть линиями, если считаете это правильным. Вы можете наносить длинные штрихи или короткие, тонкие (острием карандаша) или широкие (боковой поверхностью стержня), нажимать на карандаш сильно или слабо. Если нужно, пользуйтесь резинкой. Короче, как вы пользуетесь карандашом — дело ваше.
6. В каждой ячейке — поочередно — нарисуйте то, что для вас олицетворяет записанное внизу слово. Ваши рисунки станут аналогиями ваших мыслей по поводу каждого понятия в том смысле, что сделают субъективное мышление объективным, придавая ему видимую форму.
Но есть одно строгое ограничение (и только одно): вы не должны рисовать никаких картинок или пользоваться какими-либо символами. Никаких дождевых капель, ни падающих звезд, ни сердечек, ни цветов, ни вопросительных знаков, ни молний, ни радуг, ни сжатых кулаков. Используйте только язык линии: быстрые линии, медленные линии, светлые, темные, гладкие, шероховатые, ломаные, плавные — какие вы считаете правильными для того, что пытаетесь выразить. Это выражение проступит сквозь штрихи на бумаги, через посредство параллельного визуального языка линии.
Прочтите в первом прямоугольнике слово «Гнев». Вспомните, когда вы последний раз были по-настоящему в гневе. Не используя слов, даже для наименования событий или причин, вызвавших у вас гнев, прочувствуйте внутри себя, что такое гнев. Вообразите, что вы опять гневаетесь, что гнев так и напирает изнутри, проникая в вашу руку, потом в кисть руки, в палец и выходит наружу через острие карандаша, чтобы самому запечатлеть себя в линиях, которые эквивалентны вашему чувству, — линии, которые выглядят как переживаемое чувство. Линии не обязательно наносить все сразу, их можно подправлять, изменять, стирать, если нужно, чтобы достичь того образа эмоции, который казался бы соответствующим самой эмоции, как она ощущается вами.
8. Выполнять рисунки вы можете так долго, как пожелаете. Постарайтесь не подвергать свои рисунки внутренней цензуре; они предназначены только для вас, и их нет необходимости кому-либо показывать. Вы просто пытаетесь сделать так, чтобы линии проявили — сделали очевидными — ваши личные внутренние чувства. Ваша цель — создать визуальные образы, которые аналогичны вашим чувствам, т. е. олицетворяют их.
Еще раз подчеркну, что в этих аналоговых рисунках не может идти речь о правильности или неправильности. Каждый образ, который вы создаете, будет правильным, потому что он правилен для вас. Каждый образ будет исключительно вашим, уникальным, поскольку никто другой во всем мире не может в точности воспроизвести визуальное проявление вашего разума, ваших мыслей и эмоций.
Поймите, что вам не нужно знать, какими будут эти линии, прежде чем вы нарисуете их. Более того, в некотором смысле, вы и не можете знать заранее, как они будут выглядеть. Эти линии откроются вам, когда вы нарисуете их. Только тогда вы узнаете, как они выглядят. Поэтому не пытайтесь заранее визуализировать, каким будет завершенный рисунок. Предоставьте рисунку проявляться самостоятельно — самому сказать то, что он должен сказать.
Попытайтесь выполнить весь набор рисунков в один присест. Моим студентам на это обычно требуется пятнадцать—двадцать минут, хотя некоторым нужно больше времени, а другие заканчивают быстрее. Когда вы закончите, я покажу вам коллекцию аналоговых рисунков, выполненных студентами. Сейчас не смотрите на них! Ваш ум должен быть чист от аналогий других людей, чтобы могли проявиться образы, присущие только вам. Помните, эти рисунки не могут быть неправильными или плохими. Они, как и личная подпись, просто такие, какие они есть для каждого человека.
Теперь, когда вы закончили свои рисунки, положите свой лист рядом с рисунками студентов, показанными на рис. 7.2—7.7, с. 80—82. Рассмотрите отличия, которые делают ваши рисунки и рисунки каждого студента уникальными, но не менее важно, чтобы вы увидели сходство, в самом общем смысле — и то, и другое является частью «словаря» визуального языка.
Словарь: бесконечная переменчивость внутри общего сходства
Сначала об общих сходствах. Вы заметите, что рисунки из каждой отдельной категории имеют некоторые общие характерные черты — некое «семейное» сходство. Например, в прямоугольниках, помеченных словом «Гнев», линии зачастую темные, тяжелые, зубчатые. В прямоугольниках же, помеченных словом «Радость», линия часто светлая, извилистая и возвышающаяся. В ячейках «Безмятежность» или «Спокойствие» линия зачастую горизонтальная или спадает вниз под легким наклоном. «Депрессия» часто порождает изображение, расположенное низко в отведенном ему пространстве.
Вы можете найти эти сходства и на своих рисунках, хотя это не обязательно. Ваши аналогии могут полностью отличаться от приведенных мною примеров. Для вариаций, по-видимому, нет никаких границ. Несмотря на общие черты сходства внутри категорий, я никогда не встречала двух одинаковых рисунков, как нет двух совершенно одинаковых людей.
К общим сходствам я вернусь позже, а сейчас давайте рассмотрим бесконечное разнообразие внутри отдельной категории. Рассмотрите, пожалуйста, коллекцию рисунков изображений «гнева» на с. 83 (рис. 7.8). Каждый из этих рисунков принадлежит разным студентам.
Мысленно присовокупите свой рисунок к этой коллекции. Как вы можете видеть, хотя ваш рисунок под названием «Гнев» может иметь некоторые черты сходства с другими рисунками, он совершенно уникален — отличаясь от других, как одна снежинка имеет общие черты с другими снежинками и все-таки имеет совершенно уникальную форму.
Рассматривая свой рисунок в этом контексте, поймите, что вы изобразили свой собственный гнев (как и каждый из студентов портретировал свой гнев). Каждый рисунок отличается от других потому, что каждый человек отличается от других и каждый переживает гнев, в общих чертах схожий, но совершенно уникальный по характеру, силе, продолжительности, концентрации и так далее.
Ваш рисунок делает ваш гнев видимым. Именно так он выглядит. Другой человек, глядя на ваш рисунок, смог
Источник
Интуитивное рисование
Приветствую вас друзья, читатели и посетители блога!
Сегодня на просторах интернета можно встретить огромное разнообразие курсов по обучению, в том числе и интуитивному рисованию. Рисовать по интуиции, освобождая Своего спрятанного художника... Правда, не все понимают что это, да и вообще — для чего это….
Согласитесь, что многие вещи в нашем мире просто не поддаются логическому объяснению. Вот, к примеру, психологи издавна ломали копья над понятием «Счастье». Как понять, что человек счастлив, как найти свое счастье, как его ощущать, и потом, как счастье удержать на долгое время? Наверняка и вы задаетесь подобными вопросами…
Думаю, наиболее верный вывод: счастье живет внутри каждого из нас! Мы сами проецируем его на свою жизнь, позволяя себе или нет быть счастливыми.
Точно так же обстоит дело с творческими способностями человека. Чудесным образом они прячутся глубоко в нашем подсознании. И только смелая решительность найти свое «творческое Я», показать, развить, и является дополнением к определению слова «Счастье». Как вы считаете?
Я в своей мастерской обдумываю ход работы
Давайте вместе рассмотрим все За и Против метода интуитивного рисования.
Начнем с далекого 1979 года, когда преподаватель живописи и доктор наук из Сан-Франциско Бетти Эдвардс впервые рассказала об уникальной методике интуитивного правополушарного рисования в своей книге «Откройте в себе художника».
Согласно методу интуитивного рисования, у человека формируются 5 навыков художника
- Восприятие краёв
- Восприятие пространства
- Восприятие соотношений
- Восприятие света и тени
- Восприятие целостного образа
Каждый может научиться рисовать, если освоит 5 основных навыков ВОСПРИЯТИЯ! Творческие задатки художника живут внутри нас!
Кстати, эта книга моментально стала бестселлером, была переведена на многие языки и стала настоящим пособием по интуитивной живописи. Методика Бетти Эдвардс используется для обучения в школах искусств и для различных курсов по живописи.
Как работает метод интуитивного рисования
Как мы знаем, из уроков биологии, мозг человека состоит из двух полушарий, левого и правого. Левое полушарие использует логический режим мышления. В нем анализируются и обрабатываются математические вычисления, звуки, речь, факты, даты.
А другое полушарие, правое, отвечает за образное восприятие окружающего мира . Правое полушарие тоже обрабатывает различную информацию, но не использует логику и анализ. Это дает нашему мозгу возможность фантазировать, мечтать, придумывать, сочинять… Одним словом, творить! Именно в правом полушарии хранятся таланты человека к живописи, музыке и креативному (творческому) мышлению.
Стоит отметить, что если бы не было «творческого» полушария мозга, люди бы превратились в безэмоциональные существа, которые, скорее всего, приспособили бы мир под свои жизненные нужды и только…
К тому же, для лучшего результата работоспособности мозга, оба полушария можно заставить работать синхронно, например, игрой на пианино, где работают обе руки. Также есть ряд упражнений, о которых можно почитать в подразделе Фитнес для мозга
Суть метода интуитивного рисования – как бы «отключить», не использовать логику левого полушария. И в это же время приступить к сеансу рисования.
Как это происходит:
— Во время рисования по интуиции игнорируется самый главный страх: «Я не умею рисовать». Это позволяет превратить живопись в занятие арт-терапией или даже медитацию.
Смотрите, вот примеры рисунков до того, как начинающие художники узнали о базовых навыках художника и после. Рисунки карандашом хорошо показывают, как на изображениях слева, есть только контур рисунка. Но используя теоретические знания, начинающие художники применили и соотношение, и свето-тень и целостность изображения. По первому рисунку можно сказать, что человек «не умеет рисовать», не так ли, а вот по второму такого уже не скажешь!
А знаете ли вы, сколько страхов появляется у людей перед началом? Огромное множество! Самые популярные страхи описаны в отдельной статье. Почитайте, может и вам мешают некоторые из них и не позволяют ощутить себя художником
— Метод позволяет избавиться от перфекционизма, от желания видеть свое творение в идеальном виде. Потому что именно эти заблуждения мешают свободному процессу живописи, повышают тревожность и лишают творческого вдохновения!
— Отключаются установки «рисовать правильно и рисовать красиво». А разве так важны правильные пропорции предметов и перспектива? Оставьте пока самоанализ, со временем, в многочасовых практиках, вы станете лучше ориентироваться в живописи!
А пока — Рисуйте здесь и сейчас! Да, кое какие пропорции соблюдать нужно, но сильно углубляться в термины художника не стоит, вы рискуете НИКОГДА НЕ НАЧАТЬ рисовать… Просто рисуйте, а навыки придут сами, вот увидите!
— На замену всем страхам и неуверенности включается установка «слушать свою интуицию». В результате человек может лучше понять себя, найти свои творческие способности выразить их. Знаете ли вы, что у творческих людей есть определенные черты характера, скорее всего они есть и у вас, но раньше вы, скорее всего, не придавали этому большого значения!
В чем преимущества метода интуитивного рисования
Друзья, если рассматривать интуитивную живопись в целом, не разделяя на рисунок карандашом и на живопись красками, то преимущества этого метода становятся намного шире. Вот только некоторые из них:
— Помогает найти свой творческий почерк. Ну и что такого, что в результате рисования получается, например, непонятная абстракция! Вы же знаете, что вы изобразили, помните свои ощущения, полет души…
— Позволяет увидеть всю разнообразную картину мира так, как ее видят художники, но трансформируя через свое восприятие.
На фото я размышляю о дальнейшей работе над натюрмортом
— Дает возможность ощутить яркое и захватывающее чувство свободы, когда человек не связан условностями и правилами.
— Этот метод позволяет раскрепоститься, ощутить эмоциональный подъем, избавиться от психологических зажимов.
— А так же развивает способности к креативному мышлению. Это ценится в любой сфере деятельности. Посмотрите объявления о поиске работников, все мечтают найти креативного директора, менеджера, повара и так далее. Работник, который мыслит нестандартно по творчески, как правило, находит интересные и необычные решения для разрешения проблем.
— Интуитивное рисование – это один из способов «лечения искусством». Свободно рисуя, человек приводит в баланс общую работу полушарий. А это значит, что мозг работает синхронно и продуктивно. На этом методе построен способ арт-терапии, им пользуются психотерапевты для избавления от навязчивых и нестабильных состояний психики.
Интуитивная живопись как арт терапия
— Помогает снять стресс! Наша жизнь, наполненная напряжением, может вызывать проблемы со здоровьем: подавленное настроение, ухудшение памяти, тревожность, бессонница. Рисуя по интуиции, человек входит в состояние, похожее на медитацию, исчезают тревожащие его мысли.
Интуитивная живопись: с чего начать
Друзья, как бы банально это не звучало, но начало начинается с решительности начать… Например, вы можете заниматься дома сами! Основоположник интуитивного рисования предлагает такие тренировки в рисовании для формирования навыков художника: рисование по памяти и рисование по воображению.
Знаю, что не каждый художник, даже с багажом знаний сможет слету нарисовать придуманный сюжет или воспроизвести рисунок по памяти. Поэтому вполне разумно будет начать рисовать по фото, например, цветов, природы или портрета. Берите лист бумаги, краски или карандаши и приступайте! Вот статьи, например, где я делюсь идеями для пейзажной тематики и написанию натюрмортов.
Для начала забудьте, что у вас нет способностей к рисованию. У вас есть только краски и вы, рисуйте то, что представляете или видите!
Далее пробуйте расслабиться во время рисования. Если процесс не идет, значит, пора сосредоточиться на сюжете. Творческий процесс дело индивидуальное, у каждого бывает по- разному.
Для начинающих художников свойственно нетерпение. Не идите на поводу! Нетерпение — это напряжение, а наша цель отпустить ритм жизни. Выделите себе к примеру, полчаса и занимайтесь, рисуйте, выводите, фантазируйте. Помечтайте на бумаге, в конце концов!
Шедевр не получился? Не выбрасывайте рисунок, бережно собирайте то, что рисует ваша интуиция. Через несколько месяцев тренировок вы заметите прогресс в живописи! В статье Правополушарная живопись, или рисование для всех я порассуждала еще в правильности выбора данного метода.
Сложно заниматься интуитивным рисованием самостоятельно, воспользуйтесь обучающими мастер-классами , сейчас их очень много.
Как уже говорилось, творчество — процесс индивидуальный. Иногда именно живопись по видео инструкции помогает расслабиться и отпустить внутреннего критика, работать свободно, без страхов и зажимов.
Вот, например, мастер-класс для интуитивного рисования, снятый в моей мастерской «Романтическая цветочная композиция с золочением» в технике Алла прима. В нем все рассказано и показано доступно для понимания даже для тех, кто впервые взял кисти в руки! Не верите? А вы попробуйте и убедитесь сами!
Длительность видео урока 2 часа. За это время: Вы научитесь рисовать цветы в технике «One Stroke», то есть, одним мазком в масляной живописи. Напишете свой первый натюрморт с цветами.
Дополнительно, вы познакомитесь с техникой золочения, которую я использую в этом видео курсе. Узнаете как декорировать готовую картину золотой поталью, чтобы придать ей больше оригинальности и роскоши.
А самое главное, ощутите, как приятно и здорово быть творческой личностью, откройте в себе художника!
Анонс видео урока «Романтическая цветочная композиция с золочением» в технике Алла прима.
Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества похожих, сохраните ее себе в закладках. Она всегда будет у вас под рукой в нужный момент
Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы
Источник