Как развивать темперамент у детей

Как темперамент влияет на характер ребёнка: разбираемся вместе с психологом

Учёные считают, что темперамент ребёнка можно определить сразу же после рождения. Но как это сделать? Чем характер ребёнка отличается от его темперамента? Как воспитывать холерика? Чему научить сангвиника? Об этом «О!» рассказала практикующий психолог, кандидат психологических наук Мария Наумова.

Часто родители путают темперамент с характером. Характер формируется, а с темпераментом человек рождается. Темперамент — это определённый тип нервной системы, который является индивидуальной особенностью психики ребёнка. Раньше учёные говорили о том, что темперамент устойчив, сегодня эксперты приходят к выводу, что он всё-таки может меняться, но не в корне. Ребёнок, который родился холериком, не может через 20 лет стать меланхоликом, потому что именно темперамент определяет тип высшей нервной деятельности. Либо тип нервной системы мобильный, либо ригидный, иными словами, менее подвижный.

Темперамент накладывает отпечаток на тип мышления и определяет, насколько ребёнок эмоционально уравновешен: быстро поддаётся чувствам или держит их в себе. У холериков, к примеру, тип мышления быстрый. Такие дети много могут делать и решать, но не все задачи выполнять качественно. А у флегматиков и меланхоликов тип мышления более медленный, но зато они умеют доводить дело до конца и выполнять рутинную монотонную работу. Если родители поймут темперамент ребёнка, то им будет легче выстраивать с ним отношения.

Холерик — шумный непоседа

Ребёнок-холерик непоседлив, очень шумный, часто чрезмерно активный, у него может быть отрывистая и быстрая речь. Он не умеет контролировать свои эмоции, и всё, что его волнует, выпускает наружу. Иногда родители, не понимая природы холерика, ошибочно считают, что у него СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Холерик может очень хорошо понимать и знать что-то, но из-за своей эмоциональности совершает большое количество ошибок. Сильно расстраивается, если где-то неправильно написал слово или не там поставил запятую. В детском саду холерик может бросить рисунок, если он у него не получается.

Родители должны научить такого малыша регулировать своё эмоциональное состояние, другими словами, учить его эмоциональному интеллекту. Самый простой вопрос, которым можно воспользоваться: «Опиши, что сейчас с тобой происходит?» После того, как ребёнок расскажет, что с ним случилось, взрослые должны произнести слово, которое описывает эти чувства. Тогда со временем он научится определять свои эмоции и возьмёт над ним контроль.

Сангвиник — прирождённый оптимист

Сангвиник, в отличие от холерика, более уравновешен. Он весёлый, жизнерадостный, подвижный и вместе с тем рассудительный, более покладистый, может сосредотачиваться на чём-то. Но такой ребёнок не совсем устойчив в своих интересах и часто не может доводить дело до конца.

Самое главное, чему родители должны научить ребёнка-сангвиника, — это планированию, пусть даже на совсем примитивном уровне. Он должен понять, как разбивать дело на маленькие шажки и фиксироваться на чём-то одном. Если сангвиники в детстве научатся этому, то в будущем смогут стать очень хорошими руководителями.

Флегматик — спокойный добряк

Флегматик ещё более уравновешен, чем сангвиник, но он уже закрыт. Умеет хорошо концентрироваться на выполнении задач, но может быть очень упрямым. Такой малыш будет собирать лего и пазлы до конца. Он очень спокоен и не показывает своих эмоций окружающим людям.

Многим кажется, что флегматики медлительные, но на самом деле они могут выполнять какие-то задачи в среднем темпе и очень точно. Обычно такие дети в школе чувствуют себя не очень комфортно — задания там часто нужно выполнять на скорость, тогда как им требуется чуть больше времени, чтобы что-то сделать. Родителям детей-флегматиков нужно проводить упражнения на ускорение мышления. Понятно, что тип нервной системы таких детей не позволяет быстро делать что-то, но сегодня такой стремительный темп жизни, что под него нужно подстраиваться.

Такие дети медлительны, но очень внимательны к деталям. Лучше всего они раскрываются в инженерных профессиях, могут стать хорошими архитекторами или конструкторами. Неконфликтные, миролюбивые, они всем раздают свои игрушки, со всеми хотят дружить. Им особенно важно объяснять, что такое такое дружба и кто такой друг.

Меланхолик — хрупкая душа

Меланхолик — совершенно особый тип темперамента. Ребёнок очень застенчивый, необщительный, робкий, боязливый. Он не только медленный, но ещё очень чувствительный, плохо адаптируется к новым условиям. Малейшая стрессовая ситуация буквально выбивает у него почву из-под ног.

Главная особенность таких детей в том, что они чересчур эмоциональны, но, в отличие от холериков, держат свои эмоции внутри. Если родители не будут объяснять детям, в чём их особенность, то их внутренние переживания в будущем могут перерасти в психосоматические заболевания. А если с эмоциями работать, то они могут дать мощный творческий потенциал, который по своей креативности может превзойти другие типы темпераментов.

Задача родителей — развивать хорошую самооценку у детей-флегматиков. Такие дети считают, что у них только слабые стороны, а сильных сторон совсем нет. Поэтому мамы и папы должны постараться стать для них проводниками к внутреннему миру. Только после этого можно начинать учить меланхолика коммуникации и социальным навыкам.

Читайте также:  То чувство когда вспомнил детство

Надо понимать, что «чистых» темпераментов в природе нет. В человеке может быть 5% холерика, 10% сангвиника, 70% флегматика и 15% меланхолика. Такую формулу можно рассчитать при помощи теста в более старшем возрасте, но доминирующий тип темперамента будет заметен ещё в детстве. Знание темперамента своего ребёнка поможет выстроить в семье систему взаимоотношений таким образом, чтобы каждый смог проявить себя и находился в гармонии с собой.

Источник

Понимание темперамента ребенка — это важно

Понимание темперамента ребенка позволяет создать благоприятную среду для его развития

Родители знают, что у ребенка с ранних лет четко проявляются особенности личности. Даже братья и сестры имеют разные предпочтения, в большей или меньшей мере активны, по-разному реагируют на внешние стимулы и т. д. Одним словом, у них с раннего возраста проявляются индивидуальные черты. Родители также знают, что для разных детей нужны разные методы воспитания и обучения, которые соответствуют типам их темперамента.

Что такое темперамент?

Темперамент – это совокупность факторов, которые определяют особенности ребенка. Темперамент и характер – это не одно и то же, хотя эти понятия и взаимосвязаны. Темперамент может подчеркивать черты характера, но он имеет биологическую природу. Хотя в наше время и распространено мнение, что человека формируют воспитание и обстоятельства, не стоит забывать и о генетической предрасположенности к тем или иным особенностям. Ребенок обладает темпераментом с рождения, но до четырех месяцев, когда ребенок начинает проявлять физическую активность, черты темперамента определить очень трудно.

Как определить темперамент?

Американские психологи провели исследование (известное как Нью-Йоркское лонгитьюдное исследование темперамента), в котором приняли участие дети-представители разных культур и социальных групп. Дети, принимавшие участие в исследовании, наблюдались в возрасте 2, 6 месяцев, 1 год, 2 года, 5 и 10 лет. Также во внимание брались свидетельства их родителей.

В результате исследования были определены 9 характеристик темперамента:

  • порог реактивности: уровень стимуляции, необходимый для того, чтобы вызвать реакцию ребенка;
  • активность: уровень двигательной активности и соотношения периодов сна и бодрствования;
  • интенсивность реакций: насколько интенсивно ребенок выражает счастье, злость, грусть и другие эмоции;
  • ритмичность: насколько предсказуемы телесные функции ребенка (аппетит, сон и т. д.);
  • адаптивность: насколько легко ребенок приспосабливается к изменениям;
  • настроение: к какому настроению ребенок склонен изначально (счастливому, серьезному и т. д.);
  • приближение/отдаление: как ребенок реагирует на новые места и ситуации;
  • настойчивость: насколько хорошо ребенок умеет преодолевать неблагоприятные обстоятельства;
  • отвлекаемость: насколько хорошо ребенок умеет концентрироваться и насколько легко отвлекается.

На основании этих характеристик ученые выделили три модели проявления темперамента:

  • легкий: ребенок может приспосабливаться к обстоятельствам, обычно пребывает в хорошем настроении;
  • умеренный: ребенок умеренно активен и интересуется новыми вещами;
  • сложный: ребенок обычно пребывает в плохом настроении, с трудом приспосабливается к новым обстоятельствам, склонен вести себя отчужденно в новой обстановке, застенчив. В то же время он может адаптироваться, если имеет для этого достаточно времени.

Влияет ли пол или старшинство ребенка в семье на темперамент?

Психологами было проведено исследование родительского восприятия темперамента 4-месячных детей. Было выявлено, что от очередности рождения ребенка в семье зависит реакция родителей на темперамент и взаимоотношения родителей с ребенком. В то же время родители, принимавшие участие в исследовании, не обнаруживали связи между темпераментом ребенка и его старшинством. Вместе с тем старшинство ребенка в семье влияет на связь между темпераментом ребенка и его поведением в будущем. Например, если четырехмесячный ребенок проявляет сильные реакции и испытывает фрустрацию, у него с большей вероятностью могут возникнуть эмоциональные проблемы в период отделения от матери, если он – первый ребенок в семье.

Почему важно знать особенности темперамента ребенка?

Зная темперамент ребенка, родители могут заблаговременно знать, насколько легко он будет поддаваться воспитанию, насколько активным он будет и т. д. Это очень важно для родителей. Как только мы определим темперамент ребенка, мы поймем, как создать для него наилучшие условия для роста и развития. Если окружение ребенка соответствует его темпераменту, это создает предпосылки для здорового развития его психики.

Читайте также:  Попробуйте определить настроение близкого вам человека приняв его позу результаты опишите

Родителям недостаточно просто сказать: «Наш ребенок такой, какой есть, и с его поведением ничего не поделаешь». Особенности его темперамента подскажут, как лучше его обучать, воспитывать, мотивировать и понимать. Иными словами, темперамент – ключ к пониманию личности ребенка.

Например, если родители знают, что ребенок плохо адаптируется к новым условиям, они могут давать ему на это больше времени. Необходимо поощрять новые занятия такого ребенка, но не заставлять его делать что-либо. Следует позволить ребенку развиваться в своем темпе.

Если родители не учитывают темперамент ребенка, он может испытывать сильный стресс. Например, чрезмерно активному ребенку будет трудно усидеть дома, занимаясь чем-либо, несколько часов подряд.

Если маленького ребенка привлекает, к примеру, электрическая розетка, родители должны учитывать его темперамент, чтобы отучить его от этого. Легко адаптирующемуся ребенку достаточно одного разговора или нравоучения. Если ребенок легко отвлекается, необходимо переключить его внимание на другое занятие. Настойчивого ребенка необходимо увести от источника опасности.

Знание темперамента ребенка может приносить пользу и учителям. Активные дети не смогут достичь успехов в обучении, если не будут иметь возможности высвободить энергию. Застенчивого ребенка следует подталкивать к тому, чтобы он общался со сверстниками и не замыкался в себе.

Может ли понимание детского темперамента принести вред?

У родителей может возникнуть соблазн навешивать на ребенка ярлыки в соответствии с особенностями его темперамента (например, используя фразы типа «мой ребенок застенчивый, слишком активный» и т. д.), но лучше этого не делать. Подобные фразы могут повлиять на то, как окружающие будут воспринимать ребенка. От этого может пострадать его самооценка и возникнуть проблемы в процессе его развития. Например, называя ребенка «трудным», вы можете спровоцировать его на плохое поведение. Вместо того чтобы навешивать на ребенка ярлыки, постарайтесь создать для него дома атмосферу, которая будет максимально соответствовать его особенностям.

Когда вы начнете учитывать особенности темперамента детей, вы можете обнаружить, что относитесь к детям по-разному. Однако этот недостаток можно исправить, удовлетворяя потребности каждого из детей.

Часто родители беспокоятся о том, что, создавая ребенку обстановку, соответствующую его темпераменту, могут его избаловать. Однако понимание недостатков детского темперамента можно использовать и для того, чтобы в некоторых моментах быть с ребенком более мягким, а в некоторых, наоборот, устанавливать для него жесткие ограничения.

Если ребенок проявляет плохое поведение, не стоит думать, что это его естественная склонность. Чаще всего плохое поведение возникает в результате того, что окружение ребенка не соответствует его темпераменту. Как и взрослые, дети, вынужденные действовать против своей природы, могут проявлять неприемлемое поведение.

Наконец, следует различать темперамент и другие причины плохого поведения. Например, ребенок может плохо себя вести из-за хронических заболеваний или задержек развития, а не из-за особенностей темперамента.

Понимание темперамента способствует развитию ребенка

Если взрослые отличаются друг от друга, то очевидно, что подобным образом отличаются и дети. Нас всех мотивируют разные вещи, мы положительно относимся к разным вещам, но чаще всего мы не задаемся вопросом, почему так происходит. Понимание темперамента ребенка позволяет нам увидеть в нем личность и научиться уважать его особенности. Когда мы это поймем, то сможем создать благоприятную обстановку для роста и развития ребенка.

Источник

Воспитание и темперамент ребенка

Особенности основных типов темперамента, которые важно учитывать в процессе воспитания

Темперамент ребенка мы не выбираем – с ним он рождается и в процессе воспитания практически не претерпевает никаких изменений. Единственное, что мы можем сделать, это «оформить» его – окружить неповторимой индивидуальностью нашего ребенка. В соответствии с темпераментом малыша и для успешного взаимодействия с ним родителям предстоит подобрать (для себя) определенную модель поведения.

Темперамент – это результат высшей нервной деятельности, который характеризуется определенным соотношением двух основных процессов: возбуждения и торможения, является преобладающим способом реагирования организма на внешние раздражители и важнейшим структурным компонентом личности. В процессе воспитания каждый тип темперамента требует индивидуального подхода.

Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик. Каждый из них связан с определенными признаками, характеризующими нервную систему человека, и имеет специфический только для себя способ реагирования.

Сангвиники – это сильный, уравновешенный и подвижный тип темперамента.

Сангвиник имеет хорошую сопротивляемость усталости и стойкость к трудностям, легко учится, продуктивен в своей деятельности и быстро приспосабливается к окружающей среде, говорит быстро, чаще плавно, громко. Ребенок, имеющий в своем арсенале такой «инструментарий», непременно будет веселым, общительным, компанейским – его эмоции всегда проявляются в поведении, он легко забывает пережитые неприятные моменты (не «застревает» на них). Такой тип темперамента в процессе воспитания не представляет сложностей. Однако в случае возникновения трудностей сангвиник может отступить от принятых ранее принципов (правил), может проявлять непостоянство и изменчивость чувств и интересов. Воспитание ребенка с таким типом темперамента в первую очередь заключается в укреплении воли, упорства и выносливости, а также в обучении тому, что принимать решения необходимо с большой рассудительностью и осторожностью.

Читайте также:  Если болит живот у беременной после стресса

Меланхолики – слабый, неуравновешенный, инертный тип темперамента.

Меланхолик имеет низкую сопротивляемость усталости и трудным жизненным ситуациям, а также малую подвижность. Такой ребенок легко приобретает комплексы, из-за чего становится пассивным и апатичным. Придает большое значение всему, что его так или иначе касается, и всюду видит трудности и повод для опасения. Принятие решения для него стоит огромных усилий – даже если это самое малое и незначительное решение. А если он все-таки решился, то тратит на этот процесс так много энергии, что на сам поступок часто уже не имеет сил. Меланхолик трудно адаптируется к окружающей среде, недоверчив, полон страхов, сомнений, уклоняется от общения (по типу одиночки, отшельника). Он впечатлительный и ранимый. Воспитание такого ребенка представляет трудности. Требует от родителей и воспитателей огромной снисходительности, деликатности и мягкости в общении, а также создания атмосферы доверия. Ребенка с таким типом темперамента надо поддерживать, стимулировать, поощрять и мотивировать на действие, помогать в принятии решений (но не решать за него!). От природы меланхолик застенчив, избегает общества, ему необходимо помочь в преодоление такого положения – помочь найти подходящий круг общения (такой, где его не будут унижать). При воспитании меланхолика следует обращать особое внимание на его достоинства и преимущества и делать акцент даже на самых маленьких успехах.

Холерики – сильный, неуравновешенный, подвижный тип темперамента.

Холерику свойственны высокая сопротивляемость усталости и стрессу, но в то же время нехватка эмоциональной уравновешенности. Обладает очень живым, энергичным нравом. Резок, вспыльчив, но отходчив, учится средне, тяжело адаптируется к окружающей среде. Говорит громко, жесты нервные и неточные. Холерик упорно стремится к цели и может добиваться быстрых результатов, если дело потенциально успешное, а конечный результат ему особо интересен. Воспитание сопряжено с трудностями. Когда он встречает протест или сопротивление, становится агрессивным. Воспитание ребенка с таким типом темперамента должно сосредотачиваться на благоразумии и рассудительности, которые ему всегда необходимо задействовать, прежде чем принимать решение, ведь решения у него, как правило, импульсивны и не обдуманы. Воспитание также должно фокусироваться на торможении скорости его реакций. Учитывая склонность холериков к эгоизму и честолюбию, важным является также изменение властного отношения к окружению, необходимо научить такого ребенка учитывать потребности других людей. При этом в отношениях даже с самим маленьким холериком следует избегать использования насилия и применения силы, поскольку это пробуждает в нем агрессию и порождает бунт. А при сильном ударе он даже может дать сдачи. В этом случае лучше обратиться к его доброй воле и амбициям.

Флегматики – сильный, уравновешенный и инертный тип темперамента.

Флегматик имеет хорошую сопротивляемость усталости, эмоционально уравновешен и стабилен, но реакции, скорее, медленные, поэтому у него практически не бывает эмоциональных вспышек и необдуманных поступков. Учится легко, не имеет трудностей с адаптацией к окружающей среде. Его речь медленная, монотонная, бедна на образы и жесты. Ребенок, скорее, веселый, не создающий трудности в процессе воспитания. Из-за своей медлительности может производить впечатление ленивого, но это всего лишь иллюзия, которой не следует поддаваться. Он трудолюбив, добросовестен, как ученик прилежен и ответственен. Порученное дело, как правило, доводит до конца. Такому ребенку необходимо помочь в расширении интересов, так как он склонен сосредотачиваться лишь на одной выбранной теме.

Конечно, стоит учитывать, что чистые типы темперамента практически не встречаются. Как правило, мы имеем дело со смешанными типами с явным преобладанием одного из них.

Знание особенностей характера ребенка, его способов реагирования позволяет родителям более грамотно использовать индивидуальные методы воспитания и избегать многих болезненных воспитательных ошибок.

К сожалению, чаще всего родители не стремятся узнать тип темперамента своего ребенка, из-за чего используют по отношению к нему неправильные методы воспитания или же при наличии братьев и сестер в семье используют одни и те же методы без учета индивидуальных потребностей каждого ребенка, что часто обижает детей. Конечно, не существует золотой середины или точной инструкции по воспитанию, но знание характера ребенка всегда является неоценимой помощью – знание его типа темперамента, особенностей развития, внутренних движущих механизмов и многого другого, что останется важной составляющей его личности в течение всей жизни.

Источник

Оцените статью