Как развивать гуманные чувства

Как развивать гуманные чувства

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Абрамова Анжелика Владимировна

Организация: МБДОУ детский сад №18 «Алёнка»

Населенный пункт: Смоленская область, г. Сафоново

Принцип гуманности воспитания — основополагающая закономерность формирования личности как высшей социальной ценности.

Гуманность воспитания реализуется двумя путями: гуманным, человечным отношением воспитателя к воспитаннику и формированием у воспитанника гуманных качеств личности.

Современные дети испытывают огромную потребность в доброте, любви, заботе, уважении, но социальная среда всячески противодействует этому: ребенок на каждом шагу ощущает зло, зависть, агрессивность. Поэтому воспитатель должен создать все условия для гуманного развития воспитанника, искренне желать избавить его от невежества и порока, эгоизма и несправедливости.

Гуманное отношение к воспитаннику рождает у него желание быть хорошим, добрым, чутким, отзывчивым, а затем это желание превращается в стойкое нравственное убеждение и гуманные черты личности.

Нашему обществу нужны люди с активной жизненной позицией, пользующиеся авторитетом, умеющие работать в коллективе. Закладывать основу этих качеств можно и нужно в дошкольном возрасте.

Именно в дошкольном периоде находятся истоки формирования личности человека. Группа детского сада для большинства детей является первой организованной малой группой, в которой начинают складываться у ребенка его первые отношения со сверстниками и одновременно определяются первые контуры детского коллектива.

В совместной деятельности, в общении, если они правильно построены, возникает общность эмоциональных переживаний, появляется возможность обогащения чувствами другого.

Однако коммуникативная активность ребенка также не всегда и не во всех случаях свидетельствует о развитости гуманных проявлений дошкольников. Так, есть дети, которые адресуют свою активность ко взрослому сугубо для своих «личных выгод». Вместе с тем эмоциональное расположение к человеку требует определенного уровня развития коммуникативной активности, которая дает ребенку возможность приобрести опыт положительного общения со взрослым.

Очень важно стимулировать гуманные проявления ребенка адресованные окружающим: воспитателю, няне, другим взрослым (обрати внимание, помоги, сделай приятное, доброе). Следует побуждать детей выражать свои добрые чувства и к сверстникам, упражнять их в умениях проявлять такт, заботу, тепло к окружающим, поощрять даже самые незначительные проявления их дружеских чувств друг к другу, намеренно использовать любую ситуацию, чтобы дети учились заботливо относиться к окружающим: «Молодец, Саша, хорошо поступил, поиграл игрушкой и отдал ее Вите». Улыбнулся малыш другу, а педагог подчеркивает: «Вот какие вы добрые, хорошие друзья».

Формируя у детей внимательное, предупредительное отношение к сверстникам, воспитатель разъясняет, почему так, а не иначе следует поступать, побуждает детей проявлять уважение к товарищам, оказывать им помощь («Помоги своему товарищу», «Поделись игрушкой с другом», «Не обижай маленького», «Жить следует дружно», «Играть лучше вместе») и т. д.

Это является основой формирования более четкого эмоционального сочувствия, содействия — проявления гуманных чувств.

Воспитание и развитие у детей гуманных чувств и отношений — сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирование у детей этических представлений, обобщенных и дифференцированных. Эти представления должны основываться на доступных, конкретных, образных примерах из жизни или литературных произведений, способствующих развитию нравственного сознания детей, самостоятельности их суждений. При этом важно, чтобы педагог развивал у детей способность устанавливать причинно-следственные связи между собственным поведением и тем, как оно отражается на других. Осознание детьми мотивов поступков способствует быстрому усвоению ими этических представлений, и, следовательно, развитию гуманных чувств, правильному поведению. Под влиянием обстоятельств воспитание отношений между детьми изменяется: ребенок все более руководствуется в своем поведении не только личными желаниями и интересами, но и требованиями, интересами окружающих взрослых и детей.

К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они бурно проявляются в мимике, словах, движениях. На 4-5 году жизни у ребенка впервые появляются зачатки чувства долга. Это связано с формированием простейших нравственных представлений относительно того, что хорошо и что плохо. Возникают переживания удовольствия, радости при удачном выполнении своих обязанностей и огорчения при нарушении установленных требований. Нравственные проявления детей 6-7 лет отличаются неровностью и неустойчивостью, особенно это характерно для ребенка 6 лет. В развитии организованного поведения у детей старшего дошкольного возраста наблюдаются различия.

Одни дети придерживаются норм поведения, умеют трудиться хорошо, вместе, замечают нарушение тех или иных правил, стараются их исправить. Другие испытывают из-за незнания правил или отсутствия необходимых навыков, затруднения при выполнении работы. Разное поведение детей часто зависит от их эмоционального состояния, индивидуальных особенностей, что требует от педагога использования разнообразных методов и приемов, более тонкого их применения.

К концу года старшие дошкольники воспринимают правила как норму поведения. У детей накапливается опыт коллективной жизни, устойчивые коллективные связи.

С возрастом дети становятся более наблюдательными, более объективными и точными в оценке поведения окружающих. Они способны уже к дифференциации и обобщению этических представлений. Работа воспитателя по формированию у детей гуманного отношения к людям, ко всему живому, должна быть целенаправленной, систематической. При этом надо помнить о доступности сообщаемых ребенку сведений. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости, являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому педагог должен, прежде всего, выяснить, что знают сами дети об этих отношениях между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия «доброта», «честность», «справедливость», осознают ли они проявление жестокости.

Одним из условий пробуждения гуманных отношений является развитие нравственного сознания детей. Дети старшего дошкольного возраста способны не только различать хорошие и плохие поступки, но и понимать, почему нужно поступать хорошо, какой мотив стоит за каждым поступком. Путь формирования у детей знаний о хорошем поведении до правильного поведения очень сложен и должен быть заполнен постоянной работой взрослых над развитием нравственного сознания детей. В данном случае дети знают правила, но поступают неправильно; в другом — поступают как будто бы правильно, но поступки их фальшивы, корыстны, в третьем — поступают хорошо, но не способны разобраться в конфликте между сверстниками. Некоторые дети при хорошем собственном поведении остаются, равнодушны к поведению окружающих. Нередко они ведут себя хорошо только в присутствии взрослых из страха быть наказанными.

Читайте также:  Что ухудшается первым делом при стрессе

Чувство гуманности не должно вытекать из чувства страха или по принуждению. Донести до сознания детей, объяснить им, что поступать надо честно только потому, что за ложь наказывают, что ложь отвратительна, можно только на конкретных примерах у детей необходимо вызвать жалость, сочувствие к тем, кто пострадал из-за лжи, и постепенно ребенок начинает осознавать, почему нельзя поступать плохо, нельзя причинять людям зло.

Приучая детей раздумывать над поступками, взрослые развивают в них нравственное сознание. Надо чаще создавать условия, в которых ребенок мог бы проявить самостоятельность, активность. Необходимо привлекать детей к разрешению конфликтов. Дети чувствуют большое эмоциональное удовлетворение от того, что самостоятельно находят выход из создаваемого положения. Воспитание гуманных чувств находится в тесной зависимости не только от уровня этических представлений детей, но и от их способности эмоционально реагировать на различные события: радоваться, возмущаться, сопереживать.

Богатым потенциалом в воспитании гуманизма обладает художественная литература. Произведения художественной литературы активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность, способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, меняет его отношение к вещам, перестраивает его субъективный мир. Для развития гуманных отношений рекомендуется

использовать произведения художественной литературы, в которых не только описывается конфликтная ситуация, а, как в сказках, были бы противопоставлены друг другу добро и зло. Например, детям старшего дошкольного возраста можно прочитать рассказ Н. Носова «Карасик». Беседуя с детьми об этом рассказе, недостаточно спросить, как поступил мальчик, необходимо так построить беседу, чтобы дети глубже задумались над поведением героя и почувствовали бы зависимость между совершенным им поступком и пришедшим к нему раскаянием.

В этом случае происходит не только формирование представлений детей о хорошем и плохом, но и развитие их чувств. При формировании и развитии у детей этих представлений и гуманных чувств, необходимо постоянно ставить перед ними новые задачи, сосредотачивать их внимание на жизненном опыте. Например, можно предложить ребенку рассказать о каком-нибудь случае несправедливости, свидетелем которого он был, и спросить у него, что он сделал для того, чтобы исправить эту несправедливость. Можно обратить внимание ребенка на такой случай, когда он сам обошелся с кем-то несправедливо. Конечно, решить подобную задачу ребенку хотя и старшего дошкольного возраста, довольно трудно: необходимо обладать определенной долей самокритичности, а также иметь представления о непредвзятом отношении, как к окружающим, так и к самому себе. Но учить детей правильно оценивать свои поступки, сравнивая свое поведение с поведением других — одна из главных задач на пути формирования у детей этических представлений.

Выявлению и формированию этических представлений и гуманных отношений детей, воспитанию их чувств, способствует также наблюдение за общением детей в процессе деятельности: внимательны ли дети друг к другу, когда они вместе играют, трудятся, занимаются, идут на прогулку.

Формирование гуманных взаимоотношений может осуществляться в различных видах деятельности. Большую часть своего времени ребенок-дошкольник проводит в игре. Игра является мощным фактором развития гуманных отношений у дошкольников.

Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, навыков коллективной жизни.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.

Радость совместной игры рождает новые отношения между детьми — товарищество и дружбу. Ребенок как личность развивается в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, в том числе игровой; причем, если она правильно организована, то оказывает положительное влияние на формирование взаимодействий и взаимоотношений между детьми.

Сюжетно-ролевая игра всегда отличается самобытной детской деятельностью, или, как принято говорить, формой детской самодеятельности. Сюжетно-ролевая игра может быть средством формирования у детей нравственных представлений вообще и гуманных чувств, в частности, поскольку дети воспроизводят в ней человеческие взаимоотношения.

В ней практически моделируются отношения, в которые вступают люди при выполнении своих общественных функций. Игра для детей единственное доступное средство ориентации в мотивах и моральных правилах взрослых. Функции роли и развертывание сюжета диктуются игровыми правилами, этими неписаными законами и четко обозначенными предписаниями.

Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать жизнь счастливой. Сформированность игровой деятельности создает необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития дошкольников.

Таким образом, воспитание гуманных чувств и отношений дошкольников, реализуется как осознание своей значимости в детском сообществе, как укрепление своей самооценки при поддержке окружающих и как накопление коммуникативных навыков.

1. Р.С.Буре «Социально-нравственное воспитание дошкольников» М.: Просвещение, 2012.

2. А.В.Запорожец «Эмоциональное развитие дошкольника».

Под ред. А.Д. Кошелевой , М.:Просвещение,1985.

3. Р.С.Буре « Как поступают друзья? Воспитание гуманных чувств и отношений». СПб.: Детство-пресс, 2004.

Источник

Воспитание гуманных чувств у дошкольников средствами игровой деятельности

Захарова Нина Александровна,

методист филиала МАДОУ Червишевского

детского сада «Сибирячок»

в с. Онохино «Солнышко»

Игра — в значительной степени

основа всей человеческой культуры.
А. В. Луначарский

Дошкольный возраст — важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения. В дошкольном детстве у детей появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. У дошкольников формируется представления о доступных их пониманию конкретных фактах общественной жизни, закладываются основы нравственности. Ребенок усваивает основные моральные нормы, принятые в нашем обществе, нормы поведения. Возрастает активность ребенка в разных видах деятельности. Возникает самостоятельная игровая деятельность.

Игра занимает важное, если не сказать центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова).[4, с.5]

Игра имеет значение не только для умственного развития детей, но и для развития его личности. Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, дошкольник проникает их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. Большое значение оказывает игра на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. В совместной игре со сверстниками дошкольник приобретает опыт взаимопонимания, учиться пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.

Читайте также:  Почему чувства преобладают над разумом

Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребенка, являются знание — действие –общение. Особая роль при этом принадлежит воспитателю. Именно от личности педагога, его знаний, умений, профессионального мастерства и способности творчески организовать руководство игровой деятельностью детей зависит использование ее в целях всестороннего развития личности ребенка. [5, с.55]

Как показывают наблюдения, многие педагоги испытывают затруднения в организации сюжетно-ролевых игр. Педагоги должны организовать так игровую деятельность, чтобы ребенок мог проявить свои творческие способности, навыки самоорганизации. Чем деятельнее и длительнее жизнь ребенка в игре, чем больше она ему приносит радость, тем глубже он входит в социальную сущность деятельности и отношений людей, тем лучше усваивает смысл общественных явлений. Целью педагогических воздействий по отношению к сюжетно-ролевой игре должно быть не только закреплений знаний, но и формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступают во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях. [4. c.11]

Ценность сюжетно-ролевой игры заключается в том, что она оказывает влияние на процесс становления отдельных психических функций, воспитание гуманных чувств. Специально организованная игровая деятельность способствует совершенствованию эмоциональной сферы ребенка, развивает нравственные мотивы поведения.

Воспитание гуманного отношения к окружающей среде- одна из задач, составная часть нравственного воспитания.Дошкольники проявляют склонность к добрым делам. Они любят природу, животных, с удовольствием ухаживают за ними, огорчаются, когда кто-то причиняет им вред. Это и есть та основа, на которой строится воспитание гуманности у дошкольников. Процесс воспитания гуманности эффективен, если он выстраивается на игровых формах взаимодействия взрослого с детьми. В игровых обучающих ситуациях ребенок учится наблюдать окружающий мир, устанавливать элементарные связи и зависимости, испытывает радость от общения с объектами природы. Большие потенциальные возможности в воспитании гуманности дошкольников имеют сюжетно — ролевые игры. В них отчетливо выражены игровые действия и правила. Эти игры возникают по инициативе детей и носят творческий характер.

Д.Б. Эльконин, исследуя игру дошкольника, отмечал, что в ней «корректным образом изменяется позиция ребенка в отношении окружающего мира и формируется сам механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрении с другими возможными точками зрения».

Педагогическая ценность игры в том, что она позволяет интегрировать экологические знания и умения детей, развивает творческую деятельность дошкольников, переносит их знания и умения в новую ситуацию. В играх выражается отношение ребенка к окружающей действительности, к людям, к самому себе.

Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Все что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуют в практику игры. Поэтому, если дошкольники использовали природоведческий сюжет, это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик. В свою очередь усвоение детьми знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не означать влияние на формирование у них гуманного отношения к объектам растительного и животного мира.

С целью формирования у детей гуманных чувств педагоги нашего образовательного учреждения используют сюжетно-ролевые игры, проблемные педагогические ситуации, создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором.

Воспитанию гуманности способствуют сюжетно-ролевые игры такие как «Зоопарк», «Ветлечебница», «Экологический патруль», «Спасатели», «Бюро добрых дел», «Следопыты» и др.

Дети старшей группы нашего образовательного учреждения были вовлечены в сюжетно-ролевую игру «Зоопарк». Мотивацией для выбора темы игры стала книга про животных зоопарка, принесенная в группу одним из детей. Эта книга заинтересовала многих детей. У детей возникли вопросы: «Как животные попадают в зоопарк?», «Как люди помогают им?». Была проведена предварительная работа: чтение книг о животных, беседы о работе зоопарка. На первом этапе сюжетно-ролевой игры дети познакомились с профессиями людей, работающими в зоопарке. Затем, самостоятельно попробовали себя в разных ролях. В ходе сюжетно-ролевой игры «Зоопарк» воспитанники проявляли заботу о животных, ухаживали за ними, вместе с «ветврачом» осматривали их. Педагогом были созданы условия для выбора детьми игрового партнера, игрового оборудования. Это повысило интерес детей к игровой деятельности. Воспитанники свободно осуществляли игровой замысел, не боясь вносить свои коррективы в ходе игры. Наблюдения показали, что ухаживая за животными воспитанники в игровой ситуации искренне проявляли гуманные чувства: заботу, жалость, бережное отношение к обитателям зоопарка.

Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

Цель: воспитание гуманных чувств через решение следующих задач:

— формировать игровые умения, вступать в ролевое взаимодействие друг с другом;

— формировать у детей уважительное отношение к труду взрослых;

— развивать у детей творческое отношение к игре, умение использовать предметы-заместители;

— воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения;

— расширять знания детей о животных зоопарка, воспитывать бережное отношение к животным.

— беседы о зоопарке (чем занимаются люди, работающие в зоопарке, как попадают животные в зоопарк и др.);

-просмотр презентаций о животных разных стран,

-пальчиковые и речевые игры о животных,

-загадывание загадок о животных,

-чтение произведений о животных,

Оборудование и атрибуты:детские стулья, животные-игрушки, тарелочки для животных, касса, билеты, муляжи овощей и фруктов, фартуки.Словарная работа: обогащать речь детей существительными зоопарк,вольер,смотритель,ветеринар.

— решение проблемной ситуации.

Игровые роли и действия:

Кассир — продает билеты.

Контролер — проверяет билеты.

Смотритель — ухаживает за животными.

Ветеринар — принимает, осматривает, лечит животных.

Мотивационный момент: внесение книги о животных зоопарка, дети с воспитателем рассматривают эту книгу.

— Ребята, как вы думаете, про что эта книга? (про зоопарк)

— А что такое зоопарк?

— Скажите, ребята, как в зоопарке появляются животные?

Воспитатель: Давайте вспомним, кто работает в зоопарке?

Читайте также:  Депрессия пожилых как бороться

Дети: Смотритель зоопарка.

Воспитатель: Какие обязанности выполняет смотритель зоопарка?
Дети: Смотрит, чтобы все животные были вовремя накормлены, чтобы в их клетках было чисто.

Воспитатель: Скажите, работа смотрителя легкая или тяжелая? Каким должен быть смотритель зоопарка?

Дети: Сильным, смелым, добрым. (пояснить с детьми: сильным-работа тяжелая, смелым- в зоопарке бывают хищники, добрым-нужно любить и

жалеть животных)Воспитатель: Кто ещё работает в зоопарке?
Дети: Ветеринар.

Воспитатель: Что делает ветеринар?

Дети: Принимает новых животных, следит за их здоровьем, дает витамины, лечит больных птиц и зверей.

Воспитатель: Кто ещё работает в зоопарке?

Воспитатель: Какие обязанности у кассира?
Дети: Кассир продает билеты.

Воспитатель: Еще кто работает в зоопарке?
Дети: Контролер.

Воспитатель: Какие обязанности выполняет контролер?
Дети: Встречает посетителей и при входе проверяет билеты.

Мотивационный этап игры:

Второй воспитатель вносит в группу черепаху, которая потерялась, уползла через открытую дверь.

— Дети, как можно помочь черепахе? (написать объявление. А пока не найдется хозяин, поместить черепаху в зоопарк.)

— Ребята, я предлагаю вам отправится в зоопарк, смотрите, а вот и зоопарк. Чтобы попасть на территорию зоопарка, что нам нужно сделать? (купить билеты у кассира и показать их контролеру, покупают билеты и проходят в зоопарк).А еще нам нужно вспомнить правила поведения в зоопарке.
В зоопарке нельзя шуметь.Нельзя дразнить животных.Нельзя кормить животных.Нельзя просовывать руки в клетку.

— Кому мы покажем потерявшуюся черепаху? (ветеринару) (Ветеринар (воспитатель) в халате и чепчике осматривает черепаху, помещает её в вольер).

— Давайте посмотрим, какие животные живут в нашем зоопарке (называют животных).

Раздается телефонный звонок.

— Минутку ребята… (воспитатель разговаривает по телефону)

Воспитатель: Ребята, мне сейчас позвонил директор зоопарка и сказал, что смотритель зоопарка заболел и пока не может ухаживать за животными. Директор просил, чтобы мы поухаживали за животными. Как вы думаете, мы справимся с этим заданием, сможем поухаживать за животными?

Воспитатель: Тогда, я предлагаю вам стать смотрителями зоопарка. Давайте вспомним, что делает смотритель. Чтобы поухаживать за всеми животными, мы с вами распределимся. У вас в руках билеты, на обратной стороне билета картинка животного, за которым вы будете ухаживать. Вы согласны? Скажите, как вы будете ухаживать за своим животными?

Дети: Накормить, убрать в вольере, постелить подстилку, дать корм. Дети убирают в вольерах, вытряхивают подстилку, накладывают корм (корм лежит на складе в общем контейнере, дети выбирают соответствующий корм для каждого животного).

Воспитатель: Ребята, сейчас вы работали смотрителями, как вы считаете это сложная работа? Что вам понравилось в работе смотрителя?

— Дети, в зоопарке за жизнью животных следит ветеринар, давайте мы попросим ветеринара, чтобы он проверил нашу работу, правильно ли мы ухаживали за животными, выбирали корм животным. (Ветеринар проверяет, при необходимости делает замечания, хвалит детей, что все дети старались, справились с работой смотрителя).

Воспитатель: Вам понравилось быть смотрителями?

Воспитатель: А вы хотели бы еще побывать в зоопарке и ухаживать за животными?

Снова телефонный звонок.

Воспитатель: Ребята, мне позвонил директор другого зоопарка и рассказал, что к ним в зоопарк ветеринары привезли детеныша панды. Директор предлагает нам поухаживать за этим детенышем. Дети, а как вы думаете, где живет панда? (Показать картинку с пандой, если не скажут, то самой сказать — живет в стране с жарким климатом, в Китае). Вы хотите поухаживать за детенышем панды? Но, прежде, чем мы поедем в другой зоопарк, нам нужно как можно больше узнать об этом животном. Я предлагаю вам, как можно больше узнать об этом животном. Можно спросить у родителей, что это за животное, где живет и чем питается, найти книги с изображением этого животного, рассмотреть его и рассказать о панде другим детям. Когда мы все узнаем о панде, то потом обязательно отправимся в зоопарк, где живут животные жарких стран.

Таким образом, правильно организованная сюжетно-ролевая игра служит средством формирования личности дошкольников, формирует у ребенка гуманные чувства, ответственное отношение ко всему живому. По мнению А.В. Запорожца, игра — это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребенка, его творческие возможности. Включение игры в процесс формирования детей представления о природе создает эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усвоят новый материал. Овладение знаниями о природе в процессе игры способствует формированию у детей осознано — правильного отношения к растительному и живому миру, формированию гуманного отношения к природе.

1. Аксенова З.Ф. Войти в природу другом. М.: Творческий центр «Сфера», 2008. 128 с.

2. Буре Р.С. Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. М.: Издательский центр «Академия»,2000. 272 с.

3. Жучкова Н.Г. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. М: «Издательство ГНОМ и Д, 2000. 62 с.

4. Организация сюжетной игры в детском саду /Михайленко Н.Я.,

Н.А. Короткова// Пособие для воспитателей. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2201. 96с.

5. Русакова Л.В. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». М.: «Просвещение», 1986,400с.

6. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. /Хухлаева О.В., Хухлаев О.В, Первушина И.М.// М.: Генезис, 2004.175с.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Источник

Оцените статью