Как развивать эмоциональную устойчивость у ребенка

Как развивать эмоциональную устойчивость у ребенка

Педагог-психолог Центра диагностики и консультирования детей и подростков – Безручкина Ольга Васильевна.

Эмоциональная устойчивость – устойчивость эмоций, эмоциональная стабильность, отсутствие склонности к частой смене интенсивных негативных эмоций.

Эмоциональная устойчивость — надежное выполнение сложной задачи. Эмоциональная устойчивость- оптимальное сочетание эмоциональных, интеллектуальных, мотивационных, волевых, психофизических и других особенностей.

Способность сдерживать, не проявлять внешне эмоции, сохранять спокойствие и спокойно реагировать на неблагоприятные обстоятельства.

Эмоциональная устойчивость определяется не только типом темперамента человека, но и уровнем его культуры, умением выстраивать жизненные приоритеты и регулировать свое психофизическое состояние.

Эмоциональная лабильность –противоположное качество. Неустойчивость эмоциональных состояний, быстрая смена одних эмоциональных состояний другими, является одним из признаков нарушений деятельности центральной нервной системы и психики человека в целом.

Если человек не обладает эмоциональной устойчивостью, это может привести к различным проблемам. Неумение делиться своими переживаниями, неумение определить собственные чувства, эмоции, приводит к возникновению различных трудностей в поведении у детей.

Подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь наиболее очевидно. Ситуация взросления подростка особенна и в этот период происходит расширение жизненного пространства ребенка, в смысле расширения социального окружения. Подросток не хочет больше принадлежать сообществу детей и в то же время знает, что он еще не взрослый. Характерными чертами поведения такой личности являются эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, эмоциональная напряженность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам.

Это может привести к возникновению эмоциональных проблем у детей, которые проявляются в форме реакций агрессии, тревоги, страха, депрессии. И как, следствие , это могут быть к различные виды отклоняющегося поведения.

Слово «девиантное» пришло в наш язык из английского, в котором существительное «deviation» означает «отклонение». Девиантное (отклоняющееся) поведение – это поведение, противоречащее общепринятым правилам или социальным нормам. Это могут быть проявления у субъекта алкоголизма, наркомании, суицидальных наклонностей, склонности к насилию, потребности в совершении хулиганских действий. Все это – особенности девиантного поведения детей или подростков, начиная с возраста 12-13 лет.

Девиантное поведение детей принято делить на три типа:

-деструктивное (человек причиняет вред самому себе, например, когда имеет суицидальные наклонности);

-асоциальное (от поведения человека страдает не только он сам, но и другие члены общества, например, алкоголизм);

-противоправное (поведение по отношению к другим, прямо запрещенное законом, например, грабеж или изнасилование). Предпосылки к девиантному поведению начинают развиваться в глубоком детстве, а своего пика достигают в подростковом возрасте.

Почему же так происходит и существует ли определенная группа риска детей, у которых может развиваться девиантное поведение? Причин, приводящих к девиантному поведению, существует множество.

Биологические причины. В этом случае социальной адаптации ребенка могут препятствовать различные анатомические и физиологические особенности его организма: дефекты зрения или слуха, внешняя непривлекательность, изменения во внешности, вызванные травмой и другими причинами. Дети или подростки, непохожие на своих сверстников, вызывают со стороны последних негативное отношение, а в качестве ответной реакции начинают проявлять девиантное поведение.

Психологические причины. К ним относятся нервно-психические заболевания или пограничные расстройства, которыми может страдать ребенок (диспропорции в уровне и темпах развития личности, резкие колебания настроения, упрямство, чрезмерная самоуверенность и категоричность, сочетающаяся с чувствительностью и неуверенностью в своих силах).

Читайте также:  Солевой стресс растений это

Социальные причины. Это дефекты и просчеты в семейном, дошкольном, школьном и общественном воспитании ребёнка, экономическое положение семей, в которых воспитываются дети, морально-психологический климат в семье.В большинстве случаев девиантное поведение у детей может формироваться в период взросления и перехода от детского к подростковому возрасту. При переходе к «взрослой жизни» происходит бурная перестройка психики ребенка. Меняются и перестраиваются такие важные психические процессы, как мышление, ощущение, восприятие, мир чувств и эмоций. У человека появляются новые черты характера, формируется его темперамент. В этот важный период может окончательно сформироваться девиантное поведение. Оно возникает не по причине генетической предрасположенности, а в следствие неудачной социализации личности. На это также может повлиять социальное окружение вашего ребенка (так называемое «влияние улицы», «дворовые университеты»).

Основными формами проявления девиантного поведения у детей являются: курение табака, употребление алкогольных напитков, подростковая наркомания, нецензурная брань, немотивированные проявления агрессии, склонность к бродяжничеству и уходам из дома, склонность к воровству, суицидальное поведение, сексуальная расторможенность.

Рекомендации родителям ребенка по развитию эмоциональной устойчивости у ребенка.

Начинать профилактику нужно с самого рождения, с детства объяснять малышу, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенок в первую очередь ищет понимание и поддержку у родителей, в отношениях с подростком обязательно присутствие доверия. При этом не должно быть ощущения того что вы вторгаетесь в его дела, он добровольно должен впускать вас в свою личную жизнь. На примере различных жизненных ситуаций вы должны объяснять ему, что о возникающих проблемах нужно говорить, нужно находить способы их решения, а не бежать от них.

Необходимо так же развивать эмоциональный интеллект у ребенка, с младшего возраста.

Для этого важно живое общение с ребенком, развитие привычки делиться своими чувствами, нужен язык, нужно средство для выражения своих эмоций.

Несмотря на то, что в нашем языке названий эмоциональных состояний очень много, десятки, если не сотни, и взрослым, и детям иногда не хватает слов для более точной передачи оттенков эмоций.

Родителям необходимо учить ребенка распознавать эмоции в другом человеке.

Как распознавать? По мимике, по голосу, по жестам, по поведению. После того, как ребенок научится распознавать чужие эмоции, он сможет сочувствовать другому человеку и оказывать ему эмоциональную помощь. Это качество является основой для добрых взаимоотношений с людьми.

«Используйте «я-сообщения» – высказывания, в которых вы говорите о своих чувствах, сообщаете о себе и своем переживании. Если ребенок своим поведением вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом, но при этом сделайте акцент на собственных чувствах, это позволит выразить негативные переживания в необидной для него форме. Такое общение улучшает контакт между родителем и подростком, дети начинают учитывать желания и переживания взрослых.

Важно уметь активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Для душевного комфорта ребенка и для его эмоционального развития такое буквальное сочувствие необходимо.

Родители сами понимают это, как только начинают спокойно и доброжелательно «озвучивать» чувства ребенка. В ответе полезно повторить то, что вы поняли из слов ребенка, а потом обозначить его чувство.

Когда дети чувствуют готовность взрослого слушать и понимать их, они продолжают рассказывать о случившемся. Активное слушание близких людей помогает ребенку самому понять, что он чувствует, назвать собственные эмоции и постепенно с ними справиться. В любые семейные дела, так же очень полезно вовлекать близких, дедушек и бабушек. Всегда возникают эмоциональные ситуации и возможность поговорить о чувствах.

Читайте также:  Чувствует ли человек прикосновения когда спит

Помимо этого, доброжелательный микроклимат в семье, позитивное отношение к ребёнку будет создавать положительный фон для поддержания его самочувствия, положительных эмоций.

Необходимо развивать у ребенка навыки общения, умения выстраивать устойчивые межличностные отношения.

Помимо родителей профилактическую работу следует проводить в детских садах и школах. Воспитателям, учителям и школьным психологам следует следить за тем, какой климат в их классе или группе. Важно организовывать различные мероприятия, походы, концерты, всевозможные психологические тренинги. Таким образом, чтобы проводимые мероприятия были интересны подросткам.

Если помочь девиантному ребенку своими силами не удается, следует обратиться к врачам-неврологам или психиатрам. Они имеют опыт по коррекции девиантного поведения детей с применением различных методов, а в некоторых случаях и нужных лекарственных средств.

Крайне важно, чтобы ребенок никогда не чувствовал себя одиноко, у него должна быть уверенность в себе и близких, которые ему помогут в любой сложной жизненной ситуации.

Любите своих детей, умейте слушать, а самое главное – услышьте их.

О проекте

«Всегда рядом» — это информационно-просветительская площадка для поддержки родителей. Здесь вы найдете полезную информацию по воспитанию и уходу за детьми, в том числе и обучающие видеоролики,а также узнаете о предстоящих и прошедших мероприятиях в Калининграде и Калининградской области.

Источник

Воспитание психологически устойчивых детей

Десять советов родителям, которые помогут воспитать детей, уверенно идущих по жизни

Психологически устойчивые дети готовы к вызовам, которые им ежедневно преподносит жизнь. Они способны эффективно решать проблемы, полноценно восстанавливаться после неудач и компетентно справляться с трудностями. Помогая детям формировать психологическую устойчивость, мы вооружаем их инструментами для решения жизненных проблем – как больших, так и малых.

Психологически устойчивые дети не действуют жестко и не подавляют свои эмоции. Они не становятся упрямыми и относятся к другим людям доброжелательно. Психологически устойчивые дети работают над своей гибкостью, адаптивностью, способностью быстро восстанавливать душевные и физические силы и смело и уверенно раскрывать свой потенциал.

Помощь ребенку в развитии психологической устойчивости требует трехстороннего подхода: обучения изменять негативные мысли на более реалистичные, контролировать свои эмоции таким образом, чтобы они не контролировали самого ребенка, и демонстрировать примеры эффективного поведения независимо от обстоятельств.

Существует несколько воспитательных стратегий, методов дисциплины и обучающих инструментов, которые могут помочь детям стать сильнее. В этой статье представлены десять стратегий помощи ребенку в развитии психологической устойчивости:

1. Учите конкретным навыкам

Дисциплина не должна заключаться в наказании, она должна заключаться в обучении. Рассматривайте плохое поведение вашего ребенка как возможность научить его конкретным навыкам, таким как навыки решения проблем, контроль над побуждениями и самодисциплина. Они помогут ребенку вести себя более эффективно даже в тех ситуациях, когда он сталкивается с искушениями, тяжелыми условиями и сложными неудачами.

2. Позволяйте ребенку совершать ошибки

Позвольте ребенку получать важные жизненные уроки, совершая собственные ошибки. Расскажите ему о том, что ошибки являются частью процесса обучения, и поэтому не нужно стыдиться или испытывать неловкость тогда, когда ты сделал что-то не так. Когда это безопасно, пусть наступают естественные последствия ошибок. Поговорите с ребенком о том, как в следующий раз избежать повторения аналогичной ошибки.

Читайте также:  Депрессия симптомы у мужчин как выйти самостоятельно лечение

3. Предотвращайте негативное мышление

Дети не могут чувствовать себя психологически устойчивыми, если занимаются самоуничижением, упиваются тревожными мыслями или делают мрачные прогнозы. Учите ребенка уметь утихомиривать свои негативные мысли, думать более реалистично и даже позитивно. Оптимистичный взгляд на неизбежные жизненные трудности помогает детям максимально раскрыть свой потенциал.

4. Помогайте ребенку встретиться со своими страхами

Если ваш ребенок избегает делать то, что считает страшным, он никогда не получит уверенность в своей способности справляться со стрессом. Если он боится темноты или опасается пробовать что-то новое, помогайте ему мужественно преодолевать свои страхи. Когда дети успешно справляются со своими страхами, они способны с уверенность выходить за пределы своей зоны комфорта и становиться еще сильнее.

5. Позволяйте ребенку чувствовать дискомфорт

Хотя желание прийти на помощь ребенку в тот момент, когда он испытывает трудности, вполне естественно, спасение от всех бед только укрепит его чувство беспомощности. Если ваш ребенок расстраивается по поводу домашней работы по математике или изо всех сил пытается решить спор с другом, позвольте ему испытать определенный дискомфорт и дайте возможность решить проблемы самостоятельно. Дети развивают психологическую устойчивость тогда, когда учатся справляться со своими эмоциями.

6. Сосредоточьте внимание на формировании характера ребенка

Для принятия верных решений детям нужны твердые нравственные ориентиры. Старайтесь прививать ребенку истинные ценности. Создавайте возможности для жизненных уроков, которые будут регулярно подкреплять значение ваших ценностных убеждений. Например, подчеркивайте важность честности и сострадания, а не победы любой ценой. Дети, которые понимают значение моральных ценностей, чаще принимают здравые решения – даже когда другие не согласны с их действиями.

7. Сделайте благодарность приоритетом

Благодарность – прекрасное лекарство от жалости к себе и других вредных привычек, мешающих ребенку стать психологически устойчивым. Помогайте ребенку узнавать все хорошее, что есть в мире, чтобы даже в худшие свои дни он знал, что ему есть за что испытывать глубочайшую признательность. Благодарность может улучшить настроение ребенка и побудить его к превентивному решению проблем.

8. Утверждайте личную ответственность

Развитие психологической устойчивости предполагает принятие личной ответственности. Когда ребенок совершает ошибку или плохо себя ведет, разрешайте ему объяснять мотивы своего поведения, но не позволяйте оправдываться. Делайте замечания, если он пытается обвинять других в том, что он думает, чувствует или как ведет себя.

9. Учите ребенка навыкам управления эмоциями

Развитие психологической устойчивости требует четкого осознания детьми своих эмоций. Не нужно подавлять свои чувства, но необходимо выбирать здоровые способы управления ими. Учите ребенка справляться с неприятными эмоциями, такими как гнев, печаль и страх. Когда дети понимают собственные чувства и знают, как поступать с ними, они становятся лучше подготовленными к решению проблем.

10. Демонстрируйте психологическую устойчивость на собственном примере

Лучший способ побудить ребенка к развитию психологической устойчивости – это демонстрировать ему свою собственную психологическую устойчивость, а не только рассказывать о ней. Говорите о своих личных целях и показывайте ребенку, что вы принимаете меры, чтобы становиться сильнее. Сделайте самосовершенствование и психологическую устойчивость жизненным приоритетом и избегайте поступать так, как психологически устойчивые родители не поступают.

Источник

Оцените статью