Консультация для родителей «Как развивать эмоции у детей?»
консультация
Информация для родителей по эмоциональному развитию детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад №42
Консультация для родителей
«Как развивать эмоции у детей?»
с. Павловская Слобода
Это может показаться странным, но так оно и есть: эмоции ребенка нуждаются в постоянном развитии, что достигается путем проявления внимания и одобрения со стороны взрослых. Посудите сами: малыш прибежал к маме и радостно, подпрыгивая, сообщил, что он только что сделал тако-о-ой замок из песка! Мама, выказывая явную заинтересованность, идет с ребенком во двор, чтобы посмотреть на шедевр, увидев который восхищается и хвалит малыша. Но, возможен и другой вариант развития событий. Мама может сослаться на занятость и проигнорировать просьбу ребенка, отделавшись сухо брошенным «молодец, только не мешай мне». В результате маленький человечек почувствует обиду и то, что его «работа» никому не нужна и не интересна. В первом примере похвала и выделение ребенку нескольких минут играют огромную роль в формировании его как личности, это сподвигает его на достижение дальнейших успехов. Во втором случае малыш будет лишен возможности узнать, что такое радость, вместо этого наступит спад эмоций, который приводит к пассивности. Очень важно, чтобы так называемое обучение эмоциям происходило в первые годы жизни, поскольку со временем это будет невозможно.
Хваля и поощряя ребенка, не перестарайтесь. Дети очень чутки к эмоциональной фальши. Поэтому преувеличенные восторги и неестественное умиление приведут к обратному результату: ребенок не сможет целостно и полно воспринимать красоту, он перестанет доверять, прежде всего, вам, а впоследствии – словам и эмоциям других людей.
Большую роль в воспитании чувства прекрасного и формировании эмоциональной сферы являются игрушки, которые окружают ребенка. Поэтому не покупайте малышу игрушек, которые не соответствуют его возрастным потребностям, и следите, чтобы они были выразительные, красивые, вызывающие только положительные эмоции. Особое место в развитии эмоциональной сферы ребенка занимает искусство. Рисуйте с малышом, ходите на выставки (сначала, например, это могут быть выставки детских рисунков), пойте, ходите на концерты, занимайтесь с ним музыкой или просто включайте диски. Музыка как самый эмоциональный вид искусства развивает способность сопереживать, испытывать всю гамму человеческих эмоций, мобилизуя эмоционально-чувственный мир личности. Благодаря музыкальному развитию, формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Огромную роль в формировании позитивных эмоций у малыша играют сказки. Возьмите себе за правило ежедневное чтение перед сном. Читайте выразительно, с яркими эмоциями. Тогда малыш сможет прочувствовать услышанное, сформировать личное отношение к тем или иным поступкам героев, сделает определенные выводы.
Как справляться с негативными эмоциями?
Если с позитивными эмоциями все понятно, то как быть с негативными, к которым относятся эмоции, связанные с гневом, ненавистью, страхом, тревогой? Зачастую ребенок проявляет такие эмоции не намеренно, пытаясь вывести из равновесия взрослых или «насолить» им. Дело в том, что иногда дети, особенно до 10-летнего возраста, не могут описать, что творится в их душе, и чем они недовольны. Чтобы избежать последствий, вызванных негативными эмоциями, разговаривайте с малышом. Научитесь его слушать, а затем научите малыша слушать самого себя и определять свои эмоции. Предложите ребенку (конечно, не раньше, чем в 4-5 лет) описать чувства, которые он испытывает в данный момент. Пусть он расскажет вам, в какой цвет он бы покрасил свое настроение, если бы это было возможным. Чтобы научиться справляться с гневом, существуют специальные методики и упражнения. Например, вы можете строить «рожицы» перед зеркалом, посредством мимики изображая различные эмоции. Этот метод подходит абсолютно всем детям, начиная с 1-1,5 лет. Для «выплескивания» негативных эмоций можно придумать множество способов. Например, колотить руками подушку. Но учтите, что это должна быть одна, отведенная для этой цели подушка, и ни в коем случае не игрушка. Можно взять чашку и кричать в нее, сколько душе угодно, пока злость не иссякнет. В тазик или ванну с водой можно швырять резиновые игрушки. Ребенок сам не заметит, как увлечется и вовсе забудет о своем недавнем состоянии.
Кто-то с недоверием, ухмыльнется, мол, легче дать несколько раз по попе и не возиться с ребенком. Эффект, якобы, быстрый и надежный. Но имейте в виду, что загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать и подавлять – очень вредно. Кроме того, что это негативно скажется напсихике ребенка, в старшем возрасте это может привести к серьезным последствиям: заболеваниям сердца, неврозу, повышенному давлению. Более того, дети, которых не понимали взрослые, сами, став таковыми, не поймут окружающих, они будут раздражительны и агрессивны. Нередко у таких людей отмечаются проблемы общения.
Воспитывайте у ребенка терпеливость и умение спокойно общаться с людьми. Для этого можно поиграть в такую игру. Возьмите в руки какой-нибудь привлекательный предмет, пусть это будет игрушка или книга, а ребенок должен уговорить вас отдать этот предмет. Вы же не должны сразу сдаваться: отдаете вещь, когда посчитаете нужным. Потом поменяйтесь местами. После окончания игры поговорите с ребенком. Пусть он ответит, почему, по его мнению, вы отдали ему игрушку, как правильнее нужно просить, обсудите свои чувства, возникавшие во время игры.
Вместе с малышом надо пережить его чувства: удивление, радость, огорчение, слёзы. Душевное благополучие ребенка зависит от микроклимата, в котором он растёт. Я предлагаю устраивать детям праздники и развлечения. Это дни рождения, экскурсии, пляски хороводы, покупка новой игрушки, показ театра, показ новой книжки, даже уборку игрового уголка можно сделать весело и радостно. А подарками могут быть поделки из бумаги – оригами. Это и бантик, это и фантик, голубь, флажок, цветок. А если воздушный шарик на ниточке или на палочке, то будет малышу в радость – значит Вы добились многого.
Ежедневная встреча с ребёнком взявшись за руку предложить новую игрушку пообещав ему все его желания исполнить, главное отметить внешний вид ребенка — какой он красивый сегодня, лучше чем вчера.
Традиционные дни именинника: праздничная атмосфера – плакаты, воздушные шары, именинный колобок с поздравлениями. Малышу на голову одеваем колпак, на шею галстук с надписью «С Днём Рождения!», в комнате красиво накрыты столы с детской скатертью, в центре стола – цветы, флажки, шары на палочке, звучит музыка «крокодила Гены и Чебурашки» из мультфильма.
Можно предложить малышу игры:
Игры с музыкальными игрушками;
Игры с движущими игрушками;
С водой, песком, снегом;
Шли, шли и игрушки нашли — уборка игрушек.
Много есть праздников для эмоционального настроения малыша:
Праздник с сюрпризами, а сюрпризами могут быть открытки, коробочки, мелкие игрушки, киндер.
Следующие праздники можно провести с воздушными шариками, вместе надуваем, завязываем на ленточку, рисуем улыбку и гуляем с ниточкой.
Организовать праздник мыльных пузырей – пускание пузырей на улице. Это радость, смех, улыбка, восхищение.
Праздник воды, особенно летом – это купание в воде с игрушками, это переливание воды из лейки в лейку, из ведерки в ведерку, из формы в форму, это брызги с водой, рисование с цветной водой, купание игрушек, кукольное чаепитие.
Можно ещё и ещё предлагать праздники: с пуговицами, с прищепками, с ленточками, со шнурками, с пирамидками, с фантиками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Что такое эмоции?» Какую роль играют эмоции в развитии и жизни ребёнка.
Как развивать эмоции у детей.
Разработка идеи формы взаимодействия педагога с родителями.
Может показаться странным, но эмоции ребенка нуждаются в постоянном развитии, что достигается путем проявления внимания и одобрения со стороны взрослых.
Из размещённого материала вы сможете почерпнуть теоретические и практические знания о развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Всё люди – существа эмоциональные, но дети, в меру возрастных особенностей и жизненного опыта, способны более ярко демонстрировать собственные эмоции.
Эмоции — это внутренние переживания человека. Они выражают отношение человека к складывающимся ситуациям и носят ситуативный характер.
Источник
Как развивать эмоции у детей?
Надежда Каюмовна Белобородова
Как развивать эмоции у детей?
Как развивать эмоции у детей?
Родители и педагоги осознают свою значимость в деле обучения ребёнка, формирования у него представлений об окружающем мире. Они учат малыша ходить, крепко держа за руку и помогая обходить острые углы, приучают к самостоятельности и показывают, как держать ложку и пить из чашки. Повзрослевшего ребёнка учат ездить на велосипеде, крепко придерживая на первых порах за сиденье и помогая сохранять равновесие.Но вот странно: в мир эмоции ребёнок вступает один, без поддержки взрослых и его мудрых советов. Однако детские эмоции нуждаются в постоянном развитии, что достигается путём проявления внимания и одобрения со стороны взрослого.
Представьте себе такую ситуацию:к маме подбежала девочка с радостным сообщением: «Я нарисовала такой красивый замок для принцессы! Пойдём я тебе покажу». Мама, показывая явную заинтересованность, идёт за девочкой, чтобы посмотреть на «шедевр», увидев который произносит слова восхищения и хвалит малышку, хотя замок для принцессы может быть скорее похож на домик сварливой старухи из сказки А. С. Пушкина. Но возможен и другой вариант развития событий. Мама может сослаться на занятость и усталость и проигнорировать просьбу ребёнка, отделавшись сухо брошенной фразой «Молодец, только отойди и не мешай мне». В результате маленький человечек почувствует обиду и то, что его работа никому не нужна, а внутренний мир никому не интересен. Похвала и выделение ребёнку всего несколько минут, описанные в первом случае, играют огромную роль в формировании его как личности, они послужат импульсом для достижения дальнейших успехов. В противном случае (второй вариант) малыш будет лишен возможности узнать, что такое радость, вместо этого наступит спад эмоций, который приводит к пассивности, пессимизму. Поэтому использование общих фраз, таких как «хорошо», «нормально», демонстрируют ребёнку лишь ваше равнодушие к его детским страданиям и могут серьёзно его обидеть. В этом случае нужно объяснить ребёнку –дошкольнику, что именно вам понравилось в его рисунке и почему, а также можно указать на то, что у него получилось более удачно и почему. Акцентирование вашего внимания даже на маленьком успехе ребёнка создаёт положительную атмосферу для его творчества и самооценки. Таким образом ребёнок учится верить в собственные силы и способности. Однако, хваля и поощряя ребёнка, нужно не перестараться. Дети очень чутки к эмоциональной фальши. Существует тонкая грань, которую нельзя переступать, иначе ребёнок интуитивно чувствует, что его обманывают.Поэтому преувеличенные восторги и неестественное умиление приведут к обратному результату: ребёнок не сможет полноценно воспринимать красоту, он перестает доверять словам и эмоциям других людей.
Довольно часто встречаются ситуации, когда ребёнку запрещают внешне проявлять определённые эмоции. Малыш, который пытается вести себя непринуждённо и естественно,получает множество замечаний от взрослых: «Не плач, ты же мальчик!», «Не бойся, ты же уже большой!», «Не смейся так громко!». В результате ребёнок начинает прятать внутри себя неуверенность, страх, гнев, обиду, так как не хочет быть непонятым, неприятным, смешным. Но есть и такие взрослые, которые могут даже наказать ребёнка за проявление им отрицательных эмоции, вместо того чтобы задуматься о причинах частых капризов и нередкого раздражения ребёнка. Скорее всего, это сигнал, который может говорить о неблагополучных отношениях в семье или в коллективе сверстников.
Психологами показано, что эмоциональная сфера ребёнка вырабатывается в атмосфере понимания, сочувствия и внимания к состоянию друг друга. Важно помнить, что ребёнка невозможно научить радоваться, используя специальные методики и упражнения. Важно понимать, что родители и педагоги лишь косвенно создают радостное и весёлое настроение детей, демонстрируя при этом своё чувство юмора и жизнелюбие, а также разделяя свою радость с ребёнком и тем самым развивая не только эмоциональную сферу, но и все компоненты познания.
На фоне положительных эмоций лучше развиваются все психические процессы. Позитивное настроение улучшает процесс запоминания. Благодаря эмоциональной памяти долго помнятся пережитые события. Ощущения счастья и радости имеют тенденцию способствовать эффективному выполнению разнообразных познавательных задач, увеличивает мотивацию к учебной деятельности, повышает способность к волевому усилию. Поскольку каждая эмоция имеет физиологическую составляющую, многие болезни носят психосоматический характер, работа с эмоциями ребёнка – это работа по укреплению его психического здоровья. Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, так как невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач и ошибок.
В настоящее время выявлено, что у современных детей часто отмечается состояние эмоциональнойнапряженности из-за общей нервозности окружающей обстановки: часто возникающие отрицательные ситуации в семье, вечно куда-то спешащие, занятые, усталые взрослые. И если вовремя не обратить внимание на возникающие нарушения в эмоциональном состоянии, то это может вызвать тяжелые последствия, а именно способствовать возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребёнка, к нарушению социальных контактов.
Большую роль в формировании эмоциональной сферы играют игрушки, которые окружают ребёнка. Рекомендуется покупать малышу игрушки, которые соответствуют его возрастным потребностям, и следить, чтобы они были выразительные, красивые, вызывающие только положительные эмоции.
Особое место в развитии эмоциональной сферы ребёнка занимает искусство. Можно рисовать с малышом, прослушивать детские песенки, ходить на выставки и концерты. Произведения искусства развивают способность сопереживать, испытывать всю гамму человеческих чувств, при этом совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте и в жизни. Огромную роль в формировании позитивных эмоций у малыша играют сказки. Организуйте ритуал чтения литературных произведений перед сном. При этом следует помнить, что читать нужно выразительно, с яркими эмоциями, а затем побеседовать о причинах и следствиях поступков героев, поощрять ребёнка к высказыванию личного отношения к тем или иным поступкам героев, учить делать определенные выводы. Ребёнка нужно и можно научить находить самые разные источники положительных эмоций, главное – чтобы они не были материальными.Их легко можно найти повсюду: во время прогулки обратить внимание ребёнка на благоухание цветов, на удивительный рисунок крыльев бабочки, песни птиц, при этом очень важно радоваться этим явлениям вместе с ним.
Ещё одним немаловажным фактором в воспитании ребёнка является фокусирование его внимания на положительных моментах в его общении со сверстниками. Рассказывайте ему, как это весело и здорово – играть вместе с ребятами в прятки, качаться на качелях, строить город из песка и устраивать гонки с машинками. Можно предложить ребёнку нарисовать радостные моменты, которые он пережил за прошедший день, или поговорить с ним о ситуациях, в которых он испытывал чувство радости и удовольствия. Таким образом взрослые учат ребёнка фиксировать его внимание на положительных эмоциях, позднее он начнёт их осознавать сам, легко научиться находить в жизни повод для радости и улыбки.
Следовательно, задача взрослого состоит в том, чтобы научить ребёнка управлять своими чувствами, рассказывать о своём внутреннем мире, научить слушать, слышать и понимать эмоциональное состояние окружающих, способствовать тому, чтобы эмоциональное развитие детей протекало нормально. Дети познают мир через яркие образы, конкретно и наглядно, а многие свойства обычных на взгляд взрослого предметов и явлений, которые для него давно стали понятны и привычны, на маленького человечка могут произвести самое неожиданное впечатление.
Так как же можно повлиять на развитие эмоций у детей?
Самым лучшим способом развития эмоционального мира являются игры. В процессе игрового взаимодействия расширяется детский эмоциональный словарь, который потом даст возможность обозначить словом те эмоции, которые переполняют и захлёстывают ребёнка, в доступной форме объяснить ему, как лучше понять то или иное состояние – своё или других детей – тем самым облегчая его проживание. Работа эта основывается на положительных эмоциях, которые стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям.
Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?» Самое ближайшее окружение для ребенка детский сад и семья. Именно здесь у него впервые формируется правильное отношение к творческой деятельности.
Консультация «Как развивать любознательность ребёнка» Все дети от природы любопытны. От рождения им дано очень важное свойство – стремление познавать и понимать окружающий мир. Но чтобы любознательность.
Как развивать творческие способности у детей? Самое ближайшее окружение для ребенка детский сад и семья. Именно здесь у него впервые формируется правильное отношение к творческой деятельности.
Консультация для родителей «Как развивать мелкую моторику рук у детей 3–4 лет» Как развивать мелкую моторику рук у детей 3-4 летАктуальной проблемой в наше время становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста.
Консультация для родителей «Как можно развивать память у детей» Родители часто недоумевают, почему их малыши с трудом разучивают стихи, которые задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает.
Консультация для родителей «Как развивать музыкальный слух у детей» Буквально с первого месяца его жизни можно повесить в комнате набор валдайских колокольчиков. В течении дня можно несколько раз в день давать.
Консультация для родителей «Как развивать музыкальный слух у детей» Как развивать музыкальный слух у детей Потенциально музыкальный слух есть у всех, только у некоторых он оказался убитым в детстве из-за.
Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?» Творчество — необыкновенный источник энергии, развития, получения положительных эмоций! Очень полезно развивать творческие способности у.
Круглый стол для родителей детей средней группы «Как развивать речь ребёнка» Круглый стол для родителей детей средней группы «КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЁНКА»Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого.
Как развивать детскую любознательность О. В. Баутина Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков.
Источник